Ордин нащокин воин афанасьевич: Ордин-Нащокин, Воин Афанасьевич – Русский биографический словарь А.А. Половцова. Том 12

Афанасий Ордин-Нащокин и его блудный сын Воин

Афанасий Ордин-Нащокин и его блудный сын Воин[Jan. 11th, 2011|01:57 am]

Исторические заметки


Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин(1605-1680) — сын бедного псковского чиновника, прославившийся на ниве дипломатии.

В 1642 г. он исполняет поручение по размежеванию земель со Швецией
В 1650 г. был посредником между московским воеводой (Хованским ) и населением Пскова во время Псковского бунта.
В 1654 был назначен воеводой в город Друю.
В 1656 г. получил ответственный пост — воеводы в Кокенгаузене (Царевичеве-Дмитриеве), бывшем центральным пунктом русских приобретений в Ливонии.
Благодаря успешной деятельности на этом поприще, получил чин думного дворянина и звание наместника Шацкого и Лифляндской земли.


В 1658 г. участвовал в заключении Велиесарского перемирия, сохранившем за русскими, сверх ожидания царя, все их завоевания в Ливонии
В 1665 г., Ордин-Нащёкин, возведенный в окольничие, назначается воеводой во Псков.
В 1666 г. при его участии устанавливается почтовая связь с Польшей и Курляндией. Из Москвы в Вильнюс и Ригу и обратно стала регулярно доставляться корреспонденция.
В 1667 г. заключил с Польшей Андрусовское перемирие, доставившее Ордину громкую известность в Европе и являющееся важнейшим актом в истории русско-польских отношений за XVII век. Ордин становится боярином и получает в управление Посольский приказ, с титулом «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателя»; ему подчиняются и несколько других приказов: Малороссийский и Смоленский, Новгородская, Галицкая и Владимирская чети, и также — Вяземская таможня, кружечный двор, железные заводы.
в 1670 г. подтверждает Андрусовское перемирие и становится послом в Варшаве, но в 1671 лишается руководства Посольским приказом.

В 1671 г. постригся в монахи под именем Антония в Крынецкой пустыни, близ Пскова, и отдался делам благотворительности из доходов с пожалованной ему Порецкой волости.
В 1679 г. он был вызван в Москву для участия в переговорах по поводу нового подтверждения Андрусовского перемирия.
В 1680 г. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин умер.

Но речь то на самом деле в этой заметке не только и не столько про него.
У Ордина-Нащокина был сын Воин. Находясь при отце в то время, когда тот был на воеводстве в Царевичеве-Дмитриеве, городе в Ливонии, молодой Нащокин заведовал его секретной перепиской и иностранной корреспонденцией, переписывался с царем и пользовался его милостью и покровительством. Частые сношения с польскими выдающимися людьми и поездки в Варшаву по поручениям отца сказали на него сильное влияние: здесь он ознакомился с укладом польской частной и общественной жизни, состоянием культуры, и, естественно, сравнивал польские порядки с русскими. Вывод он сделал не в пользу русских.



Посланный однажды отцом в Москву с донесением к царю, он был особенно сильно поражен несоответствием порядков московской жизни и московских понятий с теми понятиями и взглядами, с которыми успел свыкнуться за время долговременного пребывания в Ливонии на границе с Польшей. Молодого Воина, по выражению С. М. Соловьева, «стошнило» от московских порядков и когда его отпустили обратно к отцу с некоторыми секретными документами и значительной суммой денег, он в 1660 году бежал за границу, к польскому королю.

Король Ян-Казимир, находившийся в это время в крайне неприязненных отношениях к московскому правительству, охотно принял молодого Нащокина, отчасти надеясь на то, что из ненависти к Москве он окажет Польше большие услуги в борьбе с ней. Увлекающийся в своей ненависти к московским порядкам, Ордин-Нащокин, кажется, действительно был склонен поступить на службу польского короля и действовать против своей родины. Один из захваченных московскими воеводами «языков» говорил: «видел он у короля в Гданску Воина Нащокина, живет де при короле, а дает ему король на месяц по 500 ефимков, а ходит де он в немецком платье; он же де, Воин, похваляется, хочет услугу свою показать королю, а идти под город великого государя в Лифлянты и, отца своего взяв, хочет привезти к королю и многие де поносные слова на государство московское говорит».

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, узнав о столь неблаговидном поступке своего сына, был убит горем, сам уведомил царя о своем несчастье и попросил отставки. Царь Алексей Михайлович отнесся к горю с сочувствием, написал Ордин-Нащокину задушевное письмо:


Просишь ты, чтобы дать тебе отставку; с чего ты взял просить об этом? Думаю, что от безмерной печали. И что удивительного в том, что надурил твой сын? От малоумия так поступил. Человек он молодой, захотелось посмотреть на мир божий и его дела; как птица полетает туда и сюда и, налетавшись, прилетает в свое гнездо, так и сын Ваш припомнит свое гнездо и свою духовную привязанность и скоро к Вам воротиться.

Так и случилось. Когда первый пыл бегства прошел, Воин, по-видимому, не был в состоянии воевать против родной страны; из Польши он вскоре переехал в Вену, оттуда попал во Францию и Голландию и, наконец, в 1663 году, соскучившись по родине, явился в Копенгаген к русскому послу Нащокину с просьбой исхлопотать ему разрешение вернуться домой. Разрешение это было дано, в 1665 году Ордин-Нащокин вернулся в Россию и поселился в одной из отцовских деревень.

Но долговременное отсутствие из России не только не ослабило неприязни Воина Афанасьевича к московским порядкам, но даже усилило ее. Кажется, в деревне образ жизни и привычки Ордина-Нащокина были слишком необыкновенны для московских людей того времени и его поведение резко разнилось от обычного тогда строя жизни. Вскоре по возвращении он был сослан «под начал» в известный строгостью своих порядков Кирилло-Белозерский монастырь, властям которого было особенно наказано «береженье к нему держать, чтоб он из монастыря никуды не ушел и дурна какова над собой не учинил». Но под «началом» Ордин-Нащокин был недолго. В начале 1667 года вернулся в Москву с посольского съезда отец его, только что с успехом заключивший Андрусовский мир с Польшей, и в виде особой милости к знаменитому московскому дипломату «великий государь указал Воина Нащокина из под начала свободить и отпустить к Москве».

Однако все старания отца вернуть сыну положенье, которое он мог бы занять по своим способностям и выдающемуся для того времени образованию, окончились неудачей. Рейтенфельс, знавший лично молодого Нащокина, пишет о нем: «он говорит свободно по-французски, по-немецки и на других языках, но познания скорее служили ему препятствием, нежели рекомендацией при повышениях». Воин Афанасьевич, пожалованный в 1668 году в стольники, не пошел далее. В 1678 году он был воеводой в Галиче, в одном из захолустных провинциальных городков, и других сведений о жизни и деятельности этой интересной личности мы не имеем. Год смерти его нам также неизвестен. Совершенно необыкновенная для современников личность Воина Ордина-Нащокина не осталась без впечатления и на более широкие круги тогдашнего московского общества. До нас дошла старинная повесть XVII века «О российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей дочери Ордина-Нащокина Аннушке»; в повести этой с именем стольника Нащокина, в котором нельзя не видеть Воина Афанасьевича и его семьи, соединяется идея о более свободных общественных отношениях.

Источники:
1. Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич
2. Ордин-Нащокин, Воин Афанасьевич

Афанасий Ордин-Нащокин и его блудный сын Воин. История России.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин(1605-1680) — сын бедного псковского чиновника, прославившийся на ниве дипломатии.

В 1642 г. он исполняет поручение по размежеванию земель со Швецией
В 1650 г. был посредником между московским воеводой (Хованским ) и населением Пскова во время Псковского бунта.


В 1654 был назначен воеводой в город Друю.
В 1656 г. получил ответственный пост — воеводы в Кокенгаузене (Царевичеве-Дмитриеве), бывшем центральным пунктом русских приобретений в Ливонии.

Благодаря успешной деятельности на этом поприще, получил чин думного дворянина и звание наместника Шацкого и Лифляндской земли.
В 1658 г. участвовал в заключении Велиесарского перемирия, сохранившем за русскими, сверх ожидания царя, все их завоевания в Ливонии
В 1665 г. , Ордин-Нащёкин, возведенный в окольничие, назначается воеводой во Псков.
В 1666 г. при его участии устанавливается почтовая связь с Польшей и Курляндией. Из Москвы в Вильнюс и Ригу и обратно стала регулярно доставляться корреспонденция.
В 1667 г. заключил с Польшей Андрусовское перемирие, доставившее Ордину громкую известность в Европе и являющееся важнейшим актом в истории русско-польских отношений за XVII век. Ордин становится боярином и получает в управление Посольский приказ, с титулом «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателя»; ему подчиняются и несколько других приказов: Малороссийский и Смоленский, Новгородская, Галицкая и Владимирская чети, и также — Вяземская таможня, кружечный двор, железные заводы.
в 1670 г. подтверждает Андрусовское перемирие и становится послом в Варшаве, но в 1671 лишается руководства Посольским приказом.
В 1671 г. постригся в монахи под именем Антония в Крынецкой пустыни, близ Пскова, и отдался делам благотворительности из доходов с пожалованной ему Порецкой волости.
В 1679 г. он был вызван в Москву для участия в переговорах по поводу нового подтверждения Андрусовского перемирия.
В 1680 г. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин умер.

Но речь то на самом деле в этой заметке не только и не столько про него.
У Ордина-Нащокина был сын Воин. Находясь при отце в то время, когда тот был на воеводстве в Царевичеве-Дмитриеве, городе в Ливонии, молодой Нащокин заведовал его секретной перепиской и иностранной корреспонденцией, переписывался с царем и пользовался его милостью и покровительством. Частые сношения с польскими выдающимися людьми и поездки в Варшаву по поручениям отца сказали на него сильное влияние: здесь он ознакомился с укладом польской частной и общественной жизни, состоянием культуры, и, естественно, сравнивал польские порядки с русскими. Вывод он сделал не в пользу русских.

Посланный однажды отцом в Москву с донесением к царю, он был особенно сильно поражен несоответствием порядков московской жизни и московских понятий с теми понятиями и взглядами, с которыми успел свыкнуться за время долговременного пребывания в Ливонии на границе с Польшей. Молодого Воина, по выражению С. М. Соловьева, «стошнило» от московских порядков и когда его отпустили обратно к отцу с некоторыми секретными документами и значительной суммой денег, он в 1660 году бежал за границу, к польскому королю.

Король Ян-Казимир, находившийся в это время в крайне неприязненных отношениях к московскому правительству, охотно принял молодого Нащокина, отчасти надеясь на то, что из ненависти к Москве он окажет Польше большие услуги в борьбе с ней. Увлекающийся в своей ненависти к московским порядкам, Ордин-Нащокин, кажется, действительно был склонен поступить на службу польского короля и действовать против своей родины. Один из захваченных московскими воеводами «языков» говорил: «видел он у короля в Гданску Воина Нащокина, живет де при короле, а дает ему король на месяц по 500 ефимков, а ходит де он в немецком платье; он же де, Воин, похваляется, хочет услугу свою показать королю, а идти под город великого государя в Лифлянты и, отца своего взяв, хочет привезти к королю и многие де поносные слова на государство московское говорит».

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, узнав о столь неблаговидном поступке своего сына, был убит горем, сам уведомил царя о своем несчастье и попросил отставки. Царь Алексей Михайлович отнесся к горю с сочувствием, написал Ордин-Нащокину задушевное письмо:


Просишь ты, чтобы дать тебе отставку; с чего ты взял просить об этом? Думаю, что от безмерной печали. И что удивительного в том, что надурил твой сын? От малоумия так поступил. Человек он молодой, захотелось посмотреть на мир божий и его дела; как птица полетает туда и сюда и, налетавшись, прилетает в свое гнездо, так и сын Ваш припомнит свое гнездо и свою духовную привязанность и скоро к Вам воротиться.

Так и случилось. Когда первый пыл бегства прошел, Воин, по-видимому, не был в состоянии воевать против родной страны; из Польши он вскоре переехал в Вену, оттуда попал во Францию и Голландию и, наконец, в 1663 году, соскучившись по родине, явился в Копенгаген к русскому послу Нащокину с просьбой исхлопотать ему разрешение вернуться домой. Разрешение это было дано, в 1665 году Ордин-Нащокин вернулся в Россию и поселился в одной из отцовских деревень.

Но долговременное отсутствие из России не только не ослабило неприязни Воина Афанасьевича к московским порядкам, но даже усилило ее. Кажется, в деревне образ жизни и привычки Ордина-Нащокина были слишком необыкновенны для московских людей того времени и его поведение резко разнилось от обычного тогда строя жизни. Вскоре по возвращении он был сослан «под начал» в известный строгостью своих порядков Кирилло-Белозерский монастырь, властям которого было особенно наказано «береженье к нему держать, чтоб он из монастыря никуды не ушел и дурна какова над собой не учинил». Но под «началом» Ордин-Нащокин был недолго. В начале 1667 года вернулся в Москву с посольского съезда отец его, только что с успехом заключивший Андрусовский мир с Польшей, и в виде особой милости к знаменитому московскому дипломату «великий государь указал Воина Нащокина из под начала свободить и отпустить к Москве». Однако все старания отца вернуть сыну положенье, которое он мог бы занять по своим способностям и выдающемуся для того времени образованию, окончились неудачей. Рейтенфельс, знавший лично молодого Нащокина, пишет о нем: «он говорит свободно по-французски, по-немецки и на других языках, но познания скорее служили ему препятствием, нежели рекомендацией при повышениях». Воин Афанасьевич, пожалованный в 1668 году в стольники, не пошел далее. В 1678 году он был воеводой в Галиче, в одном из захолустных провинциальных городков, и других сведений о жизни и деятельности этой интересной личности мы не имеем. Год смерти его нам также неизвестен. Совершенно необыкновенная для современников личность Воина Ордина-Нащокина не осталась без впечатления и на более широкие круги тогдашнего московского общества. До нас дошла старинная повесть XVII века «О российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей дочери Ордина-Нащокина Аннушке»; в повести этой с именем стольника Нащокина, в котором нельзя не видеть Воина Афанасьевича и его семьи, соединяется идея о более свободных общественных отношениях.

Источники:
1. Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич
2. Ордин-Нащокин, Воин Афанасьевич


Просмотров: 13046

statehistory.ru в ЖЖ:

Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич | Encyclopedia.com

буря

просмотров обновлено

(ок. 1605–1680), военачальник, губернатор, дипломат, боярин.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин родился в дворянской семье под Псковом в первой четверти XVII века, вероятно, около 1605 года. служба в пятнадцать. Познакомившись в юном возрасте с иностранными обычаями, он на протяжении всей своей жизни находил хорошее применение своим прозрениям и идеям. В 1642 году он помог урегулировать пограничный спор со Швецией, оттачивая свои таланты в тщательной подготовке, тщательном расследовании и умелом ведении переговоров. Затем он возглавил миссию в Молдавии, получив опыт и ценные сведения о поляках, турках, казаках и крымчанах, населявших южные границы царя. Большую часть 1650-х годов он служил военачальником и губернатором нескольких регионов западной России. Работая над привлечением местного населения на сторону Москвы и достижением дипломатических соглашений с Курземельей и Бранденбургом, он также обдумывал пути улучшения военного, экономического и политического положения России. В 1658 году он смог достичь некоторых из своих главных целей, заключив трехлетнее Валиесарское перемирие со Швецией, добившись мира для России, свободной торговли, доступа к Балтийскому морю и всех территорий, которые она завоевала в регионе. За этот переворот Ордин-Нащокин получил 9-й чин.0011 думный дворянин (консилиарный дворянин).

В 1660 году его сын Воин, также образованный в иностранных языках и обычаях, бежал в Западную Европу. Скорбящий и униженный Ордин-Нащокин просил уйти в отставку, но царь не хотел терять своего способного государственного деятеля и отказывался привлекать отца к ответственности за действия сына. Ордин-Нащокин продолжал вести переговоры о мире с Польшей и управлять Псковом, став в 1665 г. окольничим (высокий придворный чин). Польша и установление руководящих принципов для продуктивного мира. За это достижение он был произведен боярином (высший московский придворный чин) и начальником Департамента иностранных дел (Посольского приказа). В том же году он отправил послов почти в дюжину стран, чтобы объявить о мире и предложить дипломатические и торговые связи с Россией. Он же составил Новый торговый устав, направленный на стимулирование и централизацию торговли и промышленности и защиту русского купечества. В течение следующих четырех лет на посту главы правительства России он провел административные реформы; руководил постройкой кораблей; установил регулярные почтовые маршруты между Москвой, Вильно и Ригой; расширено дипломатическое представительство России за рубежом; и начал составление переводных иностранных газет ( куранты ). Количество и характер его нововведений иногда приводили к тому, что его называли предшественником Петра Великого.

К 1671 году, однако, его день прошел. Всегда откровенный и требовательный, он начал раздражать царя своей вздорностью. Хуже того, его взгляды на международную политику — он считал Польшу естественным союзником России, а Швецию — ее естественным врагом — больше не соответствовали непосредственным интересам Москвы. Артамон Матвеев, более гибкий новый фаворит, был готов вмешаться. В 1672 году Ордин-Нащокин удалился в монастырь под Псковом, чтобы принять постриг под именем Антоний. В 1679 г.он ненадолго вернулся на службу, чтобы вести переговоры с Польшей, но вскоре удалился в свой монастырь и умер в следующем году.

См. также: андрусово, г. Мир; боярин; матвеев артамон сергеевич; окольничий; торговые уставы 1653 и 1667

Ключевский В. О. (1968). «Московский государственный деятель. Ордин-Нащокин». В Курс истории России: XVII век, тр. Натали Даддингтон. Чикаго: Четырехугольник Книги.

О’Брайен, К. Бикфорд. (1974). «Творцы внешней политики: Ордин-Нащокин». East European Quarterly 8: 155–165.

Марта Луби Лахана

Энциклопедия истории России

Еще с encyclopedia.com

Отношения со Швецией , Швеция, Отношения с Основание, начиная с конца восьмого века, ряда шведских поселений в восточной Балтике привело к рег… Екатерина Великая Российская императрица Екатерина II (1729-1796), известная как Екатерина Великая, правила с 1762 по 1796 год. .Она расширила Российскую империю, улучшила управление… Русское общество В раннее Новое время разные отрасли международной торговли контролировались большими группами купцов, связанных с ней в единую компанию… Григорий Александрович Потемкин, Русский администратор и фельдмаршал Григорий Александрович Потемкин (1739 г.-1791), фаворит Екатерины Великой, наиболее известен своими трудами… Борис Годунов , БОРИС ГОДУНОВ (РОССИЯ) (ок. 1551–1605; годы правления 1598–1605), царь русский. Борис Федорович Годунов прославился при русском дворе в то время… Граф Сергей Юльевич Витте , Граф Сергей Юльевич Витте Российский государственный деятель граф Сергей Юльевич Витте (1849-1915) известен своей политикой индустриализации России,…

Об этой статье

Обновлено О encyclopedia. com content Распечатать статью

Вам также могут понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ

Ordian

Ordet

Orders of Magnitude II: Costs, Agents, Stars

900 02 Ордена I степени: майоры, мини-мажоры, » Instant Majors» и Independents

Упорядоченность

Упорядочивание отношений

Упорядочение знаний в средневековом мире

Упорядочивание

Упорядочивание дерева

Упорядочивание набора

Заказная пара

Заказанная Свобода

Критерии получения Ордена и Ордена

Приказ Убить

Статистика заказа

Заказ Сыновья Италии в Америке

Регистр заказа 9000 3

Орден Белой Розы

Орден Телемитская Золотая Заря

Орден Лебедя

Орден Звезды Востока

Орден Звезды

Орден Серебряной Звезды

Орден Святого Слова

Орден Орла

Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич

порядковые данные

порядковый номер

порядковые весы 900 03

Порядковый номер

Порядковый номер, римский

Постановление 1784 года

Постановления 1784, 1785 и 1787 гг. 0003

Обыкновенные, церковные

ordinario

Обыкновенные порядочные преступники

Обыкновенные дифференциальные уравнения

Обычные герои

Обыкновенные регрессии наименьших квадратов ary Magic

Обычные Люди

Обыкновенный Луч

Обыкновенный Грешник

Обыкновенные Слова

ордината

Женское рукоположение

Рукоположение по римскому обряду

Письмо Афанасия Ордина-Нащокина Федору III по поводу Андрусовского мира

Эта страница была создана Уильямом Тайлером Лоттом.

Для этого сайта должен быть включен Javascript. Включите Javascript и перезагрузите страницу.

Империя: пространственная история Российской империи Главное меню О Панели мониторинга Каталог данных MapStories Галереи Игры Кто сказал, что история скучна? Полка для карт Научите наш контент Ссылка на проект Келли О’Нил dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5 Проект «Империя» // Центр российских и евразийских исследований Дэвиса, Гарвардский университет 1 2018-03-06T06:36:15-05:00 Уильям Тайлер Лотт d18e9ca0d9d7382661b4785760ad84f634e8846d 9 1 простой 2018-03-06T08:55:36-05:00 Уильям Тайлер Лотт d18e9ca0d9d7382661b4785760ad84f634e8846d Афанасий Ордин-Нащокин заключил мир с Польской империей в конце русско-польской войны 1654-1667 гг. По Андрусовскому договору России отошли украинские территории к западу от Днепра вместе с городом Киевом. Договор стал большой дипломатической победой Российской империи, и по возвращении в Россию Ордин-Нащокин получил бояринский статус, что сделало его первым человеком в России, получившим это звание на основе личных достижений. Следующее письмо — это письмо между Ордином-Нащокиным и царем Федором III во время подписания Договора. В нем подробно описаны преимущества, которые Российская империя получила от Договора, и проблемы, с которыми Россия столкнется в этой новой части Империи.

​—————————————
30 января 1667 г.
Вести с фронта: Польская империя наконец уступила нашим требованиям, и тринадцатилетний конфликт подходит к концу! С концом наступает самое выгодное обстоятельство для империи. Все земли к востоку от Днепра перейдут к Российской империи, а также город Киев на западном Днепре. Гетман Украины будет назначен для обеспечения союзника во главе государства.
                        
Киев является важной частью договора. Город сослужит хорошую службу в построении торговой империи, и на протяжении веков город служил местом встречи между Османской империей и Скандинавией. Это выгодное положение может открыть большие возможности. Далее, с уступкой Киева сердце Православия теперь заключено в Российской империи. уже не
 
Одно замечание о культуре города: в правящей элите города преобладают поляки, а во всех формах культуры, включая систему образования и литературную культуру, преобладает польский язык. Малорусским говорит почти только крестьянство. Столетие польского владычества оказало значительное влияние на культуру города. Но, как это сделали поляки век назад, Киев и Левобережную Украину можно сделать русскими.
—————————————

Действительно, польское влияние на город Киев скоро уступит место русской культуре, тем более, что меры, принятые русскими царями 18-го века, работали на подавление украинского язык и установить русский язык в качестве учебного и административного языка города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *