«Горе от ума». Краткое содержание | Общество
Краткое содержание:
- Кратко об истории создания комедии «Горе от ума»
- Комедия «Горе от ума» . Краткое содержание
- Краткий пересказ сюжета пьесы Грибоедова «Горе от ума»
- Краткое содержание по действиям
- Действие I.
- Действие II.
- Действие III.
- Действие IV.
- Кратко о героях комедии «Горе от ума»
- Герои произведения «Горе от ума»
- Краткий анализ и выводы
- Обсуждение
Кратко об истории создания комедии «Горе от ума»
В далёком 1816 году Александр Сергеевич Грибоедов вернулся на родину из длительного заграничного путешествия и был приглашён на светский вечер. Поражённый тем, как русская знать преклоняется перед всем заграничным, он возбуждённо произнёс обличительную речь на публику. Многие из знатных господ всерьёз задумались о психическом здоровье Грибоедова. Так родилась идея создания сатирической комедии «Горе от ума», которая обещала стать сладкой местью недалёкому аристократическому обществу.
Грибоедов работал над пьесой около четырёх лет. Точку в своей работе он поставил в 1824 году, но в публикации автору было отказано цензурой. Рукописные копии расходились по рукам, пока Грибоедов осуществлял новые правки, надеясь, что его работа всё же попадёт в печать. Но впервые полная версия «Горе от ума» была напечатано лишь в 1831 году, на немецком языке, уже после смерти автора. В России, претерпев сильнейшие цензурные правки, пьеса увидела свет в 1833 году, а авторский вариант получил свой «звёздный час» лишь в 1862 году.
Комедия «Горе от ума» . Краткое содержание
Пьеса «Горе от ума» принесла автору всемирное признание. Украшенное изящной сатирой литературное произведение рассказывает читателю о привычках и нравах московского дворянства в XIX веке.
Детально ознакомиться с комедией Грибоедова помогут представленные ниже краткий пересказ пьесы, история создания «Горе от ума», характеристика героев и краткие выводы по произведению.
Краткий пересказ сюжета пьесы Грибоедова «Горе от ума»
Действие пьесы отражают события одного дня. Чацкий, молодой дворянин, после трёхлетнего отсутствия возвращается в дом Фамусовых, где воспитывался. Здесь у него оставалась девушка Софья Фамусова, в которую он влюблён. За время его отсутствия Софья начала тайно от отца встречаться с бедным писарем Молчалиным. Старший же Фамусов хочет выдать дочь за полковника Скалозуба, уже не молодого, но богатого жениха.
Новый возлюбленный Софьи на самом деле очарован служанкой Лизой, а с дочкой Фамусова крутит лишь в надежде на дальнейшее расположение её отца и взлёт по карьерной лестнице. Чацкий всё это видит и постоянно глумится над выбором бывшей возлюбленной. Не доволен герой и привычками здешнего общества — стремлением слепо подражать Западу и отсутствием желания заниматься самопросвещением. О своих наблюдениях он открыто высказывается на званном вечере Фамусовых.
Софья, возмущенная тем, что друг детства высмеивает её Молчалина и их отношения, пускает слух о его сумасшествии. Общество поддерживает эту догадку, так как не приемлет идей и высказываний Чацкого. К концу дня Фамусов узнаёт о тайных свиданиях дочери и понимает, что планы на выгодный брак разрушены. Софья осознав, что Молчалин её обманывал, прогоняет его. Чацкий произносит обличительную речь и покидает дом Фамусовых.
Краткое содержание по действиям
Москва. Начало XIX века. Дом богатого чиновника Фамусова.
Действие I.
Возвращение Чацкого или «третий лишний»
За спиной хозяина дома, богатого чиновника Фамусова его дочь София и секретарь Молчалин тайно встречаются по ночам. Служанка Лиза сторожит за дверью, пока парочка общается. Фамусов начинает подозревать неладное, но подозрения откладываются с приездом Александра Андреевича Чацкого, воспитанника дома Фамусовых, который отсутствовал долгих три года. Александр Андреевич до своего отъезда был влюблён в Софью и она отвечала ему взаимностью. Не забыв свои чувства, Чацкий вновь надеется заполучить расположение девушки, которая совсем ему не рада. Софья влюблена в Молчалина, хоть и надеется, что их встречи остаются в тайне. Девушка не знает, как назвать имя своего возлюбленного Чацкому. Отец Софьи не рад этим двум ухажёрам дочери, по его мнению, лучшей партией для неё станет полковник Скалозуб.
Действие II.
Чацкий узнаёт, кто стал его соперником
В доме Фамусовых появляется Чацкий и заводит «странные» беседы с Фамусовым. По мнению Чацкого смешно и не правильно гоняться за чинами и богатством. Фамусов не доволен такими изречениями воспитанника и, когда к нему с визитом приходит Скалозуб, он уводит его в свой кабинет, подальше от «смутьяна». Софья наблюдает за Молчалиным в окно и видит, как тот падает с лошади. Переволновавшись, девушка теряет сознание. Чацкий всё видит и догадывается, кто является тайным возлюбленным Софьи. Выясняется, что Молчалин не пострадал, когда он остаётся наедине со служанкой Лизой, то признаётся девушке в любви. Лиза возмущена по этому поводу и осуждает секретаря за обман и лживые ухаживания за Софьей. Самой крепостной нравится слуга Петруша, Молчалин ей безразличен.
Действие III.
Званый вечер в доме Фамусовых
Между Чацким и Софьей происходит объяснение. Понимая, что он отвергнут, Чацкий начинает упрекать Софью и не очень лестно отзывается о её новом возлюбленном. Софью задевают слова Чацкого, и она покидает его, торопясь на очередное тайное свидание.
К Фамусовым съезжаются гости. Во время беседы с одним из приглашённых Софья говорит, что Чацкий не в своём уме. Слух о его сумасшествии быстро распространяется среди остальных гостей. Когда приходит Чацкий, он замечает, что на него все смотрят как на сумасшедшего.
Действие IV.
Разоблачение
После ухода гостей, к Фамусовым вбегает Репетилов. Старый товарищ приглашает Чацкого в Английский клуб, но тот решает остаться. Чацкий, спрятавшись за колонну, подслушивает, как Молчалин ухлёстывает за Лизой. Хитрец вновь признаётся служанке в любви, и этот разговор слышит Софья. В ярости девушка прогоняет обманщика из дома. Входит Чацкий и высказывает Софье свои возмущения по поводу роспуска слухов о его сумасшествии. Появляется Фамусов, ругает и стыдит дочь за непристойное поведение и обещает ей в воспитательных мерах «ссылку» в деревню. Он запрещает Чацкому ухаживать за своей дочерью, однако это лишнее — Александр Андреевич разочарован в Софье и в московском обществе. Он желает покинуть Москву навсегда и вызывает карету.
Кратко о героях комедии «Горе от ума»
Для качественного восприятия краткого содержания комедии Грибоедова «Горе от ума», необходимо знакомство с характеристиками её главных и второстепенных персонажей.
Герои произведения «Горе от ума»
Фамусов Павел Афанасьевич — состоятельный помещик и чиновник, который служит управляющим в госструктуре. Павел Афанасьевич вдовец, воспитывающий дочь. Он слишком озадачен тем, что думают о нём окружающие. Основные его ценности: блат, богатство, высокие чины. Павел Афанасьевич настороженно относится к образованным «выскочкам» и просвещению масс. Для своей единственной дочки Софьи Фамусов выбрал достойного жениха — уже не юного, но уважаемого и материально обеспеченного офицера Скалозуба.
Фамусова Софья Павловна — семнадцатилетняя дворянка, единственная дочь Фамусова. Девушка росла без матери, но её воспитание от этого не пострадала. Она получилась сметливой, привлекательной и прогрессивной барышней. Как и другие девушки на выданье, Софья играет на музыкальных инструментах, поёт, танцует, свободно владеет французским языком. Влюбившись в небогатого Молчалина, девушка встречается с ним тайно, так как её отец, считает очень важным положение в обществе и вряд ли одобрит такой союз. Софья распускает слухи о сумасшествии Чацкого, желая, таким образом, ему отомстить за подтрунивания над Молчалиным.
Молчалин Алексей Степанович — молодой неименитый мужчина, служащий секретарём при доме Фамусовых. Молчалин с детства приучен угождать окружающим ради получения выгоды. Из себя ничего особенного не представляет, мнение своё держит при себе и поддакивает тем, кто выше рангом, умом особым не обременён. В угоду своему господину ухаживает за его дочкой, которая ему совершенно безразлична, при этом тайно симпатизирует служанке Лизе.
Чацкий Александр Андреевич — молодой дворянин, воспитанник дома Фамусовых. Рано осиротел, рос рядом с Софьей и долгое время был влюблён в неё. Чацкий вырос человеком «нового поколения»: он горд, умён и отрицает ценности московского дворянства. Вернувшись из длительного путешествия заграницу, молодой человек узнаёт об отношениях Софьи и Молчалина. Его самолюбие оскорблено, он изводит соперника нападками и встречает неожиданно резкий отпор от бывшей возлюбленной.
Скалозуб Сергей Сергеевич — богатый холостяк, полковник, карьерист. Человек ограниченных взглядов, интересуется исключительно наградами и повышением по военной службе. Очень нравится Фамусову, который приглядел его в качестве супруга для дочери.
Репетилов — товарищ Чацкого, дворянин. Забавный и неловкий человек, у которого не вышло с карьерой и семейной жизнью. Любитель кутежа и званых вечеров.
Лиза — крепостная служанка в доме Фамусовых. Ветреная, но не глупая особа. Девушка нравится Фамусову и Молчалину, а сама неровно дышит в сторону буфетчика Петруши.
Загорецкий Антон Антонович — дворянин, знакомый Фамусова.
Хлестова Анфиса Ниловна — сестра покойной супруги Фамусова.
Горич Платон Михайлович — отставной офицер, дворянин.
Горич Наталья Дмитриевна — молодая дворянка, супруга Платона Михайловича.
Тугоуховский Пётр Ильич — князь, глухой старик.
Тугоуховская Марья Алексеевна — супруга Петра Ильича, мать шести дочерей на выданье.
Графини Хрюмины — древняя бабушка и внучка, ищущая себе супруга.
Петрушка — крепостной слуга Фамусовых.
Краткий анализ и выводы
Комедийная пьеса «Горе от ума» занимает важную нишу в истории русской классической литературы. В ней раскрыты основные вопросы, волновавшие общественность в послевоенное время в XIX-м столетии и детально разобран намечавшийся в то время дворянский раскол.
Краткий пересказ столь серьёзного литературного труда позволит представить его основную тему, проблематику и сюжетную линию. Но, к сожалению, не передаст языкового благородства произведения и не покажет заложенного в нём тонкого сарказма. Многие фразы из пьесы «Горе от ума» превратились в крылатые выражения, и используются по сей день.
Так же читайте — А. С. Грибоедов «Горе от ума». Характеристика героев
Источник.
Роль третьего действия в комедии “Горе от ума” (Горе от ума Грибоедов)
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была первым реалистическим произведением в русской литературе. Ей была суждена долгая жизнь, так как автор поднял в ней проблемы, волновавшие людей независимо от эпохи, в которую они жили. Так, проблема ума и безумия, общественные проблемы, борьба «века нынешнего» с «веком минувшим» существуют и в наши дни.
Грибоедов стремился показать русское общество 10-20-х годов XIX века в период подъема общественного движения. Он описал людей, которые хотели оградить себя от реальной жизни и существовать по образцу и подобию своих отцов. А тех, кто не желал следовать за ними, они нарекали безумными.
Роль третьего действия в пьесе очень важна не только с композиционной точки зрения, но и как кульминация общественного конфликта -столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим». Здесь же мы можем в лицах увидеть фамусовское общество.
Пришедшими на танцевальный вечер в дом Фамусова были: Скалозуб, постоянно отпускающий плоские шутки, который, будучи представителем военного сословия, поставил перед собой главную цель — не защищать Родину, а добыть чин генерала («Мне только бы досталось в генералы») Молчалин, который, являясь «безродным», но «деловым», во всем потакает Фамусову и его окружению, за что те прощают ему его незнатность; князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, считающий глухоту единственным недостатком; Репетилов, который является как бы отражением в кривом зеркале передовой молодежи 10-20-х годов XIX столетия, а также Горичи, Хрюмины, Хлестова, господа N и В.
Гости развлекаются, танцуют, но под этой маской веселья скрывается корысть. На самом деле, приходя на вечер, они надеются найти или составить выгодную партию, завязать знакомство, найти покровительство. Они во всем ищут личную выгоду, лицемерят, а искренность считается дурным тоном или даже безумием.
Общество не желает слышать правду, потому что в ней оно видит угрозу своему спокойствию.
Представители этого общества желают жить так, как жил Максим Петрович, «вельможа в случае». Для них он является примером глубокого ума. Ведь он смог, казалось бы, совсем проигрышную ситуацию превратить в выигрышную, «упал да так, что чуть затылка не пришиб», добившись в результате расположения императрицы. По мнению людей фаму-совского общества, жить надо так, а не иначе.
Чацкий пытается достучаться до них, но они ограждают себя от него, объявив безумным. Для них так легче, к тому же появился повод для сплетни, которая, начавшись с невинного высказывания Софьи «Вот, нехотя с ума свела», дошла до того, что окружающие решили, что главного героя надо опасаться как социального безумца.
А ни о чем не подозревавший Чацкий продолжает рассуждать о насущных жизненных проблемах. Центральным в третьем действии является монолог главного героя о «французике из Бордо». В нем он обличает русское общество, которое во всем старается подражать иностранному. Оно преклоняется перед приезжими из Европы, которые у себя на родине считаются обычными людьми и ничего особенного из себя не представляют, в России же они чуть ли не боги. Чацкий поражается, насколько дворянское общество отдалилось от народа. Он призывает не копировать иностранцев, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев». Из европейской культуры можно позаимствовать самое важное и нужное, но не все подряд. По мнению Чацкого, было бы лучше «хоть у китайцев бы… несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев*. Но фамусовское общество высмеивает его взгляды, для этих людей ближе обращение «мадам и мадемуазель», чем «сударыня».
Во всей пьесе и непосредственно в третьем действии присутствует мотив глухоты. Люди не хотят слушать Чацкого, им гораздо более по душе вести беседу с «французиком из Бордо». Само сознание того, что он иностранец, вселяет уверенность в его незаурядный ум, уверенность в то, что его стоит послушать, хотя на самом деле у него «пять, шесть найдется мыслей здравых и он осмелится их гласно объявлять».
Читая комедию Грибоедова «Горе от ума», мы можем увидеть всю бедность внутреннего мира героев, а значит, и всего московского дворянского общества 10-20-х годов XIX столетия, всю их ограниченность, несмотря на некоторую образованность.
Большинство представителей этого общества смотрят на жизнь, постоянно оборачиваясь назад. Они не хотят заглянуть в будущее, им гораздо более по душе жить прошлым.
Необычный этот конфликт «Горя от ума» заложен в сюжете комедии. Первое действие представляет собой экспозицию конфликтного развития. Первые 5 явлений этого действия рисуют довольно подробную картину жизни Фамусова и Софьи до приезда Чацкого, тем самым подготавливая фон, на котором затем с нарастающей силой разовьется будущий конфликт. Мы узнаем о любви Софьи к Молчалину, которая скрывается от Фамусова, и о притворном отношении Молчалива к Софье (рассказ Лизы о тетушке и молодом французе). 7-9-е явления — завязка любовной интриги, связанная с приездом влюбленного в Софью Чацкого. Личный конфликт служит одновременно проявлением и общественного конфликта, который угадывается в сатирических репликах Чацкого о московских нравах (уже в 7-м явлении Софья замечает: «Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!»). Завязка общественного конфликта и усложнение личной линии относится ко 2-му яв- лению второго действия, в котором Чацкий сватается, получает отказ из-за своего несовместимого с устоями фамусовского общества образа жизни, происходит прямое столкновение с Фамусовым по вопросу о нравах (монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!..»’ и ответ Чацкого монологом «И точно, начал свет глупеть…»). Так осуществляется естественный переход с конфликта личного на конфликт общественный. Противостояние Чацкого и Фамусова достигает накала в монологе Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера.
..» и в ответе Чацкого: «А судьи кто?..» Этот монолог Чацкого подтверждает невозможность примирения между героем и обществом. В третьем действии отчуждение Чацкого усиливается, его отношения с Софьей не улучшаются. Личный конфликт усложняется сплетней Софьи о сумасшествии Чацкого, и только в 13- 14-м явлениях четвертого действия наступает развязка личной интриги. Общественная же линия борьбы Чацкого с московским обществом так и не завершается ничем в пьесе. Финал «Горя от ума» остается открытым. «Комедия дает Чацкому «мильон терзаний» и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они пребывали до этого, ничего не говоря о последствиях борьбы».А. С. Грибоедов создает произведение, в котором заявляется «энергический протест против гнусной расейской действительности». Конфликт комедии А. С. Грибоедова не просто необычен, он своеобразен, поскольку отражает внутренние противоречия, существовавшие в русском обществе в первой четверти XIX века. Наряду с ним в комедии присутствует любовная линия, играющая важную роль: любовная драма Чацкого становится выражением идейного одиночества героя. Таким образом, своеобразие конфликта этого, по словам А. А, Блока, «неразгаданного до конца» в произведении А. С. Грибоедова состоит в тесном взаимодействии общественной и личной линий, каждая из которых выглядит в пьесе нетрадиционно. А. С. Грибоедов переосмысляет прежние образцы и создает новаторскую комедию, интерес к которой не пропадает с середины XIX века, когда Чацкий стал восприниматься как единственный положительный герой в русской драматургии.
Помощь горюющему — HelpGuide.org
горе и потеря
Кто-то из ваших знакомых переживает потерю? Узнайте, что сказать и как утешить кого-то через тяжелую утрату, горе и утрату.
Как поддержать того, кто скорбит
Когда кто-то, о ком вы заботитесь, скорбит о потере, может быть трудно понять, что сказать или сделать. Скорбящая борется со многими сильными и болезненными эмоциями, включая депрессию, гнев, чувство вины и глубокую печаль. Часто они также чувствуют себя изолированными и одинокими в своем горе, поскольку сильная боль и тяжелые эмоции могут заставить людей чувствовать себя некомфортно, предлагая поддержку.
Возможно, вы боитесь вмешаться, сказать что-то не то или заставить любимого человека чувствовать себя еще хуже в такое трудное время. Или, может быть, вы думаете, что мало что можете сделать, чтобы улучшить ситуацию. Это понятно. Но не позволяйте дискомфорту помешать вам обратиться к тому, кто скорбит. Сейчас, как никогда, ваш любимый человек нуждается в вашей поддержке. Вам не нужно иметь ответы или давать советы или говорить и делать все правильно. Самое важное, что вы можете сделать для скорбящего человека, — это просто быть рядом. Именно ваша поддержка и заботливое присутствие помогут близкому человеку справиться с болью и постепенно начать выздоравливать.
Ключи к помощи близкому человеку, который скорбит
- Не позволяйте страху перед тем, что вы скажете или сделаете что-то не так, помешать вам протянуть руку помощи.
- Сообщите своему скорбящему близкому человеку, что вы готовы его выслушать.
- Поймите, что все скорбят по-разному и в разное время.
- Предложите практическую помощь.
- Окажите поддержку после похорон.
Помощь скорбящему Совет 1: Понимание процесса скорби
Чем лучше вы понимаете горе и то, как его исцелить, тем лучше вы будете подготовлены, чтобы помочь скорбящему другу или члену семьи:
Нет правильного или неправильного способа горевать. Горе не всегда развивается упорядоченно и предсказуемо. Это могут быть эмоциональные американские горки с непредсказуемыми взлетами, падениями и неудачами. Каждый горюет по-своему, поэтому не говорите любимому человеку, что он «должен» чувствовать или делать.
Горе может включать крайние эмоции и поведение. Обычны чувства вины, гнева, отчаяния и страха. Скорбящий человек может кричать в небеса, зацикливаться на смерти, набрасываться на близких или плакать часами напролет. Ваш любимый человек нуждается в подтверждении того, что его чувства нормальны. Не осуждайте их и не принимайте на свой счет их реакцию горя.
Нет установленного графика для скорби. Для многих людей восстановление после тяжелой утраты занимает от 18 до 24 месяцев, но для других процесс скорби может быть дольше или короче. Не заставляйте любимого человека двигаться дальше и не заставляйте его чувствовать, что он слишком долго скорбит. На самом деле это может замедлить процесс заживления.
Совет 2: Знайте, что сказать тому, кто скорбит
Хотя многие из нас беспокоятся о том, что сказать скорбящему человеку, на самом деле важнее слушать . Часто благонамеренные люди избегают говорить о смерти или меняют тему, когда упоминается умерший человек. Или, зная, что они ничего не могут сказать, чтобы исправить ситуацию, они стараются вообще избегать скорбящего человека.
Но скорбящие должны чувствовать, что их утрата признана, об этом не так уж и страшно говорить, а любимый человек не будет забыт. В один день они могут захотеть поплакать у вас на плече, в другой день они могут захотеть излить душу, или посидеть в тишине, или поделиться воспоминаниями. Присутствуя и сочувственно слушая, вы можете принимать сигналы от скорбящего человека. Просто быть рядом и слушать их может быть огромным источником утешения и исцеления.
Более 25 000 лицензированных консультантов BetterHelp найдут терапевта, который соответствует вашим потребностям. Это просто, доступно и удобно.
ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%
Online-Therapy.com — это полный набор инструментов поддержки, когда вам это нужно, по вашему графику. Регистрация занимает всего несколько минут.
ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%
Teen Counseling — это онлайн-терапевтическая служба для подростков и молодых людей. Свяжитесь со своим консультантом по видеосвязи, телефону или в чате.
ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%
Как говорить и слушать того, кто скорбит
Хотя вы никогда не должны пытаться заставить кого-то открыться, важно, чтобы ваш скорбящий друг или любимый человек знал, что вы рядом, чтобы выслушать, если они захотят поговорить о их потеря. Говорите откровенно о человеке, который умер, и не уходите от темы, если упоминается имя умершего. И когда это кажется уместным, задавайте деликатные вопросы — не будучи любопытными — которые приглашают скорбящего человека открыто выразить свои чувства. Просто спросив: «Хочешь поговорить?» вы даете любимому человеку понять, что готовы его выслушать.
Вы также можете:
Подтвердить ситуацию. Например, можно сказать что-то простое, например: «Я слышал, что твой отец умер». Используя слово «умер», вы покажете, что вы более открыты для разговора о том, что на самом деле чувствует скорбящий человек.
Выразите свою озабоченность. Например: «Мне жаль слышать, что это случилось с вами».
Пусть скорбящие расскажут о том, как умер их любимый человек. Людям, которые скорбят, может понадобиться рассказывать эту историю снова и снова, иногда в мельчайших подробностях. Потерпи. Повторение истории — это способ обработки и принятия смерти. С каждым пересказом боль уменьшается. Слушая терпеливо и с сочувствием, вы помогаете своему близкому исцелиться.
[Читать: Тяжелая утрата: оплакивать потерю любимого человека]
Спросите, что чувствует ваш любимый человек. Эмоции горя могут быстро меняться, поэтому не думайте, что вы знаете, что чувствует человек, потерявший близких, в любой момент времени. Если вы пережили подобную потерю, поделитесь собственным опытом, если считаете, что это поможет. Однако помните, что горе — это глубоко индивидуальный опыт. Нет двух людей, переживающих это совершенно одинаково, поэтому не заявляйте, что «знаете», что чувствует человек, и не сравнивайте свое горе с его горем. Опять же, вместо этого сделайте акцент на том, чтобы слушать, и попросите любимого человека рассказать вам, как они чувства.
Примите чувства любимого человека. Дайте скорбящему понять, что плакать перед вами, злиться или срываться — это нормально. Не пытайтесь рассуждать с ними о том, что они должны или не должны чувствовать. Горе — это очень эмоциональное переживание, поэтому скорбящие должны свободно выражать свои чувства, какими бы иррациональными они ни были, не опасаясь осуждения, споров или критики.
Будьте искренни в общении. Не пытайтесь свести к минимуму их потери, предлагать упрощенные решения или давать непрошеные советы. Гораздо лучше просто выслушать любимого человека или просто признать: «Я не знаю, что сказать, но хочу, чтобы вы знали, что мне не все равно».
Будьте готовы посидеть в тишине. Не нажимайте, если скорбящий не хочет говорить. Часто утешение для них исходит от того, что они просто находятся в вашей компании. Если вы не можете придумать, что сказать, просто предложите зрительный контакт, пожмите руку или ободряюще обнимите.
Предложите свою поддержку. Спросите, что вы можете сделать для скорбящего человека. Предложите помощь в решении конкретной задачи, например, в организации похорон, или просто побудьте рядом, чтобы поплакаться на плече.
Что не следует говорить горюющему
«Это часть Божьего плана». Эта банальность может разозлить людей. Часто они отвечают: «Какой план? Никто не говорил мне ни о каком плане».
«Посмотрите, за что вы должны быть благодарны». Они знают, что им есть за что быть благодарными, но сейчас это не важно.
«Сейчас ему лучше». Скорбящие могут верить этому или не верить. Держите свои убеждения при себе, если вас об этом не просят.
«Теперь это позади; пора заняться своей жизнью». Иногда скорбящие сопротивляются тому, чтобы продолжать, потому что считают, что это означает «забыть» любимого человека. Кроме того, двигаться дальше гораздо легче сказать, чем сделать. Горе имеет собственный разум и работает в своем собственном темпе.
Утверждения, которые начинаются со слов «Вы должны» или «Вы будете». Эти утверждения слишком директивны. Вместо этого вы можете начать свои комментарии со слов: «Вы думали о…» или «Вы могли бы попробовать…» 9.0003
Источник: American Hospice Foundation
Совет 3: Предложите практическую помощь
Многим горюющим людям трудно просить о помощи. Они могут чувствовать себя виноватыми из-за того, что им уделяется так много внимания, бояться быть обузой для других или просто быть слишком подавленными, чтобы протянуть руку помощи. У скорбящего человека может не быть энергии или мотивации звонить вам, когда ему что-то нужно, поэтому вместо того, чтобы говорить: «Дайте мне знать, если я могу что-то сделать», облегчите ему задачу, дав конкретные предложения. Вы можете сказать: «Я иду на рынок сегодня днем. Что я могу принести тебе оттуда? или «Я приготовила на ужин тушеную говядину. Когда я могу прийти и принести тебе немного?»
Если можете, постарайтесь быть последовательным в своих предложениях помощи. Скорбящий человек будет знать, что вы будете рядом столько, сколько потребуется, и может рассчитывать на ваше внимание, не прилагая дополнительных усилий, чтобы просить снова и снова.
Есть много практических способов помочь скорбящему человеку. Вы можете предложить:
- Покупать продукты или выполнять поручения.
- Оставьте запеканку или другую еду.
- Помощь в организации похорон.
- Оставайтесь дома у своих близких, чтобы отвечать на телефонные звонки и принимать гостей.
- Помощь со страховыми формами или счетами.
- Выполнение работы по дому, например, уборка или стирка.
- Присматривайте за своими детьми или забирайте их из школы.
- Отвезите любимого человека туда, куда ему нужно.
- Позаботьтесь о питомцах ваших близких.
- Сходите с ними на собрание группы поддержки.
- Сопровождайте их на прогулке.
- Пригласите их на обед или в кино.
- Займитесь чем-нибудь приятным (спортом, игрой, головоломкой, арт-проектом).
Совет 4. Оказывайте постоянную поддержку
Ваш близкий человек будет продолжать горевать еще долго после того, как похороны закончились, а открытки и цветы прекратились. Продолжительность процесса скорби варьируется от человека к человеку, но часто длится намного дольше, чем ожидает большинство людей. Ваш потерявший друга или член семьи может нуждаться в вашей поддержке в течение нескольких месяцев или даже лет.
Продолжайте оказывать поддержку в долгосрочной перспективе. Поддерживайте связь со скорбящим человеком, периодически проверяя его, заходя к нему или отправляя письма или открытки. После того, как похороны закончились, другие скорбящие ушли, а первоначальный шок от потери прошел, ваша поддержка стала более ценной, чем когда-либо.
Не делайте предположений, основываясь на внешнем виде. Скорбящий человек может выглядеть хорошо снаружи, но внутри он страдает. Не говорите таких вещей, как «Ты такой сильный» или «Ты так хорошо выглядишь». Это заставляет человека поддерживать видимость и скрывать свои истинные чувства.
Боль утраты может никогда полностью не излечиться. Будьте внимательны к тому факту, что жизнь никогда не будет прежней. Вы не «переживаете» смерть любимого человека. Скорбящий человек может научиться принимать потерю. Интенсивность боли со временем может уменьшиться, но грусть никогда не исчезнет полностью.
Предлагайте дополнительную поддержку в особые дни. Определенные времена и дни в году будут особенно тяжелыми для вашего скорбящего друга или члена семьи. Праздники, семейные вехи, дни рождения и юбилеи часто пробуждают горе. Будьте чувствительны в этих случаях. Дайте скорбящему понять, что вы готовы помочь ему во всем, что ему нужно.
Скорбящий человек часто чувствует себя подавленным, растерянным, оторванным от других или будто сходит с ума. Но если симптомы человека, пережившего тяжелую утрату, не начинают постепенно исчезать или со временем ухудшаются, это может быть признаком того, что обычное горе переросло в более серьезную проблему, такую как клиническая депрессия.
Поощряйте скорбящего человека обращаться за профессиональной помощью, если вы наблюдаете какие-либо из следующих предупредительных знаков после начального периода скорби, особенно если с момента смерти прошло более двух месяцев.
- Трудности в повседневной жизни.
- Крайняя сосредоточенность на смерти.
- Чрезмерная горечь, гнев или чувство вины.
- Пренебрежение личной гигиеной.
- Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
- Неспособность радоваться жизни.
- Галлюцинации.
- Уход от других.
- Постоянное чувство безысходности.
- Разговор о смерти или самоубийстве.
Сообщить о своих проблемах человеку, потерявшему близких, может быть непросто, поскольку вы не хотите, чтобы вас воспринимали как навязчивого человека. Вместо того, чтобы говорить человеку, что делать, попробуйте выразить свои чувства: « Меня беспокоит то, что вы не спите, возможно, вам следует обратиться за помощью. “
Очень серьезно отнеситесь к разговорам о самоубийстве
Если скорбящий друг или член семьи говорит о самоубийстве, немедленно обратитесь за помощью. Пожалуйста, прочитайте Предотвращение самоубийств или позвоните по телефону доверия по вопросам самоубийств:
- . В США звоните по телефону 1-800-273-8255.
- В Великобритании звоните по номеру 116 123.
- Или посетите IASP, чтобы получить телефонную линию поддержки в вашей стране.
Как утешить скорбящего ребенка
Даже очень маленькие дети чувствуют боль утраты, но они учатся выражать свое горе, наблюдая за окружающими взрослыми. После потери — особенно брата, сестры или родителя — дети нуждаются в поддержке, стабильности и честности. Они также могут нуждаться в дополнительной уверенности в том, что о них позаботятся и о них позаботятся. Став взрослым, вы можете поддерживать детей в процессе скорби, показывая, что грустить — это нормально, и помогая им осознать потерю.
Отвечайте на любые вопросы ребенка как можно правдивее. Используйте очень простые, честные и конкретные термины, объясняя ребенку смерть. Дети, особенно маленькие, могут винить себя в том, что произошло, и правда помогает им понять, что они не виноваты.
Открытое общение поможет ребенку выразить неприятные чувства. Поскольку дети часто выражают себя через истории, игры и рисунки, поощряйте это самовыражение и ищите в этих действиях подсказки о том, как они справляются.
Помощь скорбящему ребенку
Сделайте:
- Разрешите вашему ребенку, каким бы маленьким он ни был, присутствовать на похоронах, если он захочет.
- Расскажите о своих духовных ценностях о жизни и смерти или помолитесь вместе с ребенком.
- Регулярно встречайтесь всей семьей, чтобы узнать, как все справляются.
- Помогите ребенку найти способы символизировать и увековечить память об умершем человеке.
- Старайтесь, чтобы распорядок дня вашего ребенка был как можно более обычным.
- Обратите внимание на то, как играет ваш ребенок; это может быть то, как они сообщают о горе.
Не надо:
- Заставьте ребенка публично скорбеть, если он этого не хочет.
- Выдавать ложные или вводящие в заблуждение сообщения, например «Бабушка сейчас спит».
- Скажите ребенку, чтобы он перестал плакать, потому что другие могут расстроиться.
- Попробуйте оградить ребенка от потери. Дети воспринимают гораздо больше, чем думают взрослые. Вовлечение их в процесс скорби поможет им адаптироваться и исцелиться.
- Сдержи слезы. Плача перед своим ребенком, вы посылаете ему сигнал о том, что он тоже может выражать свои чувства.
- Сделайте своего ребенка своим доверенным лицом. Вместо этого положитесь на другого взрослого или группу поддержки.
Авторы: Мелинда Смит, магистр искусств, Лоуренс Робинсон и Джин Сигал, доктор философии.
- Ссылки
Депрессивные расстройства. (2013). В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам . Американская психиатрическая ассоциация. https://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425787.x04_Depressive_Disorders
Zisook, S., & Shear, K. (2009). Горе и утрата: что нужно знать психиатрам. Всемирная психиатрия, 8 (2), 67–74. https://doi.org/10.1002/j.2051-5545.2009.tb00217.x
Стробе М., Шут Х. и Стробе В. (2007). Последствия утраты для здоровья. The Lancet, 370 (9603), 1960–1973 гг. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(07)61816-9
Саймон, Н.М., Уолл, М.М., Кешавия, А., Драйман, М.Т., ЛеБлан, Нью-Джерси, и Шир, М.К. (2011). Информирование профиля симптомов осложненного горя. Депрессия и тревога, 28 (2), 118–126. https://doi.org/10.1002/da.20775
Corr, CA (1999). Расширение концепции бесправного горя. ОМЕГА — Журнал смерти и умирания, 38 (1), 1–20. https://doi.org/10.2190/LD26-42A6-1EAV-3MDN
Паркс, Колин Мюррей. «Утрата во взрослой жизни». BMJ: Британский медицинский журнал 316, вып. 7134 (14 марта 1998 г. ): 856–59. https://www.bmj.com/content/316/7134/856.1
Стробе, Маргарет, Хенк Шут и Кэтрин Бернер. «Предупреждение медицинских работников: люди, потерявшие близких, вводят в заблуждение на этапах горя». ОМЕГА – Журнал смерти и умирания 74, вып. 4 (1 марта 2017 г.): 455–73. https://doi.org/10.1177/0030222817691870
Накадзима, Сатоми. «Сложное горе: последние разработки в диагностических критериях и лечении». Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences 373, вып. 1754 (5 сентября 2018 г.): 20170273. https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0273
Каччиаторе, Джоанн, Кара Тилеман, Рут Фреттс и Лори Барнс Джексон. «Что такое хорошая поддержка в горе? Изучение действующих лиц и действий социальной поддержки после травматического горя». PLOS ONE 16, №. 5 (27 мая 2021 г.): e0252324. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0252324
Лихтенталь, Венди Г. «Поддержка тех, кто потерял близких в крайней нужде: мы можем сделать лучше». Паллиативная и поддерживающая терапия 16, №. 4 (август 2018 г.): 371–74. https://doi.org/10.1017/S1478951518000585
Горе: Как поддержать скорбящего – Как помочь в первые несколько дней, как слушать с сочувствием. (Канал Better Health)
Как помочь скорбящему человеку — серия статей о поддержке людей, переживших утрату, в том числе о том, как помочь родителям, семьям, друзьям и коллегам. (Путешествие сердец)
Помощь скорбящему родителю — Дает советы о том, как утешить оставшегося в живых родителя, а также справиться с собственным горем. (American Hospice Foundation)
Когда сотрудник оплакивает смерть ребенка – как работодатели могут помочь горюющему сотруднику. (The Compassionate Friends)
Помощь вашему ребенку справиться со смертью – советы, как помочь детям справиться со смертью близкого человека. (KidsHealth)
Телефон горячей линии:
В США: Кризисный колл-центр, 775-784-8090
Великобритания: Cruse Bereavement Care, 0808 808 1677
Австралия: GriefLine, тел. (03) 9935 7400
. Найдите другую поддержку:
. смерть члена семьи или друга. (GriefShare)
Find Support — каталог программ и групп поддержки в США для детей, переживающих горе и утрату. (Национальный альянс помощи скорбящим детям)
Указатель отделения для поиска помощи при скорби о потере ребенка в США и Международной поддержки для поиска помощи в других странах. (Сострадательные друзья)
Последнее обновление: 5 декабря 2022 г.
Восстановительный пересказ Группа E | Комиссия Джорджии по вопросам семейного насилия
Учебный буклет по восстановительному пересказу 2022–2023
𝐈𝐧𝐭𝐫𝐨𝐝𝐮𝐜𝐭𝐢𝐨𝐧
В 2021 году Комиссия Джорджии по вопросам семейного насилия (GCFV) запустила первую в истории Сеть реагирования на убийства и самоубийства в сфере здравоохранения в рамках проекта «Поддержка переживших психические расстройства» Грузия, прошедшая специализированное обучение модели восстановительного пересказа групповой терапии поддержки для переживших убийство-самоубийство в Грузии.
В настоящее время GCFV готовится как к расширению нашей сети, так и к тому, чтобы позволить дополнительным лицензированным клиницистам пройти это обучение с целью оказания поддержки пережившим насилие в семье.
𝐏𝐫𝐨𝐣𝐞𝐜𝐭 𝐁𝐚𝐜𝐤𝐠𝐫𝐨𝐮𝐧𝐝
К сожалению, Грузия часто входит в первую десятку штатов по количеству убийств женщин мужчинами. Чаще всего эти убийства происходят от рук нынешних или бывших интимных партнеров. В период с 2011 по 2020 год в Грузии произошло более 1500 смертельных случаев, связанных с насилием в семье, 35% из которых произошли в результате убийств и самоубийств. Убийство-самоубийство с применением насилия в семье происходит, когда человек убивает одну или несколько жертв, включая настоящего или бывшего интимного партнера, а затем умирает в результате самоубийства. Каждый из этих инцидентов оставляет после себя многочисленных членов семьи и друзей, которых Проект называет «выжившими после убийства-самоубийства» (выжившими). Убийства-самоубийства часто нарушают равновесие жизней выживших.
Потеря любимого человека, особенно внезапная и насильственная, может быть травмирующей, и для многих такая потеря одновременно двух близких может усугубить и осложнить процесс скорби. Более того, для поддержки этих выживших доступно мало ресурсов, а традиционное консультирование по вопросам горя часто неадекватно при работе с клиентами, столкнувшимися с осложнениями насильственной смерти.Проект ищет 24 клиницистов, заинтересованных либо в присоединении к сети помощи пострадавшим от убийства и самоубийства (сети) для удовлетворения неудовлетворенных потребностей этого недостаточно обслуживаемого населения, либо в предоставлении услуг пострадавшим от убийства в результате домашнего насилия. Идеальные кандидаты для обучения будут знакомы со сложностями семейного насилия, будут лицензированными клиницистами и будут представлять различные географические регионы Грузии.
Клиницисты, присоединившиеся к сети реагирования на убийства и самоубийства, станут частью новаторской когорты, поскольку усилия Грузии по поддержке переживших убийство и самоубийство в семье в этом качестве являются первыми в своем роде общенациональными. Основные цели сети — предоставить выжившим расширенный доступ к обученным клиницистам и связать выживших друг с другом, чтобы свести к минимуму изоляцию после инцидента во время процесса скорби.
Модель восстановительного пересказа (RR) использовалась профессионалами по всей стране в индивидуальной, семейной и групповой работе. Вероятность того, что клиент придет к вам с осложнением насильственной смерти в группе симптомов, возрастает. Традиционное консультирование по вопросам горя часто оказывается неадекватным при работе с этой сложной проблемой. RR — это терапевтическая модель, которая способствует развитию врожденной устойчивости клиентов к уравновешиванию травмы.
RR — это основанный на доказательствах подход, который, как было показано, «значительно уменьшает симптомы» по сравнению с предварительными и последующими мерами. В то время как RR был предоставлен для всех насильственных потерь; Этот курс разработан специально для применения модели для тех, кто работает с людьми, пережившими насильственную утрату в результате семейного насилия, убийства, самоубийства и убийства.
Клиницисты, заинтересованные в прохождении обучения, должны заполнить заявку. После принятия на обучение RR будет предложена одна из двух возможностей пройти обучение. Запланированы следующие два варианта групповых тренировок (дополнительные подробности уточняются):
- Группа D (виртуальная сессия): с 13:30 до 15:30 по восточному стандартному времени по пятницам, с 30 сентября 2022 г. по 9 декабря 2022 г. (точные даты: 9). /30, 10/7, 10/21, 10/28, 11/4, 11/11, 11/18, 12/2, 12/9)
- Группа E (виртуальный сеанс): с 13:30 до 15:30 по восточному поясному времени по пятницам, с 27 января 2023 г. по 24 марта 2023 г. (точные даты: 27 января, 3 февраля, 10 февраля, 17 февраля, 2 февраля). /24, 3/3, 3/10, 3/17, 3/24)
Завершение всех занятий выбранного вами группового обучения является обязательным для получения сертификата RR и получения кредита CE за обучение.
Отобранные клиницисты также должны будут пройти часовой виртуальный тренинг по Программе компенсации жертвам преступлений в Джорджии (CVCP), дата которого будет определена позже.