Характеристика Павла Петровича Кирсанова, образ, описание, внешность, характер
Павел Петрович Кирсанов. Художник П. М. Боклевский |
Павел Петрович Кирсанов — один из центральных персонажей романа «Отцы и дети» Тургенева.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, личности и характера героя.
Смотрите:
— Все статьи о Павле Петровиче Кирсанове
— Все материалы по роману «Отцы и дети»
Павел Петрович Кирсанов является дядей одного из главных персонажей романа Аркадия Кирсанова.
Павел Петрович является дворянином. Он и его брат Николай Петрович Кирсанов вдвоём владеют имением Марьино. Оба брата уже некоторое время живут в этом имении:
«…имение, ты, может быть, не знаешь, у них не разделено. ..» (Аркадий о дяде и отце,глава VII)
«Я живу в деревне, в глуши…» (Павел Петрович о себе, глава X)
Возраст Павла Петровича — около 45 лет:
«На вид ему было лет сорок пять…» (глава IV)
О внешности Павла Петровича Кирсанова известно, что это красивый мужчина среднего роста с седыми волосами. Он прекрасно одевается, аккуратно бреется, носит накрахмаленные воротники и пользуется очень приятными, «благородными» духами. У него очень ухоженные ногти, которые можно показывать на выставке, по словам Базарова:
«...в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста…» (глава IV)
«…его коротко остриженные седые волосы…» (глава IV)
«Он с детства отличался замечательною красотой…» (глава VII)
«…он прекрасно одевался…» (глава VII)
«Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные*, и подбородок так аккуратно выбрит. » (Базаров о нем, глава IV) (*каменные воротнички — то есть сильно накрахмаленные)
«…от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами…» (глава VII)
«Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!» (слова Базарова, глава IV)
«Одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны, он быстро шел по дороге…» (глава XXIV)
«Павел Петрович достал свою трость…» (глава XXIV)
Павел Петрович одевается щеголевато, как будто находится в Петербурге, хотя на самом деле он живет в деревне, где это щегольство совсем не обязательно:
«Щегольство какое в деревне, подумаешь!» (слова Базарова, глава IV)
Смотрите: Внешность Павла Петровича Кирсанова
Павел Петрович родился на юге России, как и его брат Николай:
«. ..родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу…» (цитата о двух братьях Кирсановых, глава I)
Юный Павел Кирсанов учился в Пажеском корпусе в Петербурге. Пажеский корпус являлся привилегированным военным учебным заведением для молодых дворян:
«Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в Пажеском корпусе.» (глава VII)
Затем он служил в гвардейском полку, элитном подразделении армии:
В молодости Павел Кирсанов был «светским львом» в Петербурге:
«…ведь он львом был в свое время…» (глава IV)
«Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло…» (глава VII)
«…с тем особенным отпечатком, который дается человеку одним лишь долгим пребыванием в высших слоях общества. ..» (Павел Петрович носит отпечаток человека из высшего общества, глава XXVIII)
Будучи молодым человеком, он сводил женщин с ума, из-за чего мужчины тайно завидовали ему:
«Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему…» (глава VII)
«Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.» (Аркадий о дяде, глава IV)
Он является умным мужчиной, по мнению его племянника и брата:
«И он далеко не глуп. Какие он мне давал полезные советы… особенно… особенно насчет отношений к женщинам…» (глава VII)
«…ты самый добрый и умный человек в мире…» (Николай Петрович о нем, глава XXIV)
Он является практичным человеком, по мнению его брата Николая Петровича, который, наоборот, не отличается практичностью:
«…Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда спрашивал его совета. ..» (глава VIII)
Он является чудаковатым мужчиной и «архаическим явлением» (то есть устаревшим, несовременным), по мнению Евгения Базарова:
«А чудаковат у тебя дядя, – говорил Аркадию Базаров…» (глава IV)
«Архаическое явление!..» (Базаров о Павле Петровиче, глава IV)
У него отличные, аристократические манеры:
«…и те и другие его уважали за его отличные, аристократические манеры…» (глава VII)
Являясь аристократом по натуре, он не любит развязность, которая, например, свойственна Базарову:
«Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова…» (глава VI)
Павел Петрович ведет себя как джентльмен, и окружающие уважают эту черту в нем:
«…уважают в нем совершенного джентльмена, «a perfect gentleman»…» (глава XXVIII)
Он является человеком с принципами. По его мнению, без принципов нельзя ступить и шагу:
«Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… <…> принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя…» (глава V)
Павел Петрович – любезный, учтивый, вежливый человек:
«– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами…» (глава IV)
«– Вы столь высокого мнения о немцах? – проговорил с изысканною учтивостью Павел Петрович…» (глава VI)
«…Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью…» (глава XXIV)
Он является гордым, заносчивым человеком:
«И те и другие считали его гордецом…» (глава VII)
«…он стыдился своей заносчивости. ..» (после дуэли, глава XXIV)
У него есть чувство собственного достоинства. По его мнению, уважение к себе важно не только для самого человека, но и для общества в целом:
«…без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному… bien public {общественному благу (фр.)}… общественному зданию.» (глава X)
«Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека…» (глава X)
«Я не позабудусь именно вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин…» (глава X)
«С англичанами он держится просто, почти скромно, но не без достоинства…» (глава XXVIII)
Он является самоуверенным человеком:
«…к тому же он был самоуверен…» (глава VII)
Павел Петрович – насмешливый, ироничный и забавно желчный человек:
«. ..немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравиться…» (глава VII)
«С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично…» (глава XXVIII)
Он является самолюбивым человеком, по словам Базарова:
«Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство…» (глава VI)
Павел Петрович – слабонервный, чувствительный человек, по мнению Базарова:
«Известное дело: нервы, – перебил Базаров…» (глава VII)
«Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая…» (слова Базарова, глава XXIV)
Он является вспыльчивым и упрямым человеком, по словам его брата:
«Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый…» (глава XXIV)
Павел Петрович не является романтиком и не умеет мечтать, но при этом у него страстная душа:
«Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа. ..» (глава XI)
Со стороны Павел Петрович кажется холодным человеком:
««Так тебя холодом и обдаст», – жаловалась Фенечка Дуняше…» (мнение Фенечки, глава XXIII)
«Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью.» (накануне дуэли, XXIV)
Несмотря на все свои особенности, Павел Петрович Кирсанов является хорошим, добрым человеком, по мнению его племянника и его брата:
«Может быть, только у него сердце предоброе.» (Аркадий о дяде, глава VII)
«…только он, право, хороший человек…» (Аркадий о дяде, глава IV)
«Я недаром всегда утверждал, что ты самый добрый и умный человек в мире…» (Николай Петрович о своем брате Павле Петровиче, глава XXIV)
Он искренне любит своего единственного брата Николая Петровича. Братья Кирсановы очень отличаются по характеру, но у них прекрасные отношения:
Добрый Павел Петрович неоднократно помогает брату деньгами, когда тот оказывается в трудном положении:
«Я уже не говорю о том, что он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги. ..» (Аркадий о дяде, глава VIII)
«Павел Петрович не раз помогал своему брату; не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться, Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: «Mais je puis vous donner de l’argent» {Но я могу дать тебе денег (фр.)}, – и давал ему денег…» (глава VIII)
Павел Кирсанов является отзывчивым человеком, который рад помочь любому человеку, по словам его племянника Аркадия. Он также всегда вступается за крепостных крестьян:
«…он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян…» (Аркадий о дяде, глава VII)
Он является великодушным человеком, по словам его брата Николая:
«…ты такой же благоразумный, как и великодушный…» (глава XXIV)
Павел Петрович – безукоризненно честный человек:
«. ..его уважали также за его безукоризненную честность…» (глава VII)
Он хорошо разбирается в людях, по словам его брата Николая:
«…ты недаром так много жил с людьми, ты их хорошо знаешь: у тебя орлиный взгляд…» (глава VIII)
Павел Петрович Кирсанов является глубоко несчастным человеком и «мертвецом» в душе, по словам его племянника Аркадия. Причиной тому – печальная история любви к одной княгине:
«…он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его – грешно…» (глава VII)
«…но жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает…» (глава XXVIII)
«Да он и был мертвец…» (глава XXIV)
Влюбившись без ума в княгиню Р., 27-летний офицер Павел Петрович оставил блестящую карьеру военного ради любви. В итоге отношения с княгиней не принесли ему счастья: эта любовь раздавила его морально, он стал ни на что не способен. Спустя некоторое время княгиня умерла, и он больше не сближался с женщинами:
«На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось…» (глава VII)
«Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею…» (глава VII)
«…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…» (глава VII)
«Дамы находили его очаровательным меланхоликом, но он не знался с дамами…» (глава VII)
Так Павел Петрович Кирсанов из светского льва превратился в мизантропа, то есть начал избегать общества людей. В итоге он поселился в имении в глуши, где и живет с братом в начале романа:
«Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. .. <…> Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро…» (глава VII)
«…его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…» (глава XI)
Павел Петрович любит детей, но к сожалению, ему, судя по всему, так и не удается завести своих. Он хорошо относится к детям своего брата:
«Я люблю детей: покажите-ка мне его…» (он просит показать ему племянника Митю, глава VIII)
Он считает себя либеральным человеком, любящим прогресс:
«…меня все знают за человека либерального и любящего прогресс…» (глава X)
Он придерживается славянофильских взглядов. Славянофилы выступали за развитие особого русского пути, который не похож на западноевропейский:
«Он придерживается славянофильских воззрений…» (глава XXVIII)
Судя по всему, Павел Петрович, является поклонником всего английского. Он устроил свою жизнь в деревне на английский манер:
«…он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус…» (глава VII)
Он читает книги и газеты на английском языке:
«Он стал читать, все больше по-английски…» (глава VII)
«Он держал в руках последний нумер Galignani*…» (глава IV)
(*«Galignani´s Messenger», «Вестник Галиньяни» – газета на английском языке, издавалась в Париже)
Он пьет какао и зеленый чай (эти продукты считались дорогими напитками в то время):
«…мне пора пить мой какао…» (глава V)
«…велите купить для меня зеленого чаю…» (глава VIII)
Он хорошо играет в вист (в карты), но по каким-то причинам всегда проигрывает:
«…за то, что он мастерски играл в вист и всегда проигрывал…» (глава VII)
Павел Петрович ненавидит главного героя романа, нигилиста Евгения Базарова, который приезжает на каникулы в гости к Аркадию. По мнению Павла Петровича, Базаров с его идеями нигилизма плохо влияет на неопытного Аркадия:
«Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.» (слова Павла Петровича о Базарове, глава X)
Из-за различий во взглядах между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острый конфликт. Герои не могут терпеть друг друга. Однажды Павел Петрович видит, как Базаров тайком целует Фенечку. Чаша терпения господина Кирсанова переполняется, и он вызывает дерзкого Базарова на дуэль. К счастью, в результате дуэли никто не погибает, Павел Петрович отделывается легким ранением:
» Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?» (Павел Петрович о себе и Базарове, глава XXIV)
«Я верю, что вам нельзя было избегнуть этого поединка, который… который до некоторой степени объясняется одним лишь постоянным антагонизмом ваших взаимных воззрений. » (глава XXIV)
Смотрите: Сравнительная характеристика П. П. Кирсанова и Базарова
В конце романа Павел Петрович уезжает жить за границу:
«Это Павел Петрович. Он уехал из Москвы за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене…» (глава XXVIII)
Родители братьев Кирсановых
Об отце братьев Кирсановых известно следующее:
«Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль…» (глава I)
««Пиотр Кирсаноф, генерал-майор»…» (глава I)
О матери братьев Кирсановых автор сообщает следующее:
«Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова, принадлежала к числу «матушек командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, – словом, жила в свое удовольствие. ..» (глава I)
Кирсанов Павел Петрович – характеристика героя “Отцы и дети” с цитатами
Павел Петрович Кирсанов – один из центральных персонажей романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Автор особое внимание уделяет описанию данного образа, чтобы как можно подробнее продемонстрировать причины конфликта «отцов и детей», а также развитие этого конфликта.
У нас появилась новая характеристика Павла Петровича Кирсанова.
Внешние данные
Автор романа «Отцы и дети» пристальное внимание уделяет портретной характеристике Павла Петровича. С детства Кирсанов обладал «замечательною красотой». Внешность Павла Петровича была на аристократичный манер. Герой тщательно следит за своим внешним видом, одеваясь по последней моде. Внешность Кирсанова отличается изысканностью и утонченностью. Одевался он «прекрасно», а также пользовался «удивительно «благородными» духами». Эта цитатная характеристика позволяет сделать вывод о том, что Павел Петрович – типичный представитель светского общества, для которого внешность играет большую роль. Весь портрет героя говорит об аристократичном происхождении Павла Петровича. Подчеркивается светское поведение героя. Важна также еще одна деталь: изящные руки Кирсанова, которые противопоставлены красной руке Базарова. С помощью таких образов И. С. Тургенев выражает конфликт между отцами и детьми в наибольшей степени.
Судьба
Характеристика Кирсанова во многом определяется его биографией. Павел Петрович Кирсанов – потомственный дворянин. В юности он воспитывался в военном училище для привилегированного класса. Затем Кирсанов попал на службу в гвардейский полк, который считался одним из самых элитных. Как только Павел Петрович вышел в офицеры, «его носили на руках», он был в центре внимания: «женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему».
Такая характеристика с цитатами позволяет говорить о том, что Кирсанов с самой молодости живет по светским принципам. Самоуверенность и надменность – основные черты характера Кирсанова. В 28 лет он был уже капитаном, однако блестящую карьеру Кирсанов решил оставить ради собственной любви к княгине Р. Об этих отношениях автор говорит кратко, однако то, что они повлияли на дальнейшее существование Кирсанова, очевидно: теперь он был тем, кто «всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен». После неудачи в любви Павел Петрович переехал к своему брату в деревню, где и происходят многие события романа.Мировоззрение
В конфликте между Павлом Петровичем и Базаровым особенно четко показаны мировоззренческие различия «отцов и детей». Кирсанов – либерал, который является приверженцем старых порядков. Павел Петрович особое внимание уделяет своим «принсипам». Без них, как считал Кирсанов, нельзя жить.
Взгляды на окружающий мир Павла Петровича являются полным противопоставлением взглядам Евгения Базарова, представителя «нового» поколения. Если нигилист Базаров отрицает любовь, то Кирсанов в нее искренно верит, потому что уже испытывал это чувство. Если Базаров не принимал искусство и природу, то Павел Петрович ценил красоту окружающего мира в любом ее проявлении.
Когда Кирсанов знакомится с Евгением, он выражает свое отношение к нигилизму. Он считает представителей этого явления разрушителями общественных начал. Он не придерживается мнения Базарова, поэтому конфликт между героями с каждой минутой нарастает, что приводит к дуэли между Кирсановым и Базаровым.
С помощью описания напыщенности, надменности и аристократизма Кирсанова автор показывает то, что дворянство уже погибает.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Кирсанов Павел Петрович», рассмотрит внешность главного противника нигилиста Базарова, судьбу представителя «старого» поколения и его «принсипы».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Ирина Чернышева
13/15
Наталья Ивановская
15/15
Sofy Cat
13/15
Михаил Семенов
12/15
Руслана Никифорова
15/15
Михаил Пермяков
15/15
Тамирис Житбисова
12/15
Мария Кузнецова
15/15
Галина Уланова
15/15
Тимур Нигматуллин
15/15
Павел Петрович Свинин | Загородная резиденция, возможно, загородный дом генерала Моро в Моррисвилле, штат Пенсильвания | Американец
Павел Петрович Свинин | Загородная резиденция, возможно, загородный дом генерала Моро в Моррисвилле, штат Пенсильвания | американский | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
Создано с благодарностью с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Загородная резиденция, возможно, загородный дом генерала Моро в Моррисвилле, штат Пенсильвания.
Художник:
Павел Петрович Свинин (1787/88–1839)
Дата: 1811–ок. 1813 г.
Культура: американский
Середина: Акварель и гуашь на белой тканой бумаге
Размеры: 7 1/16 x 9 3/16 дюйма (17,9 x 23,3 см)
Кредитная линия: Фонд Роджерса, 1942 г.
Регистрационный номер: 42,95,49
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Музейные публикации
Американские рисунки и акварели в Метрополитен-музее. Том. 1, Каталог произведений художников, родившихся до 1835 г.
Похожие произведения искусства
- Павел Петрович Свинин
- Американское крыло
- Гуаши
- Картины
- Бумага
- Акварель
- Тканая бумага
- Из Северной и Центральной Америки
- Из США
- С 1800 по 19 г. н.э.00
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Американское крыло в The Met
Постоянно пополняющаяся коллекция American Wing включает около 20 000 работ афроамериканских, евроамериканских, коренных американцев и латиноамериканских художников, начиная от колониального и заканчивая ранним современным периодом.
Павел Петрович Свинин | Два индейца и белый человек в каноэ | Американец
Павел Петрович Свинин | Два индейца и белый человек в каноэ | американский | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Два индейца и белый человек в каноэ
Художник:
Павел Петрович Свинин (1787/88–1839).)
Дата: 1811–ок. 1813 г.
Культура: американский
Середина: Акварель и графит на белой тканой бумаге
Размеры: 5 13/16 x 8 1/2 дюйма (14,8 x 21,6 см)
Кредитная линия: Фонд Роджерса, 1942
Регистрационный номер: 42. 95.33
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Похожие произведения искусства
- Павел Петрович Свинин
- Американское крыло
- Графит
- Бумага
- Акварель
- Тканая бумага
- Из Нью-Йорка
- Из Нью-Йорка
- Из Северной и Центральной Америки
- Из США
- С 1800 по 1900 г. н.э.
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму.