Описание внешности наполеона бонапарта: Образ и характеристика Наполеона в романе «Война и мир»

Образ и характеристика Наполеона в романе «Война и мир»

https://www.youtube.com/embed/XEHjbPFh5Xg
Меню статьи:

  • Внешность
  • Отношение русских к Наполеону
  • Характеристика личности
  • Отношение к солдатам
  • Авторская позиция
  • Сравнение с исторической личностью
  • Почему Наполеон проиграл войну

Часто читатели романа Толстого «Война и мир» воспринимают исторические личности, отображенные в романе, в качестве документального изображения, забывая при этом, что произведение Толстого в первую очередь является литературной мистификацией, а значит изображение любых персонажей, в том числе и исторических, не лишено авторской, художественной выдумки или субъективного мнения.

Порой авторы специально идеализируют или обрисовывают с негативной стороны персонажа для того, чтобы воссоздать определенный настрой фрагмента текста или целого произведения. Образ Наполеона в романе Толстого имеет также свои особенности.

Наполеон обладает непривлекательной внешностью – его тело выглядит слишком потолстевшим и некрасивым. В романе Толстой подчеркивает, что в 1805 году император Франции не выглядел столь отвратительно – он был вполне стройный, а лицо и вовсе худощавое, однако в 1812 телосложение Наполеона выглядит не самым лучшим образом – у него появился живот, который сильно выпирал вперед, автор в романе его саркастично называет «сорокалетнее брюшко».

Руки его были маленькими, белыми и пухлыми. Лицо его также располнело, хотя при этом еще выглядело моложавым. Лицо его обозначили большие выразительные глаза и широкий лоб. Плечи его стали слишком полными, как и ноги – при его невысоком росте такие изменения казались ужасающими. Не скрывая своего отвращения по поводу внешнего вида императора, Толстой называет его «жирным».

Предлагаем ознакомиться с “образом княжны Марии Болконской в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Одежда Наполеона всегда отличается внешним видом – с одной стороны она довольно типична, для людей того времени, но не лишена шика: обыкновенно Наполеон одет в синюю шинель, белый камзол или синий мундир, белый жилет, белые лосины, ботфорты.

Голос у Наполеона резкий, он слишком четко выговаривает каждую букву в слове. Императорский шаг всегда быстрый и твердый.

Еще одним атрибутом роскоши является лошадь – это породистый арабский скакун.

Отношение русских к Наполеону

В романе Толстого можно проследить создаваемое впечатление Наполеоном на русскую аристократию до начала военных событий и после. В начале большинство представителей высшего общества относятся с явным почтением и восхищением к Наполеону – они польщены его напористым характером и талантом в военной сфере. Еще одним фактором, заставляющим многих относиться с уважением к императору, становится его стремление к интеллектуальному развитию – Наполеон не выглядит откровенным солдафоном, ничего не видящим дальше мундира, он всесторонне развитая личность.

После активизации военных действий со стороны Наполеона по отношению к Российской империи, восторженность русской аристократии по отношению к императору Франции заменяется раздражением и ненавистью. Особенно ярко такой переход от восхищения до ненависти показан на примере образа Пьера Безухова – когда Пьер только вернулся из заграницы, восхищение Наполеоном его просто переполняло, но позже имя императора Франции только вызывает у Безухова горечь и злость. Пьер даже решается убить своего «бывшего кумира», которого к тому времени уже считает откровенным душегубом и почти людоедом. Похожий путь развития прошли множество аристократов – некогда восхищавшиеся Наполеоном как сильной личностью они испытали на себе губительное воздействие его разрушительной силы, и пришли к итогу, что человек, несущий столько страданий и смерти, априори не может быть примером для подражания.

Характеристика личности

Основная черта Наполеона – это самовлюбленность. Он считает себя на порядок выше других людей. Толстой не отрицает того, что Наполеон является талантливым полководцем, но при этом его путь в императорству выглядит как чистая случайность.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием произведения “Крейцерова соната””, которое вышло из-под пера легендарного автора-классика Льва Толстого.

Исходя из того, что Наполеон считает себя лучше других людей, вытекает его отношение к другим людям. В основной массе пренебрежительное – он как человек, пробившийся из народных масс на верхушку аристократии, в частности государственного аппарата, считает людей, не совершивших подобное, не достойными его внимания. Сопутствующими качествами к этому набору являются эгоизм и эгоцентризм.

Толстой обрисовывает Наполеона как избалованного человека, любящего комфорт и изнеженного комфортом, но при этом обращает внимание читателей на то, что Наполеон неоднократно был на полях сражения, причем не всегда в роли почитаемого полководца.

В начале своей политической и военной карьеры Наполеону часто доводилось довольствоваться малым, поэтому беды солдат ему знакомы. Однако со временем Наполеон отдалился от своих солдат и погряз в роскоши и комфорте.

Ключевым к понятию личности Наполеона, по Толстому, становится еще и желание императора быть значимее всех – Наполеон не принимает никакого другого мнения, кроме своего. Император Франции думает, что он достиг значительных высот на военном поприще, и ему здесь нет равных. В понятии Наполеона, война – его родная стихия, но при этом император не считает себя виноватым за разрушения, причиненные его войной. По мнению Наполеона, главы других государств сами виноваты в начале военных действий – они провоцировали императора Франции начинать войну.

Отношение к солдатам

В романе Толстого Наполеон показан как человек лишенный эмоциональности и эмпатии. В первую очередь это касается отношения к солдатам его армии. Император Франции принимает активное участие в жизни армии вне военных действий, он интересуется делами солдат и их проблемами, но делает это от скуки, а не потому, что он действительно переживает за своих солдат.

В разговоре с ними Наполеон всегда держится немного высокомерно, по мнению Толстого, неискренность Наполеона и его показная забота лежат на поверхности, а потому легко прочитываются солдатами.

Авторская позиция

В романе Толстого можно проследить не только отношение других персонажей к Наполеону, но и отношение самого автора к личности Наполеона.

В целом отношение автора к личности императора Франции негативное. Толстой придерживается мнения, что высокий чин Наполеона – это случайность. Особенности характера и интеллекта Наполеона не способствовали тому, чтобы он стал лицом нации с помощью кропотливого труда. В понятии Толстого, Наполеон – это выскочка, большой обманщик, который неизвестно почему оказался во главе французской армии и государства.

Наполеоном руководит желание самоутвердиться. Он готов действовать самыми бесчестными способами, лишь бы добиться своей цели. А сама гениальность великого политического и военного деятеля – ложь и выдумки.

В деятельности Наполеона можно с легкостью отыскать множество нелогических поступков, а некоторые его победы выглядят откровенным стечением обстоятельств.

Сравнение с исторической личностью

Изображение в романе Толстым Наполеона построено таким образом, чтобы оно противопоставлялось Кутузову, а потому в большинстве случаев Наполеон преподносится как абсолютно негативный персонаж: он человек, не отличающийся хорошими качествами характера, плохо относится к своим солдатам, не держит себя в форме. Единственным его бесспорным плюсом является военный опыт и знание военного дела, да и то не всегда помогает победить в войне.

Исторический Наполеон во многих моментах схож с тем образом, который обрисовал Толстой – к 1812 году французское войско уже не один год пребывало в состоянии войны и было измучено таким длительным военным способом жизни. Все больше и больше они начинают воспринимать войну как формальность – среди французской армии распространяется апатия и ощущение бессмысленности войны, что не могло не сказаться ни на отношении императора к солдатам, ни на отношении солдат к своему кумиру.

Реальный Наполеон был очень образованным человеком, Ему приписывают даже создание математической теоремы. В романе же Наполеон показан как выскочка, ведь он случайно оказался на месте значимого человека, лица всей нации.

В большинстве случаев о Наполеоне говорят как о талантливом политическом и военном деятеле, его физические и умственные способности часто ставят в пример. Однако во время анализа образа Наполеона в романе следует проводить четкую параллель между исторической личностью и литературным персонажем.

Оценивая человека в реальной жизни, мы осознаем, что невозможно обладать исключительно положительными или исключительно отрицательными качествами характера.

Литературный мир позволяет создать персонаж, который бы не придерживался такого критерия. Естественно как историческая личность, Наполеон смог достичь значительных успехов для своей страны на политическом и военном поприще, даже несмотря на его неумение остановится вовремя, но обозначить его деятельность с коннотацией в одном полюсе («хорошо» или «плохо») невозможно. Так же происходит с его качествами характера и поступками на поприще «Наполеон, как человек» – его поступки и дела не всегда были идеальны, однако они не выходят за рамки общечеловеческих. Другими словами, его поступки являются довольно типичными для человека в определенных ситуациях, однако, когда речь идет о «великих людях», которые представляют собой героя определенной нации, личность которого обросла легендами и преднамеренной идеализацией, подобные проявления типичности разочаровывают.

В романе Толстой, обрисовывает Наполеона как резко негативного персонажа – это соответствует его замыслу в романе – по авторской задумке, образ Наполеона должен противопоставляться образу Кутузова и частично образу Александра І.

Почему Наполеон проиграл войну

В «Войне и мире» так или иначе можно найти ответ на вопрос «почему Наполеон, выиграв большинство боев, проиграл войну. Конечно, в случае Толстого, это очень субъективное мнение, но оно также имеет право на существование, так как базируется на философских понятиях, в частности таком элементе как «русская душа». По мнению Толстого, Кутузов победил в войне потому, что в его действиях прослеживается больше душевности, в то время как Наполеон руководствуется исключительно уставом.
При этом Толстой не считает знания тактики и стратегии боя важными – не зная ничего об этом можно быть успешным полководцем.

Таким образом, Наполеон из романа Толстого не является документальным описанием исторической личности французского полководца. Художественная версия полна авторских вкраплений и гротеска. Такое положение вещей не является недоработкой Толстого, специальное негативное изображение Наполеона обусловлено спецификой произведения.

В литературном портрете, созданным Толстым, Наполеон выглядит как неуравновешенная личность, военачальник, который равнодушен к своим солдатам – победы его войска – это всего лишь способ потешить свое самолюбие.

Равнодушие Бонапарта

В произведении “Война и Мир” главного героя личность постепенно приходит к  деградации. Герой не интересуется судьбами других людей. Поступки Наполеона становятся противоположными честности и правде. Равнодушие Наполеона зашкаливает и это читателей возмущает, ведь те люди которые окружают Наполеона – это пешки в задуманной игре героя.

Когда Наполеон объезжал Аустерлицкое поле сражения на котором лежали трупы, у Бонапарта в этот момент не выразил ни единой эмоции, настолько герой черств. Даже Андрей Болконский обратил внимание на то что когда другие несчастны Наполеона это утешает. Ярко описывается в романе то, что Наполеон готов идти по трупам к собственной славе и могуществу. 

Цели Наполеона в романе “Война и мир”

Бонапарт с каждым шагом ближе двигался к поставленной цели, ведь император по сути целеустремленный человек и постоянно добивался то чего хочет. Наполеон добился того что, стал правителем Франции, герой постоянно стремился к тому, чтобы завоевать этот мир и управлять. Внутренний мир императора безобразный, этот человек эгоистичен и равнодушен к тому что окружало императора. Наполеон теряет собственную личность, когда герой растворяется в тщеславии. Герой превратился в тирана и направлялся честолюбивым целям.

Иные черты Наполеона

Император любит воевать и считает войну собственным ремеслом. К солдатом герой относиться с притворством и равнодушием. Автор произведение показывает что дворец императора пышный и роскошный, этим выделялась любовь к роскоши. Также Толстой показывает что этот герой любит когда им восхищаются окружающие  и сам восхищался собой. Раскрывается натуральный образ Наполеона после сопоставлением с Кутузовым. У Кутузова получилось возглавить народное освобождения. Наполеон стоял во главе агрессивной войны.

Мудрый Кутузов возглавил народное освободительное движение. Сам Наполеон стал ничтожеством в очах множества, утратив почтение, в том числе и тех, кто им прежде восторгался. Войско Наполеона погибло.

Автор: Виктория Давыдова

НАПОЛЕОН. НЕСКОЛЬКО САКРАМЕНТАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ | Наука и жизнь

Наполеон Бонапарт во время войны с Россией 1812 года.

Величина футов, применявшихся в Европе, показана в метрических мерах. (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.)

Наполеон среди развалин Москвы (с картины первой половины XIX века).

Открыть в полном размере

История создает мифы. Мифы о себе создают люди. Но правда состоит в том, что историю творят все-таки не мифы, а реальные люди, которых порой и разглядеть-то трудно в известных всем персонажах. Я предлагаю читателям несколько сакраментальных вопросов о популярном герое мировой мифологии — Наполеоне.

КАКОГО РОСТА БЫЛ НАПОЛЕОН?

Разумеется, маленького. Все об этом наслышаны. Но какого? По городам России гастролирует Музей восковых фигур. Рост фигуры Наполеона — 157 см. Музейщики стараются быть верными исторической правде. То же самое число вы можете встретить в разных источниках. Однако в нескольких французских романах рост Наполеона колеблется от 166 до 172 см. И этот разнобой наводит на размышления.

Откуда появилось число 157? Это похоже на перевод в метрическую систему величины 5 футов 2 дюйма. Что и составило бы 157,58 см, если бы единицы измерения были английскими. Однако за последние век-два люди успели забыть, что футы бывают не только английскими (см. приводимую таблицу), и почти никто не дает себе труда вообразить, что малорослость императора французов несколько преувеличена.

Рост Наполеона действительно был 5 футов 2 дюйма и 4 линии — так запротоколировано после его смерти. Но это составляет 168,79 см. Отбросив погрешность (в 2 мм), допустимо говорить о 169 см. Поскольку Наполеону в ту пору был 51 год, а позвонки с возрастом спрессовываются (наблюдаемое уменьшение роста бывает и до 6 см), то смело можно утверждать, что рост Наполеона в пору взлета его карьеры был не меньше 170 см. Что не так мало, особенно, если учитывать случившуюся с тех пор акселерацию: средний мужской рост увеличился за прошедшие два века примерно на 10 см. И столь всеизвестно «низкорослый» император на деле не дотягивал до гренадерского роста всего-то 3-4 см. Рост Наполеона — 169 см — указан и в «Словаре Наполеона» под редакцией Ж. Тюлара.

Почему же рост Наполеона еще при его жизни стал притчей во языцех?

Возможно, из-за особенностей сложения. Наполеон от рождения имел крупную голову, и общая диспропорциональность оказывала влияние на восприятие. Притом молодой Бонапарт выглядел почти мальчишкой. И прозвище «маленький капрал» главнокомандующий итальянской армией мог заслужить не столько за малорослость, сколько по малолетству — более кажущемуся, чем бывшему в действительности (26 лет).

Худой, хрупкий генерал не мог выглядеть рослым. Известно также, что генералы Наполеона в большинстве своем были высокими, даже очень высокими (по тем временам). Но нельзя представить, чтобы Наполеон, подобно Людовику XIV, стал бы подкладывать себе в обувь карточные колоды, чтобы казаться выше. Позорный прием для его самолюбия! Напротив, он начинает культивировать свое отличие.

Мальчишка-генерал, завоевавший Италию, «маленький капрал» — это только начало образа скромного властелина мира, которого запомнят не в золоте и перьях, а в серой шинели без знаков различия. Даже с треуголки он оборвет форменное золотое шитье, оставив только трехцветную французскую кокарду. Он будет появляться в простом мундире, самый невысокий среди высокорослых, сверкающих золотом адъютантов. Взгляд сразу же останавливается на нем — по контрасту. И этот скромный облик так противоречит высоте его положения, что не может не произвести впечатления на очевидцев.

Так создавалась легенда.

В исторической литературе упоминается, что рост адмирала Нельсона составлял 160 см, Пушкина — 166, Сталина — 165, Черчилля — льва Британской империи — 166 см. Но все это не стало легендой. Легендой у Нельсона был его незрячий глаз, у Пушкина — бакенбарды, у Сталина — трубка и усы и сигара у Черчилля. Рост стал одним из фирменных наполеоновских знаков.

БЫЛ ЛИ РОСТ НАПОЛЕОНА ПРИЧИНОЙ КОМПЛЕКСА?

Рост Наполеона не настолько мал, чтобы он мог из-за этого сильно страдать. Но Наполеон был, безусловно, честолюбив и определенно испытывал некий комплекс неполноценности. Однако в воспоминаниях о Наполеоне нет упоминания о том, что будущего императора в детстве дразнили из-за его роста. Да и трудно было насмехаться над его ростом, если главный школьный противник Наполеона (а затем противник на поле боя) Ле Пикар де Фелиппо был на полголовы его ниже!

Для комплекса были куда более существенные причины. Все мемуаристы рассказывают, как французские однокашники дразнили корсиканца его происхождением. В возрасте девяти лет Наполеона привезли в страну, завоевавшую его родину. Он был сыном человека, сражавшегося против французов. Плохо говорил на языке завоевателей. Имел невероятное во Франции имя. И был при этом беден. Множество причин, чтобы стать лучшей кандидатурой в школьные мальчики для битья.

Итак, подлинным источником «комплекса Наполеона» было его, Наполеона, происхождение. Во время обучения в Парижской военной школе он окажется среди представителей высшей французской аристократии. И унижения, которым они его подвергнут, не пройдут для него бесследно. Ему постоянно приходилось защищаться — одному против всех. Чтобы стать с ними на равных, ему просто необходимо было быть лучше них. И всю свою жизнь он будет стараться доказать всем и каждому, что он не только не хуже, но лучше других.

«Мысль, что я не первый ученик в классе, была для меня непереносима», — вспоминал он впоследствии. Яростное чувство собственного достоинства приведет его от непримиримых школьных драк сначала в ряды борцов за корсиканскую независимость, а затем уже во французскую революцию. Так завоеванный станет завоевателем.

Он будет с насмешкой, как оно того и заслуживает, относиться к попыткам установить его происхождение от Карла Великого или же от Юлия Цезаря. Он откажется принимать во внимание даже безусловно благородное происхождение своих несомненных предков. Все свои достоинства он будет полагать в своих же заслугах. И это не столько скромность, сколько честолюбие.

Он не станет стесняться своего нищего лейтенантства. Он позволит себе сказать коронованным особам, сидящим с ним за столом: «Когда я был младшим лейтенантом…» И, увидев всеобщую растерянность, повторит с веселой мальчишеской дерзостью: «Когда я имел честь быть младшим лейтенантом…»

Он называл трон «куском дерева». Он не придавал мишуре никакой — кроме пропагандистской — цены. Но в пору его главнокомандования итальянской армией, оскорбленный высокомерием австрийских участников переговоров, он все-таки еще сорвется, как срывался когда-то кадетом, и яростно бросит им в лицо: «По происхождению я равен вашим князьям!».

Вскоре он сочтет этот аргумент жалким и будет стремиться превзойти заслугами не только современных ему монархов, но и самого Карла Великого, и Цезаря. Когда-то профессор одернул его: «Кто вы такой?!». «Я человек!» — выпалил 11-летний Наполеон.

БЫЛ ЛИ НАПОЛЕОН БРЮНЕТОМ?

Южанину положено быть брюнетом. В плену у этого стереотипа оказываются не только кинематографисты, художники или писатели, но и профессиональные историки. Вы, конечно, встречали — или встретите — у А. З. Манфреда красочное описание черной гривы молодого Бонапарта. При описании внешности Бонапарта автор ссылается на мемуары современницы. Но если вы возьмете эти мемуары, то обнаружите, что в указанном фрагменте нет никаких упоминаний о цвете волос Бонапарта. Точно так же историк называет «синие глаза» главы корсиканского правительства генерала Паоли «редкими для корсиканца».

На самом деле Паоли был не только синеглазым, но еще и блондином. Причем блондином по немецким меркам. Молодой Гёте встречался с 44-летним генералом Паоли, проезжавшим через Германию в свое очередное изгнание. «Это был красивый, стройный блондин…» — пишет поэт.

Подобный цвет волос отнюдь не аномалия на Корсике. П. Мериме, совершая свое первое путешествие на Корсику, тоже ожидал найти в корсиканцах людей подобных провансальскому этническому типу — черноволосых и черноглазых. Действительность удивила: «Среди корсиканцев […] черноволосые встречаются столь же редко, как среди жителей северных провинций Франции». Подобное отличие корсиканцев от соседей объяснимо островной изоляцией популяции. На острове сохранился древний этнический тип.

Известно, что среди предков Наполеона числятся и тосканцы, и генуэзцы. Но тосканское или генуэзское происхождение также не гарантия черного цвета волос. Тосканец Леонардо да Винчи и генуэзец Христофор Колумб (Кристофоро Коломбо) — жертвы того же стереотипа — были голубоглазыми блондинами. Таким же был отец Наполеона. Но сам Наполеон?

Множество мемуаристов говорят о том, что Наполеон имел серо-голубые глаза и каштановые волосы. Бальзак называет Наполеона «голубоглазым и русоволосым монархом», что особо примечательно, потому что именно Бальзак писал мемуары герцогини д’Абрантес, на которые ссылается А. З. Манфред. И романист, конечно, имел полную возможность в деталях расспросить женщину, знавшую императора еще юношей, о внешнем облике своего героя.

Денис Давыдов впервые увидел Наполеона в Тильзите, при встрече императора французов с царем Александром I. Будущего героя войны 1812 года, знакомого с распространенными портретами Наполеона, прежде всего удивил цвет его волос: «Волосы его были вовсе не черными, а темно-русыми». Полной неожиданностью стали для него и «голубые глаза» императора, резко контрастирующие с его «почти черными» ресницами и бровями. Даже нос, который Д. Давыдов по портретам воображал «большим и горбатым», оказался «совершенно прямым, с маленькой горбинкой».

Наполеону было тогда 38 лет, а люди с возрастом темнеют — пока не поседеют. Поскольку Наполеон умер, так и не начав седеть, остается предположить, что лейтенантом он был просто русым, и уж совсем светловолосым — в детстве.

КАКОВА БЫЛА НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ НАПОЛЕОНА?

Считается, что настоящая фамилия Наполеона — Буонапарте (Buonaparte).

Сведения о том, что Наполеон офранцузил свою фамилию, вы найдете у самых серьезных историков. А. З. Манфред, автор лучшей русской монографии о Наполеоне, пишет о том, что, назначенный главнокомандующим итальянской армией Французской Республики, генерал Бонапарт удалил из своей фамилии нефранцузское «u», и «это краткое имя зазвучало уже вполне по-французски». Ж. Тюлар, наивысший авторитет в мировом наполеоноведении, подтверждает, что Наполеон время от времени, «вплоть до 33-летнего возраста», подписывался своей прежней, нефранцузской, фамилией. То есть уже давно будучи Первым консулом Французской Республики.

Но действительно ли фамилия Бонапарт (Bonaparte) такая уж французская? Если итальянское «buon» эквивалентно французскому «bon», так же как эквивалентны в обоих языках предлоги «а», то итальянское «parte» было бы логично заменить на эквивалентное французское «part» или даже «partie». Но Наполеон этого не сделал. Почему же он не довел офранцуживание до конца, ведь ему достаточно было потерять всего одну, последнюю, букву в своей фамилии?

Ответ прост. Настоящая фамилия Наполеона — Bonaparte. Она по-разному звучит на французском и на итальянском языках, но пишется тем не менее одинаково. Еще Вальтер Скотт отметил, что в свидетельстве о рождении Наполеон записан под фамилией Bonaparte, в то время как его отец там же именуется Buonaparte.

Этому есть причины. Проживавшие на Корсике предки отца Наполеона не одно столетие писали свою фамилию «Bonaparte». Лишь в 1759 году, получив официальное подтверждение происхождения корсиканской семьи Bonaparte от известного флорентийского рода Buonaparte, члены семьи начинают — не всегда — использовать это тосканское написание своей фамилии. Отец Наполеона заходит столь далеко, что вместе с тосканским «u» присоединяет к своей фамилии и графский титул, принадлежавший некогда его флорентийским предкам.

Сам Наполеон никогда не называл себя графом. Такое жалкое честолюбие было не в его вкусе. Тосканский вариант его фамилии был документально зафиксирован во Франции в пору его учебы и последующей военной службы. Не слишком ценя пышное наименование благородных тосканских патрициев, генерал вернулся к своим корсиканским корням. И то, что «это краткое имя звучало вполне по-французски», ему, иностранцу, было только на пользу.


Физическое описание Наполеона и Жозефины в 1798 году, свидетельства очевидца Александра Вильгельма фон Гумбольдта был принят в члены института накануне [5 Nivôse,

ed. ]. Он прибыл с Ласепедом, президентом, примерно в середине заседания, и его присутствие не повлияло на ход заседания. Тем не менее, зрителей было много, и все взоры были прикованы к нему. Он маленький и худощавый, у него маленькая голова, и мне показалось, что для такой фигуры его руки были маленькими и нежными. Его лицо скорее овальное, чем круглое, и очень худощавое. Его волосы каштановые и тонкие. Его лоб, насколько я мог видеть по волосам над ним, более плоский, чем выпуклый, а дуга его бровей сильная, выраженная и хорошо изогнутая, так что его лоб выступает над носом. Глаза у него большие, глубоко посаженные и четко очерченные, нос изогнутый, но не крючковатый, хотя он четко и четко очерчен. Его рот и подбородок очень мужественные, сильные, а подбородок особенно сильный и округлой формы. Его верхняя губа выступает над нижней, а линия между уголками рта и носа довольно прямая, хотя и не придающая виду резкости или гордости. Поскольку он довольно худощав, его скулы ярко выражены, и все мышцы его лица двигаются, когда он говорит, даже его нос, и в поразительной степени. Он часто моргает, отчего его нижнее веко поднимается — движение, общее с Якоби, хотя оно не вызывает величия, а скорее делает его намного меньше. Одет он был очень просто, в синем сюртуке и шинели с рукавами почти до пальцев, в сапогах и шпорах. Его волосы были заплетены в косичку и напудрены. В его физиологии нет ничего крупного, тяжеловесного или решительного, и он, кажется, источает больше интеллектуальных, чем моральных качеств. Он кажется спокойным, задумчивым, решительным, и, хотя в нем есть сильная и оправданная гордость, он кажется расслабленным, проницательным и очень серьезным, как будто он предан только своему делу, без каких-либо других склонностей и интересов. Иногда выражение его лица становится жестче и резче, особенно когда он движется. Трудно было бы представить его в действии, а еще труднее представить его восторженным. Лицо у него вполне современное, и, на мой взгляд, больше французское, чем итальянское. По интеллектуальности своего выражения он мог бы быть образцом идеала модерна.

Источник: [Александр] Вильгельм фон Гумбольдт, Альберт Лейцманн (ред.), Tagebücher , Vol. 1, Берлин: B. Behr’s Verlag, 1916, с. 376.

Жозефина

[воскресенье, 1 апреля (12 герминаля, 1798 г.)]
Jardin des plantes. – Я сам, Бонапарт, его жена и ее сын, мы оказались перед слонами. Я много разговаривал с его женой; она очень вежлива. Она небольшого роста, у нее красивая изящная фигура, лицо у нее, должно быть, приятное и излучает не только утонченность, но и понимание. Тем не менее, у нее лицо светской женщины, обладающей определенным опытом. Ее цвет лица желтый. Ей должно быть больше сорока лет. Ей доставляло удовольствие видеть моих детей, и когда мой сын говорил по-немецки, она думала, что он англичанин. Она восхищалась Ли [Каролиной, 9 лет].0006 изд. ] светлые волосы, погладила ее по голове и, уперев руку в бедро, положила голову под руку. Бреа рассказал мне историю; он знал женщину, креолку, вроде Жозефины, родом с того же острова. Гадалка прочла их ладони и сказала первой, что она выйдет замуж за француза, точнее за парижанина, и что госпожа Бонапарт станет королевой Франции. Так ей и дали это прозвище, в шутку. Первое из этих состояний сбылось. – Давид погнал Бонапартов.

Источник: [Александр] Вильгельм фон Гумбольдт, Journal Parisien (1797-1799), Traduit par Elisabeth Beyer ,
Actes Sud, 2001, p. 83.

Тр. Т.А. изд. П. Х. Ноябрь 2015 г.

Описание Наполеона из первых рук

 

By Том Холмберг

Рост Наполеона был 5 футов 6 дюймов, средний рост в то время. В в ранние годы он был довольно худ и только после 1806 г. тяжелый. В молодые годы его часто описывали болезненным на вид, его кожа имеет желтоватую бледность. У него были прекрасные белые зубы, которые он был горд. Его нос был слегка изогнут, с «острым и нежным носом». моделирование, [но] было менее заметным, чем можно было бы предположить судя по его портретам». Сообщается, что его глубоко посаженные глаза были серый или серо-голубой.

Отчет Кералио, инспектора военных училищ, когда Наполеон учился в школе в Бриенне: «Месье де Бонапарт (Наполеон), родившийся августом 15-е число 1769 г. Рост: 4 фута 10 дюймов и десять линий. Телосложение: хорошее. Здоровье: отличное. Его персонаж демонстрирует послушание, честность и чувство благодарности. Его поведение безупречно. Регулярно отличал себя благодаря своим прилежаниям к математике. Показывает достаточное знакомство с историей и географией, но слаб в упражнениях и отдыхе. Из него должен получиться отличный морской офицер. Заслуживает участия в Военная школа в Париже».

Женщина, знавшая Наполеона в 1795 году, сказала Стендалю: «Если бы он не был таким тонкий, чтобы иметь болезненный вид, который было довольно жалко видеть, можно было бы поняли, что у него были необычайно тонкие черты лица. Линии особенно его рот был полон очарования».[3]

Наполеон в Италии

Миот де Мелито во время первой итальянской кампании: «Я был исключительно впечатлил его внешний вид. Ничто не соответствовало картинке, которая моя фантазия сделала из него. В середине ряда штабных офицеров Я заметил мужчину ниже среднего роста, необычайной худобы. Его ненапудренные волосы, подстриженные под ушами самым своеобразным образом, упал ему на плечи. На нем было свободное пальто, застегнутое до шея, окаймленная узким золотым галуном, и шляпа с трехцветным плюмажем. Лицо его на первый взгляд не показалось красивым, но ярко выраженный черты и пылкие, испытующие глаза в сочетании с его внезапным, порывистым движения выдавали решительный характер, а широкий лоб заявил глубокий мыслитель».[1]

Сын генерала Вюрстембергера, который сопровождал Наполеона через Швейцария после Кэмп-Формио в 1797 году: «Бонапарт был довольно и изможденный вид; лицо его тоже было очень худым, смуглым. Его профиль был очень заметным. Его взгляды и выражение лица были серьезными. и мощный; его черные, ненапудренные волосы ровно ниспадали на обе плечи в широких, длинных косах-oreilles de chien [собачьих ушах], как — говорит один, — и была собрана в довольно приплюснутую косичку, доходящую до середина его узкой спины. На нем было синее пальто с, насколько я помню, правильно — воротничок вышитый». [1]

Во время той же поездки генерал фон Граффенрид фон Герцензее описал Наполеон: «Бонапарт носил простое пальто, облегающие брюки и сапоги до икры, обшитые золотым галуном. Его длинные волосы были собраны в косичку. Он был очень худым и изможденным; часто кашлял, как будто он был чахоточным, и у него была впалая грудь. У него была мягкая, слабая голос… Речь его была короткой, точной и необыкновенно интересной. Глаза у него были мягкие и говорящие, тон приятный, рот полный. выражения.»[1]

Шатобриан описал его во время консульства: «Его лицо сделало произвел на меня благоприятное впечатление, ибо до сих пор я видел его только в расстояние. Улыбка у него дружелюбная и обаятельная, глаза чудесные, особенно в том, как они посажены глубоко под его лбом и затемнены его брови. В его внешности нет ничего шарлатанского, ничего театральным или искусственным.. . Необычайное воображение оживляло этот холодный политик; без вдохновения этой Музы он никогда не смог бы достигли таких высот».[1]

Описание Хайда де Невиля, заговорщика-роялиста, в его мемуарах: Дверь открылась. Я инстинктивно посмотрел на вошедшего мужчину, короткий, худой, волосы прилипли к вискам, походка неуверенная; он был совсем не то, что я себе представлял. я так хотел в ощущение, что я принял его за слугу, ошибка, которая подтвердилась когда он ходил по комнате, не обращая на меня никакого внимания. Он наклонился спиной к камину, поднял голову и посмотрел на меня таким внушительным, таким проницательным взглядом, что я потерял все свои уверенность под огнем этого вопрошающего глаза. Для меня он вдруг стал выше на сто локтей».0008

Джозеф Фарингтон ( Дневник Фарингтона , Нью-Йорк: Г. Х. Доран, 1923-8) в 1802 году наблюдал за Наполеоном крупным планом: «Он был одет в голубое с белым жилетом и бриджами. Его шляпа довольно простая с очень маленьким Кокарда… Легкость, с которой люди всех мастей подходили к нему достаточно показал, что у Него не было никаких личных опасений… Я заметил, что Он выбрал очень любит нос, — иногда нюхал табак и снимал шляпу. и небрежно вытер себе лоб. Я также заметил, что некоторые один из его офицеров время от времени заговаривал с ним, но Он не обращался их, и, казалось, только делал такие замечания, как люди, которые находятся на легкую опору друг к другу…. Здесь Он стоял ок. 3 ярда от мне прим. 10 минут читал газету….Я заметил, что все его действия были неизученными и довольно естественными и спокойными …. Он выглядел полным в лицо, что дало мне возможность наблюдать цвет его глаза светлее и более голубовато-серые, чем у меня должны были быть ожидалось от его цвета лица [«Его цвет лица не такой, как я слышал он описан как восковой, но не имеет достаточно здорового цвета». показалось, что в выражении лица было что-то скорее лихорадочное, чем пронзительное. его глаз, но общий вид его был мягче, чем я думал раньше. это….Его лицо ниже среднего размера. Я не думаю, что он больше, чем 5 футов 6 дюймов, я скорее считаю, что он меньше этой меры. Мистер [Бенджамин] Уэст [известный художник] думает иначе. [«Уэст думает, что он 5 футов 7 дюймов в высоту.] Его нельзя назвать худым. Он достаточно полный в плечах, теле и бедрах для его возраста и роста …. [Сэмюэль] Роджерс [поэт] стоял немного в стороне от меня и… казался разочарованным. по выражению его лица и сказал, что это лицо маленького итальянца… [Фарингтон заметил, что у Наполеона] не было ни бровей, ни ресниц, чтобы придать сильный выражение».

В том же году англичанка Фанни Берни описала его лицо будучи «глубоко впечатляющим лицом, бледным даже до желтоватого оттенка, но не только в глазах, а во всех чертах- забота, мысль, меланхолия и размышление так сильно отмечены, с таким характером, даже гениальностью и настолько пронизывающая серьезность или, вернее, грусть, что так мощно тонет в сознании наблюдателя». Она также описала его поведение как «более вид студента, чем воина».

Мэри Берри также видела Наполеона в 1802 году, заявив, что его «рот, когда говоря … имеет замечательное и необычное выражение сладости. Его глаза светло-серые, и он смотрит полным в лицо человеку, чтобы кого он говорит. Для меня всегда хороший знак.

Описание Наполеона доктором Корвизаром в 1802 году: «Наполеон был невысокого роста, около пяти футов двух дюймов по французским меркам [5 футов 6 дюймов, английская мера], и хорошо сложен, хотя бюст довольно длинная. Его голова была большой, а череп в значительной степени развит. Его шея была короткий и его плечи широкие. Ноги у него были хорошей формы, ступни небольшой и хорошо сформированный. Его рука, и он довольно этим гордился, была тонкие и пухлые, с тонкими пальцами. Его лоб был высоким и широкий, глаза серые, проницательные и удивительно подвижные; его нос был прямые и правильной формы. Зубы у него были довольно хорошие, а рот в идеальном состоянии. смоделирована, верхняя губа слегка опущена к уголку рот, подбородок слегка выдающийся. Его кожа была гладкой, а его цвет лица бледный, но бледность, указывающая на хорошее кровообращение кровь. Его очень тонкие каштановые волосы, которые до экспедиции в Египет он носил длинные, квадратные и закрывающие уши, с подстриженными короткая. Воздух был разрежен в верхней части головы и оставался голым. его лоб.

Император

«Форма его лица и совокупность его черт были удивительно обычный. При возбуждении какой-нибудь бурной страсти лицо его принимало суровый вид. и даже ужасное выражение. Какое-то вращательное движение очень заметно образовался у него на лбу и между бровями; его глаза сверкнули Огонь; его ноздри расширились, опухшие от внутренней бури. Он казался иметь возможность по желанию управлять этими взрывами, которые, кстати, как время шло, становилось все реже и реже. Его голова оставалась холодной. В обычной жизни выражение его лица было спокойным, задумчивым и слегка серьезным. Когда он был в хорошем настроении или стремился угодить, выражение его лица было нежной и ласковой, а лицо его осветилось прекраснейшим улыбка. Среди знакомых его смех был громким и насмешливым».[2]

Описание мадам де Ремюза: «Бонапарт продиктовал большая легкость. Он никогда ничего не писал своей рукой. Его почерк был плох и так же неразборчив для себя, как и для других; и его правописание было очень дефектный. У него совершенно не хватило терпения что-либо делать с его собственные руки. Крайняя активность его ума и привычная подсказка оказанное ему послушание не позволяло ему заниматься какой-либо деятельностью в котором разум обязательно должен ждать действия тела. Те, кто писал под его диктовку — сначала месье Бурьенн, потом Г-н Маре и Меневаль, его личный секретарь, стенограмма для себя, чтобы их перья могли путешествовать как быстро, как его мысли.

«Он диктовал, ходя взад и вперед по своему кабинету. Когда он злился он использовал жестокие проклятия, которые были подавлены в письменной форме и это имело, по крайней мере, то преимущество, что давало писателю время на догнать его. Он никогда не повторял ничего из того, что когда-то сказал, даже если бы он не был услышан; и это было очень тяжело для бедной секретарши, ибо Бонапарт точно помнил, что он сказал, и улавливал каждый упущение. . . . Он всегда получал удовольствие от причинения какого-либо беспокойства и бедствие. Его великий общий принцип, который он применял ко всему, большим и малым, заключалась в том, что не могло быть рвения там, где никакого беспокойства. . . .

«Войска встретили Бонапарта просто восторженно. Стоило посмотреть, как он разговаривал с солдатами, как он расспрашивал их одного за другим, уважая их походы или их раны, проявляя особый интерес к людям, которые сопровождали его в Египет. Я слышал, мадам Бонапарт говорила, что ее муж был в постоянном привычка корпеть над списком так называемых армейских кадров ночью перед сном. Он засыпал, повторяя имена корпуса и даже тех, кто входил в их состав; он хранил эти имена в уголке своей памяти, и эта привычка его помощь, когда он хотел узнать солдата и доставить ему удовольствие ободряющего слова от своего генерала. Он говорил с младшими офицерами в дружеский тон, который обрадовал их всех, поскольку он напомнил им их общих ратных подвигах».

Описание Наполеона Моле, председательствующего в Совете государства: «Сидя глубоко в кресле, из которого он председательствовал. .. маленькая золотая табакерка, которую он постоянно и машинально открывал брать щепотки табака, который он вдыхал бесшумно и наиболее из которых упали на белые лацканы его мундира, которые вскоре покрытое им, наконец, механическое движение его руки к руке табакерку камергеру, стоявшему позади того, кто наполнял ее и вернул ему. Все это так сильно определяло его как человека, медитирующего в одиночестве, когда все взоры были устремлены на него, но тишина не нарушалась…»

Описание Денниса Давыдова (из его Мемуаров ) Наполеона в Тильзит в 1807 г.: «Я уже отмечал, как сильно меня поразила общее сходство Наполеона с гравюрами, продающимися повсюду. Но этого нельзя было сказать о его чертах лица. Ни один портрет что я видел, имел наименьшее сходство с ним. Поверив им, я предполагал, что у Наполеона был довольно большой крючковатый нос, темный глаза и темные волосы — словом, настоящий итальянский тип лица. Фактически, лицо его было слегка смуглым, с правильными чертами. Его нос не был очень крупная, но прямая, с очень легким, едва заметным изгибом. Волосы на голове у него были не черные, а темно-рыжеватые; его брови и ресницы были намного темнее цвета его волос, и его голубые глаза, оттененные почти черными ресницами, придавали ему очень приятный вид. выражение. Наконец, сколько бы раз мне ни приходилось видеть его, я никогда не замечал тех нахмуренных бровей, которыми памфлетисты-портретисты наделил его.

«Человек, которого я видел, был невысокого роста, чуть выше пяти футов, скорее тяжелый, хотя ему было всего 37 лет и несмотря на то, что образ жизни, которому он следовал, не должен был, на первый взгляд, позволить ему на большой вес. Он держался прямо без малейшего усилия, как характерен для всех низкорослых людей. Но что было свойственно ему одному, так это благородство осанки и учтивый воинственный вид, которые, несомненно, произошло от привычки командовать людьми и сознания моральное превосходство. Не менее замечательны были легкость и откровенность его подход, его природная ловкость и быстрота его движений».0008

Немецкий писатель Виланд описал его в 1808 году: «Я был [в мяч] не прошло и нескольких минут, как Наполеон подошел ко мне с другая сторона бального зала; сама герцогиня представила меня ему, и он сделал мне обычные замечания, очень приветливо, но пристально глядя в мое лицо. Вероятно, вряд ли найдется человек, обладающий даром понимать человека почти с первого взгляда и «видеть сквозь него», как говорится, в более высокой степени, чем Наполеон. Он видел, что я, для всех моя жалкая знаменитость, был всего лишь простым и скромным стариком, и так как он, видимо, хотел оставить у меня хорошее впечатление о себе навсегда, он превратился на мгновение в ту форму, в которой он мог быть уверен в этом. Никогда в жизни я не видел человека более простого, тихий, мягкий и неприхотливый. Не было никаких признаков того, что мой спутник осознавал себя великим монархом. Он разговаривал со мной как один старое знакомство с другим, и, более того, вещь, не имеющая себе равных еще не пережили-продолжение часа полтора без перерыва и совсем один…»[1]

В 1809 году художник Адам писал: «Вот он сидел на своем маленьком белом арабском лошадь, в довольно небрежной позе, с маленькой шапочкой на голове, и в знаменитом пыльно-сером плаще, белых бриджах и высоких сапогах, так незначительный вид, что никто бы не узнал персонажа как могущественный император-победитель Аустерлица и Йены, перед которым даже монархи должны кланяться, если бы они не видели его так часто представленным на картинках. Его бледное лицо, холодные черты и острый, серьезный взгляд заставляли почти сверхъестественное впечатление на мой разум, в то время как блеск многих мундиры, окружавшие его, усиливали контраст его неприметного внешний вид. «[1]

Русский барон фон Левенштерн впервые встретился с Наполеоном в Вене в 1809 году: «Наконец-то я смог увидеть этого человека! его, он никоим образом не произвел на меня впечатления, которого я ожидал. Я нашел его более тучным, чем его обычно изображают. Его походка была вряд ли любезен, его манеры лишены чести».

Немецкий учитель в Дюссельдорфе в 1811 году: «Лицо императора было обращено нам в профиль, когда он наклонился, чтобы послушать приветственная речь. Его чистые, классические очертания сильно напоминали бюсты [римского] императора Августа. Это было конечно очень импозантный… В нем было и что-то дружелюбное в тот момент он слушал речь, и он должен был, я думаю, был в добрее и мягче настроение в тот день. Впечатление, которое он оставил на мне совсем не то отталкивающее, на что я действительно рассчитывал, и я был рад этому; ибо хотя сокрушающее мир величие могло бы предстать во внешне отвратительном виде, было бы невероятно, чтобы тысячи должны быть вовлечены в это, и целая нация фактически несла с ног с энтузиазмом. »[1]

Писатель Поль де Кок, видевший его в 1811 году, назвал Наполеона: «желтый, тучный, раздутый, с головой слишком низко на плечах». [3]

Два описания британских наблюдателей в 1815 году. Первый капитан Росс, командующий из Нортумберленда: «Он толстый, скорее, мы называем его пузатым, и хотя его нога хорошо сложена, она довольно неуклюжа, и его походка выглядит несколько притворно, что-то среднее между разваливанием и чванством, но вероятно, непривычка к движению корабля могла дать ему этот внешний вид. Он очень землистый, со светло-серыми глазами и довольно тонкие, сальные каштановые волосы и вообще очень противный, поповский вид молодец… Он никогда никому не доставлял ни малейшего беспокойства и каждый день было то же самое; он был очень общительным и, казалось, любил, когда его спрашивали вопросы; его манеры отнюдь не хороши, и его голос очень резкий и неприятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *