Определение гуманисты: ГУМАНИСТЫ | это… Что такое ГУМАНИСТЫ?

Гуманность — что это такое простыми словами и кто такой гуманист (гуманный человек)

Обновлено 17 января 2023 Просмотров: 22 813 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Такое качество характера, как гуманность в современном обществе проявляется, к сожалению, все реже и реже.

Быть добрым и отзывчивым становится невыгодно: воспримут за слабого и бесхарактерного, будут пользоваться этим и сядут на шею. Этому есть объяснение – падение общественной нравственности, но речь сейчас не о том.

Что такое гуманность

Сразу стоит разделить два термина – гуманизм и гуманность. Иногда их используют в качестве синонимов, и в широком смысле это правильно: оба понятия «говорят» об одном и том же – о человеколюбии, но подходят к вопросу с разных сторон.

Гуманизм — это теория, содержащую морально-нравственные правила и нормы, передаваемые с помощью речи. А гуманность – это собственно практика или поступки, в основе которых лежит любовь к людям. О последнем и будет разговор.

В переводе с латыни гуманность (humanus) буквально означает «человечный».

В глобальном смысле гуманность — это уважение человека, его личности, сострадание и сопереживание горю, искреннее желание помогать окружающим, иногда даже жертвуя своими интересами. Это душевное качество людей.

В узком смысле гуманность трактуют, как стремление причинять другим как можно меньше боли и страданий. В толковом словаре русского языка под редакцией Ожегова данный термин имеет следующее определение:

гуманность – это направленность на благо других, отзывчивость. Антонимом данного понятия является жестокость (что это?).

Идея родилась в эпоху Возрождения. Ее приверженцы пропагандировали терпимость и снисходительность: только так люди могут сплотиться и сделать свое общество крепким и морально здоровым.

И все же истоки любви к человечеству лежат в христианстве, его заветах: «полюби ближнего, как себя самого. Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Кто такой гуманист

Кто такой гуманист, догадаться несложно. Это и есть индивид, любящий человека и человечество в целом.

Такие личности не делят других на плохих и хороших, принимают их такими, какие они есть на самом деле, прощают оступившихся и дают шансы на исправление, помогают тем, кто в этом нуждается. Они не могут оставаться равнодушными к людскому горю, так как обладают высоким уровнем эмпатии – переживают чужие беды, как свои.

Гуманисты – это добрые люди, не понаслышке знающие о милосердии, безусловной любви, имеющие гибкое мировоззрение: они не ждут от других идеальности, способны войти в любое положение, понять и принять не самые красивые поступки членов общества.

Беспристрастный, максимально объективный, не имеющий жестких установок гуманист – это в первую очередь творческая личность.

Ведь для него нет рамок, он спонтанен, не привязан к «хорошо» и «плохо», стереотипам и условностям, навязанным обществом. Благодаря внутренней свободе, он свободен внешне и потому постоянно получает различный жизненный опыт, развиваясь духовно и физически.

Гуманный — это какой?

Еще раз повторю определение (но в несколько более развернутом виде), чтобы опираясь на него можно было бы выделить признаки, которые с полным основанием можно было бы назвать гуманистическими.

Определить гуманного человека можно по следующим трем характерным признакам:

  1. Альтруизм – это желание помогать нуждающимся совершенно безвозмездно, склонность заботиться о других, оказывать содействие, не прося ничего взамен. Ярким примером проявления этого качества являются люди, занимающиеся волонтерством – деятельностью, направленной на посильную помощь окружающим.

    Это делается не за деньги, славу или еще какие-либо бонусы. Намерения таких личностей идут от души. Это помощь ради помощи.

    Человек, имеющий гуманистический взгляд на мир, может быть донором, помогать детским домам, организовывать бесплатные праздники, ухаживать за стариками в домах престарелых, лечить раненных в зоне боевых действий и так далее.

  2. Нравственность — это система ценностей, выстроенная на великодушии, доброте (что это такое?), принятии и отсутствии эгоизма. Индивид гуманный – это человеколюбивая личность, воспитанная таковой с детства. Если ребенка разными способами учили жестокости и прививали мысль, что мир опасен, то вряд ли в будущем он будет относиться к нему с любовью.
  3. Сила воли – нужна в данном случае для борьбы с низменными чувствами и желаниями. Тот же самый эгоизм присутствует у всех без исключения, это данность, необходимая для выживания и развития. Мы отличаемся только степенью любви к себе: есть те, кто никогда ни чем не делится и никому не помогает, и те, кто отдает последнее на благо других.

    Иногда для того, чтобы сделать второе, приходится изрядно помучиться в сомнениях. Гуманист – это тоже человек, он должен хоть немного думать и о себе, чтобы жить полноценной жизнью. Если вы стоите в последних штанах, то неразумно будет отдать брюки тому, у кого их нет. Другое дело, если штанов у вас двое.

Если в поступке человека не присутствует этих трех элементов, то говорить о гуманности не приходится.

Нередко бывает так, что люди жертвуют немалые суммы на благотворительность (как это делают филантропы), а потом кричат об этом на всех углах, разве что плакаты по городу не вешают. Такие деяния диктуются тщеславием, а это и есть корысть. Желание помогать не должно сопровождаться ожиданием отдачи, платы за свое добро. Иначе это уже торговые отношения.

Гуманистическая психология

Человеколюбие является центральным принципом гуманистической психологии, которая рассматривает каждого индивида, как уникальную систему, способную к саморазвитию.

Предметами изучения психологов этого направления являются творческие способности, моральные и нравственные принципы, самоактуализация, выбор и ответственность, свобода и любовь. Одним словом – в центре стоит человек и его ценности.

Многие науки изучают людей, их существование, общение с другими, факторы, обуславливающие развитие: история, литература, обществоведение и другие. В связи с этим любая из этих наук имеет приставку гуманистическая. Это значит, что предметом их изучения является индивид, его деятельность и взаимодействие с миром.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Гуманисты и гуманоиды | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Гуманист – признающий ценность человека.

Тот, кто считает главным критерием благо людей.

Гуманоид – человекоподобное существо.

 

Есть люди, которые свято верят в пришествие инопланетных гуманоидов. Другие полагают, что гуманоидами миллионы лет назад были промежуточные существа между обезьянами и первобытными людьми. Мне же порой кажется, что мир 21 века уже изобилует гуманоидами, причем весьма воинственными, в т. ч. на самых высоких властных постах. С виду они совсем как люди, но упрямо ведут Человечество в ад земной. При этом на словах (главным образом по‑английски с американским либо британским акцентам) делают сие во имя свободы, демократии и прав человека.

К примеру, 79-летний президент США Дж. Байден (вполне человекоподобный персонаж) на прошлой неделе изрек: «…российские войска планируют и намерены атаковать Украину на ближайшей неделе… Мы полагаем, что их целью может стать… Киев… где живет 2,8 млн. ни в чем не повинных людей». Гуманно? На первый взгляд, да — забота о людях, тем более «ни в чем не повинных». Но сие есть лишь о планах, якобы российских. А вот факты.

В 1999 г., когда как бы гуманист Байден уже был в американской высшей власти (сенатором от штата Делавэр), США проводили, по их словам, «гуманитарную операцию» — бомбили одну из европейских столиц – Белград. С 24 марта по 10 июня там под американскими бомбами и ракетами, под бомбами и ракетами их союзников по НАТО погибло не менее 1700 гражданских лиц, включая порядка четырехсот сербских детей, совершенно ни в чем не повинных.

В 2008 г. при американском пособничестве их ставленник Саакашвили за несколько дней военных преступлений в Южной Осетии загубил примерно 3% её населения. Загубил бы гораздо больше, если бы Москва, спасая Южную Осетию от геноцида, силой не принудила к миру грузинских милитаристов. В ту пору сам Байден занимал уже пост председателя сенатского комитета по международным делам.

Когда Дж. Байден дорос до вице-президента, Вашингтон участвовал сразу в добром десятке войн вдали от США, где ежедневно гибли сотни мирных граждан, в т. ч. в той же Европе.

Так, в день, когда пишу эти строки, исполняется 8-я годовщина государственного переворота, организованного под прямым американским патронажем в Киеве. Тогда в одной лишь украинской столице погибло около сотни жителей. Затем с марта 2014 по 2016 г. (до конца президентства Обамы) из‑за развязанной действиями Запада под контролем США гражданской войны на юго-востоке «незалежной» было убито не менее 13 тыс. жителей. Курировал в Вашингтоне украинскую тематику лично вице-президент Дж. Байден.

Уже в начале президентства самого Байдена (с 20.01.21) в оккупированном янки Афганистане ежедневно погибало в результате боевых действий в среднем около 70 чел., включая женщин и детей.

Британский коллега Байдена, уроженец Нью-Йорка и нынешний премьер Британии Б. Джонсон вообще в конце прошлой недели поведал миру о неких планах «крупнейшей войны в Европе с 1945 г.». Накануне он как раз побывал в Киеве и все эти дни был на связи со своим старшим политическим братом из Белого дома.

Мистер Джонсон тоже пытается принять облик гуманиста. Но при сем сколачивает вместе с Варшавой и Киевом явно антироссийское военно-политическое образование, разжигающие военный пожар от Балтики до Черного моря. Одновременно вместе с Австралией и США Британия при Джонсоне строит еще один вариант НАТО (AUKUS) в Индо-Тихоокеанском регионе. Пекин не без оснований полагает, что этот военно-политический союз точно против Китая.

Таким образом, дело «гуманист» Джонсон ведет сразу к двум крупнейшим с 1945 г.

войнам (в Европе и зоне АТР). Причем обе рискуют превратиться в войны ракетно-ядерные, где победителей не будет, а будет лишь радиоактивный пепел, как в Хиросиме и Нагасаки после американских «гуманитарных» атомных бомбардировок 1945 г.

Не спят и самые верные Вашингтону и Лондону гуманоиды из Варшавы. Знаменитейший из них — экс-президент Л. Валенса — является (как и Б. Обама) гуманистом дипломированным — лауреатом Нобелевской премии мира. Он на днях публично призвал НАТО к войне с Россией и к прямой атаке на Москву. Т. е. похожий внешне на престарелого хомо сапиенс субъект в наши дни открыто и на полном серьезе вел речь о практическом уничтожении десятков миллионов россиян. Кстати, Нобелевская премия ему присуждена в 1983 г. как раз за… попытку совершить прозападную цветную революцию в Польше с последующим переформатированием этой славянской страны в новую анти-Россию.

Мало того, что подобного рода гуманоиды до сих пор на свободе, а многие из них еще и у власти, так они теперь осуждают Россию за то, что мы из соображений гуманности принимаем у себя беженцев ЛНР и ДНР, которые не хотят стать жертвами еще одной кровавой военной агрессии на юго-востоке Украины со стороны прозападного киевского режима.

В то же самое время Москва, руководствуясь ст. 791 обновленной российской Конституции, на практике проводит активные и масштабные меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государств. Именно этим целям служат текущие российские дипломатические усилия, включая комплексные предложения США и НАТО по укреплению мер доверия в Европе, неделимости европейской безопасности.

Мало просто быть гуманным, важно еще иметь и реальную возможность принуждать агрессоров к миру. Слава Богу, современная Российская Федерация уже овладела подобным потенциалом. А еще хорошо бы призвать к реальному ответу каждого поджигателя войны.

Помните слова легендарного Глеба Жеглова – вор должен сидеть в тюрьме? По‑моему, это должно касаться и поджигателей войны. Во всяком случае, полагаю немаловажным предусмотреть возможность привлечения к уголовной ответственности за публичные призывы к войне с Россией и практическому подстрекательству такого рода преступных деяний, чреватых убийством многих тысяч, а то и миллионов реально невинных людей.

Любовь к человеку не должна быть лишь абстрактной. Она требует не только красивых слов, но реальных ответных действий, в т. ч. в отношении гуманоидов, явно озабоченных желанием повоевать с ни в чем не повинными людьми ради собственной корысти и властолюбия.

Определение гуманизма — Американская гуманистическая ассоциация

Гуманизм — это прогрессивная философия жизни, которая без теизма или других сверхъестественных верований подтверждает нашу способность и ответственность вести этическую жизнь, полную личного удовлетворения, стремящегося к большему благу.
Американская гуманистическая ассоциация

Гуманизм – это рациональная философия, основанная на науке, вдохновленная искусством и мотивированная состраданием. Утверждая достоинство каждого человека, он поддерживает максимизацию индивидуальной свободы и возможностей, совместимых с социальной и планетарной ответственностью. Он выступает за расширение демократии участия и расширение открытого общества, выступая за права человека и социальную справедливость. Свободная от сверхъестественного, она признает человека частью природы и считает, что ценности — будь то религиозные, этические, социальные или политические — берут свое начало в человеческом опыте и культуре. Таким образом, гуманизм выводит цели жизни из человеческих потребностей и интересов, а не из теологических или идеологических абстракций, и утверждает, что человечество должно взять на себя ответственность за свою судьбу.

The Humanist Magazine

Гуманизм – это демократическая и этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязаны придавать смысл и форму своей жизни. Он выступает за построение более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного исследования человеческих способностей. Она не теистична и не принимает сверхъестественных взглядов на реальность.
Humanists International

Гуманизм — это подход к жизни, основанный на разуме и нашей общей человечности, признающий, что моральные ценности надлежащим образом основаны только на человеческой природе и опыте.


The Bristol Humanist Group

Гуманизм : радостная альтернатива религиям, которые верят в сверхъестественного бога и жизнь в загробной жизни. Гуманисты считают, что это единственная жизнь, о которой у нас есть определенное знание, и что мы обязаны сделать ее для себя и других лучшей возможной жизнью для себя и всех, с кем мы делим эту хрупкую планету. Вера в то, что когда люди свободны думать сами за себя, используя разум и знания в качестве инструментов, они лучше всего способны решать проблемы этого мира. Ценить искусство, литературу, музыку и ремесла, которые являются нашим наследием из прошлого, и творчество, которое, если его подпитывать, может постоянно обогащать нашу жизнь. В общем, гуманизм — это философия влюбленных в жизнь. Гуманисты берут на себя ответственность за свою жизнь и получают удовольствие от участия в новых открытиях, поиске новых знаний, изучении новых возможностей. Вместо того, чтобы находить утешение в готовых ответах на великие вопросы жизни, гуманисты наслаждаются бесконечностью поиска и свободой открытий, которые он влечет за собой.


Гуманистическое общество Западного Нью-Йорка

Гуманизм – это свет моей жизни и огонь моей души. Это глубокое убеждение, проникающее каждой клеточкой моего существа в то, что человеческая любовь — это сила, далеко превосходящая безжалостный, поступательный порыв нашего во многом детерминированного космоса. Вся человеческая жизнь должна искать причину существования в пределах безразличного физического мира, и именно любовь в сочетании с сочувствием, демократией и приверженностью бескорыстному служению лежит в основе веры гуманиста.

Бетт Чемберс, бывший президент AHA

Гуманизм – это философия, мировоззрение или образ жизни, основанный на натурализме – убеждении, что вселенная или природа – это все, что существует или реально. Для многих гуманистов гуманизм служит некоторым психологическим и социальным функциям религии, но без веры в божества, трансцендентные сущности, чудеса, жизнь после смерти и сверхъестественное. Гуманисты стремятся понять Вселенную, используя науку и ее методы критического исследования — логические рассуждения, эмпирические данные и скептическую оценку предположений и выводов — для получения надежных знаний. Гуманисты утверждают, что у людей есть свобода придавать смысл, ценность и цель своей жизни посредством собственного независимого мышления, свободного исследования и ответственной творческой деятельности. Гуманисты выступают за построение более гуманного, справедливого, сострадательного и демократического общества с использованием прагматической этики, основанной на человеческом разуме, опыте и надежных знаниях, — этики, которая судит о последствиях человеческих действий по благополучию всего живого на Земля.
Стивен Шаферсман

Гуманизм – это философия жизни, которая считает благополучие человечества, а не благополучие предполагаемого Бога или богов, первостепенной важностью. Гуманизм утверждает, что нет никаких доказательств того, что сверхъестественная сила когда-либо нуждалась или хотела чего-либо от людей, когда-либо сообщалась им или когда-либо вмешивалась в законы природы, чтобы помогать или вредить кому-либо. Таким образом, гуманизм фокусируется на использовании человеческих усилий для удовлетворения человеческих потребностей и желаний в этом мире. История показывает, что эти усилия наиболее эффективны, когда они включают в себя как сострадание, так и научный метод, который включает в себя доверие разуму, доказательствам и свободному исследованию. Гуманизм говорит, что люди могут найти цель в жизни и максимизировать свое долгосрочное счастье, развивая свои таланты и используя эти таланты для служения человечеству. Гуманисты считают, что такой подход к жизни более продуктивен и приводит к более глубокому и продолжительному удовлетворению, чем гедонистическая погоня за материальными или чувственными удовольствиями, которые вскоре угасают. В то время как служение другим является основным направлением гуманизма, отдых и расслабление не игнорируются, поскольку они также необходимы для долговременного здоровья и счастья. Главное — умеренность во всем. Гуманизм рассматривает Вселенную как результат чрезвычайно долгой и сложной эволюции по непреложным законам природы. Гуманисты рассматривают этот природный мир как чудесный и драгоценный, предлагающий безграничные возможности для исследования, увлечения, творчества, общения и радости. Поскольку наука сейчас не может и, вероятно, никогда не сможет объяснить окончательное происхождение или судьбу Вселенной, я думаю, что гуманизм может включать в себя не только атеистов и агностиков. Отсутствие определенных ответов на эти главные вопросы оставляет разумным людям возможность выдвигать гипотезы о происхождении естественной вселенной и даже надеяться на существование какой-либо формы жизни помимо этой. Фактически, два величайших светила гуманизма, Томас Пейн и Роберт Ингерсолл, сохраняли надежду на загробную жизнь. В вопросе о том, существует ли Бог, Ингерсолл был агностиком, а Пейн верил в деистического Бога, который установил законы природы, но затем отошел и никогда не вмешивался в мир. Эти убеждения не мешали их способности вести выдающуюся гуманистическую жизнь. Таким образом, на мой взгляд, люди, придерживающиеся таких взглядов, могут быть гуманистами, если они верят, что человечество само по себе в этом мире, и отсутствие каких-либо доказательств существования загробной жизни означает, что эту жизнь следует прожить так, как будто она единственная, которая у нас есть.
Джозеф С. Соммер

Примечание: Эти определения гуманизма даны для образования и интереса читателей. AHA не обязательно соглашается или поддерживает какое-либо определение, кроме определения (напечатанного первым выше), официально одобренного Советом директоров AHA.

Гуманизм » Гуманисты Великобритания

 

На протяжении всей письменной истории были нерелигиозные люди, которые верили, что эта жизнь — единственная жизнь, которая у нас есть, что Вселенная — это естественное явление без сверхъестественной стороны, и что мы можем жить этичной и полноценной жизнью на основе разума и человечности. Они доверились научному методу, доказательствам и разуму, чтобы открыть правду о вселенной, и поставили человеческое благополучие и счастье в центр своих этических решений.

Сегодня людей, разделяющих эти убеждения и ценности, называют гуманистами, а такое сочетание взглядов называется гуманизмом. Многие миллионы людей в Великобритании разделяют этот образ жизни и взгляды на мир, но многие из них не слышали слова «гуманист» и не понимают, что оно описывает то, во что они верят.

Одной из основных целей организации Humanists UK является повышение осведомленности общественности о том, что такое гуманизм, и дать возможность многим миллионам нерелигиозных людей в этой стране узнать, что они вовсе не лишены своих ценностей, а имеют последовательный и широко распространенный взгляд на жизнь, который вдохновлял некоторых из величайших художников, писателей, ученых, философов и социальных реформаторов мира и имеет тысячелетнюю традицию как в западном, так и в восточном мире.

Мы также надеемся вселить большее доверие в людей, чьи убеждения являются гуманистическими, предлагая ресурсы здесь и в других местах, которые могут расширить их знания о гуманистических подходах к некоторым из важных этических, философских и экзистенциальных вопросов в жизни.

Определение гуманизма

Грубо говоря, слово гуманист стало обозначать человека, который:

  • доверяет научному методу, когда дело доходит до понимания того, как устроена Вселенная, и отвергает идею сверхъестественного (и поэтому является атеистом или агностик)
  • принимает этические решения на основе разума, сочувствия и заботы о людях и других разумных животных
  • считает, что в отсутствие загробной жизни и какой-либо заметной цели во вселенной люди могут действовать, чтобы придать своей жизни смысл, ища счастья в этой жизни и помогая другим делать то же самое.

Однако существует множество определений, а также более длинные и короткие версии. Наиболее полное определение степени международного согласия содержится в Амстердамской декларации International Humanists International 2002 года. Некоторые другие включают:

…приверженность взглядам, интересам и центральной роли человека; вера в разум и автономию как основополагающие аспекты человеческого существования; вера в то, что разум, скептицизм и научный метод являются единственными подходящими инструментами для открытия истины и структурирования человеческого сообщества; вера в то, что основы этики и общества должны быть найдены в автономии и моральном равенстве…

– Краткая энциклопедия философии Routledge

Обращение к разуму в противовес откровению или религиозному авторитету как к средству познания мира природы и судьбы человека, а также к обоснованию морали… Гуманистическая этика также отличается тем, что ставит точку в нравственном поступке на благо человечества, а не на исполнение воли Божией.

– Oxford Companion to Philosophy

Веря, что можно жить уверенно без метафизической или религиозной уверенности и что все мнения открыты для пересмотра и исправления, [гуманисты] видят человеческое процветание в зависимости от открытого общения, обсуждения , критика и невынужденный консенсус.

– Кембриджский философский словарь

То, что человек должен проявлять уважение к человеку, независимо от класса, расы или вероисповедания, является основой гуманистического отношения к жизни. Среди фундаментальных моральных принципов он назвал бы принципы свободы, справедливости, терпимости и счастья… отношение к тому, что люди могут жить честной, осмысленной жизнью, не следуя формальным религиозным убеждениям.

– Циклопедия груш, 87-е издание, 1978 г.

Отказ от религии в пользу развития человечества своими силами.

– Краткий словарь Коллинза

Нерелигиозная философия, основанная на либеральных человеческих ценностях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *