Отрасли хозяйства примеры из законов хаммурапи таблица: Урок истории по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Урок истории по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Класс: 5.

Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

Цели урока:

  • показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства;
  • подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи;
  • защищая в этих  законах интересы широких слоев населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев;
  • развивать логическое мышление; продолжить работу по формированию исторических понятий.

Новые понятия: закон, суд, судить.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

  • Проверка явки учащихся.
  • Проверка готовности к уроку.

Изучение нового материала

Учащиеся уже познакомились с Междуречьем, шумерской культурой (богами солнца, воды, плодородия), клинописью.

I. Постановка учебной задачи

Учитель: В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране).  В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон  столб покрыт ровными рядами клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра.

– Как вы думаете, чем уникален этот столб?

Предполагаемые ответы учащихся:

– Потому что древний.
– Единственный.
– Может быть, текстом?
– А может изображенной сценой? И др.

Все версии учитель фиксирует на доске.
В процессе обсуждения  версий, учащиеся должны придти к выводу, что для исторической  науки данный столб ценен все же содержанием текста.

– Почему  текст написан на двухметровом базальтовом столбе?
– Какого же содержание этого теста?

Предполагаемый ответ  учащихся: Базальт – очень прочный камень, значит будет стоять очень длительное время. Содержание текста, видимо,  касается всех жителей страны, т.к. столб стоял на открытой местности и текст мог  прочитать любой грамотный житель Двуречья.

Учитель: Сегодня на уроке  мы должны узнать содержании текста, высеченного на столбе. 

Учебная задача:  Узнать, о чем  этот  текст?

II. Решение учебной задачи

Учитель

(на фоне музыки): Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.

(Слайд с изображением столба)

– А теперь внимательно рассмотрите фигуры на столбе. Как вы думаете, кто эти люди?

Учащиеся высказывают свои предположения (бог и царь Хаммурапи)

Учитель: Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста. (Следующий слайд)

«Когда высокий Анум,… владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку (главный бог вавилонян) первородному сыну Эа, владычество над всеми людьми, … Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей  света и основали в нем вечное царство, фундамент которого прочен, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стане заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… призвали меня для блага народа».

Задание: проанализировать текст и ответьте на вопросы:

1. С какой целью Хаммурапи был призван править людьми? (Чтобы справедливость в стане заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого)
2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в стране? (С помощью законов)

Решение задачи: Текст на столбе – это могут быть законы, написанные царем Хаммурапи.

III. Изучение законов царя Хаммурапи

Работа в группах.

Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».

7. Если человек купит из руки сына человека полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, то этот человек – вор, его должны убить.


42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.
53. Если человек поленился крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.
274. Если человек нанимает мастеров, то наемную плату… кирпичного мастера. .. плату ткача… плату камнереза… плату столяра… плату кожевника, плату плотника… плату корзинщика… плату строителя… В день он должен давать».

Отрасли хозяйства

Примеры из законов Хаммурапи

Земледелие: какие культуры выращивали?  
Скотоводство: каких животных разводили?  
Ремесло: какие ремесленные профессии были известны?  

Дополнительные вопросы: что вы узнали о хозяйстве? Какой труд поощряли законы? Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?

Статьи законов для второй группы:

59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина – 0,5 кг) серебра.
237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.
245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.

259.Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль – 8,4 г.) серебра.
260. Если человек украл сошник или же борону, то он должен хозяину заплатить 3 сикля серебра.
261.     Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур – 252,6 л) зерна в год.

Вопросы к статьям: что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации за ущерб? (Серебро и зерно.) О чем это свидетельствует? (О большой роли земледелия.) Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?

Статьи законов для третьей группы учеников:

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но неполноправного подданного), то его должно убить.

19. Если человек держит беглого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.
115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.
116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить… и, если взятый в залог – сын человека, должны казнить его (ростовщика) сына.
117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Вопросы к документу: какой общественный строй существовал в Вавилонии, судя по данным статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков

Статьи законов для четвертой группы учеников:

128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена.
168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню моего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.
177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны ис-следовать дело дома ее первого мужай должны поручить дом ее первого мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей.
185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.
186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

Вопросы к документу: докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей. Почему законы требовали от подданных официального заключения брака?

Статьи законов для пятой группы учеников:

1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.      
6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.
195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.
196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
202. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину (0,5 кг) серебра.
205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

Вопросы к документу: объясните происхождение выражения: «око за око, зуб за зуб». Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

После того как работа выполнена, представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом. По ходу ответов на доске оформляется запись:

Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны.

Они защищали:

  • честный и добросовестный труд;
  • частную собственность;
  • своих подданных от обращения в рабство;
  • семью и права детей.

Законы сурово наказывали за преступления.

По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности.

Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.

IV. Рефлекствно-оценочный этап

Слайд: приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.

Преступление Наказания
1. Если сын ударит своего отца… А). ..то должно выбить его глаз.
2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей… Б) …то должно выбить его зуб.
3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе… В) …то ему должно отрубить руку.
4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей… Г) …то должен починить за собственное серебро.
5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то… Д) …то должно отрезать ему ухо.

Подведение итогов. Выставление оценок

Задание на дом: § 14, вопросы и задания к параграфу

Конспект урока в 10 классе «Законы Хаммурапи» | План-конспект урока по истории (10 класс) на тему:

Технологическая карта

История 10 класс

      Ф.И.О.      Шилко Андрей Юрьевич, учитель истории

      ОУ      ГБОУ СОШ №407 Пушкинского района Санкт-Петербурга

      Предмет:    история

      Класс:         10

Тип урока:        Урок усвоения новых знаний     

Форма урока:   Исследовательская

Технология:  Критического мышления

Тема урока: Законы вавилонского царя Хаммурапи

Цель урока: Познакомиться с фрагментами законодательства древневосточного государства, выявить его характерные черты, определить общественную структуру Древнего Востока            

Задачи урока:       1. Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации в исторических источниках;

                               2. Уметь анализировать используемые материалы;

                                                           3. Научить учащихся обмениваться информацией, выслушивать точку зрения одноклассника;

                               4. Научить учащихся работать индивидуально и в группе;

                               5. Развивать критическое мышление;

        

      Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут научиться:

     1. работать с информацией из исторического источника;

     2. выполнять логические операции сравнения, анализа;

     3. использовать способы взаимодействия, продуктивного сотрудничества.

Оборудование:    раздаточный материал,   чистые листы на столах учащихся для работы на уроке.

                             

     

План урока:

    1. Постановка целей и задач урока.

    2. Работа с текстом.

    3. Подведение итогов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1

2

3.

4.

Организационный момент.

2. Этап актуализации знаний

3.Содержательно-операционный этап

 

4.  Контрольно-оценочный   этап.  

Приветствует учащихся.

— Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос – для чего нужен такой предмет в школе как история?

Как вы думаете, когда появляется собственно история?

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких письменных источников, а именно с законами Хаммурапи и попробуем ответить на вопросы:

  • Можно ли охарактеризовать социальную структуру общества на основе данного источника?
  • Можем ли сделать определенные выводы о нравственности Древневосточного общества?
  • Могут ли полученные знания о Древневосточном обществе быть объективными?

   

3. Дает возможность выбрать учащимся, в какой и групп они будут работать путём жеребьёвки. Раздает фрагменты из источника.

Ставит  вопросы, на которые учащиеся должны ответить.

4. Организует работу с вопросами по тексту.

Проводит  контроль, оценку, рефлексию (соотнесение результата и цели)

.

Приветствуют учителя.

2. Учащиеся отвечают на вопросы.

.

3. Выбирают группу для работы. Читают текст. Готовят ответы на вопросы по тексту.

4. Отвечают на вопросы по тексту и на вопросы в начале урока.

 

2.  Регулятивные УУД:

Прогнозирование и целеполагание деятельности.

3. Познавательные УУД:

умение структурировать знания;

извлечение необходимой информации из источника.

Коммуникативные УУД

умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера.

4. Личностные УУД Понимание ценности науки для удовлетворения производственных и культурных потребностей человека.

Регулятивные УУД:

оценка и саморегуляция

Коммуникативные УУД:

навыки полно и точно выражать свои мысли.

Приложение

Законы царя Хаммурапи (фрагмент)

Хозяйство
      § 7. Если человек купит из руки сына человека [полноправный житель Вавилонского царства] или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек — вор, его должно убить…
      § 53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и [вследствие того, что] плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля [общины, то] человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил…
      § 55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, [то] он должен отмерить зерно в соответствии [с урожаем] его соседей. ..
      § 59. Если человек срубит в саду человека дерево без [ведома] хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина — 0,5 кг) серебра…
      § 235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так, что судно в том же году станет течь [или] получит [другой] недостаток, [то] корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна…
      § 237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым [другим] грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем [было], [то] лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем…
      § 259. Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль — 8,4 г) серебра.
      § 260. Если он украл сошник или же борону, то он должен заплатить 3 сикля серебра.
      § 261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, [то] он должен платить ему по 8 гуров (гур — 252,6 л) зерна в 1 год. ..
      § 274. Если человек нанимает мастерового, то наемную плату… кирпичного мастера… плату ткача… плату камнереза… плату кузнеца… плату столяра… плату кожевника… плату плотника… плату корзинщика… плату строителя… в день он должен давать.

Законы царя Хаммурапи (фрагмент)

Наказания
      § 3. Если человек выступил в суде для лжесвидетельства и слово, которое он сказал, не доказал, [то], если это дело — дело о жизни, человек этот должен быть казнен…
      § 6. Если человек украл имущество бога или дворца, [то] этот человек должен быть казнен…
      § 14. Если человек украл малолетнего ребенка [другого] человека, [то] он должен быть казнен…
      § 21. Если человек сделал пролом в доме [другого человека], [то] перед этим проломом его следует убить и закопать…
      § 195. Если сын ударил своего отца, [то] ему должны отрубить руку…
      § 196. Если человек выколол глаз сыну человека, [то] должны выколоть ему глаз…
      § 197.  Если он переломил кость человеку, [то] должны переломить ему кость…
      § 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, [то] должны ему выбить зуб…
      § 202. Если человек ударил [по] щеке человека, высшего [по положению], чем он сам, [то] он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз…
      § 203. Если сын человека ударил [по] щеке сына человека, равного ему, [то] он должен отвесить одну мину серебра…
      § 205. Если раб человека ударил [по] щеке сына человека, [то] ему должны отрезать ухо…
      § 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так, что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

Законы царя Хаммурапи (фрагмент)

Долговая кабала
      § 115. Если человек имеет за человеком [долг] хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, [то] это не основание для претензии.
      § 116.  Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить… и если [взятый в залог] — сын человека, [то] должны казнить его [ростовщика] сына…
      § 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, [то] они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.

По фрагменту о хозяйстве

1. Заполните таблицу по схеме: отрасли хозяйства, примеры из законов

2. Почему в царских законах проявлена забота о системе орошения? Какое наказание ждало нерадивого земледельца, не заботившегося о своих плотинах и каналах?

3. В законах царя Хаммурапи в качестве платы за работу или преступления упоминается серебро и зерно. Как вы думаете, о какой роли земледелия в жизни Месопотамии говорит этот факт?

По фрагменту о наказаниях

1. Объясните происхождение выражения око за око зуб за зуб Приведите примеры из законов Хаммурапи в соответствующие этому выражению

2. Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет?

3. Почему в § 202, 203 и 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

(По фрагменту о долговой кабале)
      1. Как вы думаете, какие слои населения чаще всего попадали в долговую кабалу?
      2. Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу?
      3. По вашему мнению, эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков? Поясните свое мнение.
      4. Почему Хаммурапи заботился о таких частных вопросах?

Кодекс Ур-Намму — Энциклопедия всемирной истории

Кодекс Ур-Намму (ок. 2100–2050 гг. до н. э.) — старейший из существующих сводов законов в мире. Он был написан шумерским царем Ур-Намму (годы правления 2047–2030 до н. э.) или его сыном Шульги из Ура (годы правления 2029–1982 до н. э.) за столетия до того, как знаменитый Кодекс Хаммурапи был написан вавилонским царем Хаммурапи (годы правления 1795). -1750 г. до н.э.).

Датировка ок. 2100-2050 гг. до н.э. основаны на средней хронологии; краткая хронология помещает дату в c. 2050-2047 гг. до н.э., незадолго до или в начале правления Ур-Намму. Самым ранним сводом законов Месопотамии был Кодекс Урукагины (около 24 века до н.э.), который дошел до наших дней только благодаря ссылкам в других древних произведениях. Хотя Кодекс Ур-Намму неполный, его сохранилось достаточно, чтобы ученые могли понять видение царем закона и порядка в его землях.

Удалить рекламу

Реклама

Представляя себя отцом своего народа, Ур-Намму призывал своих подданных думать о себе как об одной семье, а о своих законах как о домашних правилах. Наказания, за исключением тяжких преступлений, принимали форму штрафов, подобно тому, как ребенка могли лишить любимого занятия или игрушки за плохое поведение. Ур-Намму издал кодекс, понимая, что его люди умеют относиться друг к другу с уважением, а штраф за упущения послужит напоминанием.

YouTube Следите за нами на Youtube!

Хотя 57 законов кодекса были изданы от имени короля, возможно, они были опубликованы его сыном Шульги после смерти Ур-Намму. Кодекс получил дальнейшее развитие преемниками Шульги и повлиял на форму и основное видение более поздних кодексов, таких как Законы Эшнунны (ок. 1930 г. до н.э.) и законы, изданные во время правления Липит-Иштар (ок. 1870 г. — ок. 1860 г. до н.э.). ). Эти кодексы, в свою очередь, послужили образцом для Кодекса Хаммурапи, который повлиял на законы других цивилизаций, в частности, на создание Моисеева закона Библии.

Удалить рекламу

Реклама

Восстание Ур-Намму

90 002 Ур-Намму основал Третью династию Ура в Шумере, также упоминаемую как период Ура III и шумерское Возрождение.

Месопотамия находилась под властью Аккадской империи, основанной Саргоном Аккадским (годы правления 2334-2279 до н.э.), до ок. 2083 г. до н.э., когда сочетание изменения климата (вызвавшего засуху и голод) и вторжения западноазиатских кутиев привело к свержению династии Саргонидов. Гутии (из области современного Ирана) тогда представлялись преемниками Саргонидов, но, согласно шумерским свидетельствам, им не хватало административных навыков и религиозной сплоченности, которые позволили Саргону и его преемникам так эффективно править.

Несмотря на то, что империя Саргона веками поддерживала порядок, она так и не была полностью принята ее подданными, которые периодически поднимали восстания только для того, чтобы их вернули на место в результате военных кампаний. Однако кутии отличались от любых других претендентов на власть Саргонидов не только тем, что они могли использовать слабость империи c. 2083 г. до н.э., но и потому, что у них не было ничего общего с жителями Месопотамии. Ученый Пол Кривачек отмечает:

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

[Согласно шумерским источникам] гути никогда нельзя было простить за то, что они, в отличие от других претендентов на контроль над Месопотамией, не были заинтересованы в том, чтобы подхватить эстафету цивилизации и нести ее вперед. Летописцы постоянно напоминают нам, что это были «несчастные люди, не умеющие почитать богов, не знающие правильных религиозных обрядов». Это могло быть только вопросом времени, когда возродившаяся уверенность южных городов привела к согласованным усилиям по их изгнанию. (135)

Момент настал во время правления Уту-Хегала из Урука (ок. 2055–2047 гг. до н. э.), который возглавил восстание против кутиев, отказался вести с ними переговоры и победил их как минимум в одном крупном сражении. По одной из версий, после этой победы он утонул, руководя строительством плотины. Война с гутиями, а также власть царя перешли затем к городу Ур и его правителю Ур-Намму, зятю Уту-Хегала.

Ур-Намму

Дональд А. Маккензи (общественное достояние)

Ур-Намму продолжил войну с кутианами и отвоевал крупные города, в том числе великий город Эриду, а также посвятил усилия восстановлению храмов и торговых центров, пострадавших в войнах. Приняв царство, он основал Третью династию Ура в Шумере, также называемую периодом Ура III (2047–1750 гг. до н. э.) и шумерским Возрождением.

Третья династия Ура

Некоторые современные ученые возражают против термина «шумерское Возрождение», утверждая, что никогда не было упадка, требующего возрождения, но шумерские отчеты утверждают, что период кутиев был временем, когда «трава росла высоко на дорогах земли» и не выращивалось зерно, не ловилась рыба, не было вина или сиропа из-за бесхозяйственности при правлении кутиев (Кривачек, 130–135). Ур-Намму, провозгласивший себя истинным преемником Саргонидов, оживил землю своей политикой, которая включала создание общественных парков, орошение садов и садов в городах и их окрестностях, а также покровительство искусствам. Он восстановил шумерскую экономику или, по крайней мере, улучшил ее, предложив работу всем, кто хотел или нуждался в ней. Комментариев ученого Марка ван де Миропа:

Удалить рекламу

Реклама

Поскольку активы государства были такими огромными, включая поля, рыбные угодья, производственные мастерские и т. д., потребность в рабочей силе была очень высока. Государство Ура III не было тоталитарным режимом, жители которого полностью подчинялись бюрократии, поэтому рабочую силу приходилось нанимать, предлагая достаточную компенсацию. Многие из имеющихся у нас текстов фиксируют выдачу пайков, которые приходилось брать из центральных государственных ресурсов. (79)

Эти ресурсы, по-видимому, были огромными по мере того, как множились строительные проекты и процветали шумерские города-государства под управлением Ур-Намму. Чтобы поддерживать это процветание, Ур-Намму ввел свой свод законов, гарантирующий, что все понимают, что от них требуется для мирной жизни под его правлением.

Фондовая фигурка Ур-Намму

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Код

Он признавал влияние религиозных верований на личное поведение и поэтому представил свои законы как полученные от богов. Он, кажется, убедился, что люди поняли, что король был только администратором, а не автором кодекса, и когда кто-то нарушал закон, они восставали против божественной воли. Комментарии Кривачека:

Хотя это и не настоящий свод законов, он далеко не исчерпывающий; ни, говорят некоторые, даже введенные Ур-Намму, но его сыном Шульги, код или нет, хотя у нас есть только фрагменты, их достаточно, чтобы показать, что законы касались как гражданских, так и уголовных дел. Среди уголовных положений он указывает, какие преступления должны караться смертной казнью: убийство, грабеж, лишение девственности жены другого мужчины и прелюбодеяние, совершенное женщиной. За другие проступки наказанием был штраф серебром… [Кодекс Ур-Намму стоит] в отличие от более известных законов Хаммурапи, составленных примерно три века спустя, с их дикими положениями «око за око, зуб за око». зуб». (148-149)

Код получил широкую огласку во время правления Шульги, который, как уже отмечалось, мог быть даже его автором. Однако в публичной демонстрации законов не было необходимости, потому что люди под властью Ур-Намму и Шульги разделяли общий набор ценностей и традиций, а законы были предназначены для поощрения надлежащего поведения в рамках уже установленных параметров. Ученый Сэмюэл Ноа Крамер описывает код в столбцах на глиняной табличке клинописью:

Удалить рекламу

Реклама

Табличка была разделена древним писцом на восемь столбцов, четыре на лицевой и четыре на оборотной стороне. Каждая из колонок содержит около сорока пяти маленьких пробелов в линейку, менее половины из которых разборчивы. Аверс содержит длинный пролог, который понятен лишь частично из-за многочисленных разрывов в тексте. (53)

В прологе подробно рассказывается о том, как бог луны Нанна избрал Ур-Намму царем Ура, помог ему победить город Ларса и снабдил его законами, по которым все подданные считались равными независимо от социального положения, чтобы «сирота не пала добычей богатого, вдова не становилась добычей сильного, человек с одним шекелем не становился добычей человека с шестьюдесятью шекелями» (Крамер, 54). Законы были оформлены в виде условного предложения «если-это-то-то». Вот несколько примеров:

Если человек человеку с орудием…его…отсечет ногу, то 10 сиклей серебра он должен заплатить.

Если человек человеку с оружием его кости…разрубил, 1 серебряную мину он должен заплатить.

Если человек человеку с гешпу-инструментом отрезал нос, 2/3 серебряной мины он должен заплатить. (Крамера, 55)

Кодекс также предусматривал штрафы за преступления, которые в соответствии с более поздним Кодексом Хаммурапи влекут за собой гораздо более суровые меры. В кодексе Ур-Намму особенно примечательны два правонарушения:

Удалить рекламу

Реклама

Если человек выбил глаз другому человеку, он должен весить полмины серебра.

Если человек выбил зуб другому человеку, он должен заплатить два сикля серебра. (Кривачек, 150)

По кодексу Хаммурапи, если кто-то выбил другому глаз, тот платил своим, а также зубом.

Кодекс Липит-Иштар

Судя по всему, Кодекс Липит-Иштар был создан в первую очередь для разрешения споров, возникающих в связи с имущественными проблемами, наследованием и долговым рабством.

Между Кодексом Ур-Намму и Кодексом Хаммурапи, однако, было несколько шагов, и были веские причины, по которым пришлось изменить довольно благожелательный кодекс законов Ур-Намму. Подданные Третьей династии Ура представляли собой более или менее однородное шумерское население, но ко времени правления последнего монарха Ибби-Сина (годы правления 1963–1940 до н. э.) население было более разнообразным.

Эта тенденция продолжилась после основания династии Исин Ишби-Эрра ок. 1953/1940. Ишби-Эрра победил амореев и эламитов, которые пытались заполнить вакуум власти после падения кутиев, и некоторые из этих людей теперь жили и работали среди шумеров в большем количестве, чем раньше.

Во времена правления пятого царя династии Исин, ​​Липит-Иштар, был необходим новый свод законов. Одно из основных положений Кодекса Липит-Иштар касалось долгового рабства, которое стало широко практиковаться, будь то люди, продающие себя в рабство, или члены их семей. Кодекс также предписывал общественные работы для общественных работ и устанавливал справедливые налоговые ставки и законы о собственности. Хотя эти законы были известны и понятны юридическим собраниям, с ними обычно не советовались при вынесении вердикта, как объясняет ученый Гвендолин Лейк:

Месопотамская система правосудия полагалась главным образом на обычное право, которое поддерживалось собранием старейшин, городских чиновников или судов. Судьи могли выбираться из местного сообщества или назначаться королем. Затронутые стороны представляли свои собственные дела и, при необходимости, приводили свидетелей. Судебные разбирательства или, по крайней мере, приговоры были записаны, и с большинства исторических периодов сохранились многочисленные таблички. В отсутствие свидетелей обвиняемый мог быть подвергнут пыткам, например, брошению в реку или канал. Невиновность человека была доказана, когда «река отказала» виновнику. Ответчиков и истцов заставляли присягать на божественных символах, таких как солнечный диск, который представлял бога справедливости Шамаша.

Поскольку короли считались защитниками закона и порядка, они часто издавали правовые реформы, списание долгов и указы, которые записывались в письменной форме и часто упоминались как своды законов, хотя нет никаких доказательств того, что суды когда-либо ссылались на такие указы. . (105)

Вместо этого суды полагались на традиционные методы, такие как судебное разбирательство, для установления вины или невиновности, а затем назначали любое наказание, которое казалось подходящим. Судя по всему, Кодекс Липит-Иштар был создан в первую очередь для разрешения споров, возникающих из имущественных проблем, наследства и долгового рабства, и в то время как высший класс, возможно, строго соблюдал законы в том виде, в каком они написаны, деревни, поселки и города, по-видимому, считали их скорее руководством, чем сводом законов, если вообще признавали их.

Код Хаммурапи

Хаммурапи пришел к власти после того, как его отец Син-Мубаллит (годы правления 1812-1793 гг. до н.э.) отрекся от престола в его пользу. Син-Мубаллит напал на богатый город Ларса, который защищала династия Исин, ​​и потерпел поражение, что вынудило его уйти в отставку. Хаммурапи, возможно, чувствовал, что его отец слишком поторопился с началом кампании против Ларсы, и поэтому сделал вид, что ищет мира и занимается строительными проектами, в то время как он тихо собирал и снаряжал армию, которая должна была завоевать всю Месопотамию.

Кодекс Хаммурапи

Ларри Кестер (CC BY)

Неясно, когда был написан Кодекс Хаммурапи, но, похоже, он был принят c. 1772 г. до н.э., чтобы установить порядок в Вавилоне, который обеспечил бы стабильный тыл для начала военных кампаний. Население Вавилона было гораздо более разнообразным, чем подданные Ур-Намму или Липит-Иштар, поскольку это был космополитический интеллектуальный и торговый центр, привлекавший людей со всего региона и даже из Египта и Греции. Таким образом, Кодекс Хаммурапи должен был представлять свод законов, выходящих за рамки любых национальных правовых традиций или представлений, с которыми люди могли прибыть, а также любую традиционную правовую практику, наблюдаемую в различных месопотамских городах-государствах и королевствах. Комментарии Кривачека:

Законы Хаммурапи отражают шок беспрецедентной социальной среды: многонационального, многоплеменного вавилонского мира. В более ранние шумеро-аккадские времена все общины чувствовали себя членами одной семьи, равноправными слугами перед глазами богов. В таких обстоятельствах споры могли быть урегулированы путем обращения к коллективно принятой системе ценностей, где кровь гуще воды, а справедливое возмещение ущерба более желательно, чем месть. Однако теперь, когда горожане обычно общались плечом с кочевниками, ведущими совершенно иной образ жизни, когда носители нескольких западносемитских языков амурру, а также других, столкнулись с непонимающими аккадцами, конфронтация должна была слишком легко перекинуться на конфликт. (180)

Хаммурапи, следуя примеру Ур-Намму, заявил, что его законы были переданы ему богом Шамашем, и приказал выгравировать стелу с этими законами, увенчанную изображением Шамаша, передающего их царю, на городской площади, где любой, кто умел читать, имел к ним доступ; те, кто не мог, читали их им.

Таким образом, незнание закона не может служить оправданием для его нарушения, поскольку законы были публично провозглашены и всегда были доступны для ознакомления. В отличие от Кодекса Ур-Намму, который мог предполагать общее понимание среди населения, Кодекс Хаммурапи должен был быть более ясным и строгим, и суды, похоже, обращались к его кодексу. Лейк описывает кодекс и его положения:

[Кодекс Хаммурапи] представляет собой первую известную попытку создать последовательный набор абстрактных правовых предписаний для всей страны, включающий различные местные обычаи и традиционное право. Существует несколько основных разделов (семейное право, включая подразделы о супружеской измене, инцесте, разводе и наследовании, право собственности и реституция, договоры займа и найма, а также установление стандартов сборов и заработной платы). Он различает штрафы и наказания в зависимости от правового статуса человека: свободный, раб и промежуточная категория. (106)

Вместо денежных штрафов кодекс опирался на концепцию карательного правосудия (также известную как Lex Talionis ), определяемую знаменитым изречением «око за око и зуб за зуб». Хотя законы Хаммурапи почти наверняка были созданы по образцу Кодекса Ур-Намму, законы Хаммурапи были гораздо более подробными, чтобы обеспечить строгое соблюдение.

Заключение

Единственным общим аспектом этих двух кодов, помимо стандартной условной формулы (если-это-то-то), было заявление о том, что они были получены от богов. Эта особенность появится в более поздних кодексах законов, таких как законы ассирийцев и Моисеев закон Библии. Точно так же, как Ур-Намму приписал Шамашу авторство своего кодекса, Моисей изображается получившим его от Яхве.

Кодекс Хаммурапи считался старейшим сводом законов в мире до 1947 года, когда был обнаружен Кодекс Липит-Иштар, а затем, в 1948 году, в Ираке была обнаружена табличка с Кодексом Ур-Намму. Это было переведено Крамером в 1952 году, в результате чего был обнаружен самый старый свод законов в мире. Комментарии Крамера:

Как долго Ур-Намму будет оставаться первым в мире законодателем? Возможно, ненадолго. Есть указания на то, что законодатели в Шумере существовали задолго до рождения Ур-Намму. Рано или поздно удачливый «копатель» найдет копию свода законов, предшествующую своду законов Ур-Намму на столетие или более. (55)

Хотя это вполне может быть правдой, до сих пор не найдено никакого другого свода законов, предшествовавшего Ур-Намму, и он по-прежнему считается первым законодателем. Крамер называет его «первым Моисеем», который, отвечая на потребности своего народа в порядке, создал первый свод законов, которые в равной степени применялись ко всем людям, независимо от социального статуса или предполагаемых привилегий.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Почему контроль над ценами должен остаться в учебниках истории

Всплеск инфляции, последовавший за кризисом COVID-19, и экспансионистской политикой международных центральных банков, включая Федеральную резервную систему, вернул тему контроля над ценами в новости. Например, в недавних статьях пропагандировались формы контроля над ценами для снижения инфляции в США и достижения других целей. См. статью Изабеллы Вебер от 29 декабря в Guardian и статью Эрика Левитца от 2 января в New York Magazine.

В этой статье пересматривается контроль над ценами, обсуждается его история, действие и недостатки, а также взгляды экономистов на эту политику. Это объясняет, почему большинство экономистов считают широкий контроль над ценами дорогостоящим и неэффективным в большинстве ситуаций.

Инфляция PCE в США достигла самого высокого уровня с 1982 года

ИСТОЧНИК: FRED (экономические данные Федерального резерва).

Регулирование цен – это государственное регулирование заработной платы или цен или темпов их изменения. Правительства могут налагать такие правила на широкий спектр товаров и услуг или, чаще, на рынок одного товара. Правительства могут либо контролировать рост цен с помощью потолочных цен, таких как контроль за арендной платой, либо устанавливать нижний предел цен с помощью таких мер, как минимальная заработная плата. В следующей таблице показаны некоторые примеры распространенных средств контроля над ценами.

Типы контроля цен
Потолки Контроль аренды
Контроль цен на предметы первой необходимости: продукты питания/бензин
Контроль цен на продукты питания, воду или строительные материалы после стихийного бедствия
Контроль цен на лекарства
Полы Минимальная заработная плата

История контроля над ценами

Контроль над ценами имеет долгую историю: Кодекс Хаммурапи устанавливал цены на товары 4000 лет назад, и колонии Массачусетс и Вирджиния делали то же самое 400 лет назад. Книга «Сорок веков заработной платы» и «Контроль за ценами: как не бороться с инфляцией, », написанный экономистами Робертом Шюттингером и Имонном Батлером, в этой статье обсуждаются исторические примеры и содержится резкая критика в отношении контроля над ценами. Правительства обычно ограничивали цены в военное время, и все основные воюющие стороны устанавливали широкие ограничения цен во время Второй мировой войны. Западные страны обычно применяли широкий контроль над ценами в XIX веке.70-е годы. В последний раз правительство США использовало широкий контроль в серии схем в 1971-74 годах после отказа доллара от золотого стандарта. Многие развивающиеся страны контролируют цены на основные продукты питания, иногда сочетая контроль над ценами с субсидиями.

Влияние контроля над ценами

Рассмотрим влияние ценовых потолков. Высокие цены выполняют две экономические функции:

  • Они распределяют дефицитные товары и услуги среди покупателей, которые в наибольшей степени готовы и способны заплатить за них.
  • Они сигнализируют о том, что товар ценится и что производители могут получить прибыль, увеличив объем предложения.

То есть цены распределяют ограниченные ресурсы как на стороне потребления, так и на стороне производства. Контроль над ценами искажает эти сигналы.

На следующем рисунке показан стилизованный график спроса и предложения для конкурентного рынка, на котором равновесная пара цена-количество определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения в точке {P E , Q Е }. Однако при наличии потолка цен потребители хотят Q D единиц, в то время как поставщики готовы предложить только Q S единиц. Q D намного больше, чем Q S и разница заключается в недостатке товара (Q) при потолке цены.

Спрос и предложение с ценовым потолком

ИСТОЧНИК: Автор.

На следующем рисунке также показано, как минимальная цена, такая как минимальная заработная плата, изменяет равновесную комбинацию {цена, количество} на конкурентном рынке. На этом рисунке минимальная цена вызывает избыток предложения — например, безработицу в случае минимальной заработной платы.

Спрос и предложение с минимальной ценой

ИСТОЧНИК: Автор.

Затраты на контроль над ценами

Контроль над ценами связан с затратами, жесткость которых зависит от широты контроля и степени, в которой он изменяет цену по сравнению с ценой на свободном рынке. Расходы включают следующее:

  • Государственная бюрократия и правоохранительные органы должны финансироваться для обеспечения контроля.
  • Товары и услуги распределяются неэффективно как в потреблении, так и в производстве.
  • Конкуренция переходит от производства к политическим рынкам, поскольку фирмы пытаются влиять на решения по ценообразованию.
  • Широко распространенное уклонение от контроля над ценами способствует неуважению к закону.
  • Подавленная инфляция появляется при ослаблении временного контроля.

Большинство этих издержек очевидны, но неэффективность распределения требует некоторого объяснения: поскольку Q D больше, чем Q S на втором рисунке, возникает дефицит товара, и продавцы должны выяснить, как распределить ограниченное предложение. Возможно, они продают только давним клиентам или клиентам, которые также покупают другие продукты, или они просто ограничивают количество, которое может купить каждый покупатель. и услуги. Контроль над арендной платой вынуждает арендодателей продолжать сдавать аренду существующим арендаторам по искусственно заниженным ценам. Такое «неценовое нормирование» неэффективно, потому что некоторые покупатели, не получившие товар, были бы готовы платить за него больше. Производители были бы готовы увеличить производство и продавать потребителям, которые хотят покупать по более высокой цене, но контроль над ценами делает это незаконным.

Как люди и фирмы уклоняются от контроля над заработной платой и ценами?

Когда потолок цен запрещает желаемую сделку, покупатель и продавец часто уклоняются от потолка цен, совершая сделки с близкородственными, но нерегулируемыми товарами или незаконно торгуя на черном рынке. Точно так же продавцы могут немного изменить товар, чтобы на него не распространялся тот же предел цены. Экономист Хью Рокофф отмечает, что цену на одежду было особенно трудно контролировать, потому что предмет одежды можно легко повысить до более дорогой категории, добавив недорогие украшения, или снизить качество, заменив более дешевые материалы.

Историк Дженнифер Кляйн задокументировала, что нынешняя зависимость системы здравоохранения США от страховки, предоставляемой работодателем, является пережитком уклонения от контроля над заработной платой во время Второй мировой войны. Во время этого конфликта оборонные предприятия хотели нанять больше рабочих, но не могли легально повысить заработную плату. Чтобы сделать свою работу более привлекательной, некоторые работодатели начали предлагать медицинскую страховку в качестве дополнительной правовой льготы.

Контроль над ценами в долгосрочной перспективе приводит к большим изменениям в поведении. Подумайте, как фирмы могут отреагировать на более высокую минимальную заработную плату, которая увеличивает стоимость рабочей силы начального уровня. В краткосрочной перспективе работодатели могут поднять цены и сэкономить на рабочей силе. Фирмы будут склонны повышать цены даже на конкурентном рынке, потому что производители должны платить более высокую заработную плату своим работникам. Люди будут потреблять меньше более дорогих продуктов, в которых интенсивно используется рабочая сила начального уровня. В более долгосрочной перспективе работодатели будут устанавливать более производительные машины, такие как посудомоечные машины или автоматические кухонные машины, чтобы сократить количество используемой ими рабочей силы начального уровня.

Что экономисты думают о контроле над ценами?

Экономисты обычно выступают против большинства мер контроля над ценами, полагая, что они приводят к дорогостоящему дефициту и перенасыщению. Чикагская школа Бута регулярно проводит опросы видных экономистов по интересующим их вопросам, включая контроль над ценами. Большинство экономистов не верят, что контроль над ценами в стиле 1970-х годов может успешно ограничить инфляцию в США в течение 12 месяцев, и многие из этих экономистов ссылаются на высокую стоимость контроля.

Экономисты, однако, знают, что контроль над ценами может быть теоретически выгодным, если он надлежащим образом наложен на монополиста или монопсониста, и он, как правило, работает лучше на рынках с несовершенной конкуренцией. единственный покупатель какого-либо товара. Монополисты обычно продают меньше продукции, чем многие конкурирующие фирмы, и по более высокой цене. Если правительство ограничивает цену, по которой монополист может продавать, оно будет продавать большее количество товара по более низкой цене. Точно так же, если монопсонист вынужден покупать по более высокой цене, он сделает это и купит большее количество. Некоторые экономисты выступают за минимальную заработную плату на том основании, что рынок труда является несовершенно конкурентным, поэтому минимальная заработная плата потенциально может увеличить как заработную плату, так и занятость. Другие меры, такие как субсидии и налоги, также могут быть использованы для того, чтобы заставить рынки с несовершенной конкуренцией вести себя как конкурентные рынки. Экономист Хью Рокофф в своей книге 9 осторожно предполагает ограниченную роль контроля над ценами во время некоторых эпизодов инфляции.0149 Решительные меры: история регулирования заработной платы и цен в США . Рокхофф сообщил, что даже покойный Милтон Фридман, известный сторонник свободного рынка, признавал ограниченную роль временного контроля над ценами в преодолении инфляционных ожиданий во время дезинфляции.

Заключение

Контроль над ценами имеет очень долгую, но не очень успешную историю. Хотя экономисты признают, что существуют определенные ограниченные обстоятельства, при которых контроль над ценами может улучшить результаты, экономическая теория и анализ истории показывают, что широкий контроль над ценами был бы дорогостоящим и имел бы ограниченную эффективность. Надлежащая фискальная и денежно-кредитная политика может снизить инфляцию без затрат, связанных с контролем над ценами.

Ссылки

  • Кляйн, Дженнифер. За все эти права: бизнес, труд и формирование государственно-частного государства всеобщего благосостояния в Америке . Издательство Принстонского университета, 2010.
  • .
  • Рокофф, Хью. «Ответ гигантских корпораций на контроль заработной платы и цен во время Второй мировой войны». Журнал экономической истории , март 1981 г., Vol. 41, стр. 123-128.
  • Рокофф, Хью. Решительные меры: история контроля заработной платы и цен в Соединенных Штатах. Издательство Кембриджского университета, 2004.
  • Шюттингер, Роберт; и Батлер, Имонн. Сорок веков регулирования заработной платы и цен: как не бороться с инфляцией . Фонд наследия, 1979 г.

Примечания

  1. См. статью Изабеллы Вебер от 29 декабря в Guardian и статью Эрика Левитца от 2 января в New York Magazine.
  2. Книга Сорок веков регулирования заработной платы и цен: как не бороться с инфляцией, , написанный экономистами Робертом Шюттингером и Имонном Батлером, обсуждает исторические примеры в этой статье и очень критически относится к контролю над ценами.
  3. В странах командной экономики, таких как страны бывшего Советского Союза, потребители обычно вынуждены часами стоять в очереди, чтобы купить дефицитные товары и услуги.
  4. Монополист — единственный продавец некоторого товара, а монопсонист — единственный покупатель некоторого товара. Монополисты обычно продают меньше продукции, чем многие конкурирующие фирмы, и по более высокой цене. Если правительство ограничивает цену, по которой монополист может продавать, оно будет продавать большее количество товара по более низкой цене. Точно так же, если монопсонист вынужден покупать по более высокой цене, он сделает это и купит большее количество. Некоторые экономисты выступают за минимальную заработную плату на том основании, что рынок труда является несовершенно конкурентным, поэтому минимальная заработная плата потенциально может увеличить как заработную плату, так и занятость. Другие меры, такие как субсидии и налоги, также могут быть использованы для того, чтобы заставить рынки с несовершенной конкуренцией вести себя как конкурентные рынки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *