Опишите дом фамусова горе от ума: Дом Фамусова (Горе от ума) – описание жизни обитателей

анализ эпизода «Бал в доме Фамусова»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Бал в доме Фамусова анализ эпизода

Эпизод бала в доме Фамусова очень важен для развития сюжета «Горе от ума». Противостояние между Чацким и фамусовским обществом возникает в самом начале произведения и достигает кульминации в сцене бала. Один за другим появляется представители светского общества, лучшего по мнению Фамусова общества. Они все консерваторы, противники нового, поклонники богатства и чинов.

Первыми появляются Платон и Наталья Горичи. Жена руководит мужем и заботится о нем, как о маленьком ребенке. С Платоном Михайловичем Чацкий был знаком еще до свадьбы, поэтому удивлен такой перемене. У появившегося далее семейства Тугоуховских также главную роль играет жена, мечтающая только о том, чтобы выдать замуж дочерей, а сами юные княжны Тугоуховские не отличаются сообразительностью, не имеют собственного мнения и похожи друг на друга.

Княгиня Тугоуховская увидела в Чацком потенциального жениха и отправила мужа знакомиться с ним. Однако, узнав про отсутствие у него звания и богатства, без промедления кричит мужу, чтобы он возвращался обратно. Далее выступает Антон Антоныч Загорецкий, о котором все за спиной отзываются не очень лестно, но он «мастер услужить», достать что-то. Загорецкий пытается привлечь внимание Софьи и сообщает ей, что достал на него билет, хотя это было и сложно. Но наибольшим авторитетом пользуется тетка Софьи Хлестова. Даже Фамусов уважает ее мнение, представляет ей Скалозуба как будущего мужа для Софьи.

Чацкий на этом балу чувствует себя одиноко. Ему не о чем говорить с этими людьми, он высмеивает их недостатки, шутит и язвит. Его образ мышления и высказывания не находят отклика у них. Скалозуб вспоминает своего родственника, который оставил службу и «…В деревне книги стал читать». А у княгини Тугоуховской есть племянник, которого она характеризует исключительно как «химика и ботаника».

Это же общество с легкостью подхватывает слух о том, что Чацкий сошел с ума. В разговоре гости приходят к выводу о возможных причинах сумасшествия Чацкого, среди которых пьянство и наследственность, но главное – образование, которое, все сходятся здесь во мнении, не приносит никакой пользы, только вред. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина!», — вторит Фамусов.

Автор вводит в повествование несколько колоритных персонажей, позволяет им взаимодействовать друг с другом и Чацким, показывает их с разных сторон. У главного героя происходит диалог с Софьей, которая признает его сумасшедшим из-за его высказываний и не опровергает этого, когда другие начинают это обсуждать. Данный эпизод важен для развития сюжета, ведь из-за слуха, из-за отсутствия понимания между Софьей и Чацким и из-за других причин главный герой в итоге покидает Москву.

Анализ эпизода Бал в доме Фамусова

Бал – большое событие для общества того времени. Своего рода «тусовка», где встречаются представители высшего общества. Впрочем, не особенно они все друг другу рады. В принципе, они не очень радостные люди.

К дому Фамусова начинают съезжаться кареты, а слуга объявляет гостей. Чацкий тут же – общается почти со всеми, смотрит, действительно со стороны. Он-то видит, какие они лицемерные и глупые все.

Вот, например, одна из первых приезжает Наталья Дмитриевна. Говорит с Чацким она почти односложно, но хвастается своим мужем. И вот появляется Платон – муж. Она рассыпается в ласковых словах, но тут же в каждой фразе, будто мамаша, ограничивает его. Даже требует, чтобы он застегнулся, чтобы не простыть. Чацкий сочувствует старому другу, а тот признается, что скучает в семейной жизни.

Приезжает семья с огромным количеством дочек на выданье: Мими, Зизи… И матушка, заметив молодого Чацкого, посылает к нему престарелого мужа, но тут же назад его возвращает, ведь Евгений небогат и незнатен. Очень неприятное поведение.

Повсюду лесть, все отвешивают комплименты глупые, стараются «услужить», но тут же смеются друг над другом. Старики, например, как дети, думают, что их никто не слышит, и говорят грубо о присутствующих. К примеру, княгиня смеётся над Загорецким, который так старался ей угодить.

Фамусов больше всех ждал Скалозуба, рад «зятю». Хозяин знакомит его с гостями, те не очень довольны. Типа: «Спросил бы сначала, а хотим ли мы с этим болваном знакомиться?»

Наполовину все говорят по-французски, а ещё по-немецки. Чацкий после замечает, как это странно в России.

И все ужасные сплетники. Софья назло позволила появиться слуху, что Евгений сошел с ума. И эта «весть» тут же раздувается, обрастает смешными деталями, каждые врёт, что он уже «знал». Конечно, они сплетничают, но при появлении Чацкого все отступают, почти прячутся, трусливые ещё!

В общем, бал жуткий. Люди глупы и злы, никто никому не рад. И Чацкий, кажется, один это видит.

Бал в доме Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна. Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу». Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник! Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так: Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем тогда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования: И впрямь с ума сойдешь от этих, От одних, от пансионов, школ, лицеев… На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага. В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду: Москва и Петербург – во всей России то, Что человек из города Бордо, Лишь рот открыл, имеет счастье, Во всех княжён вселять участье… Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин. Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.

Популярные сочинения

  • Дубровский благородный разбойник сочинение (6 класс)
    Кого можно называть благородным разбойником? На мой взгляд, это человек, который нарушает законны не ради своей выгоды, а ради других людей, которые нуждаются в помощи со стороны.
  • Сочинение Цель оправдывает средства 11 класс
    Утверждение «цель оправдывает средства» является довольно двусмысленным, и, как и многие другие весомые проблемы, заставляет нас пуститься в глубокие рассуждения.
  • Сочинения по творчеству Пушкина
    А. С. Пушкин – величайший русский поэт. Он стал не только основоположником современного литературного языка, но прославился многочисленными рукописными шедеврами. Все известны его уникальные поэмы

Сочинение на тему «Бал в доме Фамусова»

Александр Сергеевич Грибоедов запомнился в литературе как автор одного произведения, но оно поистине гениальное. Комедия «Горе от ума» была написана в 1822 году. Его пьеса родилась в гуще вольнолюбивых разговоров с декабристами. В этой комедии собраны многие проблемы того времени, которые актуальны и в наше время. Автор показывает столкновение двух общественных взглядов, где Чацкий конфликтует с обществом.Запоминающийся и яркий эпизод в «Горе от ума» — это бал в доме московского барина, Павла Афанасьевича Фамусова. В нем происходит стремительное развитие действия, кульминация любовного и общественного конфликтов. Гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века, которые ведут правильную роскошную жизнь, и у них только: «Обеды, ужины и танцы». Они сплетничают, «ешь три часа, а в три дни не сварится», ищут богатых женихов для своих дочерей.

Первыми появляются на балу Горичи – Наталья Дмитриевна и ее муж Платон Михайлович. Чацкий начинает угодничать с Натальей Дмитриевной: «Моложе вы, свежее стали: огонь, румянец, смех, игра во всех чертах». Но она отвечает, что у нее есть муж. Чацкий был знаком с Платоном Михайловичем до вступления последнего в брак. «Теперь брат я не тот»,- с горечью говорит Платон Михайлович. Он попал под каблук своей жены, и после женитьбы очень сильно изменился, замечает это Чацкий. Стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает открыть мужу рот, вместо того, чтобы ответить на вопросы Александра Андреевича, она постоянно влезает и перебивает их разговор:

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Ах! Мой дружочек! Здесь так свежо, что мочи нет, Ты распахнулся весь, и расстегнул жилет.

На балу так же присутствует Антон Антонович Загорецкий. Платон Михайлович характеризует его как:

Человек он светский, Отъявленный мошенник, плут: При нем остерегись: переносить горазд, И в карты не садись: продаст. Но не менее резко отзывается о нем и Хлёстова: Лгунишка он, картежник, вор. Двоих арапченков на ярмарке достал; Купил, он говорит, чай в карты сплутовал.

Хлёстова же любительница поспорить, а где нужно и приврать. Приехала она на бал для того, чтобы посплетничать. Она постоянно всем недовольна. В её образе автор раскрывается жестокость крепостных устоев. Хлёстова «от скуки взяла арапку — девку да собачку».

Затем появляются Тугоуховские, они приезжают с дочерьми. На балах они ищут себе женихов, но когда узнают, что Чацкий не богат, то у них отпадает интерес. Князь Тугоуховский слушается жену, из-за своей глухоты у него и так не сложились ни с кем отношения. «Глух, мой отец. Ох! Глухота большой порок».

У Чацкого и гостей бала вовсе нет общих интересов. В этом обществе ценят не по уму, а по кошельку. Поэтому происходит конфликт, потому что Чацкий высмеивает чиновников и их образ жизни. Думаю, самое важное в 3 действие это то, что из уст Софьи рождается слух о сумасшествие Чацкого, который быстро разлетается: «Он не в своем уме». Это как «сарафанное радио». Показан механизм формирование общественного мнения. Некоторые не верят в его сумасшествие, но позже их убеждают, в конце концов. Каждый предполагал свою причину сумасшествия Чацкого, вот например Хлёстова:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних. От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, Да от ланкартачных взаимных обучений.

Фамусовское общество не приняло Чацкого, да и к тому же они считают себя образованными и умными, а Чацкий просто насмехается над ними.

Таким образом, Чацкий узнает о том, что слух был послан Софьей, в которую он влюблен. Все гости отвернулись от героя и не обращают на него внимания. Общественный конфликт достигает кульминации в его монологе о «французике из Бордо», в котором он выступает против подражания иностранцам.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Сцена бала играет важную роль в комедии. Она приближает развязку «Горе от ума» и тут происходит кульминация общественного и любовного конфликтов. А так же показано московское барство 19 века.

Сцена бала

Героям второго плана в произведении отведена очень значимая роль. На протяжении всей пьесы события идут последовательно, одно за другим. Но вдруг в третьем действии появляется панорама бала в доме Фамусова.

На мероприятии собираются все приглашенные. Благодаря паре кратких ярких фраз Грибоедов производит характеристику как гостей по отдельности, так и фамусовского общества в целом. Сцена начинается с так называемого парада гостей.

Первой появляется чета Горичей. Это старый друг и бывший сослуживец Чацкого Платон Михайлович со своей женой. Теперь он «прелестный муж» и отставной военный. По мнению главного героя, у Платона более нет свободы и собственного мнения, ведь он полностью подчинен своей жене. Горич говорит о себе «Я уже не тот», поскольку оказался под каблуком супруги.

На самом деле он попросту утратил прежние идеалы. У него не получается толком поговорить со старым приятелем, ведь почти все время жена отвечает за него. Позже Платон предает Чацкого (не защищает его от клевещущих людей) из-за отсутствия все той же силы воли.

Следом за четой Горичей Грибоедов знакомит читателя с семейством Тугоуховских. Супруги думают лишь о том, чтобы подобрать лучшую партию для своих дочерей. Графиня зла и язвительна, ищет и находит недостатки в каждом из присутствующих гостей.

Затем на балу появляется Загорецкий. Его характеристика однозначна:

  • сплетник и мошенник;
  • очень скользкий, хитрый, льстивый и услужливый человек.

Кроме того, на балу присутствует еще один персонаж — пожилая Хлестова, которая отличается от всех своей грубоватой прямотой.

Персонажи второго плана одинаково важны. Они отображают собирательный образ московского дворянства, имеющего свои правила. На балу особенно отчётливо показано одиночество Чацкого в этом окружении. До этого у него были лишь диалоги (стычки) с Фамусовым и Молчалиным. Но на балу против него обернулось все общество.

Характеристика гостей на балу у Фамусова, краткий анализ произведения Грибоедова «Горе от ума»

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов показал столкновение извечно противоборствующих между собой старого и нового поколения, идеологий века прошлого и века нынешнего. На бал Фамусова приезжают люди, которые составляют сливки общества, этакая московская столичная элита. Они многолики и совершенно не скрывают своих крепостнических взглядов, в них полно невежества, пошлости, корыстолюбия и чинопочитания. Описание всех гостей Фамусова говорит само за себя. Чацкий немало посвятит им своих крылатых высказываний.

Характеристика гостей Фамусова на балу

В доме Фамусова еще до приезда гостей появляется полковник Скалозуб – огромный невежда и карьерист, у которого в мечтах — заставить все российское общество жить по казарменном уставу. Он убежденный сторонник старых порядков, богат и метит в генералы. Он стал самым желанным гостем в доме Фамусова. Поводом для приезда Скалозуба стал поиск богатой невесты. Поэтому Фамусов тут же его заприметил и посчитал его очень перспективным женихом для своей дочери Софьи.

Горичи

Затем гости Фамусова один за другим стали съезжаться на бал. Самой первой прибывает чета Горичей. Это ничем не примечательная типичная семейная пара. Вообще характеристика гостей Фамусова на балу достаточно интересна: Грибоедов тонко подчеркнул в них типажи людей из светского общества того времени. Так вот, в продолжение, Чацкий хорошо знаком с Платоном Михайловичем Горичем, они служили вместе и даже дружили. Это был очень веселый, энергичный и бодрый человек, но после женитьбы на женщине с характером — Наталье Дмитриевне — он изменился, стал подкаблучником и мальчиком-слугой. Теперь она не дает ему даже рта раскрыть. Но Горич уже привык к этому и даже смирился со своим положением. Чацкому Платон Михайлович жалуется, что, мол, не тот уже он, что был когда-то раньше.

Хрюмины

А потом и две дамочки Хрюмины заявились на бал. Это внучка Хрюмина, вечно недовольная всем и обозлившаяся на весь мир из-за того, что не может найти себе жениха, и ее наполовину глухая бабка. Не успев приехать на бал, Хрюмина-внучка сразу же пожалела о том, что появилась очень рано и что ей не с кем говорить и не с кем танцевать. Да и познакомиться с кем-нибудь, за кого можно было выйти замуж, шанса совершенно не представлялось. Она высказывает восхищение от всего заграничного и выдает свое пристрастие к «модным лавкам». Ее высокомерие задевает Чацкого, и тот сыплет в ее адрес колкие замечания.

Опишите гостей Фамусова. В чем своеобразие каждого из них, что их сближает?

Гости Фамусова:

1) Наталья Дмитриевна – замужняя молодая дама, кокетка, очень гордится своим мужем Платоном Михайловичем, военным в отставке. Вероятно, считает, что удачно вышла замуж. На людях сильно заботится о его здоровье, боится, как бы его не продуло.

2) Платон Михайлович – муж Натальи Дмитриевны, бывший военный. От быта, от скуки, играет на флейте и не перечит молодой жене.

3) Чацкий –«умник», уверенный в себе молодой человек, беседующий на различные темы, в основном, осуждающий нынешний «свет» (нынешнюю Москву), и дающий нелестные характеристики окружающим.

4) Князь Петр Ильич Тугоухов с Княгиней и шестью дочерями. Дочери воспитаны в современном духе с привитием иностранной моды. Княгиня любопытна и «зациклена» на женихах для дочерей, везде подбирает кандидатуры. Князь глуховат, пользуется слуховой трубкой. Исполняет все приказания своей жены беспрекословно.

5) Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка не замужем, в поиске своего суженого. Говорлива, без комплексов. Бабушка глухая, пользуется слуховой трубкой. Несмотря на это пытается участвовать в событиях. Вставляет реплики.

6) Загорецкий – знает к кому нужно вовремя «подлизаться». Вот Софье предложил билеты на завтрашней спектакль. Не забыл в «красках» рассказать при этом как трудно ему было их достать. Общество считает его лгуном, мошенником и плутом. За карточным столом – жульничает (шулер). Но несмотря на это его везде принимают. Такие негодяи тоже должны быть в обществе.

7) Старуха Хлёстова – своячница Фамусова. Своенравна, имеет в прислугах арапку, чрезмерно говорлива, «тянет одеяло на себя».

Скалозуб — полковник, стремится дослужиться до чина генерала, богат. Не очень умен, как большинство военных людей, все разговоры его сводятся к армейской военной тематике. В обществе слывет человеком известным, солидным, в чинах. Имеет ордена за службу.

9) Молчалин — секретарь Фамусова, живущий у его в доме. Приехал из Твери и получил должность по «блату» через самого Фамусова. Молчалин глуп, немногословен, беден. Тих, скромен, уступчив, молчалив, никого не обсуждает, молчит, когда его бранят. Альфонс и обманщик, он вовсе не любит Софию, встречается с ней по расчету, жениться на ней не собирается.

10) Г.N – неизвестная личность, но судя по всему, первый сплетник (сплетница). Именно через него (нее) Софья пускает молву о том, что Чацкий сошел с ума.

11) Г.D -тоже неизвестная личность, которая подхватывает сплетню и распространяет далее со скоростью света.

12) Репетилов опоздавший гость. В прошлом пьяница, кутила, развратник, глупый пустомеля, неудачник. Теперь, якобы, изменившийся в лучшую сторону, вступивший в тайное общество декабристов, человек.

Сближает всех этих разных людей единообразие укладов и единомыслие. Московское общество приводит все мнения к одному, общему, допуская разногласия по мелочам. В этой сплоченности — всё могущество Москвы.

Загорецкий и Хлестова

На балу у Фамусова оказывается и Загорецкий — прощелыга, лгун, картежник, плут и мошенник. Однако, несмотря на всю его уничтожающую характеристику, его все же принимают в высшем обществе, и двери Фамусова тоже оказались для него открытыми. Его низкая, но очень услужливая натура в буквальном смысле всех располагает и обольщает. Он всегда появляется в самый нужный момент и в самое нужное время, чтобы услужить какому-нибудь достопочтимому дворянину.

На бал непременно заехала и деспотичная грубая барыня Хлестова 60 лет. Она всегда придерживается своего мнения и знает себе цену. С крепостными она не церемонится. И на бал Хлестова взяла собачку и арапку-девку. Для этой особы нет разницы между крепостным и собакой, все ей в развлечение.

Остальные гости Фамусова

Самым последним гостем бала стал Репетилов. Он представляет собой человека очень ненадежного, дискредитирующего и опошляющего идеи того времени. Репетилов постоянно говорит о каких-то «секретных союзах» и «тайных собраниях», где пьют много шампанского и разговаривают на запрещенные темы. Он в своих корыстных целях использует благосклонность к нему людей из высшего общества.

Характеристика гостей Фамусова на балу не исчерпана, там было еще много других персонажей из светского общества, но Грибоедов отметил их буквами N и D. Они-то и стали распространителями слуха о сумасшествии Чацкого, хотя сами в это не поверили, но с удовольствием слушали, что говорят другие. В образе этих мелких сплетников показаны интересы фамусовского общества в стремлении к богатству, почестям и сплетням.

Чацкий — один из немногих, кто отличался от фамусовских гостей. В его натуре прослеживались типичные декабристские черты. Он пылок, вольнолюбив и открыто высказывает свое мнение. Ему не нравится преклонение перед иностранцами, он выступает против крепостничества и презирает низкопоклонство, а не служение делу.

Анализ эпизода

В гости к Фамусову приезжает элита московского общества. Все приезжие были противниками чего-то нового, а также их сильно интересовало богатство и место, которое занимал человек в обществе, т. е чины.

План для сочинения или анализа:

  • Почему Чацкого не хотели видеть в доме Фамусовых?
  • Описание бала.
  • Предчувствие разрыва Александра Андреевича с фамусовским обществом.
  • Характеристика гостей Фамусова на балу (портретные зарисовки гостей).
  • Дерзкий смех Чацкого на балу.
  • Слух о сумасшествии.
  • Злость, невежество, возражения фамусовского общества.
  • Одиночество.

Чацкий

Характеристика гостей Фамусова на балу в буквальном смысле классическая. В кругу этой толпы Чацкий провел всего лишь день и сразу осознал ее истинные ценности, после чего надежды встретить единомышленников уж совсем не осталось. Чацкий не мог равнодушно смотреть на все это, и в итоге после нескольких нелицеприятных реплик он требует карету и покидает Москву.

Бал в доме Фамусова — очень важная составляющая произведения «Горе от ума». Чацкий не приезжал в Москву три года и не давал о себе никакой весточки. И вдруг очень неожиданно для всех он появляется в доме Фамусова. И то, что он видит, его совсем не устраивает, а может, даже шокирует.

Характеристика гостей Фамусова на балу показывает, что такое общество постепенно изживало себя, его взгляды уже очень сильно устарели, а передовые идеи только начали пробиваться сквозь толщу лицемерия, выгоды и коварства. Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в отместку, ведь в обществе он также чувствовал себя «сумасшедшим» Чацким, неготовым мириться с существующим положением дел.

Все школьные сочинения по литературе

«Горе от ума» сочинение, Фамусов (Сочинение «Горе от ума»).

Великая, царственная Москва XIX века. В ее цветущих садах и парках, в ее пышных домах и залах разгуливает аристократическая верхушка. Знать безудержно и безрассудно веселится, даже не подозревая о том, что в это время один из русских писателей решил создать пьесу, и ее героями он выбрал каждого из них, приверженцев крепостничества и единовластия Екатерины II. Пьеса будет дописана, и любой из представителей высшего московского общества сможет узнать в каком-то из ее героев себя.

А. С. Грибоедов собрал в доме Павла Фамусова разных персонажей, являющихся воплощением характерных черт людей высшего света. Это хитрые, ловкие дельцы, такие как Загорецкий. Это такие люди, как Молчалин, с молчаливого позволения которых творится беспредел в окружающем нас мире. Это карьеристы и глупцы, погрязшие в роскоши и лицемерии, потерявшие при этом свое человеческое обличие.

Фамусов — знатный барин, дворянин, беззаботно живущий в своей обители. Его жизнь довольно разнообразна: взятки, лесть, прислуживание тем, кто выше рангом, вольное и хамское обращение с теми, у кого нет ни званий, ни богатств. И вот, в эту размеренную и спокойную жизнь врывается правда в обличии Александра Чацкого. Покой Фамусова нарушен уже после первой беседы с Александром. Фамусов очень настороженно, со страхом размышляет о речах Чацкого: «Он вольность хочет проповедать!». Не по душе несдержанные высказывания Чацкого и дочери Фамусова — Софье.

Автор собирает всю разношерстную московскую публику в доме Фамусова. Всех знатных гостей тут же оценивает Чацкий, высмеивая неприкрытые пороки каждого. Лицемерие высшего общества, пустая болтовня женщин и нескончаемый поток сплетен раздражает и гневит его. Это общество отказывается слушать и слышать нового человека — образованного, с чистой душой, открыто заявляющего о своих взглядах на жизнь.

Софья, на которую Чацкий возлагал свои последние надежды, предала его. Софье не нужна его любовь, и она с легкостью объявляет его сумасшедшим. А высший свет только того и ждал — легче признать чье-либо сумасшествие, чем свою глупость.

Чацкому ничего не остается, кроме как покинуть дом Фамусова, и он уезжает, побежденный московским окружением. Но все-таки покой в доме и сердцах гостей был нарушен. Фамусовы, Загорецкие, Скалозубы, Молчалины — это собирательные образы, в которых автор отобразил лживую, лицемерную, развращенную бездельем верхушку общества екатерининской эпохи. В этих людях сочетается масса различных качеств: безмерная любовь к своему ребенку и полное безразличие к другим близким людям, отсутствие чувства долга и тяга к обогащению любыми способами. Тем не менее, таких людей, для которых просвещение — страшное зло, ставят в пример в «фамусовском» обществе. Но автор дает нам надежду на то, что всегда найдется обличитель, который откроет людям глаза на пороки того или иного общества.

< ПредыдущаяСледующая >

Еще сочинения автора:

  • Сочинение. Политическая направленность комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова
  • Сочинение. Образ «нового человека» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Сочинение. Москва аристократическая и народная (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
  • Сочинение. «Горе от ума» А. С. Грибоедова — трагедия или комедия?
  • Отражение этических и эстетических идей декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Как горе и потеря влияют на ваш мозг и почему требуется время, чтобы адаптироваться: уколы

Горе связано со всевозможными функциями мозга, говорит исследователь и писатель Мэри-Фрэнсис О’Коннор. Это может варьироваться от способности вспоминать воспоминания до принятия точки зрения другого человека и даже таких вещей, как регулирование частоты сердечных сокращений и переживание боли и страданий. Адам Листер / Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Адам Листер / Getty Images

Горе связано со всевозможными функциями мозга, говорит исследователь и писатель Мэри-Фрэнсис О’Коннор. Это может варьироваться от способности вспоминать воспоминания до принятия точки зрения другого человека и даже таких вещей, как регулирование частоты сердечных сокращений и переживание боли и страданий.

Адам Листер / Getty Images

Праздники никогда не бывают прежними после смерти того, кого мы любим. Даже незначительные аспекты празднования дня рождения или Рождества — свободное место за обеденным столом, на один подарок меньше, который нужно купить или сделать — могут послужить раздражающим напоминанием о том, как наша жизнь навсегда изменилась. Хотя с этими осознаниями трудно смириться, клинический психолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор говорит, что мы не должны избегать их или пытаться скрывать свои чувства.

«Горе — универсальный опыт, — отмечает она, — и когда мы можем соединиться, становится лучше».

О’Коннор, адъюнкт-профессор психологии Аризонского университета, изучает, что происходит в нашем мозгу, когда мы переживаем горе. Она говорит, что скорбь — это форма обучения, которая учит нас, как быть в мире без того, кого мы любим. «Фон работает все время для людей, которые скорбят, думают о новых привычках и о том, как они теперь взаимодействуют».

Привыкание к тому, что мы никогда больше не будем проводить время со своими близкими, может быть болезненным. Это требует времени и связано с изменениями в мозгу. «То, что мы видим в науке, это то, что если у вас есть опыт горя и у вас есть поддержка, так что у вас есть немного времени, чтобы учиться, и доверие со стороны окружающих вас людей, вы действительно адаптируетесь».

Готовящаяся к выходу книга О’Коннор, Скорбящий мозг , исследует то, что известно ученым о том, как наш разум борется с потерей любимого человека.

Основные моменты интервью

О процессе скорби

Когда у нас есть опыт отношений, ощущение того, кто мы есть, связано с этим другим человеком. Слово родной брат, слово супруг подразумевает двух людей. И поэтому, когда другой человек уходит, нам внезапно приходится изучать совершенно новый набор правил, чтобы действовать в мире. «Мы» так же важно, как «ты» и «я», и мозг, что интересно, действительно кодирует это таким образом. Поэтому, когда люди говорят: «Я чувствую, что потерял часть себя», — это не зря. Мозг тоже так чувствует, так сказать, и кодирует «мы» так же, как «вы» и «я».

О разнице между горем и горем

Горе – это то эмоциональное состояние, которое просто сбивает с ног и накатывает волной. Скорбь обязательно имеет временную составляющую. Скорбь — это то, что происходит, когда мы приспосабливаемся к тому факту, что наш любимый человек ушел, что мы несем его отсутствие с собой. И причина, по которой это различие имеет смысл, заключается в том, что горе — это естественная реакция на утрату, поэтому мы всегда будем чувствовать горе. Женщина, потерявшая мать в молодости, испытает это горе в день своей свадьбы, потому что это новый момент, когда она реагирует на потерю.

Горе похоже на то, как если бы кто-то внезапно увеличил громкость. Эмоция, которая, как мне кажется, часто мешает нашим отношениям и дружбе, когда мы скорбим, — это гнев, потому что гнев кажется таким сильным.

Но «скорбь» означает, что наше отношение к этому горю со временем меняется. Так что в первый раз, может быть, даже в первые 100 раз ты сбиваешься с ног от горя, это кажется ужасным, ужасным и незнакомым. Но, может быть, в 101-й раз вы думаете про себя: «Я ненавижу это, я не хочу, чтобы это было правдой. Но я признаю это и знаю, что переживу волну».

Об эмоциях, связанных с горем

Диапазон эмоций, которые человек испытывает, когда он горюет, так же длинен, как диапазон эмоций, которые мы испытываем в любых отношениях. Обычно бывает паника, тревога, печаль, тоска. Но мы иногда забываем, что есть трудности с концентрацией внимания и путаница в отношении того, что происходит дальше.

Меня часто поражает сила эмоций. Горе похоже на то, как если бы кто-то внезапно увеличил громкость. Эмоция, которая, как мне кажется, часто мешает нашим отношениям и дружбе, когда мы скорбим, — это гнев, потому что гнев кажется таким сильным. У вас есть кто-то, кто взрывается на званом ужине, и вы думаете: «Что с ним происходит?» А потом попытаться вспомнить: «О, они скорбят, и все немного напряглось».

О том, что происходит в нашем мозгу

У нас есть нейровизуализационные исследования в основном горя, мгновенной реакции, когда у вас возникает этот эмоциональный опыт тоски.

Существует меньше нескольких исследований, посвященных более чем одному моменту жизни одного и того же человека во времени, поэтому мы рассматриваем траекторию их скорби. То, что мы знаем прямо сейчас, в эти ранние дни нейробиологии горя, на самом деле исходит из моментальных снимков.

Сказав это, одна из вещей, которые мы знаем, это то, что горе связано со всеми видами различных функций мозга, которые у нас есть, от способности вспоминать воспоминания до взгляда другого человека и даже таких вещей, как регулирование частоты сердечных сокращений. и переживание боли и страданий. Таким образом, множество разных частей мозга организуют этот опыт, который мы испытываем, когда чувствуем горе.

При длительном горе

Когда тебя захлестывает эта волна горя, ты хочешь знать: «Когда это кончится?» С исследовательской точки зрения, есть очень небольшая часть людей, у которых может быть то, что мы сейчас называем длительным расстройством горя, что-то, что мы начинаем искать через шесть месяцев или год [после смерти или утраты].

… И что мы видим [в таких случаях], так это то, что этот человек не может изо дня в день функционировать так, как ему хотелось бы. Они не выходят за дверь на работу или не готовят обед для своих детей, или они не могут, скажем, слушать музыку, потому что это слишком расстраивает. Таким образом, эти типы проблем … предполагают, что было бы полезно вмешаться и вернуть их на траекторию исцеления, где они все еще будут чувствовать горе, но они будут адаптироваться к нему по-другому.

Старым термином, который мы использовали в течение длительного времени, было «осложненное горе». И хотя мы остановились на термине «продолжительное расстройство горя», есть причина, по которой мне нравится термин «сложный», потому что он заставляет вас думать об осложнениях.

Из-за COVID близкие, которые остались дома, пожертвовали тем, что не находятся со своими близкими в больнице, чтобы остановить распространение. И эту жертву нужно признать — они сделали что-то для большего блага.

Например, одним из них является размышление о горе, которое иногда испытывают люди. Лучшим термином для того, что люди узнают, являются мысли «был бы, должен был бы, мог бы». И они просто прокручиваются в вашей голове снова и снова. Проблема с этими мыслями — которые мы иногда называем «контрфактуальными» — заключается в том, что все они заканчиваются этим виртуальным сценарием, в котором человек не умирает. И это просто не реальность. Таким образом, вращение в этих мыслях не только не дает ответа — существует бесконечное количество возможностей без фактического ответа на вопрос о том, что могло бы произойти, — но это также не обязательно помогает нам приспособиться к болезненной реальности, в которой они находятся. умер. И поэтому наша виртуальная версия не очень помогает нам научиться жить в мире сейчас.

Менее 10% людей страдают длительным расстройством горя. А это значит, что 90% людей переживают тяжелое горе и страдания, но не имеют расстройства после потери любимого человека. Я думаю, очень важно помнить об этом… потому что мы не хотим скрывать горе… в кабинете психиатра или консультанта, за исключением случаев, когда это может помочь людям вернуться на правильный путь.

О том, как поддержать скорбящих людей в вашей жизни

Я думаю, когда вы заботитесь о ком-то, кто проходит через этот ужасный процесс потери кого-то, на самом деле это больше о том, чтобы выслушать их и увидеть, на каком этапе обучения они находятся, чем о том, чтобы заставить их чувствовать себя лучше. Дело не в том, чтобы подбодрить их. Смысл в том, чтобы быть с ними и дать им знать, что вы будете с ними и что вы можете представить для них будущее, в котором они не будут постоянно опрокидываться волнами горя.

О потерях людей из-за пандемии

Одной из тем, которые, как мне кажется, не так уж много обсуждают в национальном масштабе, является то, что так много смертей наших близких произошло в больницах, отделениях неотложной помощи и отделениях интенсивной терапии — и мы не были там, чтобы увидеть это. И это по очень веской причине, потому что мы пытались остановить распространение COVID. Поэтому держать членов семьи в больницах не имело смысла.

Но это означает, что люди лишены этих воспоминаний о том, как их близкие становятся более больными, и о тех изменениях, которые происходят в их теле, которые подготавливают наш разум к возможности того, что они могут умереть. Если пройти через этот процесс без этих воспоминаний, гораздо труднее понять, что произошло. Так много людей считают, что они еще не осознали, что их больше нет.

Чего я не очень часто слышу, так это того факта, что из-за COVID оставшиеся близкие пожертвовали тем, что не были со своими близкими в больнице, чтобы остановить распространение. И эту жертву нужно признать, я думаю. Отчасти, чтобы помочь людям исцелиться, чтобы стало понятно, почему у них такие трудные времена. И возвысить понимание того, что они сделали что-то для большего блага — и от чего-то отказались, делая это.


Отрывок из аудиоверсии этого интервью впервые появился в — недавний выпуск ежедневного научного подкаста NPR Short Wave , который ведет Эмили Квонг и продюсирует Берли Маккой.

Прощай с домом: ПРЕДРЕЖДЕНИЕ ПРИВЕТСТВИЯ НА

Категории блогов

  • Все

  • Системы поддержки

  • Типы GRIF и Потеря

  • для профессии.

  • 64 Вещи

  • Рецепт скорби.

  • Дети и подростки

  • Мемориалы и воспоминания

  • Теория горя

  • Креативное преодоление трудностей

  • General

  • Supporting a Griever

  • Blog

  • Books, Movies, and Music

  • For Funeral Professionals

  • Emotion


For further articles on these topics :

Дом, память, несмертельная потеря


Моя бабушка была частью своего дома, как кукла в своем кукольном домике. Каждый предмет одежды, предмет мебели и аксессуар идеально подходили к ее стилю и индивидуальности. Я представляю ее сейчас, стоящую в дверном проеме в 12 часов ночи в хлопчатобумажной ночной рубашке, провожающую мою помятую и мятую семью из восьми человек внутрь после долгого путешествия между нашим домом в Сиракузах, штат Нью-Йорк, и ее домом в Массачусетсе.

Она ни в коем случае не была традиционной бабушкой. Ее безделушки были драгоценными, ее одежда была элегантной, и она всегда носила юношескую рыжую прическу. Она была жесткой, умной и энергичной, а мужество и нервы, заключенные в ее миниатюрной фигуре 5 футов 0 дюймов, могли соперничать с любыми 10 мужчинами.

Мои воспоминания о бабушке становятся трехмерными благодаря деталям ее окружения – скрипу черной лестницы, запаху нафталина в ее большом бельевом шкафу, жужжанию сверчков, доносящихся в ее гостиную летними ночами, пока я мы с сестрой слушали старые пластинки, а бабушка танцевала в объятиях невидимого кавалера со своим ночным бокалом хереса в руке.

Ее дом был похож на живое существо с характером и историей. Разбросанные повсюду секреты ее юности и истории мыльных опер тех, кто был до нее, можно было найти в темных подвалах, глубоких чуланах и тяжелых дубовых ящиках. Очаровательные сокровища рассказывали о временах, когда моя бабушка была нокаутом и носила блестящие платья и шубы на модных вечеринках; когда женщины дома устраивали званые обеды с изысканным фарфором и хорошим серебром; и когда взрослые, под влиянием склонностей эпохи депрессии, накапливали такие товары, как спички и пакеты с сахаром.

Во время визитов в дом моей бабушки я чувствовала себя девочкой из одной из моих книг, такой как Тайный сад , которая спала в спальне с кроватью с балдахином и единственное развлечение которой состояло в том, чтобы бродить по саду и мечтать. Сидя на траве за ее домом, я размышлял, кто сидел здесь сто лет назад, и представлял себе, что каменный гараж и небольшой сарай по периметру двора все еще принадлежали шоферу и садовнику.

Возможно, были слышны звуки колес моих сестер во дворе, или, может быть, мой отец проехал на своем большом фургоне по усыпанной гравием подъездной дорожке и, остановившись с последним хрустом, появился с переднего сиденья с шестью упаковками пива… это детали, которые я не могу вспомнить. Что я помню, так это то, что мое романтическое воображение разыгралось, унесенное ветром и танцевало со светлячками, пока тихое волшебство сумерек превращало солнце из золотого в красное и тусклое.

Совсем недавно я заметил, что мы никогда не были так добры, как к людям, местам и вещам, которые ушли, и, может быть, когда дело доходит до дома моей бабушки, это так. В последний раз я был там незадолго до того, как он был продан, а до этого я не был там много лет. К тому времени, когда я вернулся, он был пуст, а все вещи моей бабушки были упакованы и спрятаны.

Стоя в коридоре, глядя в голые комнаты, я думал
что дом выглядит унылым и хилым – как будто рак, поразивший мою бабушку, ослабил и его структуру. Я надеялся, что возвращение поможет мне вспомнить мою бабушку и дни детства, которые я провел там, но было слишком поздно. Надежды увидеть дом в последний раз и оставить его в памяти приятно рухнули.

Люди покидают дома по разным причинам. Иногда обстоятельства находятся под их контролем (например, решение продать дом и переехать в новый), а иногда нет (например, в случае потери права выкупа, пожара в доме, стихийного бедствия или смерти основного резидент). Выход из дома может быть очень грустным и эмоциональным независимо от причины.

За последние несколько лет я оплакивал потерю дома моей бабушки — как физического места, так и людей и чувств, связанных с ним, — и я часто задавался вопросом, что я мог бы сделать, чтобы найти больше осмысленное закрытие. Итак, вместе с помощью наших читателей, вот предложения, как попрощаться с домом и местами скорби в прошлом.

 


Прощание с домом:

  • Посещение: Если это место не является вашим основным местом жительства, найдите возможность посетить его в последний раз. Будьте готовы, однако, есть шанс, что он покажется измененным и другим. Читатель Трейси размышляет, «… дом, в котором когда-то было много смеха, веселья, проницательности, любви, комфорта и отличных воспоминаний о времени, проведенном вместе… теперь он был просто структурой, домом».
  • Документ: Сфотографируйте разные комнаты и значимые места.
  • Торжественное прощание : Кимберли, одна из наших читательниц, рассказывает о своем опыте, «До того, как мы переехали, мы всей семьей разделили наши самые любимые семейные воспоминания. Затем мы благословили и передали дом новым владельцам, пожелав им всего хорошего и отличных воспоминаний, которые у нас были».
  • Устроить фотосессию : Нанять фотографа и устроить последнюю семейную фотосессию. Например, посмотрите эту трогательную фотосессию отца и дочери.
  • Провести время: Целенаправленно и осмысленно проводить время дома. Читательница Дон предлагает: «…находить время в каждой комнате и позволять воспоминаниям прийти. Также кладите руки на стены, двери, окна или специальные места так долго, как считаете нужным».
  • Оставьте свой след : Вырежьте свои инициалы на дереве, напишите сообщение на дверном проеме, сделайте отпечатки ладоней на цементе или закопайте капсулу времени на заднем дворе.
  • Уход за ним: Читательница Сьюзен делится своим опытом с домом, который ей не особенно нравился: «… когда я знал что буду продавать и переезжать с места. Я чувствовал ответственность за то, чтобы активно любить дом, делая его более красивым — крася, ухаживая за вещами, которые нужно починить, чтобы это место наполнилось моим благословением и, следовательно, благословило новых владельцев. Я буквально молился о том, чтобы семья, купившая дом, прожила там годы счастья и мира. Мне стало легче покинуть дом с моего благословения, может быть, потому, что я разобрался со своими противоречивыми чувствами по поводу этого места. Тогда я чувствовал себя свободным любить новый дом, почти не оглядываясь назад и не сожалея».
  • Возьмите что-нибудь с собой : Выкопайте растение или дерево, чтобы пересадить его на новом месте, возьмите кирпич с дорожки перед домом, отвинтите дверную ручку — идите вперед и вызовите разрушения.

 


Места скорби из прошлого:

  • Посещение: Может показаться неловким, как стучаться в дверь незнакомца и просить пройтись по его дому, но повторное посещение места, которое было продано новым владельцам, может быть своего рода Круто. Нынешним обитателям может быть интересно услышать старые истории об их доме, и вам может быть легче узнать, что о доме заботятся и ценят (если это действительно так). Если дом больше не стоит, вы всегда можете вернуться на участок — это может быть своего рода обломом, но, тем не менее, возможно, стоит посетить.
  • Воспоминания: Расскажите о воспоминаниях, которые у вас были в доме, как с теми, с кем вы делились воспоминаниями, так и с теми, с кем вы не делились (возможно, с вашими детьми или друзьями).
  • Создайте альбом «Наследие»: Задокументируйте детали вашего прошлого дома (домов) как часть вашей семейной истории. Вот книга о создании собственного альбома наследия.
  • Соберите фотографии и альбом для вырезок: Если вы не совсем готовы документировать историю своей семьи, но хотите вспомнить дом, соберите фотографии и создайте несколько страниц для вырезок. Это хорошее занятие для детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *