Государственная Дума в зеркале истории
19 сентября 2021
Сегодня жители Ленинградской области избирают депутатов уже восьмого по счету созыва Государственной Думы РФ.
Отсчет созывов Госдумы в современной России ведется от выборов 1993 года. До революции — в Российской Империи созывалось четыре созыва Государственной Думы.
Образование первого в истории Российской империи представительного законодательного органа стало результатом революции 1905 года.
17 октября 1905 года императором был подписан новый Манифест, который утвердил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».
В состав Думы вошли землевладельцы, представители промышленной буржуазии, купечества, городской интеллигенции и крестьянства. Общее число избранных депутатов Думы в разное время составляло от 478 до 525 человек.
Выборы в Первую Думу проходили согласно закону от декабря 1905 года.
Санкт-Петербургскую губернию, существовавшую тогда примерно (за некоторыми исключениями) в границах нынешней Ленинградской области в самой первой Государственной Думе представляли три депутата: земский врач, сельский учитель и профессор Политехнического института.
После Февральской революции 1917 года представительной властью стали Советы. В соответствии с принимаемыми Конституциями РСФСР и СССР, в разные периоды времени законодательные акты рассматривались и принимались ВЦИКом, Всероссийскими и Всесоюзными Советами, Верховным советом РСФСР и СССР, советами народных депутатов СССР.
В 1936 году Конституцией были введены всеобщие равные прямые выборы. Кроме того, депутаты впервые получили право парламентской неприкосновенности.
В 1993 году состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва. Срок ее полномочий: 11 января 1994 года — 15 января 1996 года. За период своей работы Дума первого созыва приняла 461 закон, из которых 310 вступили в действие.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Срок полномочий: 16 января 1996 года — 17 января 2000 года. Были приняты Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва. Период работы: 18 января 2000 года — 28 декабря 2003 года. В течение восьми сессий был принят 781 закон, в частности о Центральном банке и страховании ответственности владельцев транспортных средств. Депутатами был принят закон о государственной символике: теперь государственным флагом стал бело-сине-красный триколор, текстом гимна – стихи Михалкова С. В. на музыку гимна СССР, золотой двуглавый орел в червленом щите стал гербом, а в качестве военно-морского флага начал использоваться Андреевский флаг.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва
Период работы: 29 декабря 2003 года — 23 декабря 2007 года
Одними из основных направлений деятельности Государственной Думы в период работы четвертого созыва остались разграничение полномочий между федеральным и местным уровнями власти, модернизация армии и усиление борьбы с терроризмом.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва. Период работы: 24 декабря 2007 года — 20 декабря 2011 года. Одним из основных направлений деятельности Государственной Думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было определено мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Потребовалось оперативное принятие ряда законов, направленных на поддержку финансовой системы страны.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Период работы: 21 декабря 2011 года — 4 октября 2016 года. Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивших интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство. Депутатами была одобрена политическая реформа: введение прямых выборов губернаторов, упрощение регистрации партий. Была возращена система выборов также и по одномандатным округам, а дата проведения выборов в Государственную Думу перенесена на сентябрь.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Период работы: 5 октября 2016 года — до созыва Государственной Думы восьмого созыва, выборы которой проходят 17-19 сентября. В работе Думы седьмого созыва приоритетным стало законодательного обеспечение «майских» Указов Президента и национальных проектов.
Подробнее об истории Государственной Думы можно прочитать здесь.
История первой государственной Думы Российской империи
Вплоть до начала прошлого века в Российской империи не было представительного законодательного органа. Впервые такой орган, названный Государственной Думой, был утвержден личным распоряжением императора Николая II в августе 1905 года.
Создание Государственной Думы стало ответом на первую российскую революции и способствовало кратковременному успокоению общества, поскольку создало видимость активной деятельности правительства в направлении привлечения к управлению страной народных избранников.
Совещательный орган при императоре – Государственная Дума – по новому закону избиралась сроком на пять лет. Но в сложившейся исторической ситуации ни одна из Дум полностью не просуществовала полный срок, все Думы были распущены императором.
Государственная Дума должна была стать законосовещательным и законодательным органом, подчиняющемуся Государственному совету Российской Империи.
Первое совещание Государственной Думы прошло в конце апреля 1906 года. Чтобы стать депутатом Государственной Думы гражданам необходимо было быть выбранным в качестве представителя одной из четырех курий – землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей.
Правом выбора были наделены меньше половины крестьянского населения страны, по причине чего всероссийский крестьянский союз объявил бойкот данным выборам. Но подобные действия со стороны представителей крестьянского населения не имели успеха и Дума начала работу в том составе, в котором была избрана.
Время работы Думы составило всего 72 дня, она была распущена императором 8 июля 1906 года, как не оправдавшая надежд на принесение мира и спокойствия в общество.
Содержание
- 1 Первая дума
- 2 Вторая дума
- 3 Структура и сроки работы государственной Думы
- 4 Партийный состав первых Государственных Дум — таблица
Первая дума
I Государственная дума начала свою работу в апреле 1906 г. , что знаменовало собой начало представительного правления в России. По закону она созывалась на пять лет; ее депутаты имели право обсуждать законопроекты, бюджет и делать запросы министрам, назначавшимся государем; вне ее контроля были военные дела и внешняя политика.
Большинство левых партий бойкотировало выборы в I Думу. Победу на выборах одержала партия кадетов, сумевшая привлечь на свою сторону избирателей из представителей национальных меньшинств и крестьянства, которым они обещали проведение реформ. Кадеты получили более трети всех мест.
Депутаты Думы выдвигали основные требования либералов: введение всеобщих выборов, отмена всех ограничений законодательной деятельности Думы, личная ответственность министров, гарантия гражданских свобод, включая право на забастовку, разработка аграрной реформы, удовлетворение требований национальных меньшинств, отмена смертной казни, полная политическая амнистия.
Они были убеждены, что царь не посмеет тронуть «народных представителей». Получив категорический отказ правительства, Дума большинством голосов потребовала его немедленной отставки.
Используя принятый Думой проект аграрного закона, по которому крестьяне могли бы за «справедливую компенсацию» получить арендуемые ими земли, правительство, сочтя этот вопрос при его важности стоящим вне компетенции Думы, распустило ее через 72 дня после начала работы. То, что поводом для роспуска послужил именно аграрный вопрос, было показательным: аграрный вопрос превратился в вопрос политический — о форме правления.
Вторая дума
Выборы во II Думу проходили на основании прежнего закона, и она получилась еще более радикальной, чем прежняя. Заседания начались в феврале 1907 г. И вновь в центре конфликта между правительством и Думой встал земельный вопрос: «трудовики» (группа депутатов народнического направления) и кадеты поставили на обсуждение свои аграрные проекты, несколько смягчив ряд требований.
Тем временем повсюду возобновились акции революционного террора. Под давлением консервативной прессы правительство решило вновь объявить о роспуске Думы, но, чтобы не связывать его опять с аграрным вопросом, обвинило ряд депутатов в заговоре против царской семьи. В манифесте, провозгласившем роспуск Думы, было также объявлено о коренных изменениях в законе о выборах.
Новый закон разрабатывался в условиях абсолютной секретности и вновь возвращал страну к абсолютизму, ужесточив избирательный ценз, сокращая представительство крестьян и национальных меньшинств, увеличивая неравенство в представительстве сословий. Период., открывшийся Манифестом 17 октября, когда была сделана первая в российской истории попытка сочетать самодержавие с конституционной формой правления, закончился. На данном этапе победа была, несомненно, на стороне царской власти: правительство получило покорную Думу, функции которой ограничивались утверждением представленных ей законов.
Так как данная мера полностью противоречила Манифесту 17 октября, согласно которому ни один закон не мог быть принят без согласия Думы и Государственного совета, события 3 июня 1907 г. — роспуск Думы и изменение избирательного закона — можно считать «государственным переворотом», а период, последовавший за ними, обычно именуется периодом «третьеиюньской монархии». Третьеиюньский государственный переворот знаменовал собой поражение революции 1905—1907 гг. Однако 1907 г. никоим образом не был возвратом к 1904 г.: по словам СЮ. Витте, «революция в умах свершилась».
Структура и сроки работы государственной Думы
При Государственной Думе как представительском совещательном органе действовали канцелярия и ряд постоянных и временных комиссий. Дума учреждалась как постоянный орган, но ни один её состав не просуществовал положенных полных пяти лет.
Партийный состав первых Государственных Дум — таблица
Партийный состав 1—IV Государственных Дум | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й |
Правые (монархисты, черносотенцы) | — | 22 | 144 | 184 |
Октябристы | 16 | 32 | 148 | 99 |
Прогрессисты | — | — | 28 | 47 |
Кадеты | 179 | 99 | 54 | 58 |
Национальные меньшинства | 63 | 80 | 26 | 21 |
Трудовики | 97 | 104 | 14 | 10 |
Социал-демократы | 18 | 65 | 19 | 14 |
Эсеры | — | 37 | — | — |
Беспартийные (и мелкие партии) | 105 | 79 | 9 | 9 |
Всего | 478 | 518 | 442 | 442 |
Дума (Россия): цель и падение
Дума была создана после русской революции 1905 года как часть новой конституционной монархии в стране. Но что такое Дума? Что происходило по всей России, пока действовала Дума? Было ли это все «думским мраком» или были какие-то подлинные изменения, вызванные первой русской революцией? Давайте займемся этим!
Хронология Думы
Давайте посмотрим на хронологию Думы, от ее деятельности после Первой русской революции 1905 г. до ее роспуска в 1919 г.17.
Дата | Событие |
1905 | Первая русская революция. |
Октябрь 1905 | Октябрь Манифест подписан. |
Апрель 1906 г. | Основные законы приняты. |
Май 1906 г. | Первая Дума избрана. |
Июнь 1906 г. | Дума выразила недоверие Председателю Совета Министров Ивану Горемыкину. |
Июль 1906 г. | Первая Дума распущена после вотума недоверия. Петр Столыпин назначается царем председателем Совета министров. Некоторые кадеты издали Выборгский манифест. Столыпин в ответ запретил кадетам голосовать. |
Февраль 1907 г. | Вторая Дума избрана. |
Июнь 1907 г. | Вторая Дума распущена. |
Август 1907 г. | Третья Дума избрана. |
Сентябрь 1911 | Петр Столыпин убит эсером Дмитрием Богровым. |
Июнь 1912 | Третья Дума закончила свой пятилетний срок. |
Ноябрь 1912 — 1917 | Четвертая Дума избрана. |
Июль 1914 года | Россия вступила в Первую мировую войну. |
Февраль 1917 г. | Февральская революция. Создано Временное правительство. |
Март 1917 | Царь Николай II отрекся от престола. Временное правительство распустило Думу четвертого созыва в преддверии выборов в Учредительное собрание. |
Октябрь 1917 | Большевистская революция. Дюмы не образовались бы снова при Советском правительстве. |
Дума Русская революция
Русская революция 1905 года вызвала достаточно гражданских беспорядков среди рабочего класса, чтобы в конечном итоге убедить царя изменить свое непопулярное автократическое правление в России. Его уговорил один из его главных советников Сергей Витте подписать 9-й0117 Октябрь Манифест , обещающий реструктуризацию российского правительства и другие изменения в обществе.
Дума Определение
Октябрьский манифест фактически обещал, что Россией будет управлять конституционная монархия и что царя будет консультировать представительный орган, Дума.
Конституционная монархия означает, что страной правит монарх (в данном случае царь). Царь принимает решения на основе рекомендаций правительства, сформированного посредством конституции. Это не всегда должно быть демократически избранное правительство.
D uma был представительным органом, входившим в состав российского правительства для консультирования царя. По всей России были проведены местные выборы для определения представителей в коллегии выборщиков. Затем коллегия определяла представителей в Думе. Хотя Дума казалась избранной демократическим путем, она была склонна к манипуляциям с законом о выборах в отношении того, кто мог голосовать, а фактические члены Думы избирались населением косвенно через коллегию выборщиков.
Рис. 1 Царь возглавил открытие Думы в мае 1906 года.
Дума была уступкой царя демократически избранному представительному органу, чтобы консультировать его по решениям правительства. Однако на практике царь Николай II часто игнорировал Думу и сохранял за собой большую часть этой власти.
Основные законы Думы
Несмотря на обещание Октябрьского манифеста — создать конституционную монархию — полномочия Думы были ограничены. Посмотрим, как царь уменьшил влияние Думы.
Октябрьский манифест против Основных законов
Царь изменил полномочия Думы за несколько дней до ее первого заседания 1906 Основных законов , которые стали новой российской конституцией . Давайте посмотрим на то, что царь оставил за собой определенные полномочия. С новой конституцией он мог:
Управлять Россией без Думы, когда она не заседала.
Изменение избирательной системы без оппозиции.
Единолично избирает свой Совет Министров (высший орган государственной власти).
Объявлять и прекращать войну независимо от решений Думы и общественности.
Распустить Думу в любой момент.
Пункты Основных законов восстановили царя как высшую власть над Россией, то есть власть осталась практически в руках царя. Однако для того, чтобы формально оставаться конституционной монархией, Дума все же сохраняла за собой право делать законодательные решения .
Правительственная структура
Давайте посмотрим на различные группы, действующие при царе:
Царь. Верховная власть России. Советовали 3 органа: | ||||||||||||||||||||||||||
Совет Министров — Избранный Государем | Государственный Совет — Избранный Царем и Земствами0012 | |||||||||||||||||||||||||
Zemstvas — Избран землевладельцами и пропорциональным представлением | избирательный колледж — избран русским избирательными избирателями | |||||||||||||||||||||||||
русский избиратель | ||||||||||||||||||||||||||
Руссский избиратель | ||||||||||||||||||||||||||
. в России был класс, пользующийся благосклонностью царя, и обычно это были землевладельцы, богатые купцы, высокопоставленные военные чиновники или занимающие важные посты в Русской православной церкви. Земства были избраны органами местного самоуправления в сельской местности, которые оказывали экономические и социальные услуги местному обществу. Дворянство обычно доминировало в земствах, но избиралось помещиками и через пропорциональное представительство крестьянских общин. Выборы в ДумуНовая конституция положила начало периоду надежд в российской политике. Возникли разные партии, которые боролись за власть в Думе. Однако они быстро выяснили, что царь не хотел признавать Думу. Дума и ЦарьНесмотря на ограниченную власть Думы, она все же сохраняла за собой право голоса по законопроектам. Это означало, что царь и его Совет министров не могли поступать так, как им заблагорассудится, поскольку им требовалось одобрение Думы, особенно для политических или внутренних реформ. Столкновение между царем и Думой наиболее ярко проявилось в первых двух Думах.
|