Памятники архитектуры юстиниана 1: Архитектура Византии. Золотой век византийской архитектуры — Путешествия и культура

Архитектура Византии. Золотой век византийской архитектуры — Путешествия и культура

Все тенденции христианской культуры, которые были заложены во времена Константина Великого, получили дальнейшее развитие в годы правления Юстиниана I или Великого.
Именно в этот период сложился специфический для Византии союз духовной и светской власти, при главенствующей роли императора.

Юстиниан I (527-565)

Самой значительной постройкой не только времени Юстиниана, но и всего периода существования империи стал собор св. Софии как символ божественной премудрости.
Конструкция храма была разработана двумя архитекторами: Анфимием из Трала и Исидором из Милета.

план собора Св. София

     

продольный и поперечный разрезы  собора Св. Софии

Благодаря неустанному вниманию и щедрости Юстиниана строительство велось очень энергично, и через пять лет с момента закладки здание было уже готово во всех его частях. Для постройки храма со всех концов империи свозились лучший материал и памятники древнего искусства. Часть изящных мраморных колонн была привезена из Афин; восемь порфирных колонн, украшающих боковые портики – из знаменитого храма Солнца из сирийского города Баальбека; восемь колонн из зеленой яшмы, с коринфскими капителями, украшенные изящной серебряной и золотой резьбой – из храма Артемиды в Эфесе (одно из «семи чудес света»).

Предназначенный для патриарших и императорских церемоний, собор был поставлен на самом высоком холме города, над берегом Мраморного моря.
Внешний вид храма св. Софии строг, внушителен и замкнут. Вплотную окруженный с трех сторон постройками, он возвышается над ними огромным куполом. Поэтому с улиц города хорошо виден практически только купол, и лишь с четвертой, восточной стороны собор просматривается с вершины до основания.

     

слева —  внешний вид собора Св. Софии
справа —  собор Св. Софии хорошо виден даже ночью

собор Св. Софии с восточной стороны

С группой дворцовых зданий его связывал великолепный, обрамленный аркадами форум Августейон, примыкавший к южной стороне собора. Августейон – церемониальная площадь перед храмом Св. Софии. В центре форума еще при Константине Великом была установлена колонна. При императоре Юстиниане I на вершину колонны была водружена конная статуя самого Юстиниана (вместо занимавшей это место статуи Елены – матери Константина) с простертой дланью правой руки и с державой в шуйце или левой руке.

Августейон с колонной и статуей императора Юстиниана

С запада располагался атриум, украшенный колоннадами с мраморным бассейном посередине, в котором прихожане омывали лицо и руки.

    Атриум Св. Софии

Почти не украшенный снаружи, внутри собор потрясал современников богатым декором.

     

интерьер и центральный неф собора Св. Софии или Айя Софии

Даже в преддверии стены храма имели мраморную облицовку, а своды – золотую мозаику.
В  храм вели девять дверей. Средняя дверь называлась «царские врата» и предназначалась для августейших особ. Над вратами находилось заключенное в полукруге на золотом фоне мозаичное изображение восседающего на троне Спасителя с поднятою благословляющей десницей и державшего в левой руке раскрытую книгу с текстом: «Мир вам, Я есмь свет мира. По обе стороны от него в медальонах Дева Мария и архангел Михаил, а у ног – коленопреклоненный император с длинной седой бородой, предположительно Юстиниан.
Средний неф храма представлял собой в плане вытянутый овал, по бокам обрамленный двухъярусной колоннадой, верхняя галерея которой отводилась для женщин.

собор св. Софии в Константинополе. 537 г. Аксонометрический разрез.

Вместе с боковыми нефами храм получил форму четырехугольника, приближающегося к квадрату.
Над средней частью здания возвышался полусферический купол, края которого на востоке и западе переходили в два другие полукупола, а те, в свою очередь, завершались по краям тремя маленькими полукуполами.

     

схема сводов храма Св. Софии

Такая конструкция визуально облегчала своды собора, а столбы главных арок, поставленные ребром к центру, придавали огромному куполу дополнительную легкость.
В основании своем купол имел 40 окон, простенки между которыми из-за света, льющегося с потолка, не были видны, и снизу молящимся он казался парящим в воздухе. Эта иллюзия породила легенду, что купол Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы поддерживают его.

     

слева — внутренний вид на купол Айя София
справа —  внутренний вид сводов собора Св. Софии

Мраморная облицовка стен оттенялась роскошной мозаикой на золотом поле, которая покрывала верхнюю часть интерьера здания, своды и откосы и то горела, то мерцала в зависимости от освещения.
Из-под купола на молящихся взирал Христос, восседающий на радуге. На парусах помещались колоссальные фигуры херувимов; на откосах купольных окон – изображения святых епископов, мучеников и пророков. Мозаика апсиды традиционна – на золотом фоне Дева Мария с младенцем Иисусом на руках.

     

слева —  мозаика апсиды Айя Софии
справа —  апсида Айя Софии, вид в разрезе

Апсида отделялась от алтарного помоста, предназначенного для священнослужителей, невысокой алтарной преградой. В этом полуоткрытом алтаре находился престол из сплава золота и серебра с инкрустациями из самоцветов, а над ним на четырех серебряных колоннах возвышалась шатровая сень или киворий с парящим над ним голубем – символом Святого Духа.

Посередине храма, напротив алтаря, в византийских церквах располагался амвон — просторная трибуна, часто имевшая форму цилиндрического возвышения с примыкающими к нему с двух сторон небольшими лестницами. Амвон делали из мрамора и украшали резьбой, скульптурами, мозаикой, с него в торжественных случаях читали проповеди. Над амвоном также возвышалась драгоценная сень, покоящаяся на восьми мраморных колоннах. Изящество и роскошь амвона собора Св. Софии удивляли современников Юстиниана.

реконструкция в цвете интерьеров Св. Софии немецкими архитекторами
Технического университета Дармштадт

Позже, в православных храмах обычно стали устанавливать два амвона: архиерейский и предалтарный. Архиерейский амвон – обычно четырехугольное возвышение в центре храма, где на время богослужения ставится архиерейская кафедра. Предалтарный амвон – возвышенный, полукруглый и выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи, напротив Царских врат. Амвон знаменует те места – гору, корабль, с которых проповедовал Иисус Христос. На этом амвоне во время литургии читается Евангелие, произносятся проповеди и поучения. Предалтарный амвон означает камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня, что сделало всех верующих причастниками Его бессмертия.

Символически архитектурный образ храма был приближен к образу Вселенной. Недаром его сравнивали с космосом.

Софийский собор стал лучшим образцом византийского стиля в архитектуре, основу которого составили равносторонний греческий крест и возведенный над серединой здания шаровидный купол, покоящийся на четырех главных устоях или столбах, соединенных между собой арками.
Такая конструкция позволяла входившим в храм единым взглядом охватить все пространство с взирающим на них из-под купола Вседержителем и воплощала идею, ставшую основой византийской культуры – идею единства церкви и государства в лице императора, идею установления божественного порядка на земле и спасения человечества в загробном мире.
К вопросу о характерных чертах византийских храмов и особенностях их строительства мы вернемся еще раз, но позже.

Юстиниан, большой почитатель и знаток искусства, архитектурно-строительной деятельность стала настоящей страстью императора. Помимо св. Софии во время его правления было построено множество других храмов, больших и малых. Только в столице было сооружено 25 церквей, а также великолепные церкви не только в Иерусалиме, Антиохи, Карфагене и Равенне, но в Абхазии и Крыму и у себя на родине в Сербии.

Характеристика всех храмов золотого века византийской архитектуры не входит в нашу задачу, ограничимся рассмотрением особенностей византийской архитектуры храмов, построенных в Абхазии и Крыму, т.е. на территориях некогда входивших в состав Восточно-римской империи.
В VI-VII вв. самыми известными храмами на территории Абхазии были Цандрипшский, Пицундский, Анакопийский и Драндский.
Император Юстиниан I считал Питиус (Пицунду) важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря, поэтому по его приказу здесь был возведен новый величественный храм, включающий также часовню и баптистерий (крещальню).
Их руины можно увидеть и теперь. Пол самого храма площадью в 60 квадратных метров был украшен богатейшей мозаикой, являющейся шедевром древнего искусства, имеющим мировое значение. Этот один из самых древних на Кавказе мозаичных полов был выполнен из камешков-кубиков местных пород двенадцати цветов. Именно в этом храме в 541 г. н.э. произошло первое крещение абхазов.

     

руины храма в Пицунде

В поселке Цандрипш у самого моря стоит большой, выложенный из грубо отесанного камня, храм, перестроенный в IX в., но сохранивший часть стен и сводов — один из важных памятников Абхазии. В VI-VII вв. Цандрипш — культовый и паломнический центр исторической Абхазии. Элементы архитектуры и превосходная акустика указывают на высокое мастерство зодчих, использовавших замурованные в стены кувшины.

     

руины Цандрипшского храма, Абхазия

Хорошо сохранилась центральная апсида с полусводом, южная стена с примыкающим продольным помещением, западная стена с входом и окном над ним. Первоначально церковь имела деревянное перекрытие, которое затем было заменено каменными сводами, для чего в центральном зале у стен были возведены дополнительные прямоугольные столбы. Памятник является древнейшим известным образцом сочетания центральной пятигранной снаружи апсиды с полукруглыми боковыми апсидами. Его главной особенностью является расширение во внешние стороны боковых помещений восточной пред алтарной части (трансепт), что находит аналогию с кафедральной церковью, построенной по распоряжению императора Юстиниана I в середине VI века на его родине в Сербии.

Неподалёку от города Новый Афон находится Анакопия — место древней столицы Абхазского царства. На высокой Иверской горе, в Анакопии, окружённой мощными стенами с башнями, был основан Анакопийский храм некоторые залы и уцелевший алтарь которого дают представление о былом величии.

     

Анакопийский храм

В Тавриде (Крыму) наибольший интерес представляют византийские храмы, позже частично перестроенные генуэзцами в Феодосии (Кафе).

византийские? храмы Феодосии

Стремясь упрочить свои позиции в Тавриде и оградить византийские владения на побережье от степняков-кочевников, император Юстиниан I превращает Херсонес в мощную крепость, на южном берегу Крыма сооружает новые крепости – Алусту (Алушта) и Горзувиты (Гурзуф).

     
слева —  базилика VI — X в.в., Херсонес, Севастополь
справа —  руины крепости Горзувиты, Гурзуф

На подступах к Херсонесу через горный Крым он воздвигает мощные укрепления: Сюрень, Эски-Кермен, Мангуп, Инкерман, Чуфут-Кале и другие.

И, последний объект, Царичин-Град – развалины византийского города Юстиниана-Прима, расположенного в южной Сербии недалеко от города Лесковац, в 45 километрах от Ниша (родины Константина Великого). Город существовал с 530-х годов до 615 года, когда был разрушен аварами.
Город был основан Юстинианом I в 535 году недалеко от места своего рождения. Тщательно спланированный, он сочетает в своей архитектуре римские и ранне христианские, его называют идеальным византийским городом.

     

слева —  план Царицын Града, в Сербии, на Балканском полуострове
справа —  раскопки в Царичин-Граде, Сербия

Город был построен в смешанном классическом и христианском стиле — термы, форум и колоннады сосуществуют с постройками византийского стиля.
С 1912 года на развалинах Юстинианы ведутся раскопки. Круглая центральная площадь города расположена на пересечении двух главных прямых улиц города.
Были обнаружены остатки моста, акведука, укрепленного акрополя с базиликой и дворцом, городского поселения с жилыми и торговыми зданиями, базиликальными, центрическими и крестово-купольными церквами, остатками фресок и мозаик.

     
слева —  ансамбль из трех зданий, условно называемых Епископский дворец
справа —  мастерская по производству стекла, в которой была изготовлена самая большая в Сербии мозаика

мозаика времен Юстиниана на его родине

В 1979 году Царичин-Град был включён в список Археологических объектов особой важности Сербии.

Продолжение следует…

9. Постройки времени Юстиниана. Софийский собор в Константинополе: тип, конструктивное решение, образ.

В 527 году императором стал Юстиниан – бедный иллирийский крестьянин, солдат, достигший вершины власти благодаря удаче и решительности, редкому сочетанию властолюбия и личного аскетизма, великодушия и коварства. Человек чрезвычайно честолюбивый, умный и

образованный, он остался в истории христианства властителем, в значительной мере повлиявшим на судьбы Церкви. При Юстиниане Византия стала не только крупнейшим и богатейшим государством Европы. Но и самым культурным. Юстиниан укрепил законность и правопорядок в стране. В его время Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в «палладиум наук и искусств», за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием художественного византийского стиля. При Юстиниане были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней – Собор Святой Софии в Константинополе и церковь Сан-Витале в Равенне. Во время славного правления императора Юстиниана I Италия была временно отвоевана у варваров. В ознаменование этого события, в бывшей столице короля остготов Теодориха городе Равенне была построена церковь, посвященная святому мученику Виталию (Сан-Витале).

Это одна из самых древних византийских церквей, построенная в то время, когда еще не сложились ни крестово-купольный архитектурный канон, ни иконографический, поэтому и архитектура храма, и мозаичная отделка его стен индивидуальны и этим особенно интересны. Церковь Сан-Витале — пример центрического здания, в плане – восьмигранник с граненым алтарем. Основу конструкции составляют 8 опор, несущих купол. Опоры соединяются полукруглыми двухэтажными арками. Как все раннехристианские церкви, она удивляет, прежде всего, контрастом между богатым внутренним убранством и аскетичным до бедности внешним. Однообразие ее фасадов нарушают только мощные контрафорсы. Это типичный пример внутренней архитектуры, как бы подчеркивающий, что важна не внешняя оболочка, но только внутренняя сущность, что это место для сбора верующих, молитв и церковных служб. Не стой на пороге, зайди и помолись. Интерьер церкви великолепен: кружевные капители колонн, бесчисленные арки, сплошная мозаика стен, преобладающий цвет — золотой.
На мозаике алтаря парит юный Христос, протягивая мученический венок святому Виталию. Справа святой Экклесий, строитель первой церкви, стоящей на этом месте, протягивает Христу модель храма. Святые не видят друг друга. Они никогда не встречались при жизни, время разъединило их, но Вечность соединила. Особый интерес представляют две мозаики на боковых стенах алтаря — две процессии, приносящие дары храму. Одну возглавляет император Юстиниан собственной персоной, другую — его супруга императрица Феодора. Их изображения еще очень далеки от канонизированных, однако в них уже нет никакого намека на незаурядные личные качества оригиналов. Лица застывшие, позы однообразные, фигуры скрыты складками парадной одежды — идеальные образы правителей в блеске Божественной славы. Но нет еще на лицах и той суровой отрешенности, которая позже станет общим правилом для византийской

живописи. Лица приближенных явно несут отпечаток портретного сходства, глаза смотрят с интересом. На мозаиках еще много бытовых деталей: есть и фонтанчик, и разноцветные занавеси — нечего этого позднее уже не будет. Собор Святой Софии, возведенный во времена Юстиниана, — безусловно, самое выдающееся произведение византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор — без всяких преувеличений — чудо инженерной мысли. В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Основная сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором. Возвести сооружение такой длины и ширины, и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления («распора») купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом — к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь — меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны. Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе. По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель Прокопий Кессарийский (VI век) сказал: «Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба. …Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело».
Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период «иконоборчества», но была восстановлена позднее. Одной из первых была воссоздана, великолепная мозаика — Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена «македонского ренессанса». Сейчас собор Святой Софии — мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

Собор Святой Софии | Всемирный фонд памятников

Стамбул, Турция

Юстиниан I, один из первых византийских правителей, приказал архитекторам Анфимию из Тралла и Исидору из Милета спроектировать собор Святой Софии в самом сердце Константинополя. Юстиниан был плодовитым строителем, и за время своего долгого правления с 527 по 565 год нашей эры он сдал в эксплуатацию несколько сотен религиозных помещений и общественных сооружений по всей Европе. Собор Святой Софии, что по-гречески означает «Божественная Мудрость», заменил более раннюю базилику с таким же названием; вторая церковь, построенная в 532-537 годах нашей эры, была самым амбициозным архитектурным проектом императора. Центральный купол собора имеет ширину 107 футов и парит на высоте 180 футов над полом, окруженный 40 арочными окнами. Сам Юстиниан выступал в качестве консерватора купола, когда он восстановил его в 563 году нашей эры после того, как пожар и землетрясения повредили здание. В своем первоначальном виде собор Святой Софии не имел фигурных мозаик, возможно, из-за господствовавших в то время представлений об иконоборчестве. С 9Однако с 11 по 14 века сменявшие друг друга поколения византийских монархов заполняли изогнутые стены имперскими портретами и религиозной иконографией.

В течение почти тысячелетия церковь функционировала как центр восточного христианства и местонахождение православного патриарха, аналога Папы в Риме. Собор Святой Софии был преобразован в мечеть после падения города османскими захватчиками в 1453 году. Собор Святой Софии стал светским музеем после создания Турецкой Республики в начале 20 века.

1996 и 1998 Всемирный фонд памятников

Всемирный фонд памятников поместил собор Святой Софии в свою первую Вахту в 1996 году, а затем снова включил ее в 1998 году в ответ на ряд угроз, с которыми столкнулась эта византийская жемчужина. Медная крыша собора треснула, из-за чего вода стекала на хрупкие фрески и мозаики. Влага поступала и снизу: поднявшиеся грунтовые воды подняли уровень влажности внутри памятника, создав нестабильную среду для камня и краски. WMF получила серию грантов от 1997 до 2002 года для восстановления знаменитого купола Святой Софии, и средства были выделены турецким правительством. Первый этап работ включал структурную стабилизацию и ремонт треснувшей крыши, которые были предприняты при участии Министерства культуры Турции и Лаборатории консервации в Стамбуле. Второй этап, сохранение интерьера купола, дал возможность нанять и обучить молодых турецких реставраторов уходу за мозаикой. К 2006 году проект WMF был завершен, хотя другие части собора Святой Софии по-прежнему требуют консервации.

Собор Святой Софии, лучший архитектурный продукт правления императора Юстиниана, был чудом инженерной мысли во время его завершения в 537 году нашей эры. Только в 15 веке было возведено другое здание, способное вместить столько же площади под одной крышей. В дополнение к своим структурным достижениям собор был также эффектно украшен серебром, красным порфиром, зеленым мрамором и миллионами золотых мозаик, которые были тщательно инкрустированы под углами, чтобы отражать свет. Византийские фигурные мозаики и фрески заказывались в течение четырех столетий правителями Константинополя; эти изображения визуально документируют развитие искусства и религиозной жизни в Восточной Римской империи. Сегодня собор Святой Софии по-прежнему свидетельствует о запутанной и взаимосвязанной истории Рима, Византии, средневекового христианства и османов.

В качестве музея памятник остается неотъемлемой частью современного города, городской достопримечательностью, расположенной на территории исторического Стамбула, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Последнее обновление: июль 2020 г.

Фотографии

Ресурсы

Публикации

Небесные своды

Новости

Блог

Заявление Всемирного фонда памятников о соборе Святой Софии

Присоединяйтесь к нам в охране важных мест.

Мост Юстиниана – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Дата подачи: 05.02.2018

Критерии: (iii)(iv)

Категория: Культурный

Представлено:
Постоянное представительство Турции при ЮНЕСКО

Штат, провинция или регион:
Провинция Сакарья, округ Сердиван

Координаты: N 40 44 15,64 E 30 22 26,46

Код: 6347

Экспорт

Файл Word . doc

Отказ от ответственности

Предварительные списки государств-участников публикуются Центром всемирного наследия на своем веб-сайте и/или в рабочих документах в целях обеспечения прозрачности, доступа к информации и облегчения согласования Предварительных списков на региональном и тематическом уровнях.

Исключительная ответственность за содержание каждого Предварительного списка лежит на соответствующем государстве-участнике. Публикация Предварительных списков не означает выражения какого-либо мнения Комитета всемирного наследия, Центра всемирного наследия или Секретариата ЮНЕСКО относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района или их границ.

Названия объектов перечислены на том языке, на котором они были представлены государством-участником. перекрыть реку Сангариус в древнем регионе Вифинии на северо-западе Анатолии. Мост расположен в районе Бескопру в районе Сердиван, примерно в 5 км к юго-западу от города Адапазари на северо-западе Турции. Сегодня мост пересекает меньший ручей Карк Дереси (называемый в древности ручьем Мелас), который впадает в близлежащее озеро Сапанджа, тогда как современное русло Сангариуса в настоящее время проходит в 3 км от

Восток. Он был построен восточно-римским императором Юстинианом I (527-565 гг. н.э.) для улучшения транспорта и сообщения между столицей Константинополем и восточными провинциями.

Считающийся одним из самых значительных позднеримских и византийских императоров, Юстиниан стремился восстановить былое величие Римской империи с помощью масштабных военных кампаний и общеимперского строительства новых религиозных, административных и военных зданий и сооружений. Расположенный на пересечении важной военной дороги, поэтому мост Юстиниана имел геостратегическое значение, связывая западные провинции и Босфор с восточными территориями Римской империи. Согласно различным древним источникам, включая De Aedificiis Прокопия, в котором записаны строительные проекты Юстиниана, этот каменный мост был построен вместо неподходящего деревянного понтонного моста, который часто сносили i . Ссылаясь на те же источники, в древних ссылках на точную дату начала его строительства существуют разногласия, но известно, что строительство моста было завершено в 562 году нашей эры.

Этот каменный мост сделан из известняковых блоков и имеет длину 365 м, включая устои на каждом конце, шириной 9.85 м и высотой до 10 м. Мост опирается на семь центральных арок с пролетом около 23 м, которые дополняются пятью меньшими арками, служащими водосливами на случай разлива реки с обеих сторон, всего до двенадцати арок. Судя по более ранним описаниям, замковые камни главных арок были украшены одиночными рельефными крестами, которые уже не видны ii . Центральные арки поддерживаются шестью опорами высотой 6,5 м и шириной 6 м, имеющими массивные контрфорсы, служащие волнорезами. Эти пирсы имеют округлую форму с южной стороны вверх по течению и заостренные с северной стороны вниз по течению. Эта важная особенность отличает мост Юстиниана от большинства римских мостов, у которых заостренные водорезы обращены вверх по течению. Только на западном конце моста есть два невысоких волнореза, расположенных как с северной, так и с южной стороны.

Конструкция моста дополнена дополнительной каменной конструкцией, пристроенной к южной стене с восточной стороны, которая частично перекрывает примыкающую малую арку. Согласно Whitby (1985), это сооружение было построено в два или более этапа вскоре после строительства моста, который должен был функционировать как большой волнолом iii . Он представляет собой пару частично разрушенных сводов, которые поддерживаются пятью опорами, которые все еще стоят. Техника каменной кладки, использованная при его строительстве, и его мастерство аналогичны технике моста, а опоры украшены такими же карнизами, как и контрфорсы.

В качестве символа величия моста номинируемая собственность также включала монументальную триумфальную арку, которая раньше перекрывала западный вход, и остатки большой апсиды, обращенной к мосту, прежняя функция которой неясна. На иллюстрациях Леона де Лаборда и описаниях Тексье, относящихся к 1838 году, триумфальная арка изображена как арочный вход из каменной кладки высотой примерно 10 м и шириной 6 м, поддерживаемый двумя колоннами толщиной 4,35 м iv . Считается, что апсида построена как декоративная параллель западной триумфальной арке, но расположение апсиды на востоке создает впечатление, что она могла быть построена как святыня под открытым небом. Апсида высотой 11 м перекрыта бочкообразным сводом, поддерживаемым двумя опорами, продолжающимися в сторону моста. Мост также был украшен надписью, которая сегодня не сохранилась, но с эпиграммой на греческом языке Агафия v .

Известно, что в древности и средневековье мост выполнял свою первоначальную функцию, связывая главную римскую военную дорогу с востоком через Сангарий. Позже, в тринадцатом веке, река повернула на восток, вероятно, в свое современное русло, а ее прежнее русло, пересекаемое мостом Юстиниана, было занято второстепенной рекой Мелас (Чарк). Тем не менее, мост продолжал функционировать как важная транспортная артерия вплоть до конца 20 века и в значительной степени способствовал формированию поблизости городского поселения, получившего название 9.0094 Beşköprü ( Five Bridges ) по греческому названию моста, Pontogephyra .

Оправдание выдающейся универсальной ценности

Мост Юстиниана является выдающимся примером позднеримского технического и архитектурного мастерства и демонстрирует технический и культурный взаимообмен посредством развития этих навыков, организации и знаний. Кроме того, это единственный арочный мост раннего византийского периода, который сохранился до наших дней и, таким образом, играет важную роль в истории византийской архитектуры.

Мост был построен при императоре Юстиниане I, который считался одним из величайших императоров позднеримской и византийской истории. Как представление его достижений в области искусства, архитектуры и военных завоеваний, этот мост передает символическую ценность, связанную со стремлением Юстиниана соединить восточные и западные территории и возродить величие Римской империи, в дополнение к ее историческому, архитектурное и техническое значение. Упоминания о строительстве моста в древних источниках также усиливают его исключительное значение.

Рассказывая об обширных строительных планах и достижениях Юстиниана, Озабоченность также рассказала о строительстве моста. Агафий, Павел Силенциарий, Феофан и Багрянородный — другие древние писатели, описывающие грандиозность моста, построенного Юстинианом через могучего Сагария vi .

Конструкция моста воплощает в себе высокий уровень технического мастерства каменной кладки и римской военной архитектуры. Уникальный дизайн контрфорсов пирса, отличающийся от остальных римских мостов, является историческим свидетельством разнообразного отклика технических навыков римлян на местную географию и природный ландшафт. Завершение проекта моста дополнительными конструкциями и волнорезами вскоре после его постройки также свидетельствует о том, как конструктивная система впоследствии дорабатывалась и совершенствовалась инженерами.

Мост Юстиниана в значительной степени сохранил свою физическую, визуальную и функциональную целостность до недавнего времени, несмотря на изменение основного течения реки в тринадцатом веке, сохранившись как один из самых выдающихся и неповрежденных римских мостов в мире.

Критерий (iii): Мост Юстиниана является исключительным историческим свидетельством амбициозной и последовательной системы транспорта, связи и военных сооружений, получивших распространение во время правления императора Юстиниана I в связи с его стремлением восстановить величие Римская империя вернулась к былому величию. Соединяя столицу Константинополь и отвоеванные западные территории с восточными провинциями, мосту придается исключительное символическое значение, которое физически проявляется в выдающейся конструкции моста, олицетворяющей монументальную триумфальную арку и апсиду на восточном конце. Таким образом, этот номинированный объект иллюстрирует и отражает сложные архитектурные, технологические и организационные возможности Римской империи, которые позволили им расширить и передать римскую строительную культуру по всему региону.

Критерий (iv): Мост Юстиниана является выдающимся примером позднеримского архитектурно-инженерного культурного наследия и его превосходного использования в военных сооружениях и общественных работах. Оригинальная композиционная конструкция контрфорсов пирса в сочетании с закругленными вырезами демонстрирует разнообразие и сложность ответов римлян на конкретные географические, топографические и климатические вызовы, а также на политические, военные и социальные условия. Таким образом, он представляет собой исключительный пример сложных архитектурных и технических навыков римских инженеров, которые развивались на протяжении нескольких поколений.

Заявления о подлинности и/или целостности

Целостность 

Номинируемый объект, включая мост Юстиниана, его дополнительные сооружения и окружающие его охраняемые территории, обозначенные как археологический памятник, в целом воплощает и передает все выдающиеся универсальные ценности, приписываемые объекту с точки зрения его архитектурных, технических -технологическое и символическое значение. Конструкции моста удалось сохраниться до настоящего времени без каких-либо существенных изменений, и ее физическая ткань в целом находится в хорошем состоянии.

Мост Юстиниана находится под защитой национального законодательства об охране природы, в частности, Постановления Турции о сохранении культурных и природных ценностей, Закон № 2863. Он был зарегистрирован как «недвижимая культурная ценность, подлежащая защите» решением Высшего совета по недвижимым древностям и памятникам от 05.02.1982 г. под номером 13517. Регистрация объекта, включая мост и его дополнительные постройки, позднее была изменена   в государственном кадастре как «объект археологического заповедника I степени» в 19 году.86 на основании решения № 1900 Высшего совета по культурным и природным ценностям, который окружен археологическим заповедником III степени, который служит буферной зоной в отношении решения Регионального совета Коджаэли по сохранению культурных ценностей от 23.01.2013 и под номером 814. В этом контексте Главное управление автомобильных дорог несет прямую ответственность за содержание, ремонт и сохранение моста Юстиниана; тогда как ответственность за сохранение и охрану заповедной зоны, зарегистрированной как археологический объект I степени, принадлежит местным периферийным органам Министерства культуры и туризма.

Хотя некоторые незначительные части были частично изменены и повреждены в результате процессов естественного распада и изменений в политике землепользования, целостность номинируемого объекта проявляется в физической и структурной целостности конструкции моста, видимых остатках дополнительные постройки и погребенные археологические памятники в пределах зарегистрированной заповедной зоны. Короткий участок дамбы, расположенный недалеко от восточного конца, был снесен, чтобы обеспечить проход железнодорожной ветки до Адапазары в конце девятнадцатого века. Мост был закрыт для автомобильного движения в 1995 после консервации, проведенной Генеральным управлением автомобильных дорог на мосту, в результате которой были заменены камни проезда и добавлены три ступени с обоих концов, чтобы обеспечить проход пешеходов. В ближайшее время Главное управление автомобильных дорог также проведет недавно одобренные работы по консервации для структурного укрепления конструкции моста, чтобы контролировать негативное воздействие процессов естественного износа, и для проведения археологических раскопок на охраняемой территории, которые будут соблюдать национальные заповеди. правила и универсальные принципы сохранения.

Подлинность

Монументальный мост Юстиниана и его материальное содержание в целом хорошо сохранились, и до настоящего времени он сохранил свою историческую, эстетическую, возрастную и редкостную, функциональную и техническую ценность без каких-либо существенных изменений своей первоначальной формы и дизайна, строительной системы. и материалы, а также их использование и функции.

Подлинность формы и конструкции моста и его дополнительных конструкций ясна и понятна. Меры по сохранению и укреплению, которые были предприняты в интересах лучшего понимания и защиты исторической структуры, соответствуют обстановке объекта и не оказывают негативного влияния на его подлинность. Несмотря на изменение течения реки Сагариус, до недавнего времени она непрерывно служила для пешеходного, конного и автомобильного движения. Хотя монументальная триумфальная арка, обращенная к мосту, больше не стоит, а апсида на другом конце частично разрушена, символическое значение моста Юстиниана все еще сохраняется в физической и визуальной целостности и подлинности конструкции, а также дух места, который ценят пользователи и посетители.

Сравнение с другими подобными объектами

Мост Юстиниана представляет собой исключительное историческое свидетельство с точки зрения архитектурно-технических характеристик, оригинального строительного дизайна, качества изготовления, технических навыков и их адаптации к местной географии по сравнению с другими римскими мостами и дорожными сооружениями. , а также объекты более поздних периодов, которые как включены, так и не включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и/или Предварительные списки.

В то время как большинство римских арочных мостов с контрфорсами опор имеют заостренные водорезы, обращенные вверх по течению реки, украшенные либо заостренным вниз по течению хвостом, либо вообще без хвоста, мост Юстиниана имеет оригинальную конструкцию, отличающуюся формой опоры. контрфорсы. Наиболее распространенная конструкция пирсов на римских мостах — угловая, но мост Юстиниана является исключением из-за составной конструкции пирса, сочетающей угловые контрфорсы с одной стороны и закругленные на противоположном конце того же пирса. Он также отличается от других подобных и современных построек своим замечательным размером 9,ширина 85 метров.

Что касается техники строительства, то каменные арочные сооружения и мосты широко применялись в регионе в разные периоды из-за удобства перекрытия больших расстояний. Среди тех, что расположены в регионе Анатолия/Малая Азия, мост Малабади, отличающийся самым большим арочным пролетом, и мост Узункопрю, как самый длинный каменный мост, являются одними из самых известных арочных мостов в дополнение к мосту Юстиниана, которые оба вписаны в Предварительный список всемирного наследия Турции. Однако оба этих моста были построены в более поздние периоды: мост Малабади представляет собой период Артукидов двенадцатого века, а мост Узункопрю был построен в пятнадцатом веке. Таким образом, мост Юстиниана выделяется как одно из самых ранних арочных мостовых сооружений, относящихся к позднему римскому периоду, которое сохранилось до наших дней в первозданном виде. Для сравнения, имеются ограниченные данные о других каменных мостовых сооружениях римского и византийского периодов в Анатолии, таких как мост Эзепа, мост Мацеста и мост Константина в древнем регионе Мисия, из-за того, что они были в значительной степени разрушены. или рухнул с годами.

В этом контексте мост Юстиниана выделяется как выдающийся пример римского культурно-технического накопления, способствующего развитию технических и инженерных навыков римлян. Он также представляет собой физическое проявление систематической и обширной программы строительства, применявшейся во времена Римской империи, в результате которой была создана густая сеть тщательно спроектированных и ухоженных дорог и мостов. В то время как римские военные сооружения и мосты, как правило, хорошо задокументированы и сохранились в Западной и Восточной Европе, например, мост Алькантара, внесенный в Список всемирного наследия, мост Юстиниана отличается своими огромными размерами, геополитическим значением и физической целостностью в Малой Азии. / Анатолийский регион. Что касается его важного геостратегического положения, он также символизирует военные и политические достижения Юстиниана в соединении восточных и западных территорий Римской империи и в значительной степени возродил ее былую славу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *