Откуда был рюрик: Откуда пришел Рюрик

Содержание

Пешком в историю: кем был Рюрик и откуда он пришел?

Нет, наверное, в русской истории вопроса более спорного и запутанного, чем происхождение варягов-руси и их предводителя Рюрика. Те историки, которые считали этих людей выходцами из Скандинавии, получили от коллег прозвище норманисты. Другие — их зачастую называют антинорманистами — упорно доказывали, что никакие северяне к созданию русского государства не причастны, а если кто и приплывал к нам издалека, то это были балтийские славяне, их-то летописцы, дескать, и прозывали варягами. Этот ученый спор длился столетиями, написаны целые горы книг с изложением обеих точек зрения. Но вот, наконец, новые научные методы, в первую очередь — исследования генетиков, позволили окончательно разобраться в этой сложной теме и поставить жирную точку в дискуссии.

Откуда варяги?  Из-за моря, вестимо

С одной стороны, первая русская летопись «Повесть временных лет» рассказывает о приглашении местными племенами неких варягов. Со слов летописца, дело было так: «Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи (шведы), а иные — урманы (норманны — норвежцы и датчане) и англяне (англы), а еще иные готы (обитатели острова Готланд) — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к словенам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Выходило, что варяги-русь были некой частью скандинавов, к которым тогда относили не только шведов, готландцев, норвежцев и датчан, но и англо-саксов, буквально накануне переселившихся в Британию из Дании. Стало быть, и летописных русов следовало искать где-то в землях скандинавских викингов. С другой стороны, эта странная русь, если верить летописи, вся без остатка переселилась сюда к нам, в Восточную Европу.

Сказ про шведских шпионов

Интересно, что первая отечественная летопись утверждает, что Рюрик с братьями явились на новгородскую землю в 862 году. Казалось бы, с этой даты и следует отсчитывать присутствие варягов-руси на территории Востока Европы.

Но все дело в том, что греческие хроники говорят о северном народе рос, под которым ученые понимают ту же самую русь, с начала IX столетия, то есть несколько раньше Рюрикова явления. Уже в 860 году Константинополь пережил первый серьезный поход на него русов. Вот что об этом пишут византийцы: «В его (василевса Михаила) царствование в лето 6368 (860 год) пришли росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены».

Причем франки, предки нынешних французов, посчитали этих причерноморских русов шведами. Франкская хроника «Бертинские анналы» так описывает события 839 года: «Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом… Он послал с ними неких (людей), которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король  по имени Хакан послал их к нему (Феофилу), как они заявляли, дружбы ради. Он (Феофил) просил в упомянутом письме, чтобы, насколько можно, они по милости императора (франкского короля) имели бы разрешение и помощь безопасно возвратиться через его империю, потому что путь, по которому прибыли в Константинополь, они проделали среди варварских племен, ужаснейших, отличавшихся безмерной дикостью, и в отношении их он, опасаясь, не хотел бы, чтобы они возвращались через их страны, подвергая себя случайным опасностям. Расследуя более тщательно причину их прибытия, император (франкский король) узнал, что они из народа свеонов (шведов), и решил, что они являются, скорее, разведчиками в той стране и в нашей, чем просителями дружбы».

Тут интересно не только то обстоятельство, что правитель франков Людовик I опознал в русах шведских шпионов, но и что жил этот загадочный народ тогда еще очень далеко от византийских владений, возможно, где-то на Новгородчине, раз возвращаться послы решили круговым маршрутом аж через Францию.

Днепр или Волга?

Если византийцы при этом наблюдали активность росов (руси) на Черном море и были уверены, что этот народ живет по реке Днепр, то арабские географы постоянно видели русов жителями Поволжья.

Константин Багрянородный, греческий император в 913-920 годах, писал о беспокойных северных соседях: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты (вожди) выходят со всеми росами из Киава (Киева) и отправляются в полюдия, что именуется «кружением», а именно — в Склавинии вервианов (древлян), другувитов (дреговичей), кривичей, северян и прочих склавинов, которые являются пактиотами (подданными) росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы (ладьи из одного дерева), они оснащают (их) и отправляются в Византию».

Арабы, которые в это время уже овладели Персией и Средней Азией и прочно обосновались на южных берегах Каспия, со своей стороны описывают русов, обитающих где-то в Поволжье. Так Ибн-Хаукаль, географ и путешественник X века, сообщает: «А русы — варварский народ, живущий в стороне булгар (волжские булгары) на реке Итиль (Волге). .. и то, что вывозится от них (хазар) из меда и воска и бобровых шкур, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар. И те шкуры бобра, которые везут во все концы света и которых нет нигде, кроме как в северных реках».

Ибн-Фадлан, арабский путешественник начала X века, рассказывает: «…я видел русов, когда они пришли со своими товарами и расположились по реке Итиль (Волга), и я не видал более совершенных (более великих) членами, чем они, как будто они пальмовые деревья; они рыжи…» Этому арабу удалось побывать на похоронах знатного руса, которого сожгли в ладье по скандинавскому обычаю, водрузив затем под останками «нечто подобное круглому холму», то бишь курган.

Карта Руси изначальной с отметками археологических памятников скандинавского типа по Г. Лебедеву и В. Назаренко.

Ученые битвы

Казалось бы, как при таком изобилии прямых указаний летописей не признать русов скандинавами, отличными от славян? Дореволюционные историки академической школы в большинстве своем по данному вопросу соглашались со сведениями «Повести временных лет». Виднейший русский историк Сергей Соловьев замечал: «Итак, варяги летописца суть скандинавы; если скажут, что летописец ра-зумел также южный берег Балтийского моря, где жили и славяне, то он уже назвал их прежде — «Ляхове, Пруси и Чудь приседять морю Варяжскому» и потом совершенно молчит об них при исчислении народов варяжских.  Скажут: славяне должны были обратиться к своим же славянам, не могли призывать чужих, но имеет ли право историк настоящие понятия о национальности приписывать предкам нашим IX века? Наконец, если бы новгородцы и кривичи по нашим настоящим понятиям непременно хотели иметь своим князем славянина, то не надобно забывать, что в союзе с ними были племена финские, у которых не могло быть этого желания».

Однако почти всегда находились и те ученые, которые упорно не желали с такой позицией мириться, доказывая, что варяги и русь — это кто угодно, только не жители Скандинавского полуострова. Наиболее яркий представитель антинорманизма советский профессор Аполлон Кузьмин утверждал: «Варяги» русской летописи (в узком смысле) — это известные еще римским авторам «варины» (одно из древнегерманских племен — И. К.).  К середине IX века варины уже ославянились — они говорили на славянском языке».

Не менее лихо находил профессор Кузьмин и истоки Руси, правда, они у него получались разными, происходящими из различных частей света: «Русы — это славянизированные, но изначально неславянские племена, причем разного происхождения… В раннем Средневековье сохранилось три несвязанных между собой народа, носившие имя «рус». Средневековые арабские авторы знают их как «три вида русов». Первые — это руги, происходившие от северных иллирийцев. Вторые — это рутены, возможно, кельтское племя. Третьи — это русы-тюрки, сармато-аланы Росского каганата в степях Подонья».

Похоже, что антинорманисты были готовы согласиться с любыми версиями. Русью у них были и бывшие германцы-руги, и остатки готских племен на Востоке Европы, и кельты, да пусть даже аланы из степей Причерноморья, лишь бы не шведы. Впрочем, особой любовью противников норманистов всегда пользовались славянские племена с южного побережья Балтики — вагры, ободриты, руяне и поморяне. Именно на них чаще всего они делали ставку.

Аргументы из-под земли

Можно было бы надеяться, что точку в этом споре поставят археологи. Те действительно обнаружили на территории Руси значительное количество скандинавских могильников и поселений, тысячи курганов, из которых  сотни больших, таких, что в самой Скандинавии относят к «королевским». Нашлись и такие погребения, где людей сжигали прямо в деревянных ладьях, точь-в-точь как описано у арабского путешественника Ибн-Фадлана. Скандинавских воинов хоронили вместе с оружием, украшениями, даже такими специфическими, как «молоточки Тора». Подобных находок много в Старой Ладоге под Новгородом, в Тимерево под Ярославлем, в Гнездово под Смоленском, в Шестовицах под Черниговом, есть они в Киеве, Пскове, возле древлянского Искоростеня, — словом, почти по всей древнерусской территории. Причем, судя по датировкам, в некоторые места, например, на Верхнюю Волгу (Ярославская и Владимирская область) скандинавы добрались раньше славян, и предметов, с ними связанных, было там больше, чем славянских.

Но антинорманисты не сдавались. Скандинавские находки они объясняли присутствием наемников на службе у местных славянских князей. А обилие могил северян — тем обстоятельством, что служилось здесь несладко, домой возвращались немногие. Не смущало сторонников этой точки зрения даже то, что скандинавы проживали тут со своими дамами. Известный историк Владимир Петрухин пишет об этом так: «Открытие все большего числа скандинавских женских могил на Руси свидетельствует о том, что норманны брали с собой свои семьи (сравни легенду о призвании варягов, собравшихся «со своим родом») и чувствовали себя на Руси в безопасности». Противоположной точки зрения придерживается археолог Юрий Жарнов, который считает, что варяги, в частности в Гнездове, были лишь «временным» военным и торговым контингентом на Руси, и обилие их могил свидетельствует о том, что немногие счастливчики добирались на родину, в Скандинавию. Последняя точка зрения выглядит по меньшей мере парадоксом у автора статьи о женских скандинавских погребениях (которые составляли, по его подсчетам, едва ли не половину всех женских погребений в Гнездове), ибо трудно предположить, что «временный контингент» брал с собой женщин на Русь для того, чтобы они разделили его несчастливую судьбу». Конечно, русские норманны, судя по данным погребального обряда, не выглядят «несчастными»: скандинавские комплексы принадлежат к самым богатым и пышным в некрополях древнерусских городов (Киев, Чернигов) и погостов (Гнездово под Смоленском, Шестовица под Черниговом, Тимерево в Верхнем Поволжье и другие) X века». 

Впрочем, у антинорманистов были свои аргументы. Они доказывали, что скандинавское оружие и даже украшения, те же молоточки Тора, в то время широко встречались по всей Европе, бытовали даже у балтийских славян, и  это не показатель скандинавского происхождения. Да и женские украшения часто являются просто проявлением моды.

Рюриковичи под микроскопом

Пожалуй, этот научный спор мог бы длиться бесконечно долго, не приди на помощь историкам генетики. Точнее, генетики-любители, которые еще в 2006 году вместе с журналом «Русский Ньюсвик» запустили проект по ДНК-тестированию аристократических русских родов, в большинстве случаев эмигрантов, выводивших себя из Рюриковичей. «В результате исследования было установлено, что практически все, кто, согласно документальным источникам, считаются потомками Владимира Мономаха — Вадбольский,  Лобанов-Ростовский, Гагарин, Шаховский, Кропоткин, Хилков и Ржевский, — принадлежат  к гаплогруппе N1c1.  К тому же субкладу принадлежат Мышецкий, Массальский и Пузына, согласно официальной родословной, происходящие от Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого и двоюродного брата Владимира Мономаха», — пишет об этом эксперименте видный генеалог Владимир Волков.

Большинство (около 70%) тех, кто претендовал на родство с легендарным Рюриком, действительно оказались друг другу родственниками, чей общий предок жил примерно 1000 лет назад. Более того, самая близкая родня этих людей среди наших современников проживает на северо-востоке Швеции, в городе Уппсала. Как замечает Волков: «Таким образом, нет сомнения в том, что предок Рюриковичей N1c1, кем бы он ни был, происходил из Швеции. Гаплотипы, сходные  с гаплотипами Рюриковичей N1c1, чаще всего встречаются в районе Уппсалы, столицы древнего шведского королевства. Город Уппсала является административным центром современной  провинции Уппланд. Кстати, Рослаген относится к этой же провинции. Мнение о том, что варяги русских летописей, главой которых был Рюрик, являлись выходцами из Швеции, высказывал еще в 1614 году шведский историк-любитель Петрей. Концепцию о приходе варягов из шведской провинции Roslagen (то есть земли русов) в развернутом виде представил Шлёцер. На Рослаген как место исхода русов-варягов  указывает Карамзин в своей «Истории…». 

Это оказалось не просто общее попадание в Скандинавию, но попадание именно в ту точку, которую многие историки указывали очень давно. Что называется, в десятку. Известный российский генетик Олег Балановский, проверивший выводы своих коллег, писал по этому поводу: «Таким образом, Рюриковичи действительно происходят от общего предка, жившего примерно в то же время, что и легендарный Рюрик… Если существовал скандинав Рюрик, пришедший тысячелетие назад на земли восточных славян и основавший там правящий княжеский род, то должна была бы наблюдаться точно такая же генетическая картина, какая наблюдается в действительности».

Поле битвы — чрево Ингигерды

Однако антинорманисты и тут не думали сдаваться. Когда стало понятно, что шведское происхождение оспорить невозможно (поначалу они пробовали приписать субклад Рюриковичей балтийским славянам или финнам), в ход пошла еще одна версия — о неверности жены Ярослава Мудрого, шведской принцессы Ингигерды.

Известно, что эта своенравная девица вначале была невестой норвежского конунга Олафа, к которому она благоволила, и только затем ее, помимо воли,  выдали замуж за Ярослава, киевского князя. Якобы она явилась на Русь уже с ребенком Олафа под сердцем — будущим князем Владимиром Ярославовичем. На это обстоятельство как будто намекают скандинавские саги. Даты, впрочем, не сильно бьются с этой версией. Ингигерда явилась на Русь в 1019 году, а Владимир родился уже в следующем — 1020. Однако это еще не все претензии антинорманистов к шведской принцессе. В 1028 году несостоявшийся ее жених, король Норвегии Олаф Толстый, был свергнут и бежал на Русь, в Новгород, где, по сведениям все тех же саг, Ингигерда «имела с ним тайную любовную связь», от которой у нее в 1030 году родился еще один сын — Всеволод, отец Владимира Мономаха.

Посему, как считают некоторые антинорманисты, шведский субклад Рюриковичей ничего не доказывает -все они через Всеволода и затем Мономаха могли быть потомками норвежского гостя. Дескать, они не Рюриковичи, а Олафовичи. Пикантности ситуации придает и тот еще факт, что Ингигерда, как и ее бывший жених, были посмертно объявлены святыми, почитаемыми православной церковью.

Впрочем, слабость этой версии для историков очевидна. Рюриковичи, прошедшие ДНК-исследование и имеющие шведский субклад, принадлежат не только к роду Всеволода, как тот же Владимир Мономах и все его потомки, но и к династиям, берущим начало от других сыновей Ярослава — Изяслава и Святослава, родившихся в 1024 и 1027 годах соответственно, когда Олаф безвылазно находился в Норвегии. Стало быть, Ингигерду просто оговорили, и это все сыновья великого киевского князя.

Сааремаа наносит смертельный удар

Еще одним потрясением для антинорманистов стало прошлогоднее исследование международной группой генетиков под руководством Ашота Маргаряна генофонда европейских викингов. Изучили более 400 образцов, в том числе и  людей, погребенных по скандинавскому обычаю на территории Руси, очевидно именуемых варягами в отечественных летописях.

Вот что об этом пишет популяризатор науки Надежда Маркина: «По историческим и археологическим данным известно, что викинги присутствовали как в Западной, так и в Восточной Европе, достигли причерноморских степей и Ближнего Востока. По-видимому, миграции на Запад совершали в основном норвежские и датские викинги, а миграции на Восток — шведские викинги, используя речные системы и сухопутные караванные пути. Шведские викинги (русь), как считается, участвовали в формировании древнерусского государства. Исторические и археологические данные получили генетическое подтверждение. Анализ показал, что миграции на Восток по большей части передавали шведский генетический компонент».

Действительно, из 28 восточноевропейских викингов из Старой Ладоги, Гнездово, Шестовиц, Пскова и Куреванихи (Вологодская область) 16 оказалось прирожденными скандинавами, причем большинство из них (10 человек) было из Швеции. А вот выходцев из балтийских славян среди викингов Руси не нашлось ни одного.

Более того, среди викингов с территории Швеции оказались носители того же самого субклада, что имеется у Рюриковичей. Но самым близким родственником русских аристократов оказался один из викингов, похороненных в ладье на эстонском острове Сааремаа. Генетическому Рюрику он приходился то ли дядей, то ли двоюродным братом, близость просто удивительная. Анализ изотопов показал, что погребенные там мореплаватели прибыли с северо-востока Швеции, все из того же района  около города Уппсала, от побережья, именуемого Рослаген (берег русов).

Что забыли шведы на Руси?

Высокая точность, с которой генетики определили происхождение летописных варягов-русь, помогает понять сами причины возникновения нашего государства, ибо отвечает на вопрос — что позабыли здесь викинги?  Помните, в школе на уроках истории нам рассказывали про путь из варяг в греки, который из Балтики шел на Волхов к Новгороду, оттуда к Смоленску и по Днепру до Киева, от которого уже рукой подать к Черному морю, где гуляй до самого Константинополя? Так вот — это не вся правда. На самом деле гораздо проще было из Скандинавии до Византии добраться по Рейну-Дунаю или по Висле-Днестру. Путь через Волхов и Днепр, напротив, был долог, труден и тернист, предполагал бесчисленные волоки по лесистым местам, преодоление жутких днепровских порогов, а в степной зоне грозил еще и стычками с кочевниками.

Но скандинавские викинги тогда не были едиными — они постоянно воевали друг с другом. Датчане не пускали своих соседей на Запад, в Британию и на Рейн. Норвежцы оккупировали Шотландские острова, Исландию и Гренландию. Южношведское племя гётов контролировало тогда побережье Польши и вход в Вислу. Жители острова Готланд владели землями Литвы и Латвии. Враждовавшим со всеми ними восточным шведам — свеям — оставался лишь путь на Восток — в Финляндию, Эстонию и на Русь. Здесь они искали обходные маршруты на юг, к грекам и арабам, с которыми можно было торговать, а при случае их и пограбить.

Русью стали называть тех свевских викингов-колонистов, которые держали в своих руках начала сразу двух важных торговых путей — из Балтики по Волхову и Днепру в страну греков, а также по Неве, Ладожскому озеру и верховьям Волги к булгарам, хазарам, после к богатым арабским городам на Каспии. Попытка одной династии — Рюриковичей — усидеть сразу на двух этих «стульях» привела к созданию огромного по территории, но странного по населению государства — в нем были объединены как славянские, так балтские и финские племена. Впрочем, и русь-скандинавы, и все их подданные скоро заговорили на одном языке: славянском. Но это уже другая история, ее я вам расскажу как-нибудь в иной раз.  

Материал подготовил Игорь Коломийцев

Откуда приплыл Рюрик? — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

«Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус» 1986г. Автор: Илья Глазунов

Главным письменным источником, имеющим данные о биографии Рюрика, является «Повесть временных лет». В ней сообщается следующее:
«В 862 году представители племен чуди, словен, кривичей и веси пригласили к себе на княжение главу варяжского племени русь – Рюрика со всем его родом».

Откуда взялся родоначальник великой династии Рюриковичей и почему именно его славяне выбрали в качестве правителя?


Нужда в приглашении Рюрика заключалась в том, что в формировавшемся союзе племен шли споры о том, кто его будет возглавлять: представитель словен, кривичей, чуди или веси? Пришлый человек, имевший опыт государственного управления, показался самой подходящей кандидатурой.

«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»», — Цитата из «Повести временных лет»

В том же 862 году, Рюрик, собрав всех своих родственников, приехал в земли славян. В первую очередь он занялся охраной земель от набегов других варягов.

Для этого был построен город-крепость Ладога, в котором на первое время обосновался Рюрик. Младшие братья Рюрика были посланы в другие пограничные пункты: Синеуса* отправили на Белоозеро, а Трувора* – в Изборск. Но через 2 года Синеус и Трувор умерли, и Рюрику пришлось править одному.

«И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске.» — Цитата из «Повести временных лет»

Однако, в соответствии с гипотезой, выдвинутой Г.

Ф. Миллером и поддержанной впоследствии советским академиком Б.А. Рыбаковым, информация о братьях Рюрика является результатом ошибочного перевода со шведского. По данной версии: имя Синеус — это «свой род» (швед. sine hus), а Трувор – «верная дружина» (швед. thru varing). При этом работы современных лингвистов указывают на научную несостоятельность такого перевода.

По летописному преданию, в роли помощников Рюрик использовал своих мужей – представителей знати. Первого послал в Полоцк, второго – в Ростов, третьего – на Белоозеро. И в это же время в Киев отправились Аскольд и Дир.


Гравюра «Смерть Аскольда и Дира» 1839г. Автор: Ф.А. Бруни

Задачами посланцев были оборона от хазар и варягов, сбор пошлин с купцов, проплывавших по рекам Волхову, Вытегре, Западной Двине, Днепру и другим, а также дани с населения. Сам Рюрик переселился в район Новгорода (Рюриково городище). Сам Новгород возник позднее.

«И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.» — Цитата из «Повести временных лет»

Два мужа, Аскольд и Дир, отправились в путь по Днепру и в пути увидели небольшой город на горе. Им поведали, что «было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В 879 году Рюрик умер, передав власть родственнику Олегу, поскольку его сын Игорь был еще мал.


«Князь Олег и Игорь» 1972г. Автор: Илья Глазунов

Существует множество версий происхождения Рюрика, из которых основными являются Норманская и Западно-славянская. У каждой из них есть свои подверсии.

Норманская:
Рёрик из Дании:
Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский.

Эйрик из Швеции:
Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном.

Рорик из Гаутланда:
Конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов.

Западно-славянская:
Мекленбургские генеалогии:
Рюрик — это сын правителя ободритов Годлава.

Вендский сокол:
Рюрик — не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов.

Иоакимовская летопись:
Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла.

Далее мы подробно разберём каждую версию.

Рёрик из Дании

Некоторые исследователи склонны отождествлять Рюрика с датским конунгом – Рёриком Ютландским (или Фрисландским).


«Призвание варягов» 1909г. Автор: Виктор Васнецов

Это брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде.

В первый раз имя Рёрика упоминается в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рёрик ведет войну в Дании против датского короля Хорика l, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь l был вынужден уступить Рёрику — Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.

В 855 году Рёрик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) еще раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рёрик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию — Готфриду, племяннику Рёрика, по всей видимости в связи с кончиной последнего.

Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рёрика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями.

Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в 9 веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам.По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рёрика.

Также с Фризией связано замечание хрониста 12 века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rustringen отмечена на картах 17 века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции

Вторая версия скандинавского происхождения Рюрика связана с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы.


«Иллюстрированная хронология истории Российского Государства в портретах» Издание 1909 года

В сочинении исландского скальда начала 18 века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе 1018 года в Уппсале.

Один из участников схода заявил:

Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд.

А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой.

Аустрлен-дом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) — так в сагах именовалась Русь.
По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик, сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления – 850–860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна.

Рорик из Гаутланда

Согласно шведской «Саге о Рорике и его потомках», изданной только в пересказе Д. М. Михайловича, конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов, который владел новгородскими землями.


«Заморские гости» 1901г. Н.К. Рерих

У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом.

Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Арнвид был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины.

И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море. Тогда они вспомнили о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком.

Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику:

Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга.

Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском.

Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.

Мекленбургские генеалогии

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в первой половине 19 века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Письма о Севере». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных.


Отрывок из генеалогии Автор неизвестен

В предании говорится о том, что в 8 веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй – Сиваром Победоносным, третий – Труваром Верным.

Братья решили отправиться в поисках славы на восток. После многих деяний и страшных боев братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыпленное мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей.

Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар – Псковское, Трувар – Белозерское. Младшие братья умерли, не оставив законных наследников, а Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии.

Это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.

В начале 18 века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племен ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V.

Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

По немецкой версии король ободритов Вит-слав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб, погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом.

Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба — Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород.

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии Повести Временных Лет), что является возможным, но достаточно сомнительным.

Впрочем, датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Вендский сокол


Геральдический знак Рюриковичей из Старой Ладоги. Реконструкция. Апрель 2009г.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик – это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов.

Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона.

Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях» в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами – «как датчанами, так и вендами». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Позже автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей – соколичами, однако такой эпитет с древних времен применялся к людям благородного происхождения.

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись – летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым.


Это, конечно, не Иоакимовская летопись, просто иллюстрация.

Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград.
На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жен Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норвежского) князя, которая родила Игоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.

[источники]источники
https://tjournal.ru/u/380239-semen-prozov/381953-ryurik-diskussiya-o-proishozhdenii-legendarnogo-pravitelya

Tags: История

Telegram channel

определений и значений из более чем дюжины доверенных словарных источников

У нас есть способ со словами

YourDictionary — это понятный и заслуживающий доверия сайт, который дает вам ответы на все ваши вопросы о словах и языке.

Подпишитесь на наши информационные бюллетени

Получите новые способы расширить свой словарный запас, доставленные прямо в ваш почтовый ящик.

Самый мощный словарь в мире

Независимо от того, являетесь ли вы студентом или учитесь всю жизнь, YourDictionary — это именно то, что вам нужно. Мы здесь, чтобы помочь вам найти все, что вам нужно, от идеального слова до грамматических ответов, которые вы искали. Английский язык постоянно развивается, и наша задача — не отставать от него.

  • Словарь

    Найдите самые точные определения только из авторитетных источников.

  • Тезаурус

    Найдите свое идеальное слово с более чем 2 миллионами вариантов на выбор.

  • Предложения

    Увидев слово в предложении, можно прояснить его определение и употребление.

  • Знание

    Изучите наши уроки грамматики, биографии и многое другое.

Новое от редакции

Культура

Вы пишете «Месяц черной истории» с большой буквы?

Синонимы

Другие слова и фразы для слова «Любовь»

Культура

Каково происхождение «Дня святого Валентина»?

Письмо

Активный и пассивный залог: в чем разница?

Правописание

Есть ли апостроф в «День президентов»?

Идиомы

Распространенные идиомы и их значения

Грамматика

«Аффект» и «Эффект»: в чем разница?

Vocab

40 Примеры префиксов и их значения

Определения из надежных источников

Определения, советы по грамматике, помощь в игре в слова и многое другое из 16 авторитетных источников.

  • Словарь английского языка американского наследия
  • Словарь колледжей Нового Света Вебстера
  • Новый мировой словарь Вебстера по финансам и инвестициям
  • Новый мировой юридический словарь Вебстера
  • Новый мир Вебстера Тезаурус Роже от А до Я
  • Новый мировой словарь цитат Вебстера
  • Научный словарь американского наследия
  • Медицинский словарь американского наследия
  • Испанский словарь американского наследия
  • Энциклопедия мировой биографии
  • Викисловарь
  • Оригинальные определения YourDictionary
  • Компьютерный язык
  • Словарь хакеров Нового мира Вебстера
  • Словарь New World Telecom Вебстера
  • Викицитатник

Подпишитесь на информационные бюллетени

Нужен словарный помощник? Получайте помощь от YourDictionary прямо в свой почтовый ящик

Династия Рюриковичей

 

Убийства в истории 90 151 ВОЗ был убит, почти убит, когда, как, почему и кем?

Перейти к Архив убийств

Путешествия в истории
Когда что сделал прибывает судно с кем на борту и где он утонул, если нет?

Перейти к Схема прохождения


 

 

 

 

   

Династия Рюриковичей 862-1598

Династия Рюриковичей дала правителей более Киевская Русь и Московия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *