Островский гроза характеристика кулигин: Кулигин – характеристика в пьесе “Гроза”

Кулигин – характеристика в пьесе “Гроза”

«Гроза» – одно из самых трагичных произведений русской литературы. А. Н. Острвский вложил в образы максимально яркие характеры и тонкое изображение жизни. Одним из ярких персонажей является Кулигин. Его характеристика отличается положительными качествами, он является одним из самых ярких персонажей пьесы, на которого хочется ровняться.

Общая характеристика Кулигина

Кулигин – один из жителей Калинова. По возрасту ему около 50 лет. Он механик, его тонкая профессия – часовщик. Всю свою жизнь положил на изучение различных механизмов. Кулигина можно назвать поэтом в душе. Все, что он делает – он делает с любовью, самоотверженно. Он любит природу, положительно относится к чтению книг. Он способен поддержать любой разговор. Это мудрый человек и своей мудростью он с радостью делится с другими.

Кулигин – добрый и отзывчивый человек. Он любит трудиться на благо обществу и его даже можно назвать альтруистом. Кулигин установил в городе солнечные часы, хочет установить громоотвод. Но его идеи никто не поддерживает. Он скромный, считает себя маленьким человеком. Постоянно боится кого-нибудь обидеть. Но при этом ему присуща также и смелость. Он не боится отвечать за свои поступки и слова. Он очень честный, отзывчивый. Ценит в людях эти же качества. Кулигин относится к мещанскому сословию. Такова общая характеристика Кулигна «Гроза».

Мировоззрение Кулигина

Кулигин является представителем «новых взглядов». Он прогрессивен и готов к чему-то новому. Постоянно что-то изобретает и пытается внедрить в жизнь что-нибудь новое, что сделает жизнь всего города удобнее и проще. То, как он относится к миру, то как и что он думает, не совпадает с мировоззрением остальных жителей города. Он читает много книг, но это не делает его консерватором, а скорее наоборот, дает возможность размышлять, двигаться вперед, быть прогрессивным и смелым на возникновение и воплощение различных идей. Он привык жить не только для себя.

Это тоже отличает его от большинства жителей города, для которых странно и дико то, что кто-то хочет сделать доброе дело на благо народу, а не только ради собственных интересов.

Мечта Кулигина

Кулигин мечтает построить перпетум мобиле, или вечный двигатель. Он хотел бы получить за него миллион от англичан. Но в отличие от большинства людей, этот миллион он хочет потратить не на себя, а на благо города. Он хочет обеспечить мещанство работой. Но пока его мечта не сбывается, и он вынужден создавать что-то на благо города. Так как своих средств у него на это нет, он вынужден просить проспонсировать его идеи богачей города. Например, он обращается к Дикому. Но тот не принимает его идей, отвергает его, и даже обвиняет в попытке воровства и присвоении себе финансов. Весь город высмеивает его и считает настоящим чудаком. Поэтому все мечты Кулигина не могут быть реализованы, пока он находится в Калинове.

Пьеса «Гроза» показывает людей с различных точек зрения. Разное мировоззрение делает их непохожими друг на друга, рождает столкновение интересов и непонимание. Но Кулигин – один из положительных персонажей, для которого честь, достинство, ум не являются пустыми словами. Он верит в себя и имеет рвение к новому, прогрессивному. Он искренне хочет улучшить жизнь горожан, которые не понимают и не принимают его. Держа в руках мертвое тело Катерины, Кулигин с разочарованием обращается к жителям города.

Данная статья поможет написать грамотное сочинение на тему «Характеристика Кулигина», дать описание его основным характерным чертам, рассказать о его мировоззрении и главной, хоть и несбыточной, мечте.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • アーネ ツクリ

    11/19

  • Елена Адышева

    14/19

  • Алиса Миллионова

    19/19

  • Данил Калинин

    17/19

  • Sherzod Toshtemirov

    15/19

  • Виталий Жищенко

    12/19

  • Владислав Соин

    16/19

  • Андрей Дымков

    19/19

  • Михаил Семенов

    13/19

  • Наталья Сятрова

    19/19

Образ и характеристика Кулигина из драмы «Гроза»


Механик-самоучка Кулигин не принадлежит к «тёмному царству», изображённому в драме Александра Николаевича Островского «Гроза». Недаром автор доверяет этому персонажу рассказ о «диких» нравах, мракобесии и домострое, царящих в городе. Из всех действующих в пьесе лиц он один мог описать эту атмосферу точно и непредвзято. В финале Кулигин произносит у тела Катерины приговор самодурству: «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Характеристика образа Кулигина обнаруживает, насколько этот персонаж близок главной героине пьесы.

Содержание

Главное в персонаже

Фамилия героя явно намекает на известного механика-изобретателя Кулибина. Это сопоставление легко объясняется: Кулигин увлечён созданием механизмов и приспособлений, помогающих в быту, старается держаться в курсе технических новинок и научных тенденций. Механик не ограничивается практическими, насущными задачами, вроде ремонта часов, которым он зарабатывает на жизнь. Скромный часовщик мечтает о создании вечного двигателя в расчёте на огромную награду. Здесь нет материального интереса: деньги должны быть употреблены «для общества», чтобы «дать работу мещанству». От безделья, считает Кулигин, в городе расцветают пьянство, сутяжничество, склоки.

Кулигин — натура творческая. Пьеса начинается с эпизода, где он, сидя на высоком берегу Волги, напевает популярную народную песню «Среди долины ровныя» От переизбытка чувств он делится со случайными собеседниками впечатлениями от красоты Волги: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». «Восторг!.. какая красота в природе разлита». Шапкин и Кудряш не разделяют его восхищения. Сентиментальный мещанин кажется им чудаковатым. Но тот независим в своих пристрастиях и убеждениях, не боится выделиться из общей массы. Рассказывает Борису о любви к Ломоносову, Державину, о собственных попытках стихотворчества. В речи персонажа множество эмоционально окрашенной лексики, много устаревших слов, она украшена поэтическими цитатами. Круг его чтения составляют книги, устаревшие к тому времени. (Действие происходит во II половинеXIX века). Старославянизмы придают его высказываниям торжественность, значительность и не делают персонажа смешным.

Значительный кругозор, начитанность, развитость позволяют ему глубже понимать происходящее, точнее судить о людях и мотивах их поступков. В диалоге с Борисом скромный мещанин удивляется, почему свободный, здоровый, молодой человек терпит ежедневные унижения ради обещанного наследства. Ведь получить что-то от Дикого нет никакой надежды. Кулигин советует Тихону «жить своим умом», старается утихомирить Дикого, горожан упрекает за дремучее невежество. В отличие от других обывателей, он не равнодушен к тому, что происходит вокруг.

Общение

Хорошо осознавая самодурную силу Диких и Кабаних в обществе, «маленький человек» часовщик-самоучка не пытается вступать с «тёмным царством» в открытый конфликт. Его поведение диктуется разумностью, возможной пользой. Так герой пытается договориться с Диким об установке на бульваре солнечных часов. Вряд ли беседа с самодуром доставляет Кулигину удовольствие, но ради общественной пользы энтузиаст просвещения готов терпеть грубость наглого купца.

Провинциальный мещанин умеет сдерживать чувства, избегать конфликтов, игнорировать обидные слова, понимая, что речами привычку к своеволию не искоренишь. Души, глухие к прекрасному, не воспринимают ни отвлечённых понятий (красота, нравственность, добродетель), ни слов, из которых не извлечь выгоды. Но Кулигин вовсе не приспособленец: не изменяет своим убеждениям и готов отстаивать их, вопреки нападкам и даже угрозам местных богачей. Характерен и комичен эпизод, где в ответ на цитату из Державина Дикой грозит отправить любителя поэзии к городничему. Но читатель понимает, что такая реакция не заставит Кулигина перестать уснащать свою речь поэтическими строками.

Кулигин очень корректен, деликатен в общении. Собеседника называет на «вы» и по имени-отчеству, вопросы ставит осторожно, чтобы не задеть ничьих чувств. Однако и тут есть свои пределы. Он горячится, не увидев в равнодушных, чёрствых людях отклика на окружающую красоту. Суеверный страх горожан во время грозы провоцирует страстный монолог героя. Ведь именно суеверный ужас перед неизвестным не даёт человеку любоваться такими вдохновляющими явлениями, как гроза, северное сияние, звёзды.

Катерина и Кулигин


В пьесе есть только ещё один персонаж, так же остро чувствующий красоту и величие природы, как Кулигин. Это Катерина. Из-за особой впечатлительности она так истово молилась ранним утром в саду, забывалась во время церковной службы. Герои ни разу не встретились на страницах драмы, не сказали друг другу ни слова. Но общее между ними, несомненно, чувствуется. Не зря не чьи-то равнодушные и чужие руки, а именно руки местного часовщика бережно выносят тело утопленницы на берег.

В драме А. Н. Островского «Гроза» образ Кулигина, как и образ Катерины, доказательство того, что в «тёмном царстве» ещё не всё мертво и обезличено. Эти тихие, на первый взгляд, покорные судьбе люди — залог непременной победы добра над злом, каким бы оно ни казалось непобедимым.

Характеристика образа Кулигина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Вепрь хто выиграл. Мовна характеристика Кабанихи у А.Н. Сводите героинь с детьми

Владна и грубиянка Марта Гнатовна Кабанова или Кабаниха — один из центральных женских персонажей в «Грозах» Островского.

характеристика героини

( Фаина Шевченко в роли Кабанихи, драматическая постановка, 1934 ) отряд. Вона моносыбной Керує всех по праву семерка и не принимает ни одну из списка, я даже сильнее и обладаю натурой. Для нее глава понимания в семейном образе, как фон вимаг, не оглушительно виконуват, це «страх» и «порядок».

Неважно для тех, кто религиозен и ревностно христианин, далек от духовной жизни и озабочен только земными и возмутительными проблемами. Вона еще более лицемерна, хладнокровна и коварно стара, вроде на людях милует дураков, а дома способна тиранить детей и нет. Ты не можешь представить себе ничего, кроме как унижать людей, ты не чувствуешь себя жестким и суворовским, ты должен быть как триммеры людей в страхе, так что лучше управлять и распоряжаться ими своей волей.

(Иллюстрация Герасимова С, Б, Дитгиз 1950 )

Кабаниха типичная представительница старого патриархального образа жизни, для нее в первую очередь важны приказы и звуки, она просто не заботиться о своих близких, ведь у меня больше морального права принижать их, «читать морали». Более того, выправдовываясь у Батькивского турбо и любви к детям, они не заботятся о себе как о тиране и свято верят в тех, кто за добро. Вепрь в чести тем, что не зобами называется миркувати, а правильно к нему подходить, головни жизни за заповедь пап и нездоровых виконувати и порядок. По причине того, что только у людей много ума и мудрости, молодые люди виноваты во всем работают по своему народу, сама вонь не может принять никаких решений.

Больше всего от произвола злых Кабанов стражница тихая и недобрая, Катерина, ибо ненавидит всей душой и ревнует к темным. Мати вважає ёго ганчиркою, и прояви привязанность к вступлению в дружину молодую — слабую, прежде чем выйти угодить якомог суворище увидеть Катерину, которая испугалась ё и взяла его. Из-за нее она не зацикливается на поведении ребенка. Если Тихон обратится к матери, чтобы довести Катерину до того, что она все знает. Вепрь доволен, айе вона появилась у всех права — ничего хорошего в ласке положения дружины не принесешь.

Образ героини твари

Образ Кабанихи, тирана и самодура в женском вигляде, символизирует звук и нрав долин, который вливался в купеческую взвесь в России в 19 веке . Нагрузили его старыми догмами и неразрушающими традициями, запахом силы и финансовой мощи, чтобы власть могла расти краше, но если не хватило самоуверенности, и нагрузившись во времени и сакральности, ты нельзя оставаться в городе.

В начале творения зла и жорсток Кабаниха имеет свою «грозу» и повторяющийся крах мира: Катерина не осознает своих чувств до последнего чоловика; Все кончится до конца: Катерина прошла когти нравственности, довела Кабаниху до конца дня; ! В и! «.

По собственному творению Островский открыл на место Калинова страшную и мрачную вертлявку; Все царство пьяно, так изверги, как купчиха Кабаниха и їїкум Дикая природа. Одни из богатейших проповедников света и добра прорваться туда, как Катерина, выказавшая свой протест против страшного и темного царства, двигаться, не оправдывая нервную борьбу из-за наклонностей зла и жадности. Калинов заживет новыми, счастливыми жизнями.

Меню состояния:

В литературе часто встречаются негативные образы. В этот час, если, в основном, вы можете думать о недостатке человеческой души, характере и проявлении, положительных и отрицательных сторонах специальности, маэстро художественного слова Порой вы навмиляете свои характеры только скверными рисовыми персонажами, выключаю найти самое новое, проявить позитив в потоке героизма.

В романе Островского «Гроза» одним из таких персонажей является Кабаниха.

Характеристика особенности Кабанихи

Внешнее имя героини — Марта Гнатовна Кабанова, в тексте ее чаще всего называют Кабаниха. Марта Гнатовна будет храниться в дружеских отношениях с Диким, а также со своим крестным отцом. Варто значит, что такая дружба не чудна, и даже оскорбительные персонажи еще больше похожи по характеру.

Уважаемые читатели! На нашем сайте вы можете узнать о повести Островского «Гроза».

Вепрь — возможна купчиха. Ситуация в подвеске не очень, по уважению толерантное отношение к отчаянным, но повадки у нее не благородные. Кабаниха Володя – характер твердый и непритязательный. Вон жесткая и грубая женщина.


Марта Гнатовна консервативна, она «застряла» на последнем часу и жива давно ушедших принципов и засад, не сумасшедшая, но змей и жизнь по-старому уже недовольна. Вон ты, мудрость народа не начинает ёго — молодёжь не может быть умной, а только прерогатива стариков: «Старше себя не осуждай! Знай вонь лучше, чем свою.

Вепрь в чести, поэтому дети обязаны кланяться в ноги отцам, а мужчина виноват в том, что целый час «наказывает» свою дружину. Гораздо больше будет мучиться Марта Игнатьевна, так как нормы поведения не могут быть соблюдены и я думаю, что есть проблема бестактности молодого поколения: «Ничего не знаю, ни порядка».

Вепрь прозвучал безвозмездно для публики — не будет волшебной в глазах подвески будучи доброй и благородной женщиной, хотелось бы не за что є. Марта Гнатовна часто милует жен, возмещая цену не для блага сердца, а для того, чтобы все думали, что женщина добра и великодушна.

Вепрь больше, чем чертова баба, але, судя по нам, это религия вепря, но не удивляйтесь этому, вепрь не следует законам божьим и часто не знает элементарных правила поведения при встрече с людьми.

Семья и святыня веков

Складливость характера проявляется в силе родства с родным народом. На складе три человека — Син, дочка и невистка. С ними, у Кабанихи, лежали в краю сверхмногословной видносини.

Все неурядицы и конфликты в семье связаны с авторитарным характером матери, консервативностью и особой любовью к скандалам.

Proponumo вдумчивые читатели узнают об этом в «Грозах» Островского.

Грех Кабанихи — Тихон — на момент объявления она была уже взрослой, вполне самодостаточной, и эль математика не давала мне сил расти. Женщина проведет целый час, глядя в синеву и получая контроль над своим кожным крокодилом, если не сделает некомпетентность Тихона. В результате

Вепрь стал не просто радовать сынов, а буквально заменять жизнь новой: «в пути, некуда идти».

Марта Гнативна будет постоянно ввязываться в синих и плохих парней и в течение часа мне будет приказано бить отряд синих, больше такой приказ: «А я люблю, я люблю свою шкоду пальцем. Побив троша, та мать наказала.

Тихон, равнодушный сам по себе, и обнадеживающий в том, что такие хамства отряду не нужны, все равно, без каких-либо ограничений, воля матери.

Перед юной невисткой Катерини Кабаниха не сделала ставней краше — она ​​с ней целый час недовольна; Причина такого вызова не в том, чтобы кричать на недобрую Катерини к Кабанихе, или не в незнании своих связей вокруг Катериной стороны, а в злобности Кабанихи, командовавшей и завистливой, как они победоносно запутались.

Вепрь не может принять зрелость своей синевы, а прикрыть ее, но Тихон стремится скрестить дружину, а не мать.

Дочь Кабанихи Варвара не так прямолинейна, она уже давно усердствовала, но не хотела стоять на ней своей позиции: мать, что касается ее сутты, она была домашним тираном, просто не хотела не вините ничего, кроме этого. Из-за ситуации девушка знала только один выход — обмануть мать. Варвара говорила тем, кто вроде бы хотел Марту Гнатовну, Алек делал так, как будто она хотела: «У нас все будки на том. Я не обманчивый хулиган, она поинтересовалась, стало ли это необходимо».

Такие события в семье со стороны кабана становятся причиной беспомощных трагедий. Дочь її Варвара находится дома, так что николи здесь не появляется — для маленькой девочки она стала единственным выходом домашнего произвола матери. Тихон и Катерина, как не думали о тех, кто мог бы сменить стан, но и вовсе занимали порочное положение, а мухоморы терпели образ и унижения со стороны матери, не могли добиться успеха.


Катерина, изменив своим чоловикам, должна видеть себя счастливой, из-за тисков морали и печали осознавать свою вчинку, а потом, тем более, принижая Кабана, заканчивая жизнь самоубийством . Только после смерти Катерины Тихон умел давать слова матерям и сообщать им в неправомерных действиях по отношению к своим близким: «Погубила! В и! В и! «. Однако через мягкость характера Тихона вряд ли вы сможете стоять на своей позиции до конца.

Затвор цыплят в Кабанихе

Не участвовавшая во всех усилиях тех, кто хочет чувствовать себя хорошо, будучи хорошей хорошей женщиной, Марфи Гнативн не получила этого. Правда о сварливом характере и любви к тирании все просачивалась наружу и изредка ругалась по этому поводу.

До сведения Кулигина и Кудряша доводится основной порочный массив информации о характере Вепря. Курчавое злое поведение. Марта Гнатовна жива «для показа людям» и «так як, во благо». По мысли Кудряша, Кабаниха все видит «в сторону благочестия».

Цю развивает тему в своих объявлениях и Кулигин: «Боже мой! Жебракив обдиляє, и домохозяйки призвали к себе.

В таком звании у писателей литературной мистификации в читателе є умение баловать непритязательный образ, чтобы можно было перерасти в отрицательные качества характера. Вепрь пожнет свой кардинальный виноград, чтобы сохранить старую моду , как бы быстро, добиваться положительного результата такими методами, ей не приходит, даже если Марта Гнатовна свою детскую долю гробит, то это повсюду.0003

Твир, добуток:

Кабаниха (Кабанова Марта Гнатовна) — «богатая купчиха, вдова», свекровь Катерини, мать Тихона и Варвари.

К. — еще сильнее и владения людин. Вона религии, увы, не верит в прощение и милосердие. Вся героиня целиком складывается из земных прав и интересов. «Цикавить к патриархальному порядку и форме. Увидев, люди выиграли вимаг к першу черга нездорового обряда виконання и обряда. Эмоциональная сторона, чувствую себя К. как бы в остальной части церкви.

К. недоволен своей семьей, особенно синей и ее отрядом. Вон постоянно пил. К. озяб до ясного озябшего к ней греха, лови ревнивый к уважению своей дружины. На манекене К. правильная семейная стрижка из страха младших перед старшими. «Страх» и «порядок» — ось грязных дел в хозяйстве для К. Тома, героиня не видит себя тираном: «Всякий раз, когда к тебе приходит отцовская любовь и сувор, ты как будто любишь и что-то варишь. , Я думаю это хорошо.» Але К. видел, старый образ жизни будет погублен, есть одно из последних из них: «Так ось стара и живо…» Це учения надає трагичности її фигурі. К. — НЕ мелкий дурак, не подаст в суд на твоего кума Дикого за мелкое произвол и не посадят в новый як к слабым людям… К. — отряд патриархального уклада жизни, хранитель традиций предки. По задумке героя, не на правильном миркувати, благо вонь и грязь. Необходимый жизненный як командовал отцом — залог сохранности жизни и порядка в сознании. В кинце п’єси К. переживает свою «грозу». Катерина публично осознает свой грех, она публично выступает против него, Варвара в доме. Свит К. гине, а заодно и сама выиграла.

Кабанова Марта Гнатовна (Кабаниха) — центральная героиня Пуси, мать Тихона и Варвари, свекровь Катерини. У переку диевых о ней сказано: купчиха, вдова. В системе персонажей п’уси — главный герой-антагонист, Катерини, противопоставленное место от которой має — исходное значение для чувств п’єси’с чувств. Сложение героев может быть угарным в принадлежности к патриархальным проявлениям и ценностям, а также в масштабности и силе характера. Обидные вонючки — максималисты, николи не мирятся с человеческими слабостями, не допускают никаких компромиссов. Религия обоих тоже имеет одно сходство с рисом: обижая зловоние, не думай о прощении и не думай о пощаде. Однако есть необходимость выяснить, что необходимо, открывая почву для внесения в собственную сутту осмысленного антагонизма героинь. Смрад як би два полюса патриархального света. Катерина — йо путешествие, природа, поров, покой, дух патриархального быта в его идеальном понимании. Вепрь весь заправлен в землю и земные права и интересы, есть порядок и форма, ибо кстати во всех этих разного рода проявлениях, в смысле нездорового виконания обряда и обряда, антитрофии не взаимозаменяемы внутренне человеческий видносин (Див. Її грубая отсылка к словам Катерины о тех, кто для нее свекровь, все равно мать матери, и весь простой народ).

К. в p’us характеризуется не только мощными обещаниями и действиями, но и характерами. В первую очередь о ней говорит мандрівниця Феклуша: «Я так рада, так, матушка, довольна, по Горлушко! За нашу независимость дадут еще большую щедрость, особенно дому Кабанова. Перед центральным замечанием — суждение Кулигина: «Ханжа, боже! Жебракив обдиляє, а домохозяйки призвали на вызов». t бросить пить, вы озяблы до такой степени, что вы явно охладели до того, что охладели к своему другу, и вы завидуете неприязни друга к вашей молодежи. распространяться словами («Для меня, мама, все едино, ну, мама, ну. Ты любишь того Тихона»). С цієї развития дизнаємося, ну, по мысли К., правильный семейный порядок и семейный способ обрезания из боязни младших перед старшими, не будет говорить с Тихоном о его ребята с отрядом: «Ты не пугайся, я хочу. Какой порядок в салоне? «В таком ранге, как ключевые слова в высказываниях Катерини о счастливой и благополучной жизни в доме «любви» и «воли» (див. Y рассказывают о жизни в божестве), то в высказываниях К. , цена-страх и порядок.Особенно ярко видно в сцене путешествия Тихона,если К.змей строго соблюдает правила и «наказывает дружины» как жизнь без него.У К.нет смысла в нравственной правоте патриархального патриархального… как старики умрут, как бы легко стоять, не знаю»), и не знаю»), и не знаю «видишь ты любишь и готовишь что-нибудь, подумай все хорошо. Якшо Катерина видит по-новому, не по-калински, но не в цельном звучании, то К., навпаки, ясно видят совсем в старом, Очевидно, что стоит узнать обо всем «Калиновском», среднем форме общей народной философии, особенно в апокалиптическом образе того. К., хоча «Вимовля» с мыслями о Феклуше, а К. плачь, если хочешь петь со шпионом, что у них «небо и тишина» на месте и правда, а в конце стадия правильных мыслей начнёт появляться в двух святилищах, «я гирче цёго, милая, иду», — и думаю о словах мандарина: «Нам не дожить бы до этого» — К. вагомо кида : «Я буду жив». Невозможно смириться с тем, что часто видят обозначение К. как «тирана». Мелкая тирания есть не порядок патриархального общества, а бродяжничество патриархата народа, которое по-своему разрушит правильный порядок и ритуал. К. осуждает родного кума Дикого, злобного тирана (по мнению самой К., строго соблюдать порядок и правила), и ставиться с презрением перед громовой потасовкой и со шрамами на домашнем яке, пока я не покажу слабое место. В силу характера К., он не останавливается перед позывами («Наш господин будет за ним, она его скоро прибьет», — уважение Глаши к Борису, что она собирается считаться с буйством Дикого). Сама К. не станет ругать детей за то, что они неслыханны и не слышат, а посторонним и в голову не придет платить за беспорядки в их будке. И для того, для нее обнародование прозрения Катерини есть страшный удар, пока вскоре не познать того же, во всеуслышание, бунт Сины, даже, кажется, не втекший в дом дочери Варвары. К тому, что в финале «Грози» это не только изгиб Катерини, эль и крах К. Зрозумило, антагонистом трагической героини не является злой дух.

Кабан — центральный персонаж драмы О. М. Островского «Гроза» (1859). К. лечь к спокойным собственническим и сильным натурам, как охранители учат «порядку», консервативным нормам и правилам жизни: Кукушкиной («Прибутковье мисьце»), Уланбековой («Вихованка»), Мурзавецкой («Вотсовка»), (« Правда хороша, а счастье прекраснее»). Ее барин («купчиха, вдова, 181 ва»), Марта Гнатовна Кабанова, управляла балаганом, спиралевидно старому закону, битому и озвученному. Для нее «порядок» — это приведение в порядок живой жизни, единый заджист «домашнего пространства» из хаоса «воли». К. видит в себе блюстителя «закона» и тому живёт спокойно, твёрдо и злобно, из-за нежелания подчиняться домашним. Твердость К. проявляется в том, что звичцы управляют «грозой», не видят любви, обходятся без пощады, не видят о силе прощения. Старомодный суворист был вдохновлен К., согрешившим невинно: «Я живу в земле погребения, я щоб из своих вещей». Нехорошо было бы украсть память К. в правильности его жизненной философии: ни дочка ветхого домика, ни самоубийца невастки, как она «качала», ни слова « Матфея» к безвольному греху или бессловесным словам: Вон судить Катерину беспощадно и как бы без сожаления: «Про нее и плакаты-то грех». Марни, нагадування Кулигина о Боге, милостивом судии, — К. не отвечает им в том же чине. А потом, за звук, «низкий поклон народу» за службу в шутках скотососа. К. «лютый», «крутой» по старинке «по старинке» — и все «ради благочестия». Монументальный образ К. — это живое созерцание «тяжелых нравов», о том, каков Борис: «Помню, что все русское, родное, но все же не прозвучу нияком». К. раскрыться в чувстве честности и страшна в загробной жизни своей, обладательница безблагодатного «закона», не просвещенного христианской любовью. путем дальнейшего развития Васса Жеезнова М. Горький стал главным действующим лицом русской драмы. Первая выигравшая роль К. — Н.В. Рикалова (1859 г.). Середь инших виконавиц — Ф.В. Шевченко (1934), В.Н. Пашенная (1962).

В p’us «» мы создаем множество героев, которые предстают перед нами в разных сценах. Герои делятся на две категории: на тех, кто является хулиганами «темного царства», и на тех, кто против богатых и лицемерных тиранов.

Одна из главных героинь «темного царства» — купчиха Марфа Кабанова. Автор отличный кабан, а обзорность и внутренний свет увеличу.

Образ женщины — больная женщина, упрямая и черствая, резкая и капризная. Вона часто ходила ко всем своим домочадцам и постоянно была захвачена недовольством своим поведением. Вепря видели старики, живущие в долинах, по старинным именам и традициям. Она задумалась о своем рождении по меркам морали. А если был кто-то непокорный, она вызывала отвращение и гнев. Ничто от домашней работы не просто сказать и словами. Синонимы перестали указывать на власть матери, а просто отдались воле.

Вепрь засвидетельствовал презрение вплоть до недоброго и постоянно твердит о тех, кто, когда младшее поколение вызывается из рук старших, совершенно не шанью и не прибавляет им старости. Если я хочу це були лише забобони. Марта Кабанова видела, что конец правления «темного царства» настоял. Вона боялась тратить власть на своих пидлегли и слуг.

Характер Кабанихи — закончить религию, вить муку в пекельне на смерть за возбуждение греха. В первую очередь я продовжу вести драйвовый образ жизни, убавлять комфорт тех, кто чувствует, показывать обладание собственным станом и копейками.

— поведение создать сумме наследства. Сама победа стала последней крупинкой в ​​решении о самоубийстве. Вона смеялась над нетерпимым унижением по отношению к ее ненасилию. Она переосмыслила свою голубизну в бесхребетной красоте, как подчиненная воля деспотического матуса. текла из дома, мать не вливалась в невыносимую старость.

Ось — это ты и образ богатой купчихи, стиль торгов як привнес в ее род. Решта персоны «темного царства» булы еще более похожа на образ Марфи Кабанова.

П’єса «Гроза» — одна из самых известных в творчестве Островского. Яскрава, социально-бытовая драма, рассказ о происходящем в 19 веке в городе Калинове. женские образы в п’єси заслуживают окрему увагу. Запах красочный и неповторимый. Образ и характеристика Кабанихи в «Грозовом» искусстве безумны, важны в творчестве. Вон — главный деспот и тиран в p’us. Замечательно в смерти Катерини. Мета Кабаниха подпитывает совместный народ, собирает с ним звук, традиции и законы, свято принимает его. Истинный страх закрался в душу, если есть изюминка, есть новый час, час перемен, который не отстоять.

Марта Гнатовна Кабанова — есть Кабаниха. Вдова. Жена купца. Мати Варвари и Тихон.

Изображение и характеристика

Прозвище Кабанова — ходить по голове героя еще точнее, характеризуя первого чилина. Дикое существо было бы готово напасть на ладди без всякой причины, так что сам кабан. Люта, Люта. Хорошо «умирать за смерть» людей, потому что нехорошо, потому что с Катериной стало, потому что вдова просто жила на свете. Догодити ей неудобно. Смотри, смотри, знаешь ли ты, что делать со своими волосами, как не пытайся.

Кабан после смерти мужчины потерялся с двумя маленькими детьми на руках. Сумувати Було Николи. Привезли на встречу и поучили Варвару и Тихона. Брат и сестра зовут меня за характер и зовут, я хочу быть такой же.

Владна, деспотичная женщина , Стрижет не только домочадцев, но и всю округу.

«Твоя мама круче…»

Пидородковать и пануватить ось її кредо. Она абсолютно перевернута, так что семья будет в страхе и порядке младших к старшим. «Ты не осудишь старше меня! Запах знаю лучше твоего. Старики обо всем хорошо знают є». Не приносите ничего ненормального своим детям.

«А от любви батьки и сувора к тебе прилетят, от любви к тебе и что-нибудь приготовить, ко всему придумать добра.»

Религия. Цей не вера религиозного фанатика, я свято приму все послания и законы Бога. Скорее, чем дань традиции. Выполняет ритуалы на автомате, особо не вникая в процесс их смысла. Вера в прощении и милости в свой день. Для нее победоносны патриархальные порядки. Це святой.

«Ну, я помолюсь Богу; Не облажайся…».

Пока навколишних не вон, тебе не меньше, не до себя. Что касается драйва, люди сами думают и чувствуют, что видят его очень сильно.

Ботаник. Постепенно меня все не устраивает.Ворчать от драйва без.Догодити ей складная.Власная семья и та її драу,особенно синяя и невистка.Ось де Кабаниха адаптируется по программе.Фа нос в їхнє жизни , лизать с наслаждениями.0003

«Много и любящая мать, оставляющая конфуз. А пока твоя команда молода.

Невистка окрема тема. Поведение женщины из ряда вон выходящее. Традиции не попадаются, чоловіка в що не ставить. Меня с рук позвали. Старость не затягивает и не шанью.

Самопение. Переконана, що грабить все правильно.Принято считать, что если принять старомодный порядок и образ жизни, то бытовая жизнь не будет затронута уходящим хаосом.С достоинством будучи властвующим сурово,хуже человека.Проявив эмоции ей не властно.На її думку це заиве.При малейшем проявлении бунта со стороны дома Кабаниха втыкала все на корню.Бе-як губернии с твоей стороны потянется к тебе карой.Сразу в сказку приведи, коли смрад молодых примагничен, чтобы испить его.Вне люди рождаются, не беда.

«Боже мой! Жебракив обдиляє, и домохозяйки закликали…».

Слово доброе, с милостью копить.

Любовные копейки. , що право того у кого больше гота в кишене.Поселившись в своем молящемся богомоле, вы должны похвалить меня за ваш адрес.Улесливи бабки звсим заморочили мне голову. У вепря нет права мыслить, а может так и не получится.С их розмовкой о конце света женщины видят высказывание Кабанихи о жизни на земле.

Главные герои романа Островского «Гроза». Характеристика героев спектакля «Гроза» Сообщение об одном из героев драмы «Гроза

» «Гроза», как известно, дарит нам идиллию «темного царства», которая мало-помалу освещает Островского своим талантом Люди, которых вы здесь видите, живут в благословенных местах: город стоит на берегу Волги, весь в зелени, с крутых берегов видны дальние районы, покрытые деревнями и нивами, благословенный летний день так и манит к берегу, к воздух, под открытым небом, под этот ветерок, что освежающе дует с Волги… И жители, наверняка, иногда прогуливаются по бульвару над рекой, хотя уже присмотрелись к красотам волжских видов; вечером сидят на кучах ворот и ведут благочестивые беседы; но больше времени проводят дома, занимаясь хозяйством, едой, сном — ложатся спать очень рано, так что непривычному человеку трудно кончить Ури такая сонная ночь, как они спрашивают себя. Но что им делать, как не спать, когда они сыты? Жизнь их течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что они их не достигают; королевства могут рушиться, открываться новые страны, лик земли может меняться как ему угодно, мир может начать новую жизнь на новой основе — жители городка Калинова продолжат существовать в полном неведении остальных Мир. Время от времени до них будет доходить неопределенный слух, что Наполеон с двумя или десятью языками восстает снова или что родился антихрист; но и к этому относятся скорее как к любопытству, как известие о том, что есть страны, где все люди с собачьими головами; качают головою, выражают удивление чудесам природы и идут есть… древняя Русь времен Даниила Странника*, только из странников, да и тех ныне мало настоящих; приходится довольствоваться теми, которые «сами, по слабости своей, далеко не ходили, а много слышали», как Феклуша в «Грозах». От них только жители Калинова узнают о том, что происходит в мире; иначе бы они думали, что весь мир такой же, как их Калинов, и что совершенно невозможно жить иначе, чем они. Но сведения, предоставленные Феклушами, таковы, что они не способны внушить огромное желание обменять свою жизнь на другую.

Феклуша принадлежит к патриотической и крайне консервативной партии; ей хорошо среди благочестивых и наивных калиновцев: ее и почитают, и лечат, и снабжают всем необходимым; она может серьезно уверять, что самые ее грехи связаны с тем, что она выше других смертных: «простых людей, — говорит, — всех смущает один враг, а нам, странным людям, кому шестеро, кому назначено двенадцать, поэтому мы должны преодолеть их всех. И ей верят. Понятно, что простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не говорить доброго слова о том, что происходит в других землях. в глуши графства — сколько удивительных сведений о неверных и грязных королевствах, сколько рассказов о тех временах, когда людей сжигали и пытали, когда разбойники грабили города и т. д., и как мало сведений о европейской жизни, о Даже в так называемом образованном обществе, в европейском народе, во множестве энтузиастов, любовавшихся новыми парижскими улицами и Мабилем, не найдете ли вы почти такого же числа добропорядочных знатоков, запугивающих своих слушателей тем, что нигде, кроме Австрии, во всей Европе порядка нет и справедливости не найти!. . Все это приводит к тому, что так положительно выражает Феклуша: уты! Да что я могу сказать — вы живете в земле обетованной! Несомненно так и выходит, как разобраться в том, что происходит в иных землях. Послушайте Феклушу:

«Говорят, есть такие страны, милая девушка, где нет православных царей, а землёй правят салтаны. В одной земле восседает на троне турецкий Салтан Махнут, а в другой — персидский Салтан Махнут; а они судят, милая, над всеми людьми, и что бы они ни судили, все не так. И они, милая девушка, не могут судить ни по одному делу праведно — им установлен такой предел. Наш закон праведен, а их, голубушка, неправедна; что по нашему закону получается так, а по своему все наоборот. И все их судьи в их странах также все неправедны; так им, голубушка, и в своих просьбах пишут: «Суди меня, судия неправедный!» А еще есть земля, где все люди с собачьими головами.

«Почему так с собаками?» — спрашивает Глаша. — За измену, — коротко отвечает Феклуша, считая дальнейшие объяснения излишними. Но Глаша и этому рада; в томном однообразии своей жизни и мыслей ей приятно услышать что-то новое и оригинальное. В душе ее смутно пробуждается мысль, «что все-таки люди живут иначе, чем мы; у нас конечно лучше, но кто знает! Ведь и мы нехороши; но о тех землях мы еще мало знаем; только слышишь что-то от добрых людей»… И в душу закрадывается желание познавать все более и более разумно. Это ясно для нас из слов Глаши об уходе странника: «Вот какие-то другие земли! Там чудес на свете нет!А мы тут сидим,ничего не знаем.Все же хорошо,что есть добрые люди;нет,нет,да и вы услышите,что творится в белом мире;иначе бы они умерли, как дураки». Как видите, неправедность и неверность чужих земель не вызывает у Глаша ужаса и негодования; ее интересуют только новые сведения, которые кажутся ей чем-то таинственным — «чудесами», как она выражается. Вы видите, что она не довольствуется объяснениями Феклуши, возбуждающими в ней только сожаление о своем невежестве. Она явно на полпути к скептицизму. Но куда ей держать недоверие, когда оно постоянно подтачивается историями вроде Феклушиных? Как она может дойти до правильных понятий, хотя бы даже до разумных вопросов, когда ее любопытство замыкается в такой круг, который очерчен вокруг нее в городе Калинове? К тому же не только не посмеет ли она поверить и подвергнуть сомнению, когда старшие и лучшие люди так положительно успокаиваются в убеждении, что принятые ими понятия и образ жизни — лучшие в мире и что все новое происходит от злых духов? Страшно и трудно каждому новичку пытаться идти против требований и убеждений этой темной массы, страшной своей наивностью и искренностью. Ведь проклянет она нас, побежит, как чума, — не по злобе, не по расчету, а по глубокому убеждению, что мы антихристу родственны; хорошо еще, если только она считает это сумасшествием и смеется… Она ищет знания, любит рассуждать, но только в известных пределах, предписываемых ей основными понятиями, в которых путается разум.

Вы можете сообщить калиновцам некоторые географические знания; а не трогайте того, что земля стоит на трех китах и ​​что в Иерусалиме пуп земли — они вам не уступят, хотя имеют такое же ясное понятие о пупе земли, как и о Литве в «Гроза». «Это, мой брат, что это такое?» Один гражданский спрашивает другого, указывая на фотографию. «А это литовские развалины», — отвечает он. — Битва! видеть! Как наши воевали с Литвой. — «Что это за Литва?» «Так она и есть Литва, — отвечает объяснительница. — А говорят, брат мой, она с неба на нас упала», — продолжает первый; но его собеседник не так уж и нуждается : «ну п. с неба так с неба», — отвечает он… Тут в разговор вмешивается женщина: «Растолкуйте еще! Все знают, что с неба; а где с нею была драка, там были курганы на память. » — «И что, брат мой! Это так точно! — восклицает вопрошающий, вполне довольный. А потом спросите его, что он думает о Литве! Все вопросы, заданные здесь по природному любопытству, имеют сходный исход. И это вовсе не потому, что эти люди были глупее и глупее многих других, которых мы встречаем в академиях и научных обществах.Нет, все дело в том, что своим положением, своей жизнью под гнетом произвола, все они уже привыкли видеть безответственность и бессмысленность и потому находят неловким и даже дерзким настойчиво добиваться разумные основания для чего угодно.Задай вопрос — их на то будет больше, но если ответ, что «пушка сама по себе, и миномет — сама по себе», то они уже не смеют мучить дальше и смиренно довольствуюсь этим объяснением. Секрет такого равнодушия к логике заключается прежде всего в отсутствии всякой логики в жизненных отношениях. Ключ к этой тайне дает нам, например, следующее замечание Дикий в «Гроза». Кулигин в ответ на его грубость говорит: «Почему, сударь Савел Прокофьич, изволите обидеть честного человека?» Дикий отвечает на это:

Я дам вам отчет! Я не отдаю отчет никому более важному, чем ты. Я хочу так думать о тебе, и я так думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник — и все. Хотели бы вы услышать это от меня? Так слушайте! Я говорю, что разбойник, и конец. За что ты будешь судиться, что ли, будешь со мной? Так что знай, что ты червь. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Какие теоретические рассуждения могут там стоять. где жизнь основана на таких принципах! Отсутствие какого-либо закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни…

Неизбежно перестанешь здесь резонировать, когда по какой-либо причине кулак ответит, и всегда в итоге кулак останется прав… не зря дал название своему произведению «Гроза», так как раньше люди боялись стихии, связывали ее с карой небесной. Гром и молнии внушали суеверный страх и первобытный ужас. Писатель рассказал в своей пьесе о жителях провинциального городка, которые условно делятся на две группы: «темное царство» — богатые купцы, эксплуатирующие бедняков, и «жертвы» — те, кто терпит произвол тиранов. герои более подробно расскажут о жизни людей.Гроза раскрывает истинные чувства героев пьесы.

Характеристика Дикого

Савел Прокофьич Дикий — типичный тиран. Это богатый купец, у которого нет правительства. Родных истязал, от его оскорблений домочадцев разбрасывало по чердакам и чуланам. Купец груб со слугами, угодить ему невозможно, он обязательно найдет за что зацепиться. Выпрашивать у Дикого жалованья нельзя, так как он очень жадный. Савел Прокофьич — человек невежественный, сторонник патриархального строя, не желает познавать современный мир… О глупости купца свидетельствует его разговор с Кулигиным, из которого становится ясно, что Дикой не знает грозы. К сожалению, на этом характеристика героев «темного царства» не заканчивается.

Описание Кабанихи

Кабанова Марфа Игнатьевна — воплощение патриархального образа жизни. Состоятельная купеческая жена, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама строго следует им. Вепрь довел всех до отчаяния — именно об этом свидетельствуют характеристики героев. «Гроза» — пьеса, раскрывающая нравы патриархального общества. Женщина подает милостыню бедным, ходит в церковь, но не дает жизни своим детям и невестке. Героиня хотела сохранить старый уклад жизни, поэтому вела хозяйство в страхе, учила сына, дочь, невестку.

Характеристики Катерины

В патриархальном мире может сохраниться человечность, вера в добро — это показывают и характеристики героев. «Гроза» — пьеса, в которой идет противостояние нового и старого мира, только герои произведения по-разному отстаивают свою точку зрения. Катерина с радостью вспоминает свое детство, ведь она росла в любви и понимании. Она принадлежит к патриархальному миру и до определенного момента ее все устраивало, даже то, что родители сами решили ее судьбу и женились на ней. Но Катерине не нравится роль униженной невестки, она не понимает, как можно постоянно жить в страхе и неволе.

Главная героиня пьесы постепенно меняется, в ней просыпается сильная личность, способная сделать свой выбор, что проявляется в ее любви к Борису. Катерину разорило ее окружение, отсутствие надежды подтолкнуло ее к самоубийству, ведь жить в родной тюрьме Кабанихи она не могла.

Отношение детей Кабанихи к патриархальному миру

Варвара — та, кто не хочет жить по законам патриархального мира, но и открыто противиться воле матери не собирается. Ее подкосил дом Кабанихи, ведь именно здесь девушка научилась лгать, хитрить, делать то, что душе угодно, но тщательно скрывать следы своих злодеяний. Чтобы показать способность некоторых людей приспосабливаться к различным условиям, Островский написал свою пьесу. Гроза (характеристика героев показывает, какой удар Варвара нанесла своей матери, вырвавшись из дома) вывела всех на чистую воду, во время непогоды жители городка показали свой настоящий облик.

Тихон — слабый человек, воплощение завершения патриаршего строя. Он любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от тирании матери. Именно Кабаниха подтолкнула его к пьянству, погубила своим нравоучением. Тихон не поддерживает старые порядки, но не видит смысла идти против матери, пропуская ее слова мимо ушей. Только после смерти жены герой решает восстать против Кабанихи, обвиняя ее в гибели Катерины. Понять мировоззрение каждого персонажа и его отношение к патриархальному миру позволяет характеристика героев. «Гроза» — пьеса с трагическим концом, но верой в лучшее будущее.

Странник Феклуши — второстепенный персонаж, но в то же время очень типичный представитель «Темного царства». Странники и блаженные во все времена были постоянными гостями купеческих домов. Например, Феклуша развлекает представителей Дома Кабановых разными рассказами о заморских странах, рассказывая о людях с собачьими головами и правителях, которые «как судят, все не так». А вот город Калинов Феклуша, наоборот, хвалит, что очень нравится его обитателям. Сплетник Феклуши как бы подбадривает темных

невежество горожан. Критикуется все непонятное, а о провинциальном мире Калинова говорят только в превосходной степени.

На самом деле, по своей сути, Феклуша — всего лишь жалкая пародия на древних странников, с помощью которых в древности распространялись вести и разные легенды. Рассказы Феклуши для Кабановой и Глаши, которые, конечно, не знают ни книг, ни газет, нужны просто для удовлетворения любопытства, кроме того, они помогают скрасить унылые провинциальные будни. Также и для Кабановой, яростной блюстительницы патриархального образа жизни, все эти «сказки» служат доказательством правильности ее жизни.

Образ Феклуши носит фарсовый характер и часто используется для обозначения невежественного фанатика, любящего распространять разные нелепые сплетни.


Другие работы на эту тему:

  1. Кабанова (Кабаниха) Состоятельная купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна — один из главных столпов «темного царства». Это властная, жестокая, суеверная женщина, которая относится с глубоким недоверием и…
  2. Странница Феклуша — очень значимый персонаж пьесы. Вообще странники, блаженные и юродивые были обычным признаком купеческих домов. О них довольно часто упоминал Островский в своих…
  3. Катерина Катерина — жена Тихона Кабанова и невестка Кабанихи. Эта центральная характерная пьеса, с помощью которой Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в маленьком …
  4. Кулигин В пьесе Н. Островского «Гром» показан персонаж, который на протяжении всего произведения прилагает определенные усилия к тому, чтобы защищать прогресс и общественные интересы. И даже его…
  5. Дикий Один из самых уважаемых представителей Калинова — предприимчивый и влиятельный купец Савел Прокофьевич Дикий. В то же время эта фигура, наряду с Кабанихой, считается олицетворением…
  6. Варвара Варвара — дочь Кабанихи и сестра Тихона. Она уверена в себе, не боится мистических предзнаменований, знает, чего хочет от жизни. Но в то же время…
  7. Кудряш Ваня Кудряш — носитель народного характера. Это цельный человек, смелый и веселый, который всегда может постоять за себя и за свои чувства. В…

Странник Феклуша — очень значимый персонаж пьесы. Вообще странники, блаженные и юродивые были обычным признаком купеческих домов. Островский довольно часто упоминал их в своих произведениях, но это всегда были закулисные персонажи. Некоторые из них кочевали по религиозным мотивам (собирали средства на строительство храмов, ходили на поклонение святыням и т. д.)

другие — воспользовались щедростью населения, которое помогало странникам и просто вело праздную жизнь, просуществовав за чужой счет. Вера для таких людей была лишь предлогом; своими рассказами о святынях и чудесах они платили за кров и милостыню. Островскому не нравилось такое ханжеское проявление религиозности, поэтому он всегда упоминал странников и блаженных в иронических тонах, характеризуя с их помощью окружающую среду или отдельный характер. Только в «Грозах» писатель вывел на сцену столь типичную бродягу, сделав ее существенным персонажем, впоследствии ставшим одним из самых известных в русском комедийном репертуаре.

Феклуша не принимает непосредственного участия в действии пьесы, но это не умаляет значимости ее образа. Во-первых, она является важнейшим персонажем, с помощью которого автор характеризует ситуацию в целом и, в частности, образ Кабанихи. Во-вторых, диалог Феклуши и Кабанихи играет очень важную роль в понимании жизненной философии Кабанихи, ее трагического переживания краха патриархального мира.

Впервые Феклуша появляется на сцене сразу после заявления Кулигина о «жестоких нравах » города и до появления Кабанихи, безжалостно отпилившей своих детей. При этом Феклуша от всей души хвалит дом Кабановых за его щедрость, подтверждая слова Кулигина о том, что Кабаниха хороша только для бедняков, а семья полностью сожжена.

В следующий раз читатель встретит Феклушу в доме Кабановых. Она советует девушке Глаше присмотреть за несчастной, чтобы та ничего не тянула. Глаша раздражается, потому что все нищие клевещут друг на друга, а она хорошо разбирается в людях и сама видит, кому можно доверять. В то же время, слушая рассказы Феклуши о других странах, где люди «за измены» ходят с собачьими головами, Глаша простодушно воспринимает все как правду. Это доказывает тот факт, что Калинов — замкнутый мир, ничего не знающий о других землях. Тогда Феклуша начинает рассказывать Кабанихе о Москве и железной дороге. Странник уверяет, что по всем признакам грядут «последние времена». Люди суетятся, куда-то спешат, и даже время стало идти быстрее, а значит, не за горами конец света. Кабаниха сочувственно слушает эти речи и по ее репликам можно судить, что она тоже осознает грядущий крах своего мира.

Благодаря пьесе Островского имя Феклуша давно стало нарицательным и обозначает человека, распространяющего под видом благочестивых рассуждений всякие нелепые небылицы.

Феклуша — странник. Странники, юродивые, блаженные — непременный признак купеческих домов — упоминаются Островским довольно часто, но всегда как персонажи закулисные. Наряду с теми, кто кочевал по религиозным мотивам (ходили на обет поклоняться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. население, которое всегда помогало странникам. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своего рода товаром, которым они платили за милостыню и кров. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает странников и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики окружения или одного из действующих лиц (см. особенно «Всякому мудрецу достаточно простоты», сцены в доме Турусиной ).

Такого типичного странника Островский вывел на сцену когда-то — в «Грозах», причем в небольшой по тексту роли Феклуша. стал одним из самых известных в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Ф. вошли в обиходную речь.

Феклуша не участвует в действии, не имеет прямого отношения к сюжету, но значение этого образа в пьесе очень значительное.

Во-первых (и это традиционно для Островского), она является важнейшим персонажем для характеристики среды вообще и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова.

Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для выяснения присущего ей трагического переживания крушения ее мира.

Появившись на сцене впервые сразу после рассказа Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом Кабанихи, беспощадно перепилив сопровождающих детей, со словами «Бла-а-лепье, милый , бла-а-лепье!», особенно хвалит Ф. за щедрость дома Кабановых. Таким образом, характеристика, данная Кабанихе Кулигиным, усиливается («Хранитель-с, нищих закрывает, а домочадцев съел вовсе»).
В следующий раз мы видим Ф. уже в доме Кабановых. В разговоре с девочкой Глашей советует присмотреть за убогой, «Я бы ничего не тянула», и слышит в ответ раздраженный ответ: «Кто вас разберет, вы все друг к другу клепаетесь». Глаша, неоднократно выражая ясное понимание, хороша для своих известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Ф. о странах, где люди с собачьими головами — «за неверность». Это усиливает впечатление, что Калинов — замкнутый мир, ничего не знающий о других землях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *