Конспект урока на тему: «Первая русская революция»
Конспект урока.
Тема: «Первая русская революция».
Оборудование урока: учебник: Левандовский А.А, Щетинов Ю.А. История России XX – начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2004; запись на доске: таблица «События Первой русской революции 1905 – 1907 гг.»
Тип урока: комбинированный.
Целевая установка урока:
Обучающая: обеспечить усвоение учащимися причин, предпосылок и основных событий Первой русской революции, явившейся следствием незавершенности модернизации в России.
Развивающая: Формировать у учащихся навыки устной
речи, умение грамотно аргументировать свою точку зрения в процессе проверки
устного домашнего задания и при ответах на вопросы в ходе объяснения нового
материала. Развивать логическое мышление и умение самостоятельно добывать
нужную информацию в тексте параграфа.
Воспитательная: формировать у учащихся положительное отношение к многопартийности, легальным формам политической борьбы и отрицательное отношение к насильственным средствам достижения целей, подчеркнув преимущества поступательных реформаторских изменений перед резкими революционными. Содействовать тем самым патриотическому воспитанию, а также формированию ответственности и трудолюбия при самостоятельной работе с текстом.
Ход урока.
Структурные компоненты урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
Орг. момент. | Приветствие учащихся.
Отметить отсутствующих. Запись темы урока на доске «Первая русская революция».
На доске – таблица «События Первой русской революции 1905 – 1907 гг. | Приветствуют учителя. Записывают тему в тетрадь |
Проверка домашнего задания. | 1) Расскажите о леворадикальном направлении российских партий рубежа веков. Выделите общие и отличительные черты программных установок эсеров и социал-демократов. 2) Расскажите о либеральных партиях. В чем их отличия и сходства? 3) Расскажите о консервативно-монархическом движении. 4) (вопросы классу) чем объясняется активизация общественных движений на рубеже веков? 5) В чем особенность формирования партий в России? ВЫПОЛНИМ НЕБОЛЬШЮ С/Р В ВИДЕ ТЕСТА | Отвечают у доски (3 учащихся). Отвечают с места (элемент фронтального опроса) Пишут тест. |
Переход к изучению нового
материала. | Итак, рассмотрев основные направления общественных движений и идейных течений, мы видим, что небывалого роста и влияния на общественность достигают партии левого толка, вызвавшие к жизни в совокупности с другими партиями первую русскую революцию. Ее причины, события и итоги мы зафиксируем в таблице, которую вы будете заполнять по ходу моего объяснения. | Перечерчивают таблицу с доски в тетрадь |
Изучение нового материала. | Объяснение причин, событий и итогов революции (см. табл.) | Следуя объяснению учителя, заполняют таблицу. |
Закрепление изученного материала | Итак, мы рассмотрели основные этапы революции. Откройте учебник на стр.
53. ответьте на вопрос №3. | отвечают на поставленный вопрос |
Д\З | $ 10 — 13, продолжите самостоятельно заполнять таблицу, ответьте на вопросы после параграфа. | Записывают задание в дневник. |
Причины революции.
- незавершенность политической и социально-экономической модернизации.
- искусственное торможение реформ 1881 – 1904 гг.
- неразрешенность рабочего и национального вопросов
Характер: буржуазно-демократическая по целям и пролетарская по средствам борьбы.
Этапы революции | События и даты | Итоги |
1-й этап: янв. 2-й этап: высший подъем революции. Октябрь – 1-я половина дек. 1905. 3-й этап: спад рев. активности 1906 – нач. 1907 г. | 9 янв. Кровавое воскресенье. 10 янв. Забастовки рабочих Москвы, Риги, Польши, Украины, Закавказья. Весна 1905 г. – мощные стачки рабочих – ок. 600 тыс. чел. Май – стачка в Иваново-Вознесенске. Февр. — весна 1905 г. -крестьянские бунты в Курской и Орловской губерниях; аграрное движение в Поволжье, Прибалтике, Украине, Белоруссии, Закавказье, Ср. Азии. Втягивание в революцию студенчества, интеллигенции, армии, флота. Июнь 1905 г. – восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин – Таврический» ок. Одессы. Октябрь – волнения солдат в Харькове, Киеве, Варшаве. 31 июля – 1 авг. 1905 – 1-й учредительный съезд всероссийского крестьянского союза. Требование передачи земли в общую собственность народа. Сентябрь – массовые антиправительственные выступления и забастовки по всей стране. 7 окт. – начало всеобщей политической стачки. Требования установления демократической власти в стране. 13 окт. – создание Совета рабочих депутатов в Петербурге. С окт. – 19 дек. Московское восстание. Инициатор – Всеросс. ж/д союз. Требования учредит. собрания, отмены воен. положения, гражд. свобод., 8-час. р/д. втягивание в стачку рабочих др. городов. Перерастание во всеросс. стачку. Стихийные манифестации и рев. демонстрации, крестьянские восстания, волнения в армии и на флоте | Янв. – февр. 1905 г. – бастуют 810 тыс. рабочих. Экономические и политические требования. Созд. Захваты и разгромы дворянских имений. Броненосец вынужден сдаться властям Румынии. 6 авг. 1905 – манифест об учреждении Государственной Думы 17 окт. 1905 г. Манифест Николая II: провозглашение демократических прав и свобод, законодательного х-ра Думы. Ужесточение политики властей, падение популярности реформаторов в правительстве (апр. 1906 г. – отставка Витте. |
ГПИБ | Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. — [СПб.], 1897
ГПИБ | Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. — [СПб.], 1897 — 1905.7952 / 12425
Электронная библиотека ГПИБ Книжные издания Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. — …
Описание
Библиографическое описание | Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года / Изд. |
Тип издания | книжное издание (23858) |
Заглавие | Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года (1) |
Сведения об ответственности | Изд. Центр. Стат. комитетом М-ва вн. дел ; Под ред. Н. А. Тройницкого |
Место издания | [СПб.] (336) |
Год издания | 1897-1905 (1) |
Коллекции | Статистические материалы (736) |
Комментарии | Основные результаты Всеобщей переписи населения 1897 года были опубликованы в 1899-1095 гг. отдельными томами (89 тт., 119 книг) по губерниям и областям. Каждый том включал предисловие, краткий обзор цифровых данных по каждой губернии и основной статистический материал. Последующие издания были посвящены разным аспектам переписи и также содержали сводные статистические сведения. Первичные данные, на основе которых создавались эти публикации, содержались в переписных листах, большая часть которых была уничтожена. Уцелевшие листы следует искать в Российском государственном историческом архиве (в фондах Центрального статистического комитета и Главной переписной комиссии) и в региональных архивах — в фондах губернских статистических комитетов. |
[Вып. 1] : Население городов по переписи 28-го января 1897 года : по уездам. — 1897.
[Вып.] 1 : Архангельская губерния : Тетрадь 1. — 1899.
[Вып.] 1 : Архангельская губерния : Тетрадь 2. — 1899.
[Вып.] 1 : Архангельская губерния : Тетрадь 3 (последняя). — 1904.
[Вып. 2] : Население городов по переписи 28-го января 1897 года. — 1897.
[Вып. 3] : Население городов С.-Петербурга, Москвы, Варшавы и Одессы по переписи 28-го января 1897 года.
— 1898.
[Вып.] 4 : Виленская губерния, тетр. 3 (последняя). — 1904.
[Вып. 5] : Окончательно установленное при разработке переписи наличное население городов. — [СПб.], 1905.
[Вып. 6] : Наличное население обоего пола по уездам и городам, с указанием преобладающих вероисповеданий и главнейших сословий. — 1905.
[Вып. 7] : Наличное население обоего пола по уездам, с указанием числа лиц преобладающих родных языков. — 1905.
[Вып. 8] : Процентное распределение наличного населения империи обоего пола по группам занятий… — 1905.
Города и поселения в уездах, имеющих 2000 и более жителей. — СПб., 1905. — (Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.).
[Вып.] 18 : Костромская губерния. — 1903.
[Вып.] 40 : Смоленская губерния. — 1904.
Поедание богатых на пленке
В 1922 году, через пять лет после начала русской революции, из Большого театра в Москве было объявлено о создании Советского Союза. Три года спустя новая евразийская держава произвела то, что было тогда — и остается сегодня — одним из самых значительных вкладов в историю кино, «Броненосец «Потемкин » Сергея Эйзенштейна ». 75-минутный немой фильм получил всеобщее признание в советской прессе. Скептически настроенный критик мог бы задаться вопросом, насколько свободным мог бы чувствовать себя кто-либо, у которого есть особое мнение, чтобы высказать это несогласие; тот же критик, просмотр Potemkin в первый или в 50-й раз, пришлось бы признать, что придраться особо не к чему. Фильм Эйзенштейна широко считается одним из самых важных из когда-либо созданных, возможно, он изобрел основополагающие концепции, такие как фильм о войне, монтаж и «паникующая мать с детской коляской».
Но Потемкин был более чем вехой для формальных аспектов кинопроизводства. Изображенные в нем события — русские матросы из рабочего класса, свергающие своих царских офицеров, — являются одними из первых примеров классового конфликта на экране. Ровно через 100 лет после образования СССР шведский сценарист и режиссер Рубен Эстлунд (« Force Majeure , The Square 2017 года ) появился на Каннском кинофестивале с Triangle of Sadness , его новой мрачной комедией о богатых и лодках, которые они любят — только на этот раз это пьяный Вуди Харрельсон, цитирующий Карла Маркса на борту роскошная яхта. Треугольник печали стремится проткнуть людей, которые могут быть пассажирами его лодки; фестиваль присудил ему Золотую пальмовую ветвь.
Спустя век после Потемкин , изображение классового конфликта на экране кажется менее черно-белым, и не только потому, что мы изобрели цветную фотографию. Несмотря на Треугольник печали Успех во Франции (или, возможно, из-за него), фильм был раскритикован некоторыми критиками за то, что он был слишком широким или упрощенным. «Мегабогатые люди, правящие миром в Треугольнике Печали , представляют собой настолько широко нарисованные гротески, что легко представить себе аудиторию миллиардеров, владеющих яхтами, посмеиваясь над их выходками, но не чувствуя ни малейшего приступа узнавания», — написал Стервятник. Элисон Уилмор из . The New Yorker согласился, назвав фильм «фильмом целенаправленной демагогии, который излагает свою поверхностную политическую позицию предубеждениям артхаусной аудитории». (Как ты смеешь, Житель Нью-Йорка . Я выдвигаю свою поверхностную политическую позицию, большое спасибо.)
Такое внутреннее отвращение понятно; нет ничего более раздражающего, чем неисторик, пытающийся рассуждать о марксизме. (Я прямо сейчас, например.) Но это происходит из-за ошибочного убеждения, что Эстлунд пытается произвести впечатление на интеллигенцию своей кабинетной экономикой. Наоборот, он высмеивает тот самый вид «озарений за столиками в кафе», который отвергает The New Yorker . В одной ключевой сцене большевистский капитан Харрельсона спорит с богатым олигархом, который идентифицирует себя как «русский капиталист» (Златко Бурич). Пара обменивается мнениями таких людей, как Маркс («Последний капиталист, которого мы повесим, будет тот, кто продал нам веревку») и Маргарет Тэтчер («Проблема социализма в том, что у вас рано или поздно закончатся чужие деньги»). И этот обмен действительно кажется ханжеством со стороны режиссера, пока не замечаешь, что двое мужчин гуглят каждую цитату, которую они говорят, и читают их со своих айфонов.
Преднамеренная пустота марксизма, сфальсифицированного Харрельсоном по телефону, показывает, что Треугольник так же мало заботится о социализме, как и о капитализме. Когда один из пассажиров пытается быть альтруистом, у него возникает эпически глупая идея поменяться ролями с экипажем — заставить официантов и уборщиц пойти поплавать — и это представляется бременем для рабочих в 10 раз более унизительным, чем любая просьба об чистое белье. И история кораблекрушения в фильме утверждает, что любое общество, даже бесклассовая островная утопия, где материальные блага не имеют значения, все равно неизбежно превратится в систему, где те, кому есть что предложить (крендельки, секс), получают более высокий статус, что ведет к хаосу. Через этот объектив Треугольник Печали не марксистский, не маоистский и не капиталистический: он нигилистический.
Но споры о том, является ли фильм Эстлунда умным или нет, затмевают гораздо более насущный вопрос о критике капитализма в кино: сколько всего мы получаем. В декабре «Треугольник печали » делил кинотеатры с двумя другими громкими фильмами того же класса: «» Марка Майлода «Меню », жутким триллером с Рэйфом Файнсом и Аней Тейлор-Джой в главных ролях, и «9» Райана Джонсона.0003 Glass Onion , продолжение его хита 2019 года Knives Out .
Почему Голливуд решил выпустить так много историй о классовых конфликтах в 2022 году? Или это просто кинематографическая версия вульгарного марксизма в действии? Отражали ли фильмы 2022 года реальную озабоченность богатством и социальным расслоением? В конце концов, дать массам (или, по крайней мере, массовой аудитории) то, что они хотят, — это то, что Голливуд любит думать, что у него получается лучше всего. Именно по этой причине сиквелы, перезагрузки и кинематографические вселенные удерживают кинотеатры на плаву. Даже прошлой весной Top Gun: Maverick удовлетворил фундаментальную потребность общества в скорости.
Классовый конфликт, безусловно, достаточно сложная тема, чтобы требовать разных фильмов. Меню — фильм ужасов, Треугольник печали — комедия; Премьера «Треугольник » состоялась на 75-летнем фестивале, и, за исключением исчезающе короткого театрального окна, «Стеклянный лук » доступен только на Netflix. Стеклянный лук был приятным способом провести День Благодарения с моей семьей, и после того, как я взял мою семью на Меню , моя мама не разговаривала со мной. Но за этими поверхностными различиями скрываются фундаментальные сходства: все они состоят из богатых и титулованных хвастунов. Все они мучают этих хвастунов для нашего развлечения. Все три даже происходят на островах, от которых никто не может убежать. Учитывая их успех как в критике (« Треугольник », «Золотая пальмовая ветвь»), так и в финансах (« Стеклянный лук» стал лучшей театральной премьерой Netflix за всю историю), мы видим, как экономическое неравенство стало одной из самых устойчивых тем Голливуда. По иронии судьбы, эти фильмы помогли стабилизировать свободную торговлю на театральном рынке.
Меню более прямолинейно и поучительно, чем Треугольник Печали , изображая буквальное (хотя и абсурдное) восстание рабочего класса. В фильме разочаровавшийся шеф-повар Словик (Файнс) похищает своих привилегированных гостей и подвергает их серии пыток, порожденных классовым недовольством. «Вы хотите умереть с теми, кто дает, или с теми, кто берет?» — спрашивает он Марго (Тейлор-Джой), товарища по «копательному дерьму». Отказ от претензий на подтекст — одно из удовольствий хоррора, и хотя реальный каннибализм не на 9-м месте.0003 Меню , фильм действительно «поедает богатых», в том смысле, что тела богатых обедающих, через расчленение и резню, являются важными ингредиентами prix fixe.
Примечательно, что Словик и его верный кухонный персонал не интересуются тем, что есть у богатых. Им не нужны ни богатство, ни осьминоги, ни крендельки, как это делают потерпевшие кораблекрушение из Треугольника . Когда финансовые братья предлагают заплатить поварам, чтобы те отпустили их, повара отмахиваются: их цель — сжечь все дотла. (Буквально — это заканчивается тем, что весь ресторан сгорает.) «Я позволил моей работе достичь такой цены, что только класс людей в этой комнате может получить к ней доступ», — объясняет шеф-повар Словик своим испуганным гостям. «И меня обманули, пытаясь удовлетворить людей, которые никогда не могли быть удовлетворены. […] Но это наша культура, не так ли?»
В отличие от Меню , в котором основное внимание уделяется напряженности между буржуазией и рабочим классом, или Треугольник , действие которого в дикой местности в конечном итоге стирает весь класс, Стеклянный лук , детективное убийство, действие которого происходит в мире сверхбогатых , больше интересует влияние денег на людей, у которых они есть. Действие детектива происходит на частном острове технологического миллиардера Майлза Брона (Эдвард Нортон), и он и его почти столь же богатые гости застряли с убийцей только потому, что причал поместья представляет собой стеклянную скульптуру, которую невозможно увидеть ночью. Эта опасная оплошность является свидетельством безрассудной эксцентричности Брона и его глупости, обоих аспектов огромного богатства, которое расследует сценарист и режиссер Райан Джонсон, в то время как детектив Дэниела Крейга Бенуа Блан — сам состоятельный, но морально согласный с аудиторией — расследует убийство. .
Эти расследования расследуют ряд привилегированных подозреваемых, в том числе губернатора штата (Кэтрин Хан), влиятельного человека в области прав мужчин (Дэйв Батиста) и модельера (Кейт Хадсон), которая проводит весь фильм, защищая различные оскорбительные вещи, которые она сказала и сделала. , и носить. («Это была дань уважения Бейонсе, но люди не восприняли это таким образом».) Их всех сблизила Брон из-за их общей любви к «разрушению» институтов — второму любимому слову Брона в техническом жаргоне после «подрыва». ” То, что «сломать систему» ближе к марксистской фразе, только недавно использованной руководителями, опасающимися надзора, кажется столь же потерянным для этой группы, как и для их аналогов в реальном мире.
Glass Onion появился в кинотеатрах одновременно с Илоном Маском в Twitter. Вскоре после этого Маск предъявил компании свой «чрезвычайно хардкорный» ультиматум и начал публиковать серию оскорбительных постов, включая правые теории заговора, оправдания разжигания ненависти и, что самое опасное, мемы. Мир уже знал, что Маск, грандиозный технологический предприниматель, вызывает споры. Но эти новые сообщения выявили более шокирующее открытие, что он также, по словам детектива Бланка, был «невероятно тупым». Это подтверждение идеально согласуется с Стеклянный лук , в котором Брон является символом зла капитализма не только из-за его холодного расчета, но и из-за его способности делать таких же идиотов, как он, со слишком большим количеством денег и слишком большим количеством свободного времени, среди самых влиятельных людей на планете. .
В Маске и в нашем нынешнем «эпохе раздражительного олигарха», как недавно назвал это Пол Кругман, таится реальная опасность. «Доля 0,00001% самых богатых людей в общем богатстве сегодня почти в 10 раз больше, чем четыре десятилетия назад», — пишет он. «И огромное богатство современной суперэлиты, несомненно, принесло много власти, в том числе способность действовать по-детски». 9Брон из 0003 Glass Onion прекрасно ладил бы с капитаном-марксистом и русским капиталистом из Triangle . Все трое готовы напиться (от власти или от выпивки) и разбрасывать полупонятые экономические аксиомы как бомбы геополитической правды, даже когда они направляют свою лодку в опасные воды во имя свободы слова.
Для фильмов, так озабоченных властью (и людей, которые говорят бездумно), Стеклянная луковица , Меню и Треугольник печали чувствует себя заметно отсутствующим в чем-либо, связанном с Дональдом Трампом. Любопытно, что это ставит их в один ряд с подавляющим большинством недавних фильмов. «Уже шесть лет Трамп настолько доминирует в общественном дискурсе, что почти странно, что фильмы в основном держатся на расстоянии», — недавно заметил кинокритик из New York Times А. О. Скотт. Это умалчивание указывает на еще одну причину, по которой богатство было темой стольких фильмов в прошлом году: оно заменило тему избирательной политики. В преддверии 2016 года мы переживали золотую лихорадку развлечений о Вашингтоне, в том числе Вице-президент , Карточный домик , Родина , Скандал — свойства, которые рассматривали выборных должностных лиц через совершенно разные тональные фильтры, но принимали как должное ненасытный аппетит американцев к рассказам о тех, кто голосовал или не голосовал. для.
Ситуация изменилась, когда администрация Трампа выдвинула на первый план правительственные махинации новым и возмутительным образом. Его администрация одновременно сделала Вашингтон слишком утомительным, чтобы воссоздать его достоверно, и слишком нелепым, чтобы пародировать. Мы «не смогли это придумать», и «было бы слишком удручающе пытаться». С другой стороны, жизнь сверхбогатых предоставила новый мир, в котором было так же много пародий, как когда-то DC. 9«0003 Наследие » — получившая премию «Эмми» драма HBO о богатой медийной семье, как известно, впервые была прочитана в таблице в день избрания Трампа; время оказалось удачным для шоу. Как описывает персонаж в «Меню » (режиссер — один из исполнительных продюсеров «Наследие » Марк Майлод), мир сверхбогатых — это «базовый лагерь горы Бред». HBO знал об этом достаточно хорошо, чтобы дать зеленый свет своему второму по шуму хиту после «Наследие », роскошного курортного набора 9.0003 Белый Лотос . Как ни странно, Трампу пришлось переключиться с денег на политику, чтобы аудитория смотрела в противоположную сторону.
То, что электоральная политика входит в моду и выходит из нее, показывает, что она может быть рискованной долгосрочной ставкой для студий и продюсерских компаний, которые тратят годы и миллионы долларов на проекты, которые не попадут в эфир в течение некоторого времени после того, как они будут зеленый свет. Это связано не столько с их спорным характером, сколько с тем, что они по своей природе эфемерны. Тем не менее, эта новая волна популярных, классовых фильмов сама по себе находится в шатком историческом положении. Эти фильмы не так остро ориентированы на проблемы, как советские пропагандистские фильмы, но они все же отражают то, что, по мнению голливудских руководителей, является волей народа. И эта воля может быть непостоянной. В отличие от других режимов, вам не нужна революция, чтобы изменить Голливуд. Просто нужно смотреть что-то другое.
¤
Пэт Касселс — писатель, актер и комик, лауреат премии «Эмми». Он был штатным автором для TBS Full Frontal с Самантой Би и главным автором в CollegeHumor, а также участвовал в The New York Times Book Review , Slate и McSweeney’s .
Почему Путин до сих пор не начал тотальную войну в Украине
21 сентября 2022 года, когда президент России Владимир Путин объявил о своей широкомасштабной мобилизации мужчин боеспособного возраста, это было воспринято как драматический шаг к тотальной войне. Кремль больше не мог преуменьшать войну на Украине как простую «спецоперацию», в которой простые россияне мало участвовали. В страхе перед тем, что должно было произойти, сотни тысяч молодых людей бежали из страны, поскольку распространились слухи о том, что службы безопасности собираются закрыть границы, чтобы не допустить выезда большего количества людей, и принять решительные меры, чтобы заставить тех, кто уехал, вернуться и сражаться. . Многие также предполагали, что за указом Путина последует второй, еще более широкий проект, и что вскоре все российское общество будет переведено на постоянную военную основу.
Однако немногие из этих слухов подтвердились. До конца 2022 года и даже до первой годовщины войны в конце февраля границы России оставались открытыми, и повторной мобилизации так и не произошло. Вместо этого страна осталась в состоянии «частичной мобилизации», как назвал это Путин. Действительно, несмотря на огромное количество жертв среди русских на Украине, пострадала не каждая семья, и для многих россиян из среднего класса жизнь осталась прежней.
Удивительная реальность сентябрьской мобилизации высветила большую особенность путинской войны на Украине. Часто создается впечатление, что Кремль изначально придерживается максималистского курса. Вместо того, чтобы вторгнуться на восток Украины, оно начало полномасштабное наступление на всю страну и попыталось взять Киев. Помимо развертывания танков, ракет и тяжелой артиллерии, Путин неоднократно угрожал применением ядерного оружия. И он, похоже, был готов пожертвовать десятками тысяч людей, чтобы разжечь свою войну. Тем временем внутри страны правительство объявило о крайних мерах по подавлению российских СМИ и народного инакомыслия, а также по переводу российской экономики на военный лад.
Тем не менее, многие из этих приемов на практике оказались гораздо менее серьезными, чем кажутся на бумаге. В Украине, несмотря на участившиеся нападения на гражданские районы, Россия воздерживается от использования всего своего арсенала. И хотя за год, прошедший после вторжения, Путин многое сделал для усиления своего контроля над российским обществом, многие из его самых далеко идущих внутренних мер так и не были реализованы. Снова и снова Кремль останавливался перед тотальной милитаризацией и тотальной мобилизацией — будь то экономики или общества в целом.
По многим признакам такой частичный подход к тотальной войне не случаен и не является просто результатом неудачного исполнения. Вместо этого Россия, похоже, проводит целенаправленную стратегию, нацеленную как на Запад, так и на собственное население. Заняв максималистскую позицию в отношении войны, Кремль может внушить Западу, что он готов сделать все возможное, чтобы победить в Украине, не обязательно реализовывая свои угрозы. Тем временем российское правительство может донести до простых россиян, что у него есть возможность еще больше закрутить гайки, но оно не будет изо всех сил отталкивать население. В обоих случаях стратегия предлагает Путину открытый путь к дальнейшей эскалации, но без немедленных затрат.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ЦЕНЗУРА, УЗКАЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ С первых недель вторжения в феврале 2022 года выверенные действия Кремля часто бросали вызов его риторике тотальной войны. Рассмотрим, как правительство стремилось управлять российским обществом. Почти сразу за военным наступлением последовала лобовая атака на независимые российские СМИ и гражданское общество. В марте популярная либеральная радиостанция «Эхо Москвы» и независимая газета «Новая газета 9».0004 были закрыты; журналисты были вынуждены покинуть страну; были введены новые драконовские законы о цензуре. Самое главное, правительство нацелилось на социальные сети, очевидно, стремясь заткнуть рот любому распространению независимой информации о войне.
Тем не менее измерения были странно неполными. Российские власти быстро объявили вне закона и заблокировали Facebook, а также некоторые другие платформы, включая Instagram. В течение многих лет Facebook был известен как одно из немногих онлайн-пространств, где либеральные россияне могли свободно говорить о политике; неудивительно, что правительство признало Facebook компанией, занимающейся «экстремистской деятельностью». Многие пользователи социальных сетей предприняли этот шаг, чтобы означать, что даже вход в Facebook может привести к уголовному преследованию, и тысячи людей удалили приложение Facebook со своих смартфонов на случай, если их остановит полиция, а их телефоны обыщут. Но исполнения так и не последовало. Еще более поразительным был избирательный характер репрессий в социальных сетях. Правительство не подвергло цензуре YouTube или Telegram, приложения для обмена сообщениями, которые являются двумя самыми популярными платформами в России. Вместо этого им было позволено процветать и становиться еще более важными по мере развития войны.
Аналогичная картина развернулась с экономической политикой Путина. Весной 2022 года Кремль, казалось, был готов предпринять далеко идущие шаги по расширению государственного контроля над экономикой. Проект закона о программе национализации был оперативно подготовлен и направлен в Думу, а иностранные компании опасались ареста их активов и операций. По мнению многих наблюдателей, в таких действиях также была логика: иностранные компании быстро покидали страну, что создавало угрозу массовых увольнений и возможных социальных волнений — сценария, которого Кремль стремился избежать. Во многом по тем же причинам большевики первоначально национализировали фабрики и банки после русской революции 1917.
Тем не менее, законопроект 2022 года так и не был подписан, и иностранным компаниям в основном было предоставлено право самостоятельно распоряжаться своими российскими активами. В октябре правительство приказало отраслям, которые имели решающее значение для военных действий, перейти под прямой контроль государства через новый специальный координационный совет по военным поставкам. Но страхи перед полностью милитаризованной экономикой оказались преувеличенными.
ПРЕЗИДЕНТ ПУТИН, А НЕ ГЕНЕРАЛ СТАЛИН В той мере, в какой Россия стремится вести тотальную войну, как предполагают многие западные комментаторы, подход Путина к мобилизационному вопросу особенно поразителен. Кремль не только избежал второй волны мобилизации, несмотря на значительные потребности в рабочей силе, но и широко использовал наемников из военизированной организации Вагнера, некоторые из которых были завербованы из российских тюрем. Таким образом, вместо того, чтобы проводить полномасштабную мобилизацию, российское правительство на данный момент предпочло использовать другие ресурсы, сохраняя при этом лишь частичную мобилизацию. Эта тактика, похоже, служит своей цели: в последние недели «Вагнер» был единственным подразделением, которое шло в наступление, и хотя оно понесло тяжелые потери, военные его потери не беспокоят.
В то же время Путин проявляет относительную сдержанность по отношению к чиновникам или ведомствам в правительстве, которые замешаны в некоторых неудачах войны или которые, похоже, не согласны с его собственной политикой. Исторически сложилось так, что когда авторитарные режимы вступают в войну, они почти всегда используют репрессии, чтобы сделать страну более сплоченной, обычно путем безжалостного нападения на предполагаемых внутренних врагов. Как правило, такие репрессии нацелены на тех, кто не согласен со взглядами лидера, а также на элиту, чтобы убедиться, что они не отступают от официальной линии. Такие репрессии иногда могут носить систематический характер, как, например, в самой России при Сталине и других лидерах. Действительно, Путин, казалось, твердо стоял на этом пути еще до вторжения, отправляя за решетку десятками высокопоставленных чиновников и губернаторов, а также сотрудников ФСБ России.
Тем не менее, когда вторжение началось и быстро пошло плохо, Путин ограничил свой гнев силовиками, элитой безопасности. Пятая служба ФСБ, подразделение ведомства, отвечающее за наблюдение за непосредственными соседями России, первой подверглась гневу президента. Именно Пятая служба проинформировала Путина о политической ситуации в Украине и ошибочно предположила, что правительство в Киеве быстро рухнет. В марте 2022 года глава службы Сергей Беседа был тайно помещен под домашний арест и вскоре переправлен в Лефортовскую тюрьму — печально известную тюрьму, куда уже давно отбывают видные политзаключенные и шпионы.
Несмотря на все разговоры, Путину еще предстоит принять сталинскую стратегию.
Далее настала очередь Нацгвардии: в том же месяце замглавы Нацгвардии Роман Гаврилов был вынужден досрочно уйти в отставку: он отвечал за снабжение спецназа Нацгвардии, который был направлен к войне ужасно неоснащенной. Некоторым подразделениям вместо бронетехники и боеприпасов выдали средства защиты от беспорядков, как будто они рассчитывали встретить на улицах Киева протестующих, а не украинские войска. Ходили слухи, что Гаврилов арестован и что в отместку за плохое поведение армии на поле боя будут уволены или заключены в тюрьму различные армейские генералы.
Но потом, через несколько недель, репрессии внезапно прекратились. Кое-что было даже отменено: Сергея Беседу отпустили и вернули в его кабинет на Лубянке, а затем намеренно выставили напоказ на нескольких публичных мероприятиях. Более того, в феврале 2023 года его сын Александр Беседа получил замечательное повышение и стал главой государственного ведомства, курирующего все силовые ведомства.
Поскольку Россия сталкивается с растущим давлением со стороны Запада и унижениями на поле боя, бескомпромиссные парламентарии, пропагандисты и сотрудники секретных служб приводят в пример сталинизм как пример того, как правильно управлять страной в военное время. И некоторые наблюдатели, отмечая обсуждаемые крайние меры, предположили, что Путин уже следует сталинской пьесе. Но такой подход потребовал бы гораздо более решительных шагов, чем тот, что Путин на самом деле предпринял. Во время Второй мировой войны все советское правительство было милитаризовано; даже Сталин и его министры носили мундиры и присваивали генеральские звания. Экономика и общество в целом были полностью мобилизованы и превращены в то, что стало называться «тылом», когда часть населения и целые заводы были перемещены в другие регионы по приказу сталинского правительства. Несмотря на все разговоры, российское правительство так и не приняло полномасштабного сталинского подхода к управлению войной дома.
Наконец, есть вопрос о ядерном оружии. Как минимум с лета 2022 года Путин выдвинул на обсуждение вариант применения тактического ядерного оружия, чтобы изменить ситуацию в пользу России. (В сентябре он объявил, что Россия готова использовать «все доступные средства» в своей войне и что «это не было блефом».) Даже если оставить в стороне риторику Кремля, сторонники жесткой линии, близкие к военные и Путин рассматривали возможность применения тактического ядерного оружия — например, против защитников Мариуполя весной 2022 года. Однако, несмотря на серьезные неудачи России, Путин не пошел по этому пути. Вместо этого он удвоил ставку на обычную войну, которую усилил за счет мобилизации и массированных авиаударов по украинской инфраструктуре.
В течение прошлого года, возможно, самого трудного года для Путина за более чем два десятилетия пребывания у власти, российский президент снова и снова проявлял эскалацию на многих фронтах, дома и на поле боя. И все же ему так и не удалось втянуть Россию в тотальную войну. Почему?
С самого начала войны концепция тотальной войны явно была в мыслях Путина. В апреле 2022 года Путин заявил Думе, что «все парламентские партии, несмотря на их конкуренцию друг с другом, неизменно выступают с единой позицией, когда речь идет об основных национальных интересах, о решении вопросов обороны и безопасности нашего Отечества». что никаких дебатов о войне нельзя было терпеть. Затем, в июле, Путин заявил лидерам российских политических партий, что именно коллективный Запад начал войну в Украине, указав, что война в Украине является частью многовековой экзистенциальной битвы между Россией и Западом. И он произнес свою новогоднюю речь в окружении солдат.
Тем не менее, судя по действиям России, на практике она стремилась сделать что-то отличное от ведения тотальной войны. На протяжении 2022 года Кремль постоянно демонстрировал, что у него есть более радикальные варианты: он всегда может сделать больше. Но это также показало, что на данный момент она довольствовалась тем, что зашла так далеко. Дело в том, что, предлагая эти крайние варианты — национализацию промышленности, мобилизацию экономики, систематические репрессии или даже применение тактических ядерных ударов, — Кремль застолбил пространство для эскалации. Фактически она уже объявила, что еще может сделать, будь то на поле боя или в проведении репрессий дома.
Для Путина такой подход служит нескольким целям. Основной мишенью могут быть западные правительства, которые глубоко обеспокоены возможностью неконтролируемой эскалации. Кремль непреклонен в том, чтобы показать им, что у него есть много вариантов, но пока он держит ситуацию под контролем — в отличие от Киева, который в своем отчаянии, по словам России, склонен к эскалации. Дома подход Москвы также служит другой цели: продемонстрировать, что она способна выверить свой ответ на западные санкции и военные неудачи, и что ей не нужно идти до конца, пока это действительно необходимо.
БУДЕТ ХУЖЕ
Стратегия Путина на полпути добилась заметных успехов. Например, в течение 2022 года российская экономика не сдерживалась чрезмерной милитаризацией или государственным контролем. Напротив, экономический спад в России оказался меньше, чем предсказывало большинство западных аналитиков. Более того, эта стратегия также помогла Путину сохранить прекрасный баланс между ужесточением правил и сохранением отчуждения экономически активного городского среднего класса России. Со своей стороны, многие простые россияне были рады максимально игнорировать войну, и стратегия Кремля умело сыграла на этих чувствах: она позволила многим россиянам сделать вид, что война их не коснется.
Действительно, эта стратегия была нацелена и на тех, кто бежал в изгнание. Многим русским мужчинам, уехавшим за границу, чтобы избежать мобилизации, с тех пор дали понять, что они не будут наказаны дома, если вернутся. Например, 1 февраля генеральный прокурор России Игорь Краснов сообщил Путину, что 9000 «незаконно мобилизованных граждан» — людей, которые должны быть освобождены от мобилизации, поскольку они выполняют ответственные работы в сфере информационных технологий или в банковско-финансовой системе, — уже были задержаны. вернулся домой. Российские власти также ищут способы заманить в Россию изгнанных из страны ИТ-специалистов, которые нужны ей для поддержки военных действий. Правительство пообещало работникам этой категории освобождение от призыва и бесплатный билет на самолет домой. Путин хорошо знает свой народ: некоторые россияне, отчаянно верящие в возможность вернуться в довоенную реальность, благодаря этой стратегии возвращаются в Россию.
Российская бюрократия готова к более радикальным вариантам.
В некоторых важнейших областях поэтапный подход Путина имел неприятные последствия. Например, в первые месяцы после начала войны многие независимые журналисты, следователи и блогеры, бежавшие из страны, запустили собственные каналы на YouTube, воспользовавшись отсутствием цензуры. Теперь десятки политических шоу, интервью и видео без цензуры дают россиянам возможность каждый день узнавать правду о войне. За последний год многие люди выработали привычку получать новости с YouTube, в том числе и пожилые россияне, и молодежь. Ведь именно через YouTube и Telegram многие россияне узнали о расправе над украинскими мирными жителями в Буче и унижениях российских военнослужащих в Херсоне.
В то же время миллионы пользователей Instagram научились использовать услуги виртуальной частной сети (VPN) для доступа к платформе. В результате, хотя многие из них ранее не интересовались политическим контентом, теперь у них есть доступ к альтернативным источникам новостей о войне из нерусскоязычного Интернета. Таким образом, к первой годовщине войны в конце февраля большая часть городского населения России смогла обойти российскую интернет-цензуру. (Однако пока это не оказало большого влияния на общественное мнение, потому что многие по-прежнему предпочитали верить собственной пропаганде правительства.