Открытия ломоносова михаила васильевича ломоносова: Открытия М.В. Ломоносова

Содержание

Открытия М.В. Ломоносова

Татьяна Буторина
ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ОТКРЫТИЙ М.В. ЛОМОНОСОВА
Научные труды Ломоносова предвосхитили современные исследования в различных отраслях науки. Широта научных взглядов Ломоносова впечатляет и сегодня. Он с великим уважением, любовью относился к науке. «Науки сами все дела человеческие приводят на верх совершенства… Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих найдено быть может?»
[1].
Большое значение Ломоносов придавал математике. Он писал: математику «почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно
[2]». Уважая самостоятельность математики как науки, ученый четко определил ее значимость для изучения других наук.
Его волновало описание картины мира. Глубокая уверенность, что любое природное явление имеет материальную основу — была началом всех его работ.
Он был убежден в познаваемости природы и всех явлений, происходящих в ней[3].
Первостепенную роль ученый отводил опытам: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением»[4]. Процесс исследования Ломоносов стремился построить, внедряя количественные методы оценивания: линейно-угловые измерения, взвешивание, определение плотности, температуры и т.п. В области метрологии он следовал такому девизу: «По возможности пытаться исследовать все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической математики[5]».
В своих работах Ломоносов подчеркивал необходимость комплексных исследований, в которых бы сочетались методы нескольких наук для решения общей цели — установления законов природы. Ученый утверждал: «Мы не сомневаемся, что можно легче распознать скрытую природу тел, если мы соединим физические истины с химическими[6]». Ломоносов — создатель физической химии, которая была признана лишь через 150 лет.
Идеи контакта наук, их тесной взаимосвязи развивались как ведущие в XX веке.
На стыках двух и более наук появились новые отрасли знаний – биохимия, биофизика, геохимия и другие.
Теоретической основой научных работ Ломоносова является идея сохранения материи. Впервые ученый сформулировал её как «всеобщий закон природы». Сама мысль о том, что вещество не может возникать из ниоткуда и исчезать в никуда была не нова. Учеными и философами XVII и XVIII веков она принималась как аксиома, но именно Ломоносов придал этому положению форму закона, который лежит в основе всех наук. Этот закон был сформулирован им так: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается от чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования, и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому[7]».
Проведя анализ свойств тел и явлений, Ломоносов определил понятие «материя». Он писал: «материя есть протяженное несопроницаемое, делимое на нечувствительные части… «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность[8]».
Ломоносов понимал, что раскрыть научную картину мира можно только с изучения материи, из которой состоит мир. Он неустанно подчеркивал неразрывную связь материи и движения, стремился объяснить различные процессы и явления природы как результат особого рода движения частиц, составляющих материю[9].
Вкладом Ломоносова в атомистическую теорию строения вещества, созданную его предшественниками, было признание объективного существования в природе двух реальных и качественно различных форм частиц материи: первоначальные частицы – атомы (в терминологии Ломоносова – элементы) и собрания атомов – молекулы (в его терминологии – корпускулы).
Для Ломоносова химия и физика составляли неразрывное целое. Он шел к химическим исследованиям от физики, правильно полагая, что легче распознать скрытую природу тел, если соединить физические данные с химическими.
В своих сочинениях он писал: «Химик без знания физики подобен человеку, который всего искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут[10]». Ломоносов был убежден, что изучение физических свойств раскроет природу вещества, а изучение его состава и происходящих внутренних процессов определит его физические свойства.
«Вольность и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения и беззавистного позволения в том, что кто знает упражняться. Слеп физик без математики, сухорук без химии[11]».
В 1764 году в «Обзоре важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки  Михайло Ломоносов» ученый писал о девяти своих главных научных достижениях: 1) объяснение причин тепла и холода, которыми «устраняются смутные домыслы  о некой бродячей, беззаконно скитающейся  тепловой материи»; 2) механическое объяснение причин  упругости воздуха; 3) создание физико-химических начал теории растворов;  4) создание предпосылок к объяснению явлений происходящих в недрах Земли; 5) объяснение наступления  внезапных холодов и происхождения  северного сияния вертикальными перемещениями масс атмосферного воздуха; 6) открытие  эффекта «совмещения частиц» как причины многих явлений в природе; 7) экспериментальное доказательство изменения положения центра тяжести Земли; 8) указание на то, что наблюдения над явлениями в запаянном ртутном барометре или «Амонтовом воздушном термометре» имеют громадное значение  в метеорологических вопросах; 9)изобретение очень чувствительной машины, которая сможет экспериментально подтвердить его авторскую теорию о непостоянстве на земле силы тяжести»
[12]
Ломоносов разработал корпускулярную теорию материи.
Организовал  первую в России химическую лабораторию,  заложил основы физической химии, выдвинул учение о цвете открыл атмосферу на планете Венера, описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Создал ряд оптических приборов. Активный сторонник исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Критик норманской теории происхождения русского народа. Возродил искусство мозаики и производство смальты. Автор выдающихся мозаичных картин.
Разработал понятие о химическом элементе, закон сохранения и движения материи, механическую теорию теплоты, в области электричества представил работу «Теория электричества, разработанная математическим способом», в области оптики занимался усовершенствованием микроскопа и телескопа («ночезрительной трубы»), созданием новых мореходных и оптических приборов, развивал метеорологию. Основатель отечественной педагогики, психологии, журналистики.
Поэт, создатель русской оды философского и гражданского звучания, автор поэм, трагедий, сатир, научной грамматики русского языка.
 
М.В. Ломоносов — первый историограф российского народа
Он явился основоположником исторической науки в нашей стране. Стоял у колыбели молодой, делавшей робкие шаги, науки, дал ей патриотическое и демократическое направление, создал собственную историческую теорию.
В работах по истории Ломоносов изучал проблемы происхождения славян, этнографии отдельных народов, роли славянства во всемирной истории. Ломоносов понимал, что история – политическая наука и имеет большое образовательное и воспитательное значение. Он считал своим гражданским долгом распространение объективных исторических знаний о героическом прошлом народа среди широких слоев общества.
Изучать исторические документы М.В. Ломоносов начал еще в юности. В Славяно-греко-латинской и Киевской духовных академиях он знакомился с летописями, которые считал ценными историческими источниками.
Во второй половине 40-х годов XVIII века Ломоносов стал известным экспертом в области исторических знаний.
Его привлекают к рассмотрению спорных точек зрения об отдельных исторических событиях, например, о происхождении династии Романовых от Рюриковичей, об оценке действий Ермака при покорении Сибири и т.п.
В 1748 году Ломоносов становится членом Исторического собрания при Академии наук, которое рассматривало все труды по истории и другим гуманитарным наукам. Позднее, в 1749 году, Ломоносов высказал свое отношение к трудам историков — современников в форме посвящения: В.Н. Татищеву – по поводу его «Истории Российской», П.И. Рычкову – «Оренбургской топографии», к взаимному удовольствию обеих сторон.
Стремление Ломоносова к восстановлению исторической справедливости полностью отвергло норманскую теорию происхождения Российского государства. Историк, считал он, не имеет права искажать правду жизни. В подтверждение своих взглядов Ломоносов выдвинул и обосновал собственную теорию русской и общеславянской истории. Используя данные топонимики, Ломоносов доказывал древность пребывания наших предков на современной территории: как «показывают славянские имена старинных городов российских, так что ежели славяне пришли в здешние земли в IV веке, то оные города должны были иметь славянские имена прежде приходу славян в оные места, что отнюдь быть не может»[13].
Это умозаключение получило название «концепция автохтонного происхождения (автохтоны – исконные жители, поселенцы) восточных славян»[14].
Борьба с норманской теорией происхождения государственности убедила Ломоносова в том, что история должна быть национальной наукой. Нельзя отдавать её на откуп иностранцам. Он считал, что необходимо с помощью истории воспитывать народ в духе любви к Отечеству, содействовать его духовному освобождению. Эти причины и побудили Ломоносова к созданию научно-обоснованного труда по истории. На это, по его словам, он потратил около 12 лет. Ломоносов подготовил к печати первый том «Истории Российской», написал второй, третий и четвертый тома, а также комментарии к ним. Но до потомков они не дошли. Первый том был опубликован уже после смерти ученого в 1766 году под названием «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской императорской и королевской шведской Академии наук».
Перу Ломоносова принадлежит еще одна большая историческая работа – «Краткий российский летописец с родословием», который был написан в 1759 году, а в следующем издан отдельной книгой. В «Летописце» содержится краткий перечень событий по русской истории, перечисляются князья и цари от Рюрика до Петра Первого включительно с их деяниями и жизнеописаниями, а также даются родословные таблицы Рюриковичей и Романовых до Елизаветы[15].
Ломоносов принимал активное участие в подготовке «Истории Российской империи при Петре Великом», написание которой русская царица поручила французскому философу Вольтеру. Ломоносов чувствовал себя незаслуженно обиженным, но помогал в подготовке материалов, подборке источников для этой работы, а также ее корректировке. Так, им были подготовлены три работы: «Описание стрелецких бунтов и правления царицы Софьи», примечания на рукопись «История Российской империи при Петре Великом» и замечания на первый том труда Вольтера. Ломоносов активно занимался изучением и описанием истории России первой четверти XVIII века.
На публичном выступлении в Академии наук 26 апреля 1755 года по теме «Слово похвальное Петру Великому» Ломоносов позитивно представил Петра I. Важное значение для характеристики взглядов Ломоносова на исторические процессы в России имеют его естественнонаучные труды и литературные произведения в стихах и в прозе.
Исторические взгляды Ломоносова являлись высшим достижением русской научной мысли XVIII века. По многим вопросам он значительно опередил современную отечественную и зарубежную историческую науку.
Историческая концепция Ломоносова приходила в очевидное противоречие с мнением его оппонентов о совершенной дикости славян до прихода варягов. «Что славянский народ был в нынешних российских пределах еще прежде рождества Христова, то бесспорно доказать можно». Сопоставляя данные разных источников, Ломоносов пришел к выводу, что славяне были среди народов, населявших равнины юго-восточной Европы, по крайней мере, на протяжении тысячелетий до появления варягов. Спустя столетие С.
М. Соловьев отметил, что решения Ломоносова по ряду частных исторических проблем были блистательны по «тогдашним средствам науки».
За свою короткую, но яркую жизнь он стал членом Петербургской академии трех знатнейших «художеств», почетным членом Шведской и Болонской академий наук, получил по «Табели о рангах» чин статского советника (ныне это соответствует должности вице-губернатора). Владел 31 языком.
Литература:
  1. Астафуров В.И. М.В.Ломоносов. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Белявский М. Т. Все испытал и все проник: к 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. — М.: МГУ, 1986.
  3. Белявский М. Т. Ломоносов — наш первый университет. — М.: МГУ, 1961.
  4. Буторина Т. С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 111 — 116.
  5. Буторина Т. С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. — Архангельск-Москва, 200
  6. Буторина Т.С. Педагогическая регионология: Учебное пособие. — Архангельск: Изд-во АГТУ, 2004.
  7. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: АН СССР, 1961.
  8. Дик Н.Е. Ломоносовский период в развитии русской географии. – М.: Мысль, 1976.
  9. Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В.Ломоносов – великий русский ученый. — М.: Педагогика, 1986.
  10. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов – М.: Просвещение, 1987.
  11. Коровин Г.М. Библиотека Ломоносова. — М.: Л.: АН СССР, 1961.
  12. Лебедев Е.Н. Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов на Дону, 1997.
  13. Летопись жизни и творчества М.
    В.Ломоносова. — М.; Л: АН СССР, 1962.
  14. Ломоносов и Север: Библиогр. указ. лит. /Сост. Г.М. Кошелева. Архангельск, 1983.
  15. Ломоносов М.В. Краткий энциклопедический словарь / Редактор-составитель Э.П. Карпеев. СПб, 1999.
  16. М.В. Ломоносов о воспитании и образовании / Сост.
    Т.С. Буторина. — М.: Педагогика, 1991.
  17. М.В.Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. — М.; Л.: АН СССР, 1962.
  18. М.В.Ломоносов Полное собрание сочинений: в 11 т. / Гл. ред. С.И.Вавилов. – М., Л.: АН СССР, 1950-1959, 1983.
  19. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание М.В. Ломоносова. 3-е изд. М.; Л.; 1947.
  20. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / Сост.
    Г.Е.Павлова, А. С.Орлов. — М.: Современник,1989.
  21. Морозов А.А. Ломоносов. 5-е. изд. М., 1965.
  22. Павлова Г.Е., Федоров А.С. М.В. Ломоносов: Жизнь и творчество. М.; Л., 1980.
  23. Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: Наука, 1986.
  24. Поморская энциклопедия. В пяти  томах. /Гл.ред. Н.Б.Лаверов. Т 4. Культура Архангельского Севера/Гл.ред. Т.С. Буторина. – Архангельск, САФУ им. М.В. Ломоносова, 2012 г.
  25. Фруменков Г.Г.  М.В. Ломоносов – историк нашей Родины. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн.изд-во, 1970 г.
  26. Ченакал В.Л. Музей М.В. Ломоносова. — Л.: Лениздат, 1970.
  27. Шумилов Н.А. Род Ломоносовых. Поколенная роспись. /Н.А.Шумилов; Изд-во «Правда Севера», 2001.
 
 

1 М.
В. Ломоносов. Слово благодарственное Елизавете Петровне…говоренное 1760 года // Полн. собр. соч. Т. 8. С. 678.

[2] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 163.

[3] Г.Е. Павлова. Ломоносов – экциклопедист. – М.: «Современник», 1989. – С. 119.

[4] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 125.

[5] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 57.

[6] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 223.

[7] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 455.

[8] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 107, 173.

[9] Г.Е. Павлова. Ломоносов – экциклопедист. – М.: «Современник», 1989. – С. 126.

[10] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 140.

[11] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 57.

[12] М.В. Ломоносов. Полн.
собр. соч. Т. 10. С. 408-411. 792.

[13] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 21- 22с.

[14] Г.Г. Фруменков. М.В. Ломоносов – историк нашей Родины. Сев.-Зап. кн. изд., 1970. С. 11.

[15] Г.Г. Фруменков. Указ. соч. С. 38.

Вклад М. В. Ломоносова в отечественную астрономию

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ
Лица эпохи
Детство и учеба М.В. Ломоносова
Учеба в Санкт-Петербурге
Учеба в Германии
М. В. Ломоносов и Академия наук
Химические исследования
Химическая лаборатория
Усть-Рудицкая фабрика
Мозаика
Физические исследования
Вклад М. В. Ломоносова в отечественную астрономию
Минералогия, геология и горное дело
Географическая наука
Литературное творчество
М. В. Ломоносов-историк
Фейерверки и иллюминации
Последние годы жизни
Потомки
Личные вещи
М.В. Ломоносов и Академия наук
К приумножению пользы и славы целого государства …
Служить отечеству спомоществованием в науках
Цельность характера
Государственное и полезное учреждение
О исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наук
Первые годы в Академии
К исправлению академического Регламента
О худом состоянии Академии наук
Гимназия, университет и престиж научного дела
Нерадение о академических департаментах
Плачевное состояние финансов
Оного упадку и недостатков происхождение и причины
Регламент не служит будущим временам
Обучение молодежи
Кто руководит Академией наук?
Академические излишества
Способ к оных отвращению и к исправлению всего корпуса
Основные принципы будущего Регламента
Какими должны быть академические департаменты
Академическая власть
Академический «стат» и Табель о рангах
Академические расходы. Академическое собрание и его члены
Почетные члены Академии наук
Академические заседания: обыкновенные
Издание трудов Академии наук
Академические заседания: публичные
Петербургский университет – брат Академии наук
Гимназия – «кладовая» Университета
За то терплю, что стараюсь защитить труды П[етра] В[еликого]
Примечания
Великий русский ученый
Основоположник новой русской поэзии
Реформатор русского языка
М.
В. Ломоносов и рукописная книжность Русского Севера
М.В. Ломоносов в памяти потомков
В памяти потомков
Празднования юбилеев М.В. Ломоносова в Академии наук
2011 год: 300-летие со дня рождения Ломоносова
Музей М.В. Ломоносова в Академии наук
Именем М.В. Ломоносова названы
Памятные медали
Примечания
О проекте

Труба зрительная, выполненная по проекту М. В. Ломоносова. 

И.И.  Беляев (?). Санкт-Петербург.

Вторая половина XVIII в.

Картон, дерево, кожа. ©  МАЭ РАН.

Телескоп-рефлектор грегорианский. К. Пари.

Франция, г. Париж. Середина XVII в.

Латунь, кожа, стекло. ©  МАЭ РАН.

Астролябия планисфера.

Г.  Арсениус. 

Фламандия. 1568. Латунь.

©  МАЭ РАН.

Астролябия геодезическая

Ф.Н.  Тирютин (?).

Инструментальные мастерские Академии наук и художеств.

Санкт-Петербург. 1754-1758. Латунь, золочение. ©  МАЭ РАН.

Вклад М. В. Ломоносова в отечественную астрономию

 

М.В. Ломоносов много времени уделял созданию научных приборов. Он разработал свой вариант астрономического телескопа, ему принадлежит ряд предложений по созданию морских навигационных приборов. Ему удалось наблюдать прохождение Венеры между Землей и Солнцем (26 мая 1761 г.) и интерпретировать световой ободок вокруг диска Венеры как наличие у нее атмосферы, в которой происходило рассеяние солнечных лучей.

 

Армиллярная сфера.

Делюр.

Франция, г. Париж. Начало XVIII в.

Латунь. ©  МАЭ РАН.

Страница 20

М.В. Ломоносов и его время

Фотография | Михаил Ломоносов, эрудит

России {{ Элемент.Сообщение об ошибке }} Этот товар недоступен в вашем регионе. Товар не найден.

ВЫБЕРИТЕ ВИДЕОЛИЦЕНЗИЮ

{{ item.PlusItemLicenseSmall }}

TIMESLICES

Создать квант времени

Просмотр временных интервалов (поставляется с 1-секундными дескрипторами)

Просмотр интервалов времени

БИРКИ

{{Ключевое слово}} {{Ключевое слово}}

ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТРАНИЦЕЙ

Описание:

Описание:

Узнать больше

Кредит:

{{ item. ImgCredit }} Нет в наличии

Уникальный идентификатор:

{{ item.ItemID }}

Устаревший идентификатор:

{{ элемент.ItemSource }} Нет в наличии

Тип:

{{item.MediaType}}

Лицензия:

{{item.LicenseModel}}

ЦЕНЫ РФ

{{item.aText[i]}}

{{ item.aPrice[i] }}


Скопировать URL


Скачать Комп


Добавить на доску


Удалить с доски

toLowerCase()» aria-label=»‘Add to ‘ + site.LabelPB.toLowerCase()»/>
Добавить на доску


Заказать печать


Заказать печать


Скачать в высоком разрешении

Загрузка видео в настоящее время недоступна. Пожалуйста, сообщите нам, какие файлы вам нужны, по адресу [email protected], и мы предоставим их вам как можно скорее.

Размер без сжатия:

ЛИЦЕНЗИЯ ТОВАР НЕ ДОСТУПЕН

Назначение: {{item.ImgPurpose}}

{{ item.PlusItemLicenseSmall }}

Запрос товара

ПРОСТАЯ ЦЕНА RM

ПРОСТАЯ ЦЕНА RM

ТОВАР НЕ ДОСТУПЕН Запрос элемента

Назначение: {{ item.ImgPurpose }}

{{Имя}}

{{ FormatCurrency(item.aStandardPricingPrice[i]) }}

Узнать больше

Узнать больше


Скопировать URL


Скачать Комп


Скачать Комп

LabelPB.toLowerCase()» :alt=»‘Add to ‘ + site.LabelPB.toLowerCase()» aria-label=»‘Add to ‘ + site.LabelPB.toLowerCase()»/>
Добавить на доску


Удалить с доски


Добавить на доску


Добавить в корзину


Заказать печать


Заказать печать


Скачать в высоком разрешении

ТОВАР В КОРЗИНЕ

{{ item.PlusItemLicenseSmall + ‘ — $’ + item.PlusCodeAmount }} {{ item.PlusItemLicenseSmall }}

Перейти к оформлению заказа


Скопировать URL


Скачать Комп

LabelPB.toLowerCase()» :alt=»‘Add to ‘ + site.LabelPB.toLowerCase()» aria-label=»‘Add to ‘ + site.LabelPB.toLowerCase()»/>
Добавить на доску


Удалить с доски


Добавить на доску


Добавить в корзину


Скачать в высоком разрешении

Загрузка видео в настоящее время недоступна. Пожалуйста, сообщите нам, какие файлы вам нужны, по адресу [email protected], и мы доставим их вам, как только возможный.

ТОВАР В КОРЗИНЕ

{{ item.PlusItemLicenseSmall + ‘ — $’ + item.PlusCodeAmount }}

Перейти к оформлению заказа

Размер без сжатия:

ТОВАР НЕ ДОСТУПЕН

Запрос товара

Назначение: {{item. ImgPurpose}}

Узнать больше

Узнать больше


Скопировать URL


Скачать Комп


Скачать Комп


Добавить на доску


Удалить с доски


Добавить на доску


Добавить в корзину


Заказать печать


Скачать в высоком разрешении

ТОВАР НЕ ДОСТУПЕН Запрос товара

Назначение: {{item. ImgPurpose}}


Скопировать URL


Скачать Комп


Добавить на доску


Удалить с доски


Добавить на доску


Скачать в высоком разрешении

Загрузка видео в настоящее время недоступна. Пожалуйста, сообщите нам, какие файлы вам нужны, по адресу [email protected], и мы доставим их вам, как только возможный.

Время начала:

{{ SecondsToTime(StartTime) }} Установить

Время окончания:

{{ SecondsToTime(EndTime) }} Установить

Продолжительность: {{ Продолжительность}}

Текущий: {{ Текущий }}

Продолжительность: {{DurationTime}}

Текущее: {{ ТекущееВремя}}

{{ SecondsToTime(Value. StartTime) }} to {{ SecondsToTime(Value.EndTime) }}

Посмотреть

Удалить

Для этого элемента не заданы временные интервалы, поэтому по умолчанию это весь клип.

{{ SecondsToTime(0) }} до {{ SecondsToTime(videocontrols.Duration) }}

Общее время: {{ Math.round(TotalTime * 100) / 100 }}

Цена/сек: {{ FormatCurrency(item.PricePerSec) }}

Цена: {{ ItemPrice }}

{{ сайт.LabelPB }}

{{ сайт.LabelCT }}

{{ сайт.LabelPB }}

{{ сайт.LabelCT }}

{{ Lightbox.Name }} ({{ Lightbox.NumPix }})

Вид Управлять Новый

{{ site.LabelCT }}: {{ user.nCartItems }} {{ user.nCartItems == 1 ? «предмет» : «элемент» }}

{{ XXText }}

{{ XXSText }}

{{ XSText }}

{{ SMText }}

{{ MDText }}

{{ LGText }}

XLText 90 002} {{ LGText }}

90 002} { {{ XXLText }}

{{ HDText }}

{{ QHDText }}

{{ K4Text }}

{{ K8Text }}

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваш опыт на нашем веб-сайте.
Прочтите нашу политику в отношении файлов cookie, чтобы узнать больше.

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваш опыт на нашем веб-сайте. Прочтите нашу политику в отношении файлов cookie, чтобы узнать больше.

Закрыть файлы cookie EULA

САФУ обсудили вопросы развития научно-образовательных центров

С 17 по 19 ноября прошли мероприятия, посвященные 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова прошли в Архангельске в рамках выездного заседания Президиума РАН и Президиума УрО РАН. Завершающим мероприятием стал круглый стол «Освоение Российской Арктики в программах научно-образовательных центров мирового уровня». В нем приняли участие 50 участников из 14 регионов России, среди которых представители органов власти, академики РАН и УрО РАН, руководители научных и образовательных центров.

Решение совместить диалог о развитии Российской Арктики с программами НОЦ накануне дня рождения Ломоносова не случайно: научная деятельность первого русского академика была неразрывно связана с Севером и вдохновлялась им. Михаил Васильевич Ломоносов впервые объяснил природу северного сияния, доказал, что льды постоянно движутся, составил карту Арктики, собрал все известные ранее сведения о путешествиях по Северным морям и обосновал возможность плавания Северным Морской путь.

«Сегодня день рождения Михаила Васильевича Ломоносова, нашего земляка, человека, который считается основоположником классического университетского образования. В различных отраслях науки ученый сделал ряд серьезных открытий, большое внимание уделял явлениям, происходящим в Арктика.Мы благодарны Уральскому отделению Российской академии наук за то, что коллеги инициировали необходимость проведения этого круглого стола.Мы надеемся, что сегодня мы сможем представить то, что наработано в различных научно-образовательных центрах по арктической тематике и определить сотрудничество в интересах российской Арктики.Сегодня арктический регион имеет важное значение для социально-экономического развития нашей страны и важнейшую площадку для международного диалога, в рамках которой обсуждаются не только арктические проблемы, но и проблемы другого уровня , — Елена Кудряшова, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносов, сказал в своей приветственной речи.

Заместитель Председателя Правительства Архангельской области Виктор Иконников также подчеркнул особую связь Ломоносова с текущей деятельностью НОЦ.

«Связь Михаила Васильевича с темами, которые мы сегодня обсуждаем, состоит в том, что помимо уже упомянутого великий ученый много внимания уделял тому, чтобы научные разработки применялись на практике и влияли на развитие государства, — подчеркнул Виктор Михайлович. — «Для этих целей созданы научно-образовательные центры — это инструмент для того, чтобы наука максимально интегрировалась в бизнес. А бизнес, в свою очередь, уже сегодня понимает, что без науки быть первым в мире невозможно. »

В ходе круглого стола участники научно-образовательных центров обменялись опытом, обсудили перспективные научные направления, связанные с Арктикой, и рассказали о своем передовом опыте.

Марат Есеев, научный руководитель НОЦ «Русская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования», рассказал коллегам об актуальных проектах центра. К его докладу присоединились Алексей Гурьев, профессор кафедры целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности Высшей школы естественных наук и технологий САФУ и Дмитрий Макаров, заведующий лабораторией диагностики углеродных материалов и спин-оптических явлений. в широкозонных полупроводниках.

Ректор Северного государственного медицинского университета Любовь Горбатова рассказала о медицине в условиях Севера, которая имеет свои особенности. СГМУ входит в состав НОЦ «Русская Арктика» и является активным участником проектов, связанных с развитием здоровьесберегающих технологий в условиях Севера. Любовь Горбатова отметила, что жители арктического региона России живут меньше, чаще болеют и быстрее стареют, чем их соседи из других стран, расположенных на той же широте. Ученые СибГМУ изучают причины этого явления и риски, с которыми северяне могут столкнуться в будущем, с помощью разработанных в университете методов иммунодиагностики.

О получении биологически активных веществ из биомассы арктических бурых водорослей рассказал директор Института экологических проблем Севера УрО РАН Константин Боголицын. Наибольший интерес представляет не только использование богатых полезными веществами водорослей в пищу, но и получение из них фармацевтических субстанций.

Первый заместитель постоянного представителя Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации Александр Сафронов рассказал о работе НОЦ «Север: территория устойчивого развития», обратив внимание на необходимость углубленного изучения медицины и биотехнологии. Екатерина Журавлева, начальник отдела науки Администрации Губернатора Белгородской области, представила достижения НОЦ «Инновационные решения в сельском хозяйстве» в области селекции и производства линейки продуктов здорового питания. Андрей Латышев, проректор по персоналу и организационному развитию Тюменского государственного университета, обозначил основные векторы деятельности Центра развития компетенций Западно-Сибирского межрегионального НОЦ. Алексей Чуклин, директор НОЦ «МОРЕАГРОБИОТЭХ», доложил об итогах создания современного научно-исследовательского судна и высказался о возможности проведения совместных экспедиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *