Первая российская революция реформы политической системы краткий конспект: Конспект урока по истории «Первая российская революция. Реформы политической системы» (9 класс)

Первая российская революция. Политические реформы 1905–1907 годов

Термины «правые» и «левые» впервые появились во французском Национальном собрании времён Великой французской революции. В зале заседаний Национального собрания справа сидели сторонники конституционной монархии, по центру – умеренные сторонники республики, слева – те, кто выступал за кардинальные преобразования. Таким образом, правыми называют сторонников сохранения существующего положения, т. е. консерваторов, а левыми – приверженцев решительных перемен.

Далее вы узнаете о роли левых и правых партий в I и II Государственной думе.

Вопросы занятия. Декабрьское вооружённое восстание в Москве. «Основные законы» 1906 года. Деятельность I и II Государственной думы. Итоги революции.

Согласно Манифесту 17 октября, населению Российской империи даровались гражданские свободы – неприкосновенности личности, свободу совести, слова, собраний и союзов.

Также был обещан созыв Государственной думы.

Однако революционные партии – большевики и эсеры – не поддержали Манифест и продолжили подготовку вооружённого восстания. Они закупали оружие и создавали в промышленных центрах рабочие дружины. Наиболее подготовленная и хорошо вооружённая дружина была организована на одной из фабрик на Пресне.

7 декабря в Москве началась всеобщая политическая забастовка, в связи с чем более 100 тысяч пролетариев прекратили работу. В Москве остановились крупнейшие предприятия, не ездили трамваи, закрылись магазины, не подавалась электроэнергия.

В такой ситуации 8 декабря московский генерал-губернатор Фёдор Васильевич Дубасов объявил в городе и по всей Московской губернии чрезвычайное положение.

9 декабря правительственные войска разгромили штаб боевых дружин Москвы. На следующий день забастовка рабочих переросла в вооружённое восстание, в котором участвовало около 6 тысяч человек.

И только у двух тысяч из них имелось оружие. Более того, у повстанцев не было централизованного управления и единого плана восстания, а правительственные войска обладали очевидным преимуществом в вооружении. Поэтому восставшие вскоре перешли в оборонительное положение.

В ночь с 14 на 15 декабря из Петербурга в Москву прибыли 2 тысячи солдат Семёновского лейб-гвардии полка. К утру 15 декабря повстанцев оттеснили в район Пресни. И уже 19 декабря 1905 года восстание было подавлено. В ходе вооружённого восстания тысячи людей были расстреляны, арестованы или избиты. После этих событий Первая русская революция пошла на спад.

Ещё в ходе восстания в Москве 11 декабря 1905 года был издан Именной высочайший указ об изменении Положения о выборах в Думу. Этот указ был большим шагом вперёд в развитии российского избирательного права.

Однако выборы в Государственную думу, согласно ему, всё же не были ни всеобщими, ни прямыми, ни равными. Так, избирательным правом обладали только мужчины, достигшие возраста 25 лет. Из них военнослужащие, студенты, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства и «бродячие инородцы» к участию в выборах не допускались.

Согласно указу от 11 декабря, члены Государственной думы избирались на 5 лет по четырём избирательным куриям: землевладельческой, городской, рабочей и крестьянской.

В самих куриях не было равенства по количеству выборщиков – в землевладельческой курии был 1 выборщик от 2 тысяч населения, в городской – 1 выборщик от 4 тысяч человек, в крестьянской – 1 выборщик от 30 тысяч, в рабочей курии был 1 выборщик от 90 тысяч населения.

Выборщики избирались уполномоченными от каждой курии в ходе четырёхстепенных выборов у крестьян, трёхстепенных выборов у рабочих и двухстепенных выборов среди буржуазии и землевладельцев. Очевидно, что избранную по таким правилам Государственную думу нельзя было считать всенародно избранным представительным органом.

20 февраля 1906 года был издан Манифест, согласно которому законодательными функциями наделялся Государственный совет. Николай II рассчитывал на то, что Государственный совет станет его опорой и противовесом Думе, поскольку он наполовину состоял из членов, назначенных лично императором.

23 апреля 1906 года Николай II утвердил «Основные законы Российской империи» в новой редакции. Этот свод законов, которые касались общих положений государственного строя, стал фактически первой конституцией Российской империи, который Дума могла изменить только по инициативе самого царя.

«Основные законы Российской империи» состояли из двух разделов, семнадцати глав и двухсот двадцати трёх статей. Российское государство объявлялось «единым и нераздельным», а особа императора «священной и неприкосновенной». Императорская власть определялась как «верховная самодержавная». Вся исполнительная власть подчинялась императору. Он назначал министров, единолично руководил внешней политикой, осуществлял руководство армией и флотом, объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение.

Более того, в «Основные законы» был внесён специальный параграф, который разрешал императору в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. Законодательная власть распределялась между императором, Государственным советом и Государственной думой. Любой законопроект утверждался сначала Думой, потом Государственным советом, и только после этого он поступал на подпись к монарху.

Выборы в I Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 года. Однако большинство левых партий их бойкотировали. Среди них большевики, эсеры и национальные социал-демократические партии. Они считали, что Дума не обладает никакой реальной властью.

Торжественное открытие I Государственной думы состоялось в Петербурге 27 апреля 1906 года в присутствии Николая II. Её председателем был избран профессор Московского университета, кадет Сергей Андреевич Муромцев.

Депутаты, состоявшие членами одной партии или близкие по своим взглядам, распределились в Думе по фракциям. Абсолютное большинство мест заняла фракция конституционных демократов. Они получили 1/3 мест от общего числа депутатов.

Центральное место в деятельности I Государственной думы занял аграрный вопрос. 7 мая кадетская фракция выдвинула законопроект, который предполагал дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

23 мая члены «Трудового союза» (фракция трудовиков) предложили свой законопроект. Он предусматривал образование «общественного земельного фонда». Земля из этого фонда должна была выделяться в пользование безземельным и малоземельным крестьянам. В процессе обсуждения 33 депутата из фракции трудовиков выдвинули ещё более радикальный законопроект.

«Проект 33» предусматривал немедленную национализацию всех природных богатств и отмену частной собственности на землю.

Национализация – передача в собственность государства земель, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам.

Широкое обсуждение в Думе данного проекта вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения. Поэтому уже 9 июля 1906 года Николай II издал манифест о роспуске I Государственной думы. В Манифесте также говорилось, что закон об учреждении Государственной думы «сохранён без изменений».

Избирательная кампания во II Думу началась в конце ноября 1906 года. Она проходила по тем же правилам, что и в I Думу на фоне затухающей революции. На этот раз в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Правительство заранее знало, что в случае неработоспособности этой Думы она будет распущена, а избирательный закон изменён.

Сессия II Государственной думы началась 20 февраля 1907 года. Председателем стал кадет Фёдор Александрович Головин.

Левые партии потребовали полной конфискации помещичьей земли и превращения всей земли в общенародную собственность. А 17 мая 1907 года Дума проголосовала против «незаконных действий» полиции по отношению к революционерам.

Такое неповиновение не устраивало правительство. Поэтому 1 июня 1907 года председатель Совета Министров Пётр Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов. Они обвинялись в заговоре.

На основании этого Николай II своим актом от 3 июня 1907 объявил о досрочном роспуске II Думы и изменении избирательного закона. Этим он нарушал «Основные законы Российской империи» в редакции 1906 года. Поэтому 3 июня 1907 года считается датой

окончания Первой русской революции.

Самым важным итогом революции 1905–1907 годов стало создание Государственной думы. Это положило начало развитию парламентаризма в России. Дума была первым в истории России представительным органом власти, который имел законодательные полномочия и ограничивал самодержавие. Новая политическая система стала называться думской монархией.

В Российской империи были введены демократические свободы, отменялась цензура, разрешались профсоюзы и легальные политические партии. Таким образом буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны. Также было улучшено положение трудящихся – продолжительность рабочего дня была сокращена до 9–10 часов, а заработная плата повышена.

Началось подписание коллективных договоров рабочих с предпринимателями. В них оговаривалась минимальная зарплата, продолжительность рабочего дня, пособия по болезни. Расширялась свобода передвижения крестьян. Отменялись выкупные платежи, была снижена арендная плата за землю и ограничена власть земских начальников. В национальных регионах было разрешено использовать родной язык в школах.

Подведём итоги. Декабрьское вооружённое восстание 1905 года в Москве было подавлено властями. Большим шагом вперёд в развитии российского избирательного права стал указ об изменении Положения о выборах в Думу. «Основные законы Российской империи» в редакции 1906 года наделяли Государственную думу рядом законодательных полномочий. Учреждение Государственной думы стало важным шагом в развитии российского парламентаризма. Деятельность I и II Государственной думы носила характер политической конфронтации с властью. Первая российская революция заставила власть осуществить ряд неотложных преобразований.

Конспект урока по теме Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.

Урок № 63История России9-А_____ 9-Б______ Уч. Сахарова Е.Н.

Тема:Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

Цели урока:-познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами первой российской революции;

Задачи: Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью социально-экономических и политических противоречий; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905–1907гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.

Развивающие: способствовать формированию умений и навыков учащихся: — по систематизации, обобщению и анализу исторического материала; — самостоятельной работы с текстом, с материалами учебника, документами; — по выявлению причинно-следственных связей и делать выводы; -способствовать развитию аналитического мышления учащихся.

Воспитательные:— патриотическое воспитание на материале урока; — научное понимание исторического процесса.

Планируемые результаты: Знать: причины, основные события и результаты первой российской революции; процесс оформления политических партий (монархические, кадеты, октябристы)

Уметь: самостоятельно работать с текстом, с материалами учебника, документами, выявлять причинно-следственные связи и делать выводы,

Основные понятия:антисемитизм, петиция, трудовики, Государственная дума, кадеты, октябристы.

Оборудование: учебник, схемы, таблицы, портреты, карта «Революция 1905-1907 гг. в России».

Тип урока: комбинированный

План изучения новой темы:

1. Причины первой российской революции,

2. Основные события первой российской революции.

3. Формирование политических партий

4. Деятельность Государственной Думы.

5. Результаты первой российской революции. (План записан на доске).

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Беседа или выполнение тестовых заданий.

Изучение новой темы.

1. Причины революции (работа с учебником).

Учитель: раскроем этот вопрос по тексту учебника (стр. 34-35).Учащиеся читают раздел параграфа и по заданию учителя самостоятельно определяют причины первой российской революции. Зафиксируем результаты работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетради.

Основные события первой российской революции.

Учитель: раскроем этот пункт плана урока, заполнив соответствующую таблицу по тексту учебника (стр. 88-92, 93-94) – учитель на доске, учащиеся в тетрадях. Учащиеся самостоятельно читают раздел параграфа и называют основные события первой российской революции.

Основные события первой российской революции:

Дата

Событие

Значение

9 января 1905 год

«Кровавое воскресенье». Расстрел мирного шествия.

Начало революции.

Январь – февраль

1905 год.

Нарастание революционного движения: забастовки рабочих, выдвигавших как экономические так и политические требования.

Революция охватывает большую часть территории страны и все слои общества.

Май 1905 г.

Стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Разгром крестьянами помещичьих имений, создание Советов, восстания в армии и на флоте.

Июнь 1905г.

Восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»

19 сентября –

17 октября 1905 год.

Всероссийская октябрьская политическая стачка.

Николай II издает Манифест 17 октября 1905 года, которым предоставил гражданские права и свободы и выборную Государственную думу, — начало политических реформ в России (документ на стр. 96-97)

10 декабря-19 декабря 1905 год.

Вооруженное восстание в Москве.

Поражение Московского восстания привело к переносу центра политической жизни в Государственную думу.

Формирование политических партий.

Работа с учебником по группам стр. 92-93. Заполнить таблицу или составить кластер:

Вопросы сравнения

Политические партии

монархические

либеральные

«Русское собрание», «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Черная сотня»

Кадеты

Конституционно-демократическая партия

Октябристы

«Союз 17 октября»

Лидер

Историк П. Н.Милютин

Фабрикант А.И.Гучков

Время создания

Октябрь 1905

Октябрь 1905

Ноябрь 1905

Численность

50-100 тыс.

75-77 тыс

Состав организации

Помещики

Ученые, творческая интеллигенция, врачи, адвокаты, учителя, средние и мелкие служащие, либерально настроенная буржуазия и помещики

Крупная буржуазия, помещики, военные чины, профессура, инженеры, управляющие частными предприятиями

Основные идеи

Восстановление и сохранение самодержавия, православия, народности,

Антисемитизм (против евреев)

Установление конституционного строя, увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законов, свобода личности, слова, собраний, признание права рабочих на стачки, 8 ч. рабоч. день

Содействие правительству, сохранить единство и нераздельность гос-ва, уравнять крестьян в правах, активизировать переселенческую политику

Деятельность Государственной Думы. Сравнить деятельность.

Линия сравнения

1 Госуд. Дума

2 Госуд. Дума

Председатель

Профессор, кадет С.А.Муромцев

Кадет Ф.А.Головин

Период работы

27 апреля – 9 июля 1906

20 февраля – 3 июня 1907

Основные вопросы

Аграрный вопрос.

Полная и безвозмездная конфискация помещичьей земли и превращение всей земли в общенародную собственность

Результаты революции (работа с учебником).

Один из учащихся зачитывает текст параграфа на стр. 44, а другие затем перечисляют итоги первой российской революции. Для лучшего усвоения этого материала зафиксируем результаты этой работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетрадях.

3. Закрепление. (ответы обучающихся)

— Укажите причины революции.

— Дайте характеристику основных событий.

— Каковы результаты первой российской революции?

4. Выводы. Учитель: ребята, подводя итоги урока прошу вас сделать выводы о первой российской революции.

Ответы учащихся: (Первая российская революция способствовала демократизации государства и общественной жизни, улучшила положение рабочего класса и национальных меньшинств, но не разрешила главной проблемы – малоземелья крестьян.)

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание. Прочитать § 30, ответить на вопросы. По желанию учащиеся могут написать

доклад на темы: а) «Сравнение российских либеральных партий в начале XX века и в начале XXI

века.» б) «Мое отношение к революции 1905-1907 гг. »

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/359981-konspekt-uroka-po-teme-pervaja-rossijskaja-re

Реформа и революция | История России: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Hosking, Geoffrey,

‘Reform and revolution’

,

Russian History: A Very Short Introduction

, Very Short Introductions

(

Oxford,

2012;

online edn,

Oxford Academic

, 24 сентября 2013 г.

), https://doi.org/10.1093/actrade/9780199580989.003.0006,

, по состоянию на 24 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

«Реформа и революция» показывает, как поражение в Крымской войне прояснило необходимость отмены крепостного права. Русский национализм и образование Союза русского народа в 1905 описаны наряду с важностью русской культуры и произведениями Николая Гоголя, Федора Достоевского, Льва Толстого, Игоря Стравинского и Василия Кандинского. Обсуждается возникновение социализма через партию эсеров, социал-демократов, меньшевиков и большевиков, Октябрьский манифест царя Николая II, создание Государственной Думы, начало Первой мировой войны, революция 1917 года и роль Распутина, Троцкий и Ленин тоже объясняли.

Ключевые слова: Александр II, цензура, газеты, Николай, власть, государство, Игорь Стравинский

Предмет

История России и Восточной Европы

Серия

Краткие предисловия

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Реформа против революции в России 1917 года

В октябре 1917 года революционным русским рабочим при поддержке миллионов крестьян и солдат удалось свергнуть капиталистическое правление и заменить его собственными демократическими структурами власти. Массы эксплуатируемых восставали на протяжении всей истории. Но в России они впервые фактически овладели обществом, создали правительство на основе демократических рабочих советов (советов) и, по крайней мере временно, разгромили капиталистическое государство.

Они немедленно приступили к вытаскиванию России из бойни Первой мировой войны, освобождению угнетенных национальностей в составе Российской империи, введению рабочего контроля над производством, раздаче земли крестьянам и отмене сексистских законов и обычаев. Успех рабочих вызвал волну революций в других местах.

Но эта победа была далеко не неизбежной. Революционная большевистская партия была единственной партией, которая выступала за то, чтобы рабочие пришли к власти. К октябрю 1917 года в нем насчитывалось около 250 000 членов, и он получил значительную поддержку за пределами своих рядов. Но всего шесть месяцев назад его поддержало лишь незначительное меньшинство.

Две другие левые партии, борющиеся за лояльность рабочего класса, меньшевики и эсеры выступили против захвата власти рабочими. Они призывали к умеренности, терпению и, прежде всего, к подчинению рабочего класса российским капиталистам и Временному правительству, правившему в их интересах. Если бы эти силы не были разгромлены, рабочей власти в России не было бы достигнуто.

Наличие крупной революционной партии в России, большевиков, имело решающее значение для успеха революции. И такая партия существовала в результате важных дебатов, имевших место задолго до революции. Готовность большевиков отделиться от консервативной ветви своего движения за годы до начала означала, что, когда наступил решающий момент, они смогли мобилизовать слой рабочих, которые могли понимать политические дебаты, бороться с влиянием реформистов и либералов. и бороться за революционную стратегию.

В девятнадцатом веке большая часть Европы переживала индустриализацию, которая сопровождалась быстрым ростом городского рабочего класса, развитием массового рабочего движения и распространением социалистических идей. Однако Россия отставала. К 1900 году около 85 процентов населения все еще проживало в сельской местности и зависело от сельского хозяйства как источника средств к существованию. Крепостное право было отменено только в 1861 году, а в стране по-прежнему правило царское самодержавие.

Марксистские идеи были первопроходцами в России, начиная с 1880-х годов, первоначально небольшой горсткой преследуемых, часто изгнанных интеллектуалов. Хотя русский рабочий класс все еще составлял лишь незначительное меньшинство населения, к 1890-м годам промышленность быстро росла. Вскоре массы текстильщиков и металлистов на огромных фабриках в ужасающих условиях начали бастовать и организовываться, и влияние марксизма начало распространяться.

Примерно в 1895 году Владимир Ленин и другие основали Санкт-Петербургский Союз борьбы за освобождение рабочего класса. Ленин был вскоре арестован и заключен в тюрьму за свои усилия. Находясь в тюрьме, в 189 году произошла впечатляющая забастовка текстильщиков, которую Лига помогла организовать. 6. Говорят, что Ленин тайно вывез манифест забастовки, написанный молоком и чернильницей из хлеба, которую он мог проглотить, когда явились тюремщики. «Сегодня я съел шесть чернильниц», — говорилось в одном из его писем.

Это подытожило состояние социалистического движения того времени. В условиях жестоких репрессий множилось множество крошечных, раздробленных марксистских кружков буржуазной интеллигенции, студентов и рабочих, которые постоянно распадались арестами и ссылками. Судьба первого съезда Российской социал-демократической рабочей партии в 189 г.8, была типичной — собрала всего девять делегатов, пятеро из которых были арестованы в течение месяца.

Более того, существовали разные взгляды на пути развития русского социализма. Например, социалистический манифест на съезде 1898 года написал интеллигент Петр Струве. Он был одним из тех русских «марксистов», против которых Ленин вскоре полемизировал как просто буржуазный либерал, любивший употреблять марксистские словечки. Версия «марксизма» Струве имела очень мало общего с рабочей революцией и социализмом и в основном подчеркивала неизбежность и поступательность развития капитализма.

Позднее Струве объяснял: «Социализм, по правде говоря, никогда не вызывал во мне ни малейшего чувства, тем более влечения». Не совсем тот человек, которого вы хотите писать для своего социалистического манифеста! Вскоре Струве стал ведущим сторонником переплетения течений, известных как легальный марксизм, экономизм и ревизионизм, все из которых нашли политическое пристанище в меньшевиках. Что это были за течения?

По существу, они были соглашательским правым крылом социалистического движения. На них повлияли аргументы Эдуарда Бернштейна из Немецкой социал-демократической партии, который в то время «пересматривал» марксизм, чтобы отстаивать парламентский путь к социализму вместо классовой борьбы и революции. В России не было парламента, был только царизм, поэтому русский реформизм принимал разные формы — некоторые ограничивались очень ограниченной издательской деятельностью и идеями, законно разрешенными царем (отсюда «легальный марксизм»). Это пересекалось с экономизмом, который был об ограничении видов требований и аргументов, которые социалисты предъявляли рабочим, в частности требования свергнуть царизм. Это стало теоретическим и оправданным экономистами, которые сказали, что рабочие в любом случае действительно интересовались только требованиями хлеба с маслом, а не более глубокими теоретическими и политическими вопросами.

Следствием всего этого было смещение социалистического движения вправо, пренебрежение любыми серьезными попытками привлечь рабочих к революционной политике и вместо этого оставить рабочий класс во власти русского либерализма, т. е. якобы «прогрессивных» промышленников. , банкиры и помещики. Доведя это до логического завершения, Струве вскоре формально отошел от марксизма и в 1905 году стал одним из основателей партии либеральной буржуазии — кадетов. вытекающие из этого задачи рабочего класса, в конечном итоге стали центральными факторами раскола в Российской социал-демократической рабочей партии.

Второй съезд партии, состоявшийся в 1903 году, состоялся после многолетних организационных усилий и политических споров Ленина и многих других ведущих марксистов. Результатом стала реформированная Российская социал-демократическая рабочая партия на более прочной основе.

Но съезд породил и новый раскол, когда партия разделилась на две фракции: большевиков (имеется в виду большинство) и меньшевиков (меньшинство). В то время решаемые вопросы были не вполне ясны, и именно меньшевики, а не Ленин и большевики, привели к расколу, отказавшись принять демократические решения съезда. Примерно в это же время многие мифы о якобы авторитарном Ленине были придуманы меньшевиками, которые были огорчены тем, что оказались в меньшинстве. Основной вопрос, ускоривший раскол, касался характера грядущей революции в России и роли в ней рабочего класса.

Многих черт, присущих современному капитализму в остальной Европе, не было в отсталой России. В частности, если в большинстве европейских стран класс капиталистов твердо контролировал государственный аппарат, то в России им приходилось иметь дело с анахронизмом царизма, при котором официальная политическая власть все еще принадлежала всемогущей монархии, интересы которой не всегда точно совпадали с собственными капиталистами. Это стремление к более современному, эффективному государству, которое могло бы лучше способствовать капиталистическому развитию, привело к возникновению оппозиционных, либеральных течений в российской буржуазии и среди ее прихлебателей среди буржуазной интеллигенции.

Это, в свою очередь, побудило некоторых социалистов утверждать, что русские капиталисты были прогрессивной силой и что им суждено возглавить революцию против царизма, как это сделали их французские коллеги во Французской революции 1789 года. Кроме того, они утверждали, что Россия была не готова к социализму, и сначала потребовался бы длительный период капиталистического развития. Поэтому роль рабочего класса заключалась в том, чтобы вступить в союз с буржуазией, толкать ее вперед, где это необходимо, но оставаться в подчинении ее руководства.

Как выразился видный меньшевик Аксельрод, «наше отношение к либеральной буржуазии определяется задачей придать ей больше мужества». Более того, рабочий класс «впал бы в роковую ошибку», если бы он слишком сильно настаивал на отстаивании своих требований независимо от этих буржуазных либералов, так как это заставило бы их «отшатнуться» от борьбы и загнало бы их в лагерь реакции и царизм.

У Ленина и большевиков был совсем другой подход. Российские капиталисты, указывали они, связаны с царизмом тысячей нитей и полностью зависят от него. Прежде всего, они предпочли бы остаться с царем, чем рисковать развязыванием народной борьбы рабочих и крестьян, которая угрожала бы их прибылям и их контролю над фабриками и землей. Ситуация сильно отличалась от Французской революции, когда рабочий класс был настолько слаборазвит, что капиталистам нечего было бояться развязать народные восстания в ходе свержения монархии. В России, когда дело дойдет до драки, капиталисты встанут на сторону царя. Времена, когда капиталисты играли какую-либо прогрессивную роль, давно прошли (как утверждал Маркс еще в 1848 г.). Поэтому борьбу с царизмом должен был возглавить рабочий класс, против капиталистов, а не с ними. Рабочие найдут союзников в борьбе, но это будут не вероломные буржуазные либералы, доходы которых все-таки зависят от эксплуатации рабочих, а выходцы из миллионов угнетенных крестьян, жаждущих земли и свободы.

Этот коренной раскол определил борьбу между большевиками и меньшевиками вплоть до революции 1917 года. Меньшевистская позиция неоднократно приводила их к малодушному подходу к российским капиталистам и их главным либеральным представителям в кадетской партии. Когда российские капиталисты раздували националистическую истерию и приветствовали Российскую империю в Первой мировой войне, наживаясь на резне, когда рабочие и крестьяне умирали и умирали миллионами, меньшевики уклонялись от маневров, в то время как большевики развернули яростную антивоенную кампанию.

После свержения царя в результате восстания рабочих и солдат в феврале 1917 года меньшевики стремились сдержать рабочий класс, утверждая, что советы, возникшие по всей России как демократические организующие органы народной власти, должны остаться лояльная и подчиненная группа давления капиталистическому, невыборному Временному правительству.

Революция требовала «Мира, земли и хлеба». Меньшевики и эсеры утверждали, что поддерживают эти требования, но выступали против единственного средства их достижения — свержения капитализма. И вот, отчаянно пытаясь сохранить свой союз со своими буржуазными союзниками, они в конце концов поддержали войну, выступили против забастовок и захватов земель, восстановили контроль царских генералов над мятежными солдатами, подавили большевиков, ослабили советы и в конце концов присоединились к правительству. рядом с капиталистами. Керенский, лидер эсеров и глава Временного правительства к 19 сентября17 января вместе с царским генералом Корниловым даже задумал военный переворот, чтобы раз и навсегда подавить революцию.

Эти измены заставили рабочих массово дезертировать от меньшевиков и эсеров, убедившись теперь в доводах большевиков. Социал-революционеры раскололись на правое и левое крыло, причем левые теперь поддерживают большевистский призыв к Советам прийти к власти, отражая осуществление ленинских надежд на то, что мятежное крестьянство последуют революционному примеру рабочих.

Поведение российских либералов и реформистов не было аномалией. Это случалось раньше и повторялось на протяжении столетия с тех пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *