Первая филиппика демосфена: филиппики Демосфена до добра не довели. Всемирная история в лицах

Содержание

филиппики Демосфена до добра не довели. Всемирная история в лицах

2.4.1. Слово не воробей: филиппики Демосфена до добра не довели. Всемирная история в лицах

ВикиЧтение

Всемирная история в лицах
Фортунатов Владимир Валентинович

Содержание

2.4.1. Слово не воробей: филиппики Демосфена до добра не довели

Последний — эллинистический — период в истории Древней Греции открывается походами Александра Македонского (356–323 гг. до н. э., царь македонский с 336 г. до н. э.). Но еще отец Александра, царь Филипп, создал необходимые для этого предпосылки. Филипп II вел захватническую политику и стремился подчинить себе другие греческие города.

В Афинах было немало людей, которые считали македонян чуть ли не варварами и полагали, что их надо остановить любой ценой. В греческих городах-полисах, в древних Афинах высоко ценилось ораторское искусство, умение убеждать сограждан в своей правоте.

В эпоху борьбы с македонской экспансией большую популярность приобрел Демосфен.

Демосфен был косноязычным обладателем слабого голоса с плохим дыханием, привычкой подергивать плечом и другими недостатками, которые исключали его появление на публике. Упорный и волевой юноша для каждого своего недостатка придумал методику преодоления и неуклонно тренировался. Умению строить свою речь Демосфен учился у Исея, Платона, Сократа; образцом для подражания считал Перикла. Историю Эллады Демосфен изучил с помощью приема, хорошо известного всем советским студентам: он восемь раз переписал знаменитый труд Фукидида. Чтобы научиться говорить как должно, Демосфен выходил на берег моря, набирал в рот камешков и начинал говорить, представляя, что перед ним не море шумит, а внимает словам афинский демос. Демосфен читал стихи эллинских поэтов, стоя на какой-нибудь возвышенности покруче. Не хватает выразительности лицу? Он часами упражнялся в мимике перед зеркалом. Дергается, приподнимаясь, плечо? Он подвесил меч, который колол его всякий раз, когда он совершал это инстинктивное движение.

Демосфен был одержим своей целью. Он тренировался неделями. Во избежание соблазна он обрил себе половину головы и, поскольку в таком непотребном виде на улице появиться было нельзя, продолжал работать над собой.

Демосфен. Скульптура в полный рост. IV в. до н. э.

Первые публичные выступления Демосфена были не слишком удачными. Свою славу он обрел, выступив в качестве лидера борьбы против Филиппа Македонского. В 352 г. до н. э. Демосфен объяснил афинянам сущность гегемонистских замыслов Филиппа и раскрыл коварство его методов. Демосфен приложил значительные усилия для того, чтобы создать коалиции против Филиппа. Речи Демосфена против македонского царя получили название филиппики. В России Ивана Грозного митрополит Филипп Колычев обращался к царю с посланиями, в которых призывал прекратить произвол. Эти обращения Иван IV презрительно называл «филькиными грамотами», хотя в действительности это были самые настоящие филиппики.

Демосфену приходилось нелегко. В Афинах на деньги Филиппа сформировалась «македонская партия» во главе с Эсхином, фактическим «агентом влияния» Македонии. Демосфена увенчивали венками за его заслуги, но все решили «аргументы» Филиппа Македонского. В 338 г. до н. э. в битве при Херонее афиняне были разгромлены, но Филипп выдал тела убитых, отпустил пленных без выкупа и т. д.

Демосфен участвовал в битве при Херонее, пережил Филиппа и его сына Александра. Он успешно защитил себя на суде от обвинений во взяточничестве и трусости в бою. Однако «македонская партия» среди афинян была очень влиятельной. Уже после смерти Александра Македонского и неудачного восстания греков против македонцев Демосфен покончил с собой, чтобы избежать казни по ложному обвинению в казнокрадстве.

Демосфен заслуженно считается отцом ораторского искусства. Сохранился целый ряд его знаменитых речей[33]. Советские руководители на излете перестройки не смогли убедить Горбачева и большую часть населения в том, что СССР вот-вот рухнет из-за внешнего воздействия при поддержке «агентов влияния». Им пришлось разделить судьбу Демосфена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ГЛАВА 3 ВСТРЕЧА ДОБРА И ЗЛА

ГЛАВА 3 ВСТРЕЧА ДОБРА И ЗЛА «Они… отложились от Рая с тех пор, как Люцифер соблазнил их ложными заверениями, что, хотя Бог позволил им только добро, дьявол (лживый до мозга костей) позволит им наслаждаться и добром, и злом, и он обещал дать им жен, которых они будут любить, и

Про то, как два якобита довели английского палача до нервного срыва

Про то, как два якобита довели английского палача до нервного срыва Известно, что в Англии простой люд вешали, а господ посолиднее казнили на плахе при помощи топора. Если прикинуть, кто из этих двух категорий чаще влипает в неприятности, то станет понятно, что

6.

10. Обличения Ирона Иоанном Крестителем за Иродиаду, жену Филиппа Обличительные речи — «Филиппики» Цицерона против Антония

6.10. Обличения Ирона Иоанном Крестителем за Иродиаду, жену Филиппа Обличительные речи — «Филиппики» Цицерона против Антония Евангелист Марк пишет о причинах заключения в темницу и смерти Иоанна Крестителя так: «Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за

26.17. Цикада, богомол, воробей и самострел

26.17. Цикада, богомол, воробей и самострел «Уский ван [Фу Ча] решил идти походом на владение Чу и объявил своим приближенным: «Кто осмелится возражать, того ждет смерть». Среди придворных был некий Шао Жуцзы, который и хотел бы выступить с возражениями, но не решался. Тогда он

ВОРОБЕЙ И КУКУШКА

ВОРОБЕЙ И КУКУШКА Видимо, есть необходимость восполнить пробел в отношении и других произведений Солженицына, которых мы в ходе повествования касались лишь мельком. Думается, это можно увлекательно сделать посредством краткого изложения взглядов и суждений по данному

6.10. Иоанн Креститель обличает Ирода за Иродиаду, жену Филиппа Обличительные речи — «Филиппики» Цицерона против Антония

6.10. Иоанн Креститель обличает Ирода за Иродиаду, жену Филиппа Обличительные речи — «Филиппики» Цицерона против Антония Евангелист Марк пишет о причинах заключения в темницу и смерти Иоанна Крестителя так: «Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за

5. Борьба промакедонской и антимакедонской партии в Афинах. Деятельность Демосфена. Установление македонской гегемонии в Греции

5. Борьба промакедонской и антимакедонской партии в Афинах. Деятельность Демосфена. Установление македонской гегемонии в Греции Укрепление македонского могущества в конце 50–х — начале 40–х годов IV в. до н. э. поставило перед македонским царем новые задачи: теперь

Нет худа без добра

Нет худа без добра Самых смелых и удачливых гладиаторов римская публика знала даже в лицо, как если бы это были выдающиеся писатели или актеры. На бои этих гладиаторов ходили так же, как сейчас ходят на матчи знаменитых футболистов. Разве что футболистов, если нет травмы,

Филиппики. Сенат. «Первая филиппика». Ответ Антония. Контрмеры. Что есть истина? Антоний в Брундизии. Война

Филиппики. Сенат. «Первая филиппика». Ответ Антония. Контрмеры. Что есть истина? Антоний в Брундизии. Война Цицерон прибыл в Рим 31 августа. Его встретили значительные перемены. Он больше не раздумывал, что ему делать. Он собирался кое-что предпринять и знал, что именно, а

Глава 27 «ВО ИМЯ ДОБРА ИЛИ ЗЛА»

Глава 27 «ВО ИМЯ ДОБРА ИЛИ ЗЛА» Разгром гитлеровской армии и оккупация Германии произвели в умах немцев настоящую революцию. Они увидели, что фюрер был колоссом на глиняных ногах, а когда узнали, какие зверства творились в Аушвице (Освенциме), Бельзене и других концлагерях,

Водяной воробей

Водяной воробей Эта малоизвестная птица питается водяными червями, очень ловко доставая их со дна реки или озера, но оставаясь при этом такой же сухой, как до ныряния.Народное поверье:Если натереться кровью и жиром водяного воробья, то даже лютый январский или

Воробей

Воробей В древние времена воробей соотносился с нечистой силой, даже именовали его – «чертово семя». Получил он его за то, что якобы воробьи – это те же черти, только в птичьем подобии, потому и не грешно разорять гнезда воробьев – чем больше птенцов уничтожишь, тем больше

Филиппики Цицерона против Марка Антония: ораторское искусство как главное оружие в борьбе за власть

Марк Туллий Цицерон активно боролся против Марка Антония, фактически занявшего место убитого Цезаря в 44 году до н. э. Речи Цицерона против Антония, названные «Филиппиками», известны как ярчайшие примеры ораторского искусства. Их главной целью было «открыть глаза» всему народу и сенату на злодеяния Марка Антония. Цицерон призывал римлян начать борьбу с врагом и счесть это за священную обязанность.

Марк Туллий Цицерон.

Цикл речей Цицерона был назван «Филиппиками против Марка Антония» в честь речей Демосфена, в которых он обличал Филиппа II Македонского. С первой речью Цицерон выступил 2 сентября 44 года до н. э. перед сенатом. В ней он проливал свет на злодеяния Марка Антония, а также доказывал, что законы, введенные Антонием, не имеют отношения к политике Цезаря.

«Но сто­ит ли мне пытать­ся воздей­ст­во­вать на тебя сво­ей речью? Ведь если конец Гая Цеза­ря не может заста­вить тебя пред­по­честь вну­шать людям любовь, а не страх, то ничья речь не при­не­сет тебе поль­зы и не про­из­ведет на тебя впе­чат­ле­ния. Ведь те, кото­рые дума­ют, что он был счаст­лив, сами несчаст­ны.

Не может быть счаст­лив чело­век, кото­рый нахо­дит­ся в таком поло­же­нии, что его могут убить, уже не гово­рю — без­на­ка­зан­но, нет, даже с вели­чай­шей сла­вой для убий­цы. Итак, свер­ни с это­го пути, про­шу тебя, взгля­ни на сво­их пред­ков и правь государ­ст­вен­ным кораб­лем так, чтобы сограж­дане радо­ва­лись тому, что ты рож­ден на свет, без чего вооб­ще никто не может быть ни счаст­лив, ни сла­вен, ни невредим», — обращается Цицерон к Марку Антонию в первой «Филиппике».

Анисе Лемонье. Смерть Антония (1780-е)

Однако в отношениях Цицерона и Марка Антония все было не так очевидно, как может показаться из их публичного общения в 44 году до н. э. До этого времени Цицерон писал своему врагу в мягком и дружественном тоне. О теплом отношении к Марку Антонию Цицерон признавался и в письме Тирону: «Я все-таки очень хочу сохранить старую, без всякой обиды, дружбу Антония». Конечно, не использовать такого резкого изменения в отношении Марк Антоний не мог. Он выступил перед сенатом и назвал действия Цицерона лицемерием. Для пущей убедительности Антоний зачитал личное послание Цицерона.

Марк Антоний недоумевал, отчего оратор в письме обращается к нему как «как гражданину, как честному мужу, а не как преступнику и разбойнику», а перед сенатом обвиняет его. Тогда Цицерон создал вторую «Филиппику». Текст был напечатан и распространён среди публики. С ним Цицерон не выступал.

«О, жал­кий чело­век! Тебе либо ниче­го об этом не извест­но (ведь о чест­ных поступ­ках ты не зна­ешь ниче­го), либо, если извест­но, то как ты сме­ешь столь бес­стыд­но гово­рить в при­сут­ст­вии таких мужей!», — обвинял Цицерон Антония во лжи во второй «Филиппике». «Как Елена для троянцев, так Марк Антоний для нашего государства стал причиной войны, мора и гибели», — подчеркивает главную мысль оратор.

Смерть Марка Туллия Цицерона.

Борьба с помощью красноречия, а не оружия могла продолжаться еще долго, если бы не предательство со стороны наследника Цезаря Октавиана Августа и его союза с Марком Антонием. Такого Цицерон предвидеть не мог. Уже могущественный Антоний назвал Цицерона врагом народа. 7 декабря 43 года до н. э. Цицерон был обезглавлен.

Демосфен

Демосфен

ФОН

В 359 г. до н. э. Филипп II стал правителем Македонии; в течение нескольких лет, устранив возможных соперников на свою позицию, он закрепил за собой границы Македонии от иноземных захватчиков, создали сплоченную и хорошо обученную армию из пехоты и кавалерии, и начал расширять границы его территории; его основные цели заключались в обеспечении ресурсов (древесина, которых у Македонии в то время и так было в изобилии, и металлов) и к получить доступ к морю, чтобы он мог построить и управлять флотом. После поход в приграничные территории (Халкидики и Фракии), он пришел в конфликт с Афинами в 357 году. Афины уступили Амфиполь Спарте. во время первой части Пелопоннесской войны и, несмотря на несколько попытки, так и не смогли вернуть место, которое оставалось независимый полис. Под атакой Филиппа Амфиполь обратился к Афинам. за помощью, но ответ был омрачен бесхозяйственностью и хуже. Филип завоевал не только Амфиполь, но и Потидею, Пидну и Мефону, и таким образом контроль над всем Термейским заливом (или «районом Фракии»). Филип затем повернули на юго-запад и начали действовать в центральной Греции, в то время как в то же время продолжая свои усилия по закреплению достижений в северо-восточная часть греческого мира, в сторону Геллеспонта. Демосфен выступил с этим обращением в 351 г., пытаясь вытряхнуть афинян из их вялость в отношении иностранных дел; по словам Роберта Коннора, «Афиняне, попеременно убежденные, что Филипп непобедим, как Бог и слабый, как умирающий инвалид, не принял его предложений». В конце концов, однако, под давлением еще многих воодушевляющих речей со стороны военных успехов Демосфена и Филиппа, афиняне в союзе с фиванцы вступили в прямой конфликт с Филиппом и македонянами.

РЕЧЬ

1. Если бы вопрос для обсуждения был чем-то новым, афиняне, я бы подождали, пока не будет услышано большинство обычных ораторов; если любой из их совет был для меня симпатии, я бы промолчал, или же начал давать свои. Но поскольку предметом обсуждения является тот, о котором они часто говорили прежде, я верю, что, хотя я первый заговорю, я буду прощен. Ибо если бы эти люди правильно советовали в прошлом, не было бы необходимость обдумать сейчас.

2. Во-первых, я говорю, что вы не должны отчаиваться, афиняне, в вашем нынешнем обстоятельства, как ни печальны они; за то, что в них наихудшее, как касается прошлого, лучше для будущего. Что я имею в виду? Что наши дела это убожество, афиняне, потому что вы не делаете ничего, что должны; но если вы выполнили свой долг, и все было по-прежнему, не надейтесь на улучшение.

3. Далее поразмыслите над тем, что вы знаете по слухам, а опытные люди помнят: какой огромной силой обладали лакедемоняне не так давно, но как благородно и хорошо, что вы посоветовались с достоинством Афин и предприняли войну против их за права Греции. Почему я упоминаю об этом? Чтобы продемонстрировать и доказать вам, афиняне, что ничего такого, если вы принимаете меры предосторожности, следует опасаться, и ничего, если вы небрежный, идет как хочешь. Возьмем для примера силу лакедемонян. то, которое вы преодолели вниманием к своим обязанностям и дерзостью этот человек сейчас, благодаря которому мы, пренебрегая нашими интересами, сбит с толку.

4. Если же кто из вас, афинян, думает, что Филиппа трудно победить, глядя на величину его существующей власти, и потери нами всех наши твердыни, рассуждают они правильно, но им следует помнить, что когда-то мы считали Пидну, Потидею, Мефону и все окрестности нашими собственные, и многие из наций, теперь объединившихся с ним, были независимыми и свободен и предпочел нашу дружбу своей. 5. Если бы Филипп взял его ему в голову, что трудно бороться с Афинами, когда она так много крепостей наводнили его страну, и он был лишен союзников, ничего из того, что он совершил, он не предпринял бы и никогда не он приобрел такое большое владение. Но он хорошо видел, афиняне, что все эти места — открытые военные трофеи, что владения отсутствующие, естественно, принадлежат людям на месте, те, кто недобросовестно относится к их, что будет много работать и рисковать. 6. Действуя по таким принципам, он победил все и удерживает его либо путем завоевания, либо путем дружеских союз; ибо все люди встанут на сторону и будут уважать тех, кого увидят подготовлены и готовы приложить надлежащие усилия. 7. Если вы, афиняне, принять этот принцип теперь, хотя вы не делали этого раньше, и каждый человек, где он может и должен отдать свою службу государству, быть готовым отдать ее без оправдания, богатые вносят свой вклад, здоровые вступают в ряды; в словом, если вы станете сами себе хозяевами и перестанете каждый ожидать делать сам ничего, а за него все сделает сосед, ты то, с позволения богов, верни свое и верни то, что растратили и наказали Филиппа.

8. Не воображай, что его империя навсегда закреплена за ним как за богом. Есть те, кто ненавидит и бойтесь и завидуйте ему, афиняне, даже среди тех, кто кажется самым дружелюбным; и все чувства, которые есть у других людей, принадлежат, как мы можем предположить, его друзья и союзники. Но теперь все они запуганы, не имея убежища, потому что вашей медлительность и лень, от которых, я говорю, вы должны отказаться прямо сейчас. 9. Для вы видите ситуацию, афиняне, как высокомерно человек стать, который не оставляет вам даже выбора действия или бездействия, но угрожает и использует (они говорят) возмутительные выражения, и, не в силах успокоиться в владения своими завоеваниями, постоянно расширяет свой круг, и, в то время как мы ждем и медлим, раскидывает вокруг нас свою сеть.

10. Когда же, Афиняне, когда вы будете поступать так, как вам подобает? Когда что происходит? Когда ты вынуждены, наверное. И как нам относиться к происходящим сейчас событиям? Для свободных людей сильнейшей необходимостью является позор их положения. Или же скажите, любите ли вы ходить и спрашивать друг друга: «Есть ли новости?» Да разве может быть большая новость, чем человек из Македонии, покоривший Афиняне и управляющие делами Греции? 11. «Филипп умер?» «Нет, а он болен». И какая вам разница? случается с ним, ты скоро создашь другого Филиппа, если ты так управлять своими делами. Ибо даже он вознесся не столько своими собственными сила, как по нашей небрежности. 12. И еще: если что-нибудь случится с его, если бы Фортуна, которая до сих пор заботится о нас лучше, чем мы о себя, будьте достаточно хороши, чтобы сделать это, заметьте, что, находясь на месте, вы бы вмешались, пока все было в замешательстве, и управляли бы ими как ты доволен. Но так как ты теперь, даже если представится Амфиполь, ты не был бы в состоянии его принять, не имея ни сил, ни планов под рукой.

13. Однако, что касается важности общего энтузиазма при разрядке по долгу, полагая, что вы убеждены и удовлетворены, я больше ничего не говорю.

Что касается силы, которая, как я думаю, может вырвать вас из вашего трудности, количество, запасы денег, лучший и самый быстрый метод (на мой взгляд) обеспечения всего необходимого, я постараюсь сообщить вам сейчас, делая только одну просьбу, мужчины Афины. 14. Дайте свой вердикт по моему предложению, когда вы все это выслушаете, не предрешайте его прежде чем я закончил. И пусть никто не думает, что я задерживаю наши операции, потому что я рекомендую совершенно новую силу. Это не те, что плачут, «быстро!» «Cегодня!» которые говорят больше всего по делу, ибо то, что уже произошло, мы теперь не сможет предотвратить экспедицией. 15. Скорее он может показать характер, масштабы и финансовые возможности сила, которая, будучи предоставленной, сможет продолжать свое существование либо пока нас не убедят прекратить войну или пока мы не преодолеем враг, ибо только так мы сможем избежать дальнейших бедствий в будущем. Этот Я думаю, что могу показать без обид любому другому человеку, у которого есть план предлагать. Мое обещание действительно велико; он должен быть испытан производительность; и вы будете моими судьями.

16. Во-первых, я говорю, афиняне, что мы должны предоставить пятьдесят военных кораблей и удержать мы сами приготовились в случае опасности сесть на борт и отплыть лично. я требовать также оборудование транспортов для половины кавалерии и достаточное количество лодок. 17. Это мы должны быть готовы против его внезапных маршей от его собственного страну в Фермопилы, Херсонес, Олинф и куда угодно. Ибо он должен начать верить, что, возможно, вы можете пробудиться от этого чрезмерную апатию, и оттолкнуться, как вы поступили на Эвбею, и раньше (они скажем) в Галиарт, а совсем недавно в Фермопилы. 18. И хотя вам не следует следовать именно тому курсу, который я бы посоветовал, неважно, что Филип, зная, что ты готов, — знай, он будет наверняка; среди наших людей слишком много тех, кто сообщает ему все — может либо молчать от опаски, либо, не прислушиваясь ваши договоренности, он должен быть застигнут врасплох, поскольку ничто не может помешать ваше плавание, если он даст вам шанс, напасть на его территории. 19. Я говорю, что такое вооружение должно быть немедленно согласовано и предоставлено. Но кроме того, афиняне, вам следует держать в руках какую-нибудь силу, которая беспрестанно воевать и досаждать ему: никто из ваших десяти или двадцати тысяч наемников, не ваши силы на бумаге, а те, которые будут принадлежать государства, и, назначите ли вы одного или нескольких генералов, или того или иного человека или любой другой, должен подчиняться и следовать за ним. Пропитание тоже требую для этого. 20. Какой должна быть сила, насколько велика, из какого источника поддерживается, как оказавшись эффективным, я покажу вам, указывая каждую деталь. Наемники Я рекомендую — и остерегайтесь делать то, что часто бывает вредно — думать все меры ниже случая, принимая самые крайние меры в твои указы, ты меньше всего не исполняешь — скорее, я говорю, исполняешь и добудьте немного, и добавьте к этому позже, если это окажется недостаточным. 21. Я советую тогда всего две тысячи солдат, пятьсот должно быть Афиняне, какого бы возраста вы ни считали нужным, отбывающие ограниченный срок, не долго, но в то время, которое вы считаете нужным, чтобы помогать друг другу; в остальные должны быть наемниками. И с ними двести лошадей, пятьдесят в меньше всего афинян, как и пеших, на тех же условиях службы, и транспорт для них. 22. Колодец; что кроме? Десять быстрых галер: ибо, как У Филиппа есть флот, у нас также должны быть быстрые галеры, чтобы переправить нашу силу. Как обеспечить содержание этих войск? я заявлю и объяснять; но сначала позвольте мне сказать вам, почему я считаю силу такой величины достаточно, и почему я хочу, чтобы люди были гражданами.

23. Величина силы, афинян, определяется тем, что она невозможно для нас теперь собрать армию, способную встретить его в поле: мы должны совершать грабительские набеги и применять такой вид войны в во-первых: поэтому наши силы не должны быть слишком велики, ибо нет оплаты или пропитание, ни совсем незначительное. 24. Я хочу, чтобы граждане присутствовать и идти на борт, потому что я слышал, что раньше государство поддерживало наемные войска в Коринфе [394 г. до н. э.] под командованием Полистрата и Ификрат и Хабрий и некоторые другие, и что ты служил с ними себя; и мне сказали, что эти наемники сражаются на вашей стороне и ты с их помощью победил лакедемонян. Но с тех пор, как ты наемники пошли на войну в одиночку, они побеждали ваши друзей и союзников, в то время как ваши враги стали чрезмерно великими. После мимоходом взглянув на войну, на которую их послали Афины, они отправляются в Артабаза или куда угодно, и общее следует, естественно; ибо невозможно командовать без давать оплату. 25. Чего же я прошу? Чтобы убрать оправдания обоих Генерал и солдаты, давая жалованье и прикрепляя солдат-граждан, как инспекторы поведения генерала. То, как мы управляем вещами сейчас, издевательство. Ибо если бы вас спросили: «Мирны ли вы, афиняне?» «Нет, действительно, — скажете вы, — мы воюем с Филиппом». 26. Разве вы не выберите из себя десять капитанов и генералов, а также кавалерийских офицеров и двух конных генералов? Как они трудоустроены? Кроме одного человека, которого вы отправляете на службу за границу, остальные ваши шествия с жертвователями. Подобно кукловодам, вы выбираете себе пехотные и кавалерийские офицеры для рынка, а не для войны. 27. Подумайте, афиняне, если бы среди вас не было начальников афинский военачальник, ваши собственные командиры, чтобы войско могло действительно быть государством? Или пусть ваш военачальник плыл на Лемнос, в то время как Менелай командует кавалерией бороться за свое имущество? Я говорю не как возражающий человеку, но он должен быть избран вами, кто бы это ни был.

28. Возможно, вы признаете справедливость этих утверждений, но желаете главным образом, чтобы услышать о припасах, какие они должны быть и откуда закуплено. Я удовлетворю тебя. Припасы, таким образом, для обслуживания, просто пайки для этих войск составляют девяносто талантов и немного больше: для десять быстроходных галер сорок талантов по двадцать мин в месяц на каждое судно; за две тысячи воинов и еще сорок, чтобы каждый солдат мог получить за паек десять драхм в месяц; и за двести всадников, каждый из которых получил тридцать драхм в месяц, двенадцать талантов. 29. Должен ли кто-нибудь думать о пайках для мужчин мало удела, он судит ошибочно. Обставь это, и я уверен, что армия сама, не причинив вреда ни одному греку или союзнику, обеспечит все остальное с войны, чтобы выплатить им полную зарплату. Я готов присоединиться к флоту добровольцем и подчиниться чему угодно, если только это не так. Теперь о путях и средствах снабжения, которых я от вас требую.

[Читается изложение путей и средств. ]

30. Вот что, афиняне, мы смогли придумать. Когда вы голосуете о резолюциях, принимайте то, что вы одобряете, чтобы вы могли противостоять Филиппу, не только декретами и письмами, но и действиями.

31. Думаю, это поможет вашим рассуждениям о войне и обо всем меры, чтобы рассмотреть положение, афиняне, враждебной страны, и подумай, что Филипп благодаря ветрам и временам года получает начинать в большинстве своих операций, наблюдая за пассатами или зима, чтобы начать их, когда мы не могут (думает он) добраться до места. 32. В связи с этим мы должны вести войну без поспешных рекрутов (иначе мы опоздаем на все), но с постоянной силой и мощью. Вы можете использовать как зимний казармы для ваших войск Лемнос, и Тасос, и Скиафос, и острова в том районе, где есть гавани, зерно и все необходимое для армия. В сезон года, когда легко сойти на берег и нет опасности от ветров они легко остановятся на самом побережье и на входах в морские порты.

33. Как и когда использовать войска, назначенный вами командующий будет определить, как того требует случай. То, что вы должны найти, указано в моем счете. Если вы, афиняне, предоставите припасы, о которых я упоминаю, и затем, после завершения ваших приготовлений солдат, кораблей, кавалерии, будет обязывать по закону всю силу оставаться на службе, и, пока вы стать вашими собственными казначеями и комиссарами, требовать от вашего генерала счет его поведения, вы перестанете все время обсуждать одно и то же вопросы, не заканчивающиеся ничем, кроме обсуждения. 34. Кроме того, Афиняне, вы не только лишите его самого большого дохода — Что это? Он ведет войну против вас за счет ресурсов ваших союзников, своей пиратство в их судоходстве — А что дальше? Вы будете вне досягаемости причинить себе вред: он не будет поступать так, как прежде, когда падет на Лемноса и Имброса он увел в плен ваших граждан, захватив судов в Гересте он взимал неисчислимую сумму и, наконец, сделал спустились в Марафоне и унесли священную галеру [Парал] из наше побережье, и вы не могли ни предотвратить эти вещи, ни послать помощь через назначенное время.

35. Как же вы думаете, афиняне, что Панафинеи и Дионисийские праздники происходят всегда в назначенное время, будь то для проведения любого из них выбираются эксперты или неквалифицированные лица, праздники, на которые вы тратите больше денег, чем на любое вооружение, и которые более многочисленны и великолепны, чем почти что-либо в мире; в то время как все ваши вооружения прибывают слишком поздно, так как Мефона, Пагасай, Потидия? 36. Поскольку в первом случае все устроено законом, и каждый из вас заранее знает, кто хормейстер своего племени, кто мастер гимнастики, когда, от кого и что он должен получить и что делать. Ничего не осталось неустановленным или неопределенным: в то время как в деле войны и ее приготовления все неровно, неустроенно, неопределенно. Поэтому не раньше мы слышали что-нибудь, чем мы назначаем капитанов кораблей, спорим с ними об обмене имуществом и обдумать пути и средства; Затем это решено, что иностранцы-резиденты и домовладельцы [вольноотпущенники] должны погрузиться, то вместо этого встать на борт: 37 но в эти дни объекты нашей экспедиции утеряны; за время действия мы тратим впустую подготовка, и благоприятные моменты не ждут наших уклонений и задержки. Силы, которыми, как нам кажется, мы обладаем, тем временем обнаруживаются, когда наступает кризис, совершенно недостаточно. И Филипп стал таким высокомерный, чтобы послать эвбеянам следующее письмо:

[Письмо прочитано.]

38. Из того, что было прочитано, афиняне, большая часть верна, к сожалению, истинна; возможно, не приятно слышать. И если то, что упускают в разговоре, не обижаться, можно было бы пройти мимо на самом деле, правильно шутить аудитория; но если изящество речи там, где оно неуместно, вред на деле, стыдно, афиняне, обманывать себя и откладывая все неприятное, чтобы упустить время на все операции, 39 и быть не в состоянии даже понять, что искусные военные не должны следуйте обстоятельствам, но опережайте их; что просто как генерал можно ожидать, что он возглавит его армии, так и благоразумные люди должны руководить обстоятельствах, чтобы их решения могли быть выполнены, а не их движения определяются событием. 40. Но вы, афиняне, с большим средств, чем никакие люди — корабли, пехота, кавалерия и доходы — никогда не до сего дня надлежащим образом использовал любой из них; и твоя война с Филиппом ничем не отличается от бокса варваров. Ведь среди них пораженная сторона всегда чувствует удар; ударь его где-нибудь в другом месте, там снова идите руками; быть начеку или смотреть своему противнику в лицо, он не может и не хочет. То же самое и с вами. 41. Если вы услышите о Филиппе в Херсонес, проголосуйте за отправку помощи туда; если в Фермопилах, то же самое; если где-нибудь еще, вы бегаете за ним по пятам вверх и вниз, и вам командует его; никакого плана войны вы не придумали, никаких обстоятельств вы не видите заранее, только когда вы узнаете, что что-то сделано или вот-вот будет Выполнено. Раньше, быть может, это было позволено: теперь дело дошло до кризиса, до терпеть уже нельзя. 42. И кажется, афиняне, словно какой-то бог, пристыженный за нас в нашем разбирательстве, вложил эту активность в Филиппа. За если бы он был готов хранить молчание, обладая своими завоеваниями и призы и ничего не предпринимали дальше, некоторые из вас, я думаю, были бы довольны положением вещей, которое клеймит нашу нацию позором трусость и гнуснейший позор. Но постоянно вторгаясь и ухватившись за большее, он, может быть, пробудит вас, если вы не совсем отчаялся. 43. Я действительно удивляюсь, что никто из вас, афиняне, не замечает с беспокойство и гнев, что начало этой войны должно было наказать Филиппа но цель состоит в том, чтобы защитить себя от его атак. Одно дело Ясно: он не остановится, пока кто-нибудь не выступит против него. И будем ждать это? И если послать пустые галеры и надежды от того или иного человек, как вы думаете, все хорошо? 44. Мы не отправимся? Разве мы не плыть хотя бы частью наших национальных сил, сейчас если не раньше? Должен мы не спустимся на его побережье? Где же тогда мы приземлимся? кто то спрашивает. Сама война, афиняне, обнаружит гнилые части его империя, если мы попробуем; но если мы сидим дома, слушая ораторов обвинять и клеветать друг на друга, ничего хорошего никогда не может быть достигнуто. Я думаю, где часть наших граждан, хотя и не все, уполномочены покой, боги благосклонны, и Фортуна помогает в борьбе: но где вы послать генерала и пустой декрет и надежды, ничего из того, что вы желаете, не делается; ваши враги смеются над вами, и ваши союзники умирают опасаясь такого вооружения. 46. ​​Ибо невозможно, совершенно невозможно, чтобы один человек исполнил все ваши желания: пообещать и утверждать и обвинять того или иного человека можно; но так ваши дела разрушены. Ибо когда генерал стоит во главе убогих, неоплачиваемых наемников, и когда в Афинах есть те, кто лжет вам беззаботно обо всем, что он делает, и, на основании рассказов что вы слышите, вы принимаете указы наугад, чего вам ожидать?

47. Как это прекратить, афиняне? Когда вы делаете одних и тех же людей обоими солдат и свидетелей поведения генералов, и судей, когда они вернуться домой на его ревизию, так что вы можете не только услышать о ваших собственных дела, но присутствовать, чтобы увидеть их. Так постыдно наше положение сейчас, что каждого генерала два-три раза судят перед вами за его жизнь, хотя никто не посмеет даже однажды рискнуть своей жизнью против врага: они предпочитают смерть похитителей и воров тому, что становится их; ибо это часть преступника, чтобы умереть по приговору закона, генерал погибнет в бою. 48. Среди нас некоторые ходят и говорят что Филипп замышляет с лакедемонянами разрушение Фив и роспуск свободных государств; некоторые, что он отправил послов в Царь [Персии]; другие, что он укрепляет города в Иллирии. 49. Так мы все придумываем истории. Со своей стороны, афиняне, клянусь богами, я считают, что Филипп опьянен размахом своих подвигов, и имеет много таких снов в своем воображении, видя отсутствие противников, и в восторге от успеха; но наверняка у него нет такого плана действий, как чтобы самые глупые из нас знали, каковы его намерения; для самые глупые эти газетчики. 50. Оставим такие разговоры и вспомним только то, что Филипп враг, который крадет у нас своих и давно оскорбляет нас; что где бы мы ни ожидали помощи с какой-либо стороны, она была найдена враждебно, и что будущее зависит от нас самих, и если мы не желая сражаться с ним там, мы, возможно, будем вынуждены сражаться здесь. Запомним это, и тогда мы рассудительно решим и будем иметь сделано с праздными предположениями. Вам нужно не совать нос в будущее, а заверить вас самих, это будет катастрофой, если вы не будете выполнять свой долг и не будете готов действовать так, как вам подобает.

51. Что касается меня, то я никогда раньше не добивался расположения, говоря то, чем я не являюсь. убежден, это для вашего же блага, и теперь я откровенно высказал все, что думаю и безоговорочно. Я мог бы пожелать, зная преимущество добра Совет вам, я был также уверен в его пользе для советника: поэтому я должен был говорить с большим удовлетворением. Теперь с неуверенностью последствия для себя, но с убеждением, что вы выиграете приняв его, я даю свой совет. Я верю только в то, что наиболее важно для общая польза будет преобладать.

Первые филиппики Демосфена — Даниэль Лавери Я бы с удовольствием выделил уйму времени для всех нас, чтобы обсудить Филиппа Македонского! И знаете, если бы сегодня был первый в истории день демократии, и Солон созвал бы нас всех на новенькое Афинское собрание, мы могли бы часами спорить о Филиппе, просто ради удовольствия послушать собственный разговор.

2 . Но я вполне уверен, что год что-то вроде 351, а не 59.4! Что, честно говоря, хорошая новость, потому что это означает, что, как ни хреново сейчас, это потому, что вы все так часто лажали — если бы вы делали свою работу эти последние двести с лишним лет. лет, и мы были все еще столкнулись с этой проблемой, все было бы намного хуже. Так взбодриться!

3 . Я хочу задать вам всем вопрос! Все хорошо? Ничего, если я на минутку задам вопрос гражданам-лордам Афин и попрошу их подумать несколько минут, а потом, может быть, даже проголосовать поднятием рук? Знаешь, это потребует подсчета, так что дай мне знать, если ты чувствуешь себя готовым к этому. Начнем с простого: вы помните лакедемонян? Я дам вам подсказку. Иногда их называют спартанцами. Они, пожалуй, наиболее известны тем, что живут, смеются, любят и работают в Спарте, еще одном из крупных городов Греции. Некоторые из вас даже были там! Вы помните, какой большой была Спарта, и как Коринфская война закончилась для нас довольно хорошо, когда мы все надели штаны для больших мальчиков и выполнили свою работу? Мы даже вернули Лемнос. Итак, согласно транзитивному свойству, возможно, мы могли бы подумать о том, чтобы снова выполнять свою работу.

4 . — Но что, если его трудно победить? Отличный вопрос. Вероятно, это будет. 5 . Думаешь, Филиппа это беспокоит? 6. Вы хотите вернуть Пидну и Потидею или нет? 6 . Извините, я не знаю, что вам сказать, но да, человек, который сейчас расхватывает средиземноморские острова, как виноград, — труженик. 7 . Может быть, если мы немного поработаем, мы сможем заставить его уйти. Что подводит меня к следующему пункту:

8 . Филипп — человек. Так же, как вы или я! Поэтому, если мы действительно усложним его работу и будем много драться с ним, он в конце концов устанет и проголодается и, возможно, даже заснет на несколько часов. А когда кто-то спит, можно отобрать у него вещи, и он не заметит. 9 . Также вы должны услышать дерьмо, которое он говорит о вас!

10. Может быть, вы могли бы просто сообщить мне, когда вы планируете действовать как люди Афин, и я могу соответствующим образом обновить свой календарь. Ты собирался ждать, пока тебя кто-нибудь заставит? А как бы вы это назвали, если бы не вас? Или, может быть, вам просто нравится бродить вокруг, спрашивая друг друга, есть ли какие-нибудь новости. 11 . Может быть, он просто устанет сам по себе! Или даже больной. Хорошо, что мы не создаем вакуум власти или что-то в этом роде, где другой Филипп мог бы так же легко занять его место и продолжить беспокоить полуостров. 12. Извините, я только что получил сообщение от посыльного — мы — это , создающие вакуум власти, а это значит, что проблема на самом деле не столько в Филиппе Македонском, сколько в гигантском Филиппе-Македонском- дыра в наших укреплениях.

13 . Я уверен, что вам не нужно, чтобы я поощрял вас дальше! Я действительно чувствую, насколько каждый в этом зале готов выполнить свой долг, и мне нравится эта энергия. 14 . Так что просто дайте мне знать, что вы думаете, когда будете готовы думать, хорошо? 15 . Я могу продолжать, если я тебе нужен. Я знаю, что это было давно, поэтому я просто хочу быстро напомнить, что войны действительно стоят денег, и это означает, что вы должны проводить время со своими врагами, что, как я понимаю, никто не хочет делать.

16 . Поэтому я думаю, что мы должны начать с 50 военных кораблей, и более того, я действительно думаю, что важно подготовиться к их плаванию. Себя на войну. 17 . Да, ты можешь пойти домой и сначала собрать свои вещи. Это хорошо, будем ждать. 18 . Очевидно, вы можете свободно изменять этот план, это всего лишь общая схема, но я действительно думаю, что когда вы прибудете туда, где находится Филипп, вы должны напасть на него. 19 . И вы, вероятно, все должны согласиться, или, по крайней мере, те, кто садится в лодки, вероятно, должны согласиться с этим пунктом. И, вероятно, они должны быть готовы атаковать его некоторое время, а не один раз, прежде чем сдаться и уйти домой. А еще этим людям понадобится еда и так далее, так что обязательно отправьте с ними обед. 20 . Да, я записал, что еще, по моему мнению, им понадобится. 21 . Да, конечно, включая лошадей. Да и корм для лошадей тоже, эту часть я не забыл. 22 . Я подхожу к этому.

Хорошо! Хорошо. Давайте попробуем сохранить наши вопросы на конец, хорошо? Я собираюсь перестать использовать цифры, потому что я чувствую, что мы забегаем вперед, и вы можете просто предположить, что если я предлагаю вам послать корабль, то на этом корабле должны быть солдаты, и что присутствие солдат автоматически означает наличие еды, лошадей, а затем отдельно еды для лошадей, и я не забыл, сколько едят лошади. И я думаю, может быть, некоторые из вас должны пойти вместе, вместо того, чтобы просто посылать наемных головорезов, потому что иногда наемных головорезов нанимает кто-то другой с большими деньгами, так что вы можете присматривать за головорезами. Я думаю, что афинская война может быть улучшена только присутствием афинских солдат! Вы даже можете выбрать солдат. Я, кстати, сам с удовольствием поеду. Я даже подсчитала, сколько будет стоить посылка всего, что нам понадобится, и вы можете увидеть расчет на раздаточных материалах — их должно быть около 9.0047 thetes передавая их по рядам прямо сейчас — да, спасибо, thetes — и как вы можете видеть, это довольно просто, и как только мы туда доберемся, мы можем просто начать грабить, так что со временем это будет только дешеветь продолжается.

Подводя итог, я думаю, что Филипп II Македонский, скорее всего, вернет нам наши вещи, если мы попытаемся заколоть его и всех, кого он знает, вместо того, чтобы посылать больше писем. Я не уверен, что он читатель . И дело не в том, что я не ценю литературу, просто я думаю, что будет очень трудно поддерживать крепкую литературную сцену, если Филип отнимет все наши пастбища, наши верфи, наши сельскохозяйственные угодья, наших граждан, наши галеры. и наши боевые кони и наши зернохранилища и так далее.

Я просто надеюсь, что вы потратите столько же времени и внимания на выбор военного кабинета, сколько и на организацию дионисийских фестивалей! Вы когда-нибудь замечали, что дионисийские праздники каждый год случаются в одно и то же время, и ни один пир случайно не задерживается на три дня? А вы знаете, как учитель физкультуры никогда не забывает о своей работе и случайно пытается возглавить хор? Просто примените ту же конкретность и приверженность точности к войне с Филиппом Македонским, и у вас все получится. Если вы беспокоитесь, что что-то забудете, например, кто капитан какого корабля, может быть, просто запишите это. Таким образом, вы можете просто обратиться к тому месту, где вы это записали, вместо того, чтобы пытаться запомнить.

Хорошо, да, я слышу много вопросов. Потерпи; Я доберусь до тебя. Хорошо, отличный вопрос: «Что, если Филипп не останется на одном месте, и к тому времени, когда мы доберемся до того места, где он должен быть, скажем, в Вифинии, он уже будет в Фермопилах?» Отличный вопрос, потому что такое часто случается на войне. В этом случае вы отправитесь в Фермопилы. Да, я вижу вашу руку поднятой, но прежде чем я позвоню вам, могу ли я спросить, будет ли ваш вопрос таким: «Что нам делать, если мы доберемся до Фермопил, а его там тоже больше нет?» Это было? Хорошо, отлично, тот же ответ, ты просто идешь туда, где он будет рядом.

Да, опять же, я действительно не думаю, что он перестанет вести войну против нас, наших союзников и наших колоний, если его кто-нибудь не остановит. Нет, я не думаю, что «ждать, пока Филипп II Македонский устанет завоевывать», — это разумная стратегия.

Нет, я не думаю, что мы должны просто отправить корабли без солдат внутри, на всякий случай он просто увидит корабли и испугается и пойдет домой, не дожидаясь, чтобы увидеть, что выходит из кораблей. Для начала, кто бы вообще плыл на кораблях, если бы в нем никого не было?

Да, я понимаю, что это «полная противоположность Трою». Я не вижу, как это меняет ситуацию.

Ладно, идем дальше. Еще раз спасибо за то, что выслушали меня, я понимаю, что мне пришлось пройти через многое за один присест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *