список из 10 его самых знаменитых симфоний
Людвиг ван Бетховен, творивший в эпоху между классицизмом и романтизмом, считается одним из важнейших композиторов в истории классической музыки.
Он сочинял во всех популярных в то время жанрах и везде имел успех, но все же лучшими его работами принято считать инструментальные произведения.
С момента его смерти прошло почти 200 лет, но его музыка по-прежнему жива. Трудно описать словами то влияние, что оказал Бетховен на историю, поэтому мы просто вспомним самые известные его произведения. Возможно, кто-то о них даже не знал, но если выделить время и послушать композиции из нашего списка, то ваш музыкальный вкус может сильно измениться.
Список
- 10. Симфония №5, ор. 67
- 9. Концерт для скрипки с оркестром, op. 61
- 8. Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император»
- 7. «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84
- 6. Соната для фортепиано №23, op.
- 5. Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша»
- 4. Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»
- 3. Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната»
- 2. Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)
- 1. Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната»
10. Симфония №5, ор. 67
https://www.youtube.com/watch?v=QT6a5wdV_Gg
Даже если вы далеки от классической музыки и предпочитаете слушать русский рэп, вступительный фрагмент 5-й симфонии Бетховена наверняка покажется вам знакомым.
Его до сих пор активно используют в кино, играх, рекламе и т. д. Сам композитор описывал его короткой, но очень емкой фразой: «Так судьба стучится в двери».
Произведение было написано в период с 1804 по 1808 годы, когда и состоялась премьера в Вене. 4 года – большой срок, поэтому современники Бетховена даже поговаривали о том, что у него кончилось вдохновение и симфонию он не допишет.
Уже тогда он страдал от прогрессирующей глухоты, что только добавляло вес словам скептиков. 22 декабря в «Театр ан дер Вин» они с первых секунд поняли, что ошиблись.
9. Концерт для скрипки с оркестром, op. 61
Уникальность произведения в том, что это единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Он написал его для своего близкого друга Франца Клемента, который в 1806 году был не только известным музыкантом, но еще и директором Венского театра.
Концерт создавался в спешке, так что последнюю партию композитор закончил буквально перед выходом Клемента на сцену, из-за чего тому пришлось читать с листика и играть без репетиций.
Возможно, именно это стало причиной того, что выступление прошло тихо и незаметно, не произведя должного впечатления на публику.
Концерт был забыт и вспомнили о нем уже после смерти Бетховена, когда в 1844 году его сыграл Йозеф Иоахим, 12-летний вундеркинд. Вместе с ним на сцене был оркестр Королевской филармонии, а дирижировал Феликс Мендельсон.
8. Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император»
Многие свои произведения Бетховен посвящал своим друзьям и родным и концерт «Император» не стал исключением: его он посвятил своему ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.
Концерт стал одним из самых масштабных сочинений в карьере немца, отразив весь спектр переполнявших его эмоций. Здесь нежность граничит с грубой силой, а мощь переплетается с успокоением.
Интересный факт: вторую часть концерта (Allegro) режиссер Том Хупер использовал в титрах фильма «Король говорит», который в 2010 году получил «Оскар».
7. «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84
История отважного полководца Эгмонта была написана Иоганном Гёте в 1788 году, но поставить по ней масштабную пьесу решили только через 20 лет.
Директор придворных театров в Вене решил заказать музыку у Бетховена, который закончил ее в 1810 году (спустя 2 года после завершения Пятой симфонии).
Сюжет трагедии повествует об отважном герое, который нашел в себе мужество открыто выступить против инквизиции, которая в XVIII веке сжигала людей без разбора.
К сожалению, в этой трагедии один в поле не воин: Эгмонта посадили в тюрьму и впоследствии казнили. На этом моменте музыка приобретает похоронные ноты и становится грустной.
6. Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата»
Одну из своих самых известных сонат композитор начал писать в 1803-м, а закончил в 1805-1806 годах, посвятив ее графу Францу Брунсвику.
Произведение было очень популярно в СССР, так как его
высоко оценил Владимир Ильич Ленин. Максим Горький в своем очерке писал, как «вождь» слушал «Аппассионату» в квартире правозащитницы Екатерины Пешковой: «Я не знаю произведения лучше и готов слушать его каждый день», – сказал тогда Ленин.5. Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша»
Для начала поясним, что такое «рондо-капричио». Капричио – это определение произвольности в музыкальном темпе, а рондо – музыкальный формат, характерной чертой которого является чередование главной темы с отличающимися фрагментами. «Ярость по поводу потерянного гроша» – самое известное произведение, сочетающее в себе эти форматы.
Композиция была написана в 1795 году, когда Бетховену было 25 лет. Подзаголовок, довольно шуточный, придумал Антон Шиндлер, друживший с музыкантом.
4. Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»
Многие именитые музыковеды называли это знаменитое произведение «эстетическим манифестом» и «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Если абстрагироваться от столь возвышенных понятий и просто слушать, то вы просто получите удовольствие.
Примечательна композиция и тем, что именно в момент ее создания Бетховен стал замечать первые симптомы развивающейся глухоты. На тот момент ему было всего 29 лет, и для музыканта это стало большим ударом.
Ходят слухи, что он даже хотел покончить с музыкой после «Патетической сонаты», но все же нашел в себе силы продолжать, не отступив от задуманного даже после того, как болезнь начала прогрессировать.
3. Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната»
Название соната получила в честь Рудольфа Крейцера, которому Бетховен ее посвятил, однако по изначальной задумке она должна была называться иначе.
Первым исполнителем стал скрипач Джордж Бриджтауэр, сыгравший ее вместе с композитором в Вене 24 мая 1803 года.
Музыка вновь была написана в спешке, из-за чего часть нот имелась в единственном экземпляре, так что Бриджтауэру во время выступления приходилось заглядывать через плечо Бетховена, сидевшего за фортепиано.
Именно Джорджу немец посвятил сонату, но потом передумал. Почему? Точного ответа нет, но есть пара легенд.
Согласной одной, в ночь после премьеры скрипач оскорбил знакомую даму Бетховена, что стало причиной крупной ссоры между ними.
Другая версия гласит, что Крейцер просто был более известным в те годы. Самое забавное, что последний никогда не исполнял посвященное ему произведение, сочтя его крайне неудобным.
2. Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)
Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.
Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.
Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.
Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.
1. Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната»
Знаменитую на весь мир «Лунную сонату» Бетховен написал для Джульетты Гвиччарди – 18-летней графини (композитору тогда было 30), которой он давал уроки музыки и в которую был влюблен.
Увы, но девушка предпочла выйти замуж за Венцеля Галленберга, тоже композитора. Пусть эта любовь и не обрела развития, зато подарила миру по-настоящему великое музыкальное произведение.
140 15
10 самых известных произведений Бетховена
Обновлено: 20.02.2021 20:46:14*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Бетховен – необыкновенное явление не только в мировой музыке, но и культуре. Его творчество смело ставят в один ряд с такими гигантами мысли как Шекспир, Толстой и пр. Среди всех представителей европейского искусства прошлых веков композитору нет равных в невероятно смелом, новаторском подходе, глубине и демократичности созданных им произведений. Вашему вниманию топ-10 самых известных произведений Бетховена.
Номинация | место | Произведение | рейтинг |
Гений философско-новаторской музыки: топ-10 известных произведений Бетховена | 10 | Симфония № 5, ор. 67, 1808 год | 4.1 |
9 | Соната для фортепиано № 14, ор. 27 №2 («Лунная соната»), 1801 год | 4.2 | |
8 | Багатель № 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»), 1810 год | 4.3 | |
7 | Концерт для скрипки с оркестром, op. 61, 1806 год |
4.![]() |
|
6 | Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната», 1802 год | 4.5 | |
5 | Симфония № 9 ре минор, оp. 125, 1824 год | 4.6 | |
4 | «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84, 1810 год | 4.7 | |
3 | Соната для фортепиано № 8, op. 13, «Патетическая» | 4.8 | |
2 | Концерт для фортепиано № 5, ор. 73, «Император», 1811 год | 4.9 | |
1 |
Соната для фортепиано № 23, ор.![]() |
5.0 |
Симфония № 5, ор. 67, 1808 год
Рейтинг: 4.1
Произведение считается одним из самых известных в творчестве великого немецкого композитора и наиболее часто исполняемых по всему миру. Впервые пятая симфония была исполнена в год презентации в австрийской столице и сразу произвела настоящий фурор: произведение приобрело репутацию выдающегося. Известный немецкий писатель-романтик, сказочник, композитор Эрнст Гофман назвал симфонию № 5 «одним из самых значительных произведений эпохи».
Начинающий мотив композиции стал поистине культовым и приобрел название «мотив судьбы». Его элементы проникли во множество произведений (как классических, так и популярных музыкальных стилей), в сферу телевидения, кино и пр. Фактически, симфония № 5 стала символом классической музыки.
Первые наброски композиции были сделаны еще в 1804 году, и работа над произведением проходила довольно долго. Это связано с тем, что Бетховен одновременно заканчивал еще несколько сочинений. Среди них – 1-й вариант оперы «Фиделио», Четвертая симфония, Соната № 23 и пр. Доработка произведения осуществлялась одновременно с Симфонией № 6 и премьера обоих творений композитора состоялась в один и тот же день.
В период написания произведения в жизни Бетховена начались неприятные переживания: он постепенно начал терять слух, в стране происходили тревожные изменения (беспорядки, оккупация наполеоновскими войнами и пр.).
Интересный факт. Премьера Симфонии № 5 была неудачной. Концерт длился 4 часа, в зале было холодно, публика была уставшей. Кроме того, репетиций произведения оказалось недостаточно: музыканты исполняли творение не особо качественно, даже допускали ошибки.
Соната для фортепиано № 14, ор.

Рейтинг: 4.2
Сложно, пожалуй, найти человека, который хотя бы один раз не слышал это произведение. Творение было завершено композитором в период тяжелых душевных мук. Бетховен сильно начал терять слух и ему приходилось практически вплотную подходить к оркестру, дабы услышать музыку. Еще одним ударом для Людвига стал разрыв с юной графиней Джульеттой Гвиччарди, которой он давал уроки музыки и хотел на ней жениться. Она же отдала предпочтение Венцелю Гальбергу, в итоге выйдя за него замуж.
Соната № 14 посвящена именно возлюбленной Бетховена. В произведении явно прослеживается ощущение сильной душевной тоски от неразделенной любви, страдания от потери слуха, что для любого композитора настоящая трагедия. Русский музыкальный критик Александр Серов писал о Бетховене: «Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень естественно обратился в мавзолей».
Свое название Соната № 14 получила благодаря музыкальному критику Людвигу Рельштабу, который, спустя 5 лет после смерти композитора, сравнил произведение с «лунным светом надФирвальдштетским озером». Хотя многие сходятся во мнении, что это творение с лунным светом ничего общего не имеет. Сам композитор дал обеим сонатам опуса подзаголовок «в духе фантазии». Автор хотел подчеркнуть, что по форме произведения они не похожи на классическую композицию сонатного цикла, который использовался в те времена.
Первая часть сонаты начинается тем, что в традиционном сонетном цикле считается средней частью. Это – медленная, скорбная музыка из 3 основных элементов, образующих одно целое, но при этом гармонично функционирующих по отдельности.
Вторая часть сонаты имеет «утешительное» настроение, которое еще в то время многими исполнителями воспринималось неправильно. Дело в том, что здесь встречается скерцо – часть композиции с довольно живым, стремительным темпом. Но в данном случае это – «цветок между двух пропастей», как считал венгро-немецкий композитор и пианист Лист. Не особо же чуткие исполнители быстро переходили во второй части к увеселительному скерцандо, совершенно не уместному в этом произведении.
И, наконец, третья часть – внезапное пиано, адажио. Видимо, Бетховен хотел передать внутренние ощущения человека в момент доведения до крайности. Наступает пауза, и дыхание его восстанавливается, он понимает, что рыдания и тщетные усилия кончены. Душа опустошена, но появляется сила, принимающая все таким, как есть.
Багатель № 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»), 1810 год
Рейтинг: 4.3
Это творение авторства Бетховена входит в обязательную обучающую программу музыкальных школ по всему миру. Почти 40 лет спустя после смерти Бетховена биограф композитора Людвиг Ноль обнаружил рукопись с нотами и посвящением. Рукой Людвига прямо на нотном листе было написано: «Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля». Через пару лет Ноль опубликовал материал в том виде, в котором он известен нам сейчас.
Уже в 21-м веке Лука Кьянторе – исследователь творчества немецкого композитора – в своем университетском докладе сделал уверенное предположение о том, что Бетховен не являлся автором Багатели в том варианте, который преподнес его биограф. Согласно 8-летнему исследованию Кьянторе, практически весь материал пьесы и его тема, безусловно, принадлежат композитору. Но рукописи с автографом, по которой багатель получила свое название, попросту не существовало.
Существует несколько версий того, кому в действительности могло быть посвящено произведение. По одной из них, Бетховен посвятил ученице Терезе фон Дроссдик, в которую был безответно влюблен. Согласно другой, багатель посвящена близкой подруге немецкого гения музыки – Элизабет Рекель. Согласно третьему варианту – творение – посвящение супруге российского императора Александра I – Елизавете Алексеевне.
Концерт для скрипки с оркестром, op. 61, 1806 год
Рейтинг: 4.4
Это произведение является единственным в творчестве автора завершенным концертом для скрипки. До создания композиции у Бетховена уже был некоторый опыт сочинения произведения для этого струнного инструмента. В 1790 году она начал работу над первым концертом для скрипки, но до наших дней дошла одна часть. До сих пор неизвестно, является ли она завершенным творением, либо же это – часть какой-то более масштабной работы.
В течение всей жизни композитора концерт не только никогда не исполнялся: он ни разу не публиковался. Произведение было создано автором для коллеги и хорошего друга Бетховена – Франца Клемента – директора Венского театра, знаменитого в то время композитора и скрипача.
Частичная премьера произведения состоялась на бенефисе Клемента в декабре 1806 года. Печатное издание, вышедшее через 2 года, было также посвящено скрипачу. Считается, что композитор завершил сольные партии концерта прямо перед выступлением друга, и тот читал некоторые его отрывки прямо с листа, в перерыве между частями произведения развлекая публику вариациями творения.
Премьера успешной не стала, и о концерте забыли почти на полвека. Лишь в 1844-м о композиции вспомнили снова после ее исполнения 12-летним Йозефом Иоахимом в сопровождении оркестра Королевского филармонического общества под управлением Мендельсона. С тех пор концерт для скрипки с оркестром Бетховена включен в список самых известных мировых произведений и регулярно исполняется на сцене.
Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op.

Рейтинг: 4.5
Произведение – в числе наиболее известных камерных творений Людвига ванн Бетховена. Хотя соната написана в тональности ля минор, чаще всего можно услышать ее исполнение в ля мажоре. Общая продолжительность сонаты колеблется от 37 до 40 минут, что для произведения подобной формы в 19 веке было необычайно долго.
Изначально соната была посвящена британскому скрипачу Джорджу Бриджтауэру, который и стал первым исполнителем: произведение впервые прозвучало в 1803 году с венской сцены. Композитор завершил работу над сонатой буквально накануне выступления и не успел переписать ноты, поэтому часть произведения (фортепианную партию) исполнял по черновикам, другую его часть скрипачу пришлось подсматривать через плечо Бетховена, поскольку на тот момент был сделан лишь один экземпляр.
Посвящение было написано в шутливой форме: «Мулатская соната, сочинённая для мулата Бришдауэра, большого шута и мулатского композитора» и сохранилось лишь в черновом варианте. В печать произведение попало уже совсем с другим посвящением – Родольфу Крейцеру – известному скрипачу того времени.
Наиболее распространенной версией случившегося считается тот факт, что, якобы Бриджтауэр нанес знакомой Бетховену даме оскорбление. По мнению американского музыковеда и композитора Слонимского, эта версия абсурдна, и более вероятной причиной введенного изменения можно считать большую известность Крейцера для тогдашней публики. Примечательно, что этот скрипач никогда не исполнял бетховенскую сонату, более того, считал ее неудобной для игры на скрипке.
Особую известность соната приобрела с легкой подачи Льва Толстого, написавшего одноименную повесть – «Крейцерову сонату», многократно экранизировавшуюся и привлекавшую внимание к исполняемому в ней произведению.
Симфония № 9 ре минор, оp. 125, 1824 год
Рейтинг: 4.6
Последняя симфония, написанная великим немецким композитором. Произведение включает в себя «Оды к радости» – поэму Шиллера, исполняемую солистами и хором в последней части. Это – первый случай в истории музыки (неслыханный на тот момент), когда крупный композитор включил в подобное произведение голосовое исполнение в один ряд с музыкальным. К слову, последняя (4-я) часть симфонии № 9 является на сегодняшний день гимном Евросоюза (в аранжировке Герберта фон Караяна).
Хотя официальным названием произведения считается «Симфония No. 9 в D minor, Op. 125», чаще всего ее именуют «Хоральной». Работу над колоссальным, грандиозным произведением Бетховен вел 2 года, хотя задумывал его в течение всего творческого пути. Простой, и, в то же время, величавой мелодии в монументальном хоровом сопровождении суждено было стать вершиной творчества Бетховен, хотя написал он ее, будучи абсолютно глухим.
Премьера симфонии была посвящена прусскому королю – герою освободительной борьбы против наполеоновских войск и состоялась она в венском театре в 1824 году. Полностью глухой автор не дирижировал, а лишь показывал темп, стоя у рампы. Хотя отрепетировали произведение недостаточно хорошо, оно произвело настоящий фурор. Овации были непозволительно долгими – более долгими, нежели приветствие императорской семьи, и лишь полиции удалось их прервать. В воздух бросали платки и шапки, дабы глухой автор увидел реакцию зрителей. От избытка чувств Бетховен потерял сознание.
«Эгмонт»(«Egmont»), op. 84, 1810 год
Рейтинг: 4.7
В 1809 году Бетховен получает заказ на создание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» и работает над произведением в течение нескольких месяцев, по его словам «исключительно из любви к поэту», с которым неоднократно встречался и высоко ценил его творчество. В трагедии Гёте граф Эгмонт холост, влюблен и полон стремлений. Его возлюбленная Клерхен – девушка и простонародья – призывает к восстанию для освобождения Эгмонта и, будучи не в силах пережить его казнь по воле испанского наместника, кончает с собой.
Увертюра быстро завоевала популярность среди слушателей, заняв достойное место на концертной эстраде. В этом произведении Бетховену удалось полно передать героизм борьбы за свободу, требующий невероятных усилий и колоссальных жертв, и облачить эту идею в ясную, четкую музыкальную форму.
В композиции преобладают хмурые, скорбные мотивы, перекликающиеся с тяжелыми аккордами в духе испанской сарабанды. Жалобная музыка постепенно переходит в мужественные волевые нотки и снова резко уходит в траур – герой гибнет. Но внезапно характер произведения меняется: нарастающее радостное ожидание в звуках переходит в звучание военного оркестра. Эту симфонию, несмотря на трагичность использованного мотива, можно считать «победной», завершающей всю увертюру.
Соната для фортепиано № 8, op. 13, «Патетическая»
Рейтинг: 4.8
Именитые музыковеды величают это творение немецкого композитора «эстетическим манифестом». Впервые опубликованное в 1799 году произведение автор посвятил князю Лихновском. Практически сразу оно было воспринято как шедевр. Молодой композитор, которому в ту пору было 29 лет, уже начал терять слух. Повергнутый этим фактом шок, он даже планировал прекратить творческую деятельность после завершения сонаты № 8.
Безусловно, были попытки найти в этой композиции недостатки, но время расставило все по местам: сегодня соната № 8 пользуется невероятной популярностью среди исполнителей и слушателей всего мира. Высказываний на тему этого произведения было великое множество. Например, Лист высмеивал сонату, но при этом находил ее «попросту великолепной». Один из первых музыкальных критиков Улыбышев говорил, что соната – «шедевр с начала и до конца…». Весьма ценны высказывания на счет сонаты № 8 известного ученого-музыковеда Ромена Роллана.
Он считал, что произведение – уникальный образец «бетховенских диалогов, подлинных сцен из драмы чувств». Интересно его добавочное замечание о том, что «страсти за и против этой сонаты разгорались как по поводу какой-нибудь оперы. Очевидно, Бетховен, недовольный такого рода победой, не захотел ее возобновлять». Но, скорее, композитор был недоволен не «победой», а неутихающими кривотолками по поводу содержания сонаты и ее названия, поэтому в дальнейшем избегал каких-либо пояснительных заглавий.
Концерт для фортепиано № 5, ор. 73, «Император», 1811 год
Рейтинг: 4.9
Работа над концертом кипела уже в 1809 году, а, может быть, она началась еще в 1808-м. В тот период в родной стране композитора было неспокойно: наполеоновские войска вторглись в Австрию, по всей Европе разгорелись жестокие сражения. Премьера готового произведения была надолго отложена и состоялась лишь в декабре (по другим сведениям – в ноябре) 1811 года в Лейпциге.
Концерт вызвал энтузиазм слушателей и снискал благосклонную реакцию тогдашних критиков. Правда, некоторые жаловались на его чрезмерную длину (для произведения того времени концерт действительно считался слишком долгим). Но важно не это: творение немецкого композитора отличается емкостным идейным содержанием, мощным исполнением и невероятным энергетическим порывом.
В отличие от большинства тогдашних концертных произведений, стремящихся натурально передать звуки сражения, 5-й концерт Бетховена не имеет с подобными сочинениями ничего общего. Он был, скорее, отражением патриотического движения тех лет. Примечательно в данном концерте необычное использование литавр. Обычно они служат для имитации природных шумов (вроде грозы). Здесь же литавры используются для усиления динамического подъема, эмоциональной порывистости, мощной энергии финала.
Многие свои творения великий композитор посвящал друзьям, меценатам и этот концерт не стал исключением. Бетховен посвятил его своему ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.
Интересный факт. Вторая часть концерта была использована в титрах оскароносного британского фильма «Король говорит».
Соната для фортепиано № 23, ор. 57, «Апассионата», 1807 год
Рейтинг: 5.0
Это невероятно драматичное произведение было посвящено горячему почитателю творчества композитора – графу Брунсвику. Кстати, название сонаты автору не принадлежит: оно было добавлено гамбургским издателем произведения и, поскольку отлично выразило суть композиции, прочно за ней закрепилось.
В год создания произведения Бетховен находился в тяжелых эмоциональных переживаниях. Разочарование в Наполеоне, прогрессирующая глухота, невзгоды любовные, душевное одиночество – все это не могло не сказаться на творчестве композитора. Соната № 23 – это трагическое начало, которое невообразимым образом перетекает в невероятную силу воли, стремление к борьбе со злом.
Ленц говорил о произведении как об «извержении вулкана», музыкальный критик Улыбышев считал ее «одновременно исступленной и возвышенной». Тургенев в своем рассказе «Несчастная» очень ярко описал свое личное впечатление от бетховенского творения: «я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, который мгновенно охватывает душу, когда в нее нежданным налетом вторгается красота».
Сам Бетховен считал именно эту сонату лучшей из всех своих сонат. Это мнение стало общепризнанным. В произведении ярко отражена поистине титаническая борьба воли со стихией. Сам автор однажды по поводу своего детища выразился так: «прочтите «Бурю» Шекспира».
Оцените статью | |
Всего голосов: 3, рейтинг: 5 |
20 величайших произведений Бетховена всех времен
20 величайших произведений Бетховена всех времен — Classic FM7 февраля 2020, 20:27
Джон Суше
В ознаменование 250-летия со дня рождения Бетховена я перечисляю величайшие музыкальные произведения, когда-либо написанные этим выдающимся композитором.
Людвиг ван Бетховен был, возможно, самым влиятельным композитором в истории классической музыки, из-за чего было очень трудно выбрать всего 20 его величайших произведений (сейчас я отмечаю почетное упоминание прекрасной сонаты «Лунная соната» и К Элизе !).
Но в ознаменование 250-летия со дня его рождения – и в честь моей новой серии Бетховен 250 – давайте попробуем.
Трио эрцгерцога
Это было последнее произведение, которое Бетховен исполнил публично из-за обострения его глухоты. Посвященное его величайшему покровителю, трио имеет радостную первую часть, но медленная часть — одна из его самых красивых. Я не могу слышать это, не думая о боли, которую он испытал, узнав, что больше не будет выступать на публике.
Подробнее: Биография Бетховена Джона Суше переиздана для Бетховена 250 >
Бетховен — Фортепианное трио, соч. 97 (трио эрцгерцога)
Соната для фортепиано Вальдштейна
Соната для фортепиано Waldstein была посвящена покровителю Бетховена в Бонне, еще в подростковом возрасте. И снова радостная первая часть с быстро повторяющимися аккордами в начале — вызов для пианиста. За ним следует таинственная медленная часть, прежде чем заключительная часть взлетит с великолепной парящей темой.
Ответ тем, кто говорит, что его музыка всегда злит.
Лукас Юссен — Бетховен ‘Вальдштейн’ Соната
Тройной концерт
Это мой кандидат на одно из двух самых незаслуженно забытых произведений Бетховена. Он написал ее для друзей, поэтому партия фортепиано, которую сыграет эрцгерцог Рудольф, несложная. У виолончели самая ответственная партия, потому что на ней играл профессионал. Медленное движение имеет глубокую красоту.
Тройной концерт Бетховена до мажор Энн Софи Муттер Андре Превин Линн Харрелл Курт Мазур LPO
Хоровая фантазия
Как Тройной концерт – незаслуженно забытый. Он начинается с солирующего фортепиано, затем вступает оркестр, затем хор и солисты. На первом представлении Бетховен импровизировал, и пьеса сошла с рельсов. Основная тема является предшественницей темы заключительной части «Хоровой» симфонии и по сравнению с ней пострадала.
Марта Аргерих-Бетховен, Хоровая фантазия
Крейцерова соната для скрипки
Открытое открытие для скрипки соло, двойная аккомпанемент на всех четырех струнах.
Самая длинная и сложная из 10 скрипичных сонат Бетховена, считающаяся вершиной скрипичных сонат. На первом выступлении с Бетховеном на фортепиано скрипач Джордж Бриджтауэр прочел партитуру с листа, потому что Бетховен закончил ее только накануне вечером.
Юджа Ван и Джошуа Белл : Бетховен — Соната для скрипки № 9 «Крейцер» Opus 47
Концерт для скрипки
Бетховен написал только один скрипичный концерт. Вступление — четыре мягких удара на литаврах — с самого начала создает новое звучание. Медленная часть — одна из самых красивых в репертуаре. Брамс полностью смоделировал свой скрипичный концерт по этому принципу.
БЕТХОВЕН Концерт для скрипки с оркестром — Хилари Хан, скрипка; Леонард Слаткин, дирижер
Гросс Фуге
«Большая фуга» — оригинальная заключительная часть Струнного квартета № 13 — достигает такой степени интенсивности, которой ни до, ни после этого не достигал ни один другой композитор. Одно из самых сложных произведений во всей классической музыке, которое предъявляет исключительные требования к исполнителям.
Струнный квартет № 15, соч. 132
В этом квартете пять частей, средняя из которых — .Heiliger Dankgesang — Священная Песня Благодарения от Выздоравливающего Божеству . Он представляет собой какое-то необычное произведение, которое Бетховен закончил сразу после выздоровления от серьезной болезни, которая, как он думал, убьет его.
Струнный квартет Бетховена соч. 132 ля минор — Квартет Ариэля (полностью)
Струнный квартет № 13, соч. 130
Пять поздних квартетов являются наиболее интенсивным сочинением Бетховена. В соч. шесть частей. 130. «Каватина» глубоко эмоциональна — первая скрипка «плачет» — и друг сказал, что эта композиция стоила Бетховену настоящих слез. Заключительную часть, «Grosse Fuge», сочли слишком массивной по сравнению с тем, что было раньше, и Бетховен заменил ее и опубликовал отдельно (см. № 14).
Струнный квартет Бетховена № 13 си-бемоль мажор, соч. 130 (Grosse Fuge) — Американский струнный квартет
Фиделио
Единственная опера Бетховена.
.. и ему потребовалось три версии (и четыре увертюры), чтобы сделать ее правильно. Fidelio — это одновременно история любви — жена переодевается мальчиком, чтобы устроиться на работу в тюрьму, где находится ее муж Флорестан, и добивается его освобождения — и история свободы, торжествующей над угнетением. Ария Флорестана в начале второго акта резюмирует политическое кредо Бетховена.
Йонас Кауфманн — Бетховен — Фиделио — ‘Gott! Welch Dunkel Hier!
Торжественная Мисса
Missa Solemnis была единственной серьезной попыткой Бетховена написать религиозное произведение, но это скорее концертное произведение, чем месса. Парящая над оркестром скрипка в «Бенедикте» была воспринята как попытка изобразить в музыке Святого Духа, и цензура это запретила! На рукописи Бетховен написал: «Von Herzen – Möge es wieder – Zu Herzen gehn!» («Из сердца – да вернется к сердцу!»).
Леонард Бернстайн и Консертгебауворест Амстердам — Бетховен: Торжественная месса
Hammerklavier Соната для фортепиано
Величайшая из его 35 фортепианных сонат, написанная в разгар изнурительного судебного процесса, который он вел против своей невестки, и вдохновленная прибытием пианино Broadwood в подарок из Лондона.
Прыжок левой рукой в дебюте почти по-человечески невозможно сыграть с заданной им скоростью!
Подробнее: Послушайте эпическую сонату Бетховена «Hammerklavier», сыгранную на собственном фортепиано композитора >
Соната Бетховена № 29 соч. 106 «Hammerklavier» Валентина Лисица
Концерт для фортепиано с оркестром № 4
Это снова Бетховен открывает новые горизонты. Впервые солирующее фортепиано открывает концерт простой поворотной фразой, которая продолжает доминировать в первой части. Во второй части фортепиано и оркестр подобны двум спорящим голосам. Только в финальном движении они примиряются.
Людвиг ван Бетховен — Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор, соч. 58 — Элен Гримо
«Патетическая» соната для фортепиано
Ранняя соната для фортепиано, но она открыла новые горизонты. Никто никогда не начинал фортепианную сонату с одного фортиссимо аккордов. Лирическая вторая часть классно используется Билли Джоэлом в «This Night» на его альбоме Innocent Man.
Даниэль Баренбойм играет Сонату Бетховена № 8, соч. 13 (Патетическая)
Концерт для фортепиано с оркестром «Император»
Самое высокое произведение Бетховена в Зале славы Classic FM. Громадное начало звучит на фортепиано, сигнализируя о том, что грядет что-то экстраординарное: медленная часть, захватывающая дух своей красотой, ведет прямо к синкопированному финалу. Название ему дал английский издатель Бетховена. Бетховен не одобрял.
Ланг Ланг —— БЕТХОВЕН: Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Симфония № 9 («Хоровая»)
Девятая — кульминация гения Бетховена. Он впервые использует сольные голоса в симфонии, поставив слова из поэмы Шиллера An die Freude . Это самая длинная и сложная из всех его симфоний, которую мы можем считать вершиной его достижений, потому что это его последняя симфония, но он работал над своей Десятой, когда умер.
Симфония 9-я Бетховена – Часть IV – «Ода к радости»
Симфония № 5
Открывают эту симфонию самые известные такты во всей классической музыке.
Но это не мелодия, а мелодия. Это мотив. Впервые в любой симфонии любого композитора Бетховен проводит мотив через всю симфонию. Опять же, впервые он использует тромбоны, пикколо и контрафагот в симфонии. У нас новый звук.
Концерт для фортепиано с оркестром № 3
Бетховен окончательно избавился от влияния Моцарта. Первая часть отличается богатством и сложностью от предыдущих двух. Медленная часть почти похожа на гимн, с гаммой ближе к концу, в которой 7-я нота сглажена. На всякий случай, если вы думаете, что это ошибка, он повторяет ее в следующем такте. Бетховен-мастер появился.
Бетховен: Концерт для фортепиано № 3 (Алиса Сара Отт / Филармонический оркестр Радио Франции)
Соната для фортепиано № 31, соч. 110
Это середина заключительного набора из трех сонат для фортепиано, сочиненных Бетховеном. В нем он рассказывает нам о своей глухоте, о боли, которую она ему причинила, и о том, как он ее преодолел. Я рассматриваю его 35 сонат для фортепиано как его «автобиографию».
Ашкенази: Бетховен — Соната 31 Опус 110
Симфония № 3 «Героическая»
Просто самая важная симфония, когда-либо написанная любым композитором в истории мира. Всегда. Бетховен в возрасте 32 лет наконец столкнулся со своей глухотой и решил побороть ее. Это начало его «героической» фазы.
Первоначально он был посвящен Наполеону, но Бетховен вычеркнул его имя с титульного листа, когда узнал, что объявил себя «Императором». Эти два вступительных аккорда ознаменовали начало новой эры в музыке.
Бетховен: Симфония № 3 ми-бемоль мажор, «Героическая» — BBC Proms 2012 (Даниэль Баренбойм)
Присоединяйтесь ко мне каждую субботу с 21:00 на Classic FM, когда я исследую необыкновенную жизнь и музыку Бетховена в моей годичной серии «Бетховен 250 9».0010 .
Подробнее о Бетховене
Симфония №5 Бетховена наполняет Printworks на захватывающем иммерсивном концерте Оркестра Аврора
Научный анализ ДНК Бетховена показывает, что у него был гепатит В и высокий риск заболевания печени
20 лучших фортепианных концертов всех времен
Откройте для себя музыку
Если Бетховен был полностью глухим, как он сочинял музыку?
Ресторан McDonald’s в Уэльсе сыграет Бетховена, чтобы бороться с антиобщественным поведением поздно ночью
Послушайте, как японский мегахор из 10 000 человек поет «Оду к радости» Бетховена.

Леброн Джеймс рассказал, что слушает Бетховена, чтобы «успокоиться» перед играми
Выступление оркестра в космосе Бетховена заставило легендарного дирижера расплакаться
Сэйдзи Одзава
Как звучит «Ода к радости», триумфальный хоровой гимн Бетховена?
Когда Даниэль Баренбойм, Йо-Йо Ма и Анн-Софи Муттер объединились, чтобы подарить нам до боли прекрасного Бетховена
Даниэль Баренбойм
Узнать больше Лучшая классическая музыка
15 самых известных мелодий в классической музыке
Откройте для себя музыку
15 величайших симфоний всех времен
Откройте для себя музыку
Четыре эпохи классической музыки: краткое руководство
Откройте для себя музыку
25 лучших пианистов всех времен
Откройте для себя музыку
10 самых романтичных оперных дуэтов всех времен
Откройте для себя музыку
Последнее на Классическом FM
Первая солистка азиатского происхождения в New York City Ballet стала «важной вехой»
Discover Music
Саундтрек «Наследие»: вот почему мелодия из сериала HBO застряла у вас в голове
Откройте для себя музыку
Скрипач играет соло через интерком на рейсе в Техас, к радости пассажиров
Откройте для себя музыку
Основные моменты радио Classic FM на этой неделе, в том числе «Альбом недели» и «Drive Discovery»
Удивительный школьный хор поет духовную песню «Вниз к реке, чтобы помолиться» с балконов отеля.

Видео
5 невероятных высоких нот от звездного мальчика высоких частот Малакаи Байо
Композиторы доисторической планеты 2 создали потусторонние инструменты, используя настоящие кости динозавров
Циммер
21 имя собаки pawfect для любителей классической музыки
Откройте для себя музыку
Густаво Дудамель покидает Парижскую оперу на четыре года раньше срока в шоковой отставке
Густаво Дудамель
Алан Менкен: «Я знал о Лин-Мануэле Миранде еще маленьким мальчиком, который был одержим Русалочкой!»
Алан Менкен
10 основных произведений великого композитора
Людвиг ван Бетховен — один из самых влиятельных и значительных композиторов всех времен. Он был преобладающей музыкальной фигурой в переходный период между классической и романтической эпохами, и, несмотря на далеко идущие медицинские и эмоциональные мучения (к 40 годам он полностью оглох), его музыка является свидетельством человеческого духа в лицо. жестокого несчастья. Откройте для себя нашу подборку лучших произведений Бетховена, в том числе шедевры симфонии, концерта, оперы, струнного квартета и фортепианной сонаты великого композитора.
Слушайте лучшие произведения Бетховена в Apple Music и Spotify.
Симфония №3 ми-бемоль, op.55 – Симфония «Героическая» Симфония Бетховена «Героическая» , завершенная в 1804 году, изменила музыкальный мир и, возможно, является его определяющим произведением. Одним махом оркестровая музыка переходит в другое измерение, с широтой замысла, эмоциональной грузоподъемностью и диапазоном, о которых раньше и не мечтали, с точной краткостью и классической симметрией Моцарт остался позади. Первоначально он был посвящен Наполеону — посвящение, которое Бетховен удалил в ярости, узнав, что он сделал себя императором. Здесь Бетховен понял возможности сонатной формы и тематического развития, а затем упивался своей свободой. Влияние «Героической» симфонии распространилось далеко в будущее, ее влияние неизмеримо на композиторов от Шуберта до Берлиоза до Вагнера и позже Малера . В этой симфонии Бетховен искал для себя новый путь; в конце концов, он нашел тот, который сформировал музыку на столетие.
Бетховен. Симфония № 3 ми-бемоль, соч. 55 -«Героическая» — 1. Allegro con brio
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Симфония № 9 ре минор, соч. 125 – «Хоровая» симфония Симфония № 9 Бетховена – одно из величайших произведений Бетховена и одна из величайших когда-либо сочиненных симфоний. 9Симфония 0009 № 9 также известна как «Хоровая» симфония, поскольку в ее заключительной части участвуют четыре вокалиста и хор, исполняющие поэму Шиллера An Die Freude ( Ода радости ). В «Хоровой» симфонии Бетховен довел структуру классической симфонии до предела, выразив свою высокую философскую тему: единство человечества и наше место во Вселенной. Хотя кажется, что он следует традиционной симфонической модели с четырьмя частями, его массивная хоровая четвертая часть вовсе не была традиционной. «Хоровая» симфония Бетховена стала источником вдохновения для последующих композиторов и краеугольным камнем XIX века.Романтическое движение ХХ века.
Бетховен: Симфония № 9 ре минор, соч. 125 «Хоровой» — IV. Presto
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Соната для фортепиано No.30 in E, op.109 Бетховен написал 32 сонаты для фортепиано , последняя три представляют собой трилогию, которая принадлежит друг другу. Первая из трех, № 30 в E , является одной из самых прекрасных вещей, которые он написал, и она намного короче, чем некоторые из ее предшественников, с кристальной поверхностью, скрывающей великие тайны и сложности формы и гармонии. Короткие первые две части, первая возникает из того, что звучит как мягкое звяканье капель дождя, являются лишь прелюдией к последней — похожей на хорал теме (и вариациям), которая охватывает все пространство между Бах и Шопен , прежде чем закружиться в бреду экстаза, который утихает обратно в тему с благословенным чувством возвращения домой. Это 20 минут самого продолжительного музыкального восторга, который только можно себе представить, и одно из лучших произведений Бетховена.
Бетховен: Соната для фортепиано № 30 ми мажор, соч. 109 — II. Prestissimo
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Струнный квартет No.14 до-диез минор, op.131 Квартет — самая личная из композиций — это музыка, сведенная к ее абсолютным основам, с четырьмя исполнителями в почти спонтанном взаимодействии. Последние квартеты Бетховена — крайняя форма, далеко не легкая для прослушивания и невероятно напряженная, своего рода беседа с Богом, и это было любимым произведением самого композитора. Бетховену понадобилась целая жизнь, чтобы написать это, так что не ждите, что вы услышите это с первого раза — продолжайте, однако, и его логика и правдивость скоро проявятся. Есть семь частей, сыгранных без перерыва, с моментами почти полного музыкального застоя и другими моментами, которые звучат так, как будто Бах перевоплотился. Услышав этот струнный квартет за пять дней до своей смерти, Шуберт заметил: «Что нам остается писать после этого?»
Бетховен: Струнный квартет № 14 до-диез минор, соч. 131 — 7. Аллегро
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Концерт для фортепиано с оркестром №5 ми-бемоль мажор – Концерт ‘Император’ Концерт ‘Император’ о было не так- назван Бетховеном, но в нем есть величие, с обширной поверхностью и подавляющим ощущением мажорной тональности (маскирующим большую гармоническую и тематическую напряженность), что делает его отличным украшением для солиста. Начавшись с трех аккордов, которые переходят в расцвет мини-каденций, он заканчивается торжествующим, скачущим рондо, стремящимся к радостному концу. Они создают медленную часть, которая является одним из самых восторженных творений Бетховена — безмятежный гимн с мечтательным воспеванием фортепиано. Это мощное произведение, к счастью, лишенное страданий, но вряд ли глубокое, отличное и легкое введение в то, чем был Бетховен, и одно из лучших произведений Бетховена.
Бетховен: Концерт для фортепиано с оркестром № 5 ми-бемоль мажор, соч. 73 «Император» — II. Adagio un poco mosso (Live)
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Симфония No.7 in A, op.92 Это солнечное произведение, премьера которого состоялась на концерте для солдат, раненых в битве при Ханау в 1813 году, было благоприятным — это звучит как праздник в конце кошмара войны. Все в инерции: не медленная часть, а полуигровое, полуторжественное Allegretto, блестяще соединяющее отдельные мелодии и ритмы в типично глубокое целое, ведущее к бодрым финальным движениям, все более живым и стремительным, которые привели Вагнера к называют симфонию «апофеозом танца». То, как темы сливаются с умиротворяющими интерлюдиями деревянных духовых инструментов, особенно великолепно.
Бетховен: Симфония № 7 ля мажор, соч. 92 — II. Allegretto
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Fidelio, op.72 Бетховен не был естественным, когда дело доходило до оперы – слишком высокомерным и слишком идеалистичным для неряшливого мира драмы и оттенки человеческой мотивации, но Fidelio , его единственное произведение в этом жанре, имеет удивительные, яркие периоды, которые более чем компенсируют его фрагментарные моменты. Есть определенные оперные сцены, которые никогда не перестают покалывать кожу головы. Например, Тоска, зарезавшая своего развратного шантажиста, или Кармен, отбивающаяся от своего бывшего-убийцы. Но момент, когда Фиделио оказывается женщиной, героически спасает своего мужа, а затем направляет пистолет на своего злого врага, — это фейерверк, чтобы победить их всех. «Хор заключенных» из первого акта — незабываемое событие. Фиделио/Леонора уговаривает главного тюремщика Рокко выпустить заключенных подышать свежим воздухом и солнечным светом, чтобы она могла найти своего мужа. Их припев «O Welche Lust» («О, какая радость») является выражением музыкального экстаза, тем более мощного в атмосфере стеснения.
Бетховен: Фиделио, соч. 72 (Ed. Lühning & Didion) , Акт I — O welche Lust, in freier Luft…
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Симфония № 5 до минор, соч. 67 Симфония Бетховена № 5 — одна из наиболее часто исполняемых симфоний и одно из самых известных произведений классической музыки. Симфония начинается с характерного вступительного мотива из четырех нот, который повторяется в различных формах на протяжении всего произведения, который Бетховен якобы описал своему секретарю и биографу Антону Шиндлеру как «Судьба стучится в дверь». Вскоре после завершения Симфония № 3 («Героическая»), Бетховен начал набрасывать идеи для своей пятой симфонии, которую он сочинил между 1804 и 1808 годами. 4 , Симфония № 6 , Фортепианный концерт № 4, и Фиделио . Премьера Симфонии № 5 состоялась 22 декабря 1808 года в Вене на известном концерте, в который также вошли премьеры Симфонии № 6 и Концерт для фортепиано с оркестром № 4 .
Написанный дважды в разгар чрезвычайно творческого периода, Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, наиболее последовательно лирическое произведение Бетховена, позволил ему выразить чистое музыкальное спокойствие, в то время как его более интенсивная сторона проявлялась в таких композициях, как Coriolan Overture . Это действительно 40-минутное излияние безмятежной мелодии, с моментами гармонического и динамического удивления в оркестре, едва затрагивающими поверхность. Несмотря на то, что его премьера потерпела неудачу (она не исполнялась снова, пока Йозеф Иоахим не открыл ее заново в 1844 году), сейчас это одно из самых популярных произведений Бетховена.
Бетховен: Концерт для скрипки ре мажор, соч. 61 — III. Рондо. Allegro
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Соната для скрипки №9, op.47 – «Крейцерова соната»Мы должны помнить, что композиторская жизнь Бетховена началась не с 9 0009 Героический – на самом деле, если бы он умер в 1803 году, мы бы до сих пор считали его великим. Эта соната была написана за несколько месяцев до Третьей симфонии и, как и многие произведения этого периода, свидетельствует о большом, неугомонном стремлении. Первая часть сражается между мучительной темой минорной тональности и типично гимноподобной интерлюдией; вторая — солнечная, безмятежная тема и вариации; а последний — веселая тарантелла. Произведение длится примерно в два раза дольше, чем любая предыдущая соната, что обеспечивает большую глубину музыкального и эмоционального развития — и его очень сложно играть.
Бетховен: Соната для скрипки № 9 ля мажор, соч.