Описание катерины: Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

Характеристика катерины из пьесы гроза. Русский характер Катерины («Гроза»)

Дети

/ / Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»

По одной из версий, во время написания « » Островский был влюблен в одну из актрис Малого театра. Звали ее Любовь Косицына. Она была замужем и не могла ответить автору взаимностью. В дальнейшем, Косицына сыграла роль Катерины и, возможно, словами литературного произведения предсказывала свою судьбу. Стоит отметить, что актриса в какой-то мере повторила судьбу своей героини, рано уйдя из жизни.

Образ Катерины собрал в себе все бесправие русской женщины той эпохи. Нужно сказать, что в 19 веке российские женщины не имели практически никаких прав. Львиная доля браков заключалась исключительно из расчета личной выгоды или получения высокого чина. Молоденькие девушки были вынуждены выходить замуж за мужчин преклонного возраста только по тому, что они были богаты или почитались в высоком обществе. Института развода не существовало вовсе. В духе именно таких традиций Катерина была выдана замуж за купеческого сына . Замужество стало для девушки настоящим адом, ведь она попала в «темное царство», где правила тирания и ложь.

Немаловажное место в образе в Катерины занимает описание ее детства. Она была дочерью зажиточного купца. Детство Катеньки было веселым и беззаботным. Она могла заниматься любимыми делами, и никто не мог упрекнуть ее в этом. Катерина с самого рождения была окружена материнской любовью. Маленькую Катю наряжали словно куклу.

Еще с детства Катерина очень увлеклась церковью. Она часто посещала церковные службы, получая от этого душевное удовольствие. Именно это увлечение церковью сыграло с Катериной злую шутку, потому что именно в церкви ее заприметил Борис и сразу же полюбил.

Родительское воспитание раскрыло в характере девушки лучшие черты русской души. Катерина была чувственным, открытым и добрым человеком. Она не умела и не хотела обманывать. В один момент вся эта чистота и забота родительского дома сменились на дом Кабановых, где человеческие отношения строились на страхе и безоговорочном повиновении.

Каждый день девушка терпела унижения со стороны своей свекрови. Ни кто, даже муж, не может ее защитить и поддержать, все думают о том, как не попасть в немилость .

Катерина пыталась относиться к свекрови, как к любимой матери, но ее чувства не были ни кому нужны. Эта атмосфера постепенно «убивает» в девушке ее жизнерадостный характер. Она увядает словно цветок. Но сильный характер девушке не дает ей увянуть совсем. Катерина восстает против этой деспотии. Она становится единственным героем произведения, который готов бороться за свою жизнь, свои чувства.

Протест Катерины вылился в ее любви к Борису. Конечно же, за этот поступок девушка корит себя. Она понимает, что нарушила божью заповедь и обманула мужа. Катерина не может с этим жить. Она открыто заявляет о своем поступке. После этого Катерина испытывает страшные душевные страдания, она не может найти себе места. Тихон не может поддержать свою супругу, ведь опасается проклятий матери. Борис также отворачивается от девушки.

Не выдержав этих страданий, Катерина бросается с обрыва. Но ее душа осталась все такой же сильной и непокоренной. Только смерть позволила ей вырваться из этого «темного царства».

Поступок Катерины был не напрасным. Тихон обвинил свою мать в смерти своей жены. Варвара, не выдержав самодурства Кабанихи, сбежала с Кудряшом из дома матери. Катерина смогла разрушить это царство вечной тирании, пусть даже ценой собственной жизни.

На примере жизни отдельно взятой семьи из вымышленного города Калинова в пьесе «Гроза» Островского показана вся суть устаревшего патриархального устроя России XIX века. Катерина — главная героиня произведения. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам трагедии, даже от Кулигина, который также выделяется среди жителей Калинова, Катю отличает сила протеста. Описание Катерины из «Грозы», характеристики других персонажей, описание жизни города — всё это складывается в обличающую трагическую картину, переданную фотографически точно. Характеристика Катерины из пьесы «Гроза» Островского не ограничивается лишь авторским комментарием в перечне действующих лиц.

Драматург не даёт оценки поступкам героини, снимая с себя обязанности всезнающего автора. Благодаря такой позиции каждый воспринимающий субъект, будь то читатель или зритель, сам может дать оценку героини исходя из своих моральных убеждений.

Катя была выдана замуж за Тихона Кабанова, сына купчихи. Именно выдана, ведь тогда, согласно домострою, брак был скорее волеизъявлением родителей, чем решением молодых людей. Муж Кати представляет собой жалкое зрелище. Безответственность и инфантильность ребёнка, граничащие с идиотией, привели к тому, что Тихон не способен ни на что, кроме пьянства. В Марфе Кабановой в полной мере воплотились идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству». Катя стремится к свободе, сравнивая себя с птицей. Ей тяжело выжить в условиях застоя и рабского поклонения ложным идолам. Катерина по-настоящему религиозна, каждый поход в церковь для неё кажется праздником, а будучи ребёнком, Кате не раз чудилось, будто она слышит ангельское пение. Бывало, Катя молилась в саду, потому что верила, что её молитвы Господь услышит где угодно, не только в церкви.

Но в Калинове христианская вера лишилась какого бы то ни было внутреннего наполнения.

Сны Катерины позволяют ей ненадолго сбежать из реального мира. Там она свободна, словно птица, вольна лететь куда хочет, не подчиняясь никаким законам. «А какие сны мне снились, Варенька, — продолжает Катерина, — какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Однако в последнее время Катерине стал присущ некий мистицизм. Повсюду ей начинает видеться скорая погибель, а во снах она видит лукавого, который горячо обнимает её, а после губит. Эти сны были пророческими.

Катя мечтательна и нежна, но вместе с её хрупкостью в монологах Катерины из «Грозы» видна стойкость и сила. Например, девушка принимает решение выйти навстречу Борису. Её одолевали сомнения, она хотела выбросить ключ от калитки в Волгу, думала о последствиях, но всё же сделала важный для себя шаг: «Бросить ключ!

Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу!» Дом Кабанихи опостылел Кате, Тихона девушка не любит.

Она думала над тем, чтобы уйти от мужа и, получив развод, честно жить с Борисом. Но от самодурства свекрови скрыться было некуда. Своими истериками Кабаниха превратила дом в ад, пресекая любую возможность для побега.

Катерина удивительно проницательна по отношению к самой себе. Девушка знает о своих чертах характера, о решительном нраве: «Такая уж я зародилась, горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!» Такой человек не будет подчиняться самодурству, не будет подвержен грязным манипуляциям со стороны Кабанихи. Катерина не виновата, что родилась во время, когда жена должна была беспрекословно подчиняться мужу, была почти бесправным приложением, функцией которого было деторождение. Кстати, сама Катя говорит, что дети могли бы быть её отрадой. Вот только у Кати нет детей.

Мотив свободы повторяется в произведении множество раз. Интересной представляется параллель Катерина — Варвара. Сестра Тихона также стремится быть свободной, но эта свобода должна быть физической, свободой от деспотизма и запретов матери. В финале пьесы девушка сбегает из дома, обретая то, о чём мечтала. Катерина же понимает свободу иначе. Для неё это возможность поступать так, как она хочет, брать на себя ответственность за свою жизнь, не подчиняться глупым приказам. Это свобода души. Катерина, как и Варвара, обретает свободу. Но такая свобода достижима только путём самоубийства.

В произведении Островского «Гроза» Катерина и характеристика её образа по-разному воспринималась критикой. Если Добролюбов видел в девушке символ русской души, терзаемой патриархальным домостроем, то Писарев видел слабую девушку, которая сама загнала себя в такую ситуацию.

Тест по произведению

В образе Катерины в драме Островского «Гроза», по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту.


Катерина — самый сильный характер пьесы. Она была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Свобода и любовь — вот главное, что было в характере Катерины.

Важная черта характера Катерины – это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворятся, врать, таиться. Жить, лишь бы жить — не для нее. Жить — это значит быть самой собою. Её самая дорогая ценность это личная свобода, свобода души.

По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека — грех еще более страшный, чем измена, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Автор сравнивает Катерину с птичкой, потому что она жила в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей и будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, Катерина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет.

Автор пьесы постарался подчеркнуть исключительность главной героини. И это выразилось в создании образа, в речи Катерины. Также внутренний мир героини выражается в ее монологах, в них мы видим ее переживания, мотивы поступков. Первый монолог — вдохновенное воспоминание о детстве. И характер воспоминаний, и манера говорить свидетельствуют об одухотворенности Катерины. Второй монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. Ей пришлось пережить унизительные наказы, данные мужем по приказу матери. Из монолога мы узнаем, о чем думает она, оставшись одна. Монолог покоряет нас отсутствием какого-либо надрыва. Сцена эта словно затишье перед грозой. Последний монолог Катерины словно подводит черту. Он погружает нас во внутренний мир потрясенной женщины. Возвращение домой означает духовную смерть, продолжение бесконечной пытки. В смерти она мечтает обрести подлинное спокойствие. Весь последний монолог звучит как грустная, проникновенно — лирическая песня. Катерина уходит из жизни с верой в милосердие и сострадание, с горячей верой в любовь. А последние слова героини еще сильнее заставляют ощутить трагическое несоответствие живой души с законами мрачного патриархально-деспотического уклада.


2. Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина — молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери.. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа.. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. «. Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом «темного царства». Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

«.Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным — Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель — результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.

Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” – так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить – не для нее. Жить – это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность – это личная свобода, свобода души.

С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше…” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

Катерина – человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Гибель Катерины — это результат столкновения двух исторических эпох.Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца «темного царства».Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина — новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

Меню статьи:

Вопрос о выборе второй половинки всегда был проблемным для молодых людей. Сейчас мы вправе выбирать спутника (спутницу) жизни сами, раньше окончательное решение и браке принималось родителями. Естественно, что родители в первую очередь взирали на благосостояние будущего зятя, его моральный облик. Такой выбор сулил прекрасное материальное и моральное существование детей, но при этом часто страдала интимная сторона брака. Супруги понимают, что они должны благосклонно и почтительно относиться друг к другу, но отсутствие страсти сказывается не лучшим образом. В литературе много примеров такого неудовлетворения и поисков реализации своей интимной жизни.

Предлагаем ознакомиться с пьесы А. Островского “Гроза”

В русской литературе такая тема не новая. Время от времени она подымается писателями. А. Островский в пьесе «Гроза» изобразил уникальный образ женщины Катерины, которая в поисках личного счастья под воздействием православной морали и возникшего любовного чувства заходит в тупик.

Главная героиня пьесы Островского – Катерина Кабанова. С детства воспитывалась в любви и ласке. Ее мать жалела дочку, и порой освобождала ее от всякой работы, предоставив Катерине делать то, что ей хочется. Но девочка не выросла ленивой.

После свадьбы с Тихоном Кабановым девушка живет в доме родителей мужа. Отца у Тихона нет. А мать руководит всеми процессами в доме. Свекровь обладает авторитарным характером, она подавляет своим авторитетом всех членов семьи: и своего сына Тихона, и дочь Варю и молодую невестку.

Катерина попадает в совершенно незнакомый ей мир – свекровь часто беспричинно ругает ее, муж тоже не отличается нежностью и заботой – порой он избивает ее. Детей у Катерины и Тихона нет. Женщину этот факт невероятно расстраивает – ей нравиться нянчиться с детьми.

В один прекрасный момент женщина влюбляется. Она замужем и прекрасно понимает, что ее любовь не имеет права на жизнь, но все же со временем поддается своему желанию, пока муж находится в другом городе.

По возвращению супруга Катерина испытывает муки совести и признается свекрови и мужу в своем поступке, чем вызывает волну негодования. Тихон ее избивает. Свекровь говорит, что женщину необходимо закопать в землю. Обстановка в семье и без того нерадостная и накаленная обостряется до невозможности. Не видя другого выхода, женщина заканчивает жизнь самоубийством, она топится в реке. На последних страницах пьесы мы узнаем о том, что Тихон все-таки любил свою жену, и его поведение по отношению к ней было спровоцировано науськиванием матери.

Внешность Катерины Кабановой

Детальное описание внешности Катерины Петровны автор не предоставляет. О внешности женщины мы узнаем из уст других героев пьесы – большинство персонажей считают ее красивой и восхитительной. О возрасте Катерины мы также мало что знаем – тот факт, что она находится в самом расцвете свих сил, позволяет определить ее как молодую женщину. До свадьбы она была полна стремлений, светилась счастьем.


Жизнь в доме свекрови сказалась на ней не лучшим образом: она заметно увяла, но все еще была хороша собой. Ее девическая веселость и жизнерадостность быстро улетучилась – их место заняли уныние и печаль.

Отношения в семье

Свекровь Катерины – человек очень сложный, она всем заправляет в доме. Это касается не только домашних дел, но и всех отношений внутри семьи. Женщине сложно справиться со своими эмоциями – она ревнует сына к Катерине, ей хочется, чтобы внимание Тихон уделял не жене, а ей, своей матери. Ревность съедает свекровь и не дает ей возможности наслаждаться жизнью – она всегда недовольна чем-то, постоянно придирается ко всем, особенно к молодой невестке. Этот факт она даже не пытается скрыть – окружающие подтрунивают над старой Кабанихой, говорят, что она замучила всех в доме.

Катерина уважает старую Кабаниху, невзирая на тот факт, что она ей буквально прохода своими придирками не дает. Чего нельзя сказать о других членах семьи.

Муж Катерины – Тихон так же любит свою мать. Авторитаризм и деспотизм матери сломали его, как и его жену. Он разрывается чувством любви к матери и жене. Тихон не пытается как-то разрешить сложную ситуацию в его семье и находит утешение в пьянстве и загулах. Младшая дочь Кабанихи и сестра Тихона – Варвара более прагматична, она понимает, что стену лбом пробить нельзя, в этом случае необходимо действовать хитростью и умом. Ее уважение к матери – показное, она говорит то, что мать хочет услышать, но на самом деле делает все по-своему. Не выдержав жизни дома, Варвара сбегает.

Несмотря на несхожесть девушек, Варвара и Катерина становятся подругами. Они поддерживают друг дружку в сложных ситуациях. Варвара подстрекает Катерину на тайные встречи с Борисом, помогает влюбленным организовывать свидания для влюбленных. В этих действиях Варвара не подразумевает ничего плохого – девушка сама часто прибегает к таким свиданиям – это ее способ не сойти с ума, она хочет привнести в жизнь Катерины хотя бы частичку счастья, но выходит в результате все наоборот.

С мужем у Катерины тоже непростые отношения. В первую очередь это связано с бесхарактерностью Тихона. Он не умеет отстаивать свою позицию, даже в том случае, если желание матери явно противоречит его намерениям. У ее мужа нет своего мнения – он «маменькин сынок», беспрекословно исполняющий волю родительницы. Он часто, по материному науськиванию, ругает молодую жену, порой избивает ее. Естественно, такое поведение не привносит радости и гармонии в отношения супругов.

Недовольство Катерины растет со дня на день. Она чувствует себя несчастной. Понимание того, что придирки в ее адрес надуманные все же не позволяют ей полноценно жить.

Время от времени в мыслях Катерины возникают намерения что-то поменять в ее жизни, но выход из ситуации ей найти не удается – мысль о самоубийстве все чаще и чаще посещает Катерину Петровну.

Черты характера

Катерина обладает кротким и добрым нравом. Она не умеет постоять за себя. Катерина Петровна – мягкая, романтическая девушка. Она любит предаваться мечтам и фантазиям.

У нее пытливый ум. Ее интересуют самые необыкновенные вещи, например, почему люди не умеют летать. Из-за этого, окружающие считают ее немного странной.

Катерина по своей природе терпеливая и неконфликтная. Она прощает несправедливое и жестокое отношение по отношению к себе мужа и свекрови.



В целом же окружающие, если не брать в счет Тихона и Кабаниху хорошего мнения о Катерине, они думают, чтоона милая и прелестная девушка.

Стремление к свободе

У Катерины Петровны своеобразное понятие свободы. В то время, когда большинство людей понимают свободу как физическое состояние, при котором они вольны осуществлять те поступки и действия, которые им предпочтительны, Катерина предпочитает свободу моральную, лишенную психологического давления, позволяющая распоряжаться своей судьбой самостоятельно.

Катерина Кабанова не настолько решительна, чтобы поставить на место свекровь, но ее стремление к свободе не дает ей жить по тем правилам, в рамках которых она оказалась – мысль о смерти как о способе обретения свободы появляется в тексте несколько раз до романтических отношений Катерины с Борисом. Обнародование информации об измене Катерине мужу и дальнейшая реакция родственником, в частности свекрови, становятся всего лишь катализатором, ее суицидальным стремлениям.

Религиозность Катерины

Вопрос религиозности и влияния религии на жизнь людей всегда был довольно спорный. Особенно такая тенденция ярко поддается сомнению во времена активной научно-технической революции и прогресса.

По отношению к Катерине Кабановой такая тенденция не срабатывает. Женщина, не находя радости в обыденной, мирской жизни, проникается особой любовью и благоговением к религии. Усиливает ее привязанность к церкви и факт религиозности ее свекрови. В то время как у старой Кабанихи религиозность только показная (на самом деле она не придерживается основных канонов и постулатов церкви, регламентирующих взаимоотношения людей), религиозность Катерины истинная. Она свято верит в заповеди Бога, пытается всегда соблюдать законы бытия.

Во время молитвы, пребывания в церкви Катерина испытывает особое наслаждение и облегчение. В такие моменты она похожа на ангела.

Однако желание испытать счастье, настоящую любовь берут верх над религиозным видением. Зная о том, что супружеская измена – страшный грех, женщина все же поддается искушению. За счастье длиною в десять дней, она платит еще одним, наиболее страшным грехом в глазах верующего христианина – самоубийством.

Катерина Петровна осознает всю тяжесть своего поступка, но понятие того, что ее жизнь уже никогда не измениться вынуждает ее игнорировать этот запрет. Следует отметить, что мысль о таком окончании своего жизненного пути уже возникала, но, несмотря на тяжести ее жизни, в исполнение не была приведена. Возможно, здесь сыграл тот факт, что давление со стороны свекрови было для нее тягостным, но понятие того, что оно не имеет никаких оснований, останавливало девушку. После того, как ее родные узнают об измене – упреки в ее адрес становятся оправданными – она действительно запятнала свою репутацию и репутацию семьи. Другой причиной такого исхода событий мог стать тот факт, что Борис отказывает женщине и не берет ее с собой. Катерина должна сама как то решить сложившуюся ситуацию и лучшего варианта, как броситься в реку, она не видит.

Катерина и Борис

До появления в выдуманном городе Калинове Бориса обретение личного, интимного счастья для Катерины не было актуально. Она не пыталась восполнить недостаток любви со стороны своего мужа на стороне.

Образ Бориса пробуждает в Катерине угасшее чувство страстной любви. Женщина осознает всю тяжесть любовных взаимоотношений с другим мужчиной, поэтому томиться возникшим чувством, но не принимает никаких предпосылок превратить свои мечты в реальность.

Варвара убеждает Катерину в том, что Кабановой необходимо встретиться наедине со своим возлюбленным. Сестра брата прекрасно знает, о том, что чувства молодых людей взаимны, кроме того, для нее не новость прохладность отношений между Тихоном и Катериной, поэтому расценивает свой поступок как возможность показать милой и доброй невестке, что такое настоящая любовь.

Катерина долго не может решиться, но вода камень точит, женщина соглашается на встречу. Оказавшись в плену своих желаний, усиливаемых сродным чувством со стороны Бориса, женщина не может отказать себе в дальнейших встречах. Отсутствие мужа играет ей на руку – 10 дней она жила как в раю. Борис любит ее больше жизни, он ласков и нежен с ней. С ним Катерина чувствует себя настоящей женщиной. Она думает, что наконец-то обрела счастье. Все меняет приезд Тихона. Никто не знает о тайных встречах, но муки терзают Катерину, она всерьез боится наказания со стороны Бога, её психологическое состояние достигает апогея и она признается в совершенном грехе.

После этого события жизнь женщины превращается в ад – и без того сыпавшиеся упреки в ее сторону от свекрови становятся невыносимыми, муж избивает ее.

У женщины еще теплится надежда на благополучный исход события – она верит, что Борис не оставит ее в беде. Однако ее возлюбленный не спешит ей помочь – он боится прогневить дядю и остаться без его наследства, поэтому отказывается взять с собой в Сибирь Катерину.

Для женщины это становится новым ударом, пережить его она уже не в состоянии – смерть становится ее единственным выходом.

Таким образом, Катерина Кабанова – обладательница самых добрых и нежных качеств человеческой души. Женщина с особым трепетом относится к чувствам других людей. Ее неумение дать резкий отпор становится причиной постоянных насмешек и упреков со стороны свекрови и мужа, что в дальнейшем загоняет ее в тупиковую ситуацию. Смерть в ее случае становится возможностью обрести счастье и свободу. Осознание этого факта вызывает самые печальные чувства у читателей.

Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой

4 (80%) 8 votes

Образ и характеристика Катерины из драмы «Гроза»

Александр Николаевич Островский всё своё творчество посвятил исследованию мира русского купечества. Он сказал о нём так много и так исчерпывающе, что после него уже никто ничего нового сказать не смог.

Но патриархальное устройство этого мира показано им как «тёмное царство», в котором царят произвол, слепое повиновение, страх одних перед другими.

Характеристика образа Катерины помогает понять страшный семейный деспотизм, господствовавший в быту части купечества того времени.

Содержание

«Мысль семейная»

В литературе XIX в. много произведений, в которых прослеживается эта тема. Можно вспомнить семью Лариных из пушкинского «Евгения Онегина», в которой царили мир, согласие и взаимопонимание. В этой патриархальной семье «хранили… привычки милой старины», а детей воспитывали в наивной вере в предания, предсказанья, но в то же время приобщали к чтению французских романов.

Или семья Гринёвых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка», в которой также царили согласие, любовь и уют. Именно в семье Петруша Гринёв получил основные нравственные уроки о чести, справедливости, чувстве морального долга перед Отечеством. «Береги платье снову, а честь смолоду», — учил его отец.

Совсем другая атмосфера в семье Кабановых, куда попадает Катерина после замужества. Это также патриархальная семья, но нет в ней ничего похожего на то, что видели читатели в семьях Лариных или Гринёвых. Почему так отличалась семейная атмосфера в различных произведениях той же эпохи?

Сначала о том, что означает выражение «патриархальная семья».

Патриархальная семья


В патриархальной семье главой является отец. Понятие «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отца» (от πατήρ — «отец»).

Древняя Греция и Древний Рим были патриархальными. Аристотель, например, считал женщин интеллектуально и физически менее полноценными, чем мужчины, и утверждал, что женщины должны находиться в собственности мужчин, рожать детей и служить мужчинам в доме. Это, по его мнению, естественно.

Совсем не так было в Древнем Египте. Там женщины не только самостоятельно могли заниматься торговлей, но также имели право участвовать в местном суде, продавать и покупать недвижимость, получать ссуды, заверять юридические документы.

В России распространилось греческое понимание роли женщины в семье в связи с завоеваниями Александра Македонского, бывшего учеником Аристотеля.

Характеристика Катерины

Катерина — главная героиня драмы А. Островского. Полное её имя — Катерина Петровна Кабанова, она жена Тихона Кабанова. Это молодая красивая женщина с открытым свободолюбивым характером. Она из мещанской семьи.

Воспитание

Детство Катерины было вполне безоблачным: в родном доме её любили и берегли, не ограничивали свободу. О детстве и юности Катерина сама рассказывает в своих монологах, которые по настроению и напевности сходны с русскими народными песнями. Они наполнены радостью бытия и любовью окружающих: «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю…» В родительском доме она чувствовала себя вольной птичкой.

Вся юность Катерины полна светом и радостными переживаниями. В её вере переплелись языческие и христианские мотивы, которые в душе девушки соединились в одно яркое ощущение счастья. Она радуется, находясь в храме, в саду, где кланяется солнцу, деревьям и траве. Рано утром, выйдя в сад, она плачет от переполняющего её счастья и на коленях молится всему, что её окружает. В одном из монологов она вопрошает: «… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…» Эти слова говорят о её возвышенной душе.

Замужество


Но вот пришло время выходить замуж, и Катерина стала женой Тихона. Замужество её не было насильственным, но не было там и любви. Просто пришло время, а по патриархальной традиции принято было спокойно подчиняться общепринятому распорядку.

О любви речи не шло вообще. Если вспомнить разговор Татьяны Лариной с няней, то увидим то же самое.

— Была ты, няня, влюблена? — спрашивает Татьяна.

И няня отвечает:

И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

Татьяна и няня в слово «любовь» вкладывают разные смыслы: для крестьянки это слово означало запретное чувство не к мужу, а к чужому мужчине. А для романтичной Татьяны, начитавшейся французских любовных романов, любовь — возвышенное чувство.

В доме Кабановых Катерина оказывается в «темном царстве» духовной тюрьмы. Чистая, мечтательная, верующая девушка попадает в мир, где ей нечем дышать. Муж никогда не заступается за неё, он действует по указке матери, у которой в подчинении весь дом.

Катерине особенно тяжело, потому что она не идёт на компромиссы, как, например, Варвара, сестра Тихона. Она не умеет обманывать и притворяться. «Здесь все как будто из-под неволи», и такая жизнь для неё становится невыносимой. Её душевное состояние усугубляют и приходящие в дом Кабанихи странницы, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И светлый мир Катерины постепенно затемняется разговорами о «последних временах», о людях с пёсьими головами, о скором конце света.

К тому же у Катерины нет детей, и это обстоятельство её очень угнетает. Она очень любит детей и считает, что они скрасили бы её тяжёлое душевное состояние. Кабаниха же обижает молодую невестку, но та все обиды сносит терпеливо и уважительно относится к свекрови.

Отношения Катерины с Борисом


Борис — племянник Дикого. Он приезжает в город Калинов и влюбляется в замужнюю Катерину, она отвечает ему взаимностью. Но наедине им негде встречаться, они видятся только на бульваре и в церкви.

Когда муж Катерины уехал по делам из города, Катерина и Борис 10 дней тайно встречаются каждую ночь. Но после возвращения Тихона их тайные встречи прекращаются. Катерина тоскует по Борису, не может скрыть своих чувств и рассказывает о своей измене мужу и свекрови.
Избитая мужем, она попадает под ещё больший гнёт Кабанихи, и жизнь её в их доме становится невыносимой. Варвара описывает состояние Катерины так: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! <…> Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит, безответная. Только плачет да тает, как воск…»

История любви Катерины и Бориса заканчивается тем, что Дикой отсылает племянника по делам в Сибирь на 3 года. И Борис не спорит: он надеется получить наследство от своего родственника, а значит — надо подчиниться. Катерина хочет, чтобы он взял её с собой, просит об этом, но и здесь Борис малодушничает — он боится Дикого. Прощаясь с любимой женщиной, Борис рыдает, но ничего не делает для неё. Фактически он предаёт Катерину и свою любовь.

И больше Катерине нет смысла жить. Она бросается в Волгу и погибает. Кабаниха говорит плачущему над мёртвой женой Тихону: «…Полно! об ней и плакать-то грех!..» Тихон добрый человек и по-своему любит жену, но он полностью лишён воли и весь в подчинении матери. Хотя и поздно, но всё-таки из его души вырывается протест: над телом Катерины он кричит: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы!..»

Вывод

Катерина — правдивая в высшей степени натура, она не могла жить в обмане. Да, ей тяжело в «тёмном царстве», которым правят Кабаниха и Дикой, но ещё тяжелее осознавать, что придётся держать ответ за свой грех не перед мужем, не перед свекровью, а перед Богом. Если для ханжеского сознания вера в Бога составляет только пустой обряд (в Калинове часто поминают Бога, но никто не живёт по Его заповедям), то для Катерины ощущение вины и греха личностно. Именно это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из замкнутого круга «тёмного царства» и противопоставляет её миру Калинова с его патриархальной моралью, губящей всех, кто не вписывается в его схему.

Образ Катерины — трагический, хотя пьеса А. Островского названа драмой.

Характеристика образа Катерины может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Анализ характера Кэтрин в «Укрощении строптивой»

Кэтрин, широко известная в Падуе как строптивая в начале пьесы сквернословит и остр на язык. Она постоянно оскорбляет и унижает окружающих ее мужчин, и она склонна к диким проявлениям гнева, во время которых она может физически атаковать кто ее бесит. Хотя большинство героев пьесы просто верят Кэтрин вспыльчива по своей природе, это, безусловно, правдоподобно. думать, что ее неприятное поведение проистекает из несчастья. Она может вести себя как землеройка, потому что она несчастна и в отчаянии. Там много возможных источников несчастья Кэтрин: она выражает ревность по поводу обращения отца с сестрой, но ее тревога также может быть вызвано чувством собственной нежелательности, страхом что она никогда не сможет завоевать мужа, ее отвращение к тому, как мужчины обращаются с ее и так далее. Короче говоря, Кэтрин чувствует себя чужой в своем обществе. Из-за своего интеллекта и независимости она не хочет играть. роль дочери-девы. Она явно ненавидит ожидания общества чтобы она слушалась своего отца и проявляла к ней изящество и вежливость женихи. В то же время, однако, Кэтрин должна понимать, что данный жесткость ее социального положения, ее единственная надежда найти надежное и счастливое место в мире заключается в том, чтобы найти мужа. Эти по своей сути противоречивые импульсы могут привести к ее страданию и плохому настроению. порочный возникает замкнутый круг: чем злее она становится, тем менее вероятным кажется она сможет приспособиться к предписанной ей социальной роли; чем больше отчужденной она становится социально, чем больше растет ее гнев.

Несмотря на унижения и лишения, которые Петруччо добавляет к ее жизни, легко понять, почему Кэтрин может поддаться выйти замуж за такого, как он. В их первом разговоре Петруччо устанавливает, что он интеллектуально и словесно равен Кэтрин, делая его на каком-то уровне захватывающим отличием от легко доминируемых мужчин которые обычно окружают ее. Насильственное обращение Петруччо с Кэтрин всячески предназначена для того, чтобы показать ей, что у нее нет реального выбора но приспособиться к своей социальной роли жены. Эта адаптация должна быть привлекательным для Кэтрин в какой-то степени, так как даже если она не любит роль жены, играя ее, по крайней мере, означает, что она может вызывать уважение и уважение со стороны других, чем страдать от всеобщего отвращения, которое она получает как строптивый. Социальная роль, даже если она не идеальна, должна быть менее болезненным, чем постоянный отказ от любой социальной роли вообще. Таким образом, Возможное согласие Кэтрин с корыстным «обучением» Петруччо кажется более рациональным, чем могло показаться вначале: конце пьесы она получила положение и даже авторитет голос, в котором ранее ей было отказано.

Укрощение строптивой: Список персонажей

Кэтрин

«Землеройка» из названия пьесы, Кэтрин или Кейт, является дочерью Баптисты Минолы, с которым она живет в Падуе. Она остра на язык, вспыльчива и склонна к насилию, особенно по отношению к любому, кто пытается на ней жениться. Ее враждебность по отношению к женихам особенно огорчает ее отца. Но за ее гневом и грубостью скрывается глубоко укоренившееся чувство незащищенности и ревность к сестре Бьянке. Однако она не вечно сопротивляется своему жениху Петруччо и в конце концов подчиняется ему, несмотря на свой предыдущий отказ от брака.

Читать подробный анализ Кэтрин

Петруччо

Петруччо — джентльмен из Вероны. Громкий, шумный, эксцентричный, сообразительный и часто пьяный, он приехал в Падую, чтобы «жить и процветать». Он не желает ничего, кроме женщины с огромным приданым, и считает, что Кейт идеально подходит ему. Не обращая внимания на всех, кто предупреждает его о ее проницательности, ему в конце концов удается не только ухаживать за Кэтрин, но и заставить ее язык и характер замолчать своими собственными.

Читать подробный анализ Петруччо

Бьянка

Младшая дочь Баптисты. Прелестная Бьянка оказывается полной противоположностью своей сестры Кейт в начале пьесы: она тихая, милая и скромная. Таким образом, она выступает в роли главного женского двойника Кейт. Из-за ее большого приданого и мягкого поведения несколько мужчин соперничают за ее руку. Однако Баптиста не позволит ей выйти замуж, пока Кейт не выйдет замуж.

Баптиста

Минола Баптиста — один из самых богатых людей Падуи, и его дочери становятся добычей многих женихов из-за значительного приданого, которое он может предложить. Он добродушный, хотя и немного поверхностный. Его рассеянность возрастает, когда Кейт показывает свой упрямый характер. Таким образом, в начале пьесы он уже отчаялся найти ей жениха, решив, что она должна выйти замуж раньше, чем Бьянка.

Люченцио

Молодой студент из Пизы, добродушный и бесстрашный Люченцио приезжает в Падую, чтобы учиться в известном городском университете, но сразу же отвлекается, когда влюбляется в Бьянку с первого взгляда. Переодевшись учителем классики по имени Камбио, он убеждает Гремио предложить его Баптисте в качестве наставника для Бьянки. Он завоевывает ее любовь, но из-за своего подражания у него возникают проблемы, когда его отец Винченцио посещает Падую.

Читать подробный анализ Lucentio

Транио

Слуга Люченцио. Транио сопровождает Люченцио из Пизы. Кривой и комичный, он играет важную роль в фарсе своего хозяина — он принимает личность Люченцио и торгуется с Баптистой за руку Бьянки.

Гремио и Гортензио

Два джентльмена из Падуи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *