Trojden | Возникновение абсолютизма. Бурбоны: Ревякин А. В.
Глава IV.
Определите и аргументируйте своё отношение к абсолютизму как форме правления. Назовите положительные и отрицательные стороны абсолютизма.
Как в Средние века шёл процесс объединения европейских государств? Какой государственный строй сложился в Англии к началу Нового времени?
1. Образование единых централизованных государств. В начале Нового времени в Европе на месте мелких феодальных владений, существовавших в Средние века, возникли крупные государства.
Раньше других сложилось островное Английское королевство. Победа в Столетней войне 1337—1453 гг. позволила французским королям не только упрочить свой трон, но и присоединить к Франции несколько прежде самостоятельных феодальных владений. На Пиренейском полуострове в 1479 г. Кастилия и Арагон объединились в Испанское королевство. Польша и Литва ещё в XIV в. заключили договор о династической унии, а в 1569 г. образовали единое государство Речь Посполитую. На востоке Европы в XV в. возникло крупное Русское государство.
Однако в Италии процесс объединения мелких владений приостановился на несколько столетий из-за сопротивления католической церкви, которая ревниво оберегала независимость Папской области, где папы римские правили как светские государи.
Кое-где в Европе возобладала даже обратная тенденция — дробление крупных государственных образований, существовавших в Средние века. В начале XVI в. распалось объединение Дании, Швеции и Норвегии, возникшее в форме династической унии (под властью датских королей) ещё в XIV в. Швеция стала независимым королевством. Утратила ряд владений и Священная Римская империя, являвшаяся в Средние века крупнейшим государством Европы.
Заседание английского парламента при Генрихе VIII. 1523 г.
Единые государства сильно различались по степени централизации управления, т. е. по объёму полномочий, которыми обладали их правительства.
Раньше других монархов основные рычаги власти сосредоточили в своих руках английские короли. Причём высокий уровень централизации управления соединялся в Англии со старинными традициями местного самоуправления и широкими полномочиями парламента.К началу Нового времени сумели централизовать управление государством и французские короли. Однако в отличие от Англии они этого добились во многом за счёт ограничения прав местного самоуправления.
В других странах Западной Европы уровень централизации в начале Нового времени был гораздо ниже, чем в Англии и Франции.
В некоторых из них, наоборот, наблюдалось даже ослабление центральной власти. В Речи Посполитой короли утратили наследственную власть. На трон их стало выбирать сословное собрание (сейм).
В Священной Римской империи также сложился обычай избрания крупнейшими князьями (курфюрстами) императоров. Ослаблением власти императора воспользовались отдельные члены империи, которые добились права самостоятельно проводить внутреннюю политику.
2. Монархия и дворянство. Централизация и усиление королевской власти изменили характер отношений между королём и высшими сословиями государства. В Средние века отношения внутри феодальной верхушки общества строились в соответствии с принципом «вассал моего вассала не мой вассал». Этот принцип фактически освобождал значительную часть феодального сословия рыцарей от службы королю.
Такое положение не устраивало монархов. Они хотели подчинить себе все сословия. Главным образом они боролись за ограничение привилегий знати, добиваясь от неё повиновения. Постепенно восторжествовал новый принцип отношений между королём и сословиями: все сословия стали рассматриваться как непосредственные подданные короля. Феодалы потеряли свой прежний правовой статус. Вместо них возникло сословие дворян, обязанностью и моральным долгом которых, в отличие от феодалов, было служение государству в лице короля.
Как усиление власти короля способствовало превращению феодалов в сословие служилых дворян?
Стремлению королей усилить собственную власть сопротивлялась прежде всего родовая аристократия, не желавшая понижения своего общественного положения. Её поддерживали и некоторые другие группы населения, например члены ремесленных цехов, жители целых провинций, опасавшиеся утраты сословных, цеховых, провинциальных и других привилегий, зачастую призрачных, которыми издавна обладали. Их лозунгом была защита старинных «вольностей» от посягательств королевской власти.
Недовольство выражали банкиры, судовладельцы, купцы, а также землевладельцы, связанные с новыми формами богатства и экономической деятельности, но по другим причинам. Они усматривали в действиях королевской власти попытку ограничить их самостоятельность. Они требовали, чтобы государство уважало права и свободу человека, экономические и политические интересы граждан.
3. Абсолютизм. Централизация государственного управления, сосредоточение в руках монархов основных рычагов власти привели к возникновению абсолютной монархии, или абсолютизма. Это такая форма правления, при которой монарху принадлежит верховная и неделимая власть. В её обоснование была выдвинута теория королевского суверенитета, или верховенства власти короля, который ни с кем — ни с родовой знатью, ни с представительными учреждениями, ни с профессиональными объединениями — не делится полномочиями. Он соединяет в своём лице все основные функции и ветви государственной власти — исполнительную, законодательную, административную, судебную и пр. Он оставляет за собой последнее слово в решении всех вопросов внутренней и внешней политики.
Теоретики абсолютизма обосновали идею Божественного происхождения власти государя, его права на жизнь, имущество и убеждения подданных. Однако на практике власть абсолютных монархов так далеко не простиралась.
Этому препятствовали прежде всего вековые традиции европейской государственности, сложившиеся ещё в Средние века. Даже в условиях абсолютизма монархия в странах Западной Европы сохраняла правовой характер, т. е. она в той или иной мере признавала права подданных, сословные отличия, обычаи провинций. Причём власть монарха не распространялась на собственность подданных.
Французские Генеральные штаты в 1614 г.
Сдерживающее влияние на абсолютных монархов оказывала также бюрократия. Так обычно называют государственных служащих, чиновников. В них нуждалось любое крупное централизованное государство, управлять которым сложно и хлопотно. За сотни лет своего существования бюрократия приобрела такой вес, что с ней не могли не считаться самые энергичные и властолюбивые монархи.
Поэтому было бы ошибкой думать, что абсолютный монарх правил, руководствуясь исключительно своей прихотью. Абсолютная власть короля нигде в Западной Европе не означала произвола, т. е. своевольного, беззаконного правления. Монархию как правовое правление, основанное на законах, европейские юристы всегда отличали от деспотизма.
Знаете ли вы, что такое деспотизм? Если нет, обратитесь к словарю.
4. Бюрократическая монархия. Во Франции власть короля опиралась на мощный бюрократический аппарат. Король являлся главой государства. Он по своему усмотрению назначал высший королевский совет, а также советы по отдельным отраслям управления — внешним и внутренним делам, финансам и пр. На рубеже XVI—XVII вв. возникли министерства. Система централизованного управления государством распространялась на все провинции королевства. Местную администрацию возглавляли губернаторы (в дальнейшем — интенданты) и королевские суды. Среди последних выделялись суды высшей инстанции, называвшиеся во Франции парламентами. Эти суды выполняли также важные административные и политические функции.
Однако этот бюрократический аппарат благодаря привилегиям, в частности обычаю приобретения должностей в собственность, превратился в самостоятельную силу. Он служил не только опорой королю, но и противовесом его власти. Громоздкая система бюрократического управления государством работала медленно, со скрипом, но методично.
Усиление бюрократического аппарата привело к тому, что утратили своё значение сословные собрания. Генеральные штаты, возникшие ещё в XIV в., собирались всё реже и реже. Начиная с 1614 г. вплоть до революции конца XVIII в. они не созывались вовсе.
5. Аристократическая оппозиция. Религиозные войны второй половины XVI в. резко затормозили, даже повернули вспять процесс формирования абсолютизма во Франции. С последствиями этих войн — своеволием родовой знати и административной автономией протестантов — французским королям пришлось бороться в течение следующего столетия.
Людовик XIII (1601 — 1643)
Герцог Ришелье (1585—1642)
Кардинал Джулио Мазарини (1602—1661)
В XVII в. аристократия дважды пыталась ограничить власть короля и восстановить феодальные вольности. Впервые это произошло после гибели короля Генриха IV, которого в 1610 г. убил религиозный фанатик Равальяк. Королём стал малолетний Людовик XIII, от имени которого первое время правила его мать — Мария Медичи. В период её регентства государственная власть оказалась игрушкой в руках могущественных фаворитов — любимцев монаршей особы — и аристократических группировок.
Аристократическую вольницу удалось обуздать, когда первым министром Людовика XIII был назначен кардинал Ришелье. Ему в высшей степени было присуще понимание так называемого государственного интереса, т. е. представление о том, что благо государства выше династических, религиозных, феодальных и прочих предпочтений.
В целях централизации управления государством Ришелье развернул наступление на привилегии, которыми пользовались гугеноты. В их руках оставалась крепость Ла-Рошель на побережье Бискайского залива. В результате длительной осады этой крепости королевскими войсками Ришелье добился её сдачи. В 1629 г. Людовик XIII издал так называемый эдикт милости, который отменил политическую и административную автономию гугенотов, но сохранил свободу отправления протестантского культа.
Почему кардинал Ришелье стал бороться с привилегиями гугенотов?
В 1643 г. королём стал малолетний Людовик XIV. В период регентства его матери, Анны Австрийской, оппозиция королевской власти опять подняла голову. Ненависть родовой знати вызывал кардинал Мазарини, занявший после смерти Ришелье должность первого министра и пытавшийся по мере возможности проводить линию своего предшественника на укрепление королевской власти.
Анна Австрийская (1601-1666). Портрет кисти Рубенса
Жан Батист Кольбер (1619—1683). Художник Клод Лефевр
Изображение солнца — личная эмблема Людовика XIV, символ могущества, мира и процветания
6. «Король-солнце». В 1661 г. повзрослевший Людовик XIV заявил, что теперь он сам будет своим первым министром. Он действительно старался вникать во все тонкости управления государством, но на самом деле, конечно, не мог обойтись без поддержки чиновничества. Фактически руководил правительством его ближайший советник Кольбер, занимавший должность генерального контролёра финансов и ведавший доходами и расходами государства. С его именем связано создание сильного морского флота. Кольбер основал во Франции также ряд мануфактур, которые выпускали необходимые государству изделия — оружие, обмундирование, предметы корабельной оснастки, а также художественные изделия для украшения королевских резиденций — гобелены, фарфор, мебель.
Художественные изделия требовались в большом количестве, потому что в местечке Версаль, в окрестностях Парижа, по распоряжению Людовика XIV был построен величественный дворец, куда он и перенёс свою резиденцию. Специально для этого дворца был разработан торжественный церемониал, подчёркивавший могущество и величие французского короля. Не случайно одним из символов власти Людовика XIV было золотое солнце — отсюда прозвище «король-солнце», под которым он вошёл в историю.
С какими событиями историки связывают возникновение такого прозвища?
Людовик XIV (1638—1715) в Версале. Картина приписывается Н. Ларжильеру. Коллекция Уоллес, Лондон
Стремясь окончательно подавить религиозное инакомыслие, в 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт. Отныне под страхом сурового наказания все его подданные были обязаны принять веру короля — католицизм. Отмена Нантского эдикта причинила большой ущерб Франции. Десятки и сотни тысяч французских гугенотов переселились за рубеж. В их лице Франция лишилась ценных работников и специалистов. Вместе с ними утекли за границу и значительные капиталы, столь необходимые для развития промышленности и торговли.
7. Регентство. Долгое правление Людовика XIV сопровождалось непрерывными войнами. Когда в 1715 г. он скончался, Франция была обескровлена. Корона перешла к его правнуку Людовику XV, ввиду малолетства которого во Франции было снова учреждено регентство.
Регентом стал дядя молодого короля герцог Орлеанский, который принадлежал к младшей ветви династии Бурбонов. Он проводил мирную внешнюю политику, сократил государственные расходы, уменьшил налоговое бремя. Всё это способствовало экономическому восстановлению страны.
Регентство привело к смягчению строгих нравов, царивших при дворе Людовика XIV. Многолюдные и роскошные празднества — балы, пиршества, карнавалы и другие увеселения — следовали одно за другим. Они не только разнообразили жизнь придворной знати и дворянства, но и прививали им культурные запросы и потребности.
Филипп Орлеанский (1674—1723)
Людовик XV (1710—1774) в коронационной мантии, с жезлом и короной
Остроумие, художественный вкус, манеры, умение держать себя в обществе стали цениться в их кругу подчас не меньше, чем чины, знатность и богатство. Всё это способствовало духовному раскрепощению светского общества.
Поглощённое ранее почти исключительно придворными интригами, политикой и государственной службой, оно стало проявлять больший интерес к науке, литературе, искусству.
8. «Возлюбленный король». При Людовике XV, который начал править Францией с 1723 г. , сохранялась та же лёгкость нравов, которая вошла в обычаи во время регентства.
Кроме того, новый король слишком потакал своим прихотям, чем беззастенчиво пользовались приближённые.
Всесильные фаворитки, вроде маркизы де Помпадур, вмешивались в государственное управление. По своему усмотрению они раздавали должности, награды, денежные пожалования, назначали и смещали министров.
Вид Версальского дворца в 1668 г. Художник Пьер Патель
Франция в первой половине XVIII в. по-прежнему оставалась одним из самых сильных государств Европы. Блеск и роскошь двора Людовика XV вызывали зависть других монархов. Однако недальновидность короля и несовершенство машины государственного управления сделали своё дело: Франция постепенно утратила ведущие позиции в европейских делах, мировой торговле и колониальном мире.
В молодости Людовик XV был популярен. В народе его прозвали «возлюбленный король». С годами он утратил симпатии своих подданных, но прозвище осталось и чем дальше, тем больше звучало как укор его легкомыслию.
Французский абсолютизм считается классическим, поскольку он воплощал характерные признаки этого образа правления, такие, как верховная и неделимая власть короля, централизованное управление государством с опорой на бюрократию и вместе с тем признание королём основополагающих прав и привилегий подданных.
1. Что такое централизованное государство? Как менялись взаимоотношения монархов и высших сословий в процессе централизации? 2. Объясните, почему понятие «абсолютная монархия» («абсолютизм») не является синонимом понятия «деспотизм». 3. Почему Францию XVII — первой половины XVIII в. называют «бюрократической монархией»? 4. Людовик XIV говорил: «Государство — это я!» Как вы думаете, какой смысл он вкладывал в эти слова?
От имени одного из представителей французского общества (аристократ, банкир или купец, гугенот, католик и т. д.) опишите абсолютную монархию во Франции.
Наши проекты и исследования. Подберите в Интернете репродукции портретов Людовика XIV, которые отражают величие королевской власти, и подготовьте презентацию.
Из Мемуаров Людовика XIV
В первые годы своего царствования Людовик XIV делал собственноручные заметки на отдельных листках по поводу главнейших событий. На основании этих заметок был составлен «Дневник короля». Этот дневник стал основой так называемых Мемуаров Людовика XIV, подготовленных в назидание дофину (наследнику престола).
Тот, кто даровал людям королей, желал, чтобы их чтили как его наместников, и одному себе предоставил право судить об их поступках. Его воля заключается в том, чтобы всякий рождённый подданным повиновался без рассуждений. И этот ясно выраженный всеобщий закон существует для пользы не одних лишь государей, но он спасителен и для самих народов, которые обязаны ему повиноваться, так как всякий раз, как они нарушают этот закон, они подвергаются бедствиям, несравненно более ужасным, чем те, от которых они хотели избавиться. Во всём христианском учении нет более незыблемо установленного правила, чем беспрекословное повиновение подданных тем, кто над ними поставлен.
Кого Людовик XIV считает создателем королевской власти? Какую роль он отводит королевской власти в жизни общества? Каковы, по его мнению, должны быть взаимоотношения власти и общества?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Основные формы правления государством — обществознание
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
134.4K
На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
- В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
- В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Формы власти показывают:
- как создаются высшие органы власти в государстве,
- их структуру,
- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут
Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас
Монархия
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).
Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.
Виды монархий | Основные черты |
Абсолютная (неограниченная) | Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Конституционная | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую. |
Дуалистическая | Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная (неограниченная) | Дуалистическая | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Принадлежность законодательной власти | Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | — (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право вето монарха на решения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Основные виды республик и их признаки
Линии сравнения | Президентская | Полупрезидентская (смешанная) | Парламентская |
Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь). | Избирается на заседании парламента. | |
Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле. | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии. |
Ответственность правительства | Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. | Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. | Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства. |
Право роспуска парламента у президента | Отсутствует. | Президент имеет право роспуска парламента. | |
Наличие поста премьер- министра | Отсутствует. | Существует пост премьер-министра. | |
Объем полномочий президента | Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти. | Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. | Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает. |
Современные государства | США, страны Латинской Америки | Австрия, Россия, Франция | Индия, Италия, ФРГ, Швейцария |
Лидия Казанцева
Автор Skysmart
К предыдущей статье
155.1K
Мировоззрение человека
К следующей статье
Виды и формы познания мира
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
6 преимуществ и недостатков абсолютной монархии – ConnectUS
от главного редактора
Несколько стран мира придерживаются формы правления с участием монархии, но лишь немногие из них придерживаться абсолютной монархии. Один из лучших примеров — Ватикан, где страной правит папа. После избрания они имеют власть над людьми, а также над Церковью.
Но наделение кого-либо неограниченной политической властью может быть как выгодным, так и опасным. Одной из основных причин Гражданской войны в Англии были опасения, что Карл I пытается установить абсолютистское правительство. Людовик XIV во Франции считается одним из самых успешных абсолютных монархов, учитывая его правление над своей страной и людьми. Чтобы понять, почему абсолютную монархию предпочитают или ненавидят, взгляните на ее преимущества и недостатки.
Список преимуществ абсолютной монархии
1. Позволяет быстрее принимать решения
Монарх имеет власть над своей землей и народом. Они не слушают советчиков, когда дело доходит до принятия решений. Да, у них могут быть люди, которые им помогают, но в конечном итоге последнее слово остается за ними.
Некоторые предпочитают такое правительство, потому что оно уменьшит ссоры из-за того, что правильно, а что нет. При таком руководстве решения можно принимать в кратчайшие сроки, а не тянуться годами. Слишком много людей, вовлеченных в процесс принятия решений, мешает прогрессу, потому что обязательно возникнут разногласия по поводу условий. Людям нужны ответы на проблемы, и иногда решение этих вопросов монархом позволяет быстрее решить все проблемы, которые необходимо решить.
2. Это упрощает разработку законов
В абсолютной монархии только один человек принимает решения. Когда есть законы, которые должны быть приняты во благо народа, абсолютный монарх может приказать сделать это. Это, в свою очередь, сделает людей более благодарными за то, что их потребности были удовлетворены в кратчайшие сроки.
3. Позволяет планировать и достигать долгосрочных целей
Монарх правит на всю жизнь. Таким образом, они строят планы на долгосрочную перспективу. В некотором смысле это выгодно для страны, потому что вряд ли его отменят, в отличие от случая, когда кто-то другой вступает в должность и решает не реализовывать план, потому что он не входит в их повестку дня. Для монарха проблемы, возникающие во время его правления, имеют хорошие шансы на решение, если он правит пожизненно.
Список недостатков абсолютной монархии
1. Не требует демократического процесса
Как только монарх решает, все. Не может быть никаких дебатов вокруг решения, и, конечно же, монарх не может нести ответственность за то, что они только что решили.
2. Создает избыток славы
Слава может быть как хорошей, так и плохой, но с абсолютным монархом слава может быть опасной. Как можно ожидать внутренних изменений, когда речь идет о вожде, которого очень любят?
3. В нем участвует лидер, не избранный народом
Монархи получают свое положение по наследству. Это может быть плохо, потому что неизвестно, способен ли монарх, который добьется успеха, возглавить нацию.
Биография автора
Натали Реголи — дитя Бога, преданная жена и мать двоих мальчиков. Она имеет степень магистра права Техасского университета. Натали публикуется в нескольких национальных журналах и занимается юридической практикой уже 18 лет.
10.11: Общее влияние абсолютизма
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 22289
- Кристофер Брукс
- Portland Community College
Хотя Британия, таким образом, представляла собой выдающееся исключение из общей модели абсолютизма, рост ее государства был сопоставим с ростом ее абсолютистских соперников. В совокупности государства Европы были преобразованы абсолютистскими тенденциями. Некоторые из них можно зафиксировать в статистике: королевские правительства выросли примерно на 400% в размере (т. мужчин в шестнадцатом веке до более чем 150 000 к концу семнадцатого века.
Армиибыли не просто больше — они были лучше дисциплинированы, обучены и «стандартизированы». Впервые солдатам выдали стандартное обмундирование. Война, пусть и кровавая, уже не была такой дикой и хаотичной, как во время религиозных войн, во многом благодаря тому факту, что теперь ее вели профессиональные солдаты, подчиненные благородным офицерам, а не наемники, просто развязавшие войну против врага и приказали жить за счет земли (то есть крестьян), пока они это делали. Офицеры противоположных сторон часто считали себя частью большой семьи; захваченный офицер мог ожидать, что его «враги» будут относиться к нему как к уважаемому сверстнику, пока его собственная сторона не заплатит выкуп.
Такие разрозненные примеры абсолютизма, как Франция и Пруссия, объединяла общая концепция королевской власти. Теория абсолютизма заключалась в том, что король был выше знати и не подотчетен никому в своем королевстве, но обязан своим подданным своего рода доброжелательной защитой и надзором. Дело было не в «произвольной» власти: предполагалось, что власть монарха служит благу королевства — это было известно как raison d’etat , право или причина государства. На практике это означало, что весь спектр традиционных прав, особенно прав знати и горожан, должен был соблюдаться. Людовик XIV утверждал, что « L’etat, c’est moi » — Я есть государство. Его точка зрения заключалась в том, что не было различия между его собственной идентичностью и правительством самой Франции, и его действия по определению были на благо Франции (что было не всегда верно с объективной точки зрения, что ярко продемонстрировали его войны).
Проигравшими от абсолютизма были крестьяне: особенно в Центральной и Восточной Европе свободы, которыми крестьяне пользовались примерно до 1650 года, все больше исчезали по мере того, как новые абсолютистские монархи заключали сделки со своей знатью, ратифицировавшие право последней на полный контроль над крестьянством. Крепостное право, уже существовавшее на большей части востока, ужесточилось в семнадцатом столетии, а бесплатный труд, сборы и налоги, которые крестьяне должны были платить своим помещикам, стали более жесткими (например, австрийская трудовая повинность была известна как робот , и в нем могло быть до 100 рабочих дней в году). Общая картина на Востоке заключалась в том, что дворяне подчинялись все более могущественным королям или императорам, но сами были «абсолютными» правителями своих поместий над своими крепостными.
Ирония роста как королевской власти, так и королевских налоговых поступлений заключалась в том, что они все еще не могли справиться с расходами на войну. Военные расходы были огромными; в таком государстве, как Франция, военные получали 50% государственных доходов в мирное время и 80% и более во время войны (что было часто). Таким образом, монархи предоставляли монополии на продукты, а затем облагали их налогами, и они часто продавали дворянские титулы и государственные должности тому, кто предлагал самую высокую цену (королева Швеции удвоила количество дворянских семей за десять лет). Они безжалостно облагали налогом и крестьянство: королевские налоги во Франции удвоились в период с 1630 по 1650 год, а сопутствующие крестьянские восстания жестоко подавлялись.
Одним из аспектов ужесточения социальной иерархии, вызванного отчасти большими юридическими преимуществами, которыми пользовались представители знати в абсолютистской системе, было то, что права и привилегии знати впервые были кодифицированы в виде четких законов. Большинство абсолютистских государств создали «табели о рангах», в которых точно указывалось, где дворяне стояли по отношению друг к другу, а также к монарху и «принцам крови». У Людовика XIV во Франции была ветвь королевского правительства, полностью посвященная проверке притязаний на дворянство и лишению дворянских титулов тех, у кого не было надлежащих доказательств.
Эта страница под названием 10.11: Общие эффекты абсолютизма распространяется под лицензией CC BY-NC-SA 4.0 и была создана, изменена и/или курирована Кристофером Бруксом посредством исходного контента, который был отредактирован в соответствии со стилем и стандартами Платформа LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.