Отношение стародума к людям: Отношение к другим людям Стародума из произведения Фонвизин «Недоросль»

Содержание

Характеристика Стародума из комедии «Недоросль». Сочинения, цитаты

Слушай онлайн, если не любишь читать!

Фонвизин Д. И. создал комедийную пьесу «Недоросль», характерную для эпохи классицизма. В литературе, этот художественный стиль, писатели прошлых столетий использовали для донесения до публики идей рационализма, просвещали общество на конкретных персонажах, однозначно положительных или строго отрицательных.

Денис Иванович в своем произведении наградил даже действующих лиц, говорящими фамилиями, как Стародум и Правдин. Подчеркивая таким образом, свое отношение к героям и изначально с первых страниц, формируя мнение читателей.

О да! Это мое любимое занятие )))

20.51%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

44.48%

Фу, не люблю

27.36%

Книги — а что это вообще такое?

7.66%

Проголосовало: 14727

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

  1. Краткая характеристика
  2. Подробный образ и характеристика Стародума
  3. Роль в комедии
  4. История создания
  5. Значение имени
  6. Прототипы Стародуба
  7. Биография Стародума и воспитание
  8. Психологические особенности
  9. Предыстория основных событий
  10. Загадочная фигура
  11. Симпатия к неизвестному гостю
  12. Роковая встреча
  13. Разоблачение злых намерений
  14. Неутомимая доброта
  15. Речевая характеристика
  16. Афоризмы персонажа
  17. Мудрый наставник
  18. Философия в беседе
  19. Цитатная характеристика
  20. Сочинения про Стародума
  21. Краткий вариант №1
  22. Отражение образа Стародума
  23. Что показывает Стародум читателям
  24. Стародум — вольнодум, революционер и реформатор
  25. Стародум и Простакова
  26. Стародум как резонер комедии «Недоросль»
  27. Стародум и Правдин
  28. Критика об образе
  29. Отзывы и личное отношение читателей к персонажу

Краткая характеристика

Образ Стародума появляется не вначале пьесы, но служит ключевой фигурой произведения, как носитель мировоззрения русского просвещенного общества. Которое разделилось:

  • одна часть была направлена на новые просветительские идеи;
  • другой лагерь придерживался старых ценностей.

Речами и рассуждениями героя, автор передает свой взгляд на эпоху. Так жизненные позиции дяди повлияли на судьбу Софьи, помогли понять нравы нового дворянства и сбросить его оковы. Хотя образ Стародума, это малообразованная и простоватая личность, где выделяются основные черты характера:

  • острый ум;
  • искренняя прямота;
  • понимание людей, что помогает сторониться неприятных персонажей;
  • оценка обстоятельств;
  • сдержанность, не рубит с плеча;
  • отзывчивость, принимает близко к сердцу переживания других людей.

Стародум благодаря отцу, глубоко впитал дух старой эпохи.

Подробный образ и характеристика Стародума

В «Недоросле» Фонвизина, заложен поучительный смысл для его современников, многое осталось актуальным и сейчас. Поэтому постановки спектакля по-прежнему собирают аншлаги.  В произведении на ряду с положительными героями есть персоны, к которым автор относится с презрением, явно показывая их глупость. Через персонажа старого мировоззрения с особыми взглядами на жизнь, Фонвизин старается передать свое отношение к морали, жадности, корысти.

Роль в комедии

Пожилому 60 летнему Стародуму, который отдал свои лучшие годы достойному служению Отчизны, в комедии отведена положительная роль. Писатель доводит до сведения просвещенной общественности, что между помещиками и новым дворянством существует класс, который вне зависимости от образования, накопил жизненный опыт, на чем основывается их поведение и личное суждение о жизни.

Рассуждения персонажа с собеседниками доказывают, всегда можно остаться человеком, если следовать правильным жизненным позициям, равняться на правила, ключевыми моментами которых служат:

  • наличие сердца и души;
  • действия справедливые, а не хитрые;
  • оценка людей по их делам, а не по чинам;
  • нравственность, мудрость, традиции.

По мнению главного героя, развращенного человека не спасет образованность, он опасен для общества, своей:

  • дикостью;
  • косностью;
  • бесчеловечностью;
  • дурным нравом.

Фонвизин пытается доказать факт, что при правильном воспитании человек будет стремиться к получению необходимых знаний, в результате из него может вырасти достойная личность. Жизненные принципы Стародума подтверждают, что его воспитание пошло на пользу, так как в петровскую эпоху не умели пустые головы наполнять чужим разумом. 

История создания

Фонвизин Д.И. – политический деятель и просветитель своего времени, в литературных кругах был известен как баснописец.  В 1778 г. после возвращения из Франции у писателя появился замысел отразить российскую проблему просвещения. Какие плоды приносит злонравие показано на судьбе семьи Простаковых. Автор считал, что основой социального зла послужило крепостничество.

В 1781 г. «Недоросль» был дописан, Фонвизин в качестве режиссера приступил к подготовке постановки пьесы. Он сам начал подбор талантливых актеров. Несмотря на недовольство придворных, затягивание премьеры, в сентябре 1782 г. состоялся дебют «Недоросля» на сцене деревянного театра Царицына Луга под восторженный прием публики.

Значение имени

В прозвище Стародум соединены корни 2 слов (старые думы), что отождествляет предназчение человека в пьесе. Писатель не желал подчеркнуть возраст персонажа, несмотря на то, что он на самом деле был пожилым. Автор хотел подчеркнуть приверженность Стародума к порядкам, созданным Петром l, ценностям, привитым обществу монархом, отношению царя к образованию.

Персонаж с осуждением относится к новым нравам при дворе Екатерины ll, в целом к дворянству.

Историки, критики Фонвизина сделали заключение, что герой его пьесы является изобличителем дурных сторон общества, когда продажные екатерининские вельможи получали должности, земли – лестью, подхалимажем.

А хвала старого времени служит инструментом освещения социального неравенства. Но в целом Фонвизину нравилась преобразовательная деятельность петровских времен и волновал упадок современного образования, становление добропорядочной личности.

Прототипы Стародуба

Таких «стародумов» можно найти в любом поколении. Психологи решили, под влиянием сожаления об ушедшей молодости старики считают, что в период их юности:

  • небо было голубее;
  • трава зеленее;
  • еда вкуснее, а поведение высокоморальное.

Характеристика Стародума, созданная Фонвизиным, передает представление писателя о честном человеке. Автор собрал в образе:

  • достойные поступки;
  • нравственные качества передовых просвещенных людей 18 века;
  • моральную стойкость;
  • порядочность.

Существует мнение историков, что писатель отразил в пьесе самого себя, некоторые критики полагают, автор создал собирательный образ из выдающихся людей того времени. Примером могут служить:

  • граф Панин И.И., участник проектов борьбы с самодержавием, наставник Павла l;
  • журналист Николай Новиков, издатель и общественный деятель.

Фонвизин олицетворил в Стародуме человека мудрого, доброго, честного, уважающего мнение других людей.

Биография Стародума и воспитание

В пьесе можно понять из бесед героев, то главный упор в биографии Стародума делается на его правильное воспитание и военную службу России. В петровскую эпоху к одному человеку не обращались во множественном числе, но уважение благодаря поступкам стоило многих. Стародум не считал нужным перестраивать себя под порядок, если душа не откликается. Благодаря патриотизму, привитому с ранних лет отцом, юноша с достоинством отдал долг Родине, а война дала ему шанс доказать свою преданность стране.

Таким энтузиазмом не все обладали, его знакомый граф сделал все, чтобы избежать участия в сражениях, при этом заработал чин при дворе, когда Стародум был ранен и лечился в госпитале. Не зависть, а несправедливость волнует бывалого воина. Получив отставку с воинской службы, герой пытается служить при дворе, но принять его порядок с изощренными нравами не смог.

Уезжал в Сибирь бывший воин с достоинством без чинов, лент, но с чистой душой, не попранной честью. Без подлости и воровства мужчина зарабатывает состояние и решает отдать племяннице Софье, чтобы девушка вышла замуж за достойного претендента на её сердце. Это оборачивается большим интересом к невесте со стороны Скотинина, госпожи Простаковой, которая мечтает женить сына Митрофанушку.

Богатый дядя насквозь видит происки потенциальных женихов, вызывающих у него иронию и сарказм. Когда Стародум знакомится с Милоном и Правдиным, замечает их добропорядочность. К тому же Милон, влюбленный в Софью, оказывается родственником его близкого друга. Дядя благословил брак племянницы, порадовавшись счастью молодых.

Психологические особенности

Перед Стародумом петровская эпоха была как образец государственного строя. Он был воспитан на национальных приоритетах и традициях. На этих основах автор создавал образ героя, личность нравственную и благонравную. Где чуждо предательство, развращенность, лживость. Свое мнение он высказывает прямо без уловок, не льстит и не заискивает. Такого же отношения желает видеть к себе и своим близким.

Предыстория основных событий

Вначале пьесы читатели знакомятся с Простаковыми. Госпожа отчитывает слугу за плохо сшитый кафтан для сына. Супруг и брат хозяйки слушают брань. Девушка с изящными манерами и мягким характером заметно выделяется в семействе, но ей уготовано замужество за Скотининым.

Дядя Софии появляется в пьесе после первого акта, когда назрела конфликтная ситуация. Он не действует активно, смотрит и оценивает положение, чтобы поступить справедливо. Все стремления Стародуба направлены на избавление племянницы от влияния госпожи Простаковой, её хитроумных планов отдать в жены Софью вначале брату, а узнав о богатом приданном, женить сына Митрофанушку. Простакова яркий представитель дворянки, которая обладает:

  • глупостью;
  • хитростью;
  • невежественностью;
  • меркантильностью.

В характере отвратительной дамы спокойно уживаются трусливость с тиранией, что в сочетании представляют гремучую смесь всех отрицательных качеств. Даже обожание сына выглядит как один из пороков души человека. По сюжету главными избавителями Софьи являются Правдин с Милоном. Дядя как мыслитель направляет действия политическими взглядами, нравственной позицией. Читателю открывается наказание зла торжеством справедливости. Чтобы современному школьнику были понятны рассуждения Стародума нужно представить российскую социально-политическую ситуацию во 2 половине XVlll века.

Загадочная фигура

Простодушие и ум Стародума не всем понятны и по нраву людям того времени. Его превосходные качества принимаются за грубость, угрюмость. Но сам герой хорошо разбирается в потемках душ человеческих, видит их пороки. Герой с простым ясным умом, не любит хитрых, изворотливых людей.  Многим понятия Стародума об должностях служат загадкой, когда он говорит, там кончается искренность, где начинаются чины. Спокойный по характеру человек, начинает злится, когда обнаружит ложь. Он не злопамятен, но не прощает гнусных намерений.

Симпатия к неизвестному гостю

У читателя сразу возникает расположение к Стародуму, как только известие о нем появляется на страницах комедии в письме к племяннице, где он утверждает, что скучал и сожалеет о долгой разлуке. Среди недалеких по уму, невежественных в своей неграмотности персонажей, дядя Софьи заметно выделяется. Для этого создан своеобразный фон:

  • жадность Простаковой;
  • безвольность супруга;
  • глупость сына;
  • корысть брата.

А Стародум, заработав своим трудом деньги, решил осчастливить Софью, чтобы она не была бесприданницей и смогла выбрать мужа по любви, а не принуждению.

Роковая встреча

Дядя с племянницей часто ведут продолжительные беседы, обсуждают книги. Их философские взгляды во многом совпадают. Девушке не хватало мужской поддержки, она с благодарностью принимает советы родственника, где он делится мнением о счастье, должностях и благородстве. Заходит разговор и о хорошем муже, что в семейной жизни важна дружба и любовь. Стародум вспоминает, что ему в Москве хвалили Милона. Когда молодые встречаются между ними возникают подлинные чувства он решает – это судьба, так как выяснилось у них много общего. Критики считают, что таким образом Фонвизин описал себя в молодости.

Разоблачение злых намерений

Герой обладает хорошим чувством юмора, пониманием низменных стремлений людей. Когда Простакова и Скотинин, узнав о богатстве, начинают лебезить перед гостем, он усмехается. Но они из-за глупости не видят насмешек, раскрытия их коварных планов. Стародум объявляет о помолвке племянницы и Милона, Простакова решается на тайное венчание и похищение девушки.  Коварству помешал крик Софьи, жених услышал и поспешил на помощь невесте. По доброте душевной, пострадавшие прощают проступки хитрой женщины.

Неутомимая доброта

Стародум вместе со своими соратниками принимают мудрые решения к учителям Митрофанушки. Один профессор требовал оплаты сверх положенного, ему было отказано. Другого мучала совесть, что ни чему не смог обучить недоросля, ему выплатили компенсацию. А в третьем Стародум узнал своего кучера, который притворялся учителем. Вместо позорного разоблачения шарлатану дают работу на прежнем месте. Простаковой выносится вердикт, что она достаточно наказана за причинение зла.

Речевая характеристика

Литературоведы отметили, внимание публики к комедии привлекло изобилие изречений. Каждый персонаж автор наделил речевой характеристикой. В разговорной речи семейства Простаковых слышится говор местного дворянства, насыщенный просторечными выражениями. Непринужденность создают добавленные к словам частицы – ка, то, таки.

Стоит отметить, часто повторяемые героями пьесы, народные пословицы и поговорки.  Персонажи драматурга разговаривают в индивидуальной манере, что подчеркивает их характер, интеллектуальный уровень. С дворовой обслугой Простакова общается бранными выражениями, муж «урод», «рохля». С богатым дядюшкой разговаривает ласково и подобострастно. К сыну появляется заискивающая интонация. Скотинин говорит в основном об обитателях скотного двора, мечтая жениться сравнивает будущую супругу со свинкой, а детей с поросятами. Митрофан перенял манеру разговора от  своей матери. Грубит учителям, заискивает с мамашей. Что не мешает в конце нагрубить и родительнице.

Положительные персонажи можно узнать по логике, афоризмам, книжным фразам. У Правдина слышится некий канцеляризм, что указывает на его должностное положение. Второстепенных персонажей Фонвизин тоже тщательно вписал. Кутейкин разговаривает в патриархальном стиле, Цыфиркин придерживается мещанско-солдатского наречия.

Афоризмы персонажа

Стародум не сыплет поговорками во время философских бесед, у него в основном бытуют афоризмы, что доказывает личный житейский опыт:

  • беззаконно угнетать рабством себе подобных;
  • ничто, знатное состояние без знатных дел;
  • мелкие души водятся в большом свете;
  • с великим просвещением может быть мелкий скаред;
  • наличные деньги не обеспечат наличия достоинства.

Стародума Фонвизин наделил чертой характера, который уверен, что человек не может быть ангелом, но это не дает ему права стать чертом.

Мудрый наставник

В «Недоросле» автор затрагивает не только социальные проблемы России, но и нравственный и интеллектуальный уровень дворян. Недорослями назвали молодых людей, которые не получали образования до 16 лет. Помещичий сын Митрофанушка из-за плохого воспитания не стремиться к будущему, остается, несмотря на возраст, безграмотным, грубым и эгоистичным. Не было у парня примера на который он мог бы равняться. В этом повезло Софье с дядюшкой. Кроме всех положительных качеств честности, порядочности, он мудр и хороший наставник. Дядя имеет житейский опыт, чем с удовольствием делится с племянницей, учит многим полезным вещам. Уроки Стародума помогают распознать негативные намерения, что откроет перед девушкой светлое будущее.

Философия в беседе

Комедия знаменита не только речами персон, повествование раскрывает их душевное состояние, наличие совести или алчности, поведение. При появлении в доме Простаковых Стародума, сестра с братом начинают драться. Когда узнают о богатстве, отношение резко меняется, хамство заменяется явным лицемерием с ласковыми словами. Но старого дворянина не пронять ложью. Другие отношения развиваются с племянницей. Разговоры можно сравнить с философским трактатом. Где простые и добропорядочные вещи обычны, а если девушке непонятны некоторые позиции дяди, он терпеливо и доходчиво объясняет, как учитель ученику.

Цитатная характеристика

При чтении комедии читателю открывается не только биография Стародума, но его отношение к жизни, благородство и искренне служение Родине:

  1. Возраст героя в описанные времена считался преклонным.
  • Принадлежность к определенным слоям.
  • Ранения подтверждают участие в военных сражениях.
  • Пришлось послужить и лично императору.

Состояние, однако, заработано не на государственной службе:

  • Отношение к деньгам и понимание как они достаются, что их можно добыть разными способами.
  • Софья ценит ум дядюшки, надеется на его поддержку.

Особенности поведения раскрываются отношением окружающих:

  • Умение разбираться в людях.
  • Черты характера.
  • Презрение к чинам.
  1. Воспитание по старинным методам и почитание отца.
  1. Сожаление, что сдержанность не свойственна молодости.
  1. Богатство человека не в деньгах, а в правде, чести.
  1. Любовь к племяннице заставляет дядю передать ей свое состояние, нажитое праведным трудом.
  1. Уважения заслуживают только честные люди.

А великодушие и прощение основные ценности:

В течение всего повествования слова и фразы комедии раскрывают суть, подчеркивают то, на чем писатель приглашает публику сосредоточить внимание.

Сочинения про Стародума

Краткий вариант №1

Одним из действующих лиц в комедии «Недоросль» является Стародум. Фонвизин фамилией своего персонажа подчеркивает, что этот человек придерживается старых порядков времен Петра Великого. Черты характера, традиции, служение Отечеству привиты герою строгим воспитанием, которое он ценит. Стародум презирает прислужничество, льстивость, людей, которые не на полях сражений, а при дворе, получают высокие чины.

Драматург таким образом передает свои жизненные принципы, считая, что средства к существованию и даже богатство можно добыть честным трудом. Что и делает Стародум, но при этом его волнует судьба племянницы, он с легкостью отдает все нажитое в Сибири, освобождает девушку от оков госпожи Простаковой и ненавистных женихов.

Дядюшка появляется на страницах повествования не сразу, но служит обличителем недостойного воспитания отпрысков дворян. Образование молодого поколения волнует Фонвизина, поэтому он показывает невежество Митрофанушки. Писатель подчеркивает, что нет возможности появиться знаниям от грубой матери, безвольного отца и никчемных учителей. Если есть зачатки добродетели, направить молодежь на правильный путь никогда не поздно. Этому пример Софья, другие положительные герои.

Отражение образа Стародума

Фонвизин в «Недоросле» старается вложить в разум высшего общества, что в этой среде не все благополучно. Виной тому их недоросли-дети, которых неправильно воспитывают, молодежь малообразована. К юношам и девушкам поступают на услужение невежественные учителя. Когда появляется достойный профессор, время упущено, он не сможет привить стремления к знаниям, любви к Отечеству.

Описывая жизнь Стародума, писатель доказывает, что его характер, принципы жизни формировались с молоду, воспитанием отца. Поэтому старый дворянин даже после военной службы не остался прислуживать при императорском дворе, смог добиться благосостояния в Сибири, честно и добропорядочно.

В разговорах Стародума с остальными персонажами, писатель отражает свою позицию ко двору и екатерининским вельможам. Доказывает, что нечестно добиваться высоких чинов лестью, подхалимством.

Стародум – это протест писателя к новым порядкам, подлости, воровству. Для него важна честь, сохраненная с молоду, а не чины, богатство. В результате его состояние становятся всего лишь средством для обеспечения племяннице счастливой жизни.

Что показывает Стародум читателям

Это Фонвизин пытается достучаться до вельмож, что в их обществе не все в порядке с детьми. Автора «Недоросля» волнует, кто будет служить Родине, если останутся одни воры, стяжатели и лизоблюды благодаря недостойному воспитанию. А Стародум, это яркое отражение самого автора, его мыслей, тревоги за поколение. Писатель наделяет положительный образ Стародума чертами характера, которые бы он хотел видеть у чиновников, при этом не верит, что в чинах заложена добродетель. Автор в произведении раскрывает невежество дворянства, мечты о том, что настоящий дворянин должен быть:

  • честным;
  • благородным;
  • отважным – добывать чины на поле боя, а не лестью при дворе.

Из разговоров Стародума с окружающими его людьми можно заметить, что автора волнует несправедливое отношение дворян к челяди, людям, которые зависят от хозяев.

Стародум — вольнодум, революционер и реформатор

На своем примере Стародум доводит до собеседников свое недовольство к чиновникам при дворе, которые добивались положения связями и угодничеством, избегали воинской службы. Многим для продвижения по карьерной лестнице служила хитрость, наглость.
Как реформатор он пытается доказать, что нужно пересмотреть воспитание молодежи, дать им достойное образование, чтобы их не учили случайные люди, в виде бывшего кучера у Митрофана.

Как революционер Стародум отказывается служить при дворе и уезжает в Сибирь. Вольнодумство сказывается в презрении к вельможам, государственной несправедливости в обесценивании честного служения, отношении к людям, зависимых от власть имущих.

Стародум и Простакова

Писатель в образе Простаковой раскрывает подход дворянства к воспитанию. Своим невежеством она передает сыну грубость, несправедливое отношение к прислуге, будь то камердинер или няня. Любовь матери не дает ему образования, не прививает уважения к старшим, а постоянная забота не оценена сыном, он видит вокруг только унижение челяди, крики и ругань между родителями, считает так и положено себя вести.

Стародум в беседах с племянницей открывает ей жизненные позиции, учит отношению к людям, поддерживает ее стремление к знаниям, любовь к чтению. В результате Митрофан видит в женитьбе только получение очередной игрушки. А Софья считает, что брак строится на взаимном уважении, дружбе и понимании. Поэтому избранником девушки стал Милон, честный, образованный парень. В противостоянии двух поведенческих форм Стародум побеждает Простакову.

Стародум как резонер комедии «Недоросль»

Дядя Софьи, ведущий персонаж пьесы, но его предназначение не в активных действиях, поэтому писатель наделяет, это действующее лицо, почтенным возрастом, его роль в обличении других персон длинными нравоучительными суждениями, чтобы довести до общества авторские позиции. В словах Стародума слышится критика государственного строя, двора, образования. При этом драматург подчеркивает, что фундаментом становления личности служит воспитание, знания человек получит, если приобретет достойный жизненный опыт.

Стародум и Правдин

Положительный Правдин тоже своеобразный протест Фонвизина к чиновникам. Буква закона важна, если должностное лицо обладает:

  • гуманизмом;
  • просвещением;
  • благонравием;
  • моральными ценностями.

И все же автору более приемлемо, чтобы закон сочетался с душевными качествами судьи. Поэтому его Стародум ценит в человеке прежде всего честность, считает, что такие человеческие ценности как сердечность, доброта, останутся на века. Правдин верит в справедливость закона, видит в этом гуманные намерения.

Критика об образе

Однозначно, пьеса «Недоросль» не осталась незамеченной, а проблемы воспитания во все времена актуальны. Критики по-разному отзывались об комедии. Удивительно – Фонвизин приверженец петровской эпохи, что доказывает его прототип Стародум, не раз подчеркивающий свое отношение к екатерининскому двору. А Пушкин А.С., в статье говорит, что Екатерина была в восхищении от комедии и ее поддержали чиновники блестящего двора. Сам поэт относит пьесу к памятнику народной сатиры.

Гоголь Н.В. в переписке с друзьями гласит, что «Недоросль» отражает истинное положение российского захолустья. Белинский В.Г. считал: пьесу можно согнать со сцены, но не из истории. С ним согласился Герцен А.И, что нравы русских дворян навсегда сохранятся в литературе.

Отзывы и личное отношение читателей к персонажу

Знаменитая фраза из «Недоросля» – «не хочу учиться, хочу жениться», знакома всем, даже тем, кто не удосужился прочесть пьесу. Но автор предполагал передать другую цель поколениям.

Недорослями в России называли людей, которые не получали образования. Таким дворянам запрещали служить и обзаводится семьей. Недорослем мог стать не только 16 летний юноша, в 20 летнем возрасте и старше.  Митрофан стал прообразом всех балбесов, тупиц и лентяев.

Стародум же вселяет надежду у молодого поколения, что даже без воровства можно достигнуть достатка. Вывод можно сделать из сочинений, где ученики положительно отзываются об характере Стародума и осуждают намерения противников.

Василина Ермолаева

Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»

Задать вопрос

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

сочинение по литературе на Сочиняшка.

Ру


Стародум и Правдин – одни из центральных персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

«Недоросль» была написана в традициях такого литературного направления, как классицизм. Для классицистических произведений, в частности для «Недоросля», характерно делание персонажей на отрицательных и положительных. Главное сходство между Стародумом и Правдиным заключается в том, что они оба являются строго положительными персонажами.

В связи с этим между героями больше сходств, чем различий. Ценящие в человеке душу и Стародум, и Правдин считают друг друга своими друзьями, близкими людьми. Если бы они не видели в друг друге общего, то таких крепких взаимоотношений между ними не было бы.

Сходства касаются мировоззрения и отношения к окружающему миру. В словах Стародума и Правдина выразились многие авторские идеи.


Диалоги Стародума и Правдина показывают, что герои думают в одном и том же направлении, однако оттенки мыслей все же отличаются.

Например, Правдин, выслушав историю Стародума о том, что он был при дворе, а затем ушел оттуда, считает, что Стародум «отошел от двора ни с чем». Но Стародум другого мнения: он уверенно говорит о том, что он, отошедши от двора, смог сохранить свое самое большое богатство – душу, честь и собственные жизненные принципы.

Разговаривая о службе при дворе, Правдин говорит о том, что те, кто служат государству, являются достойными людьми. Стародум не против этих слов, однако он отмечает, что при дворе нет людей, которые хотят служить государству, там находятся лишь те, кто хочет собственной выгоды от службы при дворе.

Правдин говорит о том, что таких людей, как Стародум, нужно посылать ко двору словно «врачей», которые с помощью своих жизненных правил смогли бы исцелить тех, кто находится при дворе. Но Стародум другого мнения: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Небольшая разница во взглядах связана с тем, что Стародум – уже пожилой человек, поэтому он владеет большим жизненным опытом, чем Правдин. Диалоги между персонажами несут в себе вопросно-ответный характер, а не являются спором или конфликтом. Правдин, выслушивая точку зрения более опытного Стародума, не спорит с ним, а соглашается.

Стародум говорит, что отец всегда утверждал, что главное в человеке – душа. Правдин соглашается с этой истиной. Поведение и поступки Стародума и Правдина говорят о том, что оба персонажа ценят в людях искренность. Герои живут в соответствии с честью и достоинством. Они стремятся к справедливости. Им неважно, к какому сословию принадлежит человек, им важно, каков он внутренне. И Правдин, и Стародум особое внимание уделяют воспитанию молодого поколения и образованию. Герои против той жизни, которая наблюдается в доме Простаковых, они против той необразованности и жестокости, царящей в доме. В речах Стародума и Правдина видно обличение общественных пороков, оба персонажа говорят о том, как правильно нужно жить и воспитывать молодое поколение.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Скотинина в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Образ Вральмана в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • «Биография Стародума» (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Жизненные принципы Стародума (по комедии Фонвизина «Недоросль»)

  • Как рассказчик относится к старику в «Старик у моста» Эрнеста Хемингуэя?

    значок-вопрос Спросите репетитора

    Начать бесплатную пробную версию

    Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

    Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

    «Как рассказчик относится к старику в «Старик у моста» Эрнеста Хемингуэя?»

    eNotes Editorial , 20 июня 2019 г. , https://www.enotes.com/homework-help/what-is-the-narrator-s-attitude-toward-the-old-1291600. По состоянию на 26 октября 2022 г.

    Рассказчик явно симпатизирует старику. Он солдат, и поэтому он не понаслышке знаком с ужасами войны, особенно с тем разрушительным воздействием, которое она может оказать на невинных гражданских лиц, оказавшихся под перекрестным огнем конфликта.

    В то же время солдат понимает, что он не может заставить старика уйти, не может заставить его встать и перейти мост вместе с тысячами других беженцев, направляющихся в безопасное место. Это указывает на то, что он очень уважает автономию старика и его способность принимать собственные решения. Рассказчик с радостью сделал бы все возможное, чтобы спасти старика, но в конечном итоге старик должен захотеть спасти себя. И судя по его нежеланию двигаться и избитому, сломленному поведению, кажется, что старик вовсе этого не хочет.

    Утверждено редакцией eNotes

    Рассказчик очень обеспокоен безопасностью старика. Он изо всех сил пытается убедить его уйти с этого места, потому что туда вот-вот доберутся вражеские войска.

    Старик не очень заботится о своей безопасности; он беспокоится только о животных, которых он оставил. Среди этих животных две козы, кошка и восемь голубей.

    Проехав двенадцать километров, старик остановился на полпути к мосту, размышляя о благополучии своих животных. Рассказчик видит бессмысленность забот старика. Он жалеет старика, ибо его жизнь более уязвима, чем жизнь его животных в сложившейся ситуации.

    Когда старик говорит: «Кошка может постоять за себя, но я не могу представить, что станет с другими», рассказчик пытается развеять свои страхи , говоря: «Они, вероятно, переживут все это». Правильно.»

    Кроме того, рассказчик приводит весьма убедительный аргумент, чтобы старик чувствовал себя в безопасности со своими голубями. Он говорит, что «прилетят», потому что старик оставил дверь клетки незапертой. Старик соглашается с ним, но не в силах побороть тревогу за своих животных. Он говорит,

    Да, обязательно полетят. Но другие.

    В конце рассказчик сдается и решает оставить старика на произвол судьбы.

    Утверждено редакцией eNotes

    Старик у моста

    Последний ответ опубликован 22 июля 2020 г. в 16:32:54.

    В «Старе у моста» Хемингуэй использует множество метафор и символов. Объясните их.

    4 Ответа воспитателя

    Старик у моста

    Последний ответ опубликован 18 июля 2019 г.в 6:10:50

    Что означает фраза «Я вне политики» в «Старик у моста»? Объяснять.

    1 Ответ воспитателя

    Старик у моста

    Последний ответ опубликован 19 июня 2019 г. в 11:24:39.

    Без единого выстрела или пролитой крови в рассказе Хемингуэй изображает, где лежит истинное разрушение войны, в «Старик у моста». Как в рассказе подчеркивается разрушение?

    2 Ответа воспитателя

    Старик у моста

    Последний ответ опубликован 06 августа 2019 г. в 9:10:08.

    Как Хемингуэй показывает, что война нарушает жизнь простых людей в «Старе у моста»?

    1 Ответ воспитателя

    Старик у моста

    Последний ответ опубликован 09 июня 2019 г. в 11:17:13.

    Как вы думаете, что происходит со стариком в конце рассказа «Старик у моста»?

    2 Ответа воспитателя

    Как Сантьяго относится к большой рыбе в «Старе и море» после первой ночи? Как это похоже на его отношение к…

    значок-вопрос Спросите репетитора

    Начать бесплатную пробную версию

    Отношение Сантьяго к большой рыбе в «Старе и море» остается полным уважения и решимости. Он говорит: «Рыбка… Я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя до того, как этот день закончится». Сантьяго во всех своих отношениях с природой поддерживает прекрасный гармоничный баланс между принятием и ценением жизни. Он знает, что для того, чтобы выжить, он должен ловить и убивать морских существ, но при этом питает к ним глубокое уважение и любовь. Сантьяго един с природой, а дикая природа — его братья. Как он выражается, обращаясь к певчей птице, которая останавливается, чтобы отдохнуть на корме его лодки, Сантьяго понимает, что каждое существо, включая человека, должно выйти наружу».0003 Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

    Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

    «После первой ночи, как Сантьяго относится к большой рыбе в «Старик и море »? Насколько это похоже на его отношение к черепахам и марлинам, которых он поймал ранее?» eNotes Editorial , 16 января 2009 г.
    , https://www.enotes.com/homework-help/after-the-first-night-what-is-santiago-s-attitude-58265. По состоянию на 26 октября 2022 г.

    После первой ночи отношение Сантьяго к большой рыбе остается полным уважения и решимости. Когда солнце показывается на горизонте, он говорит:

    «Рыбка… Я люблю тебя и очень уважаю. Но я убью тебя до того, как этот день закончится».

    Сантьяго во всех своих отношениях с природой поддерживает прекрасный гармоничный баланс между принятием и оценкой жизни. Он знает, что для того, чтобы выжить, он должен ловить и убивать морских существ, но при этом питает к ним глубокое уважение и любовь. Сантьяго един с природой, а дикая природа — его братья. Как он выражается, когда говорит с камышевкой, которая останавливается, чтобы отдохнуть на корме его лодки, Сантьяго понимает, что каждое существо, включая человека, должно выйти «и воспользоваться (своим) шансом, как любой человек, птица или рыба».

    Делая то, что он должен делать, чтобы выжить, Сантьяго относится к своей добыче с достоинством и состраданием, как он хотел бы, чтобы относились к нему. Когда он ловит маленького альбакора в начале своего судьбоносного плавания, он бьет пойманную рыбу по голове «за доброту», чтобы она не пострадала в своей смерти. Затем он будет использовать мясо рыбы в качестве наживки.

    Сантьяго также любит больших морских черепах и ест их белые яйца, чтобы «придать себе силы». Он отмечает, что «большинство людей бессердечно относятся к черепахам, потому что сердце черепахи будет биться в течение нескольких часов после того, как ее разрежут и зарежут», но сам он ценит черепах, потому что у него «тоже такое сердце, и (его) ноги и руки как у них».

    Утверждено редакцией eNotes

    Старик и море

    Последний ответ опубликован 13 января 2021 г. в 13:03:44.

    «Человека можно уничтожить, но нельзя победить». Как это показано в «Старе и море»?

    6 Ответы воспитателя

    Старик и море

    Последний ответ опубликован 17 июня 2017 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *