Описание русских богатырей: 15 главных русских богатырей — Русская семерка

Образ богатыря в былинах

1. Идеальные представления народа.
2. Гиперболическое описание.
3. Богатырские слабости.

Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
О. де Бальзак

В былинах перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются завоевать Русь. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо многих былин богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу русского человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку. Однако каждый их них имеет свои особенности, которые показывают одну из сторон их образа.

Среди них такие, как самый сильный русский богатырь Илья Муромец, добрый и храбрый Добрыня Никитич, хитрый и смекалистый Алеша Попович. Но, несмотря на такое разнообразие, все эти качества являются обобщенной характеристикой, созданной русским народом, который в своих произведениях хотел показать противостояние любой силе, стремящейся его покорить.

При создании образа богатыря в произведении используется как идеализация, так и гиперболизация. Подобное описание касается не только главных героев, но и тех, кто им помогает, например верный конь. Таковым является Бурушка-косматушка Ильи Муромца в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: он «с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».

Но богатыри не только сражаются с темными вражескими силами. Они делают много полезных дел для блага самого народа. В своем стремлении они могут не только улучшать жизнь нуждающихся, но быть в какой-то степени сильнее самих животных. Илья Муромец «левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые.

Тридцать верст Илья гати настелил — до сих пор по ней люди добрые ездят».

Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему. Например, образ Соловья-разбойника: «Сидит за рекой Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет». Но это не только не останавливает богатыря, но и заставляет его с удвоенной силой приняться за дело, чтобы обезвредить противника.

 

Образу богатыря также чужда любая корысть. Он не гонится за деньгами, тем более за теми, которые собраны благодаря человеческим страданиям. В этом тоже отражаются чаяния русского народа, который видит в богатыре не только сказочного спасителя, но и заступника. Поэтому Илья Муромец не берет тех денег, что предлагает ему жена Соловья-разбойника: «Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждою крестьянскою».

Во многих былинах главным героем становится не только богатырь, но и государь — князь Владимир. В разных текстах отношение к нему у богатырей складывается противоречивое. Например, они могут явиться по первому же зову для того, чтобы защитить Русь. С другой стороны, князь Владимир может обидеть богатыря, который таит в себе обиду, но потом, в минуту опасности, обязательно прощает упреки и поступки Владимира. Либо он сразу довольно-таки резко отвечает на любые нелестные высказывания в свой адрес. В былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представлен третий вариант отношений. Алеша Попович оскорбляет Илью Муромца, говоря, что тот не мог проехать через Соловья-разбойника. Но Владимир в такой ситуации поступает мудро. Он просит показать того, кого смог одолеть богатырь. В этот момент Соловей-разбойник пошел на хитрость и свистнул очень громко, что нанесло большой урон близ стоящим строениям. Тогда Илья доводит свое дело до конца: он срубает голову разбойнику, чтобы тот больше никому не мог принести вреда.

В конце этой былины авторы обращаются еще к одной грани образа богатыря. Князь Владимир отметил для себя поведение Ильи, который не поддался на упреки в свой адрес со стороны Алеши Поповича. Поэтому он выбирает его старшим в дружину. Но Алеша Попович и в этот момент пытается «насолить» Илье Муромцу, говоря о том, что во главе не может стать «деверевенщина лесная неумытая». Но не социальное положение, а деяние богатырей определяют их статус и положение в этом обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.

 

Однако богатыри в произведении не всегда выражают только идеальное представление о жизни. Для них характерны определенные слабости, которые также находят отражения в произведениях. Например, в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» это представлено в поведении Алеши Поповича, который с первой встречи враждебно относится к богатырю. Сначала он обвиняет его во лжи, а потом в том, что тот не имеет соответствующего социального положения для того, чтобы возглавлять дружину. Но подобное поведение можно объяснить молодостью героя и в какой-то степени его неопытностью. Однако индивидуальные черты видны и в других образах героев таких произведений. В частности, в былине «На заставе богатырской».

Первая ошибка богатырей в этом повествовании заключается в том, что они были поставлены для охраны на заставу молодецкую, но в «недобрый час» разбрелись. Такое халатное отношение к своим обязанностям, могло привести к беде, так как в это время в сторону Киева проехал незнакомец, лошадь которого может отставлять след размером с полпечи.

В былине также появляется Алеша Попович, который получает нелестную характеристику от Ильи Муромца: «Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чужанине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря». Подобное описание не говорит том, что Алеша плохой богатырь, но в этом эпизоде представлены не только его слабые стороны, но мудрость и рассудительность Ильи Муромца.

В этом описании Алеша Попович становится своеобразным контрастным образом по отношению к другому богатырю. И никто не говорит о том, что они оба слабые, просто они наделены различными человеческими пороками и достоинства.

 

Но и в образе Добрыни, который в этой былине едет наказать чужанина, проявляются свои слабости. Когда противник к нему начал приближаться, то богатырский конь упал на колени. Добрыня лишился своего основного помощника, поэтому он понял, что не может дать боя неприятелю: «Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив, ни мертв…». Тогда Илья Муромец решает сам наказать чужанина. В начале произведения говорилось только о следе лошади, который остался недалеко от заставы, и только перед битвой богатырей представлен портрет самого неприятеля. Главной отличительной его чертой становится не в описании внешности, а похвальба своей силой: «Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком».

Увиденное не пугает Илью Муромца, он только просит своего коня помочь ему отстоять заставу богатырскую. Он въезжает на правое дело и наказывает чужанина не только за своевольное пересечение заставы, но и за похвальбу своей силой, которую тот выставлял напоказ.

В образе богатырей выразились нравственные представления народа о защитнике. Они могут сразиться с любым неприятелем. Чем страшнее и могущественнее описан противник в былине, тем сильнее кажется сам богатырь, так как смог победить его.

 

Появляющийся в произведении гиперболизированные образы отражают скорее не действительность, а чаяния народа о тех, кто может постоять за них и правое дело, которое они считают самым важным в своей жизни. Но при этом в образе каждого богатыря представлены отдельные черточки, говорящие об их характере. Подобное описание не умаляет силу и достоинства богатырей, но приближает образ к реальному человеку. Возможно, это один из приемов, позволяющих верить в то, что богатыри когда-то жили на Руси и могли защитить ее рубежи от любого врага, который хотел не только покорить ее, но и показать свою великую силу.

Русские богатыри

Кто не знает картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»? На ней напряжённо смотрят вдаль Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич. Литературоведам известно около 100 сюжетов былинного эпоса, 26 из которых связано с этой легендарной троицей. Чем же прославились эти супермены старых времён, имена каких русских богатырей ещё нам известны?


«Было ль – не было ль»

Былина – это особый фольклорный жанр, который отличается определённой достоверностью, благодаря упоминаемых в её сюжете реально происходивших событий, топонимов и имён. Первые русские былины передавались исключительно в устной форме, литераторы заинтересовались ими только в XIX веке. Филолог Андрей Фёдорович Якубович (1776-1842) опубликовал «Собрания древних российских стихотворений Кирши Данилова», сказителя, составившего этот сборник. Так у филологов проснулся интерес к этому пласту русской культуры, и они стали организовывать фольклорные экспедиции. Но поскольку раньше былины передавались исключительно от отца к сыну и каждый раз дополнялись новыми деталями, то возникали определённые сложности с реальностью сюжетов. Сказителю приходилось импровизировать на ходу: за плохой рассказ могли и побить. Интересно и то, что сами сказители не употребляли слово «былина» – оно было введено исследователями позже. До этого в ходу было слово «старинки».

«Защитники земли русской»

В былинах упоминается около 30 богатырей. Условно их делят на две группы: «старшие» и «младшие». «Старших» относят к дохристианскому периоду, они наделены чертами славянских божеств. «Младшие» жили во времена князя Владимира (XI век), и многие события, происходившие с ними, упоминаются в исторических летописях, поэтому факт их реального существования не опровергнут.

Например, Святогор был человеком-великаном, лежавшим на горе в полном бездействии: настолько он был силён, что сама Земля-матушка не могла его носить на себе. Разумеется, это был мифологический персонаж, чьи черты очень схожи с библейским Самсоном. А его «коллега» Микула Селянинович уже являлся воплощением божества – покровителя земледелия, поскольку он главным образом вкладывал недюжинную силу во вспахивание полей.

«Мягкосердие богатырское»

Добрыня Никитич – русский богатырь, который, возможно, имел родство с князем Владимиром. Он из знатной семьи, богат, умён и образован, физически развит, однако при этом и мухи не обидит. Подобный герой, знавший правила этикета, мог появиться в среде достаточно высококультурной – для сравнения, в XI-XIV веках в Западной Европе далеко не все монархи владели умением писать и читать.

«Млад еси»

Самый юный из «молодых» богатырей – Алёша Попович, сын священника из Ростова Великого. Не исключено, что его отец был причислен к лику святых – по различным предположениям, это либо святитель Леонтий, либо епископ Феодор. Однако в такой высокорелигиозной семье вырос балагур – в некоторых былинах Алёша предстаёт и вовсе отрицательным персонажем. К примеру, он обманом пытался жениться на супруге Добрыни Настасье. Впрочем, таким образом могли демонстрироваться его чисто народные качества: удаль, смекалка и юмор. Скорее всего, он появился сразу после крещения Руси, пока священники ещё не пользовались большим уважением у населения, в противном случае цензура не пропустила бы его насмешки над собственным отцом-попом.

«Един богатырь на святой Руси»

Знаменитый Илья Муромец в сказаниях имеет гораздо больше человеческих черт, однако определённая доля мифологизма в его образе присутствует. Ему посвящено в общей сложности более 18 сюжетов былин – это своего рода рекорд. Зачин таков: Илья сидел сиднем на печи 30 лет, а во время визита странников, попросивших испить водицы, неожиданно поднялся. Наблюдая с ужасом, как исцелившийся сын легко выкорчёвывает деревья, родители предложили ему направить свою неуёмную энергию на защиту Отечества. Его центральный подвиг – уничтожение языческого идолища, в образе которого отразились черты монголо-татарских завоевателей. Это подтверждает, что образ Ильи Муромца сложился в XIII-XV веке, хотя само имя известно с XII века. Многие исследователи соотносят богатыря с иноком Киево-Печерской лавры преподобным Илией Печерским, умершим в 1188 году. Не исключено, что это и есть Илья Муромец, сложивший меч для подвигов духовных.

Многих богатырей породила земля русская – и мифический Вольга Святославич, и кентавр Полкан из повести о «Бове-Королевиче», и женщины-воительницы Василиса Микулишна и Настасья Королевишна совершали свои подвиги не ради славы, а для горячо любимого Отечества. В их образах находят своё отражение чаяния простого русского народа, готового при необходимости отдать жизнь за родину.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Всё, что есть в ЭТНОМИРе, наглядно, красочно и доступно знакомит детей с культурой или историей, достопримечательностью или климатом, этносами или флорой и фауной региона, что способствует фиксации информации через впечатление, а значит, знания, полученные в ЭТНОМИРе, хорошо усваиваются детьми и сохраняются в их памяти на всю жизнь. Ведь когда ребёнок своими глазами видит шамана-тувинца или девушку-эвенкийку, шьющую обереги, то диковинные названия народностей, проживающих слишком далеко, чтобы ими интересоваться, перестают быть для него просто словами.

Посещение павильонов Улицы Мира, этнических жилищ, музеев парка и контактных зоопарков дополняет школьную программу, а аттракционы и море развлечений на свежем воздухе делают отдых в парке не только познавательным, но и очень весёлым!

Например, в образовательную программу «Моя Россия» входит экскурсия «От Дербента до Чукотки» (путешествие по традиционным жилищам народов России), мастер-класс «Солнечный конь» (плетение традиционной народной куклы) и анимационная программа «Удаль молодецкая». Знакомьтесь с различными образовательными программами, планируйте поездку вместе с нашими менеджерами образовательного отдела и приезжайте в ЭТНОМИР!

Понравилась статья — поделись с друзьями!

Журнал «Кофе или умри» | Герой Советского Союза вернул свои медали в знак протеста в украинском городе Киеве во время Второй мировой войны. Но в последующие годы его антикоммунистические взгляды были признаны предательскими, и он превратился из героя в политзаключенного. Хотя когда-то Иосиф Сталин считал его великим храбрецом, Буршик вернул все медали, заработанные им в бою.

Буршик родился в бедной семье 11 сентября 1911 года в Постржекове, Чехословакия, примерно в 100 милях к юго-западу от Праги. После того, как нацисты вторглись в Польшу в 1939 году, 28-летний мужчина присоединился к чешскому сопротивлению.

«Железнодорожный узел Кросно впервые показал нам ужасы войны сполна, — вспоминал он позже в своих мемуарах, согласно изданию Czech Republic Review за 2012 год. — Вражеские бомбардировщики разрушили здание железной дороги, развязку, грузовые вагоны с мукой; на столбах свисали оборванные телефонные линии и линии электропередач».


Карточка с фотографиями, сделанными во время военного парада в Остраве, Чехословакия, в 1945 году. Капитан Сергей Петрас (слева) и капитан Йозеф Буршик (справа). Фото предоставлено Викискладом.

Буршик был одним из нескольких чехословацких солдат, вооруженных автоматами, которые принимали участие в обороне Тарнополя, западноукраинского города. Советская Красная Армия столкнулась с ними, и в результате Буршик ненадолго задержался в одном из их лагерей. Он был освобожден и присоединился к 1-му чехословацкому полевому батальону и сражался в окопах во время битвы под Соколово 19 марта.43. Его взвод располагался на одном берегу реки Мжа вдоль советско-германского фронта до тех пор, пока его командир не отвел взвод на вторую линию обороны, где происходили наиболее ожесточенные бои. Буршик и другие использовали противотанковые гранаты против немецкой бронетехники. Несмотря на ранение, ему удалось отойти на другой берег реки и спастись.

Награжден Чехословацким военным крестом 1939 г., медалью за доблесть, которой награждались чешские солдаты, сражавшиеся против немецкой оккупации, и советским орденом Красной Звезды за храбрость в бою. Затем он перешел во вновь сформированную 1-ю Чехословацкую отдельную бригаду и получил командование ротой средних танков Т-34.

Буршик запечатлел свою легенду в бою, который запомнился как Битва за Киев 1943 года, как город был известен при советской власти.


Генерал-майор Йозеф Буршик был командиром танка во время Второй мировой войны и водил версию этого среднего танка Т-34. Фото предоставлено Викискладом.

«Наше наступление развивалось быстро, но наше дальнейшее продвижение было затруднено сильным сопротивлением оборонительных позиций противника, сосредоточенных на территории завода «Большевик», — писал он, по данным Чешская Республика Обзор . «К счастью, к моему танку подбежали две девушки и рассказали, где находятся немецкие опорные пункты и позиции. Я приказал трем своим танкам остановиться и обстрелять окрестности завода «Большевик». На своем танке «Ян Жижка» я врезался в заводские ворота, уничтожил полугусеничную машину, нагруженную взрывчаткой, и вместе с автоматчиками прапорщика Бажиной нейтрализовал оставшиеся очаги сопротивления».

Буршик получил звание Героя Советского Союза и позже участвовал в освобождении других стратегически важных территорий, расположенных вдоль Восточного фронта. После освобождения Чехословакии уехал в Советский Союз, чтобы поступить в военную академию бронетанковых и механизированных войск. Несмотря на его готовность продвинуться по военной карьере, медицинский осмотр выявил туберкулезную инфекцию в его левом легком.

Прервал учебу и лечился, продолжая командовать различными танковыми бригадами.


Красноармейцы работают на понтонном мосту через реку Днепр. На табличке написано: «До Киева доедешь!» Фото предоставлено War History Online.

«Во время моего пребывания в Советском Союзе не только я, но и почти все чехословаки убедились в разнице между тем, что провозглашали коммунисты, и тем, как они вели себя в практической жизни», — сказал позже Буршик, по словам военного историка Эдуарда Штехлика. «Я был убежден, что русский человек не свободный человек, что он не хозяин себе и что он должен, подчеркиваю, безоговорочно подчиняться приказам Коммунистической партии».

Он был арестован в 1949 году по сфабрикованному обвинению в государственной измене и приговорен к 10 годам заключения в Мировской тюрьме на вершине холма, которая пользовалась репутацией одной из самых строго охраняемых тюрем в Чехословакии. Суд добавил четыре года к его приговору, когда он подал апелляцию. В связи с болезнью его перевели на лечение в оломоуцкую больницу. Прошел всего год, прежде чем он предпринял дерзкую попытку побега. Сочувствующий доктор помог ему обмануть охранников инъекцией, которая вызвала лихорадку, затем он использовал запасной ключ от комнаты, чтобы открыть дверь, и скрылся на мотоцикле через границу в Германию.


? Поздравляем Джо Бурсика! Он был включен в состав сборной Англии до 21 года на Евро. ????????? pic.twitter.com/HUfD2G0qvK

— Stoke City Live (@StokeCityLive) 15 марта 2021 г.


До 1955 года он жил в Германии, а затем переехал в Соединенное Королевство. В 1968 году, когда Советский Союз вторгся в Чехословакию, чтобы силой подавить Пражскую весну, бывший командир танка в знак протеста вернул все свои боевые медали, включая награду Героя Советского Союза, российскому посольству в Лондоне. Впоследствии имя, фотографии и наследие Буршика были стерты из чешской истории. В 19В 90 г., после того как он дожил до распада Советского Союза, его почести были восстановлены, и он получил звание генерал-майора.

Йозеф Буршик умер в Нортгемптоне, Соединенное Королевство, в июне 2002 года. Но его наследие живет через его внука, Йозефа Джона Буршика, профессионального футбольного вратаря футбольного клуба «Сток Сити», который также выступал в молодежной сборной Англии до 21 года. команда.

«Каждый раз, когда я выхожу на поле, я знаю, что несу для своей семьи — честь великого героя войны, который был таким храбрым», — сказал он в 2021 году. «Каждый раз, когда я играю своего дедушку, это вдохновляет».

Читать далее: Российское вторжение, чтобы сокрушить «Пражскую весну» Зеркала Развитие Украины



Путин возрождает сталинскую премию «Мать-героиня» для женщин с 10 детьми подписал Указ Владимира Путина о восстановлении статуса

1 900 награда в понедельник.

Максим Шеметов/Reuters

Си-Эн-Эн —

Президент России Владимир Путин подписал в понедельник указ о возрождении советской премии «Мать-героиня» для женщин, имеющих 10 и более детей, в очевидной попытке смягчить демографический кризис в стране.

Первоначально честь была введена Иосифом Сталиным после Великой Отечественной войны, когда советское население резко сократилось на десятки миллионов.

Награда прекратилась с распадом Советского Союза в 1991 году.

МОСКВА, РОССИЯ — 20 июля: (RUSSIA OUT) Президент России Владимир Путин выступает на форуме «Мощные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года в Москве, Россия. Путин принимает участие в экономическом форуме, организованном Агентством стратегических инициатив (АСИ). (Фото автора/Getty Images)

Гетти Изображений

Глава ЦРУ говорит, что Путин «слишком здоров». Что мы действительно знаем о его состоянии?

Как только он будет восстановлен, российским матерям будет выплачена выплата в размере 1 миллиона рублей (16 500 долларов США) после того, как их десятому ребенку исполнится год, если все выживут.

Согласно последней статистике Росстата, опубликованной этим летом, с января по май население России сокращалось в среднем на 86 000 человек в месяц, что является рекордом.

Кроме того, Россия несет большие потери среди военнослужащих на Украине, но истинное количество потерь не разглашается.

Между тем, примерно 75 300 мигрантов покинули Россию. Некоторые граждане бегут из страны в свете украинской войны и внутренних политических репрессий, показывают данные обысков, данные об иммиграции и информацию о рейсах.

CNN/Фотоиллюстрация/Getty Images

Война Путина спровоцировала бегство из России, но возможностей для бегства становится все меньше

Например, Google ищет по запросу «Как уехать из России?» на русском языке достигла 10-летнего максимума внутри страны в течение недели после вторжения в Украину 24 февраля.

Интерес россиян к теме «эмиграция» в Google также увеличился в четыре раза с середины февраля по начало марта. Поиски по слову «туристическая виза» выросли почти вдвое, а по запросу «политическое убежище» — более чем в пять раз.

В течение 30 дней в марте Австралия, Турция и Израиль были одними из самых популярных направлений поиска, наряду с дружественными России Сербией и Арменией, а также Грузией, куда российские войска вторглись в 2008 году.

Пытаясь облегчить демографический кризис в стране, Кремль также сосредоточился на продвижении традиционных ценностей.

Путин уже давно выступает за повышение рождаемости в России за счет реализации политики, поощряющей многодетность за счет государственной финансовой помощи.

Президент России также часто упоминает о важности семьи и традиционных ценностей в своих публичных выступлениях.

«Наша историческая ответственность заключается не только в том, чтобы выбраться из демографической ловушки, но и в том, чтобы к середине следующего десятилетия обеспечить устойчивый естественный прирост населения», — сказал Путин в своем ежегодном выступлении в 2020 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *