Паганини биография кратко: Никколо Паганини биография кратко, интересные факты для детей

биография (кратко) о жизни и творчестве, самые важные факты

Николо Паганини был третьим ребенком в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Антонио в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку. Его жена вела домашнее хозяйство. Однажды Терезе приснился ангел, который предрек ребенку, которого она должна была родить, блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам очень любил музыку. Антонио постоянно музицировал на мандолине, чем сильно раздражал соседей и супругу.

Отец, уверовав в вещий сон, начал усиленно заниматься с Никколо уроками игры на скрипке. С первых занятий становится ясно, что ребенок одарен от природы тончайшим слухом. Поэтому детские годы малыша прошли в изнуряющих занятиях, от которых даже сбегал. Но отец применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба. Все это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. ..

Однако Никколо сам все более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти еще неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Неизвестно, посещал ли Паганини школу. Возможно, читать и писать он научился позднее. В его письмах, написанных в зрелом возрасте, встречаются орфографические ошибки, однако он имел некоторые знания в литературе, истории, мифологии.

А вот первые собственные композиции Паганини начал создавать очень рано. Таким образом, уже в 8 лет он порадовал родственников скрипичной сонатой.

Первый публичный концерт музыкант дал 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино города Генуи. Вырученные средства пошли на то, чтобы мальчик (а Никколо в тот год исполнилось всего 13) отправился в Парму – обучаться у известного скрипача и педагога Алессандро Ролла. Когда семейство Паганини (отец и сын) приехали к Алессандро Ролла, тот отказался их принимать из-за болезни. Но рядом с комнатой преподавателя лежала скрипка и ноты только вчера написанного сочинения.

Тогда Никколо взял инструмент и тут же сыграл произведение – удивленный педагог, услышав исполнение Паганини, вышел к гостям и сказал, что он уже не может ничему научить мальчика – тот и сам все умеет.

Никколо оттачивал свое мастерство по несколько часов в день, он занимался до полного изнеможения и постоянно придумывал себе новые упражнения. Один из его учителей, виолончелист Гаспаре Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта. В пору этих занятий Никколо под его руководством сочинил, используя лишь перо и чернила, «24 четырехголосную фугу».

Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную.

В начале 1797 года Паганини со своим отцом начал первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Каприсы Паганини совершили революцию в мире скрипичной музыки. Каждая миниатюра из них звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно.

В Ливорно Никколо дал немного концертов, остальное время он посвятил совершенствованию своей техники и занимался самостоятельно без преподавателей. Взяв на вооружение приемы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато, необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости, занимаясь до полного изнеможения. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно.

В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. В этом городе он провел несколько лет. Первой (а возможно, и самой сильной) любовью композитора стала знатная дама, чье имя он всегда скрывал и с которой он прожил 3 года в ее поместье в Тоскане. В те годы он открыл для себя гитару и написал для нее и скрипки 12 сонат, а также пристрастился к картам. Часто он проигрывал все, и, по его словам, «только мое собственное искусство могло спасти меня». Однако он нашел в себе силы отказаться от азартных игр и более никогда не прикасался к картам.

В 1808 году Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлеченная внешними эффектами и невероятными приемами игры, которые демонстрировал Паганини. Маэстро мог исполнять произведения, даже если на скрипке не хватало одной или нескольких струн (например, когда на его концерте лопалася струна, он продолжал играть, не прерываясь). А ко Дню рождения императора Паганини написал сонату «Наполеон» для одной струны (соль).

Николо Паганини говорил, что у него были отношения с Элизой Бонапарт – старшей сестрой Наполеона. Музыкант был капитаном ее личной гвардии и имел титул «придворного виртуоза»: давал концерты и руководил спектаклями.

Во второй половине 1808 года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию.

Итальянский гитарист и композитор Луиджи Пиккьянти рассказал первому биографу Паганини Конестабиле о случае, недавно произошедшем в пору пребывания музыканта во Флоренции, который в полной мере демонстрирует его исключительное мастерство. Паганини должен был исполнить в доме одного из придворных под аккомпанемент на рояле «Сонату» Гайдна. Музыкант сильно задержался, а когда пришел, чтобы не заставлять ждать слушателей, начал играть, не проверив настроена ли скрипка. Он играл великолепно, вводя по собственному усмотрению импровизации. После первой части произведения Паганини обнаружил, что «ля» на скрипке отличается от «ля» на рояле на целый тон. Пиккьянти, который прекрасно разбирался в музыке, по собственному признанию, был поражен: Паганини для верного исполнения «Сонаты» при таком произвольном настрое скрипки должен был мгновенно переделать всю аппликатуру, слушатели же ничего не заметили.

Далее его творческий путь продолжается уже в Милане. В театре «Ла Скала» Николо настолько очарован увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему, ставших одними из самых знаменитых в его творчестве – «Ведьмы», вариации на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром (“Вариации на четвертой струне”).

  Премьера произведения состоялась на его сольном концерте в «Ла Скала» 29 октября 1813 года.  Миланский корреспондент лейпцигской музыкальной газеты сообщил, что публика была глубоко потрясена: вариации на четвертой струне настолько изумили всех, что музыкант повторил их по настоятельному требованию публики. Вслед за тем Паганини в течение шести недель дал одиннадцать концертов, которые имели неизменно особый успех.

В 1821 году Паганини прерывает концертную деятельность по причине затяжной изнурительной болезни. Дела идут настолько плохо, что он просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Николо терзают сразу несколько болезней: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Даже именитый врач не мог гарантировать выздоровление. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставляет творчество и слабыми руками перебирает гитарные струны, обдумывая композиции. Молитвы матери не проходят даром, и Паганини выздоравливает, правда надрывный кашель остается на годы.

Окрепнув, Паганини дает 5 концертов в Павии и составляет 20 новых произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая в Германии, Риме, Вестфалии, Франции. Теперь билеты на выступления Паганини стоят огромных денег, талантливый скрипач зарабатывает материальное положение и даже покупает себе титул барона.

27 декабря 1808 года в масонской ложе Великого Востока Паганини исполнил масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.

В возрасте 34 лет Паганини увлекся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления.

Пара жила настолько странно, что неоднократно привлекала внимание окружающих. Антония любила Николо, но постоянно изменяла ему. Девушка объясняла это тем, что человек часто болел, а ей не хватало внимания. Собственные измены певица не скрывала. Паганини тоже в долгу не оставался и заводил интрижки с кем попало.

В 1825 году у пары рождается сын, которого назвали Ахилл. Скрипач, который мечтал о детях, безумно обрадовался этому факту. Чтобы создать ребенку условия и обеспечить дальнейшую жизнь, молодой отец погрузился в творчество и зарабатывание капитала. Не забывая при этом уделять внимание любимому Ахиллу. Супруги разошлись, когда ребенку исполнилось 3 года. Никколо добился единоличной опеки над малышом.

Несмотря на любовные приключения, по-настоящему привязан он был только к одной женщине – Элеоноре Де Лука. С юности и до зрелости мужчина посещал возлюбленную, которая покорно принимала блудного Николо.

Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836 года выступил в Ницце с тремя концертами.

Осенью 1839 года Паганини приехал посетить Геную, но поездка далась нелегко. Великого виртуоза подкосил туберкулез, за который мужчину мучил изнуряющий кашель и отечность ног. Последние месяцы перед смертью он даже не выходил из дома.

В 1840 году болезнь поглотила Николо, который и на смертном одре пальцами перебирал струны любимой скрипки, не в силах поднять смычок. В этом же году великий музыкант умер.

По одной из версий, церковнослужители запретили предавать тело земле за то, что перед смертью человек не исповедовался. Паганини кремировали, а прах сохраняла Элеонора Де Лука. С другого источника следует, что Никколо похоронили в Валь-Польчевере, а через 19 лет Ахилл добился захоронения останков отца на Пармском кладбище.

смотрите также ноты произведений Паганини:

К вопросу о традициях и новациях в скрипичном исполнительском искусстве. Методические рекомендации к исполнению Прелюдии из Партиты № 3 И. С. Баха и Каприса № 2 Н. Паганини
Caprice No. 24 — Николо Паганини — ноты
Вариации (обработка Н. Выгодского) — Николо Паганини — ноты
Cantabile — Николо Паганини — ноты
Guitar Sonata In F Major, MS 84 No. 6 — Николо Паганини — ноты
Guitar Sonata In A Major, MS 84 No.37 — Николо Паганини — ноты
Romance — Николо Паганини — ноты
Moto Perpetuo, op. 11 — Николо Паганини — ноты
Centone di Sonate (Sonata IV: Adagio Cantabile) — Николо Паганини — ноты
Caprice 5 — Николо Паганини — ноты
Centone di Sonate (Sonata III: Larghetto Cantabile) — Николо Паганини — ноты
Caprice 16 — Николо Паганини — ноты
Lucca Sonata, Opera VI, No. 1 — Николо Паганини — ноты
Непрерывное движение (Паганини) — ноты для аккордеона

Имя Паганини всегда было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обещал обнародовать только после окончания своей карьеры. На самом деле, непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытой им.

Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне еще угаданы этими авторами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим чрезвычайно яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приемах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».

Никколо Паганини краткая биография


Известный на весь мир музыкант из Италии, виртуозно игравший на скрипке. Считается, что до сих пор никто из музыкантов-скрипачей прошлого и настоящего не сумел достичь такого же уровня мастерства в игре на этом инструменте. Но помимо музицирования Паганини известен ещё и как талантливый композитор, написавший немало замечательных музыкальных произведений для скрипки. Прожил маэстро удивительную жизнь, насыщенную яркими событиями.

 

Место рождения  Италия, Генуя. Дата рождения  1782 год, 27 октября. Отец — мелкий торговец. Уже с раннего возраста в мальчике открылся неподдельный интерес к музыке, который выражался в регулярной игре на мандолине, хоть это и раздражало его близких.

 

Отец, поняв, что у Никколо очень тонкий музыкальный слух и очевидный талант к игре на музыкальных инструментах, начал с ним самостоятельные занятия. Обладая деспотичным характером, родитель обращался с сыном весьма жестоко: требовал играть по несколько часов к ряду; за провинности садил под замок в тёмную комнату и оставлял без пищи. Из-за такого отношения здоровье маленького Никколо было основательно подорвано, и жизнь ребёнка грозила оборваться.

 

Напуганный отец, чтобы загладить свою вину, дарит сыну скрипку, а затем нанимает для обучения скрипача-педагога. Под руководством учителя маленький музыкант очень быстро набирается опыта и уже к 8 годам пишет первое музыкальное произведение и мастерски сам исполняет его в кругу своей семьи. 

 

Джакомо Коста, первая скрипка оркестра при соборе Сан-Лоренцо, прознав о маленьком исполнителе, решился его обучать. Ребёнок схватывал всё буквально на лету и уже через полгода освоил приёмы игры на музыкальном инструменте. Это знакомство с Джакомо Коста оказало решающее влияние на всю дальнейшую жизнь и карьеру начинающего скрипача. 

 

Уже с юных лет Никколо начинает свою концертную практику и вызывает неподдельный восторг у слушателей своим мастерским владением скрипки. Отец Никколо прекрасно понимал, что талант сына может приносить хорошую прибыль. Он становится импресарио юноши и проводит его удачные гастроли по городам Северной Италии: Флоренция, Милан, Ливорно, Пизе. Все концерты, как один, проходили с аншлагом.

 

Достигнув шестнадцатилетнего возраста, юноша наконец-то обретает независимость от своего деспотичного отца. Молодой музыкант начинает предпринимать самостоятельные шаги в своей творческой деятельности. Он даёт концерты не только в Италии, но и за её пределами.

 

Никколо Паганини совершил настоящую революцию в искусстве игры на скрипке. Его виртуозное исполнение вызывало неизменный восторг у всех, кто присутствовал в зале во время его выступлений. Новые приёмы владения инструментом (в частности — игра на одной струне) отличались невероятной сложностью, и долгое время ими не могли овладеть другие скрипачи.

 

Странно, но при своей достаточно невзрачной внешности, музыкант имел неизменный успех у слабого пола. В течение жизни у скрипача было немалое число романтических похождений, но до бракосочетания дело так и не дошло. Вот только роман с певицей оперы, Антонией Бьянки, увенчался рождением сына. Мальчику дали имя Ахилл. Это единственный ребёнок великого музыканта.

 

Неустанные занятия любимым делом и насыщенная гастрольная жизнь весьма пагубно сказывались на общем состоянии здоровья Паганини, которое от рождения было достаточно слабым. Всё это, в конце концов, вылилось в тяжёлую форму туберкулёза, приведшего в итоге к смертельному исходу. Случилось это в 1840 году, 27 мая.

 

 

Добавить комментарий

Итальянский музыкант, Никколо Паганини эпохи классицизма

Никколо Паганини, несомненно, был самым известным «скрипачом-виртуозом» конца 18 века, если не самым великим когда-либо. Итальянский композитор, гитарист и скрипач родился 27 октября 1782 года в Генуэзской республике. Он считается пионером «современной скрипичной техники» и до сих пор остается источником вдохновения для современных скрипичных композиторов.

Молодость

Никколо Паганини был третьим ребенком Терезы и Антонио Паганини. Никколо начал учиться игре на мандолине в нежном пятилетнем возрасте у Антонио, который играл на ней в коммерческих целях, чтобы угодить своей семье. Впоследствии, когда ему исполнилось семь лет, он перешел на скрипку, и его необузданный талант принес ему многочисленные похвалы и стипендии.

В юности Паганини учился у разных местных скрипачей, в том числе у Джакомо Коста и Джованни Серветто. Однако его замечательные успехи вскоре опередили его учителей. Затем Паганини решили обратиться за советом к Алессандро Ролле из Пармы. Впоследствии его направили к учителю Роллы Фердинандо Паэру, который в дальнейшем порекомендовал его своему наставнику Гаспаро Гиретти. Паганини должным образом освоил игру на гитаре и уже в 17 лет играл на публичных концертах. К 18 годам он имел репутацию исключительного скрипача, бабника и игрока.

Музыка 

За время своей карьеры Никколо подружился с композиторами Гектором Берлиозом и Джоаккино Россини благодаря их общему интересу к музыкальным инструментам. В 1818 году он познакомился с Россини в Болонье и даже стал его заместителем в опере «Матильда ди Шабран».

Он встретил Гектора Берлиоза в Париже. Вскоре они нашли отклик и стали частыми друзьями по переписке. Никколо часто называл своего друга вторым пришествием Людвига ван Бетховена. Дуэт разделял активный интерес к использованию гитары, которую они оба часто использовали в своих композициях. Он также подарил Берлиозу французскую гитару, изготовленную Гробертом де Мирекуром. Инструмент сейчас хранится в Париже в Музее музыки.

Во время пребывания Паганини в Ливорно богатый бизнесмен Ливрон одолжил ему скрипку работы легендарного Джузеппе Гварнери. Таково было влияние Паганини, Ливрон отказался забрать скрипку. Эта скрипка стала знаменитой «Il Cannone Guarnerius». Паганини также был связан с различными прославленными инструментами, а именно «Николо Амати 1657», «Ле Брун 1712 Страдивари», «Пьятти 1700 Гоффриллер» и «Антонио Амати 1600».

Композиции Паганини были творческими с технической точки зрения. Его произведения значительно расширили тональный диапазон используемых им инструментов. Он также включил звуки животных в свою музыку. «Испанский танец» полон юмористических подражаний различным животным. Его сольная композиция «Duetto Amoroso» была более возмутительной попыткой, учитывая его время, поскольку он изобразил интимные стоны и вздохи влюбленных через скрипку. Рукопись Duetto все еще доступна и была благополучно записана. Он часто использовал тонкие струны, а также устанавливал свою скрипку на более высокий полутон, чем оркестр. Это также помогло ему с легкостью создавать гармоники.

Паганини всегда будут помнить за введение гармоник и особенно за начало двойных дрожаний, двойных нот и мелодий в гармониках. Его современники знали о естественных гармонических прогрессиях, но он был первым композитором, который исследовал, если не изобрел, искусственные гармоники, которые впоследствии стали неотъемлемыми чертами его музыки. Однако его часто критиковали за явное отсутствие полифонии в его музыке. Это может быть связано с тем, что он слишком полагается на гитару в качестве аккомпанемента. Большинство его концертов, особенно оркестровые произведения, были по большей части неавантюрными и вежливыми — явно подходящими для солиста. На его стиль больше повлияли другие итальянские композиторы из Неаполя, например, Гаэтано Доницетти, Россини и Джованни Паизиелло.

Его лучшие произведения

Centone di Sonate, Vol. 1 (1828-29)

Это произведение было создано во время его короткой остановки в Праге, а музыка пробуждает ощущение музыкальной утонченности. Он меньше полагался на буйство и безумие своей юности, больше концентрируясь на нежных мелодиях. Гитарный аккомпанемент идеально играет на фоне, создавая спокойное средиземноморское настроение.

Моисей Фантазия (1818)

К этой композиции прилагается сказка. Паганини выступал на концерте, когда струны его скрипки начали рваться, пока не осталась только самая нижняя — «струна соль». Он спокойно воспринял эту неудачу и создал это произведение исключительно на основе «струны соль».

Moto perpetuo (1835)

Паганини сочинил это в прошлые годы как ссылку на его уже ухудшающееся здоровье и последующие неблагоприятные последствия для его левой руки. Эта композиция требует координации и выносливости, а не спортивного мастерства. Тем не менее, это остается одним из его самых сложных номеров с его непрекращающимся, захватывающим дыхание потоком полукваверов.

24 каприса для скрипки соло (1802-1817)

Это произведение создано по «форме этюдов». Он представляет собой сольные, короткие музыкальные композиции, которые чрезвычайно сложны и предназначены исключительно для совершенствования отдельного компонента игры. «24 каприса для скрипки соло» до сих пор считаются грандиозной перспективой даже для самых бесстрашных концертирующих скрипачей.

Концерт для скрипки № 1 (1818 г.) 

Его первый «Концерт для скрипки с оркестром» представляет собой объединение новаторских техник, разработанных Паганини во время гастролей по Италии. Оркестровые партии выполнены в «ми-бемоль мажор», а партии скрипки — в «ре мажор». Композитор умело управлял рукой с тональностью музыки и настройкой скрипки, следя за тем, чтобы сольные партии выделялись на фоне оркестра.

Монолог развития

Поразительный контроль, сила и техника Паганини в сочетании с его неумолимой романтической энергией создали несколько абсолютных музыкальных чудес. И его виртуозность еще больше выделяла его, поскольку он умел настраивать струну своей гитары или скрипки на полутон. Он даже перерезал струны своих инструментов на сцене ножницами вживую.

В 1836 году композитор вернулся в Париж, чтобы инвестировать в казино. Однако провал проекта вынудил его продать с аукциона свое личное имущество, в том числе музыкальные инструменты. Зимой 1838 года он посетил Ниццу и впоследствии заболел. В конце концов он скончался от внутреннего кровотечения 27 мая 1840 года.

Критики утверждают, что Паганини редко исполнял какую-либо другую музыку, кроме своих собственных произведений. В его время композиторы должны были подрабатывать собственными интерпретаторами и редко использовали музыку своих современников — это делал Паганини. Он играл концерты Крейцера и Роде, хотя и не с такой помпой.

Остается вопрос, стоит ли ссылаться на сложный стиль игры Паганини? Приносит ли это какую-либо постоянную пользу музыкальному искусству? Никколо Паганини не принадлежал к какой-либо музыкальной школе и не основал ее. Ему подражали будущие композиторы, но никто не может претендовать на звание его преемника. Однако, даже если оставить в стороне высшие соображения и эстетику и сосредоточить исключительное внимание на его техническом мастерстве, исследуемые направления абсолютно футуристичны. Его музыка путешествовала за пределы Италии; его выступления произвели революцию в исполнении и композиции «фортепианной музыки». Если «соната» больше связана с процедурой достижения цели, то вариацию можно рассматривать как удовольствие, полученное от самого путешествия, и Паганини довел и то, и другое до совершенства. Его музыкальную эксцентричность и экстравагантность можно оставить в стороне, так как его виртуозность сияет сквозь них всех.

 

Ссылки на ресурсы: 

  • https://www.britannica.com/biography/Niccolo-Paganini
  • https://www.thirteen.org/publicarts/violin/paganini.html
  • https://www.classicfm.com/composers/paganini/niccolo-gifted-violinist-deal-with-devil/
  • https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2639882/
  • https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1071620/
  • https://www.biography.com/musician/niccolo-paganini
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Niccol%C3%B2_Paganini

Связанные ноты для фортепиано:  

  • Классическая музыка: Ноты для фортепиано на нескольких уровнях
  • Музыка барокко: Ноты для фортепиано на нескольких уровнях
  • Музыка из опер: Ноты для фортепиано соло на нескольких уровнях
  • Музыка из оркестровых произведений: Ноты для фортепиано соло на нескольких уровнях
  • Классическая музыка для фортепиано и клавишных: Ноты для фортепиано на нескольких уровнях

Никколо Паганини | Encyclopedia.

com

1782-1840

Скрипач

Источники

Ранние годы. Никколо Паганини родился в Генуе, Италия. Его отец был мелким ремесленником, который, возможно, также был простым носильщиком в гавани Генуи, но он также был достаточно опытным игроком на мандолине, чтобы признать, что у его маленького сына был особый музыкальный талант. К тому времени, когда Паганини было двенадцать, его игра на скрипке превзошла игру его учителей в Генуе, и его отправили в Парму учиться у известного учителя игры на скрипке и композитора Алессандро Ролла (1757–1841). К тому времени, когда Паганини исполнилось двадцать лет, его репутация искусной скрипичной техники стала широко распространенной. В самом деле, Паганини играл на скрипке так, как никто до него. По мере того, как он давал все больше и больше публичных концертов, он обрел финансовую независимость от родителей, и в течение трех лет Паганини, по его собственному признанию, вел распутную жизнь. Его здоровье сильно пошатнулось, и он так и не выздоровел. Считается, что в этот период он заразился сифилисом, от которого тогда не существовало полностью эффективного лечения. Несмотря на свои недуги, Паганини начал давать концерты, которые стали единственным источником его дохода. В этом смысле Паганини является примером раннего романтического музыканта, который, в отличие от своих классических предшественников, зависел от общественного рынка, а не от щедрости аристократов.

Изображение. Паганини сознательно культивировал эксцентричный образ, который в сочетании с его почти «демоническим» умением играть на скрипке сделал его знаменитым. По мере распространения его славы росли кассовые сборы от его концертов. Он носил длинные волнистые черные волосы и неизменно выступал в черном пальто, длинных брюках и цветном жилете. Изможденный и неуклюжий, с длинными паучьими пальцами и игривой позой, которая казалась почти искривленной, он был похож на какую-то черную марионетку. Он заставил зрителей ждать своего появления, и когда занавес медленно раздвинулся, он вышел из-за кулис на сцену под драматический аккомпанемент барабанной дроби. Как позднее заметил пианист-виртуоз и композитор Ференц Лист (1811–1886): «Возбуждение, которое он вызывал, было настолько необычным, магия, которую он воздействовал на воображение своих слушателей, была настолько мощной, что они не удовлетворились бы естественным объяснением. Им на ум пришли старые сказки о ведьмах и привидениях; они пытались объяснить чудо его игры, углубляясь в его прошлое, интерпретировать чудо его гения сверхъестественным образом; они даже намекали, что он посвятил свой дух лукавому и что четвертая струна его скрипки сделана из кишок его жены, которые он сам вырезал». Зловещая репутация Паганини еще больше упрочилась в 1816 году, когда его обвинили в том, что он оплодотворил женщину вдвое моложе себя, а затем попытался убедить ее сделать аборт. Паганини утверждал, что он невиновен и его подставили, потому что он богат и знаменит, но, тем не менее, был оштрафован и приговорен к небольшому сроку тюремного заключения.

Техника. Виртуозная техника Паганини покорила не только массовую публику, но и ценителей. Как позже писал великий немецкий скрипач Луи Шпор (1784–1859): «Ни один инструментальный исполнитель никогда не пленял итальянцев так, как он. … со всех сторон от немузыкальных людей слышно, что он истинный мастер колдовского искусства и что он извлекает звуки из скрипки, никогда ранее не слышанные. Знатоки, напротив, говорят, что его огромная ловкость левой руки, его двойные остановки и его мастерство во всех видах трудных пассажей неоспоримы; но они добавляют, что качества, пленяющие массы, испорчены шарлатанством…» Паганини действительно иногда поражал свою неискушенную публику множеством вариаций на одной струне, струне соль, и для эффекта он удалял остальные три. Или же он играл, как выразился Шпор, «особый вид пиццикато для левой руки, без помощи правой руки или смычка». Иногда он приводил публику в восторг игрой, имитирующей голоса старух, крики петуха, стрекотание сверчка, вой собаки или рев осла.

Слава, удача и международное турне. В начале 1820-х годов Паганини дал множество концертов в разных городах северной Италии. Он также подумывал о путешествии к северу от Альп, но оно было отложено из-за плохого состояния здоровья. В 1822 году он заболел туберкулезом, который в сочетании с сифилисом поставил под угрозу его жизнь. Хотя он так и не выздоровел полностью, к 1828 году Паганини почувствовал себя достаточно здоровым, чтобы принять приглашение принца Клеменса фон Меттерниха приехать в Вену. Спектакли Паганини завораживали австрийскую публику так же, как и итальянскую. Он начал потребительское увлечение. Женщины носили прически «а-ля Паганини», а мужчины надевали шляпы Паганини. Некоторые пекарни продавали буханки хлеба в форме скрипок. Его турне также привело его в Берлин, где его ждал аналогичный прием. Газетный критик писал, что «никогда в жизни я не слышал такого плача [от скрипки]. Словно истерзанное сердце этого страдающего человека разрывалось от печали. .. . Я никогда не знал, что музыка обладает такими звуками. . . . Когда донеслась последняя трель, раздался взрыв радости… Дамы перегнулись через балюстраду балкона, чтобы показать, что они аплодируют; мужчины встали на стулья, чтобы лучше видеть его и позвать его; Я никогда не видел такой берлинской публики». Такая популярность принесла финансовый успех. Паганини заработал столько денег на своих концертах в Вене, Берлине, а затем в Варшаве, что ему больше не нужно было играть. Тем не менее, он продолжал выступать, гастролируя по Франции, Англии и Ирландии в 1830-х годах. В течение трех месяцев в начале 1832 года он дал шестьдесят пять концертов в тридцати городах, поддерживая лихорадочный темп, что было далеко не редкостью во время его гастролей.

Поздние годы. Такой темп вряд ли можно было выдержать. В 1833 году он вернулся в Италию, а в 1836 году, страдая от плохого здоровья и истощения, вообще прекратил выступать. Затем он занялся развлекательным бизнесом в Париже, Casino Paganini, где он и его партнеры надеялись объединить азартные игры, музыкальные представления и танцы в одном месте. Он с треском провалился, и партнеры Паганини подали на него в суд за нарушение контракта, утверждая, что он согласился там играть, а не дал. Французские суды вынесли решение против Паганини, наложив на него крупный штраф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *