Краткое содержание Прометей прикованный Пересказы изложения краткие содержания произведений по главам
Очень краткое содержание для читательского дневника
Прометей похитил со священной горы Олимп огонь и подарил его людям. Он научил их ремёслам, письму, счёту. Но всё это он делал против воли главного олимпийского бога Зевса. За это тот обрёк его на страдания — приказал приковать титана к скале.
Власть и Сила стали торопить Гефеста, чтобы он приковал своего друга к вершине скалы. Пришлось ему покориться и сделать это, но отныне он возненавидел своё ремесло.
Сила и Власть стали смеяться над Прометеем, сказав, что пусть люди теперь его спасают. Только когда они ушли, из груди титана вырвался стон.
Прометей знал, кто свергнет Зевса, так как обладал даром предвидения. Гермес передал ему требование Зевса открыть эту тайну, но тот не подчинился. Зевс обрушил скалу, и Прометей провалился под землю.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В безлюдную землю Скифии приводят Гефест, Сила и Власть закованного в цепи титана Прометея.
Власть говорит Гефесту, чтобы он крепко приковал Прометея к скале. Такое наказание главный олимпийский бог Зевс придумал титану за то, что тот не признавал его главенства и за то, что помог людям, похитив для них огонь.
Гефесту пришлось приковать своего друга к скале, так как он боялся ослушаться Зевса. Власть насмешливо спросила титана, кто из людей сможет спасти его, но он не произнёс ни одного слова, не проронил ни одного вздоха. Когда враги ушли, он обратился к небесам, ветрам, волнам морским, Земле и Солнцу с жалобой, что обрёк его Зевс на позорную казнь.
В крылатой колеснице появились девы океаниды. Они утешали Прометея, говорили, чтобы он ободрился. Титан сказал океанидам, что имеет дар предвидения и что Зевс ещё попросит его раскрыть заговор. Но он не выдаст тайны, пока с него не снимут оков и пока Зевс не заплатит сполна за его плен.
Океаниды спросили титана, за что его наказал верховный правитель богов. Прометей рассказал, что в борьбе богов за власть он встал на сторону Зевса, но тот оказался тираном.
Став главным олимпийским богом, Зевс хотел истребить людской род, чтобы вырастить другой.
Никто не посмел противоречить ему, только Прометей самовольно спас людей. За это сейчас он терпит беспощадную пытку.
Ещё Зевс посчитал титана виновным в том, что он наделил людей надеждами и доставил им огонь, чтобы они научились различным искусствам.
На крылатом коне появился старец-титан Океан и спросил Прометея, чем может ему услужить. Океан посоветовал узнику не вести вольных речей, так как за дерзкие слова можно поплатиться, и обещал, что попробует избавить его от мук. Но тот сказал, что Зевс глух к просьбам и посоветовал Океану быть осторожным, чтобы не навлечь гнев Зевса. Океан отправился обратно в путь.
Прометей рассказал океанидам о своих благодеяниях людям, о том, что он вселил в людей любовь к жизни, обучил ремёслам и наукам, помог приручить животных.
К скале подбежала Ио — прекрасная девушка, превращённая ревнивой супругой Зевса Герой в корову, вечно гонимую из края в край слепнем безумия.
Ио попросила Прометея рассказать, что ждёт её в дальнейшем. Он сказал, что странствие её по Земле будет долгим, трудным, мучительным. Предрёк, что в будущем один из её потомков возвратит ему свободу (в других мифах действительно говорится о том, что Геракл разрубил цепи, сковавшие Прометея).
Когда Ио убежала, к скале явился вестник Зевса Гермес. Он потребовал от Прометея покорности. Сказал, что верховный бог приказал титану рассказать яснее, а не намёками, кто лишит его власти. Но тот не согласился, так как Зевс за добро отплатил ему злом. Он сказал, что раскроет тайну о том, кто отнимет у Зевса власть, только в том случае, если сам верховный бог сорвёт с него цепи.
Гермес описал титану его ужасное будущее. Сначала Зевс этот утёс раздробит молнией и скроет тело узника под обломками. Спустя тысячелетия он выпустит титана на свет, и печень прикованного Прометея каждый день будет терзать орёл.
Этих новых мук узник мог избежать, если бы покорился Зевсу. Но непримиримый титан не согласился стать раболепным холопом.
Раздался гром и подземный грохот. Ударила молния, и непокорный Прометей провалился под землю.
Прометей прикованный
(Prometheus desmotes) — Трагедия (450-е до н. э.?)
Эсхил (Aischylos) 525–456 до н. э.
Античная литература. Греция
М. Л. Гаспаров
С титаном Прометеем, благодетелем человечества, мы уже встречались в поэме Гесиода «Феогония». Там он — умный хитрец, который устраивает дележ жертвенного бычьего мяса между людьми и богами так, чтобы лучшая часть досталась в пищу людям. А затем, когда разозленный Зевс не хочет, чтобы люди могли варить и жарить доставшееся им мясо, и отказывается дать им огонь, Прометей похищает этот огонь тайком и приносит людям в полом тростнике. За это Зевс приковывает Прометея к столбу на востоке земли и насылает орла выклевывать его печень. Только через много веков герой Геракл убьет этого орла и освободит Прометея.
Потом этот миф стали рассказывать иначе. Прометей стал величавей и возвышенней: он не хитрец и вор, а мудрый провидец.
(Само имя «Прометей» значит «Промыслитель».) В начале мира, когда старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались, и тогда Прометей, видя их обреченность, перешел на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться еще более жестокой.
Мало этого, Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в свое время отцов-Титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит. Только когда Зевсов сын Геракл — еще не бог, а только труженик-герой — в благодарность за все добро, которое Прометей сделал людям, убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев.
Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви. Пусть он не делает этого: судьбой назначено, что у Фетиды родится сын сильнее своего отца. Если это будет сын Зевса, то он станет сильнее Зевса и свергнет его: власти Олимпийцев придет конец. И Зевс отказывается от мысли о Фетиде, а Прометея в благодарность освобождает от казни и принимает на Олимп. Фетиду же выдали замуж за смертного человека, и от этого брака у нее родился герой Ахилл, который действительно был сильнее не только своего отца, но и всех людей на свете.
Вот по этому рассказу и сделал свою трагедию о Прометее поэт Эсхил.
Действие происходит на краю земли, в дальней Скифии, средь диких гор — может быть, это Кавказ. Два демона, Власть и Насилие, вводят на сцену Прометея; бог огня Гефест должен приковать его к горной скале. Гефесту жаль товарища, но он должен повиноваться судьбе и воле Зевса: «Ты к людям свыше меры был участливым». Руки, плечи, ноги Прометея оковывают кандалами, в грудь вбивают железный клин.
Прометей безмолвен. Дело сделано, палачи уходят, Власть бросает презрительно: «Ты — Промыслитель, вот и промысли, как самому спастись!»
Только оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обращается к небу и солнцу, земле и морю: «Взгляните, что терплю я, бог, от божьих рук!» И все это за то, что похитил для людей огонь, открыл им путь к достойной человека жизни.
Является хор нимф — Океанид. Это дочери Океана, другого титана, они услышали в своих морских далях грохот и лязг Прометеевых оков. «О, лучше бы мне томиться в Тартаре, чем корчиться здесь у всех на виду! — восклицает Прометей. — Но это не навек: силою Зевс ничего от меня не добьется и придет просить меня о своей тайне смиренно и ласково». — «За что он казнит тебя?» — «За милосердие к людям, ибо сам он немилосерден». За Океанидами входит их отец Океан: он когда-то воевал против Олимпийцев вместе с остальными Титанами, но смирился, покорился, прощен и мирно плещется по всем концам света. Пусть смирится и Прометей, не то не миновать ему еще худшей кары: Зевс мстителен! Прометей презрительно отвергает его советы: «Обо мне не заботься, позаботься о себе:
как бы тебя самого не покарал Зевс за сочувствие преступнику!» Океан уходит, Океаниды поют сострадательную песню, поминая в ней и Прометеева брата Атланта, который вот так же мучится на западном конце света, поддерживая плечами медный небосвод.
Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. Они были неразумны, как дети, — он дал им ум и речь. Они томились заботами — он внушил им надежды. Они жили в пещерах, пугаясь каждой ночи и каждой зимы, — он заставил их строить дома от холода, объяснил движение небесных светил в смене времен года, научил письму и счету, чтобы передавать знания потомкам. Это он указал для них руды под землей, впряг им быков в соху, сделал телеги для земных дорог и корабли для морских путей. Они умирали от болезней — он открыл им целебные травы. Они не понимали вещих знамений богов и природы — он научил их гадать и по птичьим крикам, и по жертвенному огню, и по внутренностям жертвенных животных. «Воистину был ты спасителем для людей,– говорит хор, — как же ты не спас самого себя?» «Судьба сильней меня», — отвечает Прометей. «И сильнее Зевса?» — «И сильнее Зевса». — «Какая же судьба суждена Зевсу?» — «Не спрашивай: это моя великая тайна». Хор поет скорбную песню.
В эти воспоминания о прошлом вдруг врывается будущее.
На сцену вбегает возлюбленная Зевса — царевна Ио, превращенная в корову. (На театре это был актер в рогатой маске.) Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности своей супруги, богини Геры. Гера догадалась об этом и потребовала корову себе в подарок, а потом наслала на нее страшного овода, который погнал несчастную по всему свету. Так попала она, измученная болью до безумия, и к Прометеевым горам. Титан, «защитник и заступник человеческий», ее жалеет; он рассказывает ей, какие дальнейшие скитания предстоят ей по Европе и Азии, сквозь зной и холод, среди дикарей и чудовищ, пока не достигнет она Египта. А в Египте родит она сына от Зевса, а потомком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, стрелок из лука, который придет сюда спасти Прометея — хотя бы против воли Зевса. «А если Зевс не позволит?» — «Тогда Зевс погибнет». — «Кто же его погубит?» — «Сам себя, замыслив неразумный брак». — «Какой?» — «Я не скажу ни слова более». Тут разговору конец: Ио вновь чувствует жало овода, вновь впадает в безумие и в отчаянии мчится прочь.
Хор Океанид поет: «Да минет нас вожделенье богов: ужасна их любовь и опасна».
Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь на очереди страшное настоящее. Вот идет слуга и вестник Зевса — бог Гермес. Прометей его презирает как прихлебателя хозяев Олимпийцев. «Что сказал ты о судьбе Зевса, о неразумном браке, о грозящей гибели? Признавайся, не то горько пострадаешь!» — «Лучше страдать, чем прислужничать, как ты; а я — бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса». — «Берегись: быть тебе в подземном Тартаре, где мучатся Титаны, а потом стоять тебе здесь с раною в боку, и орел будет клевать твою печень». — «Все это я знал заранее; пусть бушуют боги, я ненавижу их!» Гермес исчезает — и действительно Прометей восклицает: «Вот и впрямь вокруг задрожала земля, / И молнии вьются, и громы гремят… / О Небо, о мать святая, Земля, / Посмотрите: страдаю безвинно!» Это конец трагедии.
Список литературы
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997.
Информация о работе «Прометей прикованный»
Раздел: Краткое содержание произведений Количество знаков с пробелами: 7525 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Роль мотива всемогущества рока и обреченность борьбы с ним в трагедии Эсхила «Прометей прикованный»
35832
0
0
… , величественные и монументальные, запечатлены конфликты мощных страстей. Таково одно из прославленных творений драматурга, трагедия «Прометей Прикованный». Глава II «Прометей прикованный». Всесильный рок и вечная борьба героя Есть основание полагать, что она — лишь часть обширного замысла Эсхила и входит в тетралогию, т.е. цикл из четырех драматургических произведений. В состав тетралогии …
Эсхил (525—456 гг. до н. э.)
17246
0
0
… — говорит Прометей (955).
В первой части трилогии, видимо, изображалось, как Прометей похищает с Олимпа огонь. Во второй, сохранившейся трагедии «Прометей прикованный», мы видим наказание мятежного титана. Эсхил не следует за Гесиодом, изображавшим Прометея как обманщика, старающегося обмануть Зевса. Гесиод писал, что он сложил мясо и кости принесенных в жертву людьми животных в отдельные кучи, …
Драма Эсхила
86764
0
0
… и то же. Даже во время Аристофана вестник возглашал в начале трагического представления: «Феогнид, выводи хор» (Ach., 11). 28a. В первом издании «Пайдейи» «Просительницы» были названы старейшей драмой Эсхила. С этой общепринятой гипотезой теперь предстоит расстаться (ср. прим. 9a). Архаическую технику этой драмы следует объяснять как один из примеров возвращения к манере начала творческого пути, …
Хор в трагедиях Эсхила
18797
0
0
… с ним. Предателей мы ненавидим, и нет Порока для нас Гнусней и мерзей вероломства. “Прометей Прикованный”, в отличие от прочих трагедий Эсхила, поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий.
Если подойти к хору с точки зрения декламационно-риторической, то сразу можно увидеть, как он необходим для углубления общего монументально-патетического стиля трагедии. Заключение …
Прометей сюжет фильма читать онлайн
- Главная /
- Новинки /
- Прометей
- Подробности
- Родительская категория: Фильмы
- Опубликовано: 07 мая 2012
Приквел к оригинальной квадралогии «Чужих».
В начале фильма на некой планете один из представителей инопланетной расы Создателей (англ. Engineers — инженеры, конструкторы), стоя на вершине водопада, выпивает некую тёмную жидкость, которая растворяет его тело вплоть до молекул ДНК. Ритуально принося себя в жертву и перед тем, как окончательно умереть, Создатель падает в воду, где его молекулы воссоздают новую ДНК и образуют первые живые клетки, тем самым дав начало новой жизни на планете.
В 2089 году археологи Элизабет Шоу и Чарли Холлоуэй, исследуя шотландский остров Скай, находят в пещере наскальные рисунки возрастом более 35 тысяч лет. На пиктограммах изображены люди, поклоняющиеся высоким человекоподобным существам, указывающим на звёзды. Спустя 4 года, в декабре 2093 года, научно-исследовательское судно «Прометей», после двухлетнего полёта, на борту которого находятся в анабиозе вместе со всеми Шоу и Холлоуэй, подлетает к LV-223 — одному из естественных спутников планеты-газового гиганта в системе ζ2 Сетки.

Неожиданно начинается пыльная буря и учёные срочно возвращаются на «Прометей», захватив с собой голову инопланетянина. Дэвид втайне от всех берёт один из цилиндров-сосудов. На борту выясняется, что Файфилд и Милбёрн заблудились и остались в древнем сооружении, и их решают забрать после того, как пройдёт буря (из-за бури связаться с ними невозможно).
Шоу и медик Форд начинают исследовать останки пришельца: оказывается, это не череп, а шлем, который скрывает голову, похожую на человеческую. Кроме того, ДНК пришельца тоже аналогична человеческой. Изучив голову, учёные обнаруживают, что кожа Создателя покрыта наростами, похожими на новые клетки в процессе преобразования. Чтобы узнать, что именно это такое, они дают в нервную систему головы электромагнитный заряд, чтобы оживить её, после чего в голове начинают происходить неизвестные биологические процессы и она взрывается. Дэвид тайно открывает взятый им сосуд с чёрной жидкостью и добавляет каплю её в напиток Холлоуэя, который после этого идёт к Шоу. Они разговаривают о Создателях, после чего занимаются сексом. Параллельно Файфилд и Милбёрн находят коридор с множеством мумифицированных тел Создателей, которые также погибли от того, что у них тоже взорвались черепные коробки. Запущенные ранее Файфилдом мобильные сканеры постепенно воспроизводят структуру сооружения, часть которого оказывается инопланетным космическим кораблём.
«Новорождённое» существо
Обезумевшую от горя Шоу приводят в медотсек, где Дэвид, обследовав её, сообщает, что она беременна от Холлоуэя (хотя Шоу бесплодна) и плод очень быстро развивается. Дэвид хочет заморозить Шоу, чтобы доставить ее и плод для изучения на Землю, но Шоу чувствует неладное и с боем прорывается к автоматическому хирургическому модулю, который находится в спасательном модуле Виккерс. Она программирует на аппарате операцию по извлечению инородного тела. Плодом оказывается кальмароподобное существо, которое остаётся в зажимах хирургического модуля.

Но Шоу решает лететь на родину Создателей, чтобы выяснить, почему они создали человечество и почему позднее решили его уничтожить. Ридли Скотт в DVD-комментариях пояснил, что Создатели разгневались на человечество за убийство Иисуса Христа, который на самом деле был одним из Создателей. Так же в одной из вырезанных сцен выясняется, что название родины Создателей в большинстве древних земных языков обозначало рай, куда и летит выжившая Шоу.Последние кадры фильма показывают, как из груди Создателя, побеждённого и зараженного кальмарообразным чудовищем, вылезает существо, похожее на Чужого.
Prometheus: сводка и анализ: 2022
Авторы веб-сайта
Распространяйте любовь
Последнее обновление: 9 сентября 2022 г.
, 16:02
О поэте:
Байрон, родившийся в 1788 году, считается одной из противоречивых фигур романтической эпохи. Он нёс в себе дух романтизма, что ярко проявлялось в его произведениях. Он был обаятельной личностью и нравился как мужчинам, так и женщинам. Его мать оставила после себя огромное поместье, чтобы он мог роскошно жить один со своими друзьями. Он родился с косолапостью, из-за чего он осознавал многие события. Лорд Байрон погиб на войне в Греции и после его смерти почитался греками как герой. Считается, что после его смерти все его приключения в письменных произведениях были сожжены его друзьями. Он был человеком взглядов и слов, вел аристократический образ жизни и много путешествовал со своими друзьями. Также говорят, что у него незаконные отношения со своей сводной сестрой. Как бы то ни было, его общеизвестно неуклюжий характер был прикрыт известными произведениями, которые он оставил своим читателям, чтобы те лелеяли их.
Прометей: поэтические приемы
Символизм:
Огонь здесь является символом пробуждения и просветления.
Там, где Бог, Зевс, показан как символ злой силы угнетения и нечестия, Прометей показан как символ ангела.
Прометей: Стиль
Поэма написана свободным стихом, первая строфа состоит из четырнадцати строк, вторая строфа из двадцати одной строки, третья строфа из двадцати пяти. Стихотворение состоит из восьми ямбов в строке.
Прометей: Резюме
Поэма вращается вокруг героического персонажа Прометея, греческого бога, и Зевса, который был высшим из богов, показан в образе злодея. Поэма начинается сочувственной сценой, где Прометей виден привязанным к скале цепями, и он выглядит жалким, в ужасном состоянии, как будто переживает суровое наказание. Но он не стонет и не плачет; он стоит неподвижно, пока орлы пожирают его печень и питаются ею. Печень снова растет, но процесс безжалостных событий продолжается. Здесь поэт пытается описать события так, чтобы читатели пожалели Прометея. Так что же сделал Прометей, чтобы оказаться в таком ужасном состоянии? Поэма написана об эпизоде из греческой мифологии, о котором говорят, что это столкновение добра и зла.
Здесь поэт смотрит на историю через иную призму. Прометей был греческим богом, который украл огонь с холма Олимп и дал метод простым людям. Из-за этого он подвергся жестокому обращению за этот поступок со стороны бога Зевса. Он был наказан за то, что действовал против воли Бога. Он не боялся последствий, даже если это означало для него медленную смерть. Поэт позаботился о том, чтобы провести анализ, отличный от анализа греческих писаний. Далее поэт продолжает, что власть может в мгновение ока превратиться в тиранию. Поэт говорит, что, как ни обижали Прометея, Бог не смог противиться его воле. Поэт приводит неоспоримые причины, чтобы внести свой вклад в конфликт правильного и неправильного. Прометей был тверд, что не сделал ничего плохого, помогая человечеству, и продолжал молча страдать. Основная тема стихотворения заключается в сравнении Бога с тиранией, в котором поэт говорит, что Бог навязал нам свои взгляды таким образом, что мы всегда склонны думать о Нем в правильном образе. Поэт заканчивает поэму словами, что Прометей умирает не напрасно, а умирает, провозглашая собственную победу.
Прометей: Анализ
Поэт считает Прометея получеловеком-полубогом. Зрители могут интерпретировать фигуру как знакомую Христу, пришедшему на землю, чтобы спасти человечество от гибели. Поэт пытается выставить идеи вопреки тому, что позволил бы небесный разум. Поэт пытается отметить власть и то, как иногда даже Бог хочет завоевать монополию на нее. Поэма заканчивается демонстрацией Прометея как просветленной фигуры.
Это стихотворение — одно из печально известных произведений лорда Байрона. Стихотворение представляет собой в истинном смысле романтический бунт. Стихотворение вращается вокруг греческого мифа, который Байрон склонен видеть по-своему. Поэму можно рассматривать как параллель с «Потерянным раем» Джона Мильтона, где Люцифер дал знание Свободы, а Бог наложил свои ограничения.
Если вы стремитесь освоить новые рыночные навыки или просто хотите изучить тему, платформы онлайн-обучения — отличное решение для обучения по собственному графику.
Вы также можете быстро пройти курсы и сэкономить деньги, выбрав виртуальные занятия вместо личных. Фактически, люди учатся на цифровых платформах на 40% быстрее, чем при личном обучении.
Некоторые платформы онлайн-обучения предоставляют сертификаты, в то время как другие предназначены просто для развития ваших навыков в личной и профессиональной жизни. Включая Masterclass и Coursera, вот наши рекомендации для лучших платформ онлайн-обучения, на которые вы можете подписаться сегодня.
7 лучших платформ онлайн-обучения 2022 года
- Лучший результат: Курсера
- Лучшее для нишевых тем: Удеми
- Лучший для творческих сфер: Обмен навыками
- Лучшее для уроков знаменитостей: Мастер класс
- Лучший для STEM: EdX
- Лучшее для построения карьеры: Удасити
- Лучший для обучения данным: множественное число
Связанные линии Прометея 1-127 Сводка и анализ
Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты.
Больше книг, чем SparkNotes.
по Эсхил
Купить учебное пособие
Купить учебное пособие
Краткое описание:
Войдите в «Мощь и насилие», удерживая Прометея. Входит также Гефест, бог огня и кузницы. Майт описывает землю, бесплодную область Скифии, известную ныне как Кавказ. Для греков этот негостеприимный край считался самым краем мира. Майт велит Гефесту выполнить свой долг и пригвоздить Прометея к скалам. Прометея наказывают за то, что он украл огонь и отдал его смертным.
Гефест не получает удовольствия от своего долга, но он должен повиноваться Зевсу, царю богов, по приказу которого Прометей должен быть наказан. Он говорит Прометею, что привязывает его к скалам, но не стал бы, если бы это был его выбор. Прометей будет один, и каждый день его будут мучить воздействия стихии. Это наказание — цена за попытку помочь человечеству, и Зевс не поколеблется.
Майт торопит Гефеста, критикуя его за колебания. Гефест сострадателен и безжалостен.
Они разговаривают, пока Гефест неохотно выполняет свой долг. Сила продолжает подталкивать бога-кузнеца ужесточить оковы и еще крепче привязать Прометея к скалам. Бог-кузнец не любит эту обязанность, но уступает требованиям Могущества. Когда они уходят, Майт еще немного издевается над Прометеем, говоря ему, что его назвали неправильно. «Прометей» означает Предусмотрительный или Предусмотрительный, но его предусмотрительности явно не хватило, чтобы предотвратить эту ситуацию. Все выходят, кроме Прометея.
Прометей призывает природу стать свидетелем его пыток. Он кричит о суровости наказания. И все же он знает все, что произойдет. Он всегда знал свою судьбу. Он «разыскал тайный источник огня / который наполнял ствол притвора» (11. 109-110) и дал этот великий дар человеку. Его любовь к человеку погубила его. Он слышит приближение кого-то или чего-то и боится: теперь, в его нынешнем беспомощном состоянии, «все, что приближается ко мне, есть повод для страха» (л. 127).
Анализ:
Некоторые мифологические предпосылки мифа о Прометее можно найти в разделе «Краткое изложение» данного учебного пособия.
Любой, кто не знаком с множеством мифов, окружающих Прометея, не может надеяться понять пьесу.
Наш первый взгляд на Прометея подчеркивает его беспомощность. Его удерживают два чудовищных божества с аллегорическими именами, Сила и Насилие. Прометей не только физически скован, но и молчит. Он предпочитает не говорить, так как все, что он скажет, даст Силе и Насилию повод насмехаться над ним или причинить ему боль. Таким образом, в дебюте доминируют, как физически, так и словесно, Сила и Гефест. (Насилие воспроизводится без звука.)
Одна из главных тем «Прикованного Прометея» — разочарование и беспомощность разума и правоты перед лицом абсолютной силы. Эсхил доводит тему до конца, заковав Прометея в цепи не более нюансированными и многогранными олимпийскими богами, а двумя демоническими силами с аллегорическими именами. Насилие, соответственно, приглушается. Он здесь, чтобы хулиганить Прометея, но он не говорит; такое существо не нуждается в словах, и во многих постановках Насилие играется как некий зверь.
С другой стороны, сила говорит. Но он использует язык только для того, чтобы отдавать приказы от имени Зевса или насмехаться над теми, кто находится под его юрисдикцией. Он безжалостное, безжалостное божество, не имеющее собственной воли. Он — кулак Зевса: холодный, жестокий, олицетворяющий институт тирании.
Как и в «Орестее», Эсхил дает нам великолепную сеть символов и метафор, работающих одновременно на нескольких уровнях. Прометей — олицетворение разума и мудрости; он также человек совести в тоталитарном государстве. Рассматривая Прометея как разум, мы видим в пьесе рассказ об ограниченности разума, его беспомощности перед грубой, бездумной силой. Прометей скован Мощью и Насилием; из-за первобытной природы истории тема разума и силы сводится к ее основам.
Но на другом уровне история звучит как политический комментарий. Прометей — человек совести в состоянии диктатора. Тирания была ключевой темой для греков. Для афинян, считавших себя свободнее своих соседей, страх потерять эту свободу был навязчивой идеей.
Истории о тиранах и несправедливостях, которые они совершали по отношению к своим подданным, игнорируя законы и обычаи, были свежи в памяти афинян. В Афинах был свой тиран Писистрат, и афинская демократия часто была нестабильной во время войны, поскольку афинянам приходилось прибегать к более централизованному руководству. Свободы стали хрупкими, и скатиться к диктатуре было настоящим страхом.
Эсхил подчеркивает эти параллели между историей Прометея и политической ситуацией, узнаваемой в реальном мире государств и людей. Зевс, как и тираны реального мира, переступает черту обычая и неписаного закона. Прометей — родственник, как напоминает нам Гефест, и бог вдобавок, и все же он будет наказан самым жестоким образом, какой только можно вообразить. В реальной жизни многие из худших проступков тиранов совершались не перед лицом какого-либо писаного закона или конкретно определенного института, а скорее в несогласии с обычаями, вкусом или милосердием. Гефест предлагает очень человеческое объяснение суровости Зевса: «Суров всякий правитель, чье правление ново» (л.
34). Это явление встречается и в других греческих трагедиях: вспомните Креонта в «Антигоне» Софокла и его невероятно суровые методы восстановления порядка в Фивах.
Эта история о Прометее, мятежнике с совестью, чье преступление, его любовь к людям, навлекает на него как ярость богов, так и непосредственное сочувствие человеческой аудитории. Прометей становится представителем тех людей, поборников справедливости и принципов, которые бросают вызов тирании и платят высшую цену.
Но пьеса не только политическая. Прикованный Прометей использует параллели с политическими ситуациями, чтобы придать пьесе больший резонанс, но это не просто политическая критика. Умелое использование Эсхилом узнаваемой политической ситуации только обогащает то, что также является борьбой между двумя принципами.
На эмоциональном уровне симпатия к Прометею сильна, потому что все мы можем распознать его положение. Он беспомощен перед врагом, который явно не прав. Он этичное, блестящее и прекрасное существо во вселенной, где сами его достоинства заставляют его называть преступником.
Могущество безжалостно говорит о необходимости подчиняться Зевсу: «Нет ничего без неудобств, кроме господства богов. Ибо только Зевс свободен» (11. 49–50). Хотя почти во всех греческих трагедиях фигурируют скованные судьбой персонажи, На самом деле ощущение неизбежности является одним из самых сильных и болезненных аспектов греческой трагедии. Прикованный Прометей показывает нам главного героя в муках самого страдания. Скованность Прометея судьбой буквальна: он прикован к скалам. Вся пьеса — это его Сцена Страдания, элемент трагедии, обычно короткий и находящийся в конце пьесы, указанный Аристотелем в его «Поэтике». И поэтому мы наблюдаем, как он борется против судьбы, сдерживаемый существами менее сострадательными и мудрыми, чем он. Эмоционально это зрелище чрезвычайно сильное. Еврипид в «Медее» дает нам героиню, превосходящую своих врагов, которая, тем не менее, находится под принуждением их лицемерных законов и прихотей. Отчасти привлекательность Медеи заключается в том, что главный герой совершает кровавую, ужасную месть, которая причиняет ей столько же вреда, сколько и ее врагам.
Но в «Прикованном Прометее» нам отказано в этих острых ощущениях. Пьеса Эсхила более мрачная, менее безумная по тону. Его наказание — не плавление плоти и пиротехника Еврипида, а долгая, медленная, мучительная пытка, которая не может закончиться, потому что он бессмертен. Ужас для Прометея уменьшился, но сцена страданий стала серьезнее, возвышеннее по тону. Об Эсхиле говорят, что его пьесы часто граничат с религиозным ритуалом, и мы видим здесь элементы этого стиля. Вместо того, чтобы смотреть, как могущественная женщина исполняет кровавую аморальную фантазию, которая была у всех нас, мы наблюдаем беспомощные страдания благородного бога, который был защитником человечества. «Прикованный Прометей» в чем-то похож на просмотр страданий Христа на Пасху. Эсхил стремится к могучему достоинству космического масштаба, связанному непосредственно с человеком, но также выше и выше его.
Как цитировать https://www.gradesaver.com/prometheus-bound/study-guide/summary-lines-1-127 в формате MLA
Бори, Эдди.
