Первые шаги временного правительства 1917 кратко – Первые шаги и решения Временного правительства в 1917 году — История — Наука — Каталог статей

ЕГЭ. История. Кратко. Временное правительство и его кризисы

 

Временное правительство и его кризисы

2 марта 1917 года было создано Временное правительство

Оно просуществовало до 25 октября 1917 г.

Это высший исполнительно — распорядительный и законодательный орган государственной власти России.

Три этапа деятельности Временного правительства

  1. Февраль — июнь 1917г. Период двоевластия с Петросоветом. Деятельность была под контролем партий — буржуазно-либеральных и демократических. Были проведены демократические преобразования.

 

 

  1. Июль-август 1917— период единовластия. Правительство смогло на время оттеснить Советы, установление авторитарного режима. Все демократические преобразования свёрнуты.

  2. Август- октябрь 1917 г. Стремление установить крайне правую диктатуру. Корниловский мятеж. Потеря Временным правительством контроля за ситуацией, повышение авторитета большевиков.

Первый состав Временного правительства

Львов Г.Е.

Председатель Совета министров, министр внутренних дел

Милюков П.Н.

кадет

Министр внутренних дел

Керенский А.Ф.

эсер

Министр юстиции

Некрасов Н.В.

кадет

Министр путей сообщения

Коновалов А.И.

прогрессист

Министр торговли и промышленности

Мануйлов А.А.

кадет

Министр просвещения

Гучков А.И.

октябрист

Военный и морской министр

Шингарёв А.И.

кадет

Министр земледелия

Терещко М.И.

промышленник

Министр финансов

Львов В.Н.

центрист

Обер-прокурор Святейшего Синода

Годнев И.В.

октябрист

Государственный контролёр

 

Первое коалиционное (создано после апрельского кризиса)

Львов Г.Е.

Министр-председатель , министр внутренних дел

Терещенко М.И.

Министр иностранных дел

Переверзев П.Н.

трудовик

Министр юстиции

Коновалов А.И.

прогрессист

Министр торговли и промышленности

Мануйлов А.А.

кадет

Министр просвещения

Керенский А.Ф.

эсер

Военный и морской министр

Чернов В.М.

эсер

Министр земледелия

Шингарёв А.И.

кадет

Министр финансов

Некрасов Н.В.

Министр путей сообщения

Церетели И.Г.

меньшевик

Министр почты и телеграфа

Скобелев М.И.

меньшевик

Министр труда

Пешехонов А.В.

народный социалист

Министр продовольствия

Шаховский Д.И.

Министр  государственного призрения

Львов В.Н.

центрист

Обер-прокурор Святейшего Синода

Годнев И.В.

октябрист

Государственный контролёр

 

Второе коалиционное правительство (создано после июльского кризиса)

Керенский А.Ф.

эсер

Министр-председатель , военный и морской министр

Некрасов Н.В.

радикальный демократ

Заместитель министра — председателя и министр финансов

Авксентьев Н.Д.

эсер

Министр внутренних дел

Терещенко М.И.

беспартийный

Министр иностранных дел

Зарудный А.С. трудовик

Министр юстиции

Прокопович С.Н.

беспартийный

Министр торговли и промышленности

Ольденбург С.В.

кадет

Министр просвещения

Чернов В.М.

эсер

Министр земледелия

Никитин А.М. меньшевик

Министр почты и телеграфа

Скобелев М.И.

меньшевик

Министр труда

Пешехонов А.В.

народный социалист

Министр продовольствия

Ефремов И.Н.

радикальный демократ

Министр государственного призрения

Юренев П.П.

кадет

Министр путей сообщения

Карташёв А.В.

кадет

Обер-прокурор Святейшего Синода

Кокошкин Ф.Ф.

кадет

Государственный контролёр

 

Третье коалиционное правительство

Провал корниловского мятежа привёл к политическому кризису.

 1 сентября создан новый орган власти – Директория ( « Совет пяти» : Керенский А.Ф., Терещенко М.И., Верховский А.И., Вердеревский Д.Н., Никитин А.М.)

1 сентября 1917 года Директория провозгласила Россию республикой.

 14 сентября — Всероссийское демократическое совещание. Приняли участие представители демократических партий и общественных организаций.

Оно избрало постоянно действующий Временный совет республики — Предпарламент. Однако заметной роли он не играл.

25 сентября – создано

третье коалиционное правительство.

Керенский А.Ф.

эсер

Министр-председатель, верховный главнокомандующий

Коновалов А.И.

кадет

Заместитель министра — председателя и министр торговли и промышленности

Никитин А.М.

Министр внутренних дел и министр почты и телеграфа

Терещенко М.И.

беспартийный

Министр иностранных дел

Верховский А.И.

Военный министр

Вердеревский Д.Н.

Морской министр

Бернацкий М.В.

Министр финансов

Малянтович П.Н.

меньшевик

Министр юстиции

Салазкин С.С.

Министр просвещения

Маслов С.Л.

эсер

Министр земледелия

Гвоздев К.А.

меньшевик

Министр труда

Прокопович С.Н.

Министр продовольствия

Кишкин Н.М.

кадет

Министр государственного призрения

Ливеровский А.В.

Министр путей сообщения

Карташёв А.В.

кадет

Обер-прокурор Святейшего Синода

Смирнов С.А.

кадет

Государственный контролёр

Третьяков С.Н.

Председатель экономического совета

 

Итоги деятельности Временного правительства

  • Упразднило жандармский корпус и Департамент полиции

  • Ликвидировало политический сыск

  • Провело амнистию

  • Запретило смертную казнь

  • Ликвидировало цензуру

  • Ввело политически свободы

  • Ввело свободу совести. Летом 1917 года после 217 –летнего перерыва был избран патриарх — Тихон.

  • Политика отделения церкви от государства

  • Проводило демократическую национальную политику: признало право Польши на независимость, ряда народов — на автономию.

  • Расширило права присяжных заседателей, отменило имущественный ценз для них.

  • На местах власть осуществляли комиссары Временного правительства.

  • Органы местного самоуправления формировались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.

НО

  • Сохранились прежние законы, в том числе судебные уставы, уголовное законодательство.

  • Сохранены звания, титулы, чины.

Таким образом, Временное правительство было нацелено на превращение страны в правовое демократическое государство.

 

Кризисы Временного правительства

  1. Апрельский кризис.

Причина: нота министра иностранных дел Милюкова П.Н.о войне «до победного конца».

Итоги: антивоенные демонстрации, отставка Милюкова и военного министра — лидера октябристов Гучкова А.И.  Формирование коалиционного правительства ( 10- либеральная буржуазия, 6- социалисты)

Создано Первое коалиционное правительство: 4 мая- 2 июля. ( Львов). Вошли Керенский, Преверзнев и др.

6 июля — конец двоевластия.

7-8 июля — глава правительства – Керенский ( поражения на фронте).

 

  1. Июньский кризис.

Демонстрация в поддержку Временного правительства, её проводил 1 Всероссийский съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов. Большевики выдвинули лозунг: « Вся власть Советам!»

Правительство начинает наступление по всему фронту.

Создано Второе коалиционное правительство: 24 июля-26 августа. (Керенский.  Большинство – социалисты).

 

  1. Июльский кризис.

Причина: неудачное выступление на фронте вызвало массовые антивоенные демонстрации.

Попытка большевиков захватить власть, неудачная. Демонстрации разогнаны, большевики объявлены вне закона, немецкими шпионами.

Итоги: конец двоевластия, власть у Временного правительства (меньшевики и эсеры), председатель — эсер Керенский А.Ф.

Общие причины кризисов временного правительства

  • Нежелание решать назревшие вопросы ( о войне, земле, политическом строе)

  • Постоянное откладывание созыва Учредительного собрания.

  • Падение авторитета правительства.

ИТОГИ: ухудшение обстановки в стране, создание конкретно-исторических условий для победы большевиков.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

poznaemvmeste.ru

1.2 Функции и деятельность Временного правительства России

Временное правительство в России, центральный орган государственной власти, образовавшийся после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г., существовал со 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 г. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары. Временное правительство создано по соглашению между Временным комитетом Государственной думы 1917 г. и меньшевистско-эсеровскими руководителями исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, без поддержки которого оно не могло существовать и действовать первые 4 месяца.

Временное правительство было правительством империалистической буржуазии и помещиков. Кадеты, ставшие после Февральской революции 1917 г. правящей партией буржуазии, играли определяющую роль в формировании состава и политической линии Временного правительства. Правящие круги США, Великобритании и Франции всемерно поддерживали Временное правительство. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11(24) марта – Великобритании и Франции.

Основными задачами Временного правительства в России являлись:

1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т.д.

2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.

3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.

5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.

6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

7. Неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении.

8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы — устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам. Временное правительство считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий2.

Придя к власти, Временное правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции: вопросов войны и мира, аграрного, рабочего вопроса, борьбы с разрухой и голодом, национального, государственного устройства и т.п. Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 (16) марта, а затем в обращении к гражданам России 6 (19) марта. Обходя молчанием коренные вопросы революции, Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и неуклонно выполнять договоры и соглашения, заключённые царём с союзными державами. В области внутренней политики Временное правительство обещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией. Временное правительство проводило курс на сохранение старого государственного аппарата. Вместо демократизации армии оно пыталось сохранить власть реакционных офицеров над солдатскими массами. После долгих проволочек 12 (25) апреля Временное правительство приняло закон о свободе собраний и союзов.

В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель [12 (25) марта] и удельных земель [16 (29) марта]3. 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) Временное правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11(24) апреля Временное правительство издало закон «Об охране посевов», гарантировавший помещикам возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях «подготовки» материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, большинство в которых принадлежало буржуазно-помещичьим представителям.

Временное правительство не решило национального вопроса, поскольку исходило из великодержавной идеи «великой и неделимой России». Оно отказалось признать право на самоопределение и даже на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина и др.) до решения Учредительного собрания. Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям [в воззвании от 17 (30) марта] лишь за польским народом. Временное правительство не декретировало 8-часовой рабочий день и не провело ни одного закона по улучшению положения рабочих. Закон от 23 апреля (6 мая) о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовавший повсюду возникшие революционным путём фабрично-заводские комитеты, по сути ограничивал их деятельность «законными» рамками.

В продовольственной политике Временное правительство под давлением народных масс 25 марта (7 апреля) лишь декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило [8 (21) марта] о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. Главная цель Временного правительства на этом этапе состояла в том, чтобы «… тормозить как можно осторожнее и незаметнее революцию, все обещать, ничего не исполнять»4. В области внешней политики Временное правительство проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.

Таким образом, партия большевиков неустанно разъясняла массам антинародную, империалистическую сущность Временного правительства. В Апрельских тезисах В. И. Ленина был выдвинут план перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической и обоснована возможность её победы мирным путём. Недовольство рабочих и солдат политикой Временного правительства привело к массовым антиправительственным выступлениям, которые, в свою очередь, обусловили кризисы Временного правительства.

studfiles.net

71. Политика временного правительства в первой половине 1917 г.

Основные положения провозглашенной социально‑экономической политики Временного правительства устраивали большую часть общества. Несмотря на это, Временное правительство не смогло стать консолидирующей силой и обеспечить мирное развитие страны. В своих действиях оно изначально было ограничено самим временным (до Учредительного собрания) характером власти и невозможностью в связи с этим на правовой основе решать наиболее острые проблемы, стоявшие перед обществом. В стране в 1917 г. сложилась крайне тяжелая экономическая ситуация, отягощенная продолжавшейся войной и начинавшейся разрухой в промышленности. Эффективность политики Временного правительства снижал его коалиционный состав, пытавшийся зачастую примирить противоположные точки зрения в ущерб делу, а также отсутствие прочной опоры на местах и слабость реальной власти. В России к середине 1917 г. сложилась громоздкая система управления государством.

В результате реформы местного самоуправления сеть земств была распространена на всю Россию, однако реальная власть зачастую принадлежала не им, а Советам депутатов, число которых увеличилось за короткий период примерно с 600 до 1000. Советы не хотели брать в свои руки верховную власть и оказывали на Временное правительство мощное давление «слева». Зачастую их решения шли вразрез с политикой Временного правительства – напр. 1 марта 1917 г. был принят так называемый «Приказ № 1», провозгласивший выборность в армии, передачу многих функций от офицеров солдатским комитетам и т. п. Этот приказ сыграл огромную роль в разложении старой армии и совершенно не соответствовал государственным интересам России. Кроме этого приказа большую роль в развитии событий сыграли подписанное Петроградским советом соглашение с фабрикантами о введении восьмичасового рабочего дня и принятие манифеста «К народам всего мира», декларировавшего отказ от аннексий и контрибуций в войне. Подобные популистские решения в большинстве случаев отвечали чаяниям части населения, но не могли устроить все общество, что приводило к дальнейшей эскалации напряженности.

Первый кризис в работе Временного правительства произошел как раз в связи с вопросом о продолжении войны. 18 апреля министр иностранных дел Милюков направил союзникам России ноту, подтверждавшую обязательства страны вести боевые действия до победного конца. Такая позиция правительства не устраивала солдат, не желавших отправляться на фронт, и под давлением многочисленных демонстрантов Гучков и Милюков подали в отставку. В мае 1917 г. был сформирован новый состав Временного правительства с участием шести социалистов и десяти либералов.

Однако желаемого затишья в стране добиться не удалось. Уже в июне демонстрации в ряде городов проходили под лозунгами «Долой министров‑капиталистов!», «Долой войну!», «Вся власть Советам!»

72. Политика временного правительства во второй половине 1917 г

Манифестации 4 июля в Петрограде привели к вооруженному противостоянию на улицах, и на этот раз жертв оказалось больше, чем во время свержения монархии, – около 700 человек. Сторонники правительства взяли верх, один из организаторов выступления – партия большевиков – на время потеряла свое влияние в массах. По их авторитету ударило не только поражение восстания, но и опубликованные документы о получении ими денег от Германии.

После событий 4 июля был изменен состав Временного правительства – его возглавил А.Ф. Керенский, а пост Главнокомандующего получил Л.Г. Корнилов. Третье по счету с марта 1917 г. правительство попыталось остановить сползание к хаосу и гражданской войне с помощью созыва Государственного совещания в Москве 12–15 августа. Несмотря на наметившееся сближение позиций по ряду вопросов, в главном устранить разногласия между социалистическими партиями и либералами не удалось – слишком различались их подходы к решению общероссийских проблем.

Очередной политический кризис разразился в конце августа, когда генерал Л.Г. Корнилов попытался с помощью армии установить диктатуру и провести ряд чрезвычайных мер. Большую роль в разгроме его войск сыграли социалистические партии и, в частности, большевики, с этого момента вновь начавшие обретать популярность. Их простые и радикальные лозунги отвечали надеждам большинства населения которое уже не верило обещаниям Временного правительства.

В создавшейся обстановке ряд руководителей большевиков во главе с В.И. Лениным провозгласили лозунг вооруженного восстания с целью захвата власти. Опираясь на отряды Красной гвардии (созданной весной 1917 г. и насчитывавшей около 100 тыс. человек) и организованный Военно‑революционный комитет Петроградского Совета, 25 октября 1917 г. практически без кровопролития восставшие захватили Зимний дворец и арестовали министров Временного правительства. И хотя после 25 октября Временное правительство номинально продолжало существовать, его реальное влияние на развитие ситуации было утрачено.

Имеется ряд объективных и субъективных причин падения Временного правительства. В первую очередь необходимо назвать общее ухудшение экономической ситуации в стране, падение дисциплины и производительности труда, вызванное распадом структур власти. Социальные требования масс объективно не могли быть выполнены в короткий срок, а попытка действовать легитимно, дожидаясь созыва Учредительного собрания, не привела к успеху. Приверженность меньшевиков и эсеров к компромиссу не устраивала крайние политические силы, как правые, так и левые, и не могла служить способом решения проблем. Надо признать, наконец, что при всем желании выйти из сложившейся ситуации у Временного правительства не было реальных эффективных рычагов управления и воздействия на обстановку в стране. Все это и привело к тому, что в критический момент у него не нашлось достойных защитников.

studfiles.net

47. Октябрьская революция 1917 г. Первые шаги советского правительства.

10 октября состоялось заседание ЦК РСДРП которое приняло резолюцию о вооруженном восстании.. Создана военная организация РСДРП (Подвольский, Невский, Антонов-Овсинко). Ленин требует относиться к восстанию как к искусству. В рамках военно-технической подготовки к восстанию большевики создают перевес сил. На их стороне матросы балтфлота, солдаты петроградского гарнизона и красная гвардия. Юнкера, милиция, ударные батальоны, женский батальон смерти — противостоят восставшим. Каменев и Зиновьев в газете “Новая жизнь” объявляют о своем несогласии в вопросе о вооруженном восстании. Временное правительство отдает приказ об аресте Ленина и пытается перейти в наступление. Усиливается охрана мостов, центральных улиц, зимнего дворца и захватываются большевистские типографии. Победа вооруженного восстания в Петрограде. 24 октября большевики принимают решение перейти в наступление. Керенский выступает в парламенте, но поддержки не находит. Смольный стал штабом революции. В ночь на 25.10 революционные отряды занимают вокзалы, телефон, телеграф, мосты, Госбанк и электростанцию. Аврора входит в Неву. К утру 25.10 в руках временного правительства Зимний, Марьинский дворец и главный штаб. Керенский выехал в ставку Северного фронта. В 10 часов ВРК выступил с обращением к гражданам России: временное правительство низложено, гос. власть перешла в руки органа Петросовета ВРК. Взяты Мариинский дворец и главный штаб. В Смольном на заседании Петросовета Ленин заявил, что революция совершилась. Затем ультиматум Зимнему, выстрел Авроры и Зимний взят. Временное правительство арестовано. Второй съезд советов. Большинство делегатов — большевики. После жаркой дискуссии меньшевики, эсеры и часть бундовцев покинули съезд. После перерыва было сообщено об аресте временного правительства. Луначарский огласил воззвание к рабочим, солдатам и крестьянам. Вскоре выступил Ленин с докладом о земле и мире. Кульминация общенационального кризиса (сентябрь-октябрь). 1-25.09 в России управляла директория.( орган гос. управления, состоящий из 5 директоров во главе с Керенским). Цель создания- обеспечить правопорядок и политическую стабильность . 25.09 3-е коалиционное правительство во главе с Керенским. 1.09 Россия официально провозглашена республикой. 14.09 созывается демократическое совещание из представителей партий, городских дум, советов и профсоюзов, которое создает предпарламент или Временный совет республики. Политические силы и классы резко поляризуются, поэтому судьба демократии оказалась предрешенной. Правительственная точка зрения: положение исключительно тяжелое, растут беспорядки, анархия и бесчинство. Правая точка зрения: начинается последний акт всероссийской трагедии; ясно, что сила перешла в руки крайне левого элемента революции — большевиков. Левая точка зрения: кризис назрел, все будущее русской революции поставлено на карту. В течении немногих месяцев на большей части территории России произошла смена власти, от Временного правительства она перешла к советам, произошла смена форм собственности, заводы, фабрики, другие предприятие перешли в руки фабрично-заводских комитетов, а затем — в государственную собственность. Была ликвидирована частная собственность на землю, земля была национализирована, утверждён уравнительный принцип пользования ею. В событиях принимали участие огромные массы людей. Таким образом, налицо все признаки революции, а не переворота. Объективное положение дел: деградация экономики, разруха, сокращение объема производства на 36% , безработица, финансовый кризис, ширится забастовочное движение, аграрные беспорядки, волнения на фронте, налицо кризис демократии, иностранные займы не в силах изменить ситуацию. Правительство демонстрирует полное бессилие. Вывод страна теряет управляемость, погружается в пучину безвластия и хаоса. Россия на грани национальной катастрофы.

studfiles.net

2. Первые действия Временного правительства

Внутренняя политика

Свою программу Временное правительство изложило в Декларации, опубликованной 3 марта, а затем в обращении «К гражданам России» 6 марта. В этих документах провозглашался курс на широкую демократизацию страны и подготовку выборов в Учредительное собрание на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Правительство отменило смертную казнь и военно-полевые суды. Был узаконен разгром народными массами аппарата полиции, политического надзора, сыска, арест членов царского Совета министров. Упразднялись каторга и ссылка, объявлялась амнистия «всем страдальцам за благо Родины». 12 апреля был принят закон о свободе собрания и союзов.

Обязанности местной администрации (губернаторов, градоначальников) возлагались на председателей губернских и уездных земских управ, получивших ранг комиссаров Временного правительства. Правительственные комиссары были направлены и в действующую армию, где они занимались укреплением дисциплины. Вместе с тем, Временное правительство провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права». Это выражалось в сохранении большинства старых государственных учреждений, действия основных положений 16-томного свода законов Российской империи.

В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских и удельных земель, составлявших собственность царской фамилии. Одновременно были отданы распоряжения о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в аграрных беспорядках. 19 марта правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. В апреле оно издало закон «Об охране посевов», гарантировавший землевладельцам возмещение убытков в случае народных волнений. В целях подготовки материалов по аграрному вопросу для Учредительного собрания создавалась система земельных комитетов.

Столь же неспешными и ограниченными были меры по рабочему вопросу. Временное правительство под давлением пролетариата одобрило в апреле закон о фабрично-заводских комитетах и объявило о начале разработки законопроектов о профессиональных союзах, продолжительности рабочего дня, охране труда, страховки и т.п. Вновь образованное Министерство труда пыталось регулировать взаимоотношения между трудом и капиталом. Все это было бы шагом вперед до Февраля, сейчас же рабочие справедливо рассматривали проводимые преобразования как запоздалые и недостаточные. Пролетариат и его организации шли гораздо дальше в своих требованиях.

Петроградский Совет добился в марте введения на предприятиях столицы 8-часового рабочего дня; этому примеру последовали Советы в Москве, Харькове и других промышленных центрах. Правительством же так и не был принят закон о 8-часовом рабочем дне. Более того, оно усмотрело в этом требовании еще один шаг к усилению разрухи в экономике. Зато без колебаний проводились реформы, расширявшие свободу действий фабрикантов и заводчиков (разрешение на открытие явочным порядком акционерных обществ, политика протекционизма и финансовых льгот по отношению к частному предпринимательству и т.п.). Одним из первых актов Временного правительства было подтверждение всех кредитных обязательств царизма, а так же казенных заказов.

20 марта Временным правительством был принят закон «Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений». Для всех граждан провозглашались одинаковые права независимо от веры и национальности. Закон разрешал также употребление родного языка в частных учебных заведениях, частично — в делопроизводстве. Были сняты со своих постов наиболее одиозные фигуры царской администрации в национальных районах.

17 марта Временное правительство опубликовало декларацию, в которой объявило о согласии на создание в будущем независимой Польши (в то время полностью оккупированной германскими войсками) при условии, что она будет находиться в «свободном военном союзе» с Россией. Обсуждение национально-политических требований других народов бывшей империи откладывалось до Учредительного собрания.

Тем временем выборы в Учредительное собрание и, следовательно, его открытие явно затягивались. Обычного в таких ситуациях срока (три-четыре месяца) новой власти хватило лишь на учреждение Особого совещания по составлению проекта избирательного закона.

Внешняя политика

В обращении к населению 6 марта Временное правительство заявило, что будет свято хранить «связывающие его союзы» и «приложит все силы к обеспечению нашей армии всем необходимым, чтобы довести войну до победного конца». 9 марта США первыми признали новое правительство России. Вскоре последовали аналогичные заявления из столиц других великих держав. Были взаимно подтверждены и секретные договоры о территориальных и финансовых претензиях к противнику после войны. Временное правительство, принявшее на себя кредитные обязательства царизма, начало получать новые займы от своих богатых союзников, усугубляя подчиненное положение России по отношению к странам Антанты. «Ни для кого не тайна, — признавал в апреле 1917 г. министр финансов М.И.Терещенко, — в какой зависимости и в военном смысле, и в вопросе о средствах на дальнейшее ведение войны мы находимся от наших союзников и, главным образом, от Америки».

27 марта Временное правительство под давлением Петроградского Совета приняло еще одну декларацию. В нее, наряду с прежними обязательствами, были включены пункты, пробуждающие в российском обществе надежды на скорое прекращение войны: отказ от аннексий и контрибуций, утверждение мира на основе самоопределения народов. Декларация вызвала серьезную обеспокоенность в столицах государств Антанты и усилила их нажим на Временное правительство с целью активизации боевых действий русской армии на Восточном фронте, в чем союзники были весьма заинтересованы.

Апрельский  кризис Временного правительства

апреля министр иностранных дел П.Н.Милюков, стараясь сгладить неблагоприятное впечатление на союзников декларации от 27 марта, обратился к ним с нотой. В ней опровергались слухи, будто Россия собирается заключить сепаратный мир, с новой силой подчеркивалось намерение Временного правительства «довести мировую войну до решительного конца». Это вызвало правительственный кризис.

П.Н.Милюков и военный министр А.И.Гучков вынуждены были уйти в отставку. В начале мая в состав Временного правительства вошли лидеры умеренных социалистов (эсер В.М.Чернов, меньшевикИ.Г.Церетели и др.), стремившиеся авторитетом своих партий укрепить позиции буржуазной власти. Петроградский Совет выразил полное доверие новому составу кабинета.

Первое коалиционное правительство

Временное правительство стало коалиционным, что, однако, никак не сказалось на характере его политики. 6 мая появилось правительственное заявление. В нем декларировались скорейшее достижение мира без аннексий и контрибуций; проведение «подготовительных работ» к аграрной реформе с предоставлением Учредительному собранию права «решить вопрос о переходе земли в руки трудящихся»; борьба с хозяйственной разрухой посредством установления государственного и общественного контроля над производством и распределением продуктов; усиление налогообложения имущих классов; давались обещания «защитить труд».

Эта декларация сразу же подверглась критике со стороны промышленных кругов как «опасная», стесняющая предпринимательскую деятельность. Умеренные социалисты, в свою очередь, настаивали на усилении государственного вмешательства в экономическое развитие, чтобы остановить разруху. 16 мая эсеро-меньшевистский Исполком Петроградского Совета принял резолюцию, содержавшую программу «регулирующего участия государства» почти во всех отраслях промышленности, в распространении сырья, готовой продукции, фиксации цен и т.д. Но под давлением промышленного лобби на правительство эти пожелания не стали законом. Также остались на бумаге правительственные заявления о началах планирования в промышленности и указ об увеличении налогообложения предпринимателей. Последний просто саботировался фабрикантами и заводчиками — они сокращали производство, закрывали предприятия и т.п. Развалу в экономике способствовала и начатая А.Ф.Керенским, военным и морским министром в новом кабинете, подготовка к наступлению русской армии на фронте. Поглощая огромные суммы из госбюджета, в том числе предназначенные на социальные программы, такая политика давала плачевные результаты. В Ставку из разных мест потоком стекались сообщения о «полном упадке военного духа среди значительной части солдатских масс», об их недоверии к офицерам. Тем не менее, подготовка боевых операций не свертывалась, поскольку над правительством довлели не только требования союзных держав, но и надежда, что наступление кардинально оздоровит внутриполитическую ситуацию.

studfiles.net

3. Образование Временного правительства.

С образованием 27 февраля Петроградского совета и Временного комитета Государственной думы фактически стало складываться двоевластие. До 1 марта 1917 г. Совет и думский Комитет действовали независимо друг от друга. В ночь с 1 на 2 марта начались переговоры между представителями Исполнительного комитета Петроградского совета и Временным комитетом Государственной думы о сформировании Временного правительства. Представители Советов поставили условие, чтобы Временное правительство сразу же провозгласило гражданские свободы, амнистию политзаключенным и объявило о созыве Учредительного собрания. При выполнении Временным правительством этого условия Совет принял решение о его поддержке. Формирование состава Временного правительства было поручено Временному комитету Государственной думы.

2 марта оно было сформировано, а 3 марта обнародован и его состав. Во Временное правительство вошло 12 человек — 10 министров и 2 приравненные к министрам главноуправляющие центральными ведомства ми. 9 министров являлись депутатами Государственной думы.

Председателем Временного правительства и одновременно министром внутренних дел стал крупный помещик, председатель Всероссийского земского союза, кадет, князь Г.Е. Львов, министрами: иностранных дел — лидер кадетской партии П.Н. Милюков, военным и морским — лидер партии октябристов А.И. Гучков, торговли и промышленности — крупный фабрикант, прогрессист, А.И. Коновалов, путей сообщения — «левый» кадет Н.В. Некрасов, народного просвещения — близкий к кадетам, профессор права А.А. Мануйлов, земледелия — земский врач, кадет, А.И. Шингарев, юстиции — трудовик (с 3 марта эсер, единственный социалист в правительстве) А.Ф. Керенский, по делам Финляндии — кадет В.И. Родиичев, обер-прокурором Св. Синода — октябрист В.Н. Львов, государственным контролером — октябрист И.В. Годнев. Таким образом, 7 министерских постов, причем наиболее важных, оказалась в руках кадетов, 3 министерских поста получили октябристы и 2 представители других партий. Это был «звездный час» кадетов, которые на короткое время (на два месяца) оказались у власти. Вступление в должность министров Временного правительства происходило в течение 3-5 марта. Временное правительство объявило себя на переходный период (до созыва Учредительного собрания) верховной законодательной и исполнительной власти в стране.

3 марта была обнародована и программа деятельности Временного правительства, согласованная с Петроградским советом:1) полная и немедленная амнистия по всем политическим и религиозным делам; 2) свобода слова, печати, собраний и стачек; 3) отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; 4) немедленная под готовка к выборам на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования в Учредительное собрание; 5) замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного само управления; 6) выборы в органы местного самоуправления; 7) неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в восстании 27 февраля; и 8) предоставление солдатам гражданских прав. Программа закладывала широкие основы конституционализма и демократии в стране.

Однако большинство заявленных в декларации Временного правительства 3 марта мер было осуществлено еще раньше, как только революция одержала победу. Так, еще 28 февраля полиция была упразднена и сформирована народная милиция: вместо 6 тыс. полицейских охраной порядка в Петрограде было заняло 40 тыс. чел. народной милиции. Она взяла под охрану предприятия и городские кварталы. Отряды на родной милиции вскоре были созданы и в других городах. Впоследствии наряду с рабочей милицией появились и боевые рабочие дружины (Красная гвардия). Первый отряд Красной гвардии был создан в начале марта на Сестрорецком заводе. Были ликвидированы жандармерия и охранка.

Сотни тюрем были разгромлены или сожжены. Были закрыты органы печати черносотенных организаций. Возрождались профсоюзы, создавались культурно-просветительские, женские, молодежные и другие организации. Явочным порядком была завоевана полная свобода печати, митингов и демонстраций. Россия стала самой свободной страной в мире.

Инициатива сокращения рабочего дня до 8 часов шла от самих петроградских предпринимателей. 10 марта было заключено соглашение Петроградского совета с Петрогрдским обществом фабрикантов об этом. Затем путем подобных же частного характера соглашений между рабочими и предпринимателями 8-часовой рабочий день был введен и по всей стране. Однако специального декрета Временного правительства об этом издано не было. Аграрный вопрос был отнесен на решение Учредительного собрания из опасения, что солдаты, узнав о «дележе земли», бросят фронт и двинутся в деревню. Временное правительство объявило самочинные захваты помещичьих крестьян незаконными.

Стремясь «стать ближе к народу», на месте изучить конкретную обстановку в стране и заручиться поддержкой населения, министры Временного правительства совершали частые поездки по городам, армейским и флотским частям. На первых порах они встречали такую поддержку на митингах, собраниях, разного рода встречах, профессиональных съездах. Представителям прессы министры часто и охотно давали интервью, устраивали пресс-конференции. Пресса в свою очередь стремилась создать о Временном правительстве благоприятное общественное мнение.

Первыми признали Временное правительство, как «выразителя истинной воли народа и единственного правительства России» Франция и Англия. В начале марта Временное правительство признали США, Италия, Норвегия, Япония, Бельгия, Португалия, Сербия и Иран.

studfiles.net

Временное правительство в 1917 г. И его кризисы

Состав Революционного Военного

Совета Республики (РВСР)

Председатель – Л.Д.Троцкий (1918-1925)

Зам. председателя – Э.М. Склянский (1918-1924)

Главнокомандующие:

И.И. Вацетис (1918-1919)

С.С. Каменев (1919-1924)

Члены РВСР:

П.А. Кобозев (1918-1919)

К.А. Мехоношин (1918-1919)

Ф.Ф. Раскольников (1918)

К.Х. Данишевский (1918-1919)

И.Н. Смирнов (1918-1919)

С.И. Аралов (1918-1919)

В.А. Антонов-Овсеенко (1918-1919)

А.П. Розенгольц (1918-1919)

В.И. Невский (1918-1919)

Н.И. Подвойский (1918-1919)

К.К. Юренев (1918-1919)

И.В. Сталин (1918-1919, 1920-1922)

В.М. Альтфатер (1918-1919)

А.И. Окулов (1919)

И.Г. Смилга (1919-1923)

С.И. Гусев (1919, 1921-1923)

А.И. Рыжков (1919)

Д.И. Курский (1919-1921)

Первый состав Совнаркома

Председатель – В.И. Ульянов (Ленин)

Нарком внутренних дел – А.И. Рыков

Нарком земледелия – В.П. Милютин

Наркомы – члены Комитета по военно-морским делам – В.А. Антонов-Овсеенко, Н.В. Крыленко, П.Е. Дыбенко

Нарком торговли и промышленности –

В.П. Ногин

Нарком просвещения – А.В. Луначарский

Нарком финансов – И.И. Скворцов-Степанов

Нарком иностранных дел – Л.Д. Троцкий (Бронштейн)

Нарком юстиции – А.Ломов (Г.И. Оппоков)

Нарком продовольствия – И.А. Теородович

Нарком почт и телеграфов – Н.П. Авилов (Глебов)

Нарком по делам национальностей –

И.В. Сталин (Джугашвили)

Нарком железнодорожного транспорта – М.Т. Елизаров

Нарком госпризрения – А.М. Коллонтай

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *