Памятник (Гавриил Державин) — текст стихотворения + анализ, читать онлайн!
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так!— весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
© Автор: Державин Гавриил Романович
Содержание:
Гавриил Романович Державин вошел в историю отечественной литературы как основоположник автобиографической поэзии, в которой красной нитью проходит восхваление собственной уникальности. Подтверждением тому станет анализ стихотворения «Памятник» (9 класс), в котором поэт воспевает свой талант. Благодаря краткому анализу «Памятник» по плану ученики 9 класса смогут пройти полноценную подготовку к уроку по литературе и предстоящим ЕГЭ.
Краткий анализ
- История создания – Стих написан в 1795 году.
- Тема стихотворения – Прославление поэтического творчества и утверждение высока предназначения поэта.
- Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое значение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой – обращается к Музе.
- Жанр – Ода.
- Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмой.
- Метафоры – «времени полет», «зарей бессмертия».
- Эпитеты – «вечный», «чудесный», «быстротечный».
- Гипербола – «металлов тверже он и выше пирамид».
- Инверсия – «и презрит кто тебя», «народах неисчетный».
- Олицетворения – «ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит».
История написания
Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.
Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.
Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшим, по сути, вольным толкованием одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.
Тема
При анализе стиха «Памятник» Державина следует отметить, что центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти грядущих поколений.
В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.
Основной чертой всего творчества Державина является его искренность, которую он в очередной раз продемонстрировал в стихотворении «Памятник». Он делает акцент на том, что истинный поэт должен быть честным и открытым не только с народом, но и с представителями власти. Также автор без лишнего жеманства упоминает о своих заслугах перед русской литературой.
Композиция
Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьезный настрой автора.
В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.
Далее следуют размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвертой строфе.
В последней же строфе автор обращается в Музе – покровительнице поэзии.
Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведется от первого лица с частым использованием личных местоимений.
Жанр
Стихотворение «Памятник» написано в жанре оды. Неторопливый ритм, некий уход от суетности достигается благодаря шестистопному ямбу с перекрестной рифмой.
Средства выразительности
В стихотворении Державина «Памятник» анализ кратко выглядит следующим образом. Произведение отличается высокопарной интонацией и лексикой, а также величественным, неспешным ритмом. Для достижения подобного эффекта автор использует многочисленные средства художественной выразительности.
Для подчеркивания возвышенного строя мыслей в своем произведении поэт использует высокопарные выражения («чело», «возгордились», «тлен», «дерзнул») и эпитеты («вечный», «чудесный», «быстротечный»).
Также в стихотворении встречаются метафоры («времени полет», «зарей бессмертия»), гипербола («металлов тверже он и выше пирамид»), инверсии («и презрит кто тебя», «народах неисчетный»), олицетворения («ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит»).
Загрузка…
# Стихи Державина
сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Державина :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Некоторые литературоведы считают стихотворения-памятники отдельным жанром, истоки которого следует искать в античной литературе. Среди русских поэтов эта разновидность лирики стала популярной в 17 веке, когда в отечественной литературе «главенствовал» классицизм. Образцы памятников находим у М. Ломоносова, Г. Державина, М. Лермонтова.
Г. Державин написал стихотворение «Памятник» (1975) под влиянием творчества титанов античного словесного искусства – Гомера и Горация. Первоначально названный стих назывался «К музе». Он вызвал немало споров в кругах критиков из-за того, что форма «Памятника» идеально отображает особенности древнегреческой лирики, а вот содержание несколько нескромное.
В центре стихотворения лирический герой, который заявляет, что воздвиг себе памятник. Он утверждает, что его монумент неподвластен стихиям и даже времени. Герой уверен, что сумел «убежать от тлена» и его слава будет только расти среди славянского рода, расширяя свои границы. В предпоследнем куплете лирический герой рассказывает секрет своей вечности: он сумел писать о великих мира сего «забавным русским слогом». Он считает, что этим достижением должна гордиться даже сама муза.
Если обратить внимание на детали, например, упоминание о Фелице, царях, нетрудно увидеть автобиографическую основу «Памятника». Это дает основание утверждать, что лирический герой – отображение самого Г. Державина. Кстати, Гавриил Романович на упреки критиков о «вызывающем» содержании отвечал, что в произведении восхваляет не себя, а русскую литературу, сумевшую выпутаться из цепких сетей классицизма.
В следующем столетии в 1836 году из-под пера А.С. Пушкина появилось стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Стих был найден и опубликован только после смерти поэта. Литературоведы до сих пор спорят по поводу его истории написания, в частности, источников. Некоторые утверждают, что Пушкин просто перефразировал своих предшественников, другие же считают, что он был вдохновлен творчеством Горация и Гомера.
Не секрет, что А. Пушкин был «поклонником» творчества Г. Державина, поэтому не удивительно, что стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» напоминает «Памятник» Г. Державина.
Лирический герой Пушкинского творения также говорит, что воздвиг себе памятник, но уточняет, что монумент «нерукотворный». Он, так же как и герой Державина, уверен, что славянские народы всегда будут хранить в памяти этот «монумент» и самого поэта. Только вот причина славы отличается от Державинской. Пушкинский герой говорит, что своими стихами пробуждал добро и справедливость.
Стихотворения Г.Р. Державина и А.С. Пушкина похожи как по форме, так и по содержанию, но это совсем не говорит о «плагиате», скорее свидетельствует о популярности данной темы и жанра в период 17-18 веков.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Памятные камни в Библии
Памятник Господу
Существует библейский прецедент возложения камней в память о Господе, чтобы помнить о том хорошем, что Он сделал для нас.
Есть по крайней мере три случая, когда библейские персонажи кладут мемориальные камни, и они становятся важными местами на протяжении всей библейской истории. Вефиль – это место, где Иаков увековечил свое видение. Гилгал – это место, где Иисус Навин отметил чудесный вход израильтян в Землю Обетованную. Самуил возводит камень Эвенезер после того, как Бог отразил нападение филистимлян.
Вечная Стена во многом копирует эти библейские памятные камни, поскольку мы прославляем Бога национальным памятником из 1 миллиона кирпичей, каждый из которых символизирует ответ на молитву.
Мы надеемся:
• Возродить веру в Бога
• Напомните нам о том, что Он сделал до 90 007
• Создайте атмосферу поклонения
• Увеличьте нашу уверенность в Иисусе
Присоединяйтесь к нам, чтобы сделать надежду видимой, увековечив память Иисуса
Вефиль
Первое библейское упоминание о памятных камнях встречается в Бытии 28:10-22, когда Иаков поставил столб в Вефиле в память о мощном видении Бога, которое он испытал во время сна. Это событие было настолько поразительным, что Иаков почувствовал, что его нужно увековечить, поэтому он воздвиг камень, на котором спал.
Иаков не хотел забывать то, что дал ему Бог. Вефиль, что означает «Дом Божий», затем стал важным центром поклонения. Помня физически о том, что сделал Бог, Иаков укрепил свою веру и веру тех, кто позже поклонялся там.
Гилгал
В книге Иисуса Навина 4:1-8 Бог повелевает израильтянам перейти реку Иордан, которую Он чудесным образом остановил. Иисус Навин ведет 12 племен, чтобы убрать валуны со русла реки, которые они возводят в Земле Обетованной в месте под названием Гилгал. Эти 12 камней Иордана были памятником Божьей любви и чудесной помощи.
Однако эти камни ценят не только те, кто был свидетелем чуда.