Влияние скандинавской мифологии на современную жизнь общества
Российский Университет Дружбы Народов
Реферат по социологии на тему
«Влияние скандинавской и германской мифологии на жизнь общества»
Москва, 2011 г.
Содержание
Введение
Влияние германо-скандинавской
мифологии
Заключение
Список литературы
2
Введение
Скандинавская мифология –
одна из самых ярких и красочных мифологий
мира. По популярности она уступает, пожалуй,
только греческой и римской. Это очень
богатая, необычная, и, безусловно, интересная
мифология.
Содержание скандинавских мифов, рассказывающих о подвигах и приключениях небожителей, существенно ушло от праиндоевропейских сюжетов. Эта особенность послужила причиной популярности мифологии скандинавских стран. Прочтение Старшей и Младшей Эдд, которые, по сути, являются собранием скандинавских легенд, преданий и баллад, не раз вдохновляло композиторов, художников, скульпторов, поэтов на создание прекрасных произведений искусства.
Как и в любой мифологии мира, в ней присутствует своя легенда о созидании мира, но она существенно отличается от всех остальных легенд.
Согласно древнегерманским
представлениям, в начале мироздания
лежало взаимодействие двух противоположных
начал: первое из них – Муспельгейм,
абсолютный верх, источник огня, света,
мужское начало; второе – Нифльгейм,
абсолютный низ, источник холода, женское
начало. От их взаимодействия появились
великан Имир и мировая корова
Аудумла. Корова лизала соляные камни
и создала таким образом
Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьёлльниром, Тюр, бог войны, Видар, бог ремесленников-башмачников, Хед, слепой бог судьбы, Локи, бог огня. Асы во главе с Одином напали на великана Имира, убили его и из его тела создали Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками.
Затем боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов, гномов и пр. Локи научил людей счету, рунам, изготавливать оружие, плести сети.
На небесах боги решили
построить город для себя –
Асгард, для чего они вступили в
договор с одним великаном; было
решено вознаградить великана, если он
построит Асгард за 1 год; ему были обещаны
Солнце, Луна и жена Одина – Фрейя.
3
Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре. Локи заставили сделать все, чтобы не дать выполнить договор. Локи превратился в кобылицу и увел великанского коня. Великан не выполнил условий договора, не закончил строительства к концу года.
Локи же тем временем трижды беременел и родил трех хтонических существ: мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира. Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу; однажды в год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фрейей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди, со своей стороны, благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях. От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года.
Другое дитя Локи – Ермунганд
— опутал всю землю и кусал свой собственный
хвост. В этом образе германцы метафорически
предвосхитили идею сферичности Земли.
4
Влияние германо-скандинавской мифологии
Даже после христианизации
скандинавских народов
Приверженность людей к культу Тора была столь велика, что фамилии Торстен и Торолф до сих пор считаются самыми распространенными в Исландии.
Имена асов и ванов нашли отражение в названиях дней недели:
1) Monday (Англия), Maandag (Голландия), Montag (Германия), Mandag (Норвегия), lundi (Франция), lunedi (Италия), Lunes (Испания).
2) Tuesday (Англия), Dinstag (Голландия), Dienstag (Германия), Tirsdag (Норвегия), mardi (Франция), martedi (Италия), Martes (Испания).
3) Wednesday (Англия), Woenstag (Голландия),
Mittwoch (Германия), Onstag (Норвегия), mercredi (Франция),
mercoledi (Италия), Miercoles (Испания).
4) Thursday (Англия), Donderstag (Голландия), Donnerstag (Германия), Torstag (Норвегия), jeudi (Франция), giovedi (Италия), Jueves (Испания).
5) Friday (Англия), Vrijdag (Голландия), Freitag (Германия), Fredag (Норвегия), vendredi (Франция), venerdi (Италия), Viernes (Испания).
6) Saturday (Англия), Zaterdag (Голландия), Samstag (Германия), Lordag (Норвегия), samedi (Франция), sabato (Италия), Sabado (Испания).
7) Sunday (Англия), Zondag (Голландия), Sonntag (Германия), Sondag (Норвегия), dimanche (Франция), domenica (Италия), Domingo (Испания).
Разумеется, здесь сказалось
влияние астрологии (поскольку имена
богов связаны с небесными
телами) и Библии (название «суббота»,
данное шестому дню недели). Тем
не менее, показательно присутствие
имен главных индоевропейских
5
Возможно, днем Бога Земных Сил являлась суббота.
Но, разумеется, древнескандинавская мифология оставила след не только в календаре. На окраинах северного мира ее не забывали в течение всего Средневековья. В XVII веке возникло явление, названное «скандинавским ученым ренессансом». Началось собирание древних рукописей. В ХVIII в. они были широко изданы в Европе и подхвачены романтиками.
Северные легенды (кельтская
и скандинавская мифологии) послужили
вдохновляющим источником для английского
художника, поэта и мыслителя
Уильяма Блейка. Языческие образы
вошли в его стихи и картины,
хотя и были творчески переосмыслены.
Великолепные сюжеты эддической
мифологии неоднократно обыгрывались
в литературе. К ним обращались
Р. Хеббель (трилогия «Нибелунги»),
поэт и драматург Ж. Жироду (пьеса
«Зигфрид»), Наконец, современный
жанр «фэнтези» в значительной
степени основан на скандинавских
мотивах. Об этом говорит уже само
название главного романа отца-основателя
«фэнтези» Д. Толкиена — «Властелин
колец» (образ проклятого кольца
заимствован из героических песен
Эдды).
Скандинавские мифологические сюжеты проникают и в русскую литературу. Известна лубочная сказка «Еруслан Лазаревич», в которой действует царь Огненный Щит Пламенное Копье, разъезжающий на восьминогом коне по небу. В данном персонаже легко угадать скандинавского Одина. Любопытно, что эту сказку А.С. Пушкин положил в основу «Руслана и Людмилы». Правда, Огненный царь не перешел в поэму, его заменил Черномор, но зато в ней сохранена говорящая голова великана, имевшая прообразом мертвую голову исполина Мимира, с которой Один любил держать совет.
Изобразительное искусство, в период после Блейка, также нередко обращалось к сюжетам северной мифологии, в том числе, естественно и в самих скандинавских
6
странах. Скульптор Г.З. Фрейд в первой половине ХХ в. создал изображение Одина (Копенгаген, Национальный музей).
Правда, оно еще слишком
академично и похоже на Другая скульптура
Фрейда — крылатый Локи (Копенгаген,
Новая Карлсбергская
Особую роль в пропаганде
северноевропейского наследия принадлежит
неомифологическому направлению в
культуре и его основоположнику
Рихарду Вагнеру. Немецкий композитор
создал величественную оперную тетралогию
«Кольцо Нибелунга», основанную на
скандинавской версии эпоса, густо
насыщенной мифологическими образами,
оказал влияние на русскую школу
музыки. Это видно, например, из сравнения
его произведений с операми Н. А.
Римского-Корсакова «Легенда о
Невидимом граде Китеже и деве
Февронии» и «Кащей Бессмертный».
Музыкальный образ Китежа, русского
духовного идеала перекликается
с вагнеровским Граалем, а в Кащеевне
мы узнаем тип валькирии.
Наконец, неоспоримо воздействие
немецкого композитора на формирование
стиля модерн, ярко выразившегося
в архитектуре Европы и России.
В Манхейме (Германия) был создан
даже Зал Нибелунгов. В его оформлении
важное место занимает большой лепной
фриз, изображавший сюжеты эпоса в
манере, стилизованной под
В Петербурге, Москве и ряде
других российских городов некоторые
здания этой эпохи включают в свой
декор маскароны в виде мужских
и женских голов в оперенных
шлемах. Их тип резко обличен от
типа Гермеса (также имевшего крылатую
шапку). Можно с большой долей
уверенности признать в мужских
ликах изображение Одина (Вотана,
Водена), а в женских — валькирии.
Именно одетыми в крылатые шлемы
представлялись Вагнеру герои его
опер. Такими они и вошли в наше
сознание.
С 1973 года существует такое движение как асатру. Асатру (букв. «вера в асов») — неоязыческое движение, воссозданное на основе сохранившихся в
7
первоисточниках религии
дохристианских скандинавов. Общины Асатру
зарегистрированы в Исландии, Дании
и Норвегии. В России общины Асатру
существуют в виде общественных организаций,
в большинстве своем без
Последователи Асатру считают
главным долгом возродить религию
своих предков. Их вера базируется,
как и у прочих язычников, на обожествлении
сил природы, восстановлении традиций
и фольклора коренного
У шотландцев существует давний
обычай, отмечающийся ими ныне в
канун Рождества. Он называется Yule Log
— рождественское бревно. Этот обычай связан
с древним скандинавским В Шотландии празднование Yule
стало популярным потому, что часть
Шотландских островов долго находилась
под властью викингов и их культурным
влиянием. Сейчас вместо бревна сжигают
толстую свечу.
Из народных исландских традиций добавили праздник Торри — Торраблот, придав национальному дню мужчины и фермера статус праздника Тора и Тюра. Торри (19-25 января) – празднуется с 18-19 века
В современной религии
Асатру невинный фермерский праздник
Торри стал фестивалем в честь
бога Тора, несмотря на то, что никакой
другой связи кроме похожего звучания
между двумя этими персонажами
нет. Предположительно, мороз в это
время года так силен, что его
не иначе как напускает какой-
В скандинавском «Дедушке
Морозе» Святом Николаусе можно
проследить образ Всеотца Одина.
Согласно преданиям, Один со своей женой
Фригг спускались в Миргард на
коне Слейпнире, чтобы одаривать
людей. Святой Николаус первоначально
также одаривал людей 25 декабря верхом
на коне, но в последствии средством
его передвижения стал ослик.
Реферат на тему «Философия и скандинавская мифология»
Философия – не только наука с определёнными предметами, задачами и этапами развития, а прежде всего – любовь к мудрости. Первой формой познания окружающего мира, первой попыткой объяснить происходящее была мифология
Содержание
Введение
1. Девять миров Иггдрасиля
2. О богах
3. Мифы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Философия – не только наука с определёнными предметами, задачами и этапами развития, а прежде всего – любовь к мудрости. Первой формой познания окружающего мира, первой попыткой объяснить происходящее была мифология.
Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Сам же миф является первой попыткой человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка. Он содержит в себе три составляющих: познавательное (происхождение сущего, этиология мира), предписательно-побудительное (ценности жизни, установки, идеалы и инструкции) и практическое (обряды, заклинания, социальное взаимодействие).
Впервые за всю историю человечества с появлением мифологии люди сформулировали ряд вопросов: как возник мир? Как он развивается? Что такое смерть? Что такое жизнь? Кто управляет природой?
В мифологии стран Скандинавии все мифы написаны своеобразными стихами, называемыми аллитерационными и собраны в единую «Старшую Эдду». Существует так же «Младшая Эдда». В этих произведениях представлены мифы о том, как создавался мир, какие силы управляют определёнными событиями и когда наступит конец света.
Мифы повествовали о жизни богов в Вальхалле и других мирах, о том, что ждёт мужественного воина после окончания его жизненного пути. Так родилось скандинавское язычество, имевшее в себе обряды, заклинания и техники гадания с помощью рун, тесно связанных с мирами.
В своём реферате я хочу рассказать о том, как представляли себе мир древние скандинавы и какими средствами они пользовались, чтобы получить совет у высших сил.
Нужна помощь в написании реферата?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Цена реферата
1. Девять миров Иггдрасиля
В представлении древних скандинавов Вселенная имела многоуровневую сложную структуру в виде ясеня Иггдрасиля, где в центре находился мир людей, именуемый Мидгардом. Этот мир хрупок, находится под постоянной угрозой. Был создан верховным богом Одином и его братьями из тела убитого великана Имира. Кровь его создала всё водное пространство, череп – небесным сводом, волосы превратились в могучие деревья, зубы и челюсти – неприступными скалами. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь мореплавателям, воинам и путешественникам.
Муспельхейм – мир хаоса и разрушения, огненная земля, страна огненных великанов, коей правит великан по имени Сурт. Его армия выдвигается навстречу богам, чтобы схлестнуться с ними в жестокой схватке. Их жар сожжёт все миры, но затем колесо времени повернётся вспять и из праха, как феникс из пепла, восстановится новый мир.
Нифльхейм – мир вечного льда, находящийся далеко на севере. Им правит великанша Хель, хозяйка загробного мира. Хоть она и является противницей богов в битве Рагнарёк, но как только огненная армия уничтожит всё и начнёт растапливать льды этого мира, вода даст начало новой жизни. Таким образом можно утверждать, что уже тогда древние скандинавы знали о том, что жизнь без воды невозможна.
Асгард – мир асов, находящийся над миром людей. Каждый зал этого мира соответствует определённому зодиакальному созвездию. Только самые храбрые и самые чистые сердцами и помыслами воины смогут подняться в этот дворец, чтобы сразиться бок о бок с богами в финальной битве.
Хельхейм – находится глубоко под миром людей, за Нифльхеймом. Это и есть обитель богини смерти, её своеобразный дворец, в коем так же заточены Бальдр и Хёд, с концом света способные вернуться в мир живых и восстановить мир людей и асов.
Ванахейм – мир богов, ещё более древних, чем асы. Живут они на западе от мира людей, властвуют над жизнью и счастьем, а правителем являются Фрейр и Фрейя. Именно они передают знания о колдовстве и рунах.
Ётунхейм – мир, где живут великаны, родившиеся задолго до самых древних богов. Они знают то, что не знает ни Один, ни три норны. Рождены первобытными силами природы.
Свартальвхейм – мир гномов, живущих под камнями и пнями. Это лучшие кузнецы во всех мирах и именно им боги заказали цепь, которая сдерживала бы волка Фенрира и сам Рагнарёк. Легенда объясняет отсутствие у женщин бород, у кошачьих шагов шума, у гор корней, рыбьего дыхания, медвежьих жил (жилы в то время считались нервами) и птичьей слюны. Фенрир является образом безудержности жизни, которая не ограничена в рамках сущего, а обуздать её можно только тем, что мы никогда не знали и не видели.
Юсальфхейм – светлые существа, альвы, феи, символизирующие фантазию и мысли. Освещают путь, но в следующий момент они могут исчезнуть и оставить человека во мраке собственных дум.
2. О богах
Все естественно сложившиеся религии рождались из коллективного народного сознания. Отправной точкой их развития становились два понятия: Мать-Земля и Отец-Небо. Постепенно каждое из этих первоначал обзаводилось вспомогательными ипостасями, которые с течением времени превращались в более или менее независимые сущности. Так возникал пантеон, берущий начало из двух первозданных сил Природы и состоящий из сущностей, чьи личные атрибуты символизировали такие природные явления, как, например, гром или дождь. Две эти первозданные силы, изначально представлявшие собой всего лишь два типа энергии, мало-помалу «обрастали» личными особенностями и отличительными характеристиками.
Как же это происходило? Давайте представим на мгновение, что эти энергии суть не что иное, как космические силы, не имеющие никаких атрибутов, кроме бытия и потенциала к развитию. Кто — или что — придаёт определённую форму этим энергетическим структурам? Разумеется, человеческое сознание. Разум человека наделил их формой, а со временем — и именами. В рамках больших сообществ, состоящих из людей со схожим происхождением и схожими условиями жизни, развиваются общие представления о богах, или демонах, или каких угодно иных персонификациях этих первозданных сил. Все формы жизни во вселенной — вариации этих энергий, развившиеся на различных уровнях сознания. Боги — это высшие их формы, сложившиеся при посредстве человеческого разума и, в свою очередь, «очеловечившиеся», приобретшие человеческие личности и недостатки. Они выглядят и ведут себя по подобию людей.
Боги могущественней людей, но не всегда превосходят их в совершенстве. Они нуждаются в нас не меньше, чем мы — в них. В естественно развивающейся религии нет места концепции совершенства. По мере того, как человеческое сознание развивалось, постигая окружающий мир, образы богов эволюционировали и усложнялись. Каждое человеческое сообщество, привязанное к определённым природным условиям, создавало свои божественные формы. Подчеркнём — именно «формы», а не «сущности». Сущность космической энергии неизменна и универсальна, но интерпретация её варьируется в зависимости от среды.
Таким образом, то, что мы называем «богами», — это силы, сотворившие нас и, в свою очередь, сотворённые нами. Это не означает, что боги нереальны и просто-напросто порождены человеческой фантазией. С равным успехом можно заявить, что люди нереальны и порождены фантазией богов. Кто же кого выдумал? Очевидно, перед нами — взаимовыгодный симбиоз сознаний. Я твёрдо убеждена, что на отличном от нашего уровне реальности боги совершенно реальны, наделены разумом и способны принимать решения независимо от человеческого сознания (уж во всяком случае — от сознания одного, отдельно взятого человека). Теоретически, можно предположить, что они в той или иной мере исполняют волю коллективного человеческого сознания, действуя в пределах сформировавшей их среды. Боги управляют коллективной волей, но в то же время выполняют решения, принятые этой волей. Это — двунаправленный процесс. По всей вероятности, боги способны принимать решения независимо от индивидуального человеческого сознания, но принять решение, противоречащее интересам коллективной воли соответствующего народа, они, скорее всего, не в состоянии. Это правило работает применительно ко всем богам, по всему миру, включая и богов монотеистических религий. Настаивать на том, что существует только «наш бог» и никаких других богов нет, — явная нелепость. Взаимосотворение богов и людей — это процесс взаимовыгодного энергообмена. Из этого можно сделать вывод, что бог прекращает своё существование, когда не остаётся ни одного человека, верящего в этого бога. Энергия, из которой он состоял, возвращается к своему источнику, и в дальнейшем из неё могут возникнуть другие божественные формы.
Эта теория позволяет представить в новом свете миф о Рагнарёк — гибели богов. Боги реальны, но это не значит, что они статичны и неизменны. По мере того, как развивается сознание народа и люди обретают всё более глубокое и полное знание об окружающем мире, эволюционируют и божественные формы, созданные этим народом. С течением времени божественные формы видоизменяются в согласии с переменами, которые претерпевает коллективное сознание народа.
Когда люди переносят на какого-либо из богов новый, усовершенствованный образ или систему идей, бог отвечает тем же, совершенствуя сознание народа.
Один был богом мудрости, изобретателем рун, первого алфавита народов Северной Европы, чьи идеограммы сначала использовались в магических целях, а затем, в более поздние времена, стали использовать более широко. Так как мудрость может быть обретена ценой жертвы. Один девять дней и ночей провисел на ясене Иггдрасиле, смотря вниз в неизмеримые глубины Нифльхейма, погруженный в свои мысли, пронзив самого себя копьем, прежде чем он добыл те знания, которые искал.
Нужна помощь в написании реферата?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
После того как Один овладел этими знаниями, он вырезал магические руны на своем копье Гунгнир, на зубах своего коня Слейпнира, на когтях медведя и на бесчисленных одушевленных и неодушевленных предметах. И вследствие того, что он так долго провисел над бездной, он стал покровителем тех, кто был осужден на повешение или повесился сам.
После обретения дара мудрости и рун, которые дали Одину силу над многим в мире, он также пожелал обрести дар красноречия и поэзии, которые давал Мед Поэзии, добытый у великанов.
Тор, сын Ёрд и Одина, однако другие утверждают, что его матерью была Фригг, богиня богинь. Достигнув совершеннолетия, Тор был принят в Асгард, где занял почетное место среди двенадцати богов в огромном зале совета. Во владение он получил Трудвангар (Трудхейм), где построил чертог Бильскирнир (сверкающий, как молния), самый просторный во всем Асгарде. В нем было пятьсот палат и еще сорок палат для проживания рабов, попадавших сюда после смерти. Они всегда были желанны в его доме, здесь их ждал такой же теплый прием, как и их хозяев в Вальхалле, так как Тор был покровителем крестьян и низших сословий.
В Норвегии Тора считали верховным божеством. Он был вторым в пантеоне богов других стран, его называли «старый Тор» не в силу возраста, а потому, что, по мнению некоторых, он принадлежал к старейшей династии богов. В мифах он описывается как богатырь, находящийся в расцвете сил, высокий и хорошо сложенный, со всклокоченными рыжими волосами и рыжей бородой. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с них потоками, вызывая гром и молнию.
Фрейя, древнескандинавская богиня красоты и любви, была сестрой Фрейра и дочерью Ньёрда и Нертус, или Скади. Она была самой красивой и самой любимой из всех богинь. В то время как в Германии она отождествлялась с Фригг, в Норвегии, Швеции, Дании и Исландии считалась самостоятельной богиней. Фрейя, родившаяся в Ванахейме, была также известна как Ванадис.
Хотя Фрейя и была богиней любви, она могла быть не только ласковой, нежной и любящей удовольствия. Древние скандинавы и германцы полагали, что она любила и войну, и часто, под именем Вальфрейя, во главе валькирий отправлялась на поля сражений, выбирая половину из погибших героев, чтобы забрать их с собой. Поэтому ее часто изображают в кольчуге или шлеме, со щитом и копьем в руках, в то время как нижняя часть ее тела была покрыта обычным женским одеянием.
Фрейя перевозила доставшихся ей воинов в свой чертог в Фолькванг, где они блаженствовали. Кроме того, в ее чертог принимали девушек и жен, чтобы те насладились компанией своих возлюбленных и мужей после их смерти. Радость и удовольствия, царившие в чертоге Фрейи, были настолько заманчивы, что женщины древней Скандинавии стремились на поле битвы, после того как в бою пали их любимые, надеясь встретить ту же участь. Часто они падали на мечи или шли на костер, где их заживо сжигали вместе с их возлюбленными.
Так как полагали, что Фрейя благосклонно относится к молитвам влюбленных, они часто обращались к ней. Также существовал обычай сочинять в ее честь любовные песни, исполнявшиеся на всех праздниках. Имя самой Фрейи использовалось в Германии как глагол со значением «ухаживать, свататься».
Нужна помощь в написании реферата?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Цена реферата
В самом начале Локи был только воплощением домашнего очага и считался духом жизни. Будучи только богом, в дальнейшем он начинает сочетать в себе черты бога и демона, так что, в конце концов, его начинают ненавидеть и воспринимать точно так же, как в Средние века Люцифера, владыку лжи, источник обмана и клеветы среди асов.
В то время как Тор является воплощением жизненной энергии северян, Локи персонифицирует дух развлечений и праздности, а тесный союз, установившийся между двумя богами, ясно показывает, что люди уже давно осознали необходимость, как труда, так и отдыха в жизни человека. Тор никогда не сидит без дела, а Локи над всем смеется до тех пор, пока его любовь к злу совершенно не сбивает его с верного пути и он не утрачивает способность творить добро, превращаясь в эгоистичное и злобное создание. Он воплощает зло в самой привлекательной его форме. В силу его обманчивой внешности боги обращались с ним на равных. Они брали его с собой, куда бы ни направлялись, и принимали его не только в свои забавы, но даже допускали его на свои советы, где, к несчастью, слишком часто прислушивались к нему.
Локи сыграл большую роль в создании человека, наделив его способностью двигаться и пустив кровь в его жилы, что дало человеку способность чувствовать.
3. Мифы
О сотворении мира.
В самом начале было бесконечное пространство. Огромная пустота Гиннунгагап. Задолго до того, когда была создана Земля, выросло дерево Иггдрасиль – Мировое древо, которое соединит все девять миров.
Под одним из его корней, к югу, находилась область, которая называлась Муспельхейм. Под другим, северным корнем находилась другая область, Нифльхейм, земля льда, снега и тумана. Внизу, у основы Гиннунгагапа, уголья из Муспельхеима падали на эти глыбы и поднимали облака пара. Пар превращался в иней, который быстро заполнял Гиннунгагап. На севере, около Нифльхейма, начались бури и холодный бесконечный дождь; на юге, около Муспельхейма, жаркие угли осветили небо. Центр превратился в океан, который был воплощен в гиганта Имира – первого ледяного гиганта.
Таяние инея также создало гигантскую корову, Аудумлу. Ее вымя давало четыре струи молока, этим Имир и питался. Корова же лизала ледяные камни, и на третий день изо льда вышел Бури – предок богов. У него был сын, Борр, и они вместе начали бороться против злых гигантов. Эта борьба длилась больше времени, чем люди могут запомнить, но потом Борр женился на гигантессе Бестле и родил трех сыновей – Одина, Вили и Вё. Они трое вступили в сражение их отца, и скоро Имир был убит. Все гиганты утонули в наводнении из крови Имира, кроме Бергелмира и его жены; они сбежали в место, которое называется Ётунхейм, где и размножились. Ледяные гиганты, которые были потомками Бергелмира, относились к богам как к противникам.
Один, Вили и Вё сделали из трупа Имира мир смертных – Мидгард, Кровь была использована для океанов, целые кости для гор, а сломанные кости, зубы и части челюстей для утесов, скал и камней. Его череп они сделали куполом неба, чтобы поддерживать его они создали четырех карликов (Аустри, Нордри, Судри, Вестри), соответствующих сторонам света. Его мозги превратились в облака. Один и его братья использовали угольки из Муспельхейма, чтобы создать свет, который освещает небо и землю; они также сделали звезды и планеты. Потом три бога сделали первых людей из деревьев, которые они нашли: Один дал им жизнь и дух, Вили – подвижность и разум, и Вё – чувства.
Первого мужчину звали Аск (ясень), а первую женщину Эмбла (вяз). Посередине того, что сейчас стало миром, боги построили Асгард – землю Богов, где они обитают и по сей день.
Нужна помощь в написании реферата?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
А три первоначальных бога столкнулись с проблемой. Когда они использовали тело Имира для постройки, они заметили, что оно расползалось с личинками. Боги решили быть милосердными к ним. Они дали им человеческую форму, которая зависела от их духовных характеристик. Те, чья этика была сомнительна, были превращены в карликов: они были осуждены жить под землей, зная, что если они выйдут на поверхность в дневное время, то будут мгновенно превращены в камень.
Карлики также назывались темными эльфами, наряду с ними также были созданы гномы и тролли; все они были сосланы в Свартальфхейм. Те личинки, у которых совесть была чиста, стали феями и светлыми эльфами. Жизнь у них была намного лучше, им был дан светлый Льесальвхейм, царство посередине между Небом и Землей; оттуда они могли слетать на Землю всегда, когда они хотели.
Прорицание вёльвы.
Самая знаменитая из песен «Старшей Эдды». Она содержит картину истории мира от сотворения и золотого века (т. е. того, что вёльва «помнит» или «видела») до его трагического конца — так называемой «гибели богов» — и второго рождения, которое должно быть торжеством мира и справедливости (т. е. того, что вёльва «видит»). Песнь содержит морально-философскую концепцию, в мифологических образах трактуются проблемы возникновения зла в мире, борьбы добра со злом и уничтожения зла как такового. Большинство исследователей склоняется сейчас к тому, что песнь эта возникла в Исландии в эпоху, переломную между язычеством и христианством, а именно во второй половине или конце Х в., и что она в основном языческая, хотя возможно, что некоторые ее элементы — такие, как идея вины и наказания, осуждения жажды золота, признание женщины виновницей всех бед, — неосознанно заимствованы из христианской религии.
Обретение мудрости.
Ужасную цену потребует Мимир за глоток из источника мудрости! Всеотец был повергнут в смятение этим открытием. Его правый глаз! Навеки лишиться правого глаза! Не лучше ли повернуть назад в Асгард, отказавшись от поисков мудрости?
Ноги несли Одина и не к Асгарду и не к источнику Мимира. Повернув на юг, он увидел Муспелльсхейм, где стоял с пылающим мечом Сурт, чудовищный исполин, который, когда придет день, присоединится к великанам в их войне против богов. Повернув на север, он услышал рев потока Хвергельмира, изливающегося из Нифльхейма, страны мрака и ужаса. И понял Один, что нельзя оставлять мир между Суртом, готовым уничтожить его огнем, и Нифльхеймом, готовым снова вобрать его в свой мрак и пустоту. Он, старейший из богов, должен обрести мудрость, которая поможет спасти мир.И вот, исполненный решимости пережить утрату и боль, Один Всеотец обратил стопы к источнику Мимира. Источник этот находился под громадным корнем Иггдрасиля — тем, что рос в Ётунхейме. И там сидел Мимир, страж источника мудрости, глядя бездонными глазами в бездонные воды. И Мимир, каждый день утолявший жажду из источника мудрости, понял, кто стоит перед ним.
Осушив до дна кубок, данный ему Мимиром, Один собственной рукою вырвал свой правый глаз. Ужасна была боль, которую испытал Один Всеотец. Но с уст его не сорвалось ни стона, ни жалобы. Он уронил голову на грудь и закрыл лицо плащом, когда Мимир взял его глаз и бросил в бездонные воды источника мудрости. Там, в глубинах, и остался глаз Одина, сияя всем, кто склонялся над ними, вечным напоминанием о цене, которую Отец богов заплатил за свою мудрость.
Перебранка Локи.
В уста ненавистного богам противника вложены беспощадные истины: бесповоротное осуждение несовершенных богов, жестокая характеристика их нравственной запятнанности и их бессилия перед мировою судьбою, — и, как вывод, предсказание их неминуемой гибели; предустановленное вечным вселенским законом исчезновение несовершенного мира с его несовершенными богами в очистительном всемирном пожаре.
Заключение
Основываясь на всём вышесказанном, я могу сделать вывод, что скандинавская мифология таит в себе гораздо больше мудрости, чем мы думаем. Викинги в понимании людей были суровыми и беспощадными воинами, грабившими, убивавшими и пировавшими на костях поверженных. Изучая «Старшую» и «Младшую» Эдды, а так же ещё ряд произведений, можно сделать вывод, что народы Древней Скандинавии вовсе не были такими необразованными и безграмотными.
Нужна помощь в написании реферата?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Цена реферата
Если бы не руны, которые стали использоваться для письма, до нас не дошли эти прекрасные песни о суровых и несовершенных богах.
На мой взгляд, это самая глубокая мудрость: знать, что тот, кто видит всё и управляет отчасти судьбой каждого человека, сам может совершить неправильный поступок или злодеяние, однако за это ему придётся заплатить. А как – распорядится Время и норны.
Список использованных источников
1. «Старшая Эдда» в переводе А. И. Корсуна. – Санкт-Петербург, Наука, 2015
2. Фрейя Асвинн, пер. Анна Блейз – «Руны и мистерии северных народов»
3. Томас Карлссон, «Руны и нордическая магия» – М.: Эксмо, 2009. – 224 с.
4. Блюм Ральф, «Книга Рун: руководство по пользованию древним Оракулом. Руны викингов». – М.: ООО Издательство «София», 2010. – 192 с.
Каковы основные элементы скандинавской мифологии?
`;
Язык
Факт проверен
Марк Уоллакотт
Скандинавская мифология — это собрание мифов и сказок скандинавского региона. Хотя мифология строго ограничена Данией, Норвегией и Швецией, она распространяется на Германию, Нидерланды, англосаксонскую Англию и скандинавские колонии, такие как Исландия, Фарерские острова и Гренландия. Он повлиял на близлежащую славянскую мифологию и, в свою очередь, на него повлияли романо-греческие традиции с юга и запада. Мифология была популяризирована в современной культуре Дж.Р.Р. Толкиена, такие фильмы, как «13-й воин» и «Беовульф».
Подавляющее большинство сохранившихся текстов скандинавской мифологии были написаны христианами во время или вскоре после массового обращения скандинавских обществ в христианство. Это означает, что существует вероятность предвзятости и искажения мифологии, так что скандинавская мифология и христианство кажутся похожими. Другая информация о мифологии была представлена от языческих писателей, таких как Тацит.
В скандинавской мифологии космос разделен на несколько миров. Эти миры сосредоточены в Мидгарде, человеческом царстве, более известном на английском языке как «Средиземье». Выше и ниже были царства богов, монстров и сверхъестественных существ, а внизу царства Хель. Асгард был главным царством богов асов, и до него можно было добраться по радужному мосту под названием Биврёст. У каждого Бога есть свой зал, населенный человеческими душами.
Большая часть скандинавской мифологии посвящена богам и богиням. Они схожим образом структурированы и находятся под влиянием классических пантеонов, таких как римляне и греки. Действительно, Тацит проводил параллели между ними в своих исследованиях германцев. Один возглавлял пантеон, а Локи играл обманщика. Среди других богов были Тир, Фрейя, Бальдр и Хеймдалль.
Боги и другие сверхъестественные существа, такие как гиганты или йотуны, эльфы и гномы, были обречены на последнюю битву, известную как Рагнарок. Рагнарёк занимает центральное место в космологии скандинавской мифологии, потому что все сказки ведут к нему. О битве сигнализирует прибытие корабля из гвоздей, и во время боя каждый Бог столкнется с противником. Все главные боги будут убиты в битве. Боги будут защищены армиями избранных душ из их чертогов, известных как Эйнхерии.
Скандинавы поклонялись своим божествам разными способами. Подобно кельтам и славянам, они пользовались святыми местами, особыми деревьями и рощами, грудами камней. Они также участвовали в поклонении предкам и праздниках. Они также приносили в жертву богам еду и животных, чтобы заключить сделку. Ритуал пятна был одним из важнейших элементов скандинавской мифологии.
Вам также может понравиться
Рекомендуется
КАК ПОКАЗАНО НА:
О скандинавской мифологии
Введение
Тевтонская религия распространилась по Германии, Скандинавии и Англии в Средние века, и когда христианство вытеснило ее, старые боги и обряды были уничтожены и забыты. Большая часть наших знаний об этой религии проистекает из Старшей Эдды 9.0040 и Младшая Эдда, , которые были составлены в Исландии в Средние века. Эдды излагают суровый и мрачный взгляд на космос и роль человека в нем.
Мир был создан, когда Один и его братья убили первобытного ледяного великана Имира, и его конец наступит, когда великаны восстанут против Одина и его товарищей и убьют их в бою. Определенная гибель ожидает и богов, и людей, но перед лицом этой гибели единственное благородное занятие — война, и мужественно умереть в бою было единственным способом попасть в Вальхаллу, рай для воинов. Любовь в скандинавских сказках часто сопровождалась убийственными страстями, а предательство было обычным делом. Мир здесь — жесткое, холодное и горькое место для жизни.
Несмотря на суровость этой картины, скандинавы получали огромное удовольствие от таких вещей, как дружба, выпивка и еда, занятия любовью, перехитрить незнакомцев, отомстить за обиды и храбро сражаться. Они были свирепой, упрямой расой, и их мифы не старались скрыть это.
Мы рассмотрим сотворение и разрушение вселенной, некоторые сказания о богах и эпические истории Беовульфа, Вольсунгов и Сигурда. Они дадут более яркую и подробную версию того, как скандинавы видели мир и что они ценили.
Сверхъестественные гонки в скандинавских мифах
Асы были основной расой богов, среди которых были Один, Тор, Тир, Бальдр и Хеймдалль. Они жили в Асгарде и имели временную власть над космосом. Старея, как смертные, эти боги обновляли свою молодость, поедая волшебные яблоки. Их правлению придет конец, и они умрут в Рагнарёк, когда зло победит добро в последней битве.
Ваниры были вторичной расой богов, по существу не отличавшейся от асов. В древние времена ваны и асы сражались друг с другом, пока не был достигнут компромисс, по которому ваны были допущены в Асгард. Среди этих богов были Фрейр и его прекрасная сестра Фрейя.
Гиганты , , будь то ледяные великаны или горные великаны, были ужасными магами, которые жили в Йотунхейме, участвовали в состязаниях с богами и сокрушат космос во время Рагнарока.
Гномы были подземной расой ремесленников.
Валькирии , «выбирающие убитых», были женщинами-воинами, которые отбирали отважных смертных бойцов, погибших в битвах, чтобы жить в Валгалле в Асгарде. Служанки Одина, валькирии были также бессмертными официантками, которые наполняли чаши для питья в Валгалле. Они были видны только мужчинам, готовым умереть в бою.
Главные скандинавские боги
Один (Воден, Вотан) был верховным богом, мастером мудрости, магии и поэзии. Защитник отважных дворян на войне, он также был богом убитых. Один был слеп на один глаз, носил золотой нагрудник и шлем, носил волшебное копье и ездил на невероятно быстром восьминогом коне по имени Слейпнир. На его плечах сидели два ворона, Хугин и Мунин (мысль и память), которые летали по свету и каждую ночь докладывали ему обо всем.
Фригга была женой Одина, которая тоже была мудрой. Она защищала отважных воинов, которыми пренебрег Один. И у Фригг, и у Одина были внебрачные сексуальные связи.
Тор был богом грома, могущественным божеством, прямым по характеру, но страшным для своих врагов. Он защищал воинов-крестьян и обладал поясом, который удваивал его силу, железными перчатками и волшебным молотом Мьёльнир, который всегда поражал цель и возвращался в руку Тора.
Бальдр , сын Одина и Фригг, был особенно почитаем и любим почти всеми существами в мире, но он был первым богом, который умер, убитым предательством Локи.
Tyr руководил публичными собраниями, судебными делами и сражениями. Его руку откусил волк Фенрир, чудовищный враг богов.
Фрей был богом растительности и плодородия.
Фрейя , его сестра, была богиней любви и красоты.
Хеймдалль был стражем богов, стоявшим на радужном мосту Бифрост, который вел в Асгард. Его труба возвестит конец света.
Локи , хоть и допущен в Асгард, но был сыном Великана. Полный злобы и хитрости, он творил много зла, пока боги не связали его в пещере с ядовитой змеей, чтобы мучить его. Он породил трех могучих монстров, в том числе волка Фенрира и Змея Мидгарда.
Хель была богиней преисподней, и половина ее лица имела человеческие черты, а другая половина была пустой. Она правила мертвыми.
Сотворение и Катастрофа
Сначала была только огромная пустота. Но к северу от этой пустоты образовалась область тумана и льда, а к югу — область огня. Нифльхейм был названием Севера, а Муспельхейм — Юга; а тепло последнего растопило часть льда первого, придав Имиру, Ледяному Великану, человеческий облик. Из пота Имира возникла раса гигантов, и по мере дальнейшего таяния ледников была создана огромная корова, чтобы кормить гигантов. Эту корову, в свою очередь, кормили солью, содержащейся во льду. В один день оно лизнуло лед, и появились волосы, на следующий день голова, а на третий день появился бур, полностью сформировавшийся. У Бура был сын Бури, у которого было трое сыновей — Один, Вили и Ве. Эти трое были новой расой, не великанами, а богами. Они объединились и убили Имира. Большинство других гигантов утонули в крови Имира, что создало великое море. Из тела Имира три бога создали твердую землю, землю, а из черепа Имира они сделали небесный свод. Затем Один и его братья создали расу гномов из личинок в теле Имира. К этим трем присоединились другие боги, и вместе они построили Асгард и все его чертоги, чтобы они стали их собственным домом.
Установив свое верховенство, боги сотворили первых смертных, сотворив мужчину из ясеня и женщину из лозы. Боги даровали этой первой паре дыхание, энергию, душу, разум, теплоту и свежесть. И из их потомков мужского пола Один выбрал только самых смелых, чтобы жить в Асгарде после их смерти, ибо эти воины должны были помочь ему в финальном противостоянии с силами зла.
Космос поддерживался огромным ясенем Иггдрасиль. Один из его корней тянулся в Нифльхейм, который был преисподней; другой в Ётунхейм, жилище великанов; другой в Мидгард, дом человека; и один в Асгард, дом богов.