Краткое содержание «Записки охотника»: пересказ произведения И.С. Тургенева
Содержание
- Основные персонажи
- Пересказ очень кратко
- Краткое содержание рассказов
- Заключение
Иван Сергеевич Тургенев лето и осень 1846 года провел за городом, занимаясь только охотой. Вернувшись в Петербург, он приступает за написание коротких очерков, чтобы быстро заполнить номер журнала «Современник» по просьбе редакторов. Поскольку у автора было много впечатлений после отдыха, материала ему хватило на несколько лет. Так и появился знаменитый цикл рассказов.
Основные персонажи
- Рассказчик Петр Петрович – главный герой произведения, молодой помещик, увлеченный охотой;
- Ермолай – мужик из соседского поместья, охотник, повсюду сопровождает рассказчика;
- Хорь – пожилой крестьянин, трудолюбивый и сильный мужчина;
- Калиныч – друг Хоря, человек иного склада — мечтательный и доверчивый;
- Бирюк – лесник, очень ответственный, сильный человек с добрым сердцем;
- Анна Тимофеевна – супруга мельника;
- Матрена – крепостная девушка;
- Моргач – барский кучер;
- Пеночкин Аркадий Павлович – молодой барин, ранее служил офицером.
Каждый из действующих лиц произведения отличается по характеру и имеет свою судьбу. Иван Тургенев в каждом рассказе пытался донести до читателя ежедневные переживания и радости своих героев.
Пересказ очень кратко
Читая краткое содержание очерков «Записки охотника», становится понятно, что основной персонаж произведения – Петр Петрович. Это барин средних лет, увлеченный охотой. Повествование ведется от его имени. Герой с ружьем и собакой путешествует по селениям и описывает увиденные образы, истории, пейзажи.
Краткое содержание рассказов
Далее следует читать краткое содержание каждого рассказа из «Записок охотника». Краткий пересказ представлен согласно главам.
Хорь и Калиныч
Петра Петровича знакомят с местными крестьянами – Хорем и Калинычем. Хорь – работящий, довольно зажиточный крестьянин, имеет семерых сыновей. Очень хорошо ладит со своим барином и не желал получать вольную. Его друг Калиныч – полная противоположность Хорю. Он мечтательный, добродушный и кроткий. Занимался знахарством и держал пчел. Рассказчик со стороны наблюдает за их крепкой, искренней дружбой и удивляется, насколько они, при этом, разные по характеру.
Ермолай и Мельничиха
Петр Петрович отправляется на охоту с Ермолаем, который был крепостным крестьянином у соседа-помещика. Ермолай слыл бездельником, не годился для работы, регулярно попадал в неприятные истории. Однако барин относился к нему благосклонно, поскольку тот приносил ему к столу дичь. Жил он в старой избе с женой, с которой обходился довольно грубо. Охотники остались на ночь на мельнице. Рассказчик слышит разговор Ермолая и Мельничихи, который зовет Арину замуж, обещая прогнать жену.
Малиновая вода
Малиновая вода – это родник, у которого рыбачили два мужика. Один из них – Степушка, молчаливый человек с неизвестным прошлым. Он подрабатывал у садовника. Другой мужик – Туман, работал на гостиничном дворе. Рассказчик заводит с ними разговор. К ним присоединяется Влас. У него неожиданно умирает уже взрослый сын, и он ходил к барину просить, чтобы тот немного уменьшил оброк. Но тот рассердился и выгнал Власа.
Уездный лекарь
Во время охоты Петр Петрович заболел. Он вынужден остановиться в гостинице и просит вызвать себе доктора. Лекарь рассказывает историю о больной дочери некой помещицы. Девушка очень сильно болела и доктор долгое время жил в их доме, пытаясь ее вылечить. Они привязались друг к другу и несколько ночей были вместе, затем девушка умерла. Лекарь же женился на богатой, но ленивой дочери купца.
Мой сосед Радилов
Петр Петрович однажды охотится в липовом саду в имении своего соседа по фамилии Радилов. Тот приглашает его к обеду. Он представляет героя матери и красавице Оле. Девушка являлась сестрой умершей супруги Радилова. Спустя некоторое время рассказчик узнает, что сосед бросил мать и уехал с Олей в неизвестном направлении.
Однодворец Овсянников
Радилов когда-то знакомил рассказчика с неким Овсянниковым. Умом и упорством тот напоминал боярина. Со своей супругой он помогал решать землякам сложные ситуации. На совместном обеде они вспоминали знакомых, былые времена. Во время чаепития Овсянников соглашается простить глупого племянника жены, бросившего карьеру и занявшегося написанием кляуз.
Льгов
Петр Петрович с Ермолаем охотятся на уток недалеко от Льгова. Им требовалась лодка и некий Владимир, вольноотпущенный, согласился оказать им помощь. Лодку они одолжили у рыбака по прозвищу Сучок. Барыня запретила ему жениться. Тот менял хозяев и род деятельности, оставаясь холостым. Во время охоты Владимиру нужно было черпать воду, но он отвлекся, и лодка перевернулась. Им удалось выбраться из болотистой местности только к вечеру.
Бежин луг
Ребята у костра рассказывали забавные истории и байкиВо время очередной охоты Петр Петрович заблудился. Он выходит к равнине Бежин луг. Там он увидел костер, который развели крестьянские дети. Рассказчик подсаживается к ним и слышит их истории, легенды, сказки. Один из мальчишек идет за водой, а вернувшись, он рассказал, что видел призрака. Видение оказалось знаком – Павлуша вскоре погибает, падая с лошади.
Касьян с красивой мечи
На охоте у Петра Петровича ломается телега. Он добирается до Юдиных выселок, где встречается с Касьяном. Тот, починив ему телегу, увязывается с ним на охоту. Он считал, что убивать птиц – большой грех. Касьян был очень грамотен и занимался лечением травами. Герой узнает, что тот один воспитывает осиротевшую девочку.
Бурмистр
Один из соседей главного героя был офицером в отставке, довольно молодым, образованным, но бывать у него в гостях Петр Петрович не любил. Хотя однажды рассказчику пришлось у него заночевать. По утру сосед провожает его в селенье, где работал бурмистром Софрон. Этот сосед ему полностью доверял. Однажды он даже не стал слушать жалобы мужика на него. Спустя некоторое время рассказчик узнал, что Софрон владеет всем поселением и потихоньку обкрадывает соседа.
Контора
Рассказчик попадает под проливной дождь. Укрытие он нашел в конторе в одной деревеньке, которая принадлежала помещице Лосьняковой. Через эту контору проходили все сделки помещицы, и работник конторы брал вознаграждение с мужиков и купцов. Он же, желая отомстить фельдшеру за плохое лечение, клевещет на его невесту. В результате этого Лосьнякова запрещает ей выходить замуж и высылает девушку.
Бирюк
Рассказчик попадает в грозу и просится в избу лесника на постой. Лесник – настоящий бирюк, из вверенного ему участка леса не позволял никому вынести даже немного хвороста. Сам он жил очень скромно, воспитывая двух детей, оставленных ему сбежавшей женой. При Петре Петровиче он ловит бедняка с вязанкой. Рассказчик хочет заплатить за мужика, но того отпускает сам лесник.
Два помещика
Рассказчик нередко охотится на землях двух помещиков, которые тоже его соседи. Хвалынский – хороший человек, но он очень жадный, живет холостяком. Стегунов тоже холостяк, очень хлебосольный человек, управляет своим хозяйством по старинке. Рассказчик удивляется, когда слышит от его крестьян, что они очень уважают и даже любят его, а тот, если и наказывает их, то только за дело.
Лебедянь
В Лебедяни на ярмарке рассказчик решает купить несколько лошадей. В кофейной он встречает поручика Хлопакова и знакомого князя, который умеет ловко втереться в доверие к богачам и жить за их счет. Они мешают Петру Петровичу, в результате чего тот покупает плохую лошадь.
Татьяна Борисовна и ее племянник
Татьяна Борисовна – вдова, проживает в своем имении с племянником. Когда-то его забрал в город на воспитание приятель вдовы Беневолинский, чтобы дать ему уроки по искусству. После его смерти племенник возвращается в имение тетушки, живет там и мнит себя художником. Возвращаться в город не планирует, требует денег у тети и стремится жить за ее счет. За год он растолстел, обзавелся подругами, а к Татьяне Борисовне совсем перестали ездить с визитами в гости.
Смерть
Сосед главного героя Ардалион Михайлович и сам Петр Петрович отправляются в лес, где рубят деревья. Они узнают, что одного из крестьян убивает повалившимся деревом. Рассказчик невольно задумывается о смерти.
Певцы
Жара на улице заставляет рассказчика зайти в некое питейное заведение, владельцем которого был Николай Иванович. Там он застает соревнование певцов. Яшка Турка и рядчик поют разные песни, а гости заведения им подпевают. Когда очень трогательную песню пел Яшка, герой даже прослезился.
Петр Петрович Каратаев
Автор вспоминает о Петре Каратаеве, своем знакомом. Тот был влюблен в крепостную Матрену но ее хозяйка отказалась продавать Петру эту девушку. Каратаеву пришлось выкрасть ее. Все могло бы закончиться хорошо, но Матрену встретили, узнали и донесли ее хозяйке. На Каратаева наложили штраф, он задолжал многим друзьям, а Матрена добровольно осталась у своей хозяйки. Спустя какое-то время Петр Петрович встречает его в кофейне, пьяного и полностью разорившегося.
Свидание
Рассказчик засыпает в березовой роще. Когда он проснулся, то увидел рядом плачущую девушку. Она рассказала, что ее жених Виктор Александрович – камердинер у помещика, уезжает на год. Он проявил полное равнодушие к ней, заявил, что не желает брать в супруги необразованную Акулину. Петр Петрович хочет успокоить девушку, но та убегает.
Гамлет Щигровского уезда
В этой главе рассказчик навещает старого помещика и охотника Александра Г. Тот рассказывает о своей жизни. В Германии он встречает девушку, но, испугавшись отношений, уезжает на родину, где женится на дочери своей соседки. Вскоре после ее смерти он осознает, что не смог ничего добиться в жизни. Просит называть его Гамлетом Щигровского уезда.
Чертопханов и Недолюскин
После охоты рассказчик встречает на дороге двух закадычных друзей – Чертопханова Пантелея и Недолюскина Тихона. Первый из них довольно высокомерный зачинщик скандалов, а второй – чиновник, отличавшийся ленью.
Конец Чертопханова
У Пантелея была невеста Маша, но два года назад она ушла от него. Когда умирает его приятель Тихон, все имущество переходит к Пантелею. На эти деньги он заказывает другу добротный памятник. Как-то Чертопханов становится свидетелем издевательств над евреем и заступается за него. Еврей в благодарность дарит ему коня, но тот отказывается и обещает заплатить денег. Коня он полюбил и дал ему кличку.
Живые мощи
Петр Петрович с трудом узнал ЛукерьюНа пару с Ермолаем Петр Петрович навещает мать. По дороге им встречается Лукерья. Когда-то она была цветущей девушкой, и герой долго страдал по ней, но последнее время она сильно худела. Петр Петрович хочет привезти ей доктора, но та отказывается. Летом она тихо лежит в сарайчике, а зимой родные переносят ее в избу. Она рассказывает, что видела сон, в котором смерть не стала забирать ее, обещая прийти на петровки. Лукерья умирает через несколько недель.
Стучит
С крестьянином Филофеем главный герой отправляется в Тульскую область купить дробь. Кучер засыпает, и они падают в реку. Выбравшись с большим трудом, путники видят, как за ними гонятся какие-то люди. «Стучит!» — кричит Филофей. Люди были пьяны, попросили денег и уехали, получив их. Позже они встретились в придорожном кабаке. Скоро стало известно, что по дороге в Тулу убили купца.
Лес и степь
В этом рассказе Петр Петрович с удовольствием пишет о красивой природе, описывает чудные пейзажи, деревья, кустарники, водоемы. Словом все, что открывается его взору на охоте. Он замечает, как замечательно выходить на охоту и в зимний морозный, и в жаркий летний день.
Заключение
Рассказы, которые вошли в сборник «Записки охотника», положили начало свежему направлению в литературе того времени, ведь в центре подобных произведений — жизнь простого народа с его потребностями, ежедневными радостями и горестями. Произведение Тургенева пропитано любовью автора к родине и людям, которые живут на родной земле. Удивительно подробно автор отобразил характер каждого персонажа.
Краткое содержание Тургенев Записки охотника для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн
Год: 1852 Жанр: повесть, состоящая из коротких рассказов, объединенных главным героем
Главные герои: рассказчик
В произведении «Записки охотника» представляется полная картина России, автор показывает отношение к земле, на которой он вырос, показаны размышления автора о настоящем и будущем народа. Главной темой является показ протеста против крепостного права, которое не дает раскрыться таланту и уму русского народа.
«Записки охотника» это сборник рассказов, общее их количество равно двадцати.
Рассказ идет о встрече с Полутькиным, этот человек был барином и любителем провести время на охоте. Рассказчику Полутькин предложил ночлег в его доме. Так как дорогу туда была долгая, то они заехли к помещику Хорю, но его не оказалось дома. Хорь имел шесть сыновей и один из них встретил и принял приехавших гостей.
рассказ про охотника Ермолая, которому было 45 лет, он худой и высокий, носит кафтан и синие штаны. Он был человеком, которого не брали ни на одну работу, единственное, что он мог, это ловить и приносить на кухню помещика куропаток и тетеревов.
рассказывает про доктора, которого призвали в дом не особо богатой помещицы.
Там ему следовало спасти молодую девушку, которая была серьезно больна, но в итоге у него ничего не получилось. После этого случая он еще долго не мог забыть про это.история о помещике, который потерял жену, когда та рожала. Это было очень большим ударом и после этого случая ему было очень сложно. Но потом он уезжает с сестрой жены и как оказалось, он был давно в неё влюблен.
Однодворец Овсяников
Рассказ о так называемом «русском французе» который носит фамилию Лёжень. Он служил в армии, которая в свое время вошла в Россию. Но крестьяне хотели отомстить ему и утопить его в проруби, но спас его проезжающий мимо человек. Этот помещик взял Лёженя к себе работать учителем французкого. Вскоре он переходит работать к другому помещику, где влюбляется в свою воспитанницу. В итоге они поженились, Лёжень пошел на службу и стал дворянином.
рассказывается о том, как рассказчик и его друг Ермолай отправляются в село Льгов, чтобы поохотится. Это село славилось большим прудом, где можно было найти много уток и хорошо поохотиться. Они берут лодку и направляются охотится, по дороге они встречают и знакомятся с парнем Владимиром. Тот в свою очередь рассказывает им историю своей жизнью, дополняя свой рассказ особыми выражениями. В заключении они плывут с охоты, но лодка их не выдержала и начала тонуть. В итоге охотники ещё долго выбирались из пруда.
Рассказ ведется о жизни Пеночкина Аркадия. Он еще молодой помещик и военный,находящийся в отставке. Он очень умен если сравнивать его с остальными дворянами. Аркадий отправляется в Рябово, чтобы встретится с бурмистром Софроном. При встрече бурмистр жалуется, что у него якобы мало земли. Но, как оказывается в итоге, село Шипиловка, по документам является владением Софрона, а не Пеночкина.
Рассказчик едет на охоту, где его застает дождь, в итоге он решает переждать непогоду в ближайшем селе. Там он видит большое здание именуемое- конторой старосты. Николай Еремеич был там главным. Автор случайно наблюдает ссору Еремеича и фельдшера Павла. Суть ссоры была в том, что фельдшер хотел жениться на Татьяне, а Еремеич помешал этому. Позже выяснилось, что они не смогли поженится, потому что Татьяну отправили в ссылку.
Оцените произведение:- 3.63
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Читать краткое содержание Записки охотника. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Тургенев. Краткие содержания произведений
- Андрей Колосов
- Ася
- Бежин луг
- Бирюк
- Бурмистр
- Вешние воды
- Воробей
- Гамлет Щигровского уезда
- Два помещика
- Дворянское гнездо
- Деревня
- Дым
- Ермолай и мельничиха
- Живые мощи
- Записки охотника
- Касьян с Красивой мечи
- Конец Чертопханова
- Контора
- Лебедянь
- Лес и степь
- Льгов
- Малиновая вода
- Месяц в деревне
- Мой сосед Радилов
- Муму
- Накануне
- Нахлебник
- Нищий
- Отцы и Дети
- Отцы и Дети по главам
- Певцы
- Первая любовь
- Рудин
- Свидание
- Смерть
- Собака
- Стучит
- Три встречи
- Уездный лекарь
- Фауст
- Хорь и Калиныч
- Часы
Картинка или рисунок Записки охотника
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Амаду Капитаны песка
Роман Капитаны песка повествует о группе ребят в возрасте от 8 до 16 лет, в состав которой входит более ста человек.
Дети, чтобы выжить, встали на преступный путь, занимались - Краткое содержание Азазель Акунина
Данный роман носит детективный характер. Он состоит из интриг, хитросплетений, неожиданных поворотов событий и приключений. Главным героем является Эраст Петрович, он невольно занимается расследованием, следовательно
- Краткое содержание Ариосто Неистовый Роланд
Поэма «Неистовый Роланд» была сочинена итальянским писателем Ариосто, и самая ранняя версия произведения появилась в начале шестнадцатого века. Эта поэма представляет собой продолжение произведения
- Краткое содержание Скребицкий От первых проталин до первой грозы
Рассказ ведется от имени самого автора. Он ведет речь о своем детстве. Его мама вышла замуж за доктора. Который стал для рассказчика отцом. Он прекрасно его воспитал, благодаря этому автор стал замечательным человеком.
- Краткое содержание Ахматова Поэма без героя
Поэма начинается с трёх посвящений. В первом автор говорит, что у неё нет бумаги и она пишет в чужом черновике. Во втором посвящении поэтесса не разрешает Путанице-Психее диктовать ей, что она должна писать - Краткое содержание Серебряные коньки Доджа
Возле канала, покрытого льдом, находились дети, в старой одежде. По нему люди на коньках спешили в город. Оглядываясь на дрожащих от холода детей. Они стали одевать самодельные коньки
Охотники на снегу: краткое изложение и учебное пособие
Благодарим вас за знакомство с данным суперкратким учебным пособием «Охотники на снегу» Тобиаса Вольфа. — современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes. SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия с подробным резюме глав и анализом основных тем , персонажей, цитат и тем эссе.
Краткое содержание: «Охотники на снегу»
Американский писатель Тобиас Вольф опубликовал «Охотников на снегу» в 1981 в своем первом сборнике рассказов « В саду североамериканских мучеников ». Считается, что эта история навеяна картиной Питера Брейгеля « Охотники в снегу ». История, рассказанная с ограниченной точки зрения от третьего лица, фокусируется на отношениях между тремя персонажами: Табом, Фрэнком и Кенни. В этом учебном пособии цитируется издание Bloomsbury в мягкой обложке 2009 года сборника рассказов Вольфа «: Наша история начинается».
«Охотники на снегу» начинается с человека по имени Таб, который «уже час ждет в падающем снегу» прибытия своих друзей Кенни и Фрэнка (20). Когда они прибывают, Кенни начинает жестоко обращаться с Табом. Кенни, который ведет грузовик, намеренно взбирается на бордюр и чуть не сбивает Таба, а затем издевается над Табом за его избыточный вес, говоря: «Ты выглядишь как пляжный мяч в шляпе» (20). Таб злится, что Кенни и Фрэнк опаздывают, но Фрэнк, сидящий на пассажирском сиденье, игнорирует чувства Таба, говоря ему «быть мягким» (20). Таб садится в грузовик, и они едут в сельскую местность на охоту, дважды останавливаясь по дороге, чтобы подогреть кофе, потому что лобовое стекло разбито из-за «несовершеннолетних правонарушителей», а обогреватель не работает (21).
Когда они прибывают в лес, Таб жалуется на холод, но Фрэнк говорит ему «перестань ныть». Затем Кенни угрожает рассказать Табу о секрете Фрэнка, связанном с «некой няней» (21-22). Таб изо всех сил пытается перелезть через забор и пройти по снегу, но Кенни и Фрэнк отказываются ему помочь. Когда они останавливаются на обед, Таб утверждает, что сидит на диете и винит в лишнем весе свои «железы» (22). Фрэнк снова издевается над Табом за то, что он толстый, что Кенни находит забавным.
После обеда они снова ищут следы животных, с Табом на одном берегу ручья и Кенни и Фрэнком на другом. Таб изо всех сил старается идти в ногу, но Кенни и Фрэнк его не ждут. Таб перестает искать следы и пытается их догнать. Когда свет гаснет, они все еще не нашли оленьих следов, поэтому начинают возвращаться к грузовику на той стороне берега, где находится Таб. Кенни злится на Таба, потому что он видит следы, по которым ходил Таб. Они следуют по следам, которые ведут в запретную для охоты зону. Затем они возвращаются к грузовику, чтобы поехать на ферму, чтобы попросить разрешения поохотиться на земле. Таб снова отстает, и Кенни и Фрэнк первыми добираются до грузовика и уезжают без него. Кенни идет в дом, чтобы поговорить с фермером. Когда Таб наконец догоняет их, он ругает Фрэнка за то, что тот бросил его. Таб говорит Фрэнку: «Раньше я заступался за тебя», но Фрэнк отвечает пренебрежительно (24). Таб спрашивает Фрэнка о няне, но Фрэнк не отвечает на вопрос.
Получив от фермера разрешение на охоту на его земле, они не могут найти оленьи следы, что еще больше расстраивает Кенни. Кенни и Фрэнк спорят, и Кенни снимает свое раздражение, стреляя в столб и дерево. Когда собака фермера начинает лаять на них, Кенни говорит, что ненавидит собаку, и стреляет в нее. Кенни поворачивается к Табу и говорит ему, что тоже его ненавидит, поэтому Таб стреляет Кенни в живот, что, по его мнению, является самообороной. Кенни утверждает, что просто пошутил. Теперь, когда Кенни бессилен, Фрэнк заключает союз с Табом, и Кенни становится изгнанным членом группы.
Таб и Фрэнк идут к ферме, чтобы спросить фермера, могут ли они воспользоваться его телефоном, чтобы вызвать скорую помощь. Пока Фрэнк вызывает скорую помощь, Таб признается фермеру, что Кенни застрелил его собаку. Фермер говорит Табу, что попросил Кенни застрелить собаку, потому что собака была старой и больной, а у фермера не хватило духу сделать это самому. Туб в шоке. Фрэнк возвращается с новостями о том, что машин скорой помощи нет, поэтому Таб и Фрэнк решают отвезти Кенни в ближайшую больницу за 50 миль. Женщина в фермерском доме дает Фрэнку и Табу сбивчивые указания по сокращению пути.
Таб и Фрэнк несут Кенни к грузовику на досках, но Таб поскальзывается и роняет Кенни, который кричит от боли. Фрэнк называет Таба «жирным придурком», и Таб, который в ярости, хватает Фрэнка за воротник и предупреждает его «больше не разговаривай со мной так» (29). Фрэнк и Таб сажают Кенни в грузовик, и Фрэнк говорит Табу, что он бы тоже застрелил Кенни, если бы тот был на месте Таба. Фрэнк и Таб дважды останавливаются по дороге в больницу, как и по дороге в охотничьи угодья. Фрэнк объясняет Кенни: «Если я и Таб не согреемся, мы замерзнем» (31). Они оставляют Кенни в грузовике, и он жалуется на холод.
В таверне Фрэнк извиняется перед Табом за свое поведение и говорит ему, что у него роман и он думает оставить жену и детей ради пятнадцатилетней няни Роксаны Брюэр. Фрэнк беспокоится о том, что Таб подумает о нем из-за этого, но Таб поддерживает Фрэнка, говоря ему: «Когда у тебя есть друг, это означает, что у тебя всегда есть кто-то на твоей стороне» (33). Затем Таб случайно оставляет в таверне направление к больнице, но Фрэнк утверждает, что помнит дорогу. Они останавливаются во второй раз, и Таб признается Фрэнку, что у него нет проблем с железами и что он толстый, потому что слишком много ест. Фрэнк приносит Табу четыре заказа блинов с маслом и сиропом и смотрит, как Таб их ест.
Они возвращаются к грузовику, и Таб говорит Фрэнку, что фермер попросил Кенни пристрелить собаку. Они оба смеются. Кенни думает, что сейчас он едет в больницу, но они едут не в том направлении, так как Фрэнк давно свернул не туда.
Откройте это учебное пособие
!
Присоединяйтесь к SuperSummary, чтобы получить мгновенный доступ ко всем 23 страницам этого учебного пособия и тысячам других учебных ресурсов.
Начало работыОхотники на снегу
Тобиас Вольф
Охотник Гракх» (Der Jager Gracchus)»
Резюме
В рассказах Кафки часто речь идет о силе, которая либо выводит человека за пределы самого себя в духовную сферу, либо тянет его обратно* в первобытное, посюстороннее царство. (Сравните «нападение сверху» и «нападение снизу» в «Голодном художнике».) В нескольких своих рассказах он использует символ охоты, чтобы проиллюстрировать, что везде, где есть жизнь, есть также преследования и борьба. Никто не может избежать этого. Человек может, правда, позволить охоте вести себя в одном направлении (как, например, главная собака в «Исследованиях собаки»), но, зайдя так далеко, как он может, он будет позволить охоте вести его в противоположном направлении и вернуть обратно, если он хочет выжить. Человек остается полем битвы противоборствующих сил, и именно поэтому он бродит по смутным царствам жизни и смерти, не будучи прочно закрепленным ни в одном из них.
Немногие из рассказов Кафки передают такую плотную атмосферу неясности, отдаленности и сказочной нелепости. Этот абсурд усиливается в высшей степени реалистичным описанием Ривы и фактической постановкой первых абзацев, подчеркивающих полное отсутствие какой-либо общей системы отсчета между горожанами — Ривой и пришельцем. Над сюжетом витает налет неуверенности и таинственности: корабль смерти скользит в гавань «как будто», носимый «невидимыми средствами»; мужчина, который «вероятно мертв», «очевидно» лежал на носилках. И все же в «реальности» этой истории не может быть никаких сомнений. Чтобы прояснить это, Кафка заставляет охотника Гракха напомнить нам, что, в отличие от «реального» мира, «на борту корабля человек часто становится жертвой глупого воображения». Другими словами, события, происходящие в Риве, не выдуманы ни ее жителями, ни охотником. Трезвым тоном и короткими пунктуационными предложениями Кафка перечисляет факты, которые из-за их почти дотошной правдивости резко контрастируют с самим невероятным происшествием.
Но если приезд незнакомца невероятен, никто особо не беспокоится о нем и не обращает на него ни малейшего внимания. «Без малейшего удивления», — сообщает бургомистр посетителю свое имя и профессию, и незнакомец отвечает так же спокойно. Этот контраст не только усиливает воздействие рассказа, но и несет свою логику в том смысле, что отражает невозможность рационального проникновения в рассказ.
Представляет некоторый интерес тот факт, что во фрагменте рассказа Кафка утверждает, что Гракха можно рассматривать как переводчика между предыдущими и современными поколениями; он может выйти за пределы всех ограничений времени и пространства, обычно налагаемых на человека. Гракх способен на это потому, что как мертвый человек, который тем не менее в известном смысле «живой», обладает всеобщим знанием всего, что было и есть. Состоящий из жизни и смерти во время своих странствий по «водам земным», Гракх представляет тотальность бытия, универсальные элементы бытия всех форм бытия. Эта точка зрения является единственно возможной отправной точкой для логического объяснения того, откуда охотник знает (или помнит) имя бургомистра. Согласно этому объяснению, Бургомистр также причастен вневременному универсальному качеству охотника.
Кто такой охотник Гракх? Откуда он? Мы слышим, что он «мертв» и тем не менее «в известном смысле» еще и жив. Сотни лет он бороздил «земные воды» с того дня, как упал в ущелье, охотясь на серну в Шварцвальде. Его баржа должна была доставить его в царство мертвых, но она сбилась с курса и с тех пор бесцельно бродит по темным областям между жизнью и смертью.
Хотя они знают имена друг друга, охотник и бургомистр ничего не знают о своих мирах. Каждый хочет что-то узнать, но ни одному из них это не удается: бургомистр не может даже предоставить незнакомцу столь необходимую информацию о городе Рива. Это, конечно, типичная ситуация в рассказе Кафки: полное отсутствие общения между людьми, или между мирами. Возникает вопрос: какой мир представляет охотник? Заманчиво полагать, что области, из которых он родом, представляют собой более высокую реальность, в отличие от эмпирического мира Ривы (который Кафка посетил со своим другом Бродом в 1919 г. ).09). Однако, как только мы проанализируем мир охотника, станет ясно, что его мир нельзя отнести ни к какой фиксированной категории. В самом деле, наиболее поразительной чертой истории охотника Гракха является то, что он более нигде не принадлежит ни к метафизической, ни к эмпирической сфере. Так было не всегда: он был счастлив как охотник, следуя своему призванию. Он был счастлив даже после того, как истек кровью. Лишь спустя много времени его несчастье поставило его в затруднительное положение полного отчуждения от всякого чувства принадлежности. Мы слышим, что все началось с «неправильного поворота руля» его летчика и тут же вспоминаем «ложную тревогу ночного звонка, однажды ответившую — ее уже не исправить», снова трагическое прозрение обреченного земского врача. бродить по заснеженным пустошам.
Отчужденный и исключенный из этого мира и потустороннего, охотник Гракх везде и нигде чувствует себя как дома. На вопрос бургомистра, не является ли он частью «иного мира», он отвечает, что «навсегда находится на длинной лестнице, ведущей к нему». Типичный для многих рассказов Кафки, этот начинается с отрыва героя от ограниченного, но четко определенного порядка. Когда-то ему нравилось жить в этом мире, управляемом фиксированным набором правил, где люди называли его «великим охотником». Теперь тот, кто не хотел ничего, кроме как жить в горах, должен пройти через все земли земли и не найти покоя даже среди мертвых. Все, что он знает, это то, что, как бы сильно он ни стремился к забвению, он продолжает возвращаться в сознание; он все еще остается «одиноко застрявшим в каком-то земном море или другом». Возможности спасения не существует даже при самых лучших обстоятельствах, потому что нет возможности общаться. Отсюда его пугающая проницательность; заботиться так же бесполезно, как и не заботиться, и «мысль о том, чтобы помочь мне, — это болезнь».
Как он часто делает в своих рассказах, Кафка опирается здесь на собственную ситуацию «охотника». Имя Гракх происходит от латинского graculus, что означает «ворон», как и имя Кафки на чешском языке. Кафка неоднократно называл себя «странной птицей, бесцельно парящей над людьми». Когда-то можно было определить положение человека в этом мире и в следующем. Как выразился Гракх, комментируя свою смерть: «Я до сих пор помню, как впервые счастливо растянулся на этом тюфяке». Теперь он кружит взад-вперед между сферами, и его кажущийся универсальным взгляд на вещи на самом деле является взглядом Кафки, исследующим все возможные способы мышления и жизни, погружаясь в каждый и не останавливаясь ни на одном.
В результате охотник Кафка оказался неспособен понять установленный порядок земного существования. Он объяснил эту неудачу внезапной потерей ориентации, отвлечением внимания, «неправильным поворотом колеса». В своем дневнике он называл это «забвением себя», недостатком концентрации, «усталостью», из-за которой он выпал из потока времени.
Однако это отсутствие ориентации и последующая изоляция, которые пронизывают жизнь Гракха (Кафки), нельзя рассматривать как нечто, что можно объяснить автобиографически или психоаналитически, как это слишком часто делалось в связи с конфликтом Кафки с его отцом. Переживание такой фундаментальной дезориентации и изоляции является скорее предварительным условием бескомпромиссного проникновения Кафки в сложности человеческого опыта. Следует ожидать, что этот человеческий опыт отступает даже перед его литературным гением и допускает только приближения: язык по определению самоограничен. То, что мы называем, например, «тотальностью бытия» Гракха или его «преодолением времени и расстояния», мы поместили в эти термины просто потому, что это не поддается никакому адекватному описанию. Это не означает, что «тотальность» и «трансцендентность» не существуют; вся история показывает, что они действительно существуют. Просто заставлять попытки Кафки проникнуть в самую сердцевину тайны бытия в набор готовых определений было бы равносильно нарушению его намерений.
В этом контексте важно напомнить, что сам Кафка сделал все, как в своих рассказах, так и в своих комментариях к ним, чтобы уточнить и даже отказаться от так называемых четких интерпретаций, которые он мог выдвинуть или которые другие могли прочитать.