Личные качества Петра I
Афиша мероприятий
Поиск — Категории
Поиск — Контакты
Поиск — Контент
Поиск — Ленты новостей
Поиск — Ссылки
Search — SP Page Builder
Поиск — Метки
Петр
Царь Пётр Алексеевич был высокого роста (203 см), на целую голову выше любой толпы, худощавый, волосы у него были густые, тёмно-каштановые. Внушительная фигура царя с первого взгляда вызывала уважение. От природы он был силач, а постоянное обращение с топором и молотком ещё более развило его мускулатуру и сноровку.
В детстве он был живым и красивым мальчиком. Впоследствии это впечатление портилось следами сильного нервного расстройства, причиной которого считали детский испуг во время событий 1682 года (стрелецкого бунта), а также частые кутежи, надломившие здоровье ещё неокрепшего организма.
Уже на двадцатом году у него тряслась голова, а по лицу то и дело проходили безобразные судороги. Непривычка сдерживать себя сообщала его большим блуждающим глазам резкое, иногда даже дикое выражение, вызывавшее невольную дрожь в слабонервном человеке.
Многолетнее безустанное движение развило в Петре подвижность, потребность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. Торопливость стала его привычкой. Он вечно и во всём спешил. Его обычная походка была такой, что спутники с трудом поспевали за ним вприпрыжку. Петру трудно было усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Эта подвижность в молодые года делала его большим охотником до танцев. Он был обычным и весёлым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и неплохо танцевал.
Рабочий кабинет. Кресло возле стола смастерил сам Пётр
Если Пётр не ехал, не спал, не пировал или не осматривал что-нибудь, он непременно строил. Руки его были вечно в работе, с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при любом представившемся ему случае. Охота к ремеслу развила в нём быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он быстро её усваивал.
С годами Пётр приобрел массу технических знаний. Чуть ли не везде, где он бывал, оставались вещицы его собственного изготовления: шлюпки, стулья, посуда, табакерки и тому подобное. Успехи в ремесле поселили в нём уверенность в ловкости своих рук: он считал себя и опытным хирургом, и хорошим зубным врачом. Бывало, близкие люди, заболевшие каким-нибудь недугом, требовавшим хирургической помощи, приходили в ужас при мысли, что царь узнает об их болезни и явится с инструментами, предложить свои услуги. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми зубами — памятник его зубоврачебной практики.
Царь Пётр на корабельной верфи в Голландии
Но выше всего Пётр ставил мастерство корабельное. Никакое государственное дело не могло удержать его, когда представлялся случай поработать топором на верфи. И он достиг большого искусства в этом деле; современники считали его лучшим корабельным мастером в России. Он был не только зорким наблюдателем и опытным руководителем при постройке корабля: он сам мог сработать корабль с основания до всех технических мелочей его отделки. Морской воздух нужен был ему, как вода рыбе. Этому воздуху вместе с постоянной физической деятельностью Пётр приписывал целебное действие на своё здоровье.
Отсюда же, вероятно, происходил и его несокрушимый, истинно матросский аппетит. Современники говорят, что он мог есть всегда и везде; когда бы ни приехал в гости, он готов был сесть за стол. Вставая рано, часу в пятом, обедал в 11-12 часов и по окончании последнего блюда уходил соснуть. Даже на пиру в гостях не отказывал себе в этом сне и, освежённый им, возвращался снова, готовый есть и пить.
Любитель живого и невзыскательного времяпровождения, Пётр был врагом всякого церемониала. Он всегда конфузился и терялся среди торжественной обстановки, тяжело дышал, краснел и обливался потом. Будничную жизнь свою он старался устроить проще и дешевле. Монарха, которого в Европе считали одним из самых могущественных и богатых, часто видели в стоптанных башмаках и чулках, заштопанных его собственной женой или дочерьми.
Дома, встав с постели, Пётр принимал в простом стареньком халате из китайской нанки, выезжал или выходил в незатейливом кафтане из толстого сукна, который не любил менять. Ездил он на одноколке или на плохой паре и в таком кабриолете, в каком, по замечанию иноземца-очевидца, не всякий московский купец решился бы выехать. В домашнем быту Пётр до конца жизни не любил просторных и высоких зал и за границей избегал пышных королевских дворцов. Он не мог также жить в комнате с высокими потолками, а когда попадал в такую, приказывал делать искусственный низкий потолок из полотна.
Пётр покончил с натянутой пышностью прежней придворной жизни московских царей. При Петре не видно во дворце ни камергеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, называвшихся денщиками. Возвратившись из заграничного путешествия, он перевёл в разряд государственных почти все пахотные земли, числившиеся за его отцом, и сохранил за собой только скромное наследие Романовых: 800 душ в Новгородской губернии. К доходам своего имения он прибавлял лишь обычное жалование, соответствовавшее чинам, которое он постепенно проходил в армии или флоте.
(Продолжение следует)
Список использованной литературы
Павленко, Н.И. Петр Великий / Н. И. Павленко. – Москва : Мысль, 1990.- 591 с.
Пётр Великий // Сто великих династий / Е.Г. Жадько. – Москва : Вече, 2001. — С.255 — 259.
Пётр Великий // Монархи Европы : Судьбы династий / редактор – составитель Н.В. Попов. – Москва : ТЕРРА, 1997.- С. 408 — 415.
Пётр I // Все монархи мира / К. Рыжов. – Москва : Вече, 1999.- С. 485 — 506.
Эти и многие другие книги, рассказывающие о личности Петра Великого, имеются в фонде ЦГБ.
В. Жердева, заведующая информационно-библиографическим отделом
- Назад
- Вперёд
Характеристика Петра 1 кратко – описание личности, правление и место в истории России
4. 6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 182.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 182.
Дать краткую характеристику Петру 1 трудно, так как этот человек царствовал в России в качестве самостоятельного правителя целых 36 лет, с 1689 по 1725 год. Он был противоречивой личностью, первым российским императором, великим полководцем и реформатором.
Воспитание и начало правления
Петр I родился в 1672 году в семье царя Алексея Михайловича. Он был сыном от второго брака с Натальей Нарышкиной.
Рис. 1. Петр I.На престоле он формально оказался в возрасте 10 лет, в 1682 году, в качестве второго царя. Первым царем тогда стал его 16-летний брат Иоанн V, но он не проявлял интереса к государственным делам. Еще один старший брат, Федор Алексеевич, скончался в 1682 году в возрасте 20 лет, но царствовал с 1676 по 1682 год и даже успел провести ряд реформ.
С 1682 по 1689 года Россией фактически управляла царевна Софья, старшая сестра Петра I, а также разные ее фавориты, например, Василий Голицын. В те годы Петр I получал домашнее образование, оно было не слишком хорошим, до конца жизни он писал с ошибками. Молодой Петр интересовался заграничными новшествами и военным делом. Своеобразной «школой жизни» для него стали «потешные полки». В 1689 году он даже приступил к строительству флота на Плещеевом озере.
В 1689 году Петр I вступил в брак с Евдокией Лопухиной. От первой жены у него был сын и наследник — царевич Алексей. Он не поладил с отцом и был казнен в 1718 году. В том же 1689 году осенью он смог свергнуть царевну Софью, но серьезно к государственным делам приступил только с 1695 года.
Рис. 2. Россия при Петре I. Карта.Внешняя и внутренняя политика
Основным направлением внешней политики Петра I стало западное, а второстепенным — южное. В 1696 году ему удалось взять турецкую крепость Азов и построить там флот, но из-за поражения в Прутском походе 1711 года от завоеванного пришлось отказаться. Поход на Хиву 1717 года оказался неудачным, зато в 1722–1723 году Петр I нанес поражение персидскому шаху Тахмаспу II на западном и южном берегах Каспия.
На западном направлении основными событиями жизни Петра I стало Великое посольство в Европу в 1697–1698 годах. Царь инкогнито посетил Голландию, Англию, Австрию, Польшу, немецкие княжества, познакомился с их достижениями и создал военный альянс против Швеции.
Северная война со Швецией в 1700 году началась неудачно. Первую битву под Нарвой Петр I проиграл, но уже в конце декабря 1701 года взял реванш, а в 1703 основал новую столицу России — Санкт-Петербург. В 1704 году он занял Нарву, в 1709 разгромил шведов под Полтавой, а в 1714 одержал первую морскую победу русского флота при Гангуте. К 1721 году под контролем России оказалось побережье Балтийского моря от Выборга до Риги.
Войны совпали с проведением реформ в разных сферах жизни. При Петре I в России появились:
- Новый календарь.
- Регулярная армия и рекрутские наборы.
- Военно-морской флот.
- Первый музей, ботанический сад, Академия Наук, первая газета и различные учебные заведения.
- Новые города – Петербург, Петрозаводск, Бийск, Екатеринбург.
- Металлургия на Урале и в Забайкалье.
- Различные европейские новшества для аристократии, в том числе балы и мода.
- Деление на губернии.
- Синод для управления делами церкви.
- Новые органы государственной власти — Сенат вместо Боярской думы, коллегии вместо приказов.
- Подушная подать. В связи с ней была проведена и первая относительно подробная перепись населения.
- Традиция династических браков с немецкими княжествами.
Описание царствования Петра I и реалий России первой половины XVIII века можно найти во многих источниках, в том числе и в воспоминаниях пленных шведов и морских журналах адмирала Наума Сенявина. А еще в записках Бурхарда Миниха 1760-х, который в последние годы жизни Петра I поступил на службу в России.
Что мы узнали?
Личность Петра 1 кратко изучают в школьном курсе истории 8 класса. Петр Великий провел реформы, затронувшие все сферы жизни общества, а также одержал победу в войнах со Швецией и Персией.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Лилия Снегирёва
5/5
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 182.
А какая ваша оценка?
Петр Великий Абсолютизм — 948 слов
Согласно Детской энциклопедии, абсолютный монарх «имеет право свободно управлять своей страной и гражданами без каких-либо законов или оппозиции, указывающих монархии, что делать». В Европе в течение семнадцатого века абсолютистский взгляд на роль монархии стал более заметным, и можно определить большее количество абсолютных монархов в этот период времени, чем почти в любой другой период в истории. Во время этого появления абсолютных монархов два монарха выделяются как самые влиятельные, могущественные правители: Петр Великий в России и Людовик XIV во Франции. Оба этих правителя воплощают определение абсолютного монарха, и, контролируя различные аспекты своей нации, оба успешно создали более единое национальное государство. Несмотря на …показать больше содержания…
До царствования Петра Великого правитель России не имел никакого контроля над религией своего народа, но после того, как Петр Великий создал Священный Синод, русский царь смог контролировать Русскую Православную Церковь. Священный Синод служил светским, нерелигиозным органом, который контролировал правила и положения Русской Православной Церкви. Более того, создание Петром Священного Синода позволило российскому правителю создать религиозно единое общество и полностью контролировать как религиозные, так и политические вопросы. Кроме того, Петр Великий расширил территорию России до Балтийского моря из-за необходимости порта с теплой водой. Во время царствования Петра в 1720-х годах России был нужен порт с теплой водой, чтобы успешно торговать с другими европейскими странами. Петр Великий хотел сделать Россию европейской державой, и для этого ему нужно было завоевать порт с теплой водой, чтобы увеличить русское богатство. По этой причине Петр I объявил войну Швеции, чтобы контролировать порт на Балтийском море и расширить Россию на восток в ходе Северной войны. Также, чтобы увеличить свою власть над русским дворянством, Петр Великий создал Табель о рангах, чтобы контролировать, какие аристократы становятся дворянами. Система табель о рангах предполагала, что аристократы, работающие на военной и гражданской службе, должны подняться в «чинах» 9.0003 …показать больше содержания…
В 1685 году Людовик XIV издал Фонтенблоский эдикт, который отменил старый Нантский эдикт. Ранее Нантский эдикт разрешил французам исповедовать кальвинизм наряду с католицизмом, что привело к отсутствию религиозного единства. Чтобы создать это религиозное единство во Франции и укрепить Францию как единую нацию, Людовик XIV издал Эдикт Фонтенбло, который отменил Нантский эдикт и заявил, что французы могут исповедовать только католицизм. Кроме того, Людовик XIV расширил территорию Франции, так что Франция могла достичь своих естественных границ реки Рейн, Пиренеев и Альп. Чтобы расшириться до естественных границ Франции, Людовик вторгся в испанские Нидерланды и Голландскую республику, чтобы расширить французские земли. В частности, Людовик XIV успешно получил две крепости, которые помогли ему контролировать внутренние водные пути, Маастрихт и Трир. Кроме того, Людовик XIV создал систему, позволяющую контролировать дворян в мантии и не позволять им вмешиваться в важную политику правительства. В середине семнадцатого века Людовик построил Версальский двор, чтобы дворяне в мантии могли остаться и заняться легкомыслиями придворной жизни. При Версальском дворе эти дворяне соревновались друг с другом, чтобы посмотреть, как Людовик XIV просыпается каждое утро и сражается за то, где
Получить доступ
Какова предыстория 1 Петра?
Предыстория 1 Петра
1
Автор, дата и получатели
Апостол Петр написал это письмо (1 Петра 1:1). Когда-то он был рыбаком, а теперь стал учеником, «свидетелем страданий Христовых» (1 Петра 5:1). Вероятно, он написал письмо из Рима (см. 1 Петра 5:13; «Вавилон» почти наверняка относится к Риму) примерно в 62–63 годах нашей эры, во время правления Нерона. Послание адресовано христианам, рассеянным в «Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии» (1 Петра 1:1). Это район к северу от Таврских гор в Малой Азии (современная Турция). На эти территории повлияла греко-римская культура, и они находились под контролем римлян с середины первого века до нашей эры.
2
Тема
Те, кто упорны в вере, несмотря на преследования, должны быть полны надежды. Они, безусловно, насладятся спасением в последнее время, поскольку они уже наслаждаются Божьими спасительными обетованиями через смерть и воскресение Христа.
3
Цель
Петр пишет, чтобы побудить своих читателей переносить страдания и гонения (1 Петра 1:6–7; 2:18–20; 3:9, 13–17; 4:1–4, 12). –19; 5:9), полностью отдав себя Богу (1 Петра 4:19). Они должны оставаться верными во времена бедствия, зная, что Бог оправдает их и что они обязательно насладятся обещанным Господом спасением. Смерть и воскресение Христа являются образцом для верующих. Как Христос страдал, а затем вошел в славу, так и Его последователи будут страдать, прежде чем будут вознесены.
4
Ключевые темы
1. Те, кто страдает как христиане, окажутся верными, когда Христос вернется (1 Петра 1:6–9; 2:18–25; 3:13–22; 4:12–19). .
2. Церковь – это новый храм, новый Израиль, новый народ Божий (1 Петра 1:1–2; 2:4–10).
3. Верующие должны возлагать надежду на свое наследие последнего времени (1 Петра 1:3–9, 13–16).
4. Христос умер вместо грешников. Его смерть является основанием для их новой жизни (1 Петра 1:17–21; 2:24; 3:13–22).
5. Страдания Христа являются примером для Его учеников (1 Петра 2:21–23).
6. Воскреснув, Христос одержал победу над своими врагами (1 Петра 3:18–22).
7. Христиане должны жить праведно дома и в обществе (1 Петра 2:11–3:7).
8. Новая жизнь во Христе – это основа жизни в любви и святости (1 Петра 1:3; 1:13–2:3).
5
Схема
I. Открытие (1:1–2)
II. Призванные к спасению в изгнании (1:3–2:10)
III. Жить как пришельцы, чтобы прославлять Бога во враждебном мире (2:11–4:11)
IV. Непреходящие страдания (4:12–5:11)
V. Заключительные слова (5:12–14)
6
Окружение 1 Петра
Общее послание 1 Петра
Петр написал это письмо побуждать верующих, разбросанных по известному миру, стойко переносить страдания. Ибо в страданиях они следуют по стопам своего Спасителя, смертью и воскресением Которого они спасены.
1
Первый Петр и история искупления
Петр явно связывает свое письмо с историей искупления, разворачивающейся на протяжении всей истории. Он цитирует как персонажей, так и цитаты из Ветхого Завета.
Персонажи Ветхого Завета
В начале письма Петр описывает спасение, которое пришло через Иисуса Христа, и отмечает, что ветхозаветные пророки с большим усердием пытались понять время и личность Мессии (1 Петра 1:10–11). ). В главе 3 Петр ссылается на Авраама и Сарру при обсуждении христианского брака (1 Петра 3: 6), а позже он обращается к рассказу о Ное и потопе, чтобы описать значение христианского крещения (1 Петра 3: 18–22).
Цитаты из Ветхого Завета
Еще один способ, которым Петр связывает свое послание с историей искупления, заключается в его повсеместном использовании цитат и намеков из Ветхого Завета. Петр цитирует Левит (1 Петра 1:16), Псалтирь (1 Петра 2:7; 3:10–12) и Исайю (1 Петра 1:24–25; 2:6, 8). Он использует язык системы жертвоприношений Ветхого Завета, говоря о Христе как о «агнце без порока и пятна» (1 Петра 1:19), а о верующих как о «доме духовном… . . священство святое» (1 Петра 2:5). О верующих из язычников, которым он пишет, говорится в категориях ветхозаветного народа Божия: «вы — род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Петра 2:9).; сравни Исход 19:6). Глава 2 Первого послания Петра наполнена намеками на Исаию 53, поскольку Петр описывает искупительные страдания Христа (1 Петра 2: 21–25).
Во всем этом мы видим, что Петр рассматривает пришествие Христа и особенно Его смерть и воскресение как кульминацию человеческой истории. Весь Ветхий Завет завершается во Христе. Христос «был предузнан прежде создания мира, но явился в последние времена для вас. . ». (1 Петра 1:20). И однажды он придет снова (1 Петра 1:7). В то время как мы все еще ожидаем полноты спасения с концом века (1 Петра 1:5), мы также живем в знании, что мы уже в последние дни из-за первого пришествия Христа.
2
Универсальные темы в 1 Петра
Этот мир не наш дом
Петр называет своих читателей «избранными изгнанниками рассеяния» (1 Петра 1:1). Он опирается на еврейский опыт изгнания со своей родины и «рассеяния» за столетия до прихода Христа. По мнению Петра, христиане — это те, чей истинный дом — небеса. В главе 2 он подчеркивает это, называя верующих «пришельцами и переселенцами» (1 Петра 2:11). Мы паломники в этом мире, путешествующие к нашему истинному дому на восстановленной новой земле. По этой причине тема надежды звучит в 1 Петра, когда мы с нетерпением ожидаем своего наследия и конца всем страданиям (1 Петра 1:3–9)., 13, 21; 3:15; 4:7; 5:4, 10). Где бы ни жили верующие по всему земному шару, этот падший мир не является нашим домом. Как сказал Павел, «наше гражданство на небесах» (Филиппийцам 3:20).
Страдания Христа как показательные и заместительные
На протяжении всего этого письма Петр ликует в работе Христа. Он говорит об этом как о примере для подражания (1 Петра 2:21–23; 4:1, 13–14), а также как о спасительном деле для нас (1 Петра 1:18–19; 2:24; 3: 18). Наши собственные страдания ничего не добавляют к достаточности страданий Христа в уплате цены за наши грехи. Тем не менее, мы должны подражать смирению и доверчивости, с которыми он страдал. Если мы будем стремиться подражать Христову примеру страданий, не понимая, как Его страдания спасли нас, мы будем испытывать только чувство вины, и наши страдания будут безрадостными. С другой стороны, принимать работу Христа от нашего имени, пренебрегая искренним следованием Его примеру страданий (Матфея 16:24), также однобоко и нездорово.
Святая жизнь в обществе и дома
Благодаря великому спасению, в которое были включены христиане, они призваны жить соответственно. Поскольку мы теперь дети Божьи, мы должны быть святы, как Он свят (1 Петра 1:14–16). Петр особенно подчеркивает наше поведение дома и отношения с неверующим и часто враждебным обществом вокруг нас. Например, в семье жены и мужья призваны относиться друг к другу в соответствии со своим спасением (1 Петра 3:1–7). В обществе верующие должны подчиняться властям (1 Петра 2:13–17). Прежде всего, Петр призывает верующих терпеть страдания, которые выпадают на их пути из-за их верности Христу (1 Петра 2:19).–21; 3:8–17; 4:12–19; 5:10).
3
Глобальное послание 1 Петра на сегодняшний день
Первое послание Петра является сильным лекарством для всемирной церкви сегодня.
Царственное священство
Петр описывает церковь в терминах, используемых для обозначения единого народа Израиля в Ветхом Завете – «царственное священство, народ святой» (1 Петра 2:9). Однако в своем приветствии он уже сказал, что пишет верующим из язычников, рассеянным по всей Римской империи, «в Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии» (1 Петра 1:1). Христиане во всем мире, какими бы разными они ни были в жизни и внешнем виде, являются частью единой Божьей семьи. Когда мы взаимодействуем с миром, то и словом, и делом мы делаем это с радостным чувством солидарности со всеми другими верующими во всем мире. И точно так же, как народ Израиля должен был быть царственным священством, являющимся посредником в благословении Бога для народов, так и мы сегодня являемся священниками Бога. Мы, как церковь, передаем благословение Евангелия всем людям повсюду.
Надежда среди страданий
Солидарность, объединяющая всех верующих, распространяется и на наши невзгоды. Когда мы страдаем, мы страдаем вместе, ходатайствуя друг за друга, неся бремя друг друга, защищая друг друга, проявляя друг к другу милосердие и доброту. Как и сегодняшние христиане во многих отношениях и во многих местах, люди, которым Петр писал, подвергались различного рода враждебности. Поэтому мы прислушиваемся к призыву Петра обратить взоры к величественной надежде, к которой мы призваны.