Ответы на вопросы по истории 6 класс параграф 8 – ГДЗ по истории 6 класс учебник Агибалова Донской

ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 8

Параграф 8. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть

РУСЬ ПРИ НАСЛЕДНИКАХ ЯРОСЛАВА МУДРОГО. ВЛАДИМИР МОНОМАХ

Вопросы в тексте

1. Как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства?

Владимир Мономах завоевал доверие и любовь всех сословий на Руси. Он создал новый свод законов, защищающий не только князя и его дружину, но и самый бедный класс населения. Теперь никто не мог превратить свободного человека в раба. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей. Он был противником княжеских усобиц. За неповиновение он карал силой. Владимир вел успешные и быстрые завоевательные походы, зная, когда необходимо заключить мир, а когда воевать. Княжение Владимира Мономаха стало временем относительного единства Древнерусского государства.

2. Какие русские земли особенно сильно страдали от набегов кочевников?

В основном это были земли юга Руси – Переяславльское и даже Черниговское княжество.

3. Как, по вашему мнению, сказывались княжеские усобицы на безопасности границ Руси?

Естественно, внутренние противоречия и княжеская усобица не позволяла князьям сплотиться для защиты границ Руси. Поэтому южные земли страдали от набегов половцев. Одиночные походы отдельных князей были обречены на поражение.

4. Как изменилось управление Русским государством после смерти Ярослава Мудрого?

Ярослав Мудрый разделил между сыновьями Русскую землю: Изяславу — Киев и Новгород, Святославу — Чернигов и Муроме-Рязанскую землю, Всеволоду — Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Остальные сыновья получили меньшие наделы. Сложился очередной порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский — второй брат. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства.

В 1097 году по настоянию Владимира Мономаха внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в Любече, где порешили, что отныне каждый из них будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца, но главенствующим будет по-прежнему Киевский престол.

5. Почему Владимир Мономах имел авторитет и поддержку всего народа?

Владимира Мономаха народ любил и уважал, потому что он первый, кто узаконил права самых бедных и не давал их в обиду. Уважали его также и бояре, и дружинники, и духовенство, и купечество, поскольку он умел понять их нужды, уберечь и защитить их интересы. Владимир обеспечил защиту Руси от половцев, поднял авторитет государства на международном уровне, укрепил княжескую власть, обеспечил порядок и согласие между удельными князьями. При правлении Владимира Мономаха Русь стала крупным государственным и культурным центром.

Вопросы к тексту параграфа

1. Какие важные события произошли на Руси в период совместного правления Ярославичей?

  • 1068 — поражение Ярославичей от половцев, восстание в Киеве и бегство Изяслава в Польшу – престол занял Всеслав Полоцкий;
  • 1069 — возвращение Изяслава в Киев с польским войском;
  • 1073 — изгнание Изяслава братьями по подозрению в союзе с Всеславом, на престол садится Святослав;
  • 1076 — смерть Святослава, возвращение Изяслава в Киев, Всеволод отдает престол;
  • 1078 — смерть Изяслава в сражении против сына Святослава Олега и половцев, на престол садится Всеволод, продолжается война с Всеславом Полоцким.

2. Почему борьба с набегами половцев стала важнейшей задачей русских князей? Почему они не могли полностью оградить Русь от половецких набегов?

Половцы стали новой угрозой для южных рубежей Руси. Их орды совершали набеги, грабили, убивали и уводили в полон невольников, продавая их затем на невольничьих рынках. Кроме того, половцы играли важную роль в междоусобной войне русских князей, поддерживая то одних, то других, тем самым еще больше расшатывая разваливающееся государство. Именно из-за внутренних конфликтов на Руси и неспособности князей совместно противостоять внешней угрозой, Русь не могла полностью оградить себя от половецких набегов.

3. Какие решения принял Любечский съезд князей? Каково значение этого съезда?

Князья поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с врагом. Князья договорились также, что отныне каждый из них будет править самостоятельно на земле, доставшейся ему от отца. Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев, хотя и не устранил усобицы. Кроме того, съезд фактически признал состоявшимся фактом распад прежде единой Киевской Руси на «отчины» — родовые владения отдельных княжеских линий. Но Киев еще сохранял значение единой столицы, и великокняжеский престол по-прежнему оставался привлекательным для князей.

4. Назовите основные черты правления Владимира Мономаха.

Принципы правления Владимира Мономаха подробно описаны в его «Поучении», которое не мешало бы иметь на своем столе всем политикам:

  1. Единство. Владимир Мономах известен в первую очередь как «собиратель земель русских». Он избавил Русь от усобиц и при народной поддержке подчинил всех князей своей воле.
  2. Закон. Лишь Христианское учение, по мнению Мономаха, определяет закон, а ни в коем разе не княжеская сила и власть. Князь демонстрировал собственным примером, каким должен быть настоящий правитель, меняющий в случае надобности порядки, чтобы облегчить жизнь большинству граждан.
  3. Дело. Мономах надолго отбил охоту у половцев совершать набеги на русские земли. Он сумел объединить князей и предпринял ряд походов, которые увенчались успехом. Так что о военном деле Мономох, похоже, знал не понаслышке. Князь советует своим сыновьям не надеяться на воевод, а снаряжать войско самостоятельно. Время в походах не тратит на пиры и последующий беспробудный сон, а обдумывать план наступления. Самим снаряжать дозоры и проверять охрану в течение ночи, а также быть бдительными и никогда не снимать с себя оружие.
  4. Милосердие. Мономах просит не позволять сильным губить слабых, а при первой необходимости быть готовыми вступиться за вдов, сирот и убогих. Всякий встречный, по его мнению, достоин того, чтобы быть обласканным добрым словом. Милосердие, сострадание, христианский долг, которые Мономах ставил превыше княжеской силы.
  5. Вера. Духовность — вот основа нации, — в этом был уверен Мономах. Пока есть вера — есть русский человек. Любовь к ближнему и вера — то, без чего не может стоять Русь.
  6. Любовь. Большое внимание уделял Мономах и окружающим людям, при этом сам был образцом для подражания: в детстве – послушным ребенком, в юности – отважным воином, приветлив дома и почтителен к родителям.
  7. Знания. Мономах настойчиво рекомендует стремиться к знаниям, велит читать, а в качестве примера вспоминает своего отца Всеволода, который самостоятельно выучил 5 языков.

5. Как развивалось древнерусское законодательство от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха? Какое значение имел «Устав Владимира Всеволодовича»?

«Правда Ярослава»«Правда Ярославичей»«Устав Владимира Мономаха»
Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственниковШтраф (вира), запрет кровной местиШтраф (вира)
Защита собственности князя и его земельных владений
Увеличение размеров штрафов за судебные функцииВведение письменного судопроизводства
Выделение новых категорий зависимого населения (закупы)Уточнение положения закупа

«Устав Владимира Мономаха» стал заключительной частью Русской Правды. Закон значительно облегчал положение должников, запрещал превращать свободных людей в рабов.

Работаем с картой

1. Найдите на карте Киевскую, Черниговскую, Переяславскую, Тмутараканскую земли; половецкую степь.

Рассмотрим карту в атласе на странице 14.

  • Киевская земля — территория вокруг города Киева, раскрашенная в зелёный цвет. Эти земли отошли Изяславу Ярославовичу.
  • Черниговская земля — территория вокруг города Чернигова, раскрашенная в желтый цвет. Эти земли отошли Святославу Ярославовичу.
  • Переяславская земля — территория вокруг города Переяславля, раскрашенная в оранжевый цвет. Эти земли отошли Всеволоду Ярославовичу.
  • Тмутараканская земля — территория вокруг города Тмутаракань, раскрашенная в красный цвет. Эти земли отошли Святославу Ярославовичу.
  • Половецкая степь — территория к югу от русских земель, раскрашенная в песочный цвет.

2. Покажите на карте место первого крупного столкновения русских и половецких войск.

Первое крупное столкновение русских и половецких войск произошло на реке Альте (Переяславльские земли) в 1068 году. Несмотря на то, что против половцев выступили объединённые войска Изяслава Ярославовича, Святослава Ярославовича и Всеволода Ярославовича, русские войны потерпели в этом бою поражение.

Изучаем документ

1. Каким образом «Устав…» ограничивал распространение холопства?

За счет введения судопроизводства любой мог обратиться к судьям или князю с жалобой и получить законное решение. За это человека нельзя было делать холопом.

2. Объясните своими словами понятие «ссуда». В каком виде могли получать ссуду?

Ссуда – это передача чего-либо (имущества, денег, продуктов, земли и т.д.) в долг. Она должна быть оплачена или возвращена. Получить ссуду могли даже хлебом, за что потом необходимо было отработать или вернуть полученное.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Подготовьте доклад (не более 150 слов) по теме «Мономах — история имени».

Считается, что Владимира Всеволодовича прозвали Мономахом по роду его матери. Летопись называет жену Всеволода «греческая царица», «мономахиня», «грекиня», но не называет её имени и происхождения. О ней и её браке не упоминается и в византийских источниках. Бесспорно, к роду Мономахов она принадлежала, так как это прозвание унаследовал её сын, а также поскольку именно представитель рода Мономахов правил Византией в год её брака.

Точно не известно, кто был её родителями. Указывается, что император Константин IX Мономах был её родственником, возможно, отцом, т.к. его семья была вообще крайне малочисленна. Константин являлся единственным представителем рода Мономахов на византийском престоле. Истории точно не известно происхождение Мономахов (родовое прозвание происходит от греческого слова, обозначающего «единоборца»). Представители этого рода в Византии известны с конца X века, из него вышло несколько знаменитых военачальников.

2. Сравните вооружение русских и половецких дружин (по материалам учебника и Интернета).

Русские дружинники: копье легкое, щит в виде капли или круглый щит, кольчуга, шлем в виде колокола, легкое копье/одноручный меч/топор/лук/кинжалы/дротики/булава/шестопер/кистень.

Половцы: шлем с личиной, копья/мечи одноручные/сабли/луки/дротики/кинжалы/арканы/ тяжелые самострелы, щиты круглые, панцири

3. Составьте в тетради генеалогическое древо князей, упомянутых в тексте этого и предыдущих параграфов.

Возможные вопросы на уроке

1. Какой новый свод законов придумали Ярославичи?

В 1072 году сыновья Ярослава Мудрого создали новый свод законов «Правда Ярославичей». Законы предусматривали наказание за покушение на княжескую собственность и на жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством.

2. Какая новая угроза пришла на Русь?

С востока, из-за Волги в степи Северного Причерноморья вторглись воинственные племена половцев. Вытеснив печенегов, они заняли земли между Доном и Дунаем.

3. Работая с п.2 параграфа 8 учебника, заполните таблицу

Сыновья Ярослава Мудрого

УделГоды пребывания на киевском престоле

Основные события

ИзяславКиев1054-1068,
1068-1073,
1076-1078
  • 1068 — поражение Ярославичей от половцев, восстание в Киеве и бегство Изяслава в Польшу – престол занял Всеслав Полоцкий;
  • 1069 — возвращение Изяслава в Киев с польским войском;
  • 1073 — изгнание Изяслава братьями по подозрению в союзе с Всеславом, на престол садится Святослав;
  • 1076 — смерть Святослава, возвращение Изяслава в Киев, Всеволод отдает престол;
  • 1078 — смерть Изяслава в сражении против сына Святослава Олега и половцев, на престол садится Всеволод, продолжается война с Всеславом Полоцким.
СвятославЧернигов1073-1076
ВсеволодПереяславль1078-1093

4. Почему на юге нашей страны обострилась ситуация после смерти Ярослава Мудрого?

С востока, из-за Волги в степи Северного Причерноморья вторглись воинственные племена половцев. Вытеснив печенегов, они заняли земли между Доном и Дунаем.

5. Как вели себя половцы?

Половцы вели грабительские войны. Основа половецкого войска – легкая кавалерия и конные лучники. Они совершали стремительные набеги, грабя, убивая, сжигая поселения и уводя пленников, которых потом продавали на невольничьих рынках Востока.

6. Почему киевляне подняли восстание в 1068 г.?

После поражения от половцев в битве на реке Альте и возвращения в Киев Изяслав не послушался решения вече, которое постановило продолжать войну с половцами и освободить из заточения Всеслава Полоцкого, который считался хорошим полководцем. Киевляне потребовали у Изяслава оружие и коней, чтобы вновь сразиться с половцами. Но князь не решился дать народу оружие.

7. Как сложилась судьба князя Изяслава?

После восстания в Киеве в 1968 году Изяслав с сыном Мстиславом бежал в Польшу. Там он получил поддержку польского короля. В 1069 году польское войско с Мстиславом Изяславичем во главе двинулось к Киеву. Всеслав Полоцкий, не имевший большой дружины, даже не пытался бороться с регулярными войсками поляков. Он бросил Киев и бежал в родной Полоцк. В Киев вошел Мстислав и учинил жестокую расправу с населением города. Изяслав опять сел на престол Киева.

Но в 1073 году непопулярный князь был вновь изгнан киевлянами, выступившими на сей раз в союзе с братьями Изяслава Святославом и Всеволодом. Святослав обвинил Изяслава в союзе с Всеславом Полоцким против Ярославичей. Изяслав опять бежал на Запад. В Польше князя-беглеца ограбили, и только заступничество Папы вернуло ему княжеские драгоценности. После смерти взошедшего на Киевский престол Святослава Изяслав опять вернулся в Киев. Всеволод отдал престол Изяславу.

В 1078 году Олег и Роман Святославичи двинулись на Русь из Тьмутаракани, чтобы мечом добыть свои удельные города. Против них выступили старшие князья – Изяслав и Всеволод. В страшной битве на Нежатиной Ниве около Чернигова погиб князь Изяслав.

8. Как повел себя второй сын Ярослава Мудрого — черниговский князь Святослав?

Святослав обвинил Изяслава в союзе с Всеславом Полоцким против Ярославичей и при поддержке киевлян изгнал Изяслава, а сам сел на киевский престол в 1073 году. Однако в 1076 году Святослав внезапно умирает.

9. Как борьба Изяслава и Святослава отразилась на общей обстановке в стране?

Усобная борьба братьев в очередной раз поставила на грань распада Древнерусское государство, а также ослабила внешние границы, открыв их для набегов половцев.

10. Какие последствия имела борьба Изяслава и Святослава?

Когда умер Святослав Ярославич, оставивший пятерых сыновей, возник вопрос: считать его законным великим князем киевским или узурпатором, захватившим киевский стол при жизни старшего брата Изяслава? От решения этого вопроса зависели и судьбы сыновей Святослава, потому что в Древней Руси существовал очень жестокий обычай. Людей, в чем-либо провинившихся, «изгоняли из жизни», то есть лишали их права заниматься кормившим их семью делом. То есть, если будет решено, что Святослав занимал Киевский престол незаконно, то его дети потеряют право на княжение и станут изгоями. В соответствии с этим принципом князь, осиротевший раньше, чем его отец смог занять великий стол, навечно лишался всех прав владения наследством предков. Следовательно, для сыновей Святослава в сложившейся ситуации выбор был очень жесток: они либо получали право занять в свою очередь великое киевское княжение, либо превращались в князей-изгоев. Что в итоге стало одной из причин длительной и разорительной усобной войны между сыновьями Святослава и старшими князьями.

11. Кто стал киевским князем в 1078 г.?

В 1078 году после гибели Изяслава киевским князем стал Всеволод Ярославич.

12. Кому и как был передан киевский престол в 1093 г.?

После смерти Всеволода Ярославича киевский престол по праву старшинства занял сын Изяслава Святополк. Сын Всеволода Владимир Мономах без борьбы уступил Киев двоюродному брату Святополку, поскольку Изяслав был старшим братом и его сын имел преимущество перед сыновьями младших братьев.

13. Какие последствия имела вражда между князьями?

Усобная борьба положила начало раздроблению Руси.

14. Каковы основные причины княжеских усобиц?

  1. Сложность очередного порядка престолонаследия;
  2. Рост могущества каждого отдельного княжества;
  3. Личные амбиции князей.

15. Можно ли было избежать усобиц в изучаемый период?

Слишком сложная система очередности престолонаследия, а также традиция ставить своих детей на княжение в регионах просто не могла привести к разногласиям между поколениями князей.

16. С какой целью собрались князья в Любече?

В 1097 году князья собрались на Любечский съезд, чтобы заключить между собой мир и установить правила княжения и решения общих вопросов.

17. Какое они приняли решение?

Князья поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с врагом. Князья договорились также, что отныне каждый из них будет править самостоятельно на земле, доставшейся ему от отца. Установление этого принципа закрепляло уже начавшееся разделение Руси на отдельные княжества.

18. Какими городами владели Владимир, Давыд, Олег, Ярослав?

  • Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
  • Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Давыду, Олегу и Ярославу Святославичам — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Давыду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком;
  • Васильку Ростиславичу — Теребовль, Червень, Перемышль.

19. Как вы думаете, какие положительные последствия имел съезд в Любече?

Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев, хотя и не устранил усобицы. Кроме того, съезд фактически признал состоявшимся фактом распад прежде единой Киевской Руси на «отчины» — родовые владения отдельных княжеских линий. На мой взгляд, это решение трудно считать положительным. Но Киев еще сохранял значение единой столицы, и великокняжеский престол по-прежнему оставался привлекательным для князей.

20. Работая с п.4 параграфа 8 проследите путь князя Владимира Мономаха к власти.

С 13 лет Владимир Мономах стал править Ростово-Суздальской землей. В 14 лет он в составе войска Ярославовичей принял участие в походе против полоцкого князя. Однако он не одобрял братской междоусобицы. Затем Владимир получил в княжение Смоленск. Он проявил себя умным, справедливым и жестким правителем. Долгие годы Владимир правил в Переяславле. Именно здесь он прославился как защитник земель русских от разорительных набегов половцев.

Поскольку владения князя Владимира Мономаха граничили с половецкой степью, он стал вдохновителем общерусской борьбы с половецкой угрозой. В 1111 году против половцев был организован грандиозный военный поход, который привел к поражению половецкого войска и временному затишью на южных рубежах Руси. В 1113 году умирает Святополк. В Киеве его не любили, и после его смерти толпа начала погромы дворов приближенных покойного князя. Опасаясь развития беспорядков, киевская знать отправила гонцов к Владимиру Мономаху с приглашением на престол «отца и деда».

21. Каково было происхождение Владимира Мономаха?

Князь Владимир был сыном Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по роду матери, которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

22. Какие положительные черты Мономаха выделяли историки?

Многие историки считали Владимира Мономаха умным, добрым человеком, мудрым и справедливым политиком. В.Н.Татищев называл Мономаха «благоверным великим князем с добродетельным нравом, он был не горд… в правосудии законы хранил, и хотя виновных наказывал, но более с уменьшением и прощением». Н.Г.Устрялов отмечал: «Мономах возвышался над всеми современными князьями дальновидной политикой, твердостью, мужеством, народ привык видеть в нем главу Руси».

23. Какие отрицательные черты они отмечают у этого политического деятеля?

Б.А.Рыбаков отмечал, что Владимир Мономах — это, прежде всего, живой человек, который был честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения цели. Н.И. Костомаров подчеркивал, что в поступках князя проглядывали пороки времени, воспитания и среды, в которой он жил. Таково, например, убийство двух половецких князей Итлара и Китана, которые прибыли в Переяславль с намерением нарушить мир с Владимиром. Завещая сыновьям умеренность в войне и человеколюбие, сам Мономах сознавался, что при взятии Минска, с целью наказать князя Глеба Минского за союз с половцами, не оставлено было в живых «ни челядина, ни скотины». Наконец, он хотя и радел о Русской земле, но и себя не забывал: наказывая князей действительно виноватых, отбирал их уделы и отдавал своим сыновьям.

24. Как вы воспринимаете личность Владимира Мономаха?

Я считаю, что несмотря на отрицательные черты, на которые указывают историки, Владимир Мономах был незаурядной личностью. Об историческом следе, оставленном правителем, судят прежде всего по его делам во благо государства, а в этом отношении Владимир проявил себя мудрым и дальновидным политиком, справедливым, хотя и жестким правителем.

history-gdz.ru

ГДЗ ЛОЛ за 6 класс по Истории Е.В, Агибалов, Г.М. Донской ФГОС

  • ГДЗ
  • 1 КЛАСС
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Литература
    • Информатика
    • Музыка
    • Человек и мир
  • 2 КЛАСС
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Литература
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 КЛАСС
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Литература
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 КЛАСС
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Литература
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 КЛАСС
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Математика

gdz.lol

ГДЗ Е.В, Агибалов 6 класс по Истории ФГОС на Мегарешеба ком

    • Решебники, ГДЗ
    • 11 класс
      • Русский язык
      • Английский язык
      • Немецкий язык
      • Математика
      • Алгебра
      • Геометрия
      • Химия
      • Физика
      • История
      • Биология
      • Информатика
      • Белорусский язык
      • Литература
      • География
      • Обществознание
      • Астрономия
    • 10 класс
      • Русский язык
      • Английский язык
      • Немецкий язык
      • Математика
      • Алгебра
      • Геометрия
      • Химия
      • Физика
      • История
      • Биология
      • Информатика
      • Белорусский язык
      • Литература
      • ОБЖ
      • География
      • Обществознание
      • Испанский язык
      • Кубановедение
    • 9 класс
      • Русский язык
      • Английский язык
      • Немецкий язык
      • Математика
      • Алгебра
      • Геометрия
      • Химия
      • Физика
      • История
      • Биология
      • Черчение
      • Информатика
      • Белорусский язык
      • Литература
      • Французский язык
      • ОБЖ
      • География
      • Обществознание
      • Испанский язык
      • Искусство
      • Кубановедение
    • 8 класс
      • Русский язык
      • Английский язык
      • Немецкий язык
      • Математика
      • Алгебра
      • Геометрия
      • Химия
      • Физика
      • История
      • Биология
      • Черчение
      • Информатика
      • Белорусский язык

megaresheba.com

ГДЗ по истории для 6 класса Е.В, Агибалов

ГДЗ от Путина Найти
    • 1 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Информатика
      • Природоведение
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
    • 2 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Украинский язык
      • Информатика
      • Природоведение
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Технология

gdzputina.ru

ГДЗ по истории для 6 класса Штыхов Г.В.

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 9

Параграф 9. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ

Задания

1. Впишите имена князей.

В 1054 г. умер великий князь (Ярослав Мудрый). Он наказал сыновьям: «Вот я отхожу от этого света, дети мои, любите друг друга, потому что вы дети одного отца и одной матери. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас, покорит вам всех врагов, и будете жить мирно, если же станете ненавидеть друг друга, жить в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую они достали себе трудом великим. Но живите мирно, слушаясь брат брата. Вместо себя поручаю Киев старшему сыну своему и брату вашему (Изяславу). Слушайте его, как меня слушались, он будет вам вместо меня, а (Святославу) даю Чернигов, (Всеволоду) Переяславль…»

2. Подберите эпитеты, характеризующие князей-соперников.

Святополк Изяславович — нелюбимый, недальновидный, сребролюбив и скуп, к войне не охотник.
Владимир Мономах – мудрый, дальновидный, справедливый, жесткий, опора земель русских
Олег Святославич – обделенный, изгой, беспокойный нрав, приносящий междоусобья

3. Соотнесите даты и события.

11068 г.Б
21078 г.Д
31097 г.Е
41111г.В
51113 г.А
61125 г.Г

А. Начало правления Владимира Мономаха
Б. Первый крупный набег половцев на Русь
В. Разгром русской ратью половцев
Г. Начало правления Мстислава Владимировича
Д. Начало правления в Киеве Всеволода Ярославича
Е. Любечский съезд князей

4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

В это время пошли половцы на Русскую землю. На этот раз Святополк послал к Владимиру за помощью, и тот немедленно собрал войско. Когда он пришел в Киев и соединился со Святополком, то между князьями начались распри. И сказали князьям мужи разумные: «Зачем вы распри имеете между собой, а враги губят землю Русскую, после все уладите, а теперь идите против врагов или с миром, или с войной».

— Какую, с точки зрения автора, ошибку допустили русские князья?

С точки зрения автора распри между князьями не позволяли вести успешные действия по защите Руси от внешних врагов.

Тестовый контроль

  1. Имя отца Владимира Мономаха:
    1. Ярослав
    2. Всеволод
    3. Святослав
    4. Изяслав
  2. В 1093 г. великим князем стал:
    1. Владимир Мономах
    2. Изяслав Ярославич
    3. Святополк Изяславович
    4. Всеволод Ярославич
  3. До вокняжения на киевском престоле Владимир Мономах правил в:
    1. Новгороде
    2. Переяславле
    3. Чернигове
    4. Смоленске
  4. «Устав Владимира Мономаха»:
    1. облегчал положение различного рода должников
    2. улучшал положение крестьян
    3. расширял права ростовщиков
    4. превращал свободных людей в рабов
  5. Съезд князей в Любече был созван в:
    1. 1079 г.
    2. 1097 г.
    3. 1093 г.
    4. 1079 г.
  6. Главная задача Любечского съезда:
    1. разгром печенегов
    2. прекращение усобиц
    3. объединение русских земель
    4. избрание великого князя
  7. Князь Владимир Мономах был внуком:
    1. византийского императора Василия II
    2. норвежского короля Харольда
    3. византийского императора Константина
    4. французского короля Генриха I
  8. Киевским князем Владимир Мономах стал в возрасте:
    1. 63 лет
    2. 36 лет
    3. 60лет
    4. 6 лет

Вопросы в тексте параграфа

1. В чём состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

В Древней Руси существовали различные сословия: высшее и низшее. К высшему сословию относились князья, бояре, родоплеменная знать и духовенство. К низшему – свободные общинники, купцы и ремесленники, зависимое население (закупы, рядовичи, холопы, смерды). Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники за верную службу получали земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя, часть собранных средств оставляя себе. Родоплеменная знать — это разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.

Закупы — это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи — это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды — это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Несмотря на появление знати и зависимых людей, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

2. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Формированию древнерусской народности способствовало:

  • подчинение власти киевского князя;
  • участие племен в общегосударственных делах;
  • совместные военные походы;
  • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
  • принятие христианства, вера в единого Бога;
  • отождествление себя с русским народом.

3. Из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?

В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).

4. Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века? Какова была организация Католической церкви?

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

По своему устройству католическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме. Приходские священники избирали епископа епархии (области). Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.

5. Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко — очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры.

Вокруг монастырей часто возникали поселения, проводились ярмарки, в том числе продукции, производимой непосредственно монахами, так что нельзя отрицать и градообразующую и торгово-ремесленную роль монастырей. Монастыри всегда были сокровищницей знаний, местом где хранили и изучали не только церковные традиции, но и культурные. В монастырях учили грамоте и переводили книги. Зачастую монастыри выполняли и оборонительную функцию.

Вопросы к параграфу

1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

Ярослав Мудрый разделил между сыновьями Русскую землю: Изяславу — Киев и Новгород, Святославу — Чернигов и Муроме-Рязанскую землю, Всеволоду — Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Остальные сыновья получили меньшие наделы. Сложился очередной порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский — второй брат. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства. Князья управляли землями с помощью своих дружин (старшей дружины – бояре, младшей дружины – администрация). При этом значительным влиянием еще пользовались народные вече в городах. Народный сход — вече решал вопросы войны и мира, судьбы княжеского стола и княжеской администрации. Вече ставило и снимало князей, принимало любые другие важные решения.

2. Используя компьютер, составьте и заполните таблицу в тетради «Категории населения Руси и их характеристика».

Свободное населениеЗависимое население
1. Великий князь
2. Удельные князья
3. Дружина (бояре, как старшая дружина, и младшая дружина – администрация)
4. Родоплеменная знать
5. Духовенство
6. Свободные общинники
7. Свободные горожане – купцы и ремесленники
1. Закупы
2. Рядовичи
3. Холопы (челядь)
4. Смерды

Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники за верную службу получали земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя, часть собранных средств оставляя себе. Родоплеменная знать — это разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.

Закупы — это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи — это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды — это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Несмотря на появление знати и зависимых людей, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина».

Традиционно земля считалась совместной собственностью общины. Однако за пользование землей общинники должны были платить дань государству. Таким образом государство постепенно утверждало своё право собственности на землю. Со временем стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них пленных и превращали их в своих работников. Так появились княжеские владения. Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, передавать землю в частные руки. Стали появляться первые вотчины – земельные наделы, переходившие по наследству. Однако все-равно верховным распорядителем таких земель оставался князь, который мог отобрать вотчину за различные провинности.

4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов».

Прежде всего, стоит уточнить, что термин «страна городов» или Гардарики для обозначения Северо-западной Руси употребляли исключительно скандинавы — шведы, датчане, норвежцы и исландцы. В остальной Западной Европе Русь именовали по-другому — Скифия, позже Татария, Московия и т.д. А вот топоним Гардарики в качестве обозначения Руси встречается во многих скандинавских сагах. Считается, что этим словом викинги называли Русь из-за большого количества малых и больших городов в северной части страны, в районе Ладоги и Новгорода. У самих скандинавов в раннем средневековье городов было ещё очень мало. К слову, вопреки утверждениям разного рода историков, утверждающих о какой-то невообразимой древности названия, впервые в письменных источниках скандинавов термин «Гардарики» появляется довольно поздно — лишь в конце 12-го века.

5. Нарисуйте в тетради схему «Церковная организация на Руси».

6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты. Они были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры. Здесь переводились на древнерусский язык книги, создавались оригинальные литературные произведения, летописи. Известна также и миссионерская роль монахов монастырей. Они обучали и просвещали население. Также монастыри с их высокими стенами нередко имели военно-стратегическое значение, предоставляя защиту населению.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе).

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь расположен на правом берегу реки Волхов в 7 км от Великого Новгорода. Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам, срубил себе небольшую келейку и много трудился: рубил дрова, возделывал нивы.  Слух о подвижнике пронесся по всей округе, и люди стали стекаться к нему, чтобы послушать его наставлений. К Варлааму приходили князья и вельможи, шли и бедные люди, чтобы получить от него полезное наставление, и все получали желаемое. Не одни поучения привлекали к преподобному Варлааму посетителей. Его строгая нестяжательность и духовная опытность всем приходившим к нему — вельможным людям и простолюдинам, богатым купцам и бездомным инокам — приносила великую душевную пользу.

Долго Варлаам жил отшельником вместе со своими учениками. Так как его жизнь привлекала к нему многих желающих быть рядом с ним, то он решил устроить на Хутыни обитель. Сперва в том месте он заложил каменный храм в честь Преображения Господня. 19 августа 1192 года его освятил архиепископ Григорий в праздник Преображения Господня. Варлаам старался снабдить свой монастырь средствами к существованию и оградить его имущество от притязаний корыстных людей. Он пожертвовал обители поемный луг, рыбные ловли, село, земли, сенокосы и нивы, скот и слуг. Создавая строения обители и его хозяйство, преподобный Варлаам не забыл и внутреннего устройства монастыря — жизни иноков. Он дал обители своей устав, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени. По уставу, Хутынский монастырь, вероятно, был общежительным. По крайней мере известно, что Варлаам предписал монастырю расходовать остатки своих средств на благотворительность. Заповедь Варлаама, данная обители, была следующая: «Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет».

Устроив Хутынскую обитель, преподобный почувствовал приближение своей кончины. В это время вернулся из Константинополя паломник Добрыня Ядрейкович, в монашестве Антоний, сверстник преподобного Варлаама. Рад был подвижник своему духовному брату и поручил ему свой монастырь. Преподобный говорил своему другу: «И ранее помышлял ты о сем святом месте. Ныне же я предаю его тебе: снабжай его всем и сохраняй, ибо я отхожу к Небесному Царю. Рад я, что вижу тебя. Господь же зовет меня отсюда».

Сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь является женским монастырем. С 1992 года в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. В монастыре были проведены большие работы по восстановлению. Действует мастерская по пошиву облачений и вышивке, развивается иконописание. Монастырь занимается хозяйством — приумножается скотный двор, есть много пахотной земли под засевы овощных культур.

2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово «проблема».

«Проблема частной собственности на землю в Древнерусском государстве XII века»

3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.

Если земледелец работает на земле, которая принадлежит землевладельцу, это значит, что земледелец имеет зависимые отношения – либо он холоп, либо закуп, либо рядович. Понятно, что в таком положении земледелец, дабы прокормить себя, заинтересован в большей урожайности обрабатываемой земли. В этом его интерес совпадает с интересами землевладельца. С другой стороны, если земледелец в княжеской вотчине работал на господском хозяйстве, у него не было достаточного стимула работать с должным рвением. В этом различие их интересов.

Возможные вопросы на уроке

1. Чей труд использовали вотчинники-бояре для ведения своего хозяйства?

Для ведения хозяйства вотчинники-бояре использовали в основном труд зависимого населения: холопов, челяди, смердов, закупов, рядовичей.

2. Каким образом общинники теряли свободу?

Потерять свободу общинник мог, либо став пленником военного похода, либо пойдя в долговую кабалу за ссуду, либо заключив договор и согласившись работать у господина на определенных условиях.

3. Кто такие рядовичи?

Люди, заключившие договор и согласившиеся работать у господина на определенных условиях.

4. Кто такие закупы?

Разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду, которую они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами.

5. Передавалось ли их зависимое положение детям по наследству?

Если речь идет о холопах и челяди, то дети, рожденные в холопстве, так же были холопами. Русская Правда «плод от челяди» наравне с приплодом от скота причисляет к составу движимого имущества наследодателя: это был естественный прирост господской челяди.

6. Что объединяло рядовичей и закупов?

Они не были в полной мере рабами, поскольку имели возможность освободиться. Закуп был не только экономически, но и юридически зависим от феодала, так как до возвращения долга был лишен возможности свободного передвижения. Хозяин имел право подвергать его телесным наказаниям, а попытка бегства превращала его в обельного (полного) холопа, хотя по мере возврата долга «закуп» мог вернуть себе свободу. При этом хозяйство закупа не являлось собственностью господина. Рядович же по сути являлся наемным работником у феодала.

7. Кто такие холопы?

Это были люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе). Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных, также холопы на Руси были защищены законом (например, господин наказывался за убийство раба, раба можно было использовать в качестве свидетеля в суде).

8. Как общинники переходили в разряд холопов?

Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке.

9. Работая с п.6 параграфа 9 учебника, заполните сравнительную таблицу «Духовные ценности Древней Руси»

ЯзычествоХристианство
1. Процветал культ силы.
2. Отдельный человек не имел значения вне коллектива.
3. Отношения как с богами, так и с людьми строились по принципу «ты — мне, я — тебе»
1. Главная ценность — любовь к Богу и ближнему.
2. Благочестие — регулярное посещение церкви, уважение к духовенству, родителям и больным. Авторитет старшего, незыблемость семьи и рода, неприятие новшеств.
3. Идеалы жертвенной любви во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни

10. Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

  1. Главная ценность — любовь к Богу и ближнему.
  2. Благочестие — регулярное посещение церкви, уважение к духовенству, родителям и больным. Авторитет старшего, незыблемость семьи и рода, неприятие новшеств.
  3. Идеалы жертвенной любви во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни.

Я считаю большинство духовных ценностей христианства справедливыми. Особенно те, которые основаны на здравом смысле, любви к ближнему, уважении старших, милосердии, поскольку они – основа общечеловеческой нравственности. Однако я могу одобрять фанатичное, чрезмерное преклонение перед церковью, как религиозном институтом, и не согласен с абсолютным отрешением от мирских радостей.

Запоминаем новые слова

Бояре — высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Вотчина — крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.

Духовенство — служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.

Епископ — глава крупной церковной области — части митрополии.

Закупы — люди, получившие купу — заём и обязанные за это работать на господина, предоставившего купу.

Люди — простые свободные жители Руси.

Митрополит — глава крупного церковного округа. Монастырь — община монахов, живущих по единым церковным правилам.

Общество — люди, объединённые общей жизнью и деятельностью в одном государстве.

Резиденция — место постоянного пребывания должностного лица.

Рядовичи — люди, заключившие ряд (договор) на выполнение определённой работы.

Смерды — свободные крестьяне в Древней Руси.

history-gdz.ru

ГДЗ Всеобщая История 6 класс Данилов

    • 1 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
    • 2 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Технология
    • 3 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Испанский язык
    • 4 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык

gdz-putina.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *