Первый царь в истории россии: Родился первый русский царь Иван IV Васильевич

Содержание

Первый русский царь в истории России

  • 26 Июля, 2019
  • Личности
  • Ольга Стрелкова

«За нас говорит сама история. Пали сильные правители и государства, а наша православная Русь процветает и ширится. Из мелких разрозненных княжеств составилось царство, крупнейшее в мире, а глава его вершит судьбы не одного лишь своего народа, к его слову внимательно прислушиваются и главы других государств», — это высказывание относится ко времени правления первого царя на Руси. Его можно найти в «Сказании о венчании русских царей», написанном в 19 веке П. П. Пятницким. О том, кто был первым царем на Руси, и пойдет речь.

Плюсы и минусы правления

Как звали первого русского царя? Это был Иван IV, который остался в истории под прозвищем Грозный. Традиционно в русской историографии сложился негативный образ его правления.

Но существует и другое направление, говорящее о положительных результатах, среди которых отмечаются:

  • прекращение феодальных междоусобиц;
  • объединение земель;
  • проведение реформ, укрепивших вооруженные силы и систему управления государством.

Это дало возможность разгромить на Волге последние остатки Золотой Орды, какими были Астраханское и Казанское царства.

Одновременно с этим были и большие минусы. Речь идет о неудачах России в Ливонской войне за выход к Балтийскому морю, неурожаях в шестидесятых годах 16 века, голоде и чуме, которые опустошили страну.

Нельзя не вспомнить и о раздоре первого русского царя с боярами. Одними из самых больших минусов были:

  • раздел государства на опричнину и земщину;
  • козни опричников и казни 1656-72 годов, ослабившие страну.

Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России.

Ожесточенная борьба за господство, которую вели боярские группировки

Иван IV приходился сыном Василию III, великому князю, и Елене Глинской, великой княгине. Годом его появления на свет является 1530-й. В 1533 году умер его отец, а затем недолго правила мать, при которой велась борьба с удельными князьями. И будущий первый царь видел перед собой ожесточенную борьбу за власть между могущественными знатными боярскими группировками – Бельскими и Шуйскими в 1538-1547 годах.

Самодержавным правителем большой страны, которая перешла к нему, как наследие предков, Иван IV стал в 1547 году. Но он не просто взошел на трон, ему выпала судьба стать первым русским царем, которого венчали на царство.

Новая форма царского венчания при Иване Грозном

С вступлением на трон Ивана IV старинный обряд посвящения на царство, который выражался в «посажении на стол», изжил себя. Он уступил место новой для Руси форме венчания царей, соответствующей древнему цареградскому (византийскому) чину, сопровождаемому миропомазанием.

Почему произошли такие изменения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к тому времени, когда будущий царь еще не появился на свет. Следует вспомнить период, когда земля Русская была раздираема политическими распрями и раздроблена.

Необходимо идеологическое обоснование первенства Москвы

Прежде чем Москва стала важным политическим центром, собрав вокруг себя земли в единую крепкую державу, потребовался ряд войн, дипломатических ходов и множество прочих факторов. Но этого было еще мало. Было необходимо идеологическое обоснование того, что власть все больше сосредотачивается в руках великого Московского князя.

Началом формирования такой идеологии считается конец 15 – начало 16 вв. В это время правил Иван III, а затем и его сын Василий III. Именно тогда на территории Восточной Европы как раз и складывалось мощное Русское государство. Следовало ответить на вопросы:

  1. Какое место в мире может оно занять?
  2. Какова его роль в дальнейшей истории?

В этих условиях и формируется теория под названием «Москва – Третий Рим», обосновывающая единодержавие великих Московских князей. Она связана с именем старца Филофея, обитавшего в Псковском Елеазаровском монастыре. Большая роль в ней отведена православной религии.

Русь как преемница Византийской империи

Нужно отметить, что представления о месте Руси в христианском мире стали формироваться вскоре после того, как она приняла христианство. До этого у славян существовала языческая вера, а после их крещения Киевская Русь сравнялась с прочими христианскими странами.

Но как показал исторический процесс, не всем государствам удалось сохранить веру в первоначальном виде. В 1054 году Римская церковь отделилась от Вселенского православия. В 1439 году константинопольским патриархом была заключена Флорентийская уния с Римской церковью. А в 1453-м под натиском турок пал Константинополь.

Все эти события оказали влияние на развитие не только многих европейских стран, но и Руси. С падением Византии, которая была мощной христианской державой, начинает переосмысливаться роль в событиях мировой истории и ее дальнейшем развитии правителей Руси.

Московские великие князья начинают рассматривать себя в качестве преемников византийских императоров, а Русское государство стремится к тому, чтобы занять место, ранее принадлежавшее Константинополю.

Теория старца Филофея о «Москве – Третьем Риме»

Начиная с середины 15 века мысль о том, что Русская земля избрана Богом и имеет особое предназначение, уже не была новой. Больше того, она приобрела более глубокий смысл. Новое положение Руси оформилось в результате отступления от православия греческих правителей, а наряду с этим и стало следствием укрепления в Русской земле «истинной веры».

В этой обстановке мысли об избранности Московского государства и получают свое воплощение в идее «Москва – Третий Рим». Литературное отражение она находит в посланиях старца Филофея, которые он поочередно направлял сначала Василию III, затем Мисюрю Мунехину, дьяку, и, наконец, Ивану Грозному.

Кратко основные положения данной теории можно обозначить следующим образом:

  1. Все, что происходит в жизни народов и людей, определяет Божий промысел.
  2. Два Рима – Древний Рим и Константинополь – пали, а Москва – это Третий Рим и последний.
  3. Русский царь – это единственный наследник власти, ранее принадлежавшей правителям двух павших государств.

Таким образом, Москва рассматривается не только как мировой политический центр, но и как церковный. А Московские цари становятся преемниками императоров Византии.

Особая историческая роль Московского государства

Таким образом, 16 век становится в сознании людей переломным. На Руси образуется Православное Царство — государство, в котором жизнь каждого человека, начиная от правителя и заканчивая последним из холопов, подчиняется одной цели. Эта цель заключается в том, чтобы быть достойными выпавшей на долю Московии великой миссии завершения мировой истории.

Как будущая держава, Русское государство становится в один ряд с государствами Европы. Руси того времени выпала особая историческая роль, в числе прочего она стала рассматриваться и как единственная хранительница истинного христианства.

Венчание Иоанна на царство

Именно такие воззрения на изменения в православном мире и преобладали при Иване Грозном. В 1547 году, 16 января, в Кремле, в Успенском соборе было проведено торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство.

Митрополит возложил на Иоанна крест Животворящего Древа вместе с бармами (широкое оплечье или воротник с изображениями религиозного характера) и шапку Мономаха. Это предметы, являвшиеся знаками царского сана. После того как первый русский царь приобщился к Святым Тайнам, его помазали миром.

Свидетельством того, что данное событие не рассматривалось, как просто красивый обряд, а было серьезно воспринято Иваном IV, служит и тот факт, что по прошествии десяти лет он решил закрепить свое положение. Он попросил благословения на совершенное венчание у Восточной церкви, так как до этого вселенский патриарх не давал его. А значит, в глазах иностранных правителей Иван Грозный не был первым русским царем.

Грамота вселенского патриарха

И вот в 1561 году патриарх Иоасаф прислал в Москву соборную грамоту, подписанную греческими митрополитами и епископами. В ней говорилось о родстве Московского царя и греческой царевны Анны, о роли Владимира Красно Солнышко.

Грамота поясняла, что Иван IV, без сомнения, происходит из царского рода, а именно от сестры Василия Багрянородного Анны, а также был венчан диадемой, прочими одеждами и знаками царского сана, которые были присланы из Греции. А значит, Иоанну следует именоваться законно венчанным.

Таким образом, Иоанн Грозный не просто получил царский титул, которым его называли во внешнеполитических документах. Он оказался первым русским царем, который осознал всю важность пребывания на престоле, сопряженную с духовной направленностью, без наличия которой Москва не смогла бы стать центром Русского государства и преемницей Константинополя.

Похожие статьи

Личности

Юрий Алексеевич Гагарин: годы жизни, биография, первый полет и причина смерти

Личности

Император-миротворец Александр 3-й: почему так назвали, биография и достижения

Личности

Отставка Ельцина Б.

Н. с поста президента: дата, причины и итоги

Личности

«Молодая гвардия», подпольная антифашистская организация: участники, деятельность, значение

Личности

Лаврентий Павлович Берия: биография, личная жизнь, преступления

Личности

Смерть Александра 1: дата, причины, исторические события

350 лет со дня рождения Петра Великого — первого российского императора

Информация о материале
Опубликовано: 09 июня 2022
Просмотров: 16246

9 июня 2022 года исполняется 350 лет со дня рождения первого российского императора, царя-реформатора Петра I. В 10-летнем возрасте он был провозглашён царём, но самостоятельно стал править в 1689 году.

На портале Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина сформирована масштабная электронная коллекция «Династия Романовых. Земский собор 1613 года», один из разделов которой посвящён преобразователю России и основателю Санкт-Петербурга. Посетитель сайта может ознакомиться с деловой и личной перепиской монарха, посвящёнными ему исследованиями, библиографиями и другими документами. В частности, доступны «Достопамятные сказания о жизни и делах Петра Великого: 1672–1725», «Пётр Великий, последний царь Московский и первый император Всероссийский», «В Петербурге при Петре Великом».

Юные годы будущего императора подробно описаны в изданиях П. Петрова и М.И. Семевского.

«С младенчества проявлялась в царевиче особенная живость и любознательность – верные признаки здорового, могучего ума,


– пишет В. Петров в «Очерке жизни первого императора Всероссийского» (1872), доступном на сайте библиотеки.


– Благодаря воспитанию умного образованного дьяка, который водил его по комнатам дворца, где были развешены разные картины, и, останавливая его перед всем мало-мальски замечательным, всё объяснял ему толково и заставлял потом повторять рассказанное, показывал изображения на рисунках разных земель, гор, рек и морей (географические карты), модели крепостей и иностранных кораблей.

По его распоряжению были также нарисованы изображения наиболее прославившихся русских царей и их знаменитых подвигов и, таким образом, Петр видел перед собою русскую историю в лицах».


Детские годы также отражены в «Достопамятных сказания о жизни и делах Петра Великого: 1672–1725» М.И. Семевского.

Эти детские игры вызвали в Петре интерес к военному делу и положили начало образованию российской армии – сначала «потешной», для игр цесаревича, а затем регулярной, хорошо обученной: «Стали приглашать в потешные людей разного звания и уже не детей. Из них сперва составился один полк, а потом и другой; оба они были названы по имени слобод, в которых жил Пётр и его потешные: первый – Преображенским, а второй – Семёновским. Так и теперь называются два гвардейских полка, с которых и началось образование гвардии», – говорится в «Истории Петра Великого (с 19 рисунками)» (1872).

Пётр стал первым из русских царей, совершившим длительное путешествие по странам Западной Европы. После возвращения на родину, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы Российского государства и общественного уклада. Как говорится в книге С. Гречушкина «В Петербурге при Петре Великом» (1910): «Начало XVIII века застало Россию в разгаре преобразовательной деятельности Петра Великого. Молодой царь уже побывал в Европе, насмотрелся на тамошние порядки, личным наблюдением и сравнением оценил преимущества европейских знаний, научился сам многому неведомому в московской Руси… возвратился в Москву с твёрдым намерением приступить к пересозданию отечества по западноевропейскому образцу».

Именно тогда и появилась мысль о свободном доступе к морю и о создании новой столицы России. В 1703 году был основан Петербург. Отвоевав у шведов дельту Невы, «из всех островов, разбросанных на Неве, Пётр избрал, как наиболее возвышенный и удобный, Заячий остров. Шведы ежеминутно могли придти с новыми силами и отнять драгоценную добычу. Необходимо было как можно скорее укрепляться на новом месте. Поэтому на другой же день часть войска была оставлена для возведения крепости и других построек. Живая, кипучая натура царя не терпела медленности никогда и ни в чём, а здесь и подавно: мечта исполнилась – заветное место найдено… Скорей же, скорей город строить на нём, свои корабли приводить в Неву, принимать иностранные, торг начать у себя дома с голландцами, с датчанами, с англичанами и со всем светом!

Мало одних солдат – царь рассылает повсюду повеления, чтобы со всех сторон высылали к нему и землекопов, и плотников, и каменщиков – и вот потянулись со всех концов Руси мужички-работнички с кирками, ломами, тачками и всякими инструментами…» – описывает начало строительства города В.  Сорокин в издании «Рассказы о Петре Великом» (1872).

Интересные подробности о жизни и деятельности царя-реформатора можно найти также в представленном на портале Президентской библиотеки многотомном труде одного из крупнейших российских историков Н.Г. Устрялова

«История царствования Петра Великого», которому он посвятил 23 года своей жизни. По словам автора, он «старался изобразить Петра в таком виде, как он был на самом деле, не скрывая его слабостей, не приписывая ему небывалых достоинств, вместе с тем во всей полноте его несомненного величия».


«В глазах историка он стоит так высоко, что титул победителя, даже полтавского, является чем-то малым и односторонним,


– пишет крупнейший русский историк С.В. Соловьёв в издании «Пётр Великий» (1898),
подводя итог подвижнической деятельности Петра.


– Война, победа исчезают в своём самостоятельном значении, исчезает полководец, победитель, но тем выше поднимается великий человек, вождь своего народа в великом движении, охватившем весь организм народной жизни».


В 2022 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 25 октября 2018 года № 609 в России прохлдят масштабные праздничные мероприятия, приуроченные к 350-летию со дня рождения Петра Великого.

Напомним, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года был образован организационного комитета по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I. В состав оргкомитета вошли руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Совета Федерации, Государственной Думы, ведущих научных и образовательных организаций, учреждений культуры. Председатель оргкомитета – Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Министерством культуры Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга, Астраханской, Воронежской, Ленинградской, Ростовской, Свердловской, Ярославской областей, Республики Карелия, Генеральной прокуратуры, Российской академии наук и организаций культуры подготовлен проект плана основных мероприятий.

Он включает около 100 событий, направленных на информирование аудитории о значении реформ Петра I для истории России, в том числе торжественные, памятно-мемориальные мероприятия, научные, издательские и информационные проекты. Особое внимание уделено культурно-просветительским мероприятиям для детей и молодёжи: предусмотрены экскурсионные программы, тематические уроки, интерактивные занятия, исторические и литературные конкурсы, театрализованные представления, акции в формате Дней единых действий.

Напомним, 350-летие со дня рождения Петра I (1672) входит в список приоритетных тем работы Российского исторического общества на 2022 год.

15 мая 2019 года в Санкт-Петербурге состоялось первое заседание оргкомитета, в котором принял участие Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В своём выступлении он сказал:

«Царь Пётр знал свой народ и глубоко верил в него. И поэтому смог проложить России дорогу в будущее».


Он добавил, что не все историки однозначны в оценках петровских реформ.


«Его методы часто бывали суровы, а новая «европейская» элита во многом потеряла связь с русским обществом,

подчеркнул Председатель РИО.


– При этом было бы несправедливо отрицать, что именно петровская эпоха открыла дорогу к вершинам власти многим талантливым людям, опиравшимся лишь на трудолюбие, ум и отвагу».

Текст: Вера Марунова

  • Пётр I Великий

Картина Ивана Грозного «серьезно повреждена» при нападении поляка | Россия

Одна из самых известных и противоречивых картин России, на которой изображен Иван Грозный, баюкающий своего умирающего сына, сильно пострадала после того, как мужчина напал на нее металлическим шестом в одной из московских галерей.

Полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» было завершено русским реалистом Ильей Репиным в 1885 году и изображает убитого горем царя, держащего на руках сына после нанесения ему смертельного удара, историческое инцидент, правдивость которого оспаривают некоторые русские националисты.

На видео, опубликованном министерством внутренних дел, неназванный подозреваемый, кажется, признается, говоря, что он пошел посмотреть на картину, прежде чем выпить водку и «быть подавленным чем-то».

Иван Грозный считается одним из самых жестоких правителей в долгой истории России: кровожадный и параноидальный тиран, убивший собственного сына. Но фигура царя 16-го века недавно подверглась своего рода реабилитации в современной России, и некоторые националисты утверждают, что рассматриваемая картина на самом деле была частью иностранной клеветнической кампании.

В Государственной Третьяковской галерее в центре Москвы сообщили, что мужчина напал на полотно незадолго до закрытия в пятницу.

В нем говорилось, что он прошел мимо группы сотрудников галереи, поднял один из металлических столбов безопасности, используемых для защиты картины от публики, и несколько раз ударил по защитному стеклу.

«В результате ударов толстое стекло… было разбито», — сказали в галерее. «Картине нанесен серьезный ущерб. Холст проколот в трех местах в центральной части произведения, где изображена фигура царевича [сына царя]».

Рама также сильно пострадала, сообщили в галерее, но «по счастливому стечению обстоятельств» самые ценные элементы картины — изображение лиц и рук царя и его сына — не пострадали.

Нападавший задержан, ему предъявлено обвинение в повреждении культурного артефакта. Российские информационные агентства со ссылкой на источники в полиции сообщили, что это 37-летний мужчина из города Воронежа, примерно в 286 милях (460 км) от Москвы. По данным агентства РИА Новости, ему грозит до трех лет лишения свободы и штраф в размере 3 млн рублей (33 000 фунтов стерлингов).

На видео МВД мужчина говорит, что осознал серьезность своего преступления. «Я пришел посмотреть на картину», — сообщил мужчина полиции. «Я хотел уйти, но потом зашел в буфет [галереи] и выпил 100 граммов водки. Я водку не пью, и меня что-то захлестнуло».

Некоторые российские СМИ цитируют его слова о том, что он напал на картину, потому что считал изображение неточным. Русские националисты, которые возражают против картины и оспаривают правдивость сцены, ранее требовали, чтобы галерея убрала ее из экспозиции, но Третьяковка отказалась это сделать.

При Владимире Путине споры об исторических нарративах в России обостряются, поскольку Кремль продвигает более позитивный, патриотический взгляд на российскую историю.

Хотя эти споры в основном касались наследия Сталина и Второй мировой войны, Иван Грозный не стал исключением.

В 2013 году группа православных активистов написала открытое письмо в министерство культуры России, утверждая, что картина оскорбляет россиян и представляет искаженное представление о российской истории. Ирина Лебедева, тогдашний директор Третьяковской галереи, заявила тогда, что галерея не будет снимать картину.

В 2016 году в Орле, примерно в 200 милях к юго-западу от Москвы, был открыт первый памятник Ивану Ивановичу якобы в ознаменование 450-летия со дня основания им города.

В то время орловский губернатор Вадим Потомский, главный вдохновитель проекта, сказал, что плохая репутация Ивана частично связана с иностранным заговором.

«Это был великий русский царь, первый настоящий царь, — сказал он. «Люди представляют его как тирана и психологического извращенца. Но если взять европейских лидеров его периода, то они были в разы кровожаднее, но в Европе им памятники стоят, и никто не возражает».

В прошлом году Путин высказался по поводу того, как история понимает Ивана.

«Многие исследователи думают, что он вообще никого не убивал, — сказал Путин, — и что это состряпал папский эмиссар, приехавший в Россию на переговоры и желавший превратить православную Россию в католическую… Но после того, как Иван отказался и велел ему убираться, стало возникать несколько легенд. Его стали называть «Иван Грозный».

Картина имеет непростую историю. Вдохновленный убийством царя Александра II в 1881 году, Репин завершил работу в 1885 году, и она была приобретена московским купцом Павлом Третьяковым для показа в его одноименной галерее. Но картина оскорбила царя Александра III и была временно запрещена к публичному показу.

В 1913 году на полотно также напал психически больной человек, который трижды полоснул его ножом. Репин в то время был еще жив и лично реставрировал его.

В Третьяковской галерее заявили, что есть надежда на ее восстановление после последнего нападения. Галерея заявила, что созывает специальную комиссию из ведущих российских экспертов для планирования действий и наблюдения за ее восстановлением, которое, вероятно, займет несколько лет, если судить по предыдущим усилиям по восстановлению.

Ольга Темерина, заместитель руководителя Центра реставрации произведений Грабаря в Москве, сообщила РИА Новости, что холст, возможно, нуждается в замене, но в центре остались записи Репина о предыдущей реставрации.

«[Ситуация] сейчас, если верить описанию, не совсем трагедия», — сказала она.

16 января 1547 г. – великий князь Иван IV Московский становится первым царем России.

16 января 1547 г. – Великий князь Московский Иван IV становится первым царем России, заменяя 264-летнее Великое княжество Московское Царством русским.

Иван IV Васильевич (25 августа 1530 – 28 марта 1584), широко известный как Иван Грозный, или, точнее, «Иван Грозный» или «Иван Грозный», был великим князем Московским с 1533 по 1547 г. и первый царь России с 1547 по 1584 г.

Иван IV был сыном Василия III Ивановича, великого князя Московского (1479 – 1533) и его второй жены, Елены Глинской, дочери князя Василия Львовича Глинского из Великого княжества. Литвы и сербской принцессы Аны Якшич, член семьи Якшич.


Иван IV, царь всея Руси.

Когда Ивану было три года, его отец умер от абсцесса и воспаления на ноге, переросшего в заражение крови. Иван был провозглашен великим князем Московским по просьбе отца. Его мать Елена Глинская первоначально была регентом, но умерла от того, что многие считают отравлением, в 1538 году, когда Ивану было всего восемь лет.

Затем регентство чередовалось между несколькими враждующими боярскими семьями, борющимися за власть. По его собственным письмам, Иван вместе с младшим братом Юрием часто чувствовал себя заброшенным и обиженным могучими боярами из родов Шуйских и Бельских. В письме к князю Курбскому Иван вспоминает: «Брат мой Юрий, блаженной памяти, и меня воспитали, как бродяг и беднейших детей. Что я страдал из-за отсутствия одежды и еды!!” Этот отчет был оспорен историком Эдвардом Л. Кинан, который сомневается в подлинности источника, в котором эти цитаты найдены.

16 января 1547 года, в возрасте шестнадцати лет, Иван был коронован на царство в Шапке Мономаха в Успенском соборе. Он был первым, кто был коронован как «Царь Всея Руси». До этого правители Московии короновались как великие князья московские, хотя Иван III Великий в своей переписке называл себя «царем». Через две недели после коронации Иван женился на своей первой жене Анастасии Романовне, члене семьи Романовых, которая стала первой русской царицей.

Став царем, Иван посылал миру и России послание: теперь он единственный верховный правитель страны, и его воля не подлежит сомнению. «Новый титул символизировал получение полномочий, эквивалентных и параллельных тем, которыми обладали бывший византийский император и татарский хан, оба известные в русских источниках как царь. Политический эффект состоял в том, чтобы поднять положение Ивана».


Шапка Мономаха

Новый титул не только закрепил за собой трон, но и предоставил Ивану новое измерение власти, тесно связанное с религией. Теперь он был «божественным» лидером, назначенным исполнять волю Бога, поскольку «церковные тексты описывали ветхозаветных царей как «царя», а Христа — как Небесного Царя. Вновь назначенный титул затем передавался из поколения в поколение: «последующие московские правители… воспользовались божественной природой власти русского монарха… кристаллизовавшейся в царствование Ивана».

Предыстория титула царя

Царь — это титул, используемый для обозначения восточно- и южнославянских монархов или верховных правителей Восточной Европы, первоначально болгарских монархов с 10-го века и далее, намного позже титул для двух правителей Сербского государства, а с 1547 г. верховный правитель царя России и Российской империи. В этом последнем качестве она дает название системе правления, царскому самодержавию или царизму.

Термин происходит от латинского слова caesar, которое должно было означать «император» в европейском средневековом смысле этого термина — правитель того же ранга, что и римский император, занимающий его с одобрения другого императора или высшее церковное должностное лицо (Папа или Вселенский Патриарх), но западные европейцы обычно считали его эквивалентом короля или чем-то средним между королевским и имперским рангом.


Иван Грозный показывает свои сокровища Джерому Хорсу, послу английской королевы Елизаветы I.

После утверждения независимости от хана «Великий князь» Иван III Московский начал регулярно использовать царский титул в дипломатических отношениях с Западом. Примерно с 1480 года он обозначается как «император» в своей латинской переписке, как «кейсер» в переписке со шведским регентом, а также как «кейсер» в переписке с датским королем, тевтонскими рыцарями и Ганзейским союзом.

Сын Ивана III Василий III продолжал носить эти титулы. Сигизмунд фон Герберштейн заметил, что титулы «кайзер» и «император» были попытками перевести русский термин «царь» на немецкий и латинский языки соответственно.

Это было связано с растущими амбициями России стать православным «Третьим Римом» после падения Константинополя. Московский правитель был признан императором императором Священной Римской империи Максимилианом I в 1514 г. Некоторые иностранные послы, а именно Герберштейн (в 1516 и 1525 гг. ), Даниил Принц-а-Бухау (в 1576 и 1578 гг.) и Юст Юэль (в 1709 г.) — указано, что слово «царь» не следует переводить как «император», поскольку оно применяется русскими к Давиду, Соломону и другим библейским царям, которые являются простыми царями.

С другой стороны, Жак Маржере, телохранитель Лжедмитрия I, утверждает, что титул «царь» для москвичей более почетен, чем «кайзер» или «царь», именно потому, что это Бог, а не какой-то земной владыка рукоположил применить его к Давиду, Соломону и другим царям Израиля. Сэмюэл Коллинз, придворный врач царя Алексея в 1659 г.-66, назвал последнего «Великим Императором», комментируя, что «что касается слова Царь, то оно имеет столь близкое отношение к Цезарю… что вполне может быть допущено для обозначения Императора. Русские хотели бы, чтобы это был более высокий титул, чем король, а между тем они называют Давида царем, а наших королей Кирролами, вероятно, от Карла Квинта, история которого у них есть».

В 1610 году Сигизмунд III из Польши манипулировал избранием своего сына Владислава IV царем России, в то время как польские войска удерживали Москву в Смутное время после смерти Бориса Годунова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *