Реформация – новое отношение к Богу. Религия, церковь, еретики
Стр. 64. Постановка проблемы урока
Что Лютер объявляет главной драгоценностью христианства?
Мартин Лютер считает главной ценностью христиан Божье Слово, он во всем надеется на Господа.
Можно ли, по-твоему, подобные взгляды считать ересью, опровержением христианства?
Да, подобные взгляды можно считать ересью.
Сравни два вывода и сформулируй проблемный вопрос.
Лютер – еретик или нет?
Повторение необходимых знаний
Объясни значение понятий: религия, церковь, еретики, инквизиция.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).
Церковь — религиозное сообщество христиан, объединенных общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и ее Глава.
Еретик — это тот, кто придерживается взглядов, противоречащих базовым ценностям церкви.
Инквизиция — это преследование неверующих, выступающих против догматов Церкви.
Каким в Средневековье было положение Церкви? (Введение)
Для средневековья характерна господствующая роль религии и церкви. Церковь подчиняла себе политику, мораль, науку, образование и искусство.
Решение проблемы
Изучи текст (используя продуктивное чтение — см. с. 18), и сформулируй причины Реформации.
Причины Реформации:
• язык церкви, латинский, был непонятен многим верующим;
• многие не могли прочитать Библию;
• крестьян и горожан возмущали поборы церкви;
• представителей буржуазии раздражало богатое убранство церкви;
• малоземельные рыцари феодалы с завистью смотрели на богатые церковные земли;
• королей и князей раздражало вмешательство римского папы в дела государства.
Поставь себя на место участников Вормсского рейхстага 1521 года и составь одну обвинительную речь против Мартина Лютера, а другую — в его защиту. Сделай вывод по проблеме Лютера и Церкви.
Обвинительная речь.
Мы объявляем и заявляем, что профессор Виттенбергского университета доктор Мартин Лютер обвиняется в неисполнении указаний Его Святейшества Папы, а также в убеждениях, признанных Его Святейшеством и Высоким Судом опасными и еретическими.
Проповедуя и распространяя свои идеи и убеждения он сеял семена богохульства и ереси.
Доктор Лютер публично отвергает святую силу индульгенций, что также противозаконно, т.к. тем самым он лишает верующих возможности обрести спасение души – ведь только с помощью индульгенции, заверенной печатью Папы можно обрести ту часть Божественной благодати, которую оставили нам грешным святые мученики и праведники.
Доктор Лютер утверждает также, что на должность священника может быть избран любой верующий и что обязанность такого священнослужителя – растолковать верующим Библию и быть наставником в религиозной жизни. Но он забывает, что не все простые верующие знакомы с трудами святых Отцов и Учителей Церкви, и, следовательно, не могут верно истолковать все истины Священного Писания и постичь всю его мудрость. Доступно же это лишь священникам, участие которых доктор Лютер решительно отвергает.
Доктор Лютер также отвергает авторитет папской власти, и, утверждая это, он идет против Канонического права, по которому именно Папа является верховным владыкой над всеми светскими и духовными князьями.
Таким образом, учение доктора Лютера противоречит всей концепции и всем догматам Святой нашей Матери Церкви, а следовательно, является противозаконным и еретическим.
Речь в защиту Мартина Лютера.
Поскольку Вы, Ваше Величество, и Вы, Ваши Светлости, пока я не опровергнут свидетельствами Писания или ясными доводами, — ибо я не верю ни папе, ни соборам; известно, что они часто заблуждались и противоречили сами себе, — меня осиливают приведенные мною слова Писания. А поскольку моя совесть в плену у Слов Бога, я ни от чего не могу и не хочу отрекаться, потому что опасно и невозможно идти против совести. Я призываю правителя, включая императора, реформировать церковь. Требую, чтобы папство вернулось к апостольской бедности и простоте. Из семи церковных таинств я признаю только два: крещение и причащение, причем последнее отказываюсь связывать с мессой. Священник не совершает никакого чуда, так как Христос присутствует всегда и во всем. Священнослужитель всего лишь открывает глаза верующим, показывая им его присутствие, ибо, хотя Бог и Христос присутствуют во всем, это присутствие не всегда бывает явным. Миряне не должны зависеть от священнического сословия, т.к. священник – просто член церкви, поставленный исполнять конкретное служение. На том стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь.
Стр. 67
Попробуйте оценить устройство Лютеранской церкви с позиции Томаса Мюнцера и с позиции Фридриха Мудрого: чем вы можете объяснить различие в их взглядах?
• Лютер отверг господство церковной иерархии над светской властью и выдвинул идею подчинения церкви государству.
Мюнцер же шагнул дальше -из лютеровского постулата о равенстве между мирянами и священнослужителями Мюнцер делает вывод о равенстве всех сынов Божьих. А это означало и требование гражданского равенства, и устранения, по крайней мере, наиболее значительных имущественных различий. В религиозном учении Мюнцера преобладают мистические мотивы, он выступает против церковной иерархии, ортодоксальных теологических учений, «самоуверенных фарисеев, епископов и книжников» и противопоставляет им непосредственную «веру сердца». Таким образом, Мюнцер выступил с идеей социальной справедливости, за уравнительное или коллективное землепользование. Идеалом Мюнцера явилось построение Царства Божия на Земле.• Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты. Для этого Лютер был похищен группой людей курфюрста. Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь курфюрста Георг Спалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сперва Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык.
Сделайте вывод по проблеме.
Действия Лютера привели к неожиданным последствиям. Новые идеи получили распространение среди крестьян. В Германии началась крестьянская война.
Стр. 68-70
Сравни (найди общее и различное) вероучения и устройства Церкви Мартина Лютера и Жана Кальвина. Оцени с позиции человека XXI века действия Жана Кальвина в Женеве: какие из них ты можешь оправдать, какие — осудить? Сделай вывод по проблеме.
В ходе Реформации в Европе появилось несколько церквей. Для того чтобы сравнить новые церкви и католическую, заполним таблицу:
Итоги:
— Сохранилась вера в Бога.
— Изменяется роль священников, богослужение ведется на родном языке, Римский Папа теряет свою власть, главой церкви становится светский правитель, церковь оказывается «дешевой», священники не уполномочены прощать грехи, это может сделать только Бог.
— Появившиеся церкви во многом отличались от католической, церкви, они противоречили ей.
Церкви, которые выступали против католической церкви, стали называется — протестантскими.
Стр. 72 Применение знаний
С помощью конкретных фактов докажи, что в XVI веке в Европе началась религиозная Реформация.
Реформация — слово, которое переводится с латинского как «перестройка», стало символом целой эпохи в истории Европы. Это был период, когда происходила борьба за переосмысление роли Католической церкви в обществе. Реформация началась в Германии и была вызвана кризисным состоянием Католической церкви.
Идейной предпосылкой реформационного движения стали идеалы гуманизма. Религия, считал Эразм Роттердамский, должна приобрести форму непосредственного и откровенного диалога между Богом и человеком. Церковные службы должны осуществляться народным языком, что сделает их доступными и понятными.
Основал Реформацию выступление профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера против католической церкви в 1517 Возмущенный кризисом церкви, критикуя роскошь Рима, он был вынужден определить новые отношения между человеком и Богом, создавая, таким образом, новую религию.
Реформация в Германии началась как движение умеренных общественных слоев, вдохновенных гуманистическими идеалами, направленный против католической церкви. Однако постепенно она приобрела черты присущих борьбе народных масс за улучшение своего положения. Отражением этого стали призывы Томаса Мюнцера поднять меч против господ и установить силой церкви Царство Божие на Земле, и события Крестьянской войны 1524 — 1526 рр.
В первой половине XVI в. лютеранство распространилось в княжествах Северной Германии — Пруссии, Браденбурзи, Саксонии, Силезии, Вюртемберге, Гессене. Официальной религией его признали в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и в прибалтийских землях.
Вслед за лютеранством появляются также другие варианты протестантских учений. Основателем одного из них стал француз Жан Кальвин. Швейцарский город Женева, где он поселился, превратилось в один из центров европейской Реформации
Кальвинизм получил в Европе и мире в целом даже больше сторонников чем лютеранство. Кальвинизм распространился в Соединенных провинциях Нидерландов, Швейцарском Союзе и некоторых из германских княжеств. Немало его сторонников, в Польше и Венгрии. Кальвинистами были пресвитериане Шотландии, пуритане Англии и гугеноты Франции. Спасаясь от преследований английские пуритане переселялись в Северную Америку, распространяя кальвинизм за пределами Европы
Распространение идей Реформации в Англии привело к возникновению англиканской церкви. Согласно «Акту супрематии» 1534 ее возглавлял король Генрих VIII Тюдор
Несмотря на заметные успехи в распространении реформационных идей количество сторонников католицизма в Европе оставалась значительной. Верной Католической церкви оставалась большинство населения Италии, Испании, Португалии, княжеств Южной Германии, значительная часть Франции.
Используя все ключевые слова параграфа, разнообразные иллюстрации, составь электронную схему, отражающую причины и последствия Реформации.
Причины и последствия Реформации
Реформация для «чайников»
Реформация, движение за переосмысление христианской (а если точнее, католической) церкви выходит далеко за рамки религии и касается и общественной, и политической жизни. Хотя Реформация возникла в Германии, она распространилась по всей Европе.
Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, доктор богословия Виттенбергского университета, прибил к дверям Замковой церкви свои знаменитые «95 тезисов». В них он высказывался против злоупотреблений властью католической церкви и продажи индульгенций.
В те времена католическая церковь играла не только религиозную, но и политическую роль, так что причины Реформации лежали далеко за пределами религии. Зарождался новый класс — буржуазия — который противостоял феодалам. Католическая церковь и сама была крупным феодалом и, соответственно, поддерживала сложившуюся иерархию.
Новому классу нужна была новая церковь, и идеи Лютера о простоте и экономии нашли отклик у буржуа. Важно, что представители нового класса не хотели отказываться от христианского мировоззрения.
Кем был Мартин Лютер и почему именно он считается отцом Реформации
Мартин Лютер происходил из семьи крестьянина, который смог разбогатеть. Лютер воспитывался в строгости. Отец стремился дать ему юридическое образование, однако неожиданно для семьи сын стал монахом Августинского ордена, а затем священником. В новом университете города Виттенберга Лютер преподавал и получал степень доктора теологии. Однажды по делам его направили в Рим, где якобы он и увидел развращенность римско-католических священников. Лютер пришел к мысли, что для понимания Бога не нужно папство.
Причиной, почему Лютер вывесил свои «95 тезисов» на двери церкви, была булла (папский документ) папы Льва X о продаже индульгенций. Лютер не был первым, кто критиковал отпущение грехов за деньги, однако именно он осмелился высказаться с критикой католических догматов — например, того, что церковь является необходимым посредником между Богом и человеком.
Дальше события развивались стремительно: Лютера вызывают в суд, предают анафеме, а затем и вовсе объявляют еретиком. Лютер публично сжигает папскую буллу в университетском дворе и говорит, что теперь борьба против папства — дело всей немецкой нации.
Лютер не был казнен. За 62 года своей жизни он успел выпустить несколько трудов и перевести Библию на немецкий — этот перевод сыграл ключевую роль в Реформации и стал основой немецкого литературного языка.
Лютеране и протестанты — в чем разница
Лютеране — это протестантское течение. Вместе с кальвинизмом, анабаптизмом, цвинглианством и англиканством лютеранство относится к церквям Реформации. Также протестантскими считаются различные дореформационные течения (например, гуситы) и церкви, возникшие после Реформации (баптисты и методисты).
Однако путать лютеранство и протестантизм не так уж стыдно. Изначально именно сторонников Лютера стали называть протестантами — после их протеста в немецком городе Шпайер. Термин «лютеране» впервые был использован в текстах против Лютера и его сторонников — причем в негативном смысле.
Лютеранская и католическая церковь — в чем разница
Лютеране не признают духовенство наместниками Бога на земле, однако это не означает, что они полностью отказались от института священства. Лютеранские священники считаются пасторами, то есть проповедниками, которые никак не возвышаются над мирянами. Может ли женщина стать священником в лютеранской церкви? Да, может. И даже женщина-лесбиянка — и этим никого не удивить. В лютеранской Церкви Швеции, например, гомосексуальная пара может заключить такой же брак, как и гетеросексуальная.
Лютеранские церкви зачастую выглядят более современными, чем католические — там нет богатого убранства, икон и картин. Однако это не всегда справедливо — в старинных лютеранских церквях можно встретить и пышное убранство алтаря, и картины, и свечи.
Лютеране признают два таинства (католики — семь) — крещение и причастие, так как они установлены самим Иисусом Христом. Однако в лютеранской книге «Апология Аугсбургского исповедания» также относят к таинствам исповедь и рукоположение.
Реформация началась в Германии. Большинство немцев — лютеране?
Нет. Вестфальский мирный договор разделил Германию на две зоны — католическую и лютеранскую.
До сих пор католиков и лютеран в Германии примерно поровну. Евангелическая церковь — объединение лютеранских и реформатских (кальвинистских) земельных церквей — Германии насчитывает около 25 миллионов прихожан.
Это 30% населения страны. Католиков в стране — примерно столько же. Самая влиятельная католическая архиепархия находится в Кёльне.
Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!
Читайте также
- #Германия
- #история
- #католики
- #церковь
Share
0
Лютер и церковь
Эта статья была впервые опубликована в выпуске Standard Bearer от 15 октября 2016 года и была частью специального выпуска, посвященного 500-летию великой протестантской Реформации.
Реформатская экклезиология (учение о церкви) рассматривает следующие темы: природа церкви, собирание церкви, атрибуты и признаки церкви, власть и управление церковью, средства благодати церковь. В своей экклезиологии Лютер расходился с другими реформаторами по некоторым вопросам (особенно по таинствам), но в основных пунктах наблюдается значительное единство.
Лютер не был систематизатором учения. В отличие от Кальвина, он не написал Института христианской религии или свою собственную догматику. Многие его произведения носят полемический характер, написаны в пылу сражения. Лютеру просто некогда было заниматься спокойной ученостью систематического богослова. Это делает задачу определения лютеровского учения о церкви — или, если уж на то пошло, лютеровского учения о чем угодно — сложной задачей. произведений Лютера объемны, но ни одна из них не посвящена чистой экклезиологии.
Тем не менее, мы можем выделить некоторые черты лютеровской экклезиологии.
Во-первых, Лютер четко определил природу церкви. Средневековое папство определяло церковь как папу и его духовенство. Таким образом, Римская церковь была иерархическим учреждением. Действительно, простые люди как таковые не составляли церкви. В противоположность этому Лютер рассматривал церковь как духовное тело Иисуса Христа, состоящее из верующих. На самом деле, настаивал Лютер, если папа и его духовенство не верующие (что вполне возможно, ибо Лютер рассматривал папство как антихриста), то они вообще не церковь. В 1537 году Лютер писал в «Смалькальдских статьях»: «Ибо, слава Богу, [сегодня] семилетний ребенок знает, что такое Церковь, а именно святые верующие и агнцы, слышащие голос своего Пастыря» (Часть III, ст. XII). В другом месте в своем «Большом катехизисе» он писал: «Я верю, что есть на земле небольшая святая группа и собрание чистых святых под одним главою, Христом, созванных вместе Святым Духом в одну веру, один разум и понимание. , со многими дарованиями, но согласные в любви, без сект и расколов» (ст. III).
То, что для нас очевидно, было революционным для церковного мира времен Лютера: церковь — это общество верующих (и их детей), или, как выразился дореформатор Ян Гус, «церковь — это общество предопределенное». Такое определение церкви, когда ему верили, было смертельным ударом по притязаниям римского престола. Неудивительно, что Лютера заклеймили гуситом или богемским еретиком (Гус был из Богемии)!
Во-вторых, Лютер четко определил атрибута церкви. То, что Лютер мог сохранить из предшествовавшей ему церковной традиции, он сохранил, если это соответствовало Священному Писанию. Лютер верил в то, что христиане всех времен исповедовали в Апостольском символе веры: «Я верю в одну святую католическую церковь».
Лютер не отрицал и даже не нападал (как утверждали его оппоненты) на единство церкви. Лютер никогда не собирался создавать вторую церковь, которая могла бы соперничать с римской церковью. Лютер отрицал, что Римская церковь была церковь. Она была и стала злой, дегенеративной подделкой истинной церкви. То, что сделал Лютер (и то, что сделали после него Кальвин и другие реформаторы), основывая общины на основе Слова Божьего, было продолжением одной церкви Иисуса Христа. Близкий друг и соратник Лютера Филипп Меланхтон писал в «Аугсбургском исповедании»: божественное Слово. Для истинного единства христианской церкви нет необходимости, чтобы обряды, установленные мужчинами, соблюдались одинаково во всех местах (статья VII).
Для Лютера святость церкви заключалась не в суеверном благочестии монахов и монахинь или во внешней святости церемоний, паломничеств, индульгенций и реликвий. Скорее, святость церкви — это духовная святость, действующая в верующих силой Духа через проповедь Слова Божьего и использование таинств. Следовательно, для Лютера не только церковь свята, но и святость членов требует их членства в церкви. Вне церкви святость невозможна.
Святой Дух производит наше освящение следующими частями, а именно, общением святых или христианской Церкви, прощением грехов, воскресением тела и жизнью вечной; то есть Он сначала вводит нас в Свою святую общину и помещает нас в лоно Церкви, посредством чего Он проповедует нам и приводит нас ко Христу… Я верю, что Святой Дух делает меня святым, как следует из Его имени. Но посредством чего Он достигает этого, или каковы Его метод и средства для этой цели? Ответ: христианской церковью… Но вне этой христианской церкви, где нет Евангелия, нет прощения, как не может быть и святости (Большой катехизис, ст. III).
В своем комментарии к 118-му псалму он пишет:
Всякий, кто не решается похвалиться и признать, что он свят и праведен, на самом деле говорит: «Я не крещен. Я не христианин. Я не верю, что Христос умер за меня. Я не верю, что Он забрал мои грехи. Я не верю, что Его кровь очистила меня или может очистить меня. Короче говоря, я не верю ни единому слову из того, что Бог возвестил о Христе и чему свидетельствовали все Писания». Что за человек думает или говорит такие вещи?1
Рим хвастался соборностью церкви, под которой он имел в виду один иерархический центр (Римский престол), из которого «наместник Христа» правил всеми церквами и всеми народами. Лютер справедливо отверг это, ибо католическая церковь находится не там, где правит папа (где находится Петр, как выразился Рим), а там, где находится Христос, будь то в Виттенберге, Германия; Лондон, Англия; или Цюрих, Швейцария. (Если бы церковь во времена Лютера распространилась дальше, он, несомненно, включил бы в нее места в Америке, Африке и Азии, например). «Где не проповедуется Христос, там нет Духа Святого, творящего, призывающего и собирающего христианскую Церковь» (Большой катехизис, ст. III). Чтобы перевернуть это, где Христос — это проповедуется (где бы это ни было), там Святой Дух творит, призывает и собирает христианскую церковь. Именно потому, что Христос , а не проповедуется при папстве, там нет церкви, несмотря на ее хвастовство единством, святостью, соборностью и апостольством.
В-третьих, Лютер четко определил отметки истинной церкви. Если церковь есть святое собрание верующих, то признаком истинной церкви должна быть чистая проповедь, потому что чистая проповедь создает верующих и укрепляет веру верующих; и верное совершение таинств, потому что крещением и Вечерей Господней питается вера верующих.
Для Лютера церковь была гораздо важнее, чем кажется для многих современных евангелистов, многие из которых презирают церковь, живя в изоляции от нее. Карл Труман поясняет: «Для Лютера, однако, мысль о том, что частное изучение Библии может быть универсальным элементом христианской жизни, была бы странной: в конце концов, немногие из его прихожан умели бы читать, даже если бы они могли позволить себе книгу»2. «Набожность Лютера коренилась в собрании церкви, в проповеданном Слове»9.0004 больше, чем Слово читается , и в таинствах крещения и Вечери Господней».3
Проповедь евангелия была для Лютера первична в церкви, ибо в проповеди евангелия верующий противостоял Христу. Действительно, такого противостояния не было при частном чтении Священного Писания, по крайней мере, не в такой степени и с тем же эффектом. Для Лютера это имело важное пастырское значение. Опять же, Карл Трумен прекрасно излагает взгляды Лютера: «Человек, чья жизнь рушится и который искушается впасть в отчаяние, должен знать Христа, а познание Христа требует знания того, кто он такой и что он сделал»4. Он услышит. кто такой Христос и что Он сделал в проповеди в истинной церкви. Он не услышит этого дома, и уж точно не услышит в лжецеркви.
В другом месте Труман описывает церковно-ориентированный подход Лютера к консультированию:
Можно представить себе человека, ищущего совета Лютера, скажем, в борьбе с уверенностью. Первым вопросом Лютера к нему почти наверняка будет: «Ты идешь в церковь, чтобы услышать Слово и принять причастие?» Если бы ответ был отрицательным, можно с уверенностью предположить, что Лютер отослал бы человека в церковь на несколько недель, прежде чем он подумал бы о том, чтобы дать ему индивидуальный совет. Если бы человек исключил себя из объективных средств благодати, то не только можно было бы ожидать духовных проблем, но и Лютер действительно не мог бы предложить ему ничего другого в помощь5 9.0007
Пусть это будет предупреждением (и ободрением) борющемуся святому, который сегодня испытывает искушение отказаться от средств благодати!
Наконец, Лютер полюбил церковь. Его большим горем было то, что он назвал «вавилонским пленением» церкви, и его большим желанием было увидеть церковь восстановленной на ее библейских основаниях. Прежде всего, Лютер считал себя не могущественным реформатором или даже великим духовным лидером, а смиренным, но благодарным членом церкви:
Хочу быть и оставаться в церкви и малом стаде малодушных, немощных и немощных, чувствующих и сознающих убогость своих грехов, верующих в прощение грехов и терпящих гонения за ради Слова, которое они исповедуют и учат чисто и без искажений»6
Это тоже наше благодарное исповедание. Мы любим церковь, потому что в церкви мы находим Христа.
1 Цитируется Юджином Ф. Клуг в «Luther on the Church», Concordia Theological Quarterly 47, вып. 3 (июль 1983 г.), 197.
2 Карл Р. Труман, Лютер о христианской жизни (Уитон, Иллинойс: Crossway, 2015), 22.
3 Труман, 23 года, курсив добавлен.
4 Труман, 130.
5 Труман, 120-121.
6 Клуг, «Лютер о церкви», 201.
Мартин Лютер и лютеранская Реформация
Мартин Лютер, немецкий монах Августина, подверг сомнению догму о спасении через дела. Он был осужден Папой Леоном X и положил начало широкому движению религиозной реформы 16 века, в котором зародился протестантизм.
Мартин Лютер (1483-1546)
- Лютерденкмальские черви
Мартин Лютер был монахом-августином с 1505 года, когда он стал профессором богословия в Виттенберге в Саксонии. Еще в 1517 году он протестовал против некоторых обычаев католической церкви в своих 95 тезисах об индульгенциях.
Он был отлучен от церкви Папой Римским, который считал его еретиком, и был отцом протестантской Реформации.
Лютеранская Реформация
Мартин Лютер интересовался одним из ключевых понятий христианского богословия: Вера или дела спасают человека и делают его праведным перед Богом? Его ответами были оправдание через веру и спасение через благодать.
На этой основе Мартин Лютер создал богословские труды, опираясь на Библию.
Благодаря политической поддержке курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого он провел реформацию и организовал новую церковь в Германии.
При жизни Мартина Лютера
Пять человек особенно сопровождали и помогали ему в осуществлении Реформации или были против него:
Филипп Меланхтон ученик и преемник Мартина Лютера написал Аугсбургское исповедание.
Эразмус долгое время поддерживал Лютера. Но после долгих споров он настаивал на том, что спасение связано с делами.
Император Карл V , оставшийся католиком, был противником Реформации, но вынужден был примириться с немецкими князьями, ставшими протестантами.
Принц-курфюрст Саксонии, Фридрих Мудрый , защитил Мартина Лютера и помог ему провести Реформацию.
Лукас Кранах , художник и друг Лютера, проиллюстрировал и опубликовал перевод Библии, сделанный реформатором.
Связанные примечания
Христианство на Западе в XVI веке
В начале XVI века Римская церковь в течение двух столетий находилась в состоянии нравственного и политического кризиса, но так и не сумела преодолеть…
Мартин Лютер и общественная жизнь
Учение, сочинения и проповеди Лютера получили широкое распространение. После того, как были опубликованы его 95 тезисов, и он был осужден Папой Римским как богослов, многие его сограждане…
Мартин Лютер и Эразм
Отношения между Лютером и Эразмом были богатыми, но бурными. У богослова и гуманиста было очень близкое понимание в их переводах Библии. Но у них были разные точки.