Особенности эллинизма: Эпоха эллинизма — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Древняя Греция

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов. Одним из основополагающих культурных явлений III—I вв. до н. э., без сомнения, следует считать эллинизацию местного населения на восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев, который хлынул на завоеванные земли. Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение. Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей.

Регионом наиболее интенсивной эллинизации стало Восточное Средиземноморье. На Ближнем Востоке в богатых семьях правилом хорошего тона было воспитывать детей в эллинском духе. Результаты не заставили себя долго ждать: среди эллинистических мыслителей, писателей, ученых мы встречаем немало выходцев из стран Востока (среди них наиболее известны философ Зетон, историки Манефон и Берос).

Пожалуй, исключением, единственной областью, упорно сопротивлявшейся процессам эллинизации, была Иудея. Специфические особенности культуры и мировоззрения еврейского народа обусловливали его стремление к сохранению этнической, бытовой и особенно религиозной самобытности. В частности, иудейский монотеизм, представлявший собой более высокую ступень религиозного развития по сравнению с политеистическими верованиями греков, решительно препятствовал заимствованию извне каких бы то ни было культов и теологических идей. Правда, некоторые иудейские цари II—I вв. до н. э. (Александр Яшгай, Ирод Великий) были поклонниками эллинских культурных ценностей. Они возводили в столице страны Иерусалиме монументальные здания в греческом стиле, пытались даже организовывать спортивные Игры.

Но со стороны населения такие начинания никогда не встречали поддержки, а часто проведение прогреческой политики наталкивалось на упорное сопротивление.

В целом же процесс эллинизации в Восточном Средиземноморье был весьма интенсивным. В итоге весь этот регион на многие века стал ареалом греческой кулътуры и греческого языка. Именно в эпоху эллинизма в ходе унификационных процессов на основе отдельных диалектов (при наибольшей роли классического аттического) сложился единый греческий язык – койне.

Таким образом, после походов Александра Македонского в состав эллинского мира входила не только собственно Греция, как в предыдущие эпохи, но и весь обширный эллинизированный Восток.

Конечно, местная культура Ближнего Востока имела собственные традиции, причем в ряде стран (Египет, Вавилония) они были значительно более древними, чем греческие. Неизбежен был синтез греческих и восточных культурных начал. В этом процессе греки были активной стороной, чему способствовал более высокий социальный статус греко-македонских завоевателей по сравнению с положением местного населения, которое оказывалось в роли воспринимающей, пассивной стороны.

Образ жизни, приемы градостроительства, «стандарты» литературы и искусства – все это на землях бывшей персидской державы выстраивалось теперь по греческим образцам. Обратное влияние– восточной культуры на греческую – в эпоху эллинизма менее заметно, хотя оно тоже было немалым. Но проявлялось оно на уровне общественного сознания и даже подсознания, в основном в сфере религии.

Важным фактором развития эллинистической культуры было изменение политической ситуации. Жизнь новой эпохи определялась не множеством враждующих полисов, а несколькими крупными державами. Эти государства различались, в сущности, лишь правящими династиями, а в цивилизационном, культурном, языковом плане представляли собой единство. Такие условия способствовали распространению элементов культуры по всему эллинистическому миру. Эпоха эллинизма отличалась большой

мобильностью населения, но особенно это было характерно для «интеллигенции».

Если греческая культура прежних эпох была полисной, то в эпоху эллинизма впервые можно говорить о складывании единой мировой культуры.

В образованных слоях общества на смену полисному коллективизму окончательно пришел космополитизм – ощущение себя гражданами не «малой родины» (своего полиса), а всего мира. В тесной связи с распространением космополитизма находится рост индивидуализма. Во всех сферах культуры (религия, философия, литература, искусство) главенствует уже не коллектив граждан, а

отдельный индивид, со всеми его чаяниями и эмоциями. Безусловно, и космополитизм, и индивидуализм проявились еще в IV в. до н. э., в период кризиса классического полиса. Но тогда они были характерны лишь для некоторых представителей интеллектуальной элиты, а в новых условиях стали элементами преобладающего мироощущения.

Еще одним весьма значимым фактором культурной жизни эпохи эллинизма была активная государственная поддержка культуры. Богатые монархи не жалели средств на культурные цели. Стремясь прослыть просвещенными людьми, снискать славу в греческом мире, они приглашали к своим дворам знаменитых ученых, мыслителей, поэтов, художников, ораторов и щедро финансировали их деятельность. Безусловно, это не могло не придавать эллинистической культуре в известной степени «придворный» характер. Интеллектуальная элита ориентировалась теперь на своих «благодетелей» – царей и их окружение. Культуру эпохи эллинизма характеризует ряд черт, которые показались бы неприемлемыми свободному и политически сознательному греку из полиса классической эпохи: резкое уменьшение внимания общественно-политической проблематике в литературе, искусстве и философии, порой неприкрытое подобострастие по отношению к власть имущим, «куртуазность», зачастую становившиеся самоцелью.

Карнак. Пилон Эвергета Птолемея III. Фотография

Особенно активную культурную политику проводили самые богатые из монархов эллинистического мира – египетские Птолемей. Уже основатель этой династии диадох Птолемей I открыл в начале III в. до н. э. в своей столице Александрии центр всех видов культурной деятельности, особенно литературной и научной, – Мусей (или Музей). Непосредственным инициатором создания Мусея был философ Деметрий Фалерский – бывший тиран Афин, после своего изгнания бежавший в Египет и поступивший на службу к Птолемею.

Мусей представлял собой комплекс помещений для жизни и работы ученых и писателей, которых приглашали в Александрию со всех концов греческого мира. Помимо спален, столовой, садов и галерей для отдыха и прогулок, он включал в себя также «аудитории» для чтения лекций, «лаборатории» для научных занятий, зоосад, ботанический сад, обсерваторию и, конечно же, библиотеку. Гордость Птолемеев, Александрийская библиотека была крупнейшим книгохранилищем античного мира. К концу эпохи эллинизма в ней насчитывалось около 700 тысяч папирусных свитков. Главой библиотеки назначался обычно известный ученый или писатель (в разное время эту должность занимали поэт Каллимах, географ Эратосфен и др.).

Цари Египта ревностно заботились о том, чтобы по возможности все книжные «новинки» попадали к ним в руки. Был издан указ, согласно которому с кораблей, прибывавших в александрийскую гавань, изымались все имевшиеся там книги. С них делали копии, которые и отдавали владельцам, а оригиналы оставляли в Александрийской библиотеке.

Особенное пристрастие эти «монархи-библиофилы» питали к редким экземплярам. Так, один из Птолемеев взял в Афинах – якобы на время – ценнейшую, уникальную в своем роде книгу, содержавшую официально утвержденный текст лучших произведений греческих классиков: Эсхила, Софокла и Еврипида. Египетский царь возвращать книгу и не собирался, предпочтя заплатить афинским властям огромный штраф.

Когда составлением библиотеки активно занялись также цари Пергама, Птолемеи, опасаясь конкуренции, запретили экспорт папируса за пределы Египта. Чтобы преодолеть возникший кризис с писчим материалом, в Пергаме был изобретен пергамент – особым образом обработанная телячья кожа. Книги из пергамента имели уже привычную нам форму кодекса. Однако, несмотря на все старания царей Пергама, их библиотека уступала Александрийской (в ней было около 200 тысяч книг).

Создание крупных библиотек знаменовало собой еще одну новую реальность эллинистической культуры. Если культурная жизнь полисной эпохи во многом определялась устным восприятием информации, что способствовало развитию в классической Греции ораторского искусства, то теперь много информации распространяется письменным путем. Литературные произведения создаются уже не для декламации в общественном месте, не для чтения вслух, а для чтения в узком кругу или просто наедине с собой (скорее всего, именно в эпоху эллинизма впервые в истории возникла практика чтения «про себя»). Ораторы же блистали красноречием преимущественно при дворах могущественных владык. Их речи теперь характеризовали не гражданский пафос и сила убеждения, а вычурность и холодность стиля, техническое совершенство, когда форма преобладает над содержанием.

В эпоху эллинизма самые крупные греческие культурные центры находились не в Балканской Греции, а на Востоке. Это прежде всего Александрия, где процветали наука, поэзия, архитектура. В богатом Пергаме, кроме библиотеки, существовала замечательная школа скульпторов. С ней конкурировала такая же школа на Родосе; этот остров, кроме того, стал и центром риторского образования. Впрочем, продолжали сохранять свою ведущую роль в духовной и культурной жизни греческого мира и древние Афины, в которых по-прежнему находились наиболее значительные философские школы, а на сцене театра Диониса регулярно давались театральные представления.

Пергамский алтарь. Реконструкция

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Особенности развития немецкой культуры

Особенности развития немецкой культуры Переходный характер эпохи раннего Нового времени, ментальные и социальные изменения, распространение гуманистических идей существенно повлияли на культурное развитие немецких земель. Одним из мощнейших факторов влияния было

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и

Особенности развития немецкой культуры

Особенности развития немецкой культуры Переходный характер эпохи раннего Нового времени, ментальные и социальные изменения, распространение гуманистических идей существенно повлияли на культурное развитие немецких земель. Одним из мощнейших факторов влияния было

Особенности культуры

Особенности культуры В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько подгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские народы, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и

2. Особенности древнерусской культуры

2. Особенности древнерусской культуры 2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской

1. Особенности русской культуры

1. Особенности русской культуры 1.1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. • Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к

1. Особенности культуры изучаемого периода

1. Особенности культуры изучаемого периода Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу деятелей искусства и

1. Особенности китайской культуры

1. Особенности китайской культуры Китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тыс. до н. э. Китайская культура обрела уникальный характер: она рациональна и практична. Для Китая свойственен

1. Особенности индийской культуры

1.  Особенности индийской культуры Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основы глобальной цивилизации человечества. Достижения индийской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а также на Европу. Расцвет

1. Особенности античной культуры

1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе

1. Особенности японской культуры

1. Особенности японской культуры Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его философские и эстетические

1.

 Особенности культуры арабских стран

1. Особенности культуры арабских стран География современного арабского мира удивительно разнообразна. Аравийский полуостров поделили между собой Саудовская Аравия, Йемен, Оман и другие государства. Ирак стал преемником цивилизаций Месопотамии; Сирия, Ливан и Иордания

1. Особенности культуры Возрождения

1. Особенности культуры Возрождения Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном

1. Особенности культуры Нового времени

1. Особенности культуры Нового времени С начала XIX в. происходит резкое изменение среды обитания человека – городской образ жизни начинает превалировать над сельским. В XIX в. начинается бурный процесс. Изменяется мышление

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Борьба большевистской партии за передовую культуру. Зарождение пролетарской культуры. Созданная В. И. Лениным пролетарская партия подняла знамя последовательной борьбы не только против социального и национального угнетения, но и за

Особенности материальной культуры

Особенности материальной культуры Специфика материальной культуры — один из существенных признаков любого этноса. Однако, как было убедительно показано С. А. Токаревым [Токарев, 1970], материальная культура имеет различные функции, среди которых наряду с

1. Особенности эллинистической культуры. История Древней Греции

1. Особенности эллинистической культуры

Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в которых жил человек эллинистической эпохи. Если в предшествующее время человек ощущал себя прежде всего жителем небольшого полиса в Греции или деревенской общины на Переднем Востоке, то в эпоху эллинизма усилилось перемещение и смешение населения, раздвинулись узкие рамки и житель не только крупных держав Селевкидов, Птолемеев, Македонии или Пергама, но даже небольших греческих полисов почувствовал, что он не только член своего города или общины, где родился, но и более крупного территориального объединения и в определенной степени всего эллинистического мира. Особенно это относилось к грекам и македонянам. Родившийся в глухой Аркадии грек мог оказаться на службе в Египте, далекой Бактрии и Причернаморье и воспринимал это не как чрезвычайный поворот судьбы, а как обычное течение своей жизни.

Расширение окружающего человека мира, знакомство с новыми условиями жизни и местными, часто очень древними традициями обогащало умственный кругозор, усиливало творческое начало каждого человека, создавало благоприятные условия для развития культуры.

Как уже известно, в период эллинизма наблюдается интенсификация хозяйства, рост общественного и личного богатства социальных слоев и отдельных людей. Эллинистические общества располагали большими материальными возможностями, и часть средств могла быть затрачена на финансирование культуры.

Социальная структура эллинистического общества, предполагающая сочетание рабовладения полисного типа и древневосточных общественных отношений, многообразие социальных и классовых противоречий, нестабильность социальной системы эллинизма в целом создавали особую общественную атмосферу, комплекс различных взаимоотношений общественных групп и слоев, которые воплощались в различных идеологических системах, по-разному проявлялись в философии и науке, архитектуре и скульптуре, мелкой пластике или литературе.

Изменилась и роль государства в сфере культуры по сравнению с классическим временем. Эллинистические монархии, располагавшие огромными материальными ресурсами, разветвленным центральным и местным аппаратом, выработали определенную политику в области культуры, сделали попытку направить процесс культурного творчества в нужное им русло, выделяя значительные средства для финансирования тех или иных отраслей культуры. Особое внимание было уделено превращению столиц, резиденций эллинистических правителей и их центрального аппарата в мощные культурные центры не только своей державы, но и всего эллинистического мира. К царским дворам приглашали крупных ученых из разных уголков эллинистического мира, получавших содержание из государственных средств и ведущих научную работу. Такие коллективы ученых сложились в Антиохии на Оронте, Пергаме, Сиракузах, Афинах, на Родосе и других городах, но наиболее крупный находился в Александрии при царском дворе Птолемеев. Основатель династии Птолемей Сотер, по совету одного из учеников Аристотеля Деметрия Фалерского, основал особое учреждение, посвященное девяти музам, и назвал его музеем. Музей включал ряд помещений, предназначенных для чтения лекций и научных занятий, библиотеку. К концу III в. до н. э. большая часть книжных богатств древности была сосредоточена в Александрийской библиотеке Музея. Она насчитывала свыше полумиллиона папирусных свитков. Кроме библиотеки были построены спальни и общая столовая для проживающих здесь ученых, специальные помещения для прогулок. На содержание музея отпускались специальные средства из царской казны. Птолемей охотно приглашали для работы в музее наиболее выдающихся ученых со всего эллинистического мира. В III в. до н. э. в Александрийском музее работали Аполлоний Родосский, Эратосфен, Аристарх, Архимед, Эвклид, Каллимах и многие другие прославленные ученые. Главой музея был хранитель библиотеки, который вместе с тем был воспитателем наследника египетского престола. Птолемей всячески покровительствовали деятельности Александрийского музея, щедро субсидируя его, сами принимали участие в работе ученых. Александрийский музей превратился в хорошо организованную, своего рода международную академию, мощный научный и культурный центр, влияние которого на судьбы эллинистической науки и культуры было огромным. Значительная часть выдающихся научных открытий этой эпохи была сделана александрийскими учеными. Важным фактором активного развития эллинистической культуры было взаимодействие традиций собственно эллинской и древневосточной культур. Синтез греческии древневосточных начал дал особенно богатые результаты в области мировоззрения и философии, науки и религии. Эллинистическая культура стала синтезом греческой полисной и древневосточной культуры, но в этом синтезе структурообразующую роль играла греческая культура, именно она определяла облик эллинистической культуры. Признанным языком был греческий в форме общегреческого языка койне, на котором общались все образованные слои эллинистического общества, создавалась эллинистическая литература. На греческом языке говорили и писали не только греки, но и воспринявшие греческую культуру образованные люди из местных народностей. Греческий облик эллинистической культуры определялся также и тем, что решающий вклад в создание большинства культурных ценностей внесли именно греки (представителей местных народов нам известно мало), а развитие большинства отраслей культуры (кроме, возможно, религии) определялось тем, что создали греки в классический период V–IV вв. до н. э. (градостроительство, архитектура, скульптура, философия, театр и др. ). Эллинистическая культура является закономерным продолжением тех направлений, жанров, круга идей и представлений, которые сложились в Греции в V–IV вв. до н. э. Воздействие древневосточной культуры на развитие эллинистической культуры проявилось не столько в общем характере тех или иных направлений культуры, сколько в оплодотворении ее рядом новых идей, например идей мистицизма и глубокого индивидуализма в философии, внедрении ряда достижений древневосточной науки, в частности в медицине, астрономии и многих других.

Особенности развития немецкой культуры

Особенности развития немецкой культуры Переходный характер эпохи раннего Нового времени, ментальные и социальные изменения, распространение гуманистических идей существенно повлияли на культурное развитие немецких земель. Одним из мощнейших факторов влияния было

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и

Особенности развития немецкой культуры

Особенности развития немецкой культуры Переходный характер эпохи раннего Нового времени, ментальные и социальные изменения, распространение гуманистических идей существенно повлияли на культурное развитие немецких земель. Одним из мощнейших факторов влияния было

Особенности культуры

Особенности культуры В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько подгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские народы, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и

2. Особенности древнерусской культуры

2.  Особенности древнерусской культуры 2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской

1. Особенности русской культуры

1. Особенности русской культуры 1.1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности.• Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к

1. Особенности культуры изучаемого периода

1. Особенности культуры изучаемого периода Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу деятелей искусства и

1.

 Особенности китайской культуры

1. Особенности китайской культуры Китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тыс. до н. э. Китайская культура обрела уникальный характер: она рациональна и практична. Для Китая свойственен

1. Особенности индийской культуры

1. Особенности индийской культуры Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основы глобальной цивилизации человечества. Достижения индийской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а также на Европу. Расцвет

1. Особенности античной культуры

1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе

1. Особенности японской культуры

1. Особенности японской культуры Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его философские и эстетические

1. Особенности культуры арабских стран

1. Особенности культуры арабских стран География современного арабского мира удивительно разнообразна. Аравийский полуостров поделили между собой Саудовская Аравия, Йемен, Оман и другие государства. Ирак стал преемником цивилизаций Месопотамии; Сирия, Ливан и Иордания

1. Особенности культуры Возрождения

1.  Особенности культуры Возрождения Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном

1. Особенности культуры Нового времени

1. Особенности культуры Нового времени С начала XIX в. происходит резкое изменение среды обитания человека – городской образ жизни начинает превалировать над сельским. В XIX в. начинается бурный процесс. Изменяется мышление

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Борьба большевистской партии за передовую культуру. Зарождение пролетарской культуры. Созданная В. И. Лениным пролетарская партия подняла знамя последовательной борьбы не только против социального и национального угнетения, но и за

Особенности материальной культуры

Особенности материальной культуры Специфика материальной культуры — один из существенных признаков любого этноса. Однако, как было убедительно показано С. А. Токаревым [Токарев, 1970], материальная культура имеет различные функции, среди которых наряду с

эллинистический век | История, характеристики, искусство, философия, религия и факты

мифологическая фигура

Смотреть все медиа

Дата:
323 г. до н.э. — 30
Ключевые люди:
Антиох IV Эпифан Эвагорас

См. весь соответствующий контент →

Эллинистическая эпоха г., в восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке, период между смертью Александра Македонского в 323 г. до н. э. и завоеванием Египта Римом в 30 г. до н. э. По некоторым причинам этот период продлевается еще на три с половиной века, до переноса Константином Великим своей столицы в Константинополь (Византию) в 330 г. н.э. В результате распада империи Александра возникли многочисленные царства, в том числе Македонское, Селевкидское и Птолемеевское, которые послужили основой для распространения греческой (эллинской) культуры, смешения греков с другими народами и слияния греков. и восточные элементы.

Политические события

Преемники Александра

Ничто так ясно не раскрывает личность Александра Македонского, как то, как люди, казавшиеся рядом с ним пигмеями, теперь стали лидерами мира, который он оставил позади. Кровь еще считалась: единственный родственник мужского пола, умственно отсталый, незаконнорожденный сын Филиппа, был провозглашен царем как Филипп III Арридей ( ок. 358–317), вместе с сыном Роксаны Александром IV (323–310), родившимся после его смерть отца в августе; оба были просто подставными лицами. На данный момент Антипатр утвердился у власти в Македонии и Греции. В Вавилоне власть разделили два старших офицера, Пердикка ( с. 365–321) и Кратер ( c. 370–321). По общему согласию от текущих планов Александра отказались. Его генералы должны были довольствоваться должностью губернатора. Антигона Монофтальма («Одноглазый»; ок. 382–301), как и Антипатра, не было в Вавилоне на момент смерти Александра в 323 г. Почти 10 лет он правил Фригией и проявил храбрость. солдат и компетентный администратор. Его твердость и тактичность были популярны в греческих городах. Из полководцев в Вавилоне это был Птолемей ( с. 367/366–283), которые с самого начала рассчитали, что империя не устоит. Он обеспечил себе управление Египтом, где стремился основать независимое царство. Лисимах ( г. ок. 360–281) получил менее привлекательное задание управлять Фракией. Двое других, Леоннат и Селевк, известные своей физической и военной доблестью, ждали событий. Солдаты не принимали во внимание Эвмена из Кардии, который нес основную ответственность за гражданское управление, но он знал об империи больше, чем кто-либо другой.

Подавлено восстание греческих наемников, обосновавшихся в Бактрии, но желавших вернуться в Грецию. Смуту в Греции, возглавляемую афинянами и направленную на освобождение городов от македонских гарнизонов, было сложнее контролировать. Спарта отказалась участвовать, как и острова, но коалиция Афин с Аргосом, Сикионом, Элидой и Мессенией, поддержанная беотийцами, этолийцами и фессалийцами, стала серьезным вызовом власти Антипатра. Какое-то время Антипатр находился в тяжелом положении в Ламии (война 323–322 годов известна как Ламианская война). Леоннат вмешался, номинально поддерживая, но на самом деле стремясь узурпировать власть Антипатра; однако он был убит в бою. В конце концов Антипатр победил, Афины капитулировали, а Демосфен (голос и символ антимакедонских настроений) покончил жизнь самоубийством. Антипатр восстановил македонскую власть самодержавно, без всякой чепухи о «свободной» Коринфской лиге.

История борьбы за власть в течение следующих двух десятилетий или около того чрезвычайно сложна. Первый Пердикка, правивший от имени двух царей при поддержке Эвмена, был обвинен в личных амбициях и был убит. Войска сделали Антипатра регентом (Кратер был убит в битве), а Антигон вместе с сыном Антипатра Кассандром ( ок. 358–297) в качестве заместителя командующего был поставлен во главе армий в Азии. Птолемей был в безопасности в Египте; Селевк ( с. 358–281), правитель Вавилона, и Лисимах во Фракии продолжали наблюдать и ждать; и Евмен, немакедонец с состоянием за спиной, мог претендовать на то, чтобы представлять царей против амбиций генералов и губернаторов.

Викторина «Британника»

Древняя Греция: правда или вымысел?

Затем, в 319 г., Антипатр умер, и ему наследовал высокопоставленный полководец, но неумелый политик по имени Полиперхонт, который пытался завоевать расположение греков материка новым провозглашением их свобод. В результате афиняне воспользовались своей свободой, чтобы казнить промакедонцев, в том числе достойного, но компрометирующего Фокиона. Вспыхнула война. Эвмен в союзе с Полиперхоном бросил вызов Антигону и захватил Вавилон, но был предан и убит в 316 г. Селевк бежал в Египет. Позиция Полиперхона была слабой, и вскоре он был вытеснен способным, многообещающим Кассандром. Став хозяином Македонии и большей части Греции, Кассандр перестроил Фивы и поставил аристотелевца Деметрия Фалерского во главе Афин. Олимпиада, ужасная мать Александра Македонского, устранила Филиппа III. Кассандр казнил ее, оставив Роксану и Александра IV под своей защитой — или охраной.

Антигон стал доминирующей фигурой в старой бригаде. Кассандр, Птолемей и Лисимах сформировали против него коалицию. Четыре года (315–311) они сражались в нерешительности. Антигон проявил себя энергичным, находчивым и изобретательным, но не смог нанести решающий удар. Единственная крупная перемена произошла в результате блестящего переворота, в результате которого Селевку удалось вернуть себе Вавилон. В 311 году четыре лидера согласились разделить мир, оставив Птолемея с Египтом и Кипром, Антигона с Азией, Лисимаха с Фракией и Кассандра с Македонией и Грецией, но только до совершеннолетия Александра IV в 305 году. Селевк был исключен.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Королевская кровь, однако, была быстро забыта в погоне за властью. Кассандр убил Роксану и молодого Александра в 310 году, вскоре после того, как Антигон тщетно пытался сокрушить Селевка. Однако Селевк удержал разрушенный Вавилон и восточные провинции, за исключением Индии, которую ему пришлось уступить индийскому царю Чандрагупте. Теперь у Антигона была эффективная поддержка его блестящего сына Деметрия (336–283), известного как Полиоркет, или Осаждающий, который изгнал другого Деметрия и восстановил демократию и, в конечном итоге, Коринфский союз; он был воспет с божественными почестями и получил Парфенон в качестве своего дворца. Деметрий, также в 306 г., сокрушил Птолемея в морском сражении и захватил Кипр и Эгейское море, хотя и потерпел неудачу в знаменитой осаде Родоса (305–304). Антигон и Деметрий теперь провозгласили себя совместными царями после Александра. Однако Антигону не удалось завоевать Египет, и другие правители также приняли титул царя. Кассандр, Лисимах, Селевк и Птолемей заключили союз против Антигона и Деметрия, и при Ипсе в 301 г. союзники с помощью отряда слонов, привезенных Селевком из Индии, победили и убили Антигона. Деметрий бежал, сохранив за собой Тир и Сидон и господство на море. Лисимах захватил большую часть Анатолии; Селевк взял под свой контроль Месопотамию и Сирию, за исключением той части на юге, которая де-факто была занята Птолемеем; а Кассандр довольствовался Македонией и частями Греции.

Кассандр, государственный деятель, основал два великих города, Кассандрию и Фессалонику, а также восстановил Фивы. Его смерть в 297 г. стала прелюдией к новым беспорядкам. Деметрий завоевал большую часть Греции и закрепил за собой Македонию в 294 г., но был изгнан в 288 г. Лисимахом в союзе с царем Эпира Пирром (319–272). Теперь Деметрий сосредоточил все свои силы на завоевании Азии и почти преуспел. Однако он заболел и сдался Селевку, который предоставил ему любую возможность напиться до смерти. Все было готово для противостояния Лисимаха и Селевка.

Птолемей получил господство над морем после падения Деметрия. Он умер в своей постели, единственный из преемников Александра, который сделал это, и ему мирно наследовал его сын Птолемей II Филадельф (308–246). Однако сын его первой жены, Птолемей Керавн, Громовержец (внук Антипатра), мутил воды вокруг Лисимаха, и последний вскоре потерял поддержку. Селевк победил и убил Лисимаха, и вся империя Александра, за исключением Египта, казалось, досталась ему сама собой. Армия Лисимаха, однако, поддержала Керавна, который убил Селевка в 281 году. Сын Селевка от согдийской дворянки сменил его как Антиоха I (324–261). В самой Греции самыми сильными державами были Антигон Гонат (9 г.0029 с. 320–239), сын блестящего Деметрия и сам человек высокого характера, способностей и культуры, и Пирра, царя Эпира. Пирр собирался отправиться в свою злополучную экспедицию в Италию, где он нанес сокрушительное поражение растущей мощи Рима, но ценой огромных затрат для себя.

В этот момент мигрирующие кельты под командованием Болгиуса и Бренна вызвали дополнительные осложнения, не в последнюю очередь из-за поражения и смерти Керауна. Бренн продвинулся в Грецию, но был отбит этолийцами. Опасности, исходящие от вторгшихся кельтов, привели в 279 г., к договору между Антигоном и Антиохом, которые согласились не вмешиваться в сферы влияния друг друга. Каждый одержал решающую победу над кельтскими захватчиками, которые в конце концов обосновались в Сербии, Фракии и Галатии в центральной Анатолии. Антигон смог обезопасить Македонию. Царство Лисимаха так и не было возрождено. Тремя центрами силы были Македония, Сирия и Египет.

Эллинистический период – искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

Эллинистический период начался со смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. и закончился победой римлян в битве при Акциуме в 30 г. до н. э. Полис Греции провел это время под гегемонией иностранных правителей, сначала македонцев, а затем римлян, начиная с 146 г. до н.э.

Новые центры эллинской культуры процветали в Греции и на чужой земле, включая города Пергам, Антиохию и Александрию — столицы Атталидов, Селевкидов и Птолемеев.

 

  • Обсудить форму, содержание и контекст ключевых эллинистических произведений
  • Дайте определение критическим терминам, относящимся к эллинистическому периоду
  • Опишите характеристики эллинистической архитектуры, включая стойки, коринфский ордер и использование театральности
  • Проиллюстрируйте драматический и театральный характер Пергама, как это видно на Алтаре Зевса, Гигантомахии и Умирающих Галлах
  • Сравните новый эллинистический стиль скульптуры с предыдущей классической эпохой и обсудите значение римского покровительства во втором веке до н. э.

 

Архитектура эллинистического периода

Архитектура эллинистического периода была сосредоточена на театральности и драматизме; в этот период также возросла популярность коринфского ордера. Архитектура греческого мира в эллинистический период развивала театральные тенденции, как и эллинистическая скульптура. Завоевания Александра Македонского привели к переходу власти от городов-государств Греции к правящим династиям. Династические семьи покровительствовали крупным комплексам и драматическим городским планам в своих городах. Эти городские планы часто были сосредоточены на естественной среде и были предназначены для улучшения видов и создания драматических гражданских, судебных и рыночных пространств, которые отличались от ортогональных планов окружающих их домов.

Архитектура эллинистического периода чаще всего ассоциируется с растущей популярностью коринфского ордера. Однако и приказы претерпели заметные изменения. Примеры включают тонкие дорические колонны без канавок и четырехгранные капители ионических колонн, последние из которых помогли решить проблемы проектирования, касающиеся симметрии портиков храма.

Stoa

Stoa, или крытый проход или портик, использовался для соединения агор и других общественных мест. Выделение границ открытых площадок такой декоративной архитектурой создавало театральный эффект для общественного пространства, а также обеспечивало горожан основной повседневной формой защиты от непогоды. И стоа, и агора использовались торговцами, художниками, религиозными праздниками, судебными судами и гражданскими администрациями.

Стоя Атталоса (ок. 150 г. до н. э.) в Афинах была построена на Агоре под патронажем царя Пергама Атталоса II. Этот портик состоит из двойной колоннады. Он был двухэтажным, высоким, и имел ряд комнат на первом этаже. Внешняя колоннада на уровне земли была построена в дорическом ордере, а внутренняя — в ионическом. На втором уровне ионические колонны выстроились снаружи, а колонны с простой стилизованной капителью — внутри.

Восстановленная Стоя Атталоса: Это вид на мраморные колоннады на уровне земли в Агоре в Афинах, Греция.

Храм Аполлона в Дидиме

Другие примеры величественной и монументальной архитектуры можно найти в Ионии, современной Турции в Пергаме и Дидиме. Храм Аполлона в Дидиме был и храмом, и оракулом.

 

 

Храм Аполлона: Основанный около 313 г. до н.э., это был храм и оракул в Дидиме, Турция.

Храм был спроектирован архитекторами Паионием из Эфеса и Дафнисом из Милета. Его строительство началось в 313 г. до н.э., но так и не было завершено, хотя работы продолжались до второго века н.э. Территория этого храма огромна. Внутренний двор был 71 фут в ширину и 175 футов в длину и содержал небольшую святыню. Двор также имел двустороннюю форму, окруженный двойным рядом из 108 колонн, каждая высотой 65 футов, которые окружали храм. Структура создает ряд внушительных пространств, от внешней колоннады до комнат оракула и внутреннего двора, внутри которого стояла святыня Аполлона. План здания также играл с театральностью и драматизмом, заставляя своих посетителей пройти через темный интерьер, а затем открываясь в светлый и открытый двор, у которого не было крыши. Здание резко отличается от усовершенствованного классического плана храмов. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на симметрии и гармонии, здание фокусируется на опыте зрителя.

 

 

План и фасад Храма Аполлона: Начало строительства ок. 313 г. до н.э., Дидима, Турция. План здания также играл с театральностью и драматизмом, заставляя своих посетителей пройти через темный интерьер, а затем открываясь в светлый и открытый двор, у которого не было крыши.

Коринфский ордер

Орден считается третьим ордером классической архитектуры. Колонны ордена тонкие и сидят на основании. Он состоит из двойного слоя и стилизованных усиков растений, которые закручиваются в форме завитка или . Декоративный коринфский ордер не получил широкого распространения в Греции, хотя и был популярен в толоях. Однако он широко использовался на протяжении всего римского периода.

 

 

Коринфская капитель: Коринфская капитель в Одеоне Агриппы, ок. 14 г. до н.э., на Агоре в Афинах, Греция.

Разрушенный храм Зевса Олимпийского в Афинах (также известный как Олимпиион) содержит один из самых известных примеров коринфской колонны в эллинистической архитектуре. Первоначально спроектированный в дорическом ордере в шестом веке до н.

Он должен был быть окружен двойной колонной из восьми колонн спереди и сзади и двадцатью одной колонной с флангов, окружающих целлу. В конечном итоге конструкция была изменена, чтобы иметь три ряда по восемь колонн спереди и сзади храма и двойной ряд по двадцать колонн по бокам, всего 104 колонны. Колонны имеют высоту 55,5 футов и диаметр 6,5 футов. В 164 г. до н.э. смерть Антиоха IV (который представил себя земным воплощением Зевса) остановила проект, и храм остался незавершенным.

 

 

Храм Зевса Олимпийского: Обратите внимание на коринфские колоннады и пентелийский мрамор.

Пергамон

Пергамон возвысился как держава при Атталидах и представляет собой примеры драмы и театральности, характерные для эллинистического искусства и архитектуры. Древний город Пергам, ныне современный Бергама в Турции, был столицей Пергамского королевства после смерти Александра Македонского и находился под властью династии Атталидов. Акрополь Пергама является ярким примером эллинистической архитектуры и слияния природы и архитектурного дизайна для создания драматических и театральных мест.

Акрополь был построен на вершине крутого холма, с которого открывается великолепный вид на окрестности. И верхняя, и нижняя части акрополя были домом для многих важных сооружений городской жизни, включая гимназии, агоры, бани, библиотеки, театр, святыни, храмы и алтари.

 

 

Масштабная модель Пергама, каким он мог быть в древности: В центре слева: Пергамский театр. В центре справа: Алтарь Зевса. Пергамский музей, Берлин.

Театр в Пергаме вмещал 10 000 человек и был одним из самых крутых театров в древнем мире. Как и все греческие театры, он был построен на склоне холма, который поддерживал структуру и обеспечивал трибуны стадиона, с которых открывался вид на древний город и его окрестности. Театр является одним из примеров создания и использования драматической и театральной архитектуры.

 

 

Пергамский театр: Пергамский театр вмещал 10 000 человек и был одним из самых крутых театров в древнем мире.

Алтарь Зевса

Другим элементом, найденным в Пергаме, является великий Алтарь Зевса (сейчас находится в Германии). Алтарь был введен в эксплуатацию в первой половине второго века до нашей эры во время правления царя Эвмена II в ознаменование его победы над русскими, которые мигрировали в Малую Азию.

Алтарь представляет собой U-образное ионическое сооружение, построенное на высокой платформе с центральными ступенями, ведущими наверх. Он выходил на восток, располагался недалеко от Пергамского театра, и с него открывался прекрасный вид на окрестности. Алтарь известен своим грандиозным дизайном и фризом с изображением Гигантомахии — он охватывает 370 футов вокруг основания алтаря.

 

 

План Алтаря Зевса: Алтарь представляет собой U-образное ионическое сооружение, построенное на высокой платформе с центральными ступенями, ведущими наверх, c. 175 г. до н.э., Бергама, Турция. Алтарь Зевса: Родом из Бергамы, Турция, сейчас алтарь находится в Берлине, Германия.

Гигантомахия

Гигантомахия изображает олимпийских богов, сражающихся со своими предшественниками гигантами (титанами), детьми богини Геи. Фриз известен своим невероятно высоким рельефом, на котором фигуры едва удерживаются стеной, и глубоким просверливанием линий с деталями для создания драматических теней.

Горельеф и глубокая просверленность фигур также повышают живость и натурализм сцены. Фигуры выполнены с высокой пластичностью. Текстура их кожи, драпировка и чешуя добавляют еще один уровень натурализма. Кроме того, по мере того как фриз следует за лестницей, конечности фигур начинают вываливаться из рамы на лестницу, физически врываясь в пространство зрителя. Стиль и высокий драматизм сцен часто называют эллинистическим барокко из-за преувеличенного движения, акцента на деталях и живости персонажей.

 

 

Нерей, Дорис, Великан и Океан: Расположены на северном фризе Алтаря Зевса, Бергама, Турция, ок. 175 г. до н.э. Горельеф и глубокая просверленность фигур также увеличивают живость и натурализм сцены.

Самая известная сцена изображает Афину, сражающуюся с великаном Алкионеем. Она хватает его за голову и оттягивает назад, в то время как Гея появляется из-под земли, чтобы умолять о жизни своего сына, а крылатая Ника протягивает руку, чтобы увенчать Афину. Драпировка Афины закручивается вокруг нее глубокими складками, и все ее тело почти снимается с фриза. Фигуры изображены с повышенной эмоциональностью, характерной для эллинистических статуй. Лицо Алкионея искажается от боли, а глаза Геи — все, что осталось от ее лица, — полны ужаса и печали по поводу смерти ее сына.

Вся композиция изображена в хиастической форме. Афина тянется, чтобы схватить Алкойнея за голову, две фигуры тянут друг друга в противоположных направлениях. Тем временем фигура Ники движется по диагонали к Афине, показывая свое сближение в момент победы. Диагональная линия, созданная Гайей, имитирует форму ее сына, соединяя две фигуры линией и пафосом. Сцена наполнена напряжением и эмоциями, которые являются ключевыми чертами эллинистической скульптуры.

 

 

Афина и Алкионеос: Расположены на восточном фризе Алтаря Зевса, Баргама, Турция, ок. 175 г. до н.э. Вся композиция изображена в хиастической форме, а сцена наполнена напряжением и эмоциями, которые являются ключевыми чертами эллинистической скульптуры.

Умирающие галлы

Группа статуй, изображающих умирающих, поверженных врагов Атталидов, находилась внутри Алтаря Зевса. Считается, что первоначальный набор статуй был отлит из бронзы придворным скульптором Эпигоном в 230–220 годах до нашей эры. Сейчас остались только мраморные римские копии фигур.

Подобно фигурам на фризе и другим эллинистическим скульптурам, фигуры изображены с реалистичными деталями и высоким уровнем натурализма. Они также изображены в общем мотиве варваров. Мужчины обнажены и носят кельтские торки. Волосы у них лохматые и растрепанные. Фигуры расположены в драматических композициях и изображены героически погибающими, что превращает их в достойных противников, усиливая восприятие силы династии Атталидов. Все три фигуры в группе изображены в эллинистической манере. Чтобы в полной мере оценить статуи, лучше всего прогуляться вокруг них. Их боль, благородство и смерть очевидны со всех сторон.

Один Галл изображен лежащим, опираясь на свой щит и выброшенную трубу. Он хмурит брови, глядя вниз на кровоточащую рану на груди, готовясь к смерти. Его мускулы большие и сильные, что указывает на его силу воина и силу того, кто сразил его.

 

 

Умирающая Галлия: Это римская мраморная копия греческого бронзового оригинала Эпигона, ок. 230–220 гг. До н.э., Пергам, Турция.

Две другие фигуры завершают группу. На одной фигуре изображен галльский вождь, совершающий самоубийство после того, как убил собственную жену. Эта группа скульптур, также известная как Галлия Людовизи, демонстрирует еще один героический и благородный подвиг врагов, поскольку обычно женщин и детей побежденных убивали, чтобы избежать их захвата и продажи в рабство победителями. Вождь держит павшую жену за руку и вонзает меч себе в грудь, где из раны уже вытекает кровь.

 

 

Умирающая Галлия: Это римская мраморная копия греческого бронзового оригинала Эпигона,  ок. 230–220 гг. До н.э., Пергам, Турция.

Скульптура эллинистического периода

Ключевым компонентом эллинистической скульптуры является выражение лица и тела скульптуры, вызывающее эмоциональный отклик у зрителя. Эллинистическая скульптура продолжает тенденцию возрастания натурализма, наблюдаемую в стилистическом развитии греческого искусства. В это время правила классического искусства были отброшены в пользу новых тем, жанров, драмы и пафоса, которые никогда не исследовались предыдущими греческими художниками. Кроме того, греческие художники добавили своим фигурам новый уровень натурализма, добавив эластичности их формам и выражениям лица и тела. Эти фигуры взаимодействуют со своей аудиторией в новой театральной манере, вызывая эмоциональную реакцию с их точки зрения — это называется пафосом.

Ника Самофракийская

Одна из самых знаковых статуй того периода, Ника Самофракийская, также известная как Крылатая Победа (ок. 190 г. до н. э.), увековечивает морскую победу. Эта статуя из паросского мрамора изображает Нику, теперь безрукую и безголовую, садящуюся на нос корабля. Под ее ногами виден нос, и сцена наполнена театральностью и натурализмом, поскольку статуя реагирует на свое окружение.

Ступни, ноги и тело Ники выдвинуты вперед, в отличие от ее драпировки и крыльев, развевающихся назад. Ее одежда развевается вокруг нее от ветра, а крылья поднимаются вверх. Это изображение создает впечатление, что она только что приземлилась и именно в этот момент она садится на нос корабля. Помимо скульптуры, фигура, скорее всего, была установлена ​​​​в фонтане, создавая театральную обстановку, в которой как образы, так и слуховой эффект фонтана создавали поразительный образ действия и триумфа.

 

 

Ника Самофракийская: Эта мраморная статуя, также известная как Крылатая Победа (ок. 190 г. до н. э.), находится в Самофракии, Греция, в память о морской победе.

Венера Милосская

Эта скульптура Александра Антиохийского, также известная как Афродита Мелосская (ок. 130–100 гг. до н. э.), является еще одной известной иконой эллинистического периода. Сегодня руки богини отсутствуют. Было высказано предположение, что одна рука сжимала ее соскользнувшую драпировку, а другая протягивала яблоко, что намекает на суд Париса и похищение Елены.

Изначально, как и все греческие скульптуры, статуя должна была быть раскрашена и украшена металлическими украшениями, что видно по отверстиям для крепления. Этот образ чем-то похож на позднеклассическую скульптуру Пракситила «Афродита Книдская» (IV век до н. э.), но считается более эротичным, чем его более ранний аналог. Например, когда она покрыта ниже талии, Афродита почти не пытается прикрыться. Она, кажется, дразнит и игнорирует своего зрителя, вместо того, чтобы приставать к нему и смотреть ему в глаза.

 

 

Венера Милосская: Эта мраморная статуя в Мелосе, Греция, была создана Александром Антиохийским, ок. 130–100 г. до н.э.

Измененные состояния

В то время как Ника Самофракийская источает ощущение драмы, а Венера Милосская — новый уровень женской сексуальности, другие греческие скульпторы исследовали новые состояния бытия. Вместо того, чтобы воспроизводить образы идеального греческого мужчины или женщины, как это было принято в классический период, скульпторы начали изображать образы старых, уставших, спящих и пьяных, ни один из которых не является идеальным изображением мужчины или женщины.

Фавн Барберини

Фавн Барберини, также известный как Спящий сатир (ок. 220 г. до н.э.), изображает женоподобную фигуру, скорее всего, сатира, пьяного и потерявшего сознание на камне. Его тело распластывается по скале без всякой скромности. Кажется, он заснул посреди пьяного веселья и спит беспокойно, его лоб нахмурен, лицо обеспокоено, а его конечности напряжены и окоченели. В отличие от более ранних изображений обнаженных мужчин, но подобно Венере Милосской, фавн Барберини, кажется, источает сексуальность.

 

 

Фавн Барберини: Это римская мраморная копия греческого бронзового оригинала в Риме, Италия, ок. 220 г. до н.э. Италия.

Пьяная старуха

Образы пьяной женщины были также созданы, что можно увидеть в приписываемой эллинистическому художнику Мирону статуе пьяной нищенки. Эта женщина сидит на полу, обхватив руками и ногами большой кувшин, а рука сжимает горлышко кувшина. Виноградные лозы, украшающие верхнюю часть кувшина, дают понять, что в нем находится вино. Лицо женщины вместо того, чтобы быть бесстрастным, обращено вверх, и она, кажется, зовет, возможно, прохожих. Она не только пьяна, но и стара: ее лицо покрыто глубокими морщинами, глаза ввалились, а кости торчат из-под кожи.

 

 

Пьяная старуха: Это римская мраморная копия греческого бронзового оригинала Мирона, ок. 200–180 гг. до н. э.

Сидящий боксер

Еще одно изображение старого и усталого — бронзовая статуя сидящего боксера. В то время как образ спортсмена является общей темой в греческом искусстве, эта бронза представляет собой эллинистический поворот. Он стар и устал, как позднеклассический образ Утомленного Геракла. Однако, в отличие от Геракла, боксер изображен избитым и измученным своей погоней. Его лицо опухло, губы расплылись, а уши покрылись цветной капустой. Это образ не героического молодого спортсмена, а скорее старого, побежденного человека, много лет назад прошедшего свой расцвет.

 

 

Сидящий боксер: Эта бронзовая статуя, c. 100–50 г. до н.э., находится в Риме, Италия.

Портретная живопись

Индивидуальные портреты, вместо идеализации, также стали популярными в эллинистический период. Портрет Демосфена кисти Полиевкта (280 г. до н. э.) не является идеализацией афинского государственного деятеля и оратора. Вместо этого статуя отмечает характерные черты Демосфена, в том числе его неправильный прикус, нахмуренные брови, сутулые плечи и старую дряблую кожу. Даже портретные бюсты, часто скопированные со знаменитой статуи Полиевкта, изображают усталость и печаль человека, отчаявшегося от завоевания Филиппа II и конца афинской демократии.

 

 

Демосфен: Это римская копия греческого, бронзового, оригинального портретного бюста работы Полиевкта.

Римское покровительство

Греческий полуостров попал под власть римлян в 146 г. до н.э. Греция была ключевой провинцией Римской империи, и интерес римлян к греческой культуре способствовал распространению греческого искусства по империи, особенно в Италии, в эллинистический период и в имперский период римской гегемонии.

Греческие скульпторы пользовались большим спросом на оставшихся территориях империи Александра, а затем и во всей Римской империи. Известные греческие статуи копировались и воспроизводились для богатых римских патрициев, а греческим художникам заказывались крупномасштабные скульптуры в эллинистическом стиле. Первоначально отлитые из бронзы, многие греческие скульптуры, которые дошли до нас сегодня, сохранились только в виде мраморных римских копий. Некоторые из самых известных колоссальных мраморных групп были созданы в эллинистическом стиле для богатых римских покровителей и императорского двора. Несмотря на свою римскую аудиторию, они были намеренно созданы в греческом стиле и продолжали отражать драматизм, напряжение и пафос эллинистического искусства.

Лаокоон и его сыновья

Лаокоон был троянским жрецом Посейдона, который предупредил троянцев: «Остерегайтесь греков, несущих дары», когда греки оставили большого деревянного коня у ворот Трои. Афина или Посейдон (в зависимости от версии рассказа), расстроенные его напрасным предупреждением своему народу, послали двух морских змей, чтобы замучить и убить жреца и двух его сыновей. Лаокоон и его сыновья, группа эллинистических мраморных скульптур (приписываемая римским историком Плинием Старшим скульпторам Агесандру, Афинодору и Полидору с острова Родос) была создана в начале первого века нашей эры для изображения этой сцены из эпоса Вергилия. Энеида.

 

 

Лаокоон и его сыновья: Римский историк Плиний Старший приписывает эту мраморную статую скульпторам Агесандру, Афинодору и Полидору с острова Родос.

Подобно другим образцам эллинистической скульптуры, «Лаокоон и его сыновья» изображает хиастическую сцену, наполненную драматизмом, напряжением и пафосом. Фигуры корчатся, запутавшись в кольцах змей. Лица троих мужчин наполнены агонией и тяжелым трудом, что отражается в напряжении и напряжении их мышц. Лаокоон вытягивается по длинной диагонали от правой руки к левой, пытаясь освободиться. Его сыновья также опутаны змеями, и их лица реагируют на их гибель с замешательством и отчаянием. Резьба и детали, внимание к мускулатуре тела и глубокое сверление, наблюдаемое в волосах и бороде Лаокоона, — все это характерные элементы эллинистического стиля.

 

 

Лаокоон и его сыновья: Эта деталь лица Лаокоона показывает резьбу и детали, внимание к мускулатуре тела и глубокое сверление, которые являются характерными элементами эллинистического стиля.

Бык Фарнезе

Бык Фарнезе (ок. 200–180 гг. до н. э.), названный в честь римской патрицианской семьи, владевшей статуей в эпоху итальянского Возрождения, как полагают, был создан для коллекции Азиниуса Поллиона, римского патриция. Плиний Старший приписывает статую художникам и братьям Аполлонию и Тавриску из Траллеса, Родос.

Колоссальная мраморная статуя, вырезанная из цельного куска мрамора, изображает миф о Дирсе, жене царя Фив, которую сыновья Антиопы привязали к быку, чтобы наказать ее за жестокое обращение с их матерью. Композиция крупная и драматичная, требует от зрителя обвести ее, чтобы увидеть и оценить повествование и пафос со всех сторон. Различные ракурсы раскрывают разные выражения, от ужаса Дирсе до решимости сыновей Антиопы и свирепости быка.

 

 

Бык Фарнезе: Эта мраморная статуя, ок. 200–180 г. до н.э., был создан Аполлонием и Тавриском из Траллеса, Родос.

 

  • Эллинистическая архитектура, подобно эллинистической скульптуре, фокусируется на театральности, драматизме и опыте зрителя. Общественные пространства и храмы создавались с мыслью о людях, поэтому возводились в новом, монументальном масштабе.
  • Stoas — это портики с колоннами, используемые для определения общественного пространства и защиты посетителей от непогоды. Стоа часто встречаются вокруг городской агоры и превращают центральное место города для гражданских, административных и рыночных элементов в грандиозное пространство.
  • Коринфский ордер, разработанный в классический период, стал свидетелем роста популярности в эллинистический период. Столбчатый стиль ордера во многом похож на ионический ордер, за исключением капители колонны, растительной и пышной. Двойной слой листьев аканта покрывает корзинку, из которой выходят стилизованные усики и завитки.
  • Пергамон был столицей Пергамского королевства, которым правили Атталиды в течение столетий после смерти Александра Македонского.
  • Акрополь Пергама славится своей монументальной архитектурой. Из большинства зданий открывается великолепный вид на окружающую сельскую местность, и вместе они создают драматическое общественное пространство.
  • Алтарь Зевса в Пергаме был монументальным U-образным ионическим зданием, которое стояло на высокой платформе, и к нему можно было подняться по широкой лестнице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *