Дуэль Онегина и Ленского – причины и последствия, анализ эпизода
Самое трагичное место романа “Евгений Онегин” – глупая, бессмысленная дуэль Онегина и Ленского. Обстоятельства складываются так, что юный, ревнивый романтик бросает вызов другу сгоряча, не понимая цены такого опасного поступка. Он слишком молод и смерть не входит в его планы, она видится ему чем-то возвышенным, красивым концом в борьбе за честь и любовь.
Ничего не предвещало беды
Дружба героев кажется вполне безобидной, да и полноценной дружбой их союз назвать нельзя. Начавшись с “дружбы от скуки”, она развивалась стремительно и каждый получал то, что хотел. Ленский нашёл “ценителя” своего творчества (Онегин не критиковал стихи друга, хотя втайне насмехался над его откровенно слабой поэзией), а Онегин переставал скучать, как только на пороге появлялся жизнерадостный, эмоциональный романтик со своей своеобразной философией. Тонкая душа Владимира Ленского была полной противоположностью циничного, бесчувственного Онегина, но это не мешало им проводить время вместе, посещать соседние имения, горячо спорить и пытаться дойти до сути во всём.
Почему произошла дуэль
На именинах Татьяны Лариной Онегин неистово скучает, ему противны гости, смешон тот спектакль, который разыгрывается на подобных праздниках. Чтобы позлить Ленского за то, что он привёл его к Лариным, Онегин наигранно флиртует с его будущей невестой – Ольгой, танцует с ней. Зная, насколько ревнив и горяч его друг, Онегин поступил жестоко. Он оскорбил чувства юноши, переступил границу. Автор открыто говорит о том, что дуэли можно было избежать, если бы Евгений согласился извиниться, объяснился с другом. Причина дуэли Онегина и Ленского не столь резка, чтобы не попытаться сгладить ситуацию. Но сплетни, непонимание, боязнь осуждения со стороны высшего света – это пугает Онегина, ему неприятна мысль, что его репутация может измениться в худшую сторону. Он принимает вызов и с опозданием, но всё же является на встречу.
Из-за зависимости Онегина от мнений высшего света дуэль всё-таки состоялась. Немаловажную роль сыграло и то, что секундантом Ленского был человек “сомнительной чести”, сплетник – Зарецкий. По правилам, во время посещения Онегина дома, он должен был обсудить возможность примирения, но об этом не было даже и речи со стороны Зарецкого.Роковая встреча
Шестая глава романа описывает дуэль между друзьями. Перед началом Владимир и Евгений стоят “потупив взор”, они осознают, что по законам общества являются врагами, но дружба ещё жива в них. Автор иронично замечает, что герои и сейчас отнюдь не враги: “Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела? Давно ль они часы досуга, трапезу, мысли и дела делили дружно?”. В авторских словах пробегает искра надежды на счастливый итог: может быть они рассмеются, разойдутся полюбовно.. “Но дико светская вражда боится ложного стыда” – надежда умирает: дуэль состоится. Оружие готово, его вручают “врагам”, секундант отмеривает тридцать два шага.
Наша статья будет полезна при подготовке к написанию сочинения по теме “Дуэль Онегина и Ленского”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Руслана Магомедова
15/16
Ольга Зрелая
14/16
Анна Иванова
12/16
Фарида Гренда
13/16
Василий Морозов
10/16
16/16
Николай Островский
4/16
Елена Пахмутова
16/16
Ольга Щербакова
12/16
Ренат Гафиятулин
15/16
Дуэль Онегина и Ленского
Запрет на поединки в Российской империи ввел еще Петр I. Воинский устав 1715 года предусматривал лишение чина и в некоторых случаях конфискацию имущества только за вызов, а за состоявшийся поединок дуэлянтам, оставшимся в живых, грозила смертная казнь. Строжайшие меры, впрочем, не смогли остановить «дуэльную лихорадку», как и манифест «О поединках» Екатерины II, который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению.
Сами участники дуэлей не считали поединок за честь убийством, если он проходил согласно определенным правилам. Однако никакого официального и закрепленного кодекса не существовало, поэтому соперники обращались к «знатокам» в вопросах проведения дуэлей.
В «Евгении Онегине» такую роль выполняет Зарецкий. По одной из версий, прототипом этого героя был граф Федор Толстой, знаменитый авантюрист по прозвищу Американец, который был заядлым дуэлянтом: в поединках с ним погибло 11 человек. В романе этот персонаж описан как «в дуэлях классик и педант», но Зарецкий, наблюдая за поединком Онегина и Ленского, скорее всего, сознательно допустил несколько принципиальных ошибок, противоречащих общепринятым дуэльным правилам XIX века.
По традиции секундант направлял противнику письменный вызов, который назывался картелем. Задачей секунданта было прежде всего приложить все усилия, чтобы уладить конфликт до дуэли. Зарецкий мог привести друзей к примирению как минимум трижды. Первый раз — при передаче картели Онегину, однако, передав вызов, он «…встал без объяснений; / Остаться доле не хотел, / Имея дома много дел…». Вторая возможность расстроить дуэль ему выпала, когда Онегин назвал своим секундантом лакея Гильо.
Секунданты должны были быть равны по социальному статусу, так что такой выбор оскорблял самого Зарецкого и противоречил правилам. Секунданты также не встретились накануне поединка, как было принято, чтобы без участников обсудить правила дуэли. В результате такой встречи секунданты могли принять решение, что нанесенного оскорбления недостаточно для поединка. Из-за нарушения негласного регламента по всем этим пунктам дуэль Онегина и Ленского можно было отменить.
Третий шанс предотвратить кровопролитие Зарецкий тоже не использовал. Опоздавшего на целый час Онегина можно было признать неявившимся, а дуэль — несостоявшейся.
После вызова определялась тяжесть нанесенного оскорбления, от которой зависела жесткость условий поединка. Несмотря на то что конфликт Ленского и Онегина не был таким уж серьезным, Зарецкий развел их на 32 шага, то есть между барьерами было около 10 шагов и по 11 шагов мог сделать каждый из соперников. Кроме того, была выбрана самая опасная тактика — при ней, как правило, ранены или убиты оказывались оба участника. Дуэлянты должны были быстро выйти к барьеру и с минимального расстояния стрелять практически в упор в неподвижного противника.
Во время самой дуэли Онегин снова повел себя нехарактерно — правда, на этот раз, чтобы предотвратить фатальный исход:
Евгений Онегин | СФО
Купить билеты
Заявление относительно Евгения Онегина и Украины Опера Сан-Франциско осуждает отвратительное вторжение России в Украину. Наше намерение всегда состоит в том, чтобы представлять музыку, которая преодолевает границы и приглашает сообщество к общему опыту человечества. Мы призываем людей прочитать программную статью, в которой исследуются перспективы пересечения украинского и российского оперного репертуара, и мы будем делиться дополнительными материалами по мере приближения премьеры Онегин . Мемориальный военный оперный театр освещается цветами украинского флага с мая, когда опера возобновила свою работу в здании, и будет гореть синим и желтым в течение всего осеннего сезона.
Рассмотреть вопрос об оказании финансовой помощи молодым музыкальным талантам и поддержке инициатив, направленных на культурное развитие Украины через International Music Bridge. Эта некоммерческая организация занимается программами сохранения культурного наследия, финансированием некоммерческих культурных и социальных проектов, направленных на развитие творчества и культурного потенциала страны.
Домашняя страница International Music Bridge
Просмотр статей программы
Диалог об Онегине
Закрепите свое место в истории
Подпишитесь, чтобы получить лучшие места по лучшим ценам и принять участие в Сезоне столетия в качестве ценного члена оперной семьи Сан-Франциско.
ПОДПИСАТЬСЯ
Жужжание
«Эван Лерой Джонсон, яркий тенор со свежим тембром из Пайн-Айленда, штат Миннесота, сделал потрясающий дебют в компании, который дал нам несколько захватывающих выступлений, которые еще впереди».
— Хроники Сан-Франциско
«В дебюте своей труппы греческий дирижер Василис Христопулос нарисовал красивую игру Оперного оркестра.»
— Хроника Сан-Франциско
Тенор Эван Лерой Джонсон «великолепно… сочетался с дебютировавшей меццо-сопрано Айгуль Ахметшиной в мощной и яркой роли Ольги, сестры Татьяны и возлюбленной Ленского».
— Хроники Сан-Франциско
Подробнее
Синопсис
Пресыщенный своим визитом в российскую деревню, Евгений Онегин полон решимости стоять над толпой, даже если это означает отказ от настоящей любви и причинение вреда своему лучшему другу.
Прочитать полный обзор
-
Сцена 1 — Госпожа Ларина и старая няня Филипьевна варят варенье. В доме дочери Лариных Татьяна и Ольга поют балладу. Приходят крестьяне с разукрашенным снопом, и их пение народного мотива уносит мысли Татьяны далеко, но Ольга утверждает, что от этого ей просто хочется танцевать. Татьяна продолжает читать роман, и когда мать мягко увещевает ее помнить, что в реальной жизни героев нет, она приписывает свой печальный взгляд событиям рассказа. Жених Ольги, Ленский, приезжает с Онегиным, другом из Петербурга. Онегин удивляется, что Ленский выбрал в жены поверхностную Ольгу, и обращает внимание на более загадочную Татьяну. Татьяна, со своей стороны, видит в Онегине мужчину своей мечты. Онегин снисходительно относится к деревенской жизни, но произвел глубокое впечатление на Татьяну, как замечает ее старая няня.Сцена 2
Сцена 3 —Крестьяне поют, работая в огороде Лариных. Татьяна приходит в некоторое замешательство от перспективы визита Онегина. Когда он прибывает, он признает, что получил ее письмо, и любезно, но довольно снисходительно объясняет, что он был тронут им и восхищен его искренностью. Но он добавляет, что не собирается жениться, не может быть ее любовником и не может предложить ничего, кроме братской привязанности.
-
Сцена 1 — На дне рождения Татьяны Онегин танцует с ней, но ему скучно, а затем, услышав сплетни гостей о своем отношении к Татьяне, танцует с Ольгой, чтобы спровоцировать Ленского. Ленский чувствует себя преданным из-за того, что он считает флиртом Онегина с Ольгой. Когда Онегин со смехом и небрежностью продолжает снова танцевать с Ольгой, у Ленского вспыхивает ревность, и вскоре мужчины не на шутку ссорятся. Ленский вызывает Онегина на дуэль, и Онегин понимает, что зашел слишком далеко.Сцена 2 —Ленский мрачно ждет своего противника и размышляет о любви, которую он испытывает к Ольге. Приходит Онегин. Оба сожалеют о своей ссоре, но условности дуэли связывают их обязательствами. Ленский убит.
Сцена 1 —Онегин, только что вернувшийся из длительного заграничного путешествия, прибывает на пышный бал в Петербург, но скучает, несчастен и раскаивается. Смерть Ленского тяжело ложится на его сердце. Сверкающий шар словно символизирует пустоту и бесцельность его жизни. Князь Гремин, отставной генерал, приезжает с женой, и Онегин с потрясением и недоумением узнает в княжне Гремине Татьяну; трансформировалось, созрело, видение достоинства и изящества. Князь, который на самом деле является родственником Онегина, говорит ему, что он женился на Татьяне два года назад и что его жизнь изменилась и искупила любовь этой красивой женщины.Сцена 2 — Татьяна, глубоко взволнованная страстным любовным письмом к ней Онегина, ждет его. Приходит Онегин и падает к ее ногам. Она напоминает ему, что он когда-то отверг ее, и говорит ему, что из-за ее замужества и несмотря на любовь к нему она теперь ему не уступит. Ее четкий долг — немедленно и навсегда покинуть его. Онегин остается один в нищете и отчаянии.
Татьяна
Евгения Муравьева*
Евгений Онегин
Гордон Бинтнер*
Ленский
Эван Лерой Джонсон*
Ольга
Айгуль Ахметшина*
Принц Гремин
Ферруччо Фурланетто
Мадам Ларина
Дебора Нанстил*
Филипьевна
Роннита Миллер
Месье Трике
Брентон Райан
Дирижер
Василис Христопулос*
Производство
Роберт Карсен
Директор возрождения
Питер МакКлинток
Художник-постановщик
Майкл Левин
Художник по свету
Кристин Биндер
Хореограф
Серж Беннатан *
Хоровой руководитель
Джон Кин
Боевой директор
Дэйв Майер
* Оперный дебют Сан-Франциско
Спектакли
25, 28 сентября; 1, 6, 9, 11, 14 октября 2022
Предыдущие постановки Евгений Онегин можно найти в нашем Архиве.
Постановка Канадской оперной труппы, изначально созданная для Метрополитен-опера
Статьи по теме
Погрузитесь глубже, изучая статьи до или после оперы!
В Евгений Онегин , Чайковский описывает требования любви
Тонко построенный, мощно коммуникативный и наполнен некоторыми из
самых восторженных музыкальных композиций Чайковского, во время уникального эпизода «Евгения Онегина» 0 a жизнь.Полный текст статьи
Произведения украинских композиторов 19-го века были проигнорированы
и стерты Императорской Россией в пользу Чайковского, динамического
, который имеет важные разветвления в наше время.Посмотреть полную статью здесь
С точки зрения Гордона Бинтнера , он всегда должен был быть артистом. Но вопрос в том, какой.
Он умел играть на джазовых барабанах. Для пения. И для танца всех видов — балета, чечетки, модерна, джаза, чего угодно. Но по странному стечению обстоятельств это привело к карьере в опере.
«Интересно. Эти ранние переживания никогда не угадаешь, как они послужат тебе в будущем», — размышляет Бинтнер в этом интервью Опере Сан-Франциско.
Прочитать интервью
История украинской музыки – это история стойкости сквозь века. Несмотря на многочисленные волны репрессий со стороны имперских властей и массовые расстрелы украинских музыкантов и композиторов в советский период, украинская музыка многих жанров тем не менее выжила и процветала. Этот плейлист предлагает образец богатого звукового ландшафта украинской музыки, от известной во всем мире зимней песни до духовных и светских гимнов украинской идентичности и современных вирусных хитов.
Просмотр плейлиста
«Мои желания скромны», — сказал Владимир Набоков в своем знаменитом псевдоинтервью Playboy с Элвином Тоффлером, будущим футуристом. («Псевдоинтервью», потому что, как и все интервью Набокова, это было полностью письменно, с обдуманными и составленными ответами на поставленные вопросы, а также с несколькими составленными вопросами.) Когда его попросили определить свое идеальное состояние, он продолжил: «Социальное или экономическая структура меня мало волнует. Портреты главы правительства не должны превышать по размеру почтовую марку. Никаких пыток и никаких казней». Никаких сюрпризов.
Но затем он добавил: «Никакой музыки, кроме как в наушниках или в кинотеатрах». При этом собеседник (на этот раз наверняка сам Набоков) должен был спросить: «Почему без музыки?»
Прочитать статью
Размышляя о наследии человека, который любил шутить, что ему потребовалось «100 страниц только для того, чтобы поставить свою подпись», одним словом, сложно. «Яростно полемизирующий» музыковед Ричард Тарускин, умерший этим летом в возрасте 77 лет, гордился своей плодовитостью. Действительно, количество, широта и объем его публикаций показывают, что он не имел себе равных в 20-м веке как музыковед, чей охват простирался далеко за пределы башен из слоновой кости. Но для Ричарда это была не просто игра с числами: он был плодовитым благодаря глубокому чувству миссии, которое он привнес в свою работу.
Читать статью
Прослушать
Аудио отрывки из постановки 1986 года Евгений Онегин ,
с Оперным оркестром Сан-Франциско под управлением Ричарда Брэдшоу.
Хор сборщиков урожая / Хор оперы Сан-Франциско; Сцена письма Татьяны/Мирелла Френи; Ария Онегина/Томас Аллен; Полонез/Оперный оркестр Сан-Франциско
Евгений Онегин Pre-Opera Talk
Аллы Гладышевой и Сергея Халикулова
Стало возможным благодаря
Это производство частично стало возможным благодаря Джерому Л. и Тао Н. Додсон; Джон А. и Синтия Фрай Ганн; Оперная гильдия Сан-Франциско; и Ян Шрем и Мария Манетти Шрем.
ЭТОГО ИЮНЯ
Мадам Баттерфляй
Каждую ночь юная Чио-Чио-Сан смотрит на порт Нагасаки, с нетерпением ожидая возвращения своего мужа, офицера ВМС США лейтенанта Б. Ф. Пинкертона. Рядом с ней их маленький сын Беда, который никогда не видел своего отца.
ЭТОГО ИЮНЯ
Die Frau ohne Schatten
Полудух и полусмертная, Императрица живет в страхе перед проклятием: если она не приобретет человеческую тень в течение трех дней, мир духов вернет ее — и обратит муж в камень.
ЭТОГО ИЮНЯ
El Último Sueño de Frida y Diego
Прошло три года с тех пор, как она умерла. Сейчас в День Мертвых в 19В 57 лет одинокий больной Диего Ривера загадывает последнее желание: еще раз увидеть свою жену Фриду Кало. И преступный мир прислушивается к его призыву.
16 июня
Концерт в честь 100-летия
В этом событии, которое проводится раз в столетие, участвуют Оркестр и Хор оперы Сан-Франциско, музыкальные руководители прошлого и настоящего, а также 15 величайших артистов, которые украсят сцену Военного мемориального оперного театра. Не упустите этот шанс насладиться 100-летней историей, глядя в будущее оперы.
8 сентября
Оперный бал
Музыка, еда, танцы и элегантность. Присоединяйтесь к нам на незабываемом вечере с участием самых ярких оперных звезд и самых вкусных кулинарных изысков.
ЭТОЙ ОСЕНЬЮ
Трубадур
12 сентября – 1 октября
Граф приговорил ее мать к сожжению как ведьму. И когда ее планы мести терпят крах, что приводит к смерти ее собственного сына, Азусена решает воспитать похищенного ребенка графа как своего собственного.ЭТОЙ ОСЕНЬЮ
(Р)эволюция Стива Джобса
22 сентября – 7 октября
Одно устройство изменило то, как мы взаимодействуем друг с другом и с миром, но что оно сделало с человеком, чье творческое рвение породило его?ЭТОЙ ОСЕНЬЮ
Лоэнгрин
15 октября – 1 ноября
Женщина выступает против тоталитарного общества в эпическом шедевре Вагнера, в котором рыцарь в сияющих доспехах предлагает помощь с невыполнимым условием.ЭТОЙ ОСЕНЬЮ
Эликсир любви
19 ноября – 9 декабря
Не имея денег, уверенности и надежды, робкий молодой официант Неморино рискует всем, что у него есть, ради шанса на опьяняющий роман с очаровательной Адиной.2024
Волшебная флейта
30 мая – 30 июня 2024 г.
Вооружившись только волшебной флейтой и волшебными колокольчиками, принц и птицелов отправляются в опасное путешествие, чтобы спасти похищенную принцессу, но обнаруживают, что их противник на самом деле может быть их союзником.2024
Невинность
1–21 июня 2024 г.
Это должен был быть самый счастливый день в их жизни. Но как только жених и невеста произносят тост за свой брак, раскрывается разрушительная тайна, которая угрожает разлучить пару, задаваясь вопросом, где начинаются и заканчиваются невиновность и вина.2024
Партенопа
15–28 июня 2024 г.
Партенопа — королева парижской светской жизни, ее салон притягивает художников-сюрреалистов той эпохи, соперничающих за ее руку в смехотворной комедии.ЭТОЙ ОСЕНЬЮ
Омар
5–21 ноября
Правдивая история исламского ученого XIX века из Западной Африки, порабощенного в Южной Каролине, но обретшего личность и веру через письменное слово.
Путеводитель по Евгению Онегину. Глава 4
Татьяна убежала в сад, как только услышала приближение кареты Онегина. Какова будет его реакция на ее письмо? Пушкин оставил нас в напряжении в конце третьей главы и оставляет нас там еще немного дольше.
Женщины
Первые шесть строф четвертой главы исключены из окончательного варианта Евгений Онегин 1833 года. К тому времени Пушкин был женат, и в пропущенных строфах он откровенно рассказывал о своих отношениях с женщинами. В строфах 7-11 мы узнаем все об отношениях Онегина с женщинами. Покорение женщин было для него чуть ли не спортом, а его отношения до сих пор были без каких-либо искренних чувств.
Его реакция
Искренность письма Татьяны застает его врасплох и даже заставляет задуматься. Но первая фраза его ответа Татьяне, хотя и повторяет ее первую фразу, показывает, что он совершенно не понял письма. Она написала Я пишу вам это заявление; Что еще я могу сказать откровенно? а он отвечает Вы мне написали. Не отрицайте этого . Как будто он обвиняет ее! Бедная Таня. В последующем монологе Онегин объясняет, что ему неинтересна супружеская жизнь, что он любит ее как брата и предостерегает от подобных писем. Таня тихо слушает его проповедь, а ее глаза наполняются слезами.
Недоразумение
Онегин ошибочно предположил, что Татьяна хочет выйти за него замуж. Мы только что видели, каким был его предыдущий опыт общения с женщинами. Он не верит в супружеское счастье и как бы в доказательство этого заводит романы с замужними женщинами. Хотя он и находит Татьяну привлекательной, Онегин вряд ли захочет устраивать скандал, завязав с ней роман. Так что письмо не имеет для него никакого другого смысла.
Взгляд Тани совсем другой; нет места для страсти ни внутри, ни снаружи брака ее родителей. Любовь, которую она испытывает к Онегину, — это любовь, которую она знает только по своим романам. Письмо не было предложением руки и сердца, это было выражением сильных чувств, которые она испытывала. Письмо не было адресовано настоящему Онегину; она едва знала его, но до романтического идеала, который поймет ее, как никто другой. Но Онегин понимает ее не больше, чем ее старая няня.
Контраст
Онегин, наверное, прав, когда говорит, что брак между ними не может состояться. Тем не менее читатель не может не чувствовать, что упускает свой шанс испытать искреннюю любовь и счастье. Татьяна ужасно грустит и разочаровывается. В то время как она чахнет, ее сестра Ольга радужнее, чем когда-либо, и строфы 25-34 описывают счастливое время помолвки с Ленским, который действительно верит в супружеское счастье.
Дорогая няня Пушкина
От Ленского, читающего свои стихи Ольге, мы переходим к рассказчику, которому приходится довольствоваться тем, что он читает свои стихи своей старой няне в строфе 35. Теперь, согласно Набокову, мы слишком много читаем в этой милой сцена: Пушкин писал главу 4 в период с октября 1824 по январь 1826 года. В этот период он был сослан в свое имение Михайловское, где теперь экономкой была некая Арина Родионовна, старая няня его сестры. Хотя Пушкин действительно любил ее, и она вдохновляла его своими сказками, вряд ли он читал ей свои произведения. Хотя мы изображаем ее милой старухой, она явно наводила ужас на горничных и любила бутылку.
Вроде все хорошо
А Онегин? Он начинает получать удовольствие от жизни в деревне. Каждое утро он купается в своем Геллеспонте, пьет кофе, гуляет и пьет вино за ужином. У него даже роман с крестьянкой. Зимой он соответствующим образом корректирует свою деятельность и кажется довольным*. В последних строфах четвертой главы к нему приходит отобедать веселый Ленский и приглашает его на именины Татьяны в ближайшую субботу. Через две недели они с Ольгой поженятся.
* Описание деятельности Онегина довольно автобиографично. А по поводу Геллеспонт это отсылка не к греческому мифу, а к Байрону, который переплыл его (теперь известный как Дарданеллы) в 1810 году. Федор Петрович Толстой (30 лет) и «американец» Федор Иванович Толстой (оба родственники Льва). В строфе 19 он говорит о повторяющихся вульгарных сплетнях. Распространялся слух, что Пушкина высекли в Петербурге перед тем, как он был приговорен к ссылке в 1820 году. Это так задело самолюбие Пушкина, что он даже подумывал о самоубийстве и, по-видимому, дрался на дуэли из-за этой клеветы перед отъездом из города. Когда он уже направлялся на Кавказ, он узнал, что за сплетнями стоит американец, якобы откупающийся от Пушкина за то, что тот обвинил его в карточном жульничестве (что было правдой). Американец был настоящим проходимцем, он провел множество дуэлей и убил многих своих противников. Он был источником вдохновения для Долохова в «Войне и мире», а также для Зарецкого, с которым мы встретимся позже в Евгений Онегин . Я писал о нем здесь. Когда Пушкин узнает, что он стоит за слухами, он полон решимости вызвать американца на дуэль при первой же возможности. Ему придется ждать шесть лет из-за ссылки, но он использует это время, чтобы потренироваться в стрельбе. Чтобы укрепить свою руку с пистолетом, он даже носит с собой тяжелую железную трость. Соседка описывает, как видела Пушкина в 1825 году, одетого в зачетную крестьянскую рубаху, соломенную шляпу и с этой железной тростью. В сентябре 1826 года ему наконец удается бросить вызов американцу, но секундантам удается примирить их, и долгожданная дуэль так и не состоится.