Характеристика Остапа в повести Тарас Бульба кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице
Остап — один из главных героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», старший сын казацкого полковника Тараса Бульбы, брат Андрия. Литературная характеристика Остапа имеет большое значение для понимания центральных образов повести: Тараса Бульбы, Андрия, казачества в целом. Будучи цельной, волевой натурой, Остап служит олицетворением стойкости духа, верности собственным идеалам, безграничной любви к Отчизне.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Тарас Бульба.
Полное имя — Остап Тарасович Бульба.
Возраст — 22 года.
Род занятий — выпускник бурсы, казак, воин.
Семья — отец Тарас Бульба, мать и младший брат Андрий.
Социальное положение — казак.
Происхождение — сын зажиточного казака, богатого помещика (пана).
Воспитание — очень строгое воспитание, характерное для учебных заведений эпохи Средневековья.
Образование — Киевская бурса (академия).
Внешность — высокий, статный, физически очень сильный, черноволосый юноша.
Характер — настойчивый, целеустремленный, упрямый, бесстрашный, мужественный.
Положительные черты — добрый, прямодушный, верный товарищ.
Отрицательные черты — упрямый, настырный, гордый, любитель войны и разгульной пирушки.
Произведение — «Тарас Бульба».
Автор — Николай Васильевич Гоголь.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет Остапа Бульбы основывается прежде всего на его неукротимом, гордом нраве. Он готов даже побиться на кулаках с родным отцом, чтобы отстоять собственную честь.
«— Не смейся, не смейся, батьку! — сказал наконец старший из них.
Источник: Глава I
— Смотри ты, какой пышный(гордый, недотрога)! А отчего ж бы не смеяться?
— Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!»
«— Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.
Источник: Глава I
— Как же хочешь ты со мною биться? Разве на кулаки?
— Да уж на чём бы то ни было».
Остап — один из двух сыновей Тараса Бульбы.
«…у меня два сына, оба молодые люди. Ещё ни разу ни тот, ни другой не был на войне».
Будучи сыном и наследником Тараса Бульбы, Остап также является паном, помещиком.
«Бульба повёл сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие комнаты. Они, как видно, испугались приезда паничей».
Остап со своим младшим братом Андрием является выпускником Киевской бурсы, в которой по традиции обучались сыновья казацких старшин и помещиков.
«…такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу».
Несмотря на высокий социальный статус, Остап и его брат Андрий воспитаны в большой строгости.
«…всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время; приходившим потому, что у них не было ещё коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом. У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие. Бульба только при выпуске их послал им из табуна своего пару молодых жеребцов».
Внешность
Остапу Бульбе 22 года.
«…с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего…»
Портретная характеристика Остапа вызывает восхищение: это высокий, крепкий, физически сильный и красивый парень в самом расцвете молодости.
«Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты.,.»
«Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности…»
У Остапа на голове длинный чуб, как и было положено казакам.
«…У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие…»
Внешний вид Остапа сразу после возвращения из Киевской бурсы веселит отца. Он потешается над одеждой сыновей, одетых в рясы, которые носили семинаристы в бурсе.
«— А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?»
«А всё-таки на тебе смешное убранство: что это за верёвка висит?»
«…какие же длинные на вас свитки! [Свиткой называется верхняя одежда у малороссиян. — Прим. Н. В. Гоголя] Экие свитки! Таких свиток ещё и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлёпнется ли он на землю, запутавшися в полы».
Перед поездкой на Запорожскую Сечь Тарас Бульба, будучи богатым человеком, нарядил сыновей в богатое облачение, которое вмиг преобразило их.
«Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под чёрными бараньими шапками с золотым верхом…»
Поездка в Запорожскую Сечь и жизнь среди казаков меняют внешность Остапа, закаляют его.
«В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами. Черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны».
Черты характера и поступки
Остап — хладнокровный, сдержанный парень.
«— Нечего, батько, вспоминать, что было, — отвечал хладнокровно Остап, — что было, то прошло!»
«…с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего…»
Остап — верный товарищ, который ни под каким предлогом не предаст своих друзей.
«Остап считался всегда одним из лучших товарищей… и никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».
Не будучи от природы заводилой, Остап выбирал роль правой руки предводителя, во всём поддерживая даже самые дерзкие его начинания.
«Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамёна предприимчивого бурсака».
У Остапа были лишь две страсти — военное дело и пирушки.
«Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал».
«Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и всё, что волновало прежде душу, и предались новой жизни».
Остап — прямолинейный, честный и добрый человек.
«Он был прямодушен с равными
Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время».Источник: Глава II
Несмотря на внешнюю суровость, Остап — душевный человек, способный испытывать нежность и сопереживание.
«Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову».
«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слёзы…»
Остап очень привязан к младшему брату. Несмотря на предательство Андрия, в сердце Остапа нет ненависти, и он просит отца достойно похоронить его.
«Пристально поглядел мёртвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:
Источник: Глава IX
— Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы…»
Остап — сильный, выносливый, удалой парень, который быстро смог стать своим среди запорожского казачьего братства.
«Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков… хотя и не было тут науки, на которой пробуется козак, но они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всём. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения — дело, за которое новичок принимался торжественно в козацкие круги».
Остапу на роду написано быть воином, поскольку он обладает всеми необходимыми качествами: физической силой, хладнокровием, отвагой.
«Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и всё положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от неё, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть её. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».
Остап — не по годам умный, толковый парень, способный завоевать уважение среди казаков.
«…а на что совещаться? Лучше не можно поставить в куренные, как Бульбёнка Остапа. Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека…»
Остап — человек слова и дела. Будучи простым и бесхитростным человеком, он не гордится оказанным ему доверием, а сразу же приступает к делу.
«…Остап, сняв шапку, всех поблагодарил козаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повёл их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы».
Физическая сила Остапа очень велика: он в состоянии справиться сразу с несколькими противниками.
«А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьем в ребро третьего; четвертый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в конскую грудь горячая пуля, — вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника».
Оказавшись во вражеском плену, Остапу первому довелось пойти на лютую казнь. Перед пытками он призвал казаков не уронить честь перед иноверцами и достойно снести все испытания.
«Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шёл Остап».
«Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжёлую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:
Источник: Глава XI
— Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!».
Остап — невероятно мужественный, волевой человек, который без единого крика сносит нечеловеческие пытки. Для него является делом чести достойно пройти этот нелёгкий путь, чтобы не порадовать врагов видом своей мучительной гибели.
«Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мёртвой толпы отдалёнными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, — ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: “Добре, сынку, добре!”».
В момент величайшего отчаяния Остап ищет силы и утешения лишь у отца, который всегда был для него примером истинного мужества и несгибаемой воли.
«Но когда подвели его к последним смертным мукам, — казалось, как будто стала подаваться его сила. И повёл он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
Источник: Глава XI
— Батько! Где ты! Слышишь ли ты?»
Воспитание
В двенадцать лет Остап был отдан на обучение в Киевскую бурсу, проучился там 10 лет. Будучи сыном богатого и всеми уважаемого человека, он обязан был получить достойное образование и воспитание.
«Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию, потому что все почётные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его. Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга».
Пребывание в академии, в которой царили строгие правила, тяготило свободолюбивого Остапа, который неоднократно пытался бежать.
«Старший, Остап, начал с того своё поприще, что в первый год ещё бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый».
Упрямый и настойчивый в достижении своей цели, Остап смог закончить обучение лишь потому, что испугался отцовского наказания — запрета попасть в Запорожскую Сечь.
«Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперёд, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам».
Природное упрямство помогло Остапу одолеть ненавистную грамоту и стать одним из лучших учеников.
«С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими».
В Киевской бурсе, где учился Остап, единственным средством воспитания учеников были телесные наказания. Они ужесточили и без того крутой нрав Остапа.
«Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. Естественно, что всё это должно было как-то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков».
«А признайтесь, сынки, крепко стегали вас берёзовыми и свежим вишняком по спине и по всему, что ни есть у козака? А может, так как вы сделались уже слишком разумные, так, может, и плетюганами пороли? Чай, не только по субботам, а доставалось и в середу и в четверги?
Источник: Глава I
— Нечего, батько, вспоминать, что было, — отвечал хладнокровно Остап, — что было, то прошло!»
Характеристика Остапа другими героями
Отец (Тарас Бульба)
Старик Бульба гордится своим сыном, который не побоялся биться с ним на кулаках, чтобы прекратить отцовские насмешки. Тарас считает, что из Остапа выйдет хороший казак.
«— Да он славно бьётся! — говорил Бульба, остановившись. — Ей-богу, хорошо! — продолжал он, немного оправляясь, — так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак!»
Бульба очень доволен, что Остап достойно показал себя среди казаков. Он уверен, что его сын в будущем будет отличным атаманом.
«А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых».
«— О! да этот будет со временем добрый полковник!— говорил старый Тарас. — Ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнет!»
«Оглянулся старый Бульба поглядеть, какой там новый атаман, и увидел, что впереди всех уманцев сидел на коне Остап, и шапка заломлена набекрень, и атаманская палица в руке. “Вишь ты какой!” — сказал он, глядя на него; и обрадовался старый, и стал благодарить всех уманцев за честь, оказанную сыну».
Подробная характеристика Тараса Бульбы.
Мать
Мать всем сердцем любит сыновей и жалеет их. Она хочет, чтобы они смогли познать счастливую, беззаботную жизнь.
«— И всего только одну неделю быть им дома? — говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. — И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!»
Матери тяжело расставаться с сыновьями, в которых она видит смысл своей жизни.
«Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но услыша о таком страшном для неё решении, она не могла удержаться от слёз; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, — и никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и в судорожно сжатых губах».
Подробная характеристика матери.
Казаки
Казаки уважительно относятся к Остапу Бульбе, ценят его ум и рассудительность.
«…а на что совещаться? Лучше не можно поставить в куренные, как Бульбёнка Остапа. Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека.
Источник: Глава VII
Остап, сняв шапку, всех поблагодарил козаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повёл их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы».
Способность Остапа грамотно руководить воинами в бою не остаётся незамеченной, и кошевой высоко оценивает его лидерские качества.
«В это время подъехал кошевой и похвалил Остапа, сказавши: “Вот и новый атаман, а ведёт войско так, как бы и старый!”»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Остапа Бульбы вместе!
Речевая характеристика
Остап предстаёт довольно замкнутым, немногословным молодым человеком, который привык сдерживать собственные эмоции. Его сущность хорошо отражена в характеристике речи: скупой, немногословной, прямодушной.
В произведении Остап почти не участвует в диалогах. Если же он и говорит, то только по делу:
- требует от отца прекратить издёвки:
«Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!.. Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого».
- резко осаживает отца, который напомнил об унизительных порках в бурсе: —
«Нечего, батько, вспоминать, что было, — отвечал хладнокровно Остап, — что было, то прошло!».
Единственный раз, когда Остап позволил себе красноречие, было его прощание с товарищами по оружию. Уходя первым на плаху, он произнёс пламенную речь, призванную помочь братьям-казакам достойно встретить смерть: «Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»
Биография
Остап Бульба — старший сын казацкого полковника Тараса Бульбы, человека всеми уважаемого и зажиточного. По неписанной традиции того времени дети почётных сановников должны были получить приличное образование. Так, в возрасте двенадцати лет Остап со своим младшим братом Андрием был отдан на обучение в Киевскую бурсу (академию).
Строгая дисциплина, царившая в бурсе, угнетает свободолюбивого Остапа. Он четыре раза совершает побег, но каждый раз его возвращают обратно и наказывают со всей строгостью. Лишь обещание отца никогда не показать Запорожскую Сечь заставляют Остапа изменить своё отношение к учёбе в бурсе. В итоге он становится одним из лучших учеников, и в возрасте двадцати двух лет возвращается в отчий дом.
Отец отправляется с Остапом и Андрием в Запорожскую Сечь, где братьев принимают в казачье товарищество. Во время военного похода Остап благодаря своим личным качествам становится куренным атаманом. В одном из сражений вместе с другими казаками он попадает в плен. Его казнят прилюдно на площади, подвергая нечеловеческим пыткам. Остап Бульба достойно сносит все истязания, демонстрируя недюжинную силу воли и мужество.
Образ Остапа
Остап обладает удивительно сильным, цельным характером, не способным на какие-либо компромиссы. С самого детства в Остапе чувствуется стальной стержень. Мальчик неоднократно сбегает из ненавистной бурсы и стойко сносит суровые побои по возвращении его в академию. Он проявляет огромную волю, когда пересиливает себя и начинает хорошо учиться, чтобы быстрее попасть в Запорожскую Сечь.
Как и отец, Остап превыше всего ценит лишь воинское дело и весёлые пирушки. Он с лёгкостью вливается в воинское братство в Сечи, показывает себя сильным и ловким воином. Качества Остапа высоко оценивают и казаки, которые избирают его куренным атаманом в одном из сражений.
Мужественным и несгибаемым Остап остаётся и во время казни. Превыше всего для него является собственная честь, честь казачества, православного мира, и даже во время страшных пыток он не издаёт ни единого стона.
5 фактов об Остапе
- Прототипом Остапа Бульбы стал один из трёх сыновей атамана запорожского войска Охрима Макухи — Хома.
- Остап четыре раза совершает побег из бурсы. Он настолько ненавидит обучение, что каждый раз во время побега закапывает букварь в землю.
- Всё, что интересует Остапа, — война и весёлые пирушки. Он равнодушен к женским чарам и не думает создавать семью.
- Одна из особенностей Остапа — невероятно сильный храп, во время которого даже
«шевелилась трава».
- Остап — любимчик Тараса Бульбы. Отец гордится старшим сыном, в котором видит воплощение лучших качеств настоящего воина.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
Остап Бульба — один из ключевых персонажей повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Будучи старшим сыном казацкого полковника и обладая отменными волевыми качествами, Остап предстаёт идеальным воплощением прирождённого воина, настоящего казака — сильного, мужественного, бесстрашного, с храбрым сердцем и твёрдой волей.
Роль героя в произведении имеет большое значение. Образ Остапа необходим автору в противовес образу предателя Андрия, создания разительного контраста между двумя родными братьями. Отношение к Остапу остаётся неизменным во время всего повествования: он вызывает невольное уважение во время учебы в бурсе, не опускает он своей планки и будучи казаком.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Татьяна Разгуляева
9/10
Семён Штепа
10/10
Характеристика Остапа из повести «Тарас Бульба» Гоголя – описание Остапа для сочинения по теме
В повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» есть несколько смысловых центров. Историческое прошлое, фрагмент из жизни Запорожской Сечи и судьбы трёх главных героев – Тараса, Андрия и Остапа. Более подробно хотелось бы остановиться на последнем персонаже. В Тарасе Бульбе воплощён образ национального героя, борца за веру, Родину и независимость. Андрий представляется эдаким бунтарём и предателем. Что же скрыто в образе Остапа, сына Тараса Бульбы? Характеристика Остапа из «Тараса Бульбы» позволит более полно ответить на этот вопрос.
У нас появилась новая характеристика Остапа.
Внешний вид
В первую очередь нужно обратить внимание на внешность героя. В этой повести Гоголя главные персонажи имеют фактурный внешний вид, благодаря которому также можно проследить некоторые черты характера. По сравнению с характеристикой Андрия, упоминания о внешности Остапа из «Тараса Бульбы» достаточно скудны, в тексте повести они встречаются нечасто. Итак, в «Тарасе Бульбе» описание Остапа представлено следующим образом: «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Уже с первых строк произведения становится понятно, что у Остапа есть характер. На подшучивание Бульбы старший сын отвечает кулачным боем. Остап готов защищать свои интересы и достоинство, несмотря на то, что его оппонентом выступает отец. Драка заканчивается дружескими объятиями и похвалой: Тарас доволен, что сын проявил свои волевые качества, а потому не хотел, чтобы сыновья оставались с матерью долгое время, думал, будто это их разнежит.
Учёба в семинарии
Известно, что Тарас отправил сыновей получать образование в Киев, чтобы там опытные преподаватели смогли дать знания о науках и дисциплине. Поначалу с послушанием у Остапа были проблемы. Он много раз сбегал, срывал занятия, закапывал книги. Возможно, это продолжалось бы и дальше, но Бульба взял ситуацию в свои руки, пригрозив отправить сына в монастырь. После этого Остап серьёзно занялся учёбой. Не сказать, что у него был талант, зато Остап обладал удивительным упорством. Спустя месяцы чтения и осваивания логических, риторических и грамматических тонкостей, Остап стал в один ряд с лучшими учениками. Надо сказать, что учёба в то время очень мало походила на обучение в современном понимании. Семинаристы нигде не могли применить полученные навыки и познания, «все были далеки от опыта».
Отношение к любви
Остап из повести «Тарас Бульба» мечтал отправиться в Запорожскую Сечь и стать козаком. Семья была совершенно не для него. Остап не задумывался о том, что однажды потеряет голову из-за чувств к прекрасной девушке. Такой исход событий просто не укладывался в его мировоззрение. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал». В эпизоде казни ещё раз говорится о том, что жена и семья не важны для него. В последние минуты не хотел Остап ни видеть мать, ни слышать плач своей безутешной жены.
Поведение на Сечи
Обоим сыновьям Тараса Бульбы быстро пришлась по вкусу разгульная жизнь. Остап уважал законы на Сечи, однако, всё же не был так поражён жестоким наказанием одного запорожца за убийство. Остап был хладнокровен.
Опасаясь, что молодцы пропадут в гулянии и пьянках, Тарас просит кошевого нарушить мирные договорённости с Польшей, чтобы его сыновья могли закалиться в сражениях. Но события разворачиваются несколько иначе, но в пользу Бульбы-старшего.
Остап показал себя с лучшей стороны: неустрашимый, удалой, мужественный воин. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Он мог с точностью определить опасность, зная при этом как её миновать. Его рассудительность и трезвый расчёт делали Остапа отличным стратегом. Двадцатидвухлетний юноша сражался наравне с опытными козаками. Ему были присущи две важнейшие для воина вещи: хладнокровность и аналитический ум. В нём видны были задатки будущего вождя, неслучайно Остапа выбирают куренным атаманом.
Характер
В характеристике Остапа из повести «Тарас Бульба» особое место уделено темпераменту. Старший сын Бульбы высоко ценил дружбу, считался одним из лучших товарищей. В семинарии, будучи пойманным за какую-то выходку, он никогда не выдавал своих «сообщников». Он «был прямодушен с равными». Козаки высоко оценили это качество, ведь одним из главных законов на Сечи был закон товарищества. В произведении не сказано ни о каких-либо ссорах или стычках между Остапом и козаками, так как их в силу указанных выше личных качеств юноши и быть не могло.
О волевом характере свидетельствуют не только батальные эпизоды, но и отношение к учёбе: невзирая на скучные и неинтересные учебники, Остап всё же стал отличником.
Остап был добрым. Смерть Андрия и слёзы матери больно ранили его, но юноша старался этого не показывать. Он был ближе к отцу, чем к матери. С Тарасом его роднило желание отдать жизнь ради служения родному краю и украинскому народу. Его всегда привлекали истории о подвигах, он мечтал показать себя в сражениях, размахивать саблей, защищая свои интересы. Его не влекла «музыка пуль», Остап более реально смотрел на вещи, нежели его младший брат. Самому Тарасу Бульбе характер Остапа импонировал больше.
Смерть
Не суждено было Остапу прожить долгую жизнь, но вот достойную – да. Его казнят в Варшаве под любопытными взглядами изголодавшейся по зрелищам толпы. Пленников вывели на эшафот, Остап идёт первым. Он горделиво смотрит на поляков, не здоровается с ними. Козак обращается только лишь к запорожцам, чтобы те не посрамили козацкую славу, не вымолвили ни слова, пока палачи будут их пытать. Старшего сына Бульбы казнят первым. Он поступил именно так, как наказал другим пленникам: стойко выдержал мучения. Молчал Остап и тогда, когда ляхи ломали кости в ногах и руках.
Остап навсегда остался верен своей Отчизне, козакам и христианской вере. Образ Остапа из «Тараса Бульбы» литературоведы считают собирательным. В нём расшифровывается не столько человеческая личность, сколько сама идея свободы и борьбы за независимость. Поэтому и казнь оказывается непросто смертью Остапа, а гибелью провозглашаемых в повести ценностей: веры и Родины.
Подробная описание Остапа будет полезно учащимся 6-7 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Характеристика Остапа из повести «Тарас Бульба»»
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Ваня Бережной
14/16
Людмила Евгеньевна
16/16
Елизавета Брагина
12/16
Ринат Магомадов
16/16
Александр Брякотнин
15/16
Matvey Polakov
13/16
Егорка Персунов
14/16
Лиза Тюшина
12/16
Анастасия Сущенко
14/16
Полина Мещанская
10/16
Тарас Бульба Учебное пособие: Анализ
Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.
к Николай Гоголь
Эти заметки были предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас внести свой собственный вклад.
Автор Анастасия Мельник и другие люди, пожелавшие остаться неизвестными
Тарас Бульба очевидно одно из лучших исторических произведений 19 векавек. ТарасБульба — это повесть о Гоголе, и это многоплановая историческая повесть с большим количеством действующих лиц. Она была написана в 1835 году.
В центре повествования — судьбы казачьего полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей Андрея и Остапа. Гоголь с восхищением и теплотой описывает жизнь казаков Запорожской Сечи. В описании жизни на Запорожской Сечи Гоголь прекрасно соединил историческую достоверность и высокий лирический пафос. Благодаря этому приему удалось достичь главной особенности произведения, одновременного реализма и поэтичности.
Начало истории сильное, позитивное и с большим размахом. Действие происходит на Украине во время борьбы украинского народа (казаков) с иноземными захватчиками (польской шляхтой). Главный герой Тарас Бульба увозит своих сыновей на Запорожскую Сечь. Он хочет, чтобы они стали настоящими мужчинами, нюхали порох и поумнели. Писатель видит в Запорожской Сечи кузницу властных и сильных характеров, настоящих воинов, истинных завоевателей. Поэтому в повести много подробных и поэтичных описаний не только Сечи, но и всего казачьего быта.
Остап — старший сын, Андрей — младший. По прибытии в лагерь они почти сразу погружаются в водоворот событий. Они идут воевать за Украину с отцом и другими казаками. Войска Запорожской Сечи хуже польских своими размерами и вооружением. Но казакам было не до того, чтобы сдаваться, вот они и дрались. В повести много частных и поэтичных описаний боев, особенно ярко описана битва под Дубной.
Старший сын Остап – продолжатель дела отца. Гоголь придал ему героические черты. А вот Андрей наоборот, очень покладистое и доброе создание. Вот почему любовь к дочери польского шляхтича заставила его перейти на сторону врага и убить своих прежних товарищей.
Главная драма в том, что Тарас Бульба должен выбирать между Родиной и сыном. И как бы тяжело не было Бульбе-отцу, Бульба-Казак вносит свою лепту и отец собственноручно казнит сына.
Тарас Бульба — героическая повесть, в которой Гоголь воспевает любовь к Родине, любовь, которая, по его мнению, выше всех кровных уз.
Обновите этот раздел!
Вы можете помочь нам, пересматривая, улучшая и обновляя эта секция.
Обновите этот разделПосле того, как вы подадите заявку на раздел, у вас будет 24 часа , чтобы отправить черновик. Редактор рассмотрит отправку и либо опубликует ее, либо предоставит отзыв.
Как цитировать https://www.gradesaver.com/taras-bulba/study-guide/analysis в формате MLA
Мельник, Анастасия и др. «Учебное пособие Тараса Бульбы: анализ». GradeSaver, 15 января 2018 г. Интернет. Цитировать эту страницуТарас Бульба Вопросы и ответы
Раздел «Вопросы и ответы» для Тараса Бульбы — отличный ресурс, чтобы задавать вопросы, находить ответы и обсуждать роман.
Задайте свой вопросСимфонический оркестр Сан-Франциско — Яначек: Тарас Бульба, Рапсодия для оркестра
Тарас Бульба , Рапсодия для оркестра
Леош Вуген Яначек
РОДИЛСЯ : Хохвальд (Хуквальды), Моравия, 3 июля 1854 г.
УМЕР : Моравска-Острава, Чехословакия, 12 августа 1928 г. 90 003
КОМПОЗИЦИЯ : Идея сочинения на основе гоголевского « Тараса Бульбы » пришла к нему в 1905 году, но Яначек закончил первую версию только 2 июля 1915 года. Переработанная версия, сыгранная на этих концертах, датирована «Страстной пятницей 19».18», то есть 29 марта того же года. Яначек посвятил Тараса Бульбу «нашей армии — вооруженному защитнику нашего народа», но посвящение не появилось в опубликованной партитуре
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА : 13 января 1924 года. Франтишек Нойман и оркестр Национального театра Брно. Концерт был ранним празднованием 70 года со дня рождения Яначека, а также 50 года со дня рождения Йозефа Сука и столетия Сметаны. Не желая отмечать свой большой день рождения раньше, чем он достиг его, или, как он выразился, не желая «отдать одну минуту своей жизни», Яначек покинул зал в конце спектакля, и бурно восторженная публика требовала он зря
ПРЕМЬЕРА США : октябрь 1933 года. Бруно Уолтер руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром
SFS PERFORMANCES : FIRST — март 1978. Дирижировал Эндрю Дэвис. ПОСЛЕДНИЕ — июнь 2008 г. Дэвид Робертсон провел
ИНСТРУМЕНТЫ : 3 флейты (3-й удвоенный пикколо), 2 гобоя и английский рожок, 2 кларнета и кларнета ми-бемоль, 3 фагота (3-й удвоенный контрафагот), 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан барабан, тарелки, куранты, арфа, орган и струнные
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ : Около 23 минут
ПРЕДЫСТОРИЯ «Казак» происходит от тюркского «казак», что означает «авантюрист» или просто «свободный человек». Первыми людьми, идентифицированными как казаки еще в пятнадцатом веке, были татары, но вскоре после этого в картину вошли поляки, литовцы и москвичи, бежавшие от крепостной зависимости. Общим для казаков была страсть к независимости, склонность создавать свои собственные законы и явное пренебрежение гуманитарными ценностями. Для некоторых это слово вызывает мгновенный ужас; другие могут позволить себе думать об этих яростно автономных кочевниках как о романтиках.
«Казак Тарас Бульба» — творение Николая Гоголя, чья повесть « Тарас Бульба » впервые появилась в 1835 году; Семь лет спустя Гоголь развил эту историю в знакомой нам теперь форме. Блестяще написанная повесть Гоголя, со всеми анахронизмами и прочим, представляет собой мощную, если не неприятную, часть романтизированной истории скорее в духе сэра Вальтера Скотта, Алессандро Манцони, Джеймса Фенимора Купера и Роберта Луи Стивенсона. Герой, пожилой казак и отец двух сыновей, Остапа и Андрея, свято верит в несколько основных ценностей. Война и кровопролитие хороши, но мир — утомительная скука, не дающая человеку достойного занятия. Один из тех набожных христиан, которые, кажется, заменили слово «ненависть» везде, где слово «любовь» появляется в учении Иисуса, он всегда готов защищать Православную церковь и убивать любых предполагаемых врагов. Его жена — всего лишь механизм рождения детей мужского пола, и верность племени значит больше, чем любовь к сыновьям. Триггер-счастливый мужественность это все. Как бы мы не были уверены в литературных вкусах Яначека, Тарас Бульба вдохновил этого красноречивого индивидуалиста на создание одной из его самых мощных музыкальных композиций.
Частично волнение Яначека было политическим. Как и большинство его соотечественников, он ненавидел австрийское господство над землями, которые, к его радости, должны были провозгласить независимость в 1918 году как Чехословацкая республика, и сочувственно тянулся к Российской империи, врагу Австрии и Германии. Так, как он пояснил в письме, он обратился к Тарасу Бульбе «потому что в целом мире нет ни пожаров, ни пыток достаточно сильных, чтобы уничтожить жизненную силу русской нации. Ради этих слов, попавших в жгучую искры и пламя от костра, на котором погиб знаменитый казачий гетман Тарас Бульба, сочинил я эту рапсодию…»
Яначек закончил Тарас Бульба в его первой версии за день до своего шестьдесят первого дня рождения и завершил окончательную форму менее чем через три года. Это почти делает его ранним произведением для него, поскольку он сочинил почти всю музыку, на которой зиждется его репутация, в свои шестьдесят и семьдесят лет. Гуквальды, где он родился и где его отец был школьным учителем и органистом, — это деревня примерно в 150 милях к востоку от Праги; Ближайшим торговым городом в его время был Прибор, или Фрайберг, где всего два года спустя родился Зигмунд Фрейд. Леош ходил в школу в Хуквальдах, пока в одиннадцать лет его не отправили в монастырь августинцев в Брно, где он стал учеником Павла Кржижковского, обожаемого композитора церковной музыки. После года обучения в Пражской органной школе («органная школа» — старомодное название консерватории) Яначек вернулся в Брно, где начал делать себе имя как дирижер.
К 1877 году Яначек серьезно сочинял, но, не будучи уверенным в своей технике, нашел время для дальнейшего обучения в Лейпциге и Вене. Вернувшись домой, в 1881 году он основал Брненскую органную школу, оставаясь директором до 1919 года. Он продолжал сочинять, но насколько он вообще был известен за пределами Брно, так это как учитель и администратор. Все резко изменилось в 1916 году, когда его опера « Енуфа » была поставлена в Пражском национальном театре с ошеломляющим успехом. Прага была крупным музыкальным центром, и влияние Jenůfa , сделанная там, быстро привела к постановке в еще более престижной Придворной опере в Вене.
В шестьдесят два года этот сложный и темпераментный человек неожиданно обрел известность. Он стал важной фигурой в культурной жизни злополучной республики, основанной с таким оптимизмом в 1918 году, и в последние годы своей жизни сочинял с большей энергией и свежестью, чем когда-либо.
МУЗЫКА Яначек выбрал три эпизода из повести Гоголя. Сначала идет «Смерть Андрея». Андрей — младший сын Бульбы, который влюбляется в женщину, принадлежащую к враждебному народу — полякам. После долгой разлуки он снова встречает свою любовь, когда при казацкой осаде Дубно узнает, что она находится в том городе. Желая помочь ей, доставив запасы продовольствия, он проникает в Дубно тайком и заканчивает тем, что бросает своих и переходит на сторону поляков. В бою Тарас Бульба противостоит сыну, в ярости упрекает его и стреляет в него.
Как характерно для Яначека, музыкальные идеи кратки, даже эпиграмматичны, а их появление и исчезновение частое и быстрое. Оркестровые цвета, ритмы и гармонии не менее индивидуальны. Его язык — это язык художника, который может быть непредсказуемым до такой степени, что колеблется на грани эксцентричности, но чей дискурс абсолютно логичен, ясен и убедителен.
Затем английский рожок начинает плач, перемежающийся диссонирующими колокольчиками. Большинство комментаторов сходятся во мнении, что эта музыка представляет собой видение Андреем своей польской возлюбленной. Орган играет заметную сольную роль. Мелодия гобоя вводит любовную сцену, но ее оттесняет ожесточенная батальная музыка. Мы являемся свидетелями трагического противостояния отца и сына. Возвращается мелодия гобоя. Андрей, стоя лицом к дулу пистолета Тараса, «был бел, как полотно, и губы его слегка шевелились, образуя чье-то имя. так звали красивую польку».
Вторая часть — «Смерть Остапа». Старший сын попадает в плен к полякам и отправляется в Варшаву. Тарас терпит неудачу в попытке навестить Остапа, но оказывается свидетелем его казни: «Остап терпел пытки, как титан. Ни крика, ни звука не сорвалось с его губ, когда стали ломать ему кости рук и ног… Тарас стоял в толпе, опустив голову, но в то же время подняв глаза, и с гордым одобрением смотрел на сына: «Молодец, молодец. Молодец, сынок». Но когда приступили к последней пытке, на мгновение показалось, что силы Остапа на исходе… Если бы рядом с ним, когда он умирал, был кто-то из близких… То, что он искал, безнадежно, с глазами, был сильный, суровый человек, чье спокойное ободрение облегчило бы его страдания и помогло бы ему умереть».
Fortissimo (играет очень громко), скрипки хлещут жестко, короткие ноты поддерживаются аккордами деревянных духовых и мягким шелестом арфы. Это чередуется с бурной боевой музыкой, после которой поляки победно танцуют. На фоне рычания скрипок и приглушенных труб высокий ми-бемоль кларнет кричит об агонии Остапа.
Наконец, «Смерть и пророчество Тараса Бульбы». Отомстив за смерть Остапа, Тарас Бульба повел своих казаков через Польшу, грабя, грабя, насилуя, сжигая. Затем его тоже берут в плен и приговаривают к гибели на костре. Вот его последние слова к отходящим войскам:
— Прощайте, товарищи! Вспоминайте меня иногда, а когда придет весна, возвращайтесь сюда и чертовски хорошо проводите время! пугать казака?Придет время, когда вы узнаете, что такое русская православная вера!Даже сегодня народы повсюду начинают чувствовать, что царь восстанет на русских землях, и не будет власти на земля, которая не покорится ему! Тем временем языки пламени поднимались и плескались вокруг его ног…»
К этому сам Гоголь добавляет слова, так воодушевившие Яначека: «Но есть ли на свете такие пожары, такие мучения, такие силы, которые могли бы одолеть русскую силу?»
Снова поляки танцуют с триумфом. Казачьи воины убегают. Издалека слышны обрывки фанфар. Тарас Бульба остается один, и музыка, величественно звучная с колоколами, полным органом и тяжелой медью, изображает его видение, его пророчество, его торжествующую смерть.
— Майкл Штейнберг
Майкл Стейнберг, аннотатор программ Симфонического оркестра Сан-Франциско с 1979 по 1999 год и писавший в нашей программной книге до своей смерти в 2009 году, был одним из выдающихся музыкальных авторов страны. Нам выпала честь продолжать публиковать его программные заметки. Его книги доступны в Симфоническом магазине в Симфоническом зале Дэвиса.
БОЛЬШЕ О МУЗЫКЕ
Записи: Якуб Груша дирижирует Йенским филармоническим оркестром (Supraphon) | Карел Анчерл дирижирует Чешским филармоническим оркестром (Supraphon) | Чарльз Маккеррас дирижирует Венским филармоническим оркестром (London/Decca Double Decker)
Онлайн : Вы найдете отличный веб-сайт, посвященный Яначеку, по адресу www.