А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).
5 класс
Урок
Тема. А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).
Цель:
выявить скaзочные сюжеты, нашедшие отражение в прологе; значения и роли сказочных реалий и персонажей, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»; определить функции изобразительно-выразительных средств в повествовании; авторскую позицию;
развивaть навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;
формировать нрaвственно-эстетические представления в ходе выявления идеи финала пролога.
Оборудование: клип.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Сообщение учaщегося о жанре литературной сказки на основе статьи учебника.
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Слово учителя.
«Руслaн и Людмилa» — оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.
Сюжет поэмы – скaзочный, в нем всё дышит молодостью и здоровьем, печальное не печально, a страшное не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным.
Похищение невесты, поиски её, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов во время её спасения, счастливый конец – всё это похоже на сказку. Но по ходу повествования внутри сюжета происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.
Торжество правды над коварством, злобой и насилием – вот содержание поэмы. «Руслан и Людмила» — в первую очередь сказка, с обычным в сказках резким противопоставлением добрых и злых персонажей и со счастливой развязкой.
«У лукоморья дуб зелёный…» — вступление (пролог) к поэме «Руслан и Людмила».
3. Выразительное чтение вступления учителем или просмотр клипа.
4. Беседа по первичному восприятию, лексическая работа.
— Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке?
— Назовите сказки, в которых действуют эти персонажи. Что вам запомнилось более всего в этих сказках?
— Объясните значения слов дол, дядька, тужить.
— Какой картиной начинается пролог. Как вы её себе представляете?
IV. Закрепление изученного.
Анализ содержания пролога.
1. Выразительное чтение части пролога от начала и до слов «… налево – сказку говорит».
— Что послужило поэту источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»?
2. Сообщение учащегося о лукоморье.
Как известно, А.И.Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для Пушкина источником творческого вдохновения и некоторых исторических фактов.
Киевские князья вели войны с лукоморскими полководцами.
«Слово о полку Игореве» и русские летописные своды конкретно называют имена ханов и местность, где в XI-XII вв. кочевали половцы, то есть Лукоморьем названа территория Северного Приазовья.
Таким образом, излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем и была историческим лукоморьем, воспетым А.С.Пушкиным.
— Что явилось источником для поэта в создании сюжета о сказочном дубе?
3. Сообщение учащегося о дубе.
В 1824—1825 гг. в Михайловском Пушкин записывает со слов Арины Родионовны сказку о Султане Султановиче и 34 его сыновьях: «Гости-корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке — ноги серебряные и проч. „Ах, говорит царь, — поеду посмотреть это чудо“. — Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря Лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и с благословления матери принес перед дворец чудесный дуб…» Каково происхождение этого образа в сказке?
Образный комплекс «дуб-океан (море)» соотносится с народно-мифологическими верованиями: это один из неизменных зачинов во многих заговорах и молитвах. Встречается в заговорах и таинственное Лукоморье и остров Буян. В славянской мифологии дуб представляет собой вариант так называемого «мирового древа» как важнейшего структурного элемента мифопоэтической картины мира. «Предание о мировом дереве, — пишет Афанасьев, — славяне по преимуществу относили к дубу. В их памяти сохранились сказания о дубах, которые существовали еще до сотворения мира (следовательно, образ возник еще в дохристианскую эпоху). В колядке карпатских русов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только синее море (воздушный океан), — среди этого моря стояло два дуба». Афанасьев отмечает и ряд мифологических функций дуба: под ним вершили суд, решения которого считали волей божества; дуб обладал целебными, живительными свойствами, он давал вечную молодость, здоровье, красоту. Мировое древо отделяет мир космоса от мира хаоса, вводя в хаос цивилизацию, культуру.
Этот образ привлек внимание Пушкина именно потому, что в нем отразились народные представления о мироздании, о его гармоничности, бессмертии.
4. Сообщение учащегося о Коте Баюне.
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» был написан А.С.Пушкиным в Михайловском в 1826 году и включён в текст 2-го издания поэмы, вышедшего два года спустя. Образ «кота учёного» восходит к персонажу русской мифологии и волшебных сказок коту Баюну, в котором волшебный голос птицы Гамаюн объединился с силой и хитростью сказочного чудовища.
В сказках кот Баюн, сидящий на высоком железном столбе, песнями и заклинаниями лишает силы всех, кто хочет подойти к нему. Чтобы поймать Баюна, Иван Царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Покорённого кота он приносит во дворец к больному отцу. Своими сказками Баюн исцеляет царя. Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» — это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна. Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт». Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.
5. Выразительное чтение «Пролога» от слов «Там чудеса…» до слов «Там русский дух… Там Русью пахнет!»
6. Сообщения учащихся о Лешем и Русалке.
ЛЕШИЙ — лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями.
Как все грозовые духи, леший может принимать различные образы, и тем самым сближается с оборотнями. Чаще всего он является здоровенным мужиком, но и в этом человеческом образе сохраняет демонские признаки: на нем бараний полушубок, но как всегда бывает у нечистой силы — неподпоясанный и запахнутый левой полою на правую. Носится леший по своим лесам, как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Бровей и ресниц у него не видно, но можно ясно разглядеть, что он — карноухий (правого уха нет), что волосы на голове у него зачесаны налево. Представляют его и одноглазым, что указывает на сродство его с великанами-циклопами.
Обладая способностью перевертываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой за плечами. Если леший показывается голый, то легко заметить, как сходен он с общепринятым изображением черта: на голове у него рога, ноги козлиные, голова и вся нижняя половина тела мохнатые, в космах, борода козлиная — клином, на руках длинные когти.
Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят и, в этом случае, вполне уподобляются свои родичам-домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло. Самые обычные приемы проказ — завести человека в чащу в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустить в глаза тумана, что совсем собьет с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу. Однако леший все-таки не ведет людей на прямую погибель. Людей леший карает за употребление непотребных слов и произнесение проклятий.
РУСАЛКА — в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).
Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные невесты, не дожившие до свадьбы, либо девушки и дети, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период), либо младенцы, умершие не окрещенными.
Представления о внешнем виде РУСАЛКИ неоднородны. В одних местах говорили, что РУСАЛКА выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу вовремя похорон).
В некоторых местах, где РУСАЛКУ считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины — полурыбы.
7. Краткий пересказ учащимися сказки «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке».
8. Слово учителя.
В основе сказочного, волшебного мира – необычное и забавное, странное и чудесное, печальное и смешное, вымыслы и небылицы в сочетании с обыденным и привычным.
Здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью. В этом мире всё происходит легко и просто, как бы между прочим. В слове «мимоходом» звучит авторская ирония.
9. Работа по теории литературы.
— Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью они использованы. В каких произведениях встречаются такие эпитеты? (Неведомых дорожках, невиданных зверей, из ясныхвод. С помощью этих эпитетов воссоздаётся атмосфера тайны, чуда. Поэт выбирает эпитеты, встречающиеся в народных сказках, что подчёркивает близость его поэмы к произведениям устного народного творчества.
А.С.Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова: златая, брег, чреда, злато.)
10. Работа с учебником.
Чтение статьи «Рифма».
— Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле».
V. Подведение итогов урока.
— Как относится автор к изображённому?
— Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух… Там Русью пахнет!»(Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощённого в сказках).
— Какой смысл приобретают финальные строчки пролога? (Автор проводит читателя через всё, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой).
V. Домашнее задание.
1.Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», с.124-126.
2.Инд.задание: подготовить сообщение о романсе А.А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога».
3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».
4
Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», 3 класс | План-конспект урока по чтению (3 класс):
Тема: Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Цель: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина и новым видом жанра (поэма)
Задачи:
Образовательная: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать
Развивающая: умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
Воспитательная: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из текста;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- умение определять главную мысль произведения.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре, группе.
Регулятивные УУД:
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, музыкальный центр.
Содержание урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
| -Здравствуйте, ребята. Настроение у нас – отличное, | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Р: организация рабочего места под руководством учителя. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
| -Чтобы узнать, о каком поэте мы будем с вами разговаривать, вам предстоит угадать по отрывкам сказок их названия, после каждого полного и верного ответа вам будет даваться одна буква из фамилии поэта. 1.Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Час обеда приближался, 2.«Три девицы под окном Говорит одна девица, — То на весь крещёный мир Приготовила б я пир» 3. Как весенней теплою порою Из-под утренней белой зорюшки, Что из лесу, из лесу из дремучего Выходила бурая медведиха Со милыми детушками-медвежатами Погулять, посмотреть, себя показать. 4.«Старичок отправился к морю Почернело синее море. Стал он кликать золотую рыбку Приплыла к нему золотая рыбка…» 5.Жил-был поп, 6.Петушок с высокой спицы. Стал стеречь его границы. Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: „Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!“ — Кто автор этих произведений? -Совершенно верно, эти строки из разных сказок принадлежат выдающемуся поэту А.С. Пушкину. — Какие по жанру произведения у А.С.Пушкина? — Что вы знаете о поэте? | Слушают внимательно учителя. Определяют сказки по отрывкам. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» «Сказка о Царе Салтане» «О медведихе» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о попе и о работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкин Стихотворение, сказка Родился 6 июня(26 мая по старому календарю) | Л:самоопределение П:целеполагание. |
Биография о А.С.Пушкине. | Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. В то время детей в богатых семьях воспитывали французы, и все говорили по-французски. Отец Александра был поэтом-любителем, он научил сына читать. | Слушают биографию. | |
| – Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина. -Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег (включается аудиозапись “Шум моря”). -Опишите, что вы услышали? — Отгадайте загадку и вы узнаете, что увидел автор на берегу моря. Он из жёлудя пророс, — Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» | Слушают шум моря. Кричат чайки, шум морской волны. Дуб. | П: умение на основе анализа объектов делать выводы |
| — Что такое поэма? -Поэма — большое стихотворное произведение на историческую или героическую тему. — Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…» | Поэма — большое стихотворное произведение на историческую или героическую тему. | Л:эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; К: оформлять свои мысли в устной форме; |
| -Сейчас мы с вами посмотрим фильм, после его просмотра вы должны ответить на следующие вопросы: — Понравился ли вам отрывок? — Что понравилось? – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? | Смотрят видеофильм. | П: умение внимательно слушать и запоминать |
| — Понравился ли вам отрывок? — Что понравилось? – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? | Отвечают на вопросы. | П: умение на основе поэмы я отвечать на вопросы. К: умение оформлять свои мысли в устной форме |
| -Урок литературного чтения – особый, где каждое слово – жемчужина, каждый звук должен произноситься чётко, ясно. -Откройте свои учебники на 82 странице, найдите первый столбик. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том; И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. -Прочитайте эти строчки глазами. — Прочитайте так, чтобы слышал только сосед по парте. — Прочитайте хором выразительно. — Кто же у нас выступит в роли артиста? Кто удивит нас своим чтением? — Поработаем над первой строчкой:
| Слушают учителя. Делаю то, что требует учитель. | |
| -В этой поэме есть «слова-чудеса», непонятные вам. – Какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении? – Почему они нам непонятны? – Узнайте значения этих слов в сносках. Лукоморье – морской залив. -Посмотрите на слайд, этих два слова нет на сносках, прочитайте их. Пленяет – берёт в плен. Поведаю – расскажу. | Находят непонятные слова, читают сноски. | Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива. П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний. К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов |
| — Из скольких частей состоит этот отрывок? — Прочитайте первую часть самостоятельно. — Что такое лукоморье? — Как вы думаете, существует ли Лукоморье? -Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила». — Второй столбик громко и выразительно прочитает… — О чем рассказал автор в этой части? — Найдите в столбце все чудеса, которые описал поэт. -Следующий столбец громко и выразительно прочитает… -Что описывает поэт в этом отрывке? -Кто выходит из вод на берег? -Кто их сопровождает? -Следующий столбец до строк: «Там ступа с Бабою-Ягой» громко и выразительно прочитает… -Скажите, что здесь описывает поэт? -Последние строки громко и выразительно прочитает… -Что здесь описывает поэт? | Из 4х. О чудесах. Леший бродит, русалка сидит. Как выходят витязи. Витязи. Дядька их морской. Описывает действия героев. | Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения. П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство. К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций. |
Физминутка. | -Перед чтением поэмы полностью, предлагаю вам немного отдохнуть. Тихо вышли все из-за своих парт. На поляне дуб зеленый Потянулся к небу кроной. Он на ветках среди леса Щедро желуди развесил. Ну а мы пройдем немного. Поднимаем выше ногу! Походили, порезвились И на травку опустились. | Выполняют физминутку. Потягивания – руки вверх. Потягивания – руки в стороны. Ходьба на месте. | |
| — Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения? -Кто сможет прочитать данное произведение плавно, таинственно, напевно? | Напевное, плавное. Торжественности и таинственности | П: умение внимательно слушать. |
| -Сейчас я посмотрю, кто внимательно слушал произведение -Я вам задаю вопрос, а вы быстро и кратко на него отвечаете. -Кто из героев говорит, поёт, рассказывает? – Сказочный герой, бродит по лесу, строит разные козни. – Что идёт, бредёт сама собой? – Что стоит без окон, без дверей? -Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. | Кот Леший Царевна Витязи Ступа с Бабой Ягой Избушка | П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму. К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
| -Ребята, сейчас мы с вами немного пофантазируем и нарисуем у себя в воображении свой сказочный дуб. –Если бы у вас была возможность приобрести себе дома волшебный дуб, то что бы вы хотели на нем иметь? | Виртуально изображают сказочный дуб. | П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий. |
| -С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? -Скажите, что такое поэма? — Как думаете, что выразил поэт в этом произведении? | «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин Поэма- большое стихотворное произведение на историческую или героическую тему. | Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности |
| -Спасибо вам за хорошую работу и дисциплину. За это я вам дарю дуб 3 «В» класса, в котором будет ваша цепочка эмоций. -У вас на столах лежит кусочек цепочки, напишите на нем какое настроение подарил вам этот урок и на перемене прикрепите свои цепочки на дуб и пусть это настроение у вас будет всегда! -Урок окончен, до свидания! | Слушают учителя. Пишут на листках свое настроение. | П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. . |
Глинка/Рёма Саэки: Увертюра «Руслан и Людмила» (Концертная обработка для фортепиано) 日本語
Выступление Саэки Рёма
Предисловие Риомы Саэки
Несмотря на то, что увертюра к опере «Руслан и Людмила» является поистине эталоном классической музыки, исполнявшейся оркестрами всего мира, до сих пор, насколько мне известно, никогда не было переложения для солирующего фортепиано, тем более фортепианного аранжировка (Концертная аранжировка) уровня, достойного исполнения пианистом на концерте.
Когда я впервые столкнулся с этой увертюрой, я сразу же был очарован ее стремительным музыкальным замыслом и решил поработать над аранжировкой, так как был уверен, что она произведет замечательный эффект на сцене.
В аранжировке пьесы я стремился к пианистической и эффектной звучности, уважая при этом оригинал. Например, восходящая и нисходящая гаммы играются в двойных октавах левой и правой рукой, а мелодические линии и формы нот, повторяющиеся в перепросмотре, были частично изменены с точки зрения положения, техники и гармонии. За этим стоят нестационарность музыки во времени, естественное чувство поиска музыкальных трансформаций, отличных от запомненных событий, и личное желание удивить публику. Вот что значит исполнить это произведение на сцене – короче говоря, причина, по которой эта аранжировка позиционируется как «Концертная аранжировка», и это также корень желания играть на фортепиано или быть тронутым прослушиванием это. Не будет преувеличением сказать, что исполнению этой увертюры можно придать смысл только в том случае, если эмоция будет передана публике.Пьеса требует чрезвычайно высокой техники, и на ум приходит множество виртуозных исполнений.
Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить сердечную благодарность всем тем, кто оказал на меня большое влияние при составлении этой работы, в том числе Акихиро Масуко, который вдохновил меня своими обширными знаниями и идеями и предложил составить эту книгу. Увертюра; Такио Хосоя и Шота Эдзаки, предложившие его публикацию; и Нобухито Накаи и Томохиро Морияма, которые вдохновляли меня своими мудрыми уроками и помогали мне ежедневно расширять свои музыкальные взгляды.
Saeki Ryoma
Родился в 2000 году в Сайтаме, Япония, начал играть на фортепиано в возрасте 7 лет. 3-й К конкурс пианистов. В 2019 году он поступил в музыкальную школу Тохо Гакуэн. Вторая премия в категории Fupper 26-го конкурса пианистов Fupper Tosu в 2020 году. Кроме того, он стал финалистом конкурса Toho Piano Competition 2021 года и выиграл первый приз в конкурсе фортепианных концертов Toho 2022 года. Он изучал фортепиано у Юкико Ямагами, Мивако Такэда и Нобухито Накаи, клавесин у Тиёко Арита, камерную музыку у Тосиаки Мураками и Мивако Очиай и композицию у Томохиро Мориямы.
Биография — Гэри Йершон
Композиторская карьера Гэри насчитывает более 45 лет, включая музыку для ведущих британских театральных трупп, постановок Вест-Энда и Бродвея, радио, телевидения, кино и концертных залов.
Гэри родился в Лондоне в 1954 году. После окончания Халлского университета по специальности «Музыка и драма» он работал актером-музыкантом до 1991 года, когда оставил всеобщее внимание и сосредоточился в основном на сочинении музыки. В 2019 году он вернулся к живым выступлениям со своим кабаре-шоу 9.0009 Однажды в песне.
Его театральные саундтреки включают множество саундтреков для Royal Shakespeare Company , National Theater , West End (в том числе англоязычные премьеры пьес Ясмины Резы Art, The Unexpected Man, Life x 3 и God of Carnage ) и Broadway (2009 Drama Desk номинация на Нормандские завоевания ).
Его самая известная работа в кино была на протяжении 9 лет.0010 Майк Ли . Их сотрудничество началось с Topsy-Turvy (1999), музыкальным руководителем которого был Гэри. Затем последовали оценки за фильмы Happy-Go-Lucky (2008), Another Year (2010, Гэри был номинирован на премию European Film Award как лучший композитор ), короткометражный фильм Прыжок с разбега (2012) и Mr Turner (2014), за которую Гэри был номинирован на премию Ivor Novello Award , награду ASCAP Composer’s Choice и премию Оскар за лучший оригинальный саундтрек. Их партнерство продолжается с Peterloo (2018). Другие саундтреки к фильмам включают « Брайтон » (2019, режиссер Стивен Куксон) и « 23 прогулки» (2020, режиссер Пол Моррисон).
Гэри пишет для радиостанции BBC с 1979 года, начав как певец и автор песен для Radio 4 Midweek. С тех пор он написал музыку для многих пьес, в том числе «Одиссея», «Гавейн и зеленый рыцарь», «Фиванские пьесы», «Зимняя сказка», «Канун святой Агнессы», «Трое в лодке», «9».0046, а также Autumn Journal, , отмеченный наградой Sony 2002 года, снятый давним соавтором Сьюзен Робертс. Для Радио 3 он также перевел и инсценировал пушкинские Руслан и Людмила, и участвовал в Глаголе.
Работа на телевидении варьируется от детективной драмы ( Испытание и возмездие IX, и X) до трех детских мультсериалов (Кот Джеймс, Раскрашенные хвосты, Отливы и отливы) с аниматором Кейт Каннинг.
Гэри курирует и вручает Оскаровⓒ баллов в Центре искусств Барбикан в Лондоне. Премьера его партитуры к балету «Мальчик в полосатой пижаме » в исполнении Северного балета состоялась в мае 2017 года. В марте 2019 года Лондонский симфонический оркестр представил премьеру « Великая голубизна» Гэри в концертном зале Барбакан.