Островский гроза кабанова: Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза»

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза»

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении. Она главный деспот и тиран в пьесе. Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.

Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно. Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.

Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина, держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

«Маменька-то у вас больно крута…»

. Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть». В своем отношении к детям не видит ничего ненормального.

«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Религиозна. Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.

«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…».

К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Зануда. Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».

Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна. Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно. По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор. Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…».

Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги. Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане. Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так. Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского

Меню статьи:

  • Характеристика личности Кабанихи
  • Семья и отношение к родным
  • Отношение окружающих к Кабанихе

В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные. В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.

В пьесе «Гроза» Островского одним из таких персонажей является Кабаниха.

Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой города Калинова в пьесе Островского “Гроза”.

Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.

Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом времени и живет принципами и устоями давно минувшими, не понимая, что в мире произошли перемены и жить по-старому уже невозможно. Она считает, что мудрость человека определяется его возрастом – молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива стариков: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают».

Кабаниха уверена, что дети обязательно должны кланяться в ноги своим родителям, а муж должен все время «приказывать» своей жене.

Марфу Игнатьевну очень огорчает, когда эти нормы поведения не соблюдаются и думает, что это проблема невоспитанности молодого поколения: «Ничего-то не знают, никакого порядка».

Кабаниха привыкла играть на публику – она старается в глазах общества быть добродетельной и благородной женщиной, хотя на самом деле такой не является. Марфа Игнатьевна часто дает милостыню нищим, но делает это не по велению сердца, а для того, чтобы все думали, что она добрая и щедрая женщина.

Кабаниха очень набожная женщина, но, судя по всему, ее религиозность тоже напускная, так как несмотря ни на что, Кабаниха не придерживается законов Божьих и часто пренебрегает основными правилами поведения по отношению к другим людям.

Семья и отношение к родным

Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.

Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.

Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с характеристикой Катерины в пьесе Островского “Гроза”.

Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате

Кабаниха стала не просто давать советы сыну, а буквально жить вместо него: «поедом ест, проходу не дает».

Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына и невестки и порой приказывает побить жену сына, ибо такой порядок: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».

Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.

К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в не выполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.

Кабаниха не может принять взрослость своего сына, ей обидно, что Тихон отдает предпочтение жене, а не своей матери.

Дочь Кабанихи Варвара не столь прямолинейна, она уже давно поняла, что отстоять свою позицию у нее никогда не получится: мать, которая по своей сути была домашним тираном, просто не выносила ничего подобного и не допускала никаких вольностей. Из этой ситуации девушка нашла только один выход – обманывать мать. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как ей хочется: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий. Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери. Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.

Катерина, изменив мужу, чтобы почувствовать себя счастливой, под давлением морали и стыда признается в своем поступке, а затем, но уже под давлением унижений Кабанихи, заканчивает жизнь самоубийством. Только лишь после смерти Катерины Тихон нашел в себе силы дать словесный отпор матери и упрекнуть ее в неправомерных действиях по отношению к своим близким: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Однако из-за мягкости характера Тихона вряд ли он сможет отстоять свою позицию до конца.

Отношение окружающих к Кабанихе

Несмотря на все старания убедить окружающих в том, что она добрая и хорошая женщина, у Марфы Игнатьевны это не получилось. Правда о ее склочном характере и любви к тирании все равно просочилась и окружающие периодически судачат об этом.

Основной обличительный массив информации о характере Кабанихи приходится на высказывания Кулигина и Кудряша. Кудряш обличает двойственность ее поведения. Марфа Игнатьевна живет «на показ людям» и «так как есть на самом деле». По мнению Кудряша, у Кабанихи все происходит «под видом благочестия».

Эту же тему развивает в своих рассказах и Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Таким образом, благодаря литературной мистификации у читателя есть возможность увидеть необычный образ, состоящий исключительно из негативных качеств характера. Кабаниха старается своими кардинальными поступками сохранить старый строй, который стремительно рушится, добиться положительного результата такими методами у нее не получается, но при этом Марфа Игнатьевна рушит судьбы своих детей, что выглядит крайне печально.

Речевая характеристика Кабанихи

Характер Кабанихи отражает собственную речь. Женщина выражает  речь пословицами и поговорками, которые показывают нравоучительный характер. Речь героини однообразна, монотонна.  В то время когда Катерина провела Тихона в поездку, Кабаниха указывала девушке, что делать, для Кабанихи чувства не важны. Кабаниха оставляет сыну чувства вины, притворяясь обиженной, обездоленной. Героиня считает себя грешной когда сердиться и часто говорит о грехах. Кабаниху дети не любят, собственная дочь мечтает уйти из дома.

Немилосердие – общая черта Кабанихи и Дикого

Кабаниха в разговоре с ближними предпочитает тактику  “лучшая защита – нападение”, обвиняет родных в грехах.  Героиня не слушает что другие говорят. Кабаниха в личном характере совмещает жесткость и ханжество. 

При этом  Кабаниха ходит в церковь, женщина не способной помиловать покаявшуюся и признавшуюся в измене мужу Катерину, Кабаниха оказалась  жестоким человеком. Кроме этого героиня указывает сыну избить Катерину, сын это и делает, ведь у него нет собственного мнения.

Описание характера Кабанихи в цитатах

Кабаниха – жестокая, бессердечная женщина.

 “Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова: Вытащат, взглянешь…”

Главная героиня грозная  женщина.

 “…Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней…” 

“…недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…” 

Кабаниха держит родных в страхе, чтоб  добиться послушания.

“…Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..”

Кабаниха держит взрослого сына Тихона в ежовых рукавицах, без мамы не может и шагу сделать.

“…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…” 

“…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь…”

Героиня ходит в церковь, Богу молиться, но при этом  обижает близких и родных.

 “…Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне…”

Кабаниха соблюдает традиции, обычаи,  и заставляет детей делать соблюдать.

 “…Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!..”  

“…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то…” 

“…Ничего-то не знают, никакого порядка…”

Чтобы выжить в доме Кабанихи, нужно уметь обманывать. Так считает Варвара, дочь Кабанихи.

 “…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…”

Кабаниха упрекает сына в том, что сын много времени уделяет молодой жене, так мать манипулирует сыном чтобы не потерять власть над Тихоновым.

 “Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу”.

Кабаниха разозлилась увидев как Тихона обняла Катерина перед разлукой. Героиня считает, что жена должна  властвовать в доме, а не показывать нежности.

“Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!”

Сочинение на тему Кабаниха

Главная героиня произведения “Гроза” Марфа Игнатьевна Кабанова. Окружающие называли эта женщина Кабанихой. У Марфы было двое детей – дочь Варвара и сын Тихон который женат на Екатерине. Кабаниха любила давать наставления и читать нотации другим, а главное для героини это соблюдать порядки и обычаи, которые установлены в обществе. Героиня частот обижала людей и любила держать детей в страхе.

Островский описывает героиню зобной, строгой, холодной и жесткой женщиной. Кабаниха без стыда и совести лицемерила. Однако в окружающей среде женщина старалась вести себя воспитанно. Кабаниха часто обижала собственных детей, также и относилась к  невестке Екатерине, но при этом успевала помогать бедным людям.  Часто Кабаниха уходила подальше от других, для того чтобы помолиться Богу.

Но это не помогало женщине жить святой жизнью. Дети считали, что выжить в доме с такой матерью можно только одним способом, научиться обманывать. Кабаниха держала косвенного сына в страхе, ведь героина часто ревновала сына к молодой жене. Когда наставляла собственных детей, повторяла что бы молодые люди уважали взрослых. Кабанихе не так важно было, чтобы слушались других, ведь героине нравилось держать людей в страхе и чувствовать, что держит окружающих в ежовых рукавицах. Эта суровая женщина Марфа в строгости соблюдала традиции и заставляла молодых соблюдать также.

Кабаниха часто любила критиковать других. Также в характере  главной  героини наблюдалась нотка тиранства. Суровость героини выражалась и в отношении к собственной невестке. Каждое слово Екатерины Марфа обрывала и делала ядовитые замечания. Героиня осуждала невестку за то, что та ласково обращалась с сыном Кабанихи. Кабаниха считала что женщина бояться должна мужа настолько, чтобы чувствовать себя рабой супруга.

В результате собственным поведением и отношением к жизни Кабаниха уничтожила вокруг себя жизнь других и собственную. Дети стали несчастными. Для читателей судьба каждого ребенка судьба слишком пресна. Здесь возможно задуматься стоит ли быть таким суровым почитателем придуманных человеком традиций.

Александр Николаевич Островский создал собственное произведение “Гроза” в 1859 году. В центре сюжета стоит столкновение между поколениями. Поколение старшее часто держалось на старых нравах, опытах и обычаях. Старики отказывались понимать молодых, а молодое поколение хотело стремиться к установленным прошлым традициям и обычаям.   Поэтому старшие пытались перевоспитать волю молодых. Это считается главной проблемой, которую описал в пьесе Островский  и навечно останется главной, пока живут отцы и дети. Родители желают, чтобы дети становились похожими на них, и следовали путями родителей.

Автор: Виктория Давыдова

Образ Катерины Кабановой в драме Островского гроза. Образ Катерины в драме А.Н. Островский

Островский воплотил в образе Катерины типичную представительницу того времени, точнее, 19 века. Время, когда у женщины еще не было прав, когда не было такого понятия, как развод. Браки заключались не по согласию самих супругов (как это происходит в современном мире), а путем сватовства, то есть по желанию родителей. Браки редко были удачными, женщины почти не имели прав и чаще всего оказывались «жертвами» брака.

Наши специалисты могут проверить ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Kritika24.ru
Преподаватели ведущих школ и действующие специалисты Министерства образования РФ.

В похожей ситуации оказалась главная героиня произведения Островского «Гроза».

Какой была семья, воспитание и образование персонажа? Одна из причин проблем Катерины в том, что семья, в которую она попала (стала женой Тихона), была полной противоположностью ее собственной семье. Так, например, у них были разные обычаи, принципы, традиции. Семья Катрины отличалась кротостью нравов и добродушием, в семье Кабановых все абсолютно наоборот. Катерина получила домашнее образование, как и все женщины того времени, не имевшие права учиться наравне с мужчинами. Поэтому воспитание у нее было хорошее (скромная, отличавшаяся религиозностью).

Портрет героя (внешние черты, психологический, внутренний портрет) Описание внешности Катерины в произведении отсутствует, поэтому Островский предлагает читателю самостоятельно придумать облик героини. Так, например, я ее вижу голубоглазой, темноволосой и стройной девушкой с добрыми глазами. Вот так, на мой взгляд, облик тьмы отражал бы внутренний мир героини. В пьесе сказано, что она очень красивая, это сделано для того, чтобы она всем нравилась (в голове человек сам додумается, но вкусы у всех разные, поэтому автор хотел, чтобы Катерина была красивой для всех) Многие персонажи восхищаются ее лицо. Девушка по-детски ранима, наивна, открыта, мила, добродушна, очень чувствительна.

Черты характера (как проявляются черты характера) Добрая, проявляется в том, что после проживания в доме Кабаниха не озлобилась, не стала черствой. Она пыталась наладить связи с матерью Тихона, но сотрудничать с ней не захотела. Нежная, ранимая – пытается пробудить в муже чувство собственного достоинства и постоять за нее. К сожалению, все попытки героини оказываются тщетными. Проблема в самой системе, а не только в людях.

Особенности речи Речь Катерины мелодична, музыкальна, напоминает народную песню, сказку. Ко всем героям обращается с благоговением и уважением, учтивостью. Так автор показывает, что она близка к народу.

Роль в творчестве Катерины (какие темы и проблемы представлены через Катерину?) Островский рассматривает в своем творчестве такие темы, как тема любви (отношения Катерины и Бориса), конфликт отцов и детей, проблема судьба русской женщины — главная проблема. Автор хотел донести мысль о важности равноправия мужчин и женщин, о том, что пора отойти от патриархата и матриархата, и прийти к партнерскому типу семьи.

Обновлено: 01.12.2017

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Катерина — жена Тихона Кабанова и невестка Кабанихи. Это центральный персонаж пьесы, с помощью которого Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в маленьком патриархальном городке. У Катерины с детства очень сильно стремление к счастью, которое с взрослением перерастает в стремление к взаимной любви. Несмотря на свою религиозность, Катерина остается земной и живой девушкой, испытывающей любовное чувство. Но насколько ее сердце полно любви, настолько же главная героиня чувствует свою греховность. Она замужем, и объект ее воздыханий — совершенно чужой, чужой мужчина. Катерина пытается обрести покой с помощью религии, любви к законному мужу, но ее свободная натура оказывается сильнее. Возможно, если бы она почувствовала поддержку мужа в этот драматический момент своей жизни, то и смогла бы справиться с собой.

Но ее муж — слабый человек, воля которого подчинена матери — Кабану. И вот Тихон отъезжает, и чувство, в результате яростной внутренней борьбы, принимается за нравственность: «Мне бы хоть умереть, но увидеть его».

После измены мужа религиозность Катерины только усиливается. Героиня, являющаяся по сути простой провинциальной девушкой, оказывается не готовой к открывающейся перед ней пропасти. Катерина чувствует нарастающий страх, ей кажется, что она обязательно будет наказана небом за свои грехи. Наконец, в момент грозы, она перед всеми раскаивается в своем предательстве.

Гроза — это не только любовная драма, но и трагедия сильного человека, который после проступка не жалеет себя, а, наоборот, сознательно отдает себя на чужой суд без надежды на прощение . И совершая прелюбодеяние, Катерина, по сути, делает своего рода экзистенциальный выбор в пользу своего настоящего «я». И за этот выбор ей пришлось заплатить жизнью.

Главной героиней произведения является Катерина, трагическая судьба которой описана автором в пьесе.

Катерина предстает как писательница в образе красивой девятнадцатилетней девушки, рано вышедшей замуж. В раннем детстве Катерина счастливо жила со своей семьей, окруженная материнской любовью и заботой, будучи свободной в движениях и увлеченной церковной жизнью. Характер девушки ранимый, чувствительный и эмоциональный, способный на настоящие, искренние чувства.

Писатель характеризует Катерину как добрую, отзывчивую, искреннюю девушку, не умеющую обманывать, лицемерить, обладающую очаровательной улыбкой.

Оказавшись в доме мужа, Катерина сталкивается с неприятием ее как жены сына свекровью, жестокой и жадной купчихой Кабанихой, превращающей жизнь молодых людей в невыносимое существование.

Азартное стремление Кабанихи подчинить своей воле всех домочадцев, находящееся на грани безумия, полностью направлено на появившуюся в доме невестку.

Сын, зарезанный с детства Кабанихой, уставший от тирании матери, но не делающий попыток изменить обстановку в доме и постоянно жалующийся на несчастливую жизнь, не в состоянии защитить Катерину от унижений и гнид -подбор Кабаних.

Катерина стремится создать счастливую и благополучную семью, она очень религиозна и боится совершить праведный грех. В душе Катерины вспыхивает страстное чувство любви к другому мужчине, племяннику купца Дикого Бориса, который отвечает ей взаимностью. Но женщина боится небесной кары за совершенную измену и в силу своей восприимчивости принимает внезапное наступление ненастья в виде грозы за знамение божье.

Девушка отличается внутренней чистотой и искренней честностью не только по отношению к себе, но и к окружающим. Поэтому Катерина решает признаться мужу в своих чувствах к Борису. Раскрывшись в измене, девушка узнает, что Борис не готов принять ее в жены и совершенно не испытывает к ней любви.

Катерина начинает понимать, что Борис для нее символ свободы, мечта о счастливой жизни, и, потеряв надежду, отчаявшаяся девушка решает покончить жизнь самоубийством, бросившись с крутого берега реки.

Раскрывая образ главной героини пьесы, писатель изображает внутреннюю силу девушки, которая решается на смертный грех ради стремления к новой жизни, чтобы избавиться от мира темного царства к настоящей и истинной любви.

Опция 2

Кабанова Катерина Петровна — героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Екатерине в спектакле восемнадцать лет. Родился и вырос в городе Калинове. Родители ее очень любили. В детстве Катерины было много интересных людей, похожих друг на друга. как часто к ним приходили странники и рассказывали разные истории. Она была очень религиозной: каждую неделю мать наряжалась в красивые платья и водила ее в церковь. Девушке нравилось там находиться.

Характер у Катерины Петровны боевой, справедливый, добрый. Однажды в детстве она обиделась на что-то дома. Разозлившись, она села в лодку и уплыла далеко от дома. Ее рано выдали замуж. Возможно, из-за ее характера.

Тихон, ее муж, человек робкий, спокойный. Мать все время давит на него и пытается всячески обидеть Катерину. Из-за этого главная героиня вынуждена все время защищаться, потому что ее муж этого не делает. Главный герой не хотел мириться с устоями той семьи: унижениями, подчинением, обидами. Она единственная, кто сопротивлялся этому.

Замужем Кэтрин была несчастлива. В доме она нормально общалась только с сестрой Тихона, Варенькой, которая жалела жену брата. Катерина стала чахнуть в этой семье. Но однажды в их город приехал молодой человек Борис. Девушка сразу обратила на него внимание, т.е. так как по ее мнению он был не похож ни на кого. Они стали встречаться, когда муж уехал по делам и не взял с собой жену, хоть она и умоляла его. Но Катерина была очень религиозной и боялась умереть с грехом в душе. Она не боялась смерти, она боялась только предстать перед Богом со всеми своими грехами. Катерина Петровна призналась в своей измене.

После этого ее жизнь стала еще хуже: дома постоянные оскорбления, иногда побои, от нее все отвернулись. Она была готова сбежать с Борисом, потому что любила его. Бориса отправили в Сибирь. Он тоже любил Катерину, но не взял ее с собой, потому что не хотел ссориться с дядей, от которого зависело его наследство.

В то время у женщин не было возможности жить самостоятельно. Если бы Катерина сбежала одна, ее бы поймали и жестоко избили в наказание. У нее было только два выхода: либо вернуться в дом мужа, где ей будет негде жить, либо броситься в реку Волгу. Она выбрала второе.

Когда ее труп вытащили, многие поняли (а некоторые уже знали), что она единственный человек в тех краях, достойный уважения.

Композиция Образ и характеристика Катерины

Тема женской судьбы в суровом обществе — одна из самых ярких тем, раскрытых в творчестве Островского. «Гроза» также относится к циклу этих произведений. Главный герой пьесы – собирательный образ.

Катерина — девушка из приличной семьи, вышедшая замуж за Тихона, она его любит, но мама всегда ее поучает. Она даже не дает ей попрощаться с мужем, когда он уезжает в Москву.

Катерина — бедная, несчастная замужняя женщина, образ которой — образ многих девушек того времени. Она понимает, что проведет всю свою жизнь в этом царстве тьмы, где ее не любят, хотя она и старается быть хорошей женой, где она никогда не станет вольной птицей, о чем рассказывает Варвара, но она тоже не понимает ей.

Она единственная светлая душа в этом городе. Катерина, даже когда полюбила Бориса, испытывала чувство стыда и считала себя виновной в этом, просила мужа взять ее с собой, как будто чувствовала, что произойдет что-то дурное, непоправимое.

Но Тихон ее не слушает, он твердит о матери. Тихон даже не смеет возразить ей и не заступается за нее, хотя сама Катерина не замолчала и ответила Кабанихе, что зря она ее обидела.

Автор также показывает честность главной героини, когда она не в силах удержать мужа в обмане, перед страшным бунтом стихии, рассказывает ему все о них и Борисе. При этом автор подчеркивает и ее светлую душу, не выдержавшую унижений Кабаных, равнодушия ранее любимого мужа, трусости возлюбленного.

Она знает, что единственный способ освободиться от этих оков — это умереть. Последняя надежда угасает, когда Борис отказывается брать ее с собой.

Хотя у него есть на это все основания, если он действительно любит ее. Но Борис трус. Автор подчеркивает главную особенность этого персонажа в начале, когда Борис живет с дядей и терпит все обиды и унижения, причем на глазах у всех, в самом людном месте, а именно на набережной реки, на главном бульваре город.

Борис, прощаясь с Катериной, чувствует, что что-то будет, но боится, и Катерина его больше никогда не увидит.

Единственный ее путь к свободе — смерть, и теперь, прыгая, она чувствует себя абсолютно счастливой и свободной, теперь она птица!

Вариант 4

Произведение Островского «Гроза» занимает особое место в творчестве писателя благодаря образу главного героя.

Катерина отличается от остальных жителей «Темного царства» тем, что включает в себя всю доброту. Однако судьба ее не балует. Из ее слов мы узнаем, что образования она не получала, так как не имела для этого возможности. Героиня жила в деревне в нищете. Но детство ее было беззаботным. Мать не заставляла ее работать, и поэтому у Катерины было много времени, чтобы заниматься любимым делом. Хорошо видно, что девочка росла счастливой и романтичной, любящей все вокруг. Но самое главное, она жила мечтами, изолированная от существующего мира. Особенно Катерина любила посещать храм и любоваться ангелами. Да, вы можете считать ее, а также. Но иногда в ее душе просыпалась противоречивая натура, и она шла против каких-то поступков.

Когда Катерина вышла замуж, она сильно изменилась. Из светлого мира, лишенного коварства и несправедливости, она попадает в сферу коварства, жестокости и коварства. И причина была вовсе не в том, что ее спутником жизни был мужчина, которого она даже не любила. Просто девушку вырвало из светлого и доброго мира, где она находилась долгое время. И теперь ей не доставляет особого удовольствия ходить в церковь. Девушка не может заниматься своими повседневными делами так, как она это делала до замужества. Она всегда в грустном и подавленном состоянии, что мешает ей даже любоваться красотами природы. Ей приходится терпеть и страдать, а жить своими мыслями девушка уже не может, так как реальность возвращает ее туда, где есть унижения и оскорбления. Девушка пытается полюбить мужа, но Кабаниха подавляет все ее чувства. Из-за своей скромности она пытается показать свои чувства к Тихону, но он этого не ценит. Тогда Катерине становится совсем одиноко.

И героиня не может жить в доме мужа, притворяясь. У женщины конфликт со свекровью. Она пугает Кабана своей искренностью и чистотой. Катерина не выла в доме после ухода мужа, как хотела Кабаниха. И какое мужество нужно было иметь, чтобы выразить свои чувства Борису. Убегая из ненавистного дома, Катерина стремится найти поддержку у Бориса, но сталкивается с безвольным и слабым человеком. Женщина остается совсем одна, и ей остается только покинуть этот ужасный мир. Мне кажется, такое мог сделать только человек с сильным характером. Для нас Катерина олицетворяет простую, светлую и русскую душу, которая побуждает нас бороться с хамством, невежеством, произволом, которые присутствуют до сих пор.

  • Анализ рассказа Шолохова «Судьба человека»

    Произведение по жанру относится к реалистическим новеллам писателя, основанным на реальных событиях, ключевой темой которых является изображение проявления силы воли человека в условиях военного времени.

  • Композиция по картине Левитана «Лесное озеро» (описание)

    Эта картина, как и многие другие работы художника, говорит о настоящей любви к своей родине.

  • Анализ «Божественной комедии» (произведения Данте Алигьери)

    «Божественная комедия» — знаменитое глубокомысленное произведение писателя Алигьери Данте. Произведение включает в себя три части, в которых раскрывается содержание о предназначении любви.

  • Ущемленная в правах и рано вышедшая замуж. Большинство браков того времени были рассчитаны на прибыль. Если избранник был из обеспеченной семьи, это могло помочь получить высокое звание. Выйти замуж, правда, не за любимого юношу, а за состоятельного и богатого человека, было в порядке вещей. Не было такого понятия, как развод. Судя по таким расчетам, Катерина тоже была замужем за богатым юношей, купеческим сыном. Супружеская жизнь не принесла ей ни счастья, ни любви, а, наоборот, стала воплощением ада, наполненного деспотизмом свекрови и ложью окружающих людей.

    В контакте с

    Этот образ в пьесе Островского «Гроза» является главным и в то же время самым спорным . Она отличается от жителей Калинова силой характера и чувством собственного достоинства.

    Жизнь Катерины в родительском доме

    На формирование ее личности большое влияние оказало детство, которое Катя любит вспоминать. Ее отец был богатым купцом, она не испытывала нужды, материнская любовь и забота окружали ее с самого рождения. Ее детство прошло весело и беззаботно.

    Основными чертами Кэтрин можно назвать:

    • доброта
    • искренность;
    • открытость.

    Родители брали ее с собой в церковь, а потом она гуляла и посвящала дни любимому делу. Увлечение церковью началось в детстве с посещения церковных служб. Позже именно в церкви Борис обратил на нее внимание.

    Когда Катерине исполнилось девятнадцать лет, ее выдали замуж. И хотя в доме мужа все то же самое: и прогулки, и работа, это уже не доставляет Кате такого удовольствия, как в детстве.

    Прежней легкости больше нет, остались только обязанности. Чувство поддержки и любви матери помогло ей поверить в существование высших сил. Брак, разлучивший ее с матерью, лишил Катю главного: любви и свободы.

    Сочинение на тему «образ Катерины в грозу» было бы неполным без знакомства с ее окружением. Он:

    • муж Тихон;
    • теща Кабанова Марфа Игнатьевна;
    • сестра мужа Варвара.

    Человеком, который причиняет ей страдания в семейной жизни, является ее свекровь Марфа Игнатьевна. Ее жестокость, контроль над домочадцами и подчинение их себе коснутся и невестки. Долгожданная свадьба сына не сделала ее счастливой. Но Кате удается сопротивляться ее влиянию благодаря силе характера. Это пугает Кабаниху. При всей власти в доме она не может позволить Катерине влиять на мужа. И упрекает сына в том, что он любит жену больше, чем мать.

    В разговорах Катерины Тихон и Марфы Игнатьевны, когда последняя откровенно провоцирует невестку, Катя ведет себя крайне достойно и дружелюбно, не допуская перехода разговора в перепалку, отвечает кратко и по делу. Когда Катя говорит, что любит ее, как родную мать, свекровь ей не верит, называя это притворством перед окружающими. Тем не менее дух Кати не сломить. Даже в общении со свекровью она обращается к ней на «Ты», показывая этим, что они находятся на одном уровне, в то время как Тихон обращается к матери исключительно на «Ты».

    Мужа Катерины нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. По сути, он ребенок, уставший от родительского контроля. Однако его поведение и действия не направлены на изменение ситуации, все его слова заканчиваются жалобами на его существование. Сестра Варвара упрекает его в том, что он не может постоять за жену.
    В общении с Варварой Катя искренна. Варвара предупреждает ее, что жизнь в этом доме без лжи невозможна, и помогает устроить встречу с возлюбленным.

    Связь с Борисом в полной мере раскрывает характеристика Катерины из спектакля «Гроза». Их отношения развиваются стремительно. Приехав из Москвы, он влюбился в Катю, и девушка отвечает ему взаимностью. Хотя статус замужней женщины его беспокоит, он не в силах отказаться от свиданий с ней. Катя борется со своими чувствами, не хочет нарушать законы христианства, но во время ухода мужа тайно ходит на свидания.

    После приезда Тихона по инициативе Бориса свидания прекращаются, он надеется сохранить их в тайне. Но это противоречит принципам Катерины, она не может врать ни другим, ни самой себе. Начавшаяся гроза подталкивает ее к рассказу об измене, в этом она видит знак свыше. Борис хочет отправиться в Сибирь, но отказывается взять ее с собой по ее просьбе. Наверное, она ему не нужна, любви с его стороны не было.

    А для Кати он был глотком свежего воздуха. Появившись в Калинове из чужого мира, он принес с собой чувство свободы, которого ей так не хватало. Богатое воображение девушки присвоило ему те черты, которых у Бориса никогда не было. И влюбилась, но не в человека, а в свое представление о нем.

    Разрыв с Борисом и невозможность наладить связь с Тихоном заканчивается для Катерины трагически. Осознание невозможности жить в этом мире побуждает ее броситься в реку. Чтобы нарушить один из строжайших христианских запретов, Катерине нужно обладать большой силой воли, но обстоятельства не оставляют ей выбора. прочитайте нашу статью.

    Александр Николаевич Островский в спектакле «Гроза» раскрыл тему противостояния добра и зла. Главная героиня — девушка Катерина, которая волею судьбы сталкивается с «Темным царством» города Калинова и семьи Кабановых. Давно сложившийся быт и быт жителей города Калинова в критике называют «Темным царством». В этом мире всем правит тирания, тирания, жестокость. Все цели достигаются за счет унижения других людей. Большинство героев превозносят себя за счет осуждения неудач других. Яркой, и можно сказать, главной представительницей этого царства является Кабаниха, которая всеми силами пытается подчинить себе всех членов своей семьи, она устанавливает законы, которые никто не имеет права преступать. Унижениями, упреками и другими средствами морального давления Марфа Кабанова выстраивает свой социальный статус, заставляет подчиняться, не позволяя выходить за рамки дозволенного.

    Наши специалисты могут проверить ваше сочинение по критериям ЕГЭ

    Эксперты сайта Kritika24.ru
    Преподаватели ведущих школ и действующие специалисты Министерства образования РФ.

    Катерина стремится к свободе, она точно знает, чего хочет и никогда не подчинится произволу и самодурству. Можно сказать, что девушка своим противодействием всем законам этого королевства судит о бесчеловечных устоях этого общества.

    Катерина – цельный образ национального характера. Все в нем, от внешности до внутреннего мира, выражает стремление к справедливости, свободе и счастью. Катерина — поистине трагическая героиня. С детства в ней воспитывалось самое лучшее, девочка, выросшая в любви и нежности, просто не могла смириться с такой жестокой жизнью, царившей в доме Кабановых: «Я была такой! Я жил, ни о чем не тужил, как птица на воле. Мать души не чаяла во мне, наряжала, как куклу, к работе не принуждала; что хочу, то и делаю. Простота и искренность девушки, присущие всем русским людям, резко отличают Катерину от всех остальных героев пьесы. Девушка старается ко всем относиться с добротой и пониманием, не желая никому зла, живет надеждой на счастье. Девушка пытается найти общий язык с мужем, наладить отношения и жить счастливо, изо всех сил стараясь быть нежной, любящей, понимающей и верной женой. Но все попытки тщетны. Тихон просто не может понять, чего от него хочет Катерина, он полностью принадлежит матери, Марфа Кабанова контролирует каждый его шаг, и никакие силы не могут этого изменить.

    Говоря об образе девушки, нельзя забывать, что Катерина – необыкновенная красавица, очень скромная и обаятельная героиня. Простота, доброта, набожность, наивность, честность – дополняют образ «земного ангела». Выступление Катерины не последнее в ее образе. Девушка говорит плавно, красиво, ее речь можно сравнить с песней. Но какой бы ни была невестка, Марфа Кабанова невзлюбила ее всей душой. Также неотъемлемая черта – решительность и твердость характера Катерины. Не каждая девушка способна на такие решительные поступки, нельзя сказать, что поступок героини примерный, но если подумать, то можно понять, что такой человек, как Катерина, никогда не поступится своими принципами. Но какой бы ни была невестка, Марфа Кабанова невзлюбила ее всем сердцем, а когда девушка появилась в их доме, нарушила покой их мелочных условий, Кабаниха решила сделать все возможное, чтобы избавить сына от такой жены. Жизнь в доме нелюбимого мужа, давление свекрови – все это не делало Катерину счастливой, и она всеми силами пытается с этим бороться.

    Чистый и светлый образ девушки говорит о том, что Катерина олицетворяет собой идеальную русскую женщину. Другого вывода здесь сделать нельзя. Катерина, как никто другой, умеет любить, для нее это самое главное из чувств. Она готова ради нее на все и, отчаявшись найти это чувство в душе мужа, влюбляется в Бориса, он кажется ей идеальным, совершенным, родным человеком. Но Катерина снова обжигается. Из всех этих неудач, неоправданных надежд, несбывшихся мечтаний формируется решение, которое освободит героиню от всего, что причиняло боль, и как бы она ни жалела себя, героиня готова расплачиваться за свои ошибки.

    Характер Катерины нельзя назвать простым, она не дает себя в обиду, не терпит нападок свекрови: «Приятно терпеть клевету!» Катерина бывает горячей и эмоциональной, о чем она сама говорит, рассказывая Варваре историю из своего детства: «Меня дома чем-то обидели…; Выбежал на Волгу, сел в лодку. .. На другой день утром нашли, верст десять!» Девушка любит мир, любит людей, ко всему старается относиться с добротой. Она доверчива и проста, мечтательна и красива. Честность и благородство также очень важны для этой девушки. Ей тяжело скрывать свою измену от мужа, а когда она признается Тихону в измене, ей становится легче, но она понимает, что уже ничего не вернуть. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Если я не убоюсь греха за тебя, убоюсь ли я суда человеческого?» — такова жизненная позиция Катерины.

    Девушка пошла против системы произвола и произвола, не подчинялась абсурдным приказам свекрови и ни разу не усомнилась в своей правоте. Девушка не изменила себе, осталась верна своим принципам. Катерина была права, без всякого сомнения, когда шла по пути, который подсказывало ей сердце. Она осталась верна себе, обрела вечную свободу, воспарила над всем «темным царством», обнажив все его пороки.

    Нельзя сказать, что самоубийство Катерины — это ее победа, эта девушка мечтала о светлом будущем, большой любви, счастливой семье, но судьба распорядилась так, что только этот шаг стал ее избавлением от оков «темного царства» Многие черты характера помог девушке определить свою судьбу. Пусть пьеса заканчивается на такой трагической ноте, но все понимают, что самоубийство стало для Катерины необходимостью, а значит, средством достижения абсолютной свободы от жестокости и тирании.

    Буря между двумя влюбленными |

    Катя Кабанова

    Дитя Духа
    Ансамбль Андрусье

    Где была бы опера без бурь? От Глюка через Моцарта и Верди до Бриттена плохая погода была средством поднять эмоциональную температуру, развязать музыкальную суматоху. Так и в «Кате Кабановой» Яначека, премьера которой состоялась в 1921 году, но по мотивам пьесы Островского «Гроза», написанной в России 60 лет назад.

    Буря, разразившаяся в третьем акте, подчеркивает провинциальность социального мира, который держит Катю в своих тисках. Что еще более важно, для Яначека, если не для Островского, это воплощение эмоционального кризиса, который ускоряет саморазрушение Кати. Об этом говорит нам суматоха в оркестровой яме, а развязка стремительна и страшна. Едва раскатился гром, как Катя бросилась в Волгу.

    Яначек поставил оперу в России Островского. Новая постановка Кэти Митчелл для Уэльской национальной оперы помещает ее где-то в Mittel Europa, где-то около 1940. Преимущество этого заключается в удалении народности, которая может испортить оперу: и у Яначека, и у Островского эти люди — зажиточные, хотя и замкнутые буржуа, а не крестьяне. В других местах это вызывает проблемы. Персонажи Митчелла слишком гламурны, слишком мирские, слишком современные? Трудно представить, чтобы эти мудрецы спорили о существовании электричества, как это бывает во время грозы.

    Митчелл подчеркивает узость, которая сковывает Катю. Каждую сцену она раскрывает через своего рода затвор камеры, а в некоторые моменты, включая грозу, резко уменьшает сценическое пространство. «Сад», где происходит прелюбодейная связь Кати, — это кошмарный лес, и любовь, которую она там находит, сулит только дальнейшее заточение.

    Это убедительная точка зрения. Я не уверен в представлении Митчелл о Кате. Во время шторма она появляется в девственной ночной рубашке, что в опере означает «сумасшедшая»; и в свои последние минуты она галлюцинирует себя из безвкусной приемной в бальный зал с люстрами. Музыка, я думаю, воспринимает вещи более буквально. Рассказ Митчелла усваивает мучения Кати, хотя их причины достаточно реальны, чтобы довести любую женщину до грани.

    Митчелл оставляет Катю из Nuccia Focile в затруднительном положении или, возможно, в смирительной рубашке, ее движения настолько скованы, а выражение лица настолько пусто, что моменты стандартного оперного преувеличения, такие как ползание за мужем на коленях, кажутся еще более преувеличенными. Фочиле — прекрасный певец, и хотя музыкальная просодия Яначека иногда напрягает голос, в нем также присутствует болезненный лиризм, разрывающий сердце.

    Постановка могла бы быть лучше, если бы опера исполнялась на английском, а не на чешском языке, но субтитры адекватно справляются со своей работой, а певцы хорошо работают со своим режиссером, так что, какие бы драматические проблемы ни возникали, обязательность не является одним из них. В роли Костельницкой, агента разрушения Кати, Сюзанна Мерфи обладает молчаливым высокомерием, обычно требуемым от свекрови, но она также излучает ледяную чувственность, которая совершенно убедительна.

    Как и предполагал Яначек, эти двое доминируют в действии, за исключением того, что происходит в оркестровой яме, где Карло Рицци разжигает беспокойную, безрассудную напряжённость, которая некоторым может показаться слишком напористой. Не я. Если детали здесь и там не согласуются со мной, это серьезная и продуманная постановка, как в музыкальном, так и в драматическом плане.

    Сравнивать новые оперы с классикой, конечно, несправедливо, но в «Кате Яначек» за 100 минут рассказывается сложная история. После более чем двух часов «Духовного ребенка» Дженни Родити я выскользнул наружу, убежденный, что еще полчаса не откроют ничего, чего бы я уже не знал. Эта «музыкально-театральная опера с прелюдией, мантрой и тремя действиями» рассказывает историю Сиддхартхи, индийского принца, основавшего буддизм. Эпизодическая структура либретто Ребекки Свифт не оставляла места для краткости, а строчки вроде «Понятия не имею/где я могу найти эту панацею» едва ли вызывают музыкальный отклик.

    Музыка, тем не менее, показала свою оригинальность. В крошечном камерном оркестре Родити преобладала перкуссия и, в первую очередь, дудук. Этот восточноевропейский духовой инструмент сочетает в себе звучность кларнета, саксофона и гобоя с чем-то диким и жалобным. Совершенно справедливо Родити сделал его центром внимания, предоставив струнные фигуры в качестве аккомпанемента и позволив перкуссионисту выработать вокруг него филигрань.

    Как Сиддхартха, Сианед Джонс оказался способным на невероятные вещи: парящий почти фальцет, кавернозный грудной регистр, ужасающий вопль. Ее голос требовал усиления, что само по себе не является проблемой; на самом деле, я бы хотел, чтобы больше композиторов исследовали возможности усиления неклассических голосов. Однако здесь усиление неоднократно вырезало или улавливало голоса, для которых оно не предназначалось. Если бы Родити написала драматическую сцену для усиленного голоса и дудука, а не оперу на два с половиной часа.

    Ансамбль Андрусье специализируется на музыке, написанной в Терезине, транзитном лагере, созданном нацистами в 1941 году, который должен был убедить мир в том, что концлагеря — это цивилизованные места, где художники могли рисовать, а композиторы — сочинять. В прошлый вторник в рамках фестиваля Хэмпстед и Хайгейт Андрусье расширил свою компетенцию, представив программу композиторов, которые в то или иное время подвергались антисемитским преследованиям. Тот факт, что место проведения было синагогой, означал, что сумки обыскивались при входе, пугающая сноска. Andrusier открылся Движением фортепианного квартета Малера, напоминая нам, что антисемитизм не начался и не закончился с нацистами.

    Если тень великих произведений (часто Шостаковича) нависла над происходящим, это не умаляет намерений ансамбля. Нацисты проделали зияющую дыру в европейской культуре, и история до сих пор не устранила нанесенный ущерб.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *