Основные события в жизни островского: Островский А.Н. Основные даты жизни и творчества

Хронологическая таблица жизни и творчества А. Островского

Хронологическая таблица

жизни и творчества А. Островского

• Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Детство и юность будущего драматурга прошли в Замоскворечье.

• Отец Островского, Николай Федорович, в свое время окончил курс в Духовной Академии. Служил в Гражданской палате, занимался частной адвокатурой. Под конец жизни заслужил и приобрел чин потомственного дворянина.

• Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Родила мужу одиннадцать детей, из которых выжило четверо. Умерла в 1831 году. Детей воспитывала няня, Авдотья Ивановна Кутузова, а впоследствии – вторая жена Николая Федоровича.

• Мачеха Островского, баронесса Эмилия Андреевна фон Тесин, по происхождению была шведкой. Она воспитала детей Николая Федоровича и привила им любовь к европейскому искусству. Во многом благодаря ей дети в семье Островских говорили на нескольких языках. Александр, в частности, знал греческий, французский, немецкий, позже — английский, итальянский, испанский языки.

1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.

1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета. Отец хочет, чтобы Александр стал юристом, но стремление к литературному творчеству и увлечение театром оказываются сильнее.

1843 год – Островский прерывает учебу в Университете (его мало интересует юриспруденция), но по настоянию отца поступает на службу писцом в Московский совестный суд. Эта работа очень помогла Островскому как писателю, дала богатый материал для будущего творчества, ведь перед ним проходили непридуманные истории из частной жизни обычных людей. Александр Николаевич записывал все сколько-нибудь примечательные случаи из купеческого и дворянского быта.

1846 год – Островский задумывает написать комедию. По разным источникам, она называлась «Несостоятельный должник» или «Картина семейного счастья». Окончательный вариант, впрочем, был назван «Свои люди – сочтемся!» и появился позже.

1847 год – наброски будущей комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» опубликованы в «Московском городском листке». Одну сцену пьесы Островский писал в соавторстве с провинциальным актером Дмитрием Горевым, в результате чего под первой публикацией стояли инициалы не только «А.О.», но и «Д.Г.». Недоброжелатели Александра Николаевича впоследствии воспользовались этим обстоятельством и раздули большую кампанию по обвинению драматурга в плагиате.

• Весна 1848 года – семья Островских переезжает в имение Щелыково в Кинешемском уезде Костромской губернии. Это было желание Николая Федоровича, который решил под старость вернуться в родные места. Александр Николаевич, который уже давно жил отдельно от семьи, тем не менее, посещает Щелыково. Его очаровывает среднерусская природа, а Волга производит неизгладимое впечатление. Впоследствии восхищение великой русской рекой отразится во многих произведениях драматурга.

• Конец 40-х годов – Александр Николаевич и его первая жена, московская мещанка Агафья Ивановна, начинают жить гражданским браком.

1849 год – Островский пишет свою первую комедию «Свои люди – сочтемся!» (сначала названную «Банкрут»).

1850 год – «Свои люди – сочтемся!» опубликована, но указом императора Николая I комедия запрещена к постановке на сцене. Автор же был уволен со службы и отдан под надзор полиции. Надзор сняли только после воцарения Александра II. Однако пьеса получила одобрение И.А. Гончарова и Н.В. Гоголя. Островский становится известным. Он начинает сотрудничать с журналом «Московитянин», входит в круг писателей, художников и других работников искусства. В этом году были также написаны пьесы «Утро молодого человека» и «Неожиданный случай».

1851 год – написана и опубликована «Бедная невеста».

1855 – 1860 годы – в этот период Александр Николаевич сближается с революционными демократами. Характерная черта произведений этого времени – противопоставление «властителей» «маленькому человеку». Островский пишет «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанницу».

1856 год – Островский начинает сотрудничать с журналом «Современник». В этом же году Великий Князь Константин Николаевич предлагает российским писателям командировку – описать различные области страны в плане бытовом и промышленном. Островский берет на себя Волгу, от верховьев реки до Нижнего Новгорода. Он путешествует на пароходе, по пути делая многочисленные записи.

1857 год – Островский пишет пьесу «Не сошлись характерами».

1859 год – написана «Гроза». В этом же году были напечатаны два тома сочинений А.Н Островского.

1860 год – Добролюбов, высоко оценив «Грозу», пишет статью «Луч света в темном царстве».

1860-е годы – в этот период творчества Островский обращается к исторической тематике. Пишет хроники «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», психологическую драму «Василиса Мелентьева».

1861 год – разрешена постановка пьесы «Свои люди – сочтемся!».

1863 год – Островский награжден Уваровской премией. Избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

• Второй женой Александра Николаевича стала актриса Малого театра Мария Васильевна Бахметьева. Она была намного моложе Островского.

1864 год – у Островских появляется первенец, сын Александр. Всего же у Александра Николаевича было шесть детей: в 1866 году родился сын Михаил, в 1867 году дочь Мария, в 1869 сын Сергей, в 1874 – вторая дочь Любовь, в 1877 году – четвертый сын Николай.

1865 – 1866 годы – в это время (точная дата не определена) Островский создает в Москве Артистический кружок, откуда впоследствии на Московскую сцену вышли многие талантливые театральные деятели. С начала 1866 года Александр Николаевич назначен заведующим репертуарной частью московских императорских театров.

• Период 1870-х годов – Островский в своих произведениях обращается к жизни дворянства. Выходят пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Снегурочка», «Волки и овцы». В первой половине десятилетия в Москве было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, председателем которого Александр Николаевич был до самой смерти.

Страницы: 1 2

1 2Следующая »

Жизнь Николая Островского — правда или ложь?

В 1932-ом в нашу жизнь с криком «даешь» вихрем влетает Павка Корчагин и надолго становится героем эпохи. Николай Островский, написавший «Как закалялась сталь», умирает в 1936-ом, в зените славы. Очень быстро его жизнь превращается в легенду. Многие убеждены, что она практически во всем совпадает с биографией Павки Корчагина.

 

После смерти Островского из архивов тайно изымаются медицинские карты, письма и документы. Когда в шестидесятые годы неожиданно всплывает автобиография писателя, она тут же засекречивается. Даже в эпоху гласности в самом полном собрании сочинений Островского были сделаны существенные купюры в письмах писателя. Что же скрывают его биографы? Какие тайны не вписываются в образ пламенного борца революции?

В Сочи на вилле, где жил Островский, в 1937 году открывается музей. Поколения советской молодежи клянутся брать пример с Николая Островского. В Шепетовке – там, где прошли детские и юношеские годы писателя, в 1974 году ставят памятник и открывают мемориал. Памятник ставят Островскому, а имеют в виду, безусловно, Павла Корчагина.

Литературно-мемориальный музей Н. Островского в городе Сочи

За 2 месяца до смерти в интервью о своей книге Островский признается английскому журналисту, что она не является автобиографичной. Но здесь скрывается какая-то загадка. Ведь в предисловии к первому изданию романа в 32-ом в журнале «Молодая гвардия» Островский говорит совсем другое. Он приводит множество подробностей своей жизни, которые абсолютно точно совпадают с биографией Корчагина. Но так ли это?

«Сам пролетарий, сын рабочего…»

В фильме, как и в романе, Павка Корчагин предстает перед нами выходцем из низов общества, который занимается поначалу самой черной, тяжелой работой. Когда в шестидесятые годы в ростовских архивах нашли автобиографию писателя, сразу же встал вопрос о ее подлинности. Ведь именно эта автобиография кардинально расходится с биографией Павки и тем, что писали о самом Островском. Однако почерковедческая экспертиза подтвердила, что подпись на ней принадлежит именно Островскому.

Итак, это подлинный документ. Судя по содержанию, он написан не позже 1924-го. В автобиографии нет ни слова о его участии в революционных делах и Гражданской войне. Он родился в 1904-ом в поселке Вилия, который ныне относится к Ровенской области Украины.

На сельском кладбище покоится прах его предков. Несколько надгробий из роскошного итальянского мрамора. Только такие богатые захоронения и могли дойти до наших дней. Они говорят не просто о состоятельности, а о достатке и благополучии семьи в нескольких поколениях. Это были вовсе не низы общества. Островский крайне скупо говорит о родителях и детстве. А ведь там была своя интересная история.

Алексей Иванович, папа Коли, был кадровым военным. Участвовал в освобождении Болгарии от турецкого ига. Стал георгиевским кавалером и был поощрен земельным наделом. Это был человек авантюрного склада, любил веселые компании и карточную игру. Для такого образа жизни требовалось много денег. Первый раз Алексей Иванович женился по расчету, и когда его жена Иулита Прокофьевна Бондарчук умирает от холеры, ему достается богатое наследство.

Вторая жена, Ольга Осиповна Заяц, была из семьи бедных переселенцев. Ей двадцать, и она родит ему шестерых детей, в том числе Николая. Алексей Иванович откроет у себя на селе две корчмы, а в своем доме – чайную. Он еще заведет и мельницу. Семья живет богато.

Маленький Николай прилежно учится в церковно-приходской школе, в свидетельстве об ее окончании – одни пятерки. Он берет во всем пример со старшего брата Дмитрия. Тот отличается рассудительностью и спокойным характером. Но когда Николаю исполняется десять лет, семья разоряется. А тут еще немецкие войска вплотную приближаются к Вилии. Нужно менять место жительства и искать работу.

Мать с детьми оставляет отца и переезжает на крупную узловую железнодорожную станцию Шепетовку. Здесь старший брат Дмитрий идет работать в железнодорожное депо, а совсем юный Николай – в пристанционный буфет. Денег в семье постоянно не хватает. И хотя мать определяет Николая в двухлетнее народное училище, он бывает в нем только урывками – все время приходится работать. И так продолжается четыре с лишним года.

Будущий писатель вспоминает об одном поступке, совершенном в эти годы, после которого у окружающих возникает сомнение в его психическом здоровье, и юношу отводят к врачу. Что это был за поступок, Островский не уточняет. Но в романе воспоминания о нем трансформируются в подмешивание махорки в тесто на поповской кухне, за что Павку Корчагина выгоняют из школы.

И здесь тоже загадка: ведь за хулиганство не стали бы ученика приводить к врачу. В реальной жизни Островский совершил нечто более дерзновенное. Но что именно, остается только гадать. Может, это была мальчишеская попытка самоубийства? Разорение семьи и настигшая нищета, вероятно, обернулись для юного Николая подлинной душевной травмой.

К отцу Островский пронесет теплые чувства на протяжении всей оставшейся жизни, будет писать ему письма. Но вновь увидится с ним только в 1935-ом, когда тот приедет в Сочи, пораженный смертельной болезнью.

В 1919-ом Николаю исполняется пятнадцать лет. На Украине в самом разгаре Гражданская война. В этот момент в город нелегально приезжает балтийский матрос Федор Передрейчук. Он знакомится с братом Островского Дмитрием и привлекает его к подпольной работе — сначала против немцев, а затем и петлюровцев.

Самая первая совместная акция Передрейчука и Дмитрия Островского состояла в том, что они убили немецкого часового, захватили паровоз и организовали его крушение на дальних путях. Наверняка Николай, который тоже работал на станции, что-то знал об этом. Позже он вместе с Дмитрием будет вывозить оружие для партизан с артиллерийских складов.

«Участвовал в Гражданской войне…»

Федор Передрейчук становится прототипом Жухрая – героя, который увлекает Павку Корчагина в революционную борьбу и Гражданскую войну. Но принимал ли участие в сражениях сам Островский? В 36-ом наркомат обороны присваивает ему почетное звание комиссара бригады. Шьется специальная форма, в ней Островский практически всегда и фотографируется. Она ему нравится. Сделать подобные снимки – дело нелегкое, ведь он парализован. Его приподнимают и, дабы не вызвать приступа сильнейшей боли, прислоняют к чьей-нибудь спине.

Почти все биографы утверждают, что Островский сражается в Гражданскую в рядах 1-ой Конной армии. Николай в те годы был еще несовершеннолетним, но среди бойцов это было распространенное явление. Однако до сих пор каких-либо реальных подтверждений службы Островского в регулярной армии нет. И в автобиографии от 24 года нет ни одного упоминания об участии в Гражданской войне.

До наших дней дошел личный учетный листок Островского, который он сам заполнил в 1924-ом при постановке на партийный учет. И в графе «Участие в военных действиях и служба в Красной армии» он поставил прочерк. А на следующей странице, перечисляя всю свою трудовую деятельность, Островский повторяет факты автобиографии, никак не упоминая о своем участии в боевых сражениях. Может, это связано с тем, что будущий писатель числился не в регулярных частях РККА, а в каких-то спецподразделениях?

В тридцатые годы во время чистки архивов Островского были изъяты документы, не соответствующие официальной версии его жизни. Сегодня о некоторых вещах можно узнать только из его переписки с Люсей Беренфус, чудом дошедшей до наших дней и впервые опубликованной в 1990 году. Но и эта публикация зияет купюрами. А сотрудники музея тщательно скрывают эти изъятые из переписки места.

В письмах к Беренфус мы встречаем вдруг неожиданное признание Островского, что в 1920-ом он участвовал в усмирении 6-ой дивизии, восставшей против Советов при наступлении на Варшаву. Однако Островский пишет, что он в этом не хочет принимать участия, не желает кого-то «душить», в результате чего ревтрибунал приговаривает его к нескольким месяцам заключения.

Вот она разгадка. Шестнадцатилетний Островский отказывается «душить». Он совершает некий поступок. Дезертирует? Отказывается участвовать в расстреле? Что еще могло привести к трибуналу?

Если верить автобиографии, в 1920-21 годах Островский продолжает работать помощником кочегара на электростанции, куда его устроил брат Дмитрий. Но это не вся правда. Он, конечно, был свидетелем отдельных событий Гражданской, но обо всем случившемся с ним тогда он предпочитал в открытую нигде не упоминать.

«Вел руководящую работу в комсомоле…»

В романе Павка Корчагин, будучи активным комсомольцем, становится подлинным вожаком молодежи. Он строит узкоколейку от станции Боярка и принимает участие во Всероссийском съезде комсомола. Для самого Островского комсомольская жизнь начинается в Шепетовке, где всего несколько десятков комсомольцев. Он активист уездного масштаба.

В августе 1921-го шепетовская организация направляет Островского на учебу на вечернее отделение Киевского железнодорожного техникума. Киевский период — самый загадочный в его жизни. О нем не сохранилось никаких достоверных свидетельств. Лишь на основе воспоминаний близких Островского и его самого мы сейчас знаем, что учиться ему практически не пришлось. Ведь он несколько раз болеет тифом.

А как же узкоколейка в Боярке? Был ли этот героический эпизод в жизни писателя? Сейчас в городе Боярка целых две мемориальных узкоколейки. Одну открыли в шестидесятые годы, другую – в километре от первой – в восьмидесятые. Обе посвящены той самой, что описана в романе.

Об узкоколейной железной дороге в этом месте существуют лишь устные воспоминания, причем написаны они после выхода книги Островского. Никаких документальных свидетельств ее существования до сих пор ни в одном архиве не обнаружено. Даже в своих письмах Островский ни разу не рассказывает о строительстве, занявшем столь заметное место в романе. Скорее всего, эпизод с узкоколейкой вымышлен писателем, который обобщил опыт и воспоминания комсомольцев, участвовавших в Гражданской войне.

В Киеве с Островским происходит роковое для него событие. В конце 22 года он вновь пытается покончить с собой. Нэп. Для многих коммунистов и комсомольцев это настоящая трагедия. Они считают, что их предали. Возможно, эти же чувства испытывает и сам Островский. Он стреляет себе в грудь, но остается живым.

Начало 1923 года он проводит в материнском доме в Шепетовке. Потом он уезжает к старшей сестре в Берездов, что неподалеку. Здесь он почти сразу становится освобожденным секретарем райкома комсомола. Это его первая серьезная комсомольская работа.

Его принимают кандидатом в партию и назначают политкомиссаром ЧОНа – части особого назначения, которая сражается с бандитами. После Польской кампании это место Украины является приграничным районом. Здесь в лесах и по деревням скрывается много недовольных советской властью. «Я ведь тоже служил в ЧК», — скажет Островский позже.

Со следующего года он из-за болезни уже теряет возможность работать в комсомоле. Ему двадцать лет. В отличие от Павки Корчагина его комсомольская биография заканчивается на районном уровне.

«Тяжело заболел…»

Павка Корчагин получает на фронте тяжелейшее ранение, результатом которого и становятся постепенно развивающиеся воспалительные процессы, приводящие к страшной болезни и полной обездвиженности. У Островского над правым глазом шрам. Считается, что это след того ранения, которое он перенес на своего персонажа. Но в единственном сохранившемся медицинском документе о ранении ни слова.

Сам писатель утверждает в письмах, что первый раз болезнь дала о себе знать в шестнадцать лет, и это явилось следствием тифа. В результате начали болеть и опухать колени. Врачи в Шепетовке выносят диагноз: туберкулез суставов. И в 1922-ом они категорически требуют, чтобы Островский прошел курс санаторного лечения. Ему, восемнадцатилетнему, предлагают выйти на пенсию по инвалидности.

Сегодня, когда медицинские документы писателя уничтожены, точно установить причину настигшей его страшной болезни невозможно. Но современные врачи на основании симптомов высказывают мнение, что у писателя могла быть болезнь Бехтерева, при которой разрушается скелетно-мышечная система. Симптомы обоих заболеваний – туберкулеза костей и болезни Бехтерева – схожи. Это дикие боли при любом движении. Именно боль не дает возможность двигаться.

В 24-ом Островский вынужден отправиться на полтора года на лечение в Харьков. Один за другим теряют гибкость суставы. Ноги и руки постепенно перестают сгибаться. Через два года Николай уже с трудом передвигается на костылях, а еще через два он уже не поднимается с постели. Врачи не оставляют никакой надежды. Более того, предсказывают полную слепоту. Прикованный к постели, больше похожий на скелет, он все же пытается себя как-то реализовать.

«Я не знаю женщин…»

Для Павки Корчагина революционная идея становится главным ориентиром в жизни. Ради нее он жертвует всем личным, посвящая себя без остатка борьбе за справедливость. В жизни же самого Островского чувства играли далеко не последнюю роль.

Люсе Беренфус, своей первой девушке, он пишет трогательные письма. Жгучая, черноокая красавица. Дочь главврача бердянского санатория. Ей было пятнадцать лет, ему восемнадцать. Они больше никогда в жизни не встречались. Но первое испытанное им романтическое чувство Островский хранил всю жизнь. Именно письма к ней содержат самые сокровенные признания Николая о себе.

В отличие от Павки Корчагина сам Островский – не аскет. Он ищет свою любовь, ищет женщину, на которую смог бы опереться. И в 1924 году в Харькове такая женщина появляется. Тося Городецкая – буфетчица-раздатчица из больничной столовой. Тося открыто говорит о своих чувствах к нему, но именно это пугает Островского. Ему кажется, что простая буфетчица не подходит ему. И спустя некоторое время он ставит точку в отношениях с Тосей.

1926 год становится решающим в судьбе Николая Островского. В мае он уезжает в Евпаторию, и здесь происходит важнейшая встреча. Марта Пуринь — сотрудник отдела расследований газеты «Правда». К чувствам Островского латышка Марта относится сдержанно. Сам Николай находится в мучительных раздумьях.

И однажды Пуринь говорит ему: «Попробуй записать свои воспоминания на бумаге. Ты хороший рассказчик и мог бы заняться литературным трудом». В Москве на это можно жить. Тем более, что в стране проводится кампания: собирают воспоминания об истории комсомола. Скоро юбилей – всех просят присылать материалы.

Марта обсуждает с ним некий план будущей работы, но Островский нерешителен, он еще не уверен в собственных силах. Внезапно Николай открывает в себе странный дар: стоит ему один раз задушевно поговорить с человеком или хотя бы дотронуться до него рукой, как этот человек привязывается к нему.

В июле 26-го Островский по совету матери едет в Новороссийск, к дальней ее родне – семье Мацюк. Быт этой семьи далек от коммунистических принципов. Это угнетает Николая. Его раздражают бесконечные дебаты с хозяином, который все время иронизирует по поводу фальшивых коммунистов. Единственное, что радует душу, — общение с дочерьми: Еленой и Раей.

Островский пробует писать свои воспоминания о комсомоле и внезапно понимает, что ему не хватает знаний. Болезнь отбирает последние силы, ухудшается зрение. Он чувствует, что приближается полная слепота. И тогда он идет в городскую библиотеку и начинает читать. День за днем, книгу за книгой. Но будет ли когда-нибудь литература для него источником средств к существованию?

В сентябре 26-го Островский внезапно все бросает и на костылях с трудом добирается до Москвы. Он впервые в столице. Берет на вокзале носильщика и ищет Мясницкие Ворота и Гусятников переулок, где живет Марта Пуринь. Только ей, истинной коммунистке, можно довериться, только с ней можно посоветоваться. А если она все-таки ответит взаимностью на его чувства…

Преодолевая дикую боль, он с трудом поднимается на шестой этаж. Бледный, с крупными каплями пота на лбу — он стоит на пороге. Он никого не предупредил о своем приезде. Марта все понимает без слов. Вечером в квартире появляется мужчина. Он слишком откровенно обнимает Марту. Так вот в чем дело. Островскому становится все ясно. Марта нарочно привела этого человека в первый же вечер. Нет, надо решительно покончить с этой душевной слабостью. Николай делает вид, что все в порядке вещей.

На следующий день к Марте только одно: «Я приехал лишь для того, чтобы ты мне помогла. Все остальное чепуха». Марта по достоинству оценивает проявленное мужество и в последующие дни подключает все имеющиеся у нее связи, чтобы познакомить Островского с нужными людьми: журналистами, издателями.

Островский легко располагает к себе собеседников. С ним с удовольствием общаются, его слушают, и благодаря этому он заводит множество знакомств. Некоторые из новых знакомых – очень влиятельные люди. Позже они не раз ему сильно помогут, как помогла и направила Марта Пуринь.

В начале октября Островский уезжает обратно в Новороссийск. Ему нужна помощница. И он использует все свое мужское обаяние в отношении двадцатилетней младшей дочери Мацюков — Раисы. Через месяц Рая объявляет потрясенным родителям, что они с Николаем стали мужем и женой.

С этого момента Рая становится для Островского всем: и женой, и сиделкой, и помощницей, и ходоком во все инстанции. Она очень нравится и матери Ольге Осиповне, а также брату Дмитрию. Через 10 лет после смерти Николая Островского Раиса по настоянию его матери станет женой Дмитрия.

Островский продолжает жадно читать книги. Он понимает, что без этого писателем не станет. Библиотекари не выдерживают и отправляют его на книжный склад, где он сидит и продолжает читать. За полгода он прочитывает столько, сколько обычный человек за двадцать лет. Ему очень нравится приключенческая литература. Он пытается хотя бы в мечтах прожить ту жизнь, которую отняла болезнь. 22 октября 27 года он пишет другу Петру Новикову, что приступает к созданию «историческо-лирическо-героической повести».

«Я раньше не писал ни строчки…»

Конец двадцатых — время, когда газеты и журналы вербуют все новых и новых рабкоров – рабочих корреспондентов. Простых рабочих и крестьян, которым на основе их писем профессионалы помогают сделать статьи и очерки. Инициатором этого движения является Тарас Костров, являющийся на тот момент главредом «Комсомольской правды» и членом Бюро ЦК ВЛКСМ.

Позднее Островский специально упомянет его в качестве того, кто предложил ему сразу создать роман или повесть. Вероятно, Костров также обещает профессиональную помощь в редактировании, как только Николай что-то напишет. Костров умрет в 1930-ом от туберкулеза, и Островскому будут помогать другие люди. После его смерти Островский с благодарностью вспомнит именно о Кострове.

А за окнами уже другая жизнь. Гражданская война давно позади. Революция еще у всех в памяти, но для молодых она уже как предание. В 1928 году Островский живет в Сочи, скитаясь по разным подвалам и углам. Ему приходится туго, ведь он практически недвижим и получает микроскопическую пенсию.

Наступает слепота и позарез нужен радиоприемник, чтобы не быть отрезанным от мира. Рая продает все его носильные вещи – Островскому они уже не понадобятся. Сама работает до глубокой ночи, но средств все равно не хватает. Новая добрая знакомая Жигарева втайне переводит из Ленинграда кое-какие деньги прямо Раисе.

Работа над романом идет страшно медленно. Пока у Островского лишь одни наброски и фрагменты. Осенью 29-го Николай приезжает на лечение в Москву. Внутренне он уже готов рассказать свою жизнь, как легенду, сочиненную им самим. То, что пережил он сам, и то, что почерпнул из книг, надо сопрячь с полетом воображения, духовными ожиданиями миллионов будущих читателей. И он мысленно переплавляет все события своей жизни, приспосабливая их к задуманному.

Именно поэтому Корчагин сыпет махорку в тесто священнику, сражается на Гражданской, получает тяжелое ранение, несколько месяцев строит узкоколейку в Боярке, участвует в Союзном съезде ВЛКСМ, а не просто в районной конференции, как это было в жизни у Островского.

После выписки из клиники не без помощи влиятельных знакомых он добивается получения комнаты в коммунальной квартире в Мертвом переулке. Писать роман важно именно здесь, в Москве. Тут больше возможности добиться его опубликования. Он пытается писать самостоятельно, но это почти невозможно. Руки не слушаются. Для того чтобы строки не наезжали друг на друга, делаются специальные трафареты. Но и это не помогает. Остается единственный выход – диктовать роман помощникам.

Обстановка шумной коммуналки угнетает, она мешает сосредоточиться. Тишина наступает только по ночам. Островский пишет друзьям, что состояние его таково, что это может закончиться катастрофой. Все эти годы у него под подушкой револьвер. Начинается страшная депрессия. Врачи советуют Рае срочно вывезти мужа в Сочи. Новой попытки самоубийства удается избежать в последний момент. Через несколько месяцев у моря врачам удается вывести Островского из тяжелого состояния. И он вновь возвращается к роману.

Первая часть романа, несмотря на трудности, издается в 1932 году. К полному удивлению профессионалов тираж разлетается мгновенно. Появляется новый литературный герой, на примере которого будут воспитываться поколения советских школьников. «Как закалялась стать» не обсуждается литературной критикой, на произведение нет отзывов в прессе, но в библиотеках выстраиваются немыслимые очереди. Провинциальные издательства самостоятельно издают роман.

Остается загадкой, как Николаю Островскому удалось создать произведение, ставшее бестселлером. Этот роман до сих пор вдохновляет многих людей, в том числе за рубежом. Это магия. Это нельзя просто написать, это надо огненно пережить всей душой.

Настоящая слава приходит к нему только в 1935-ом — с легкой руки известного журналиста Михаила Кольцова. Из его очерка вся страна узнает о самом факте существования парализованного молодого писателя. Островского награждают орденом Ленина. Он всего лишь третий писатель, его получивший. В Сочи правительство Украины строит для него новую виллу, на улице его имени. Самому Островскому уже ничего не нужно. Он перенес слишком много лишений, годы нищеты, а теперь испытывает необычайный душевный покой, впервые за долгие годы.

Дом в Москве на Тверской – последнее его пристанище. Квартира на этой улице – признание статуса классика советской литературы. Здесь он доживает последние дни. С волнением слушает радио – там сводки из Испании, где полыхает гражданская война. Преодолевая боль, готовит к публикации роман «Рожденные бурей». Понимая, что смерть близка, рассылает родным свои гонорары. Покупает для жены мечту всей ее жизни – пианино. Смерть наступает 22 декабря 36 года.

Как закалялась сталь в Великой Отечественной войне

Из 80 сыгранных мною ролей роль Павла Корчагина была самой родной и любимой среди литературных героев. Сегодня, встречаясь с юными зрителями, я часто слышу вопросы, сводящиеся к проблеме, как я сейчас отношусь к Павлу Корчагину? Стоили ли того события, через которые пришлось пройти его поколению? Изменилось ли мое отношение к герою?

Я всегда отвечаю: «Нет, не только не изменилось, а, наоборот, я еще более убежден, что этот герой нужен сегодня, а может быть, даже больше, чем прежде».

Василий Лановой

Советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР

В историографии, посвященной Великой Отечественной войне, важное место занимает тема культуры во фронтовой повседневности. Книги, представленные на сайте проекта, имеют обширную географию, освещают различные события военного времени, содержат рассказы и воспоминания солдат и целых воинских частей. Хочется пожелать, чтобы проект и дальше развивался и стал помощником в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения страны и обеспечил защиту исторической памяти от искажения.

Ольга Астафьева

Директор Центра «Гражданское общество и социальные коммуникации», профессор кафедры ЮНЕСКО, доктор философских наук

Данный проект позволяет познакомиться со славным героическим наследием наших предков, расширить наши представления творчества Николая Островского и показывает нам его влияние на судьбы фронтовиков, чьи книги представлены на сайте. Эти рассказы являются не только героическим наследием всей страны, но и свидетельством подвига отдельных людей, имена которых не всегда встречаются в учебниках истории. Хочется пожелать, чтобы проект продолжал развиваться и наполнялся подобными воспоминаниями.

Евгений Герасимов

Актер театра и кино, кинорежиссер, Народный артист РФ, депутат Московской городской Думы

Достоверно известно, что некоторые победители фашизма в 1941 году ушли на фронт прямо со школы , не зная жизни, не осознавая до конца смертоносный ужас войны. На фотографиях владельцев книг запечатлены молодые люди, а подписи, оставленные ими в книгах, делятся своими мыслями о Николае Островском и его главном герое Павле Корчагине, показывают, как книги в трудные минуты Великой Отечественной войны помогали набраться сил и мужество бороться за честь Родины. Молодёжь с помощью книг нашла в себе силы защищать честь и свободу нашей Родины. Сохранившиеся книги-борцы доказывают силу литературы как сильнейшего мотиватора действий, способного научить людей любить и защищать Родину. А еще они являются олицетворением символа стойкости и героизма советского человека. Это очень увлекательный проект!

Владислав Епифанов

Первый заместитель Руководителя Администрации Губернатора и Правительства Сахалинской области

Павел Корчагин, а позже и сам Николай Островский ворвались в мою жизнь еще ребенком и навсегда остались в моей душе как пример мужества и силы воли. Поэтому, когда я узнал о проекте «Книга-истребитель», мне сразу захотелось его поддержать. Ведь мы знаем, что были примеры, когда солдаты проносили через всю войну на фронтах важные для них книги. Сайт дает возможность еще больше узнать об этой стороне высокого духа советских бойцов. Я благодарю всех, кто задумал и реализовал этот проект. Желаю вам, дорогие коллеги, успехов!

Гульчачак Назипова

Доктор исторических наук, профессор Казанского государственного института культуры, Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, Вице-президент ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, Исполнительный директор Регионального отделения Российского военно-исторического общества в Республике Татарстан

В книгах Николая Островского блестяще запечатлена всеобщая вера в нашу грядущую победу, абсолютная вера даже в самые трагические периоды войны, сохранившаяся в самых невыносимые обстоятельства. Книги военных лет сегодня являются незаменимым историческим источником, поскольку в них соединились судьбы страны, народа, ветеранов с судьбами автора и читателя. Каждая книга, представленная на сайте «Книга-боец», имеет свою индивидуальную историю. Они помогают понять и прочувствовать великие достижения того времени.

Альберт Лиханов

Писатель, общественный деятель, Президент Союза общественных фондов «Международная ассоциация детских фондов», председатель Общероссийской общественно-государственной организации «Фонд защиты детей»

Впервые Я столкнулся с таким проектом. И я очень удивлена ​​в хорошем смысле! «Как закалялась сталь» — книга, которая была одной из самых знаковых для нас, когда мы были совсем маленькими. Вы не поверите – мы стояли в очереди, чтобы расписаться в библиотеке… Мы много раз пересматривали фильм о Павле Корчагине. На таких произведениях воспитывалось наше поколение. И такая тщательная и кропотливая работа, которую проделали сотрудники музея, сегодня заслуживает глубочайшего уважения. Спасибо, что познакомили читателей с личными историями героев Великой Отечественной войны и рассказали о романах, имевших большое значение для людей того времени. Такой труд поистине бесценен в наше время.

Игорь Корнеев

Директор Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника

Наше время – время научных достижений, технологий и открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, книга остается самой сложной и великой. А роман Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь» долгие годы служил ориентиром в выборе жизненного пути и становлении человека. Важным и перспективным проектом является сайт «Книга-боец». Здесь абсолютно все очень интересно!! Идея, подача материала, форма патриотической работы, замечательный профессиональный коллектив — все отлично! Желаю проекту развития, удачи исследователям, команде единомышленников.

Щербакова Елена

Директор Малоярославецкого военно-исторического музея 1812 года, заслуженный работник культуры Калужской области

Уверен, что проект познакомит еще больше школьников с Павлом Корчагиным и творчеством Николая Островского и покажет каковы настоящие ценности в жизни. Он представит, как бороться и достигать целей. Все могут болтать впустую, но всегда лучше что-то сделать, чем говорить об этом.

Игорь Задорожный

Майор Внутренних войск МВД России, Герой России (2003 г.), лауреат премии Николая Островского

Когда мы учились в школе, каждый год перед Днем Победы всегда приходили ветераны в школу, чтобы рассказать нам о войне. Прошло 75 лет с окончания войны, а ветеранов остается в живых все меньше. Остались только фотографии и память. И, конечно же, книги! Через проект мы можем «прикоснуться» к книге, прошедшей войну, ночевавшей в окопе, которая помнит руки мальчишек и девчонок, читавших ее между боями, а может руки взрослого мужчины, сержанта, отец троих детей? Эти книги рассказывают нам историю от тех давних времен до наших дней. Это замечательный проект! Спасибо за это!

Елисова Ирина

Главный редактор журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

Особенно меня поразил формат проекта. Благодаря качественно оцифрованным архивам мы можем соприкоснуться с историей, познакомиться с участниками событий и узнать их мысли, чувства, переживания. Это невероятно ценные исторические документы. Здорово, что теперь такая информация доступна в Интернете и каждый сможет обратиться к судьбам славных защитников Родины и узнать о роли книг писателя Николая Островского в поднятии боевого духа наших военных в годы Великая Отечественная Война.

Халилова Лейла

Директор КГУК «Симферопольский районный музей имени Николая Островского»

Патриотизм – это, прежде всего, преемственность поколений. Получая исторические знания о лучших традициях русского народа, об его героической борьбе, подвигах, талантах, мы можем воспитывать подрастающее поколение. Книги Николая Островского всегда актуальны, они помогают нам не опускать руки и верить в лучшее, в то, что человек может все.

Виктор Неумывакин

Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального образования

В проекте представлены истории книг, вдохновлявших на борьбу с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Это ценная работа музеев по сохранению истории нашего Отечества и памяти о подвиге нашего народа. Очень важно, что у проекта есть свой сайт. Сегодняшняя молодежь привыкла получать почти всю информацию из Интернета. Сайт предоставляет возможность быстро и легко ознакомиться с фотографиями книг, оригиналами документов, комментариями бойцов. Желаю успешной реализации проекта!

Ярцева Елизавета

Директор МБУ «Объединенный молодежный центр городского округа Долгопрудный», депутат Совета депутатов городского округа Долгопрудный, член Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации

Ценой миллионов жизней наши деды и прадеды остановили фашизм, подарили мир и свободу будущим поколениям. Сегодня наша важнейшая задача – сохранить историческую правду и память о героическом подвиге нашего народа. Этот проект об уроках любви к Отечеству. На примере героев произведений Николая Островского мы можем воспитать достойную молодежь, за которой будущее России.

Кирилл Щитов

Председатель комиссии Мосгордумы по безопасности, спорту и молодежной политике

Мне очень понравился формат проекта «Книга-истребитель». С одной стороны, это очень современно, понятно и удобно. А, с другой стороны, тема старых книг, фронтовых писем, военного времени так хорошо представлена ​​и адаптирована… Спасибо, что таким образом делаете проект доступным и интересным для людей разных поколений и предпочтений.

Легков Александр

Олимпийский чемпион, Начальник регионального отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» Московской области

Когда-то давно, изучая деятельность Гвардия» во время Великой Отечественной войны я узнал, что Олег Кошевой часто обращался к произведениям Николая Островского для поднятия боевого духа своих товарищей. Образ Павла Корчагина стал примером для молодых гвардейцев, отдавших жизнь за Родину. Проект «Книга-боец» открыл мне удивительный исторический факт о разгроме гитлеровской Германии: роман «Как закалялась сталь» помогал в борьбе с врагом не меньше, чем оружие, вдохновляя, побуждая к действию, настраивая на пример жизни, прожитой с высокой целью служения народу и Отечеству. Это очень интересный проект. Я хочу посетить музеи и увидеть эти легендарные книги.

Толмачев Александр

Руководитель Московского регионального отделения, Федеральный координатор по Центральному федеральному округу Общероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России»

Очень здорово, что в год 75-летия Великой Победы Музей Николая Островского приступил к реализации проекта «Книга-истребитель». Материалы проекта помогают нам реализовывать детские образовательные программы, расширяют наши возможности. Сайт проекта «Книга-боец» позволяет прикоснуться к реальной истории каждой из книг, проследить их читательскую историю, обнаружить их восприятие бойцами Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, и через них иметь возможность отслеживать настоящие судьбы людей.

Гранатович Наталья

И.о. директора Центральной муниципальной библиотеки г. Краснозменска Московской области, лауреат премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье»

Когда события уходят в прошлое, герои книг и их авторы постепенно исчезают из памяти, уходят в небытие, переставая быть образцами для подражания для нового поколения. Проект «Книга-истребитель» позволяет по-новому взглянуть на роль литературы в военное время. И нам, сотрудникам библиотек и музеев, очень важно, чтобы герои прошлого, как книги, так и люди, были актуальны для современников, не воспринимались ими как нечто статичное и забытое, а продолжали жить и вдохновлять все больше и больше. больше новых читателей.

Татьяна Зелянина

Заведующая отделением «Детская библиотека № 231 имени Николая Островского» Центральной библиотеки СЗАО г. Москвы

Материалы, предоставленные проектом «Книга-Боец», уникальны, они знакомят нас с неизвестными ранее человеческими историями, имевшими место на фронтах Великой Отечественной войны. Сайт проекта стал для нас незаменимым помощником в подготовке культурно-просветительских мероприятий, посвященных жизни и творчеству Николая Островского, а также образовательных и патриотических программ для детей и молодежи.

Наталья Федорова

Заведующая Центральной детской библиотекой им. Николая Островского, заместитель директора МБУК «БИС г.Кургана»

Проект «Книга-боец» отличается своей «человечностью». На сайте проекта мы познакомиться не только с отважными защитниками Родины и воинами, но и с людьми глубоко чуткими, искренними и самоотверженными.Такие проекты погружают нас в сложную эпоху Великой Отечественной войны, делают непосредственными участниками событий Это очень ценно для памяти о подвиге нашего народа.

Коновалова Мария

Директор Областной специальной библиотеки для слепых имени Николая Островского, заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук.

Наша библиотека никогда не прекращала популяризировать творчество Николая Островского. В 2019 году мы отметили 115-летие писателя в литературном клубе библиотеки. Нас связывала давняя дружба с Государственным музеем «Преодоление», его сотрудники читали лекции и беседы о творчестве Николая Островского. Поэтому мы полностью поддерживаем замечательную идею проекта! Книги писателя нельзя забывать, в них и наша история, и наша память. Спасибо! Желаем творческих успехов!

Молчанова Наталья

Заведующая Клязьминским городским отделением Центральной библиотеки Пушкинского городского округа

Спасибо за Ваш труд! Сайт имеет большой потенциал для развития. Возможно, было бы целесообразно добавить больше интерактивности. Например, возможность скачать книги Островского. Мне понравился рассказ о блокадном Ленинграде и рассказ ветерана Лазукова. Осознать, что даже спустя много лет он хранил теплые воспоминания о своей книге, дарил самые сильные эмоции и восхищение. Надеюсь, книга найдется!

Дарья Давыдова

Оперная певица, ведущая солистка ВГТРК «Культура», приглашенная солистка Большого театра

Меня интересует этот проект и я сама пишу и публикую в сборниках. Я считаю, что нам нужен такой сайт. Сейчас много фото книг можно найти в интернете, и когда молодые люди видят фото старого издания, они начинают интересоваться, может даже находят что-то похожее на своей книжной полке, потом читают и делятся. в Интернете. Надеюсь, таких проектов будет больше. Думаю, я не остановлюсь и продолжу писать рассказ о Великой Отечественной войне.

Виктор Бабарыкин

Художник, писатель, Лауреат международной премии «Меценат»

Больше всего меня поразила история Саши Бондаренко — молодого героя-антифашиста. Поражает не только его подвиг, но и бережное отношение к культурному наследию нашей страны. Во время немецкого наступления он спас от уничтожения более 350 книг! Саша – пример настоящего мужества и патриотизма. Такие истории нужно рассказывать и слушать. Искренне благодарю команду проекта «Книга-боец».

Богачев Сергей

Директор ООО «Образовательные программы», г. Тверь, кандидат экономических наук.

Добровольцы-поисковики, как люди, не понаслышке знакомые с фронтовой жизнью наших воинов в годы Великой Отечественной войны, высоко ценят и понимают смысловую и эмоциональную значимость всего прошедшего войну, имеющего отношение к жизни человека, его стремления, желания, а часто и трагедии. Проект интересный и очень важный. В нем говорит и ярко показан непоколебимый дух нашей армии, нашего народа, воспитанного на воспетых культурой и искусством подвигах и ценностях Советского государства. Эти ценности, картины, стихи, песни, книги помогли победить и не дрогнуть в сложных условиях. Поисковое сообщество тепло приветствует и поддерживает проект. Мы желаем его авторам успехов и готовы помочь в их реализации.

Кузнецов Антон

Председатель Регионального Совета Регионального отделения Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» в Московской области

Неожиданный и оригинальный проект «Книгоборец» представлен в Московский музей Николая Островского. Виртуальная выставка посвящена легендарной книге «Как закалялась сталь». Для многих читателей эта книга – всего лишь воспоминание о школьной программе, но для поколения военных лет характеры ее героев послужили образцом лучших нравственных качеств советского человека – верности Родине и Отечеству. идеалы, неукротимая воля к достижению поставленных целей. Нельзя недооценивать значение морально-психологического настроя бойцов для победы в войне. Советское правительство это понимало и издало роман огромными тиражами, поэтому и Островский, и Корчагин приняли активное участие в Великой Отечественной войне. И заслуженные лавры победителей принадлежат им не меньше, чем тем, кто действительно протопал военными дорогами и дошел до Берлина.

Николай Глазунов

Заместитель начальника Методического центра комплексной реабилитации Федерального центра научно-методического и методического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов Минтруда России Российская Федерация.

Тема проекта актуальна и сегодня, в дни 75-летия Великой Победы. Эта тема будет оставаться актуальной до тех пор, пока в народе жива память о миллионах человеческих жизней, о наших дедах и прадедах. Насколько я понимаю, главная цель проекта — не дать вам забыть те страшные годы войны. Писатель Николай Алексеевич Островский, книги которого читались в эти военные годы, предвидел ужасы, которые несет фашизм, задолго до начала Второй мировой войны. Удивительная судьба книг и их владельцев никого не может оставить равнодушным.

Корнеева Светлана

Кандидат исторических наук

«Книга-истребитель» — удивительный и очень нужный проект. Он не только хранит память о важнейших отрезках истории нашей страны, но и показывает, как творчество и искусство дают человеку силы жить, вдохновлять и мотивировать его даже в самые трудные и страшные времена. Такой проект имеет огромное культурно-просветительское значение. Спасибо!

Максим Алабян

Ректор Высшей школы предпринимательства в Твери, эксперт по программам высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

«Книга-боец» — межмузейный проект, рассказывающий о судьбах солдат и книги писателя Островского, прошедшего вместе с ними Великую Отечественную войну. От некоторых историй захватывает дух… Поражаешься, насколько сильными были воля к победе и чувство долга у этих героев. Особенно замечательно, что даже в невыносимых условиях, в окопах и блиндажах солдаты продолжали читать любые произведения, которые вдохновляли их на великие подвиги, приводили к победе. Спасибо, что рассказываете нам эти истории.

Платонова Юлия. Веб-сайт. В нем собраны удивительные воспоминания солдат Великой Отечественной войны, в жизни которых значительную роль сыграли героические романы Николая Островского. Невероятно, как книги могут поддерживать и направлять в бою! Такие проекты трогают до глубины души и вызывают еще большее уважение и почтение к поколению, которое защищало нашу страну.

Салтанат Заика

Заведующая Центральной детской библиотекой имени Николая Островского, заместитель директора МБУК «Центральная библиотека г. Сочи»

Об исторической и духовной ценности «Книги» сказано много. -Боец», и я полностью разделяю эти мнения! Отдельно хотелось бы сказать о прекрасном и очень удобном дизайне проекта. Листы пожелтевшей бумаги, книги, побывавшие под огнем, старые рукописные записи очень чутко передают историческую эпоху. Это невероятное ощущение, когда, открыв компьютер, можно перенестись совсем в другое время и «потрогать» предметы другой эпохи. Это замечательная работа, спасибо создателям этого проекта.

Александр Сергеев

Директор МУКУ ЦК «Мечта», г. Орехово-Зуево

В нашей стране, наверное, нет ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война. С каждым годом уходит все больше и больше людей, которые могли бы сами рассказать нам о том, что помогло им пережить пекло войны. Проект «Книга-боец» берет на себя роль такого собирателя и рассказчика, к которому можно обратиться за примерами безграничного мужества и терпения.

Татьяна Апостолова

Кандидат исторических наук, доцент Московского городского педагогического университета

Книгу «Как закалялась сталь» я читала давно, и плохо помню, о чем она. . Но проект меня зацепил. Здесь вы можете увидеть мужество наших прадедов. Понятно, что для них Николай Островский и его творчество воспринимались иначе, что они могли найти себя в его героях, а пример героев книги помогал им оставаться людьми. Хотелось бы больше узнать о владельцах книг и прочитать о них.

Вячеслав Мишин

Исполнительный директор национального чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс»

Россия, которую мы придумали

Комментарий 24 октября 2018 г.

Россия — безграничный источник вдохновения для всех писателей, которые пытаются осмыслить ее и ежегодно издают сотни новых книг почти на всех языках мира.

Аркадий Островский. Venemaa loomine (англ. Изобретение России). Перевод с английского Кристы Ик. Тянапяев, 2017. 391 стр.

В 2017 г. вышли в свет на эстонском языке переводы двух книг российских журналистов: « Изобретение России » Аркадия Островского (перевод на эстонский язык Кристы Эек) и « Вся кремлевская рать » Михаила Зыгаря (перевод на эстонский язык). Юлар Лаук). Аркадий Островский (1971 г.р.) проработал десять с лишним лет российским корреспондентом The Financial Times и в настоящее время работает редактором по России и Восточной Европе в The Economist, , где он ранее руководил Московским бюро. Михаил Зыгарь (1981 г.р.) работал (военным) корреспондентом ведущей российской газеты

«Коммерсантъ », а затем главным редактором независимого российского телеканала «Дождь». В настоящее время занимается разработкой образовательных проектов по новейшей истории. Эти книги были впервые опубликованы в 2015 году на английском и русском языках соответственно и вскоре были переведены на многие европейские языки. Книги можно читать параллельно: описываемые события в основном одни и те же, но каждый автор предлагает разную направленность и объяснение развития событий. Оба пытаются найти ответ на вопрос, как Россия оказалась там, где она сейчас.

Книга Островского посвящена интеллектуалам, журналистам, руководителям медиа-каналов и другим деятелям культуры, имевшим тесные связи с власть имущими и ответственными за формирование идеологии Кремля и ее реализацию через СМИ в тот или иной момент. Почти треть книги происходит в Советском Союзе, где талантливые люди, понюхав свободу в 1960-х годах, не смогли найти самореализации после провала Пражской весны и были вынуждены сосредоточиться на исследованиях, оторванных от реальной жизни. или какая-то другая замещающая деятельность вместо повседневной политики. Однако они вновь появляются во время перестройки и начинают трудиться до тех пор, пока следующее поколение не попросит их освободить свои шикарные кабинеты. Та же самая тургеневская схема повторяется позже, когда каждому поколению сложно ладить со своими предшественниками.

Описания и изображения Островского точны и детализированы — мотивы, семейные переживания и разбитые надежды и ожидания, которые сформировали отношение персонажей, очевидны из их жизненных историй. С течением времени становится меньше идеологических догм и больше цинизма. С введением рыночной экономики в СМИ начинают поступать деньги, а телеведущие становятся звездами, чья символическая сила равна силе кремлевских людей.

Островский, получивший степень театроведа в Кембриджском университете, умело сплетает картины театральной жизни Москвы того или иного периода, чтобы проиллюстрировать изменения в обществе и метафорически подчеркнуть театральность повседневной политики. Горбачев, Ельцин и Путин играют в его книге второстепенную роль и интересуют автора главным образом как продукты своего времени и среды.

Ответ Островского на извечный русский вопрос «Кто виноват?» Ясно: это интеллигенция слишком увлеклась играми друг с другом и властью и не заметила момента, когда власть начала в них играть. Вместо просвещения населения и вовлечения его в управление государством их угощали банальным развлечением по телевидению (стр. 194). Островский излагает все великие дебаты о ценностях, имевшие место в России за последние 50 лет, даже те, которые велись за закрытыми дверями и никогда не попадали в газеты. Согласно Островскому, новшества в языковом выражении, совпадающие с каждой мутацией власти, происходили до реальной политики.

Со времен гласности мировоззрение россиян формировалось под влиянием печатных СМИ, а затем и телевидения, и именно поэтому журналистика виновата в постоянных публичных взрывах ксенофобии, кровожадности и стремления отмахнуться от любых перемен.

Островский, пишущий для авторитетных зарубежных газет, не дистанцируется от описываемых событий и завершает путь плечом к плечу с Россией и ее народом. В этом главное достоинство книги: в отличие от многих других авторов, писавших о России, Островский не упрощает, не покровительствует и не переходит на личности в описании своих источников и персонажей, несмотря на несколько десятилетий, проведенных им в Москве. Обилие цитат, отражающих дух времени, и текст, напоминающий по структуре пьесу, предлагают читателям, интересующимся новейшей историей России, исчерпывающую хронологию событий, а также чисто литературное наслаждение.

И Островский, и Зыгарь — опытные журналисты, которые годами пристально следили за внутриполитическими и внешнеполитическими событиями в России, но для написания своих книг они также взяли ряд интервью с ведущими политиками, журналистами и политологами. В этом смысле ссылки Островского более академичны и репрезентативны, и можно найти немало идей для дальнейшего чтения.

Михаил Зыгарь. Кыйк Кремли сказал. (Английский: Вся кремлевская рать: При дворе Владимира Путина). Перевод с русского Юлар Лаук. Тянапяев, 2017. 432 с. 9.0004 Книга Михаила Зыгаря состоит из 19 повествовательных глав, каждая из которых посвящена одному человеку, как правило, близкому к Путину или другому известному человеку, который в прошлом влиял на российскую политику, включая противников Кремля. В каждом из них, даже в самом Путине, есть следы человечности, но книга, ориентированная на иностранную аудиторию, остается довольно поверхностной для читателей, хорошо информированных о том, что происходит в России. По сравнению с
Островского Изобретение России
, В книге Зыгаря больше слухов, мифов, анекдотических ситуаций и домыслов о том, как могли происходить те или иные разговоры в коридорах власти. В то же время автор обладает впечатляющей способностью упорядочивать крошечные кусочки информации в осмысленное целое и рассказывать нелинейную историю.

По словам Зыгаря, Запад сыграл важную роль в формировании Путина, начиная с его дней в качестве офицера КГБ в Дрездене и его желания чувствовать себя принятым в качестве лидера, до его веры в то, что все можно купить и продать, что за долгие годы глубоко укоренился. Путин якобы смотрит сериал «9» на Netflix.0275 House of Cards

и полагает, что разговоры о ценностном подходе лицемерны в контексте западной политики (с. 340). Все можно купить, и это также ярко иллюстрирует история с бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером, которого Путин любит время от времени представлять гостям, приглашенным на приемы в его винный погреб (с. 154). Путина как личности не существует, но его черты и установки вездесущи, выраженные как в мерке желаний народа, так и в поведении суда, формировавшегося более чем за 15 лет пребывания у власти. Точно так же у читателя есть причина постоянно менять свое отношение к этому путинскому персонажу, который развивается вместе со своей страной и остальным миром.

Оба автора уверены, что российскую политику не следует определять как набор теорий заговора, потому что многое произошло под давлением обстоятельств и в результате срочных решений без долгих раздумий. В то же время аннексия Крыма, которую на Западе обычно считают реактивной, является результатом длительных размышлений со стороны кремлевских чиновников, поддерживаемых старыми сентиментальными (Островский, с. 171–172) и геополитическими (Зыгарь, с. 344–345) обоснования.

В 1992 году состоялась премьера фильма Россия, которую мы потеряли режиссера Станислава Говорухина. В этом фильме Говорухин нарисовал картину идеальной дореволюционной России — такой подход был распространен в начале 1990-х, когда советское прошлое пытались игнорировать, как будто его никогда не было (Островский, с. 155). Если продолжить эту аналогию, то обе книги приводят к выводу, что можно сказать, что мы действительно изобрели нынешнюю версию России (в эстонском переводе книги Островского в названии используется слово «творение» вместо оригинала « изобретение») — как журналистов и экспертов за рубежом, так и избирателей в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *