Описание картины васнецова новгородское вече: Рассмотрите картину художника Васнецова «Новгородское вече» (история, 6 класс)

Картины по русской истории. А.М. Васнецов. Вече. — Обо всём на свете

Начало здесь.

Вече — наиболее древний институт народовластия у сла­вян, уходящий своими корнями во времена соседской общины, военной демократии, в родовой строй. В общем смысле вече означало совещание по важнейшим вопросам, когда решение принималось коллективно.

На него могли собираться прави­тели города, знать, в том числе князь, или городские «меньшие» люди, или воеводы городского ополчения, или, наконец, все горожане. Именно последняя, наиболее интересная и важная форма веча — общегородское собрание — представлена на картине.

На протяжении веков содержание веча и его роль у вос­точных славян менялись. Прокопий Кесарийский в середине VI века писал о народоправстве склавинов и антов и приводил пример, когда для решения важного политического вопроса собрались «почти все анты» (видимо, в лице представителей племен).

Позже у древлян летописец отмечал множество рав­ноправных князей и решение вопросов народным собранием — всей «деревьской землей». Упоминается в летописи также слу­чай, когда черниговские князья созвали вятичей для привлече­ния их к совместным действиям.

О сохранении веча в русском раннефеодальном государст­ве, по мнению многих ученых, свидетельствуют слова киев­ских послов в договоре Руси с греками (944): «И великий князь наш Игорь, и князья, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, и Константину, и Стефану, к

великим царям греческим, сотворить любовь с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими». Но на первый план уже вышел князь, и совет его — это прежде всего совет со старцами и боярами, со своей дружиной. Нам известно множество таких советов, и, подводя итог жизни князя, летописец писал о нем так:

«Владимир любил дружину и с ними думал об устроении земли, и о ратях, и об уставе земском». Конечно, даже самый сильный из князей должен был считаться с наро­дом, с горожанами. Тот же Владимир не раз решал дела при­народно, «и была люба речь князю и всем людям».

Но вече как народное собрание не стало и не могло стать институтом раннефеодального государства. До середины XI века нам известны два веча, собиравшихся в Киеве и Белгороде в от­сутствие князей, когда вопрос стоял об общем спасении от врага.

Расцвет русских городов и относительное ослабление цент­рализованной княжеской власти ведут к развитию нового ве­ча — городского. Как правило, главную роль в таком вече игра­ли бояре — крупные земельные собственники, занимавшиеся и промыслами, озабоченные местными интересами.

Именно они окружают на картине оратора, выдвинутого из своей среды и призывающего весь народ поддержать принятое боярами и старейшинами города решение. Без поддержки

«всенародного множества людей» хозяева города не могли бы противостоять княжеско-дружинной власти. Поэтому «степень» (помост) и колокол (или «било», изображенное на картине) стали харак­терными приметами центральной площади русских городов.

По-разному складывалась роль веча в разных городах и в разное время. Частенько города «указывали путь» князю и при­глашали другого, нередко и князья заливали города кровью и имели «полную власть».

Против заправил веча восставали «черные люди», отвергали их власть «пригороды» (города, подчиненные старшему городу). Вечевой строй прочно и на­долго укрепился в Новгородской республике, северо-западных и западных русских землях.

Автор аннотации: А.П. Богданов

Продолжение следует.

РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ. ЧАСТЬ 4. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО МОСКОВСКОЕ. XV-XVI ВЕКА.

Четвёртый пост серии посвящён XV- XVI векам и их событиям: присоединению к Московскому государству вечевой Новгородской республики, правлению Ивана Грозного, присоединению Казани и покорению Сибири Ермаком.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.

Клавдий Лебедев
Вече в Новгороде
1907

Народные собрания – вече – были во всех славянских городах. Но вече в Новгороде Великом – самое известное. Ударами в вечевой колокол на него приглашались все свободные горожане для решения самых важных вопросов.
Бывали случаи, когда вече решало, приглашать им князя или изгнать. Общим голосованием решались вопросы войны и мира. Здесь достигалось согласие на заключение союза с другими государствами. На вече принимали главный закон Новгородской земли – Судную грамоту. На вече происходили выборы должностных лиц: архиепископа, посадника, тысяцкого. Здесь же вершили и суд над ними. Обсуждали на вече и другие важные, в том числе политические, события.

Посадник – выбранный “президент” Новгородской республики. Его выбирали из числа бояр. Постепенно бояре “урезали демократию” вече: в 1354 году боярин Онцифор Лукинич провёл закон, по которому Новгородом должны были править сразу шесть посадников, избранных пожизненно, по числу “концов” города, а уже из их среды ежегодно выбирали степенного посадника.
Вечевой колокол в Новгороде был снят по приказу великого князя Московского Ивана III в 1478 году. С этого времени народное собрание прекратило своё существование в Новгороде.

Клавдий Лебедев
Марфа посадница. Уничтожение новгородского веча
1889

На картине – один из важных эпизодов истории: присоединение Иваном III Новгорода Великого. В правой части картины – вдова новгородского посадника и боярина Марфа Борецкая. В левой – великий князь Московский Иван III, рядом с ним в доспехах – московский воевода. С бумагой – дьяк: он зачитывает обвинения против Марфы. В центре картины – вечевой колокол, символ политической самостоятельности Новгорода, который сняли со звонницы, чтобы увезти в Москву.
Иван III покорял Новгород дважды. Первый раз он разгромил войско Дмитрия Борецкого, сына Марфы, при Шелони в 1471 году. Сам Борецкий попал в плен и был казнён. Поводом для войны послужили планы части новгородских бояр принять подданство католического Великого княжества Литовского, союзника хана Золотой Орды Ахмата.
После принятия Иваном III новгородской челобитной и примирения Марфа продолжила переговоры с польским королём и великим князем Литовским Казимиром IV, который вместе с ханом Ахматом грозил Москве нашествием.

Было это за три года до “Стояния на Угре”. Тогда же,, в конце 1477 года, Иван III собрал войско и осадил Новгород, а уже в январе следующего, завершив переговоры и сняв осаду, принял присягу новгородцев.

Алексей Кившенко
Присоединение Великого Новгорода – высылка в Москву знатных и именитых новгородцев
1880

Под охраной идут представители литовской партии новгородских бояр, впереди всех – Марфа Борецкая с внуком. За ними везут вечевой колокол – символ независимости Новгорода. На заднем плане – храм Софии Новгородской. При виде плененных люди вокруг испытывают разные чувства: некоторые, как старик в левом углу картины, утирают слёзы.
Так происходило присоединение Новгорода Великого к Москве.
В 1477 году Иван III, узнав о готовящейся измене новгородских бояр, подступил к Новгороду. В село Бронницу к Ивану III стали прибывать многие жители Новгорода, и заговорщики вынуждены были открыть ворота в город. Марфу Борецкую и её внука Василия Фёдоровича по приказу великого князя отправили в Москву, всё имущество Борецких было конфисковано.

Позже Марфу направили в Нижний Новгород, где она была пострижена в монахини под именем Марии. Судьба Василия, последнего представителя этого боярского рода, неизвестна.
Земли и усадьбы опальных бояр раздавались сторонникам Московского князя, переселённым в Новгород из подмосковных городов.

Фёдор Бронников
Встреча царевны
1883

На картине Фёдора Бронникова изображён важный момент в истории нашей страны – встреча невесты великого князя Московского Ивана III, племянницы последнего византийского императора Константина XI, Зои Палеолог. После падения Византии её семья нашла убежище в Риме. В роли свата Зои выступил сам папа римский. Конечно, не из добрых чувств, а с тем, чтобы посредством этого брака не только завязать отношения с Москвой, но и, соединив церкви, утвердить свою власть над русскими землями. Да только ничего у него не вышло, ни с чем вернулся из православных земель папский легат. Проиграв спор о вере, он сам завершил его словами: “Нет книг со мною!”

В России Зоя получила имя Софьи, а, приехав в Москву, в тот же день обручилась, а затем и обвенчалась с Иваном Васильевичем. Их брак способствовал укреплению Русского государства и провозглашению его преемником Византии. Многие считают, что самым ценным из приданого Софьи Палеолог стал… двуглавый орёл. Впервые он появился на государственных печатях Ивана III, а до этого был личным знаком последней византийской династии.
А сам Иван III стал именовать себя “Государем всея Руси”.

Николай Шустов
Иван III разрывает ханскую грамоту
1862

Деда Ивана Грозного, Московского князя Ивана III, называли “Великим”. За что же он удостоился такого прозвания? Он был собирателем русских земель вокруг Москвы, покорил Тверь, Вятку и свободолюбивый Новгород Великий. Царь посылал в русские земли своих наместников, и они правили от его имени.
Он закрепил крестьян за своими хозяевами: отныне они могли уйти от них только один раз в году – на Юрьев день.
Оставалось самое главное дело: освобождение от власти Орды.
Когда от хана приехали послы с грамотой, Иван III грамоту порвал, а послам сказал, чтобы они передали хану: Русь больше Орде не подчиняется. Хан Ахмат собрал огромное войско и послал его на Русь с приказом: всё сжигать, никого не жалеть.
А великий князь им навстречу отправил своё войско, ещё большее. Встретились русские и монголы на реке Угре, притоке Оки, встали на разных берегах. Долго думали ордынцы, как им быть. Полгода думали, а потом в одну ночь отправились восвояси.

Алексей Максимов
Совет всея Руси

На картине мы видим заседание Боярской думы, именно так называли высший совет “лучших людей” при князьях, а позже при царях. С образованием централизованного Русского государства при Иване III Дума стала постоянным совещательным органом верховной власти, занимая высшую позицию государева двора. Её деятельность касалась всех сфер управления, а во главе с великим князем, а позже царём, бояре решали важнейшие и неотложные международные, военные и экономические вопросы.
В Боярской думе были свои иерархия, правила пополнения и продвижения по карьерной лестнице. В совет входили по назначению или по должности. Высший думный чин по назначению занимали бояре, следующий по значимости чин – окольничие. Также членами Думы были дворецкие, казначеи, ловчие и другие должностные лица.

В конце XV века число членов Боярской думы не превышало двадцати. С XVI века численность совета постепенно увеличивалась; для пополнения близкими советниками государя из незнатного дворянства и приказных деятелей были введены чины думных дворян “детей боярских, которые в Думе живут”, и думных дьяков. Ключевую роль в заседаниях Думы занимали титулованные бояре, представители княжеских фамилий.

Аполлинарий Васнецов
Московский Кремль при Иване III
1921

Согласно известной пословице, “Москва не сразу строилась”. Действительно, столица России хорошела и разрасталась усилиями многих людей и в разные времена. При Иване III началось большое строительство в Кремле. Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари.

Тогда в качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич.
Многие здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами. По их замыслу, центром Кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475-1479), Благовещенским собором (1484-1489), Грановитой палатой (1487-1491), Архангельским собором (1505-1508) и колокольней Иван Великий.
Ивана III называли “собирателем державы”: он присоединял к Москве не подмосковные города, а княжества. За время правления Ивана III сложилось единое централизованное государство, в состав которого вошли Новгородская республика, долгое время бывшая соперницей Москвы, Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское и частично Рязанское княжества.

Сергей Иванов
На сторожевой границе Московского государства
1907

На картине казачья стража – предки “пограничников”.

Когда ещё не существовало связи ни по проводам, ни тем более без них, использовали весьма эффективную систему оповещения – дымы, которые видны издалека. Заметят казаки на “пограничном пункте” – засеке – приближение вражеских отрядов и сразу подают тревожный сигнал.
Если засека стояла на холмистой местности, то кучи хвороста складывали и поджигали на вершине холма; если на равнине – то на возвышении, образованном стволами срубленных деревьев. На картине это хорошо видно.
Увидят дым на соседней засеке, подожгут свой хворост. От сухих листьев меньше огня, зато дыма больше. На следующем посту заметят сигнал и дальше передадут. Пока враг приблизится, его уже ждут во всеоружии.
Если враг крадётся в ночной тьме или пробирается в непогоду, тогда дым не виден и нужно запалить костёр поярче, чтобы пламя рвануло вверх. Один за другим выстроится цепочка сигнальных огней.
Видят враги, что их заметили, а помешать “огненной связи” не могут.

Сергей Иванов
Юрьев день
1908

Юрий, или Георгий, а по-простому Егорий – это всадник Георгий Победоносец, который на гербе Москвы копьём пронзает дракона. День его памяти отмечали дважды в году – весной и осенью. Весенний праздник выпадал на 23 апреля, а осенний – на 26 ноября. По новому стилю – 6 мая и 9 декабря. Эти две даты – самые важные в жизни крестьян, они означали начало и конец трудового сезона.
Их отмечали все славянские народы. В России, если крестьянин собрал урожай и рассчитался с хозяином, он мог идти “на все четыре стороны”. Правда, вольница имела ограничения: уходить от хозяина можно было за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него. Потом стали вводить “заповедные годы”, когда переходить от одного хозяина к другому было нельзя. А в 1590-е годы, при царе Фёдоре Ивановиче, и вовсе был введён запрет на переходы в Юрьев день. В 1649 году, при царе Алексее Михайловиче, запрет был подтверждён. Тогда и родилась знаменитая пословица.
Может, это та самая бабушка в меховой шапке, что сидит на возу со своим скарбом? Пока дед доказывает старосте, что он имеет освящённое веками право – ехать куда захочет, она вздыхает: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день…”

Сергей Иванов
Поход москвитян. XVI век.
1903

На картине изображено русское войско в XVI веке. Видны стрельцы – они в красных кафтанах. Со всех сторон их окружают ополченцы на лыжах.
Обычно родиной лыж называют Скандинавию, но вряд ли это правильно. “Большие подошвы” начали использовать охотники в разных странах 20-30 тысяч лет назад. В допетровской Руси из тех, кто хорошо умел ходить на лыжах, на время зимних походов формировалась специальная “лыжная рать”. Именно такое войско изображено на картине.
В 1499 году лыжная рать захватила Югорскую землю, отличились лыжники и во время зимнего похода 1534 года на Литву. Помогали лыжи русским партизанам в Отечественной войне 1812 года, а в конце XIX века в русской армии даже ввели обязательное обучение хождению на лыжах. Успешно использовались лыжи частями связи и санитарной службы во время Русско-японской войны 1904-1905 годов. И, конечно, лыжные батальоны и бригады сыграли значительную роль в Советско-финской, а затем и в Великой Отечественной войнах.

Павел Плешанов
Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года
1856

Священник Сильвестр был духовным наставником молодого царя Ивана IV Грозного. Если бы царь следовал советам Сильвестра, он, возможно, и не получил бы прозвания “Грозный”. Может, его называли бы “Добрым” или “Милосердным”…
Некоторое время Сильвестр был священником в Новгороде, затем помощником будущего митрополита Макария. Приехав в Москву, он стал священником в самом главном храме Московского Кремля – Благовещенском. А ещё Сильвестр писал духовные книги. Удивительную книгу “Домострой”, в которой православным людям давались советы по всем вопросам жизни человека – семьи, хозяйства, веры, – он дополнил и отредактировал.
В 1547 году в Москве вспыхнул страшный пожар, затем началось восстание против Глинских, родственников царя. Во время этого пожара в огне погибла треть города.
В это трагическое время к молодому царю пришёл священник Благовещенского собора. Сильвестр долго говорил с Иваном о том, что его долг – заботиться о своих подданных. Сказал он и о том, что пожар – это Божие наказание за его “буйства”.
Иван IV был испуган, внимательно слушал и, похоже, верил всему, что ему говорил духовник.

Пётр Шамшин
Вступление Иоанна IV в Казань
1894

Борьба за присоединение Москвой Казанского ханства началась ещё в конце XV века. В союзе с Крымским и Астраханским ханствами, а также с Ногайской ордой Казань проводила враждебную России политику. Ею совершались постоянные набеги на рубежи страны. Казань брала в плен десятки тысяч русских людей, закрывала Волжский торговый путь для русских купцов. Мирные переговоры ни к чему не приводили. В 1545 году началась череда казанских походов Ивана IV.
В 1551 году недалеко от Казани была построена крепость Свияжск, 16 июня следующего года русское войско выступило из Москвы, а уже 30 августа началась осада города. Переговоры опять ничего не дали: не захотели казанцы русскому царю “челом бить”.
И тогда 2 октября начался общий штурм. Уже к вечеру Казань пала, ханство было ликвидировано. Россия присоединила Среднее Поволжье и расширила торговые связи со странами Кавказа и Востока, открыв путь к Уральским горам и Сибири.

Александр Новоскольцев
Последние минуты митрополита Филиппа

Святой Филипп (в миру Фёдор Колычев) происходил из знатного боярского рода. По примеру своего отца он собирался стать военным, но однажды в церкви услышал слова Священного Писания: “Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть”. И Фёдору вдруг открылась его судьба. Он направился в Соловецкую обитель, где спустя десять лет стал игуменом.
Однажды Филиппа вызвали в Москву: ему была предложена кафедра митрополита. Он просил Грозного: “Не разлучай меня с моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великого”. Но царь был непреклонен. Тогда Филипп поставил условие: он согласится лишь при условии отмены опричнины. Но царь оставался верен себе.
Как-то мужественный митрополит сказал царю: “…Господь взыщет всё от руки твоей”.
Царь хотел сжечь Филиппа на костре, но когда гнев его поутих, он отослал святителя в Отрочь монастырь. Тут его и настигла мученическая смерть: он был задушен опричником Малютой Скуратовым.
На картине художник запечатлел последние минуты жизни святого. Сам же Малюта был убит в Ливонской войне, показав себя плохим воином и бездарным военачальником.

Василий Пукирев
Иван Грозный в молельне
1884

Когда Иван Грозный отмаливал свои грехи, к царю не допускали придворных, с какими бы важными делами они к нему ни шли.
А царю было о чём просить у Бога прощения: грехов у Ивана Грозного было немало. Но будучи глубоко верующим, он истово каялся в своих злодеяниях. Говорят, молился “до синяков и шишек”, читал наизусть Священное Писание, хорошо зная труды отцов церкви.
К концу жизни он хотел стать простым монахом Кирилло-Белозёрского монастыря. Под именем Ионы он был пострижен в монахи в день своей смерти.
Есть в Новгороде Великом памятник “Тысячелетие России”. Многие русские люди изображены на этом памятнике: князья, цари и императоры, полководцы, священники и поэты. Но Ивана Грозного там нет…

Клавдий Лебедев
Царь Иван IV Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозёрского монастыря) благословить его в монахи
1898

На этой картине вы видите русского царя Ивана IV Грозного – он в центре картины. Царь упал на колени и, схватив за руку игумена, о чём-то умоляет его. Слева стоят другие монахи. Один из них опирается на посох: он в одежде аскета, соблюдающий особо строгий режим отречения от земных соблазнов.
Справа на картине – царские опричники. Ближе всех к зрителям стоит Малюта Скуратов.
Какие же события изображены на картине? По одной из версий, в 1567 году царь решил принять монашеский постриг. Действие происходит, скорее всего, в 1569 году, когда царь Иван Грозный приехал в Кирилло-Белозёрский монастырь и поведал настоятелю о сокровенном желании принять пострижение именно в их обители. Тогда же была подготовлена келья для самодержца, а в 1569-1570 годах – кельи для царевичей Ивана и Фёдора. Однако символическое пострижение Ивана Грозного в монахи под именем Ионы было совершено только через 15 лет после событий, изображённых на картине, – в день его смерти.

Григорий Мясоедов
Историческая сцена (Иван Грозный в келье псковского старца Николы)
1899

Простые люди нередко страдали от произвола и неправды. Притеснение слабых сильными было обычным делом. Но на защиту простого народа часто вставали юродивые. Так называли тех, кто, отказываясь от земных благ, примерял на себя личину безумца и не стеснялся говорить правду в глаза сильным мира сего.
Самые известные русские юродивые времён Ивана IV – это Василий Блаженный, не раз прилюдно обличавший Грозного царя, и Никола Салос. Художник изобразил старца Николу в тот момент, когда в его келью пришёл царь. Чем же знаменателен этот момент?
В 1570 году Иван IV обрушил жестокий удар по Новгороду, обвинив жителей в стремлении отдаться в подданство “литовскому королю”, такая же участь могла ждать и Псков. Приехав в город, царь решил посетить келью знаменитого пустынника. Но встречен был не хлебом-солью, а куском сырого мяса. “Я христианин и не ем мяса в Великий пост”, – сказал Иван IV, на что получил ответ: “Ты делаешь хуже: питаешься человеческой плотью и кровью, забывая не только пост, но и Бога!” Старец так устрашил царя, предсказывая ему всевозможные несчастья, что Иван IV немедленно покинул Псков вместе с войском.

Николай Неврев
Опричники

“Опричниной” называют трудный период жизни в истории Русского государства, который длился с 1565 по 1572 год. Опричниной называли тогда часть нашего государства, которую царь Иван Грозный оставил для себя, отдав бОльшую часть – земщину – боярам. Опричники – особое войско Ивана Грозного, которое казнило всех, кто, по мнению царя, творил крамолу. Само слово “опричь” означает “кроме”: всё – боярам, кроме небольшой, но лучшей, части земли, которую царь оставил себе и в которой творил, что хотел.
Но отчего же на картине опричники смеются, глядя на царя, который сидит на троне? И кто тот человек с ножом, который ближе всех подобрался к царю? Дело в том, что на троне сидит не настоящий царь, а крещёный касимовский царевич Симеон Бекбулатович. Он будто бы властелин всей Руси, а Иван Грозный – так, всего лишь князь некоторых московских земель. Это он с ножом и подкрадывается к Симеону Бекбулатовичу, пугает его. Захотел бы – и опричники накинулись бы на ненастоящего царя и растерзали его.
“Поиграв” в опричнину, Иван Грозный потом отменил её, возродив ненадолго под названием “удел” в 1575-1576 годах. Именно тогда он и посадил во главе земщины Симеона Бекбулатовича.

Карл Брюллов
Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году.
1839-1843

Писатель В.Пикуль написал об этом событии: “Сколько лет прошло с той поры, сколько подвигов вписал русский человек в летопись нашей боевой славы, но и по сей день оборона Пскова осталась в памяти России самой блестящей, самой непорочной страницей народного мужества”.
В 1581 году польский король Стефан Баторий собрал 50-тысячное войско и решил захватить Псков. В городе было 4,5 тысячи воинов и 12 тысяч ополчения. Король был уверен, что легко захватит Псков, а затем пойдёт на Новгород и Москву. Готовясь к штурму, солдаты Батория рыли траншеи и ходы между ними, ставили пушки. Поляки не спешили начинать штурм, 11 дней они готовились и 7 сентября начали обстреливать Псков. Захватили две башни, но дальше их не пустили.
Все, как один, псковичи, в числе которых были старики, женщины и дети, отбили штурм. А потом заделывали проломы в стене, строили деревянные заграждения.
Быстро взять Псков не получилось. Вот уже осень прошла, а горожане стойко держали оборону. Крестьяне образовывали партизанские отряды: они нападали на разведчиков и фуражиров врага, доставляли продовольствие в осаждённый Псков.
Ничего не вышло у польского короля, отказался он от захвата русских земель и отправился восвояси.

Александр Литовченко
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею
1875

В XVI веке Россия 25 лет воевала с Польшей, Швецией и Литвой за Прибалтику и выход к Балтийскому морю. Выход к морю государству был необходим, чтобы торговать с европейскими странами.
Командовал русскими войсками Иван Грозный. Война шла долго и закончилась для России заключением мирного договора.
Пока литовцы, шведы, датчане и поляки воевали против нас, Иван Грозный наладил дипломатические и торговые связи с Англией. Царь даже хотел жениться на английской королеве, тогда он сам стал бы королём Англии. Но из этого так ничего и не вышло.
В Москве была создана Московская торговая компания, агентом которой был Джером Горсей.
Англичане везли в Россию порох, медь и другие припасы, необходимые для ведения Ливонской войны. Эта компания получила право торговать с Россией на самых выгодных условиях.
Иван Грозный хотел показать Горсею, что он очень богатый правитель и сможет расплатиться за английские товары.
Горсей написал книги о России, из которых весь мир многое узнал о жизни нашей Родины в XVI веке.

Клавдий Лебедев
Поход Ермака
1907

Дружину Ермака уральские купцы Строгановы наняли для защиты от набегов хана Сибири Кучума. Два года казаки защищали владения купцов, а 1 сентября 1582 года Ермак с товарищами выступил в поход по реке Чусовой. Это событие и показано на картине. Одни казаки молятся, другие усаживаются в лодки. Сам атаман держит в руках саблю и шлем.
На корме одной из лодок закреплена пушка. Русские были лучше вооружены и, несмотря на то, что сибирских татар было намного больше, одержали победу и завоевали Сибирь. Но всё произошло не сразу.
Сев в лодки, казаки поплыли вверх по течению Чусовой, потом по её притоку Серебрянке. Ермак благодаря волоку, разделяющему реки Кама и Обь, прошёл Урал, прошёл по рекам Баранча и Тагил, а после вниз, по Туре и Тоболу.
Разгромив отряды хана Кучума, Ермак овладел улусами мурз Атика и Карачи. В решающем сражении в устье реки Тобол нанёс поражение воеводе Маметкулу, племяннику Кучума, вступив 26 октября в ханскую ставку Кашлык – столицу Сибирского ханства, покинутую Кучумом со всем населением.

Василий Суриков
Покорение Сибири Ермаком
1895

На картине изображён бой русских казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем за Сибирское ханство. В этот поход атаман отправился по приказу Ивана Грозного.
Сначала казаки прибыли в Чердынь (город в Пермском крае), а оттуда отправились в Соль-Камскую (теперь – город Соликамск). Соль-Камская была столицей “империи” купцов Строгановых. Они дали Ермаку оружие, чтобы он совершил военный поход против сибирского хана Кучума.
Ермак возглавил отряд из 540 казаков и 300 немцев с литовцами и 1 сентября 1582 года отправился покорять Сибирь. Плыли в основном по рекам и на Туре (приток реки Тобол) встретились с передовым отрядом сибирского хана. Главное же сражение произошло 23 октября в устье реки Тобол. Уже 26 октября Ермак занял Кашлык – столицу Сибирского ханства. Именно этот момент и запечатлён на картине Василия Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”.
Немногочисленный отряд Ермака встречала целая орда. Правда, вооружены они были плохо – стреляли из луков, а казаки отвечали ружейным огнём. На картине в ладье стоит в шлеме и кольчуге Ермак: он руководит боевыми действиями. Вдали, на высоком берегу, – хан Кучум: он наблюдает за сражением.

Вячеслав Шварц
Иван Грозный у тела убитого им сына
1864

На этой картине грозный царь показан убитым горем стариком.
Никто точно не знает, отчего именно умер сын Ивана Грозного Иван Иванович. Историки спорят об этом по сей день. Вот одна из версий. 9 ноября 1581 года царь увидел во дворце жену своего сына Елену Шереметеву, которая ждала ребёнка и была одета не совсем по правилам. Иван Грозный был чрезвычайно гневлив: он избил сноху за небрежный вид. Сын Иван за жену вступился – и тогда Иван Грозный в ярости посохом ударил в висок Ивана Ивановича, отчего тот впал в горячку и через 11 дней скончался.
Другие историки утверждают, что Иван Иванович скончался после продолжительной болезни. Один летописец сравнивал Ивана Ивановича с “незрелым плодом на дереве жизни”, который сорвал мощный порыв ветра.
Так или иначе, но последствия смерти наследника были роковыми для страны: древний род Рюриковичей – первая правящая русская династия – со смертью сыновей Ивана Грозного закончился.

Карл Вениг
Иван Грозный и его мамка
1886

Ивану Грозному казалось, что его со всех сторон окружают враги, которые хотят его смерти. Беспокоясь о будущем, православный царь решил обратиться к предсказателям. Он приказал собрать самых известных магов и колдунов в Москве. А когда их привезли в столицу, велел запереть в тюрьме: пусть посидят в холодной камере, пока не предскажут будущее царя.
Поворожили колдуны, и вышло: царя через несколько дней ожидает смерть. Как ему объявить об этом? Царь разгневается и казнит их. Думали-гадали, как поступить, и всё же сказали, что им открылось: смерть Ивана Грозного наступит 18 марта.
В этот день Иван Грозный чувствовал себя замечательно. Колдунам он велел передать: за то, что они морочат людям голову, их живьём зароют в землю. Те ответили царю: “Не спеши… День кончится, когда солнце сядет”.
После обеда царь отправился в баню. Парился он долго, а когда вернулся, сел играть в шахматы с Борисом Годуновым. Вдруг ему стало плохо, он повалился навзничь. Испуганные слуги разбежались в разные стороны: одни – за лекарствами, другие – за священником. С царём остались боярин Годунов и князь Бельский. Никто не знает, что там происходило. Но когда слуги вернулись, они увидели: царь мёртв.
Говорили, Годунов с Бельским задушили тирана.

Виктор Васнецов
Царь Иван Васильевич Грозный
1897

Первого русского царя Ивана IV при жизни никто Грозным не называл. Это потом историки дали ему такое прозвание: за неспокойный нрав и дела, не всегда праведные. На картине у него суровый вид. Царь в богатой расписной шубе, в левой руке у него посох, в правой – лестовка, разновидность чёток.
Украшенный затейливой резьбой, посох нужен был не только для того, чтобы при ходьбе на него опираться. Он мог служить и оружием, которым можно было убить. А вот лестовка нужна, чтобы повторять молитвы. В этом и была сущность характера Ивана Грозного: насилие и затем искреннее раскаяние в содеянном.
Царь спускается по лестнице, у его ног – маленькое окошко, за которым видны заснеженные крыши домов.
Иван IV был первым русским царём и предпоследним в династии Рюриковичей: на его сыне Фёдоре род закончился, и начались кровавые Смутные времена.

Продолжение>>>

Предыдущие посты серии:
Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.

Источник

Просмотрено: 7 761

Публикация:

Издание «Новгород в фокусе» (1996)


«Новгородский базар», картина Апполинария Васнецова (1856-1933).

Словенск (Новговорд) в I в. н.э. (реконструкция). поселение состояло из деревянных домов.

Уже почти 70 лет средневековый город Новгород в на территории бывшего Советского Союза были раскопаны крупнейшие раскопки, когда-либо проводившиеся в России. Масштабы работ, проводимых на объекте, а также количество и качество находок, делают Новгород не только важнейшим археологическим место в России, но и самый важный европейский средневековый археологический сайт. В 1996 статей о нем были переведены на английский язык и опубликованы Хенрик Бирнбаум в роли Новгорода в фокусе. Впервые подробности этого замечательное место, которое проливает свет на происхождение и развитие раннего Российское государство, стало широко доступным на Западе.

Местонахождение одного из старейших городов России, Новгорода расположен в 160 км к югу от современного города Санкт-Петербурга на Волковом Река. Добраться до него можно из Балтийского моря, или из Финского залива по реку Неву через Ладожское озеро, а затем в реку Волков.

До раскопок Новгорода археология рус. история между девятым и четырнадцатым веками нашей эры была практически неизвестна, прежде всего потому, что средневековые русские жили в деревянных постройках, которые редко пережил общую опасность пожара. Немногие артефакты того периода сохранились как хорошо. Документальных источников того периода было немного, а те, что остались, были официальными и, следовательно, ограничивали информацию, которую они предоставляли. Мифы, были сложены легенды и рассказы об этом раннем периоде становления русской истории. придуманный в течение пятнадцатого-семнадцатого веков по националистическим причинам помочь объяснить эволюцию современного Российского государства. Из-за своей важности, и отсутствием свидетельств об этом, Новгород всегда был предметом политических интерпретация. В середине девятнадцатого века царь Николай I и его историк Уваров, рассматривал Новгород как пример пользы сильного но доброкачественная монархия. В середине ХХ века коммунисты описали Новгород как колыбель русской демократии.

Систематические раскопки остатков средневекового город начался в 1932 году. И историки, и археологи считали раскопки было бы объективным окном в средневековое прошлое, но результаты были за пределами их первоначальные ожидания. Влажные условия, преобладающие на участке, означали что имелась хорошая сохранность органических артефактов из дерева, кости, кожа, текстиль и кора.

В течение следующих шестидесяти лет 21 000 квадратных метров город был раскопан, и было накоплено много данных. Блоки средневековый город с его деревянными дорогами и зданиями был раскопан и датируется с помощью дендрохронологии. Было обнаружено 150 000 отдельных находок. включая инструменты, оружие, гончарные изделия, одежду, мебель, конское снаряжение, обувь, музыкальные инструменты, игрушки, остатки пищи, иконы, книги, ремесленное сырье материалов и импортных товаров.

Пожалуй, самая замечательная и ценная из всех находок, однако было обнаружено более 800 письменных берестяных грамот. содержащие уникальные сведения о новгородской общине между одиннадцатого и пятнадцатого веков. Эти ценные исторические источники письма, контракты, заметки, жалобы, счета, школьные упражнения и административные реквизиты. Кроме того, данные с сайта начали отвечать многие вопросы об истории российской государственности в этот период предоставление подробной информации об экономике, социальной структуре и политике Новгород. Некоторые из более крупных вопросов, которые необходимо прояснить, включают в себя лучшее понимание новгородской республиканской системы правления, которая была полная аномалия в России. Было ли это результатом западноевропейского влияния? И почему этот могущественный и богатый город-государство пал перед москвичами в пятнадцатого века вместо того, чтобы завоевать их?

Теперь мы знаем, что территория вокруг Новгорода была впервые заселена варяжскими викингами из области Померании в западной Балтике, которые были вынуждены мигрировать на восток в течение восьмого и девятого веков из-за растущего населения и могущества саксов. Варяги путешествовали по сети России рек, за которыми последовали немецкие и шведские купцы из Ганзейского Порты Лиги в Любеке, Висбю, Риге, Дерпте (Тарту), Ревеле (Таллинн) и Готланд; датчанами и людьми из области, которая стала современной Польшей; а потом восточно-балтийскими народами, такими как эстонцы, литовцы и финны.

Варяги основали городище и факторию возле что стало Новгородом, как базой для их бизнеса по сопровождению и защите купцы и их товары, путешествующие в Скандинавию и Византию и обратно. Первыми правителями Новгорода были варяги, которых иногда возмущали местные славяне за их особые привилегии в городе — как правители, силовики и защитники.

Город был основан в 859 г. н.э. рядом с первоначальным Варяжское городище, название которого буквально означает «новый город». Форт продолжала использоваться как официальная резиденция новгородских князей, что было полезно после того, как их в конце концов изгнали из города стены, а сам город был комбинацией трех других торговых постов вокруг него. Был построен новый укрепленный центр, или кремль. где собор Святой Софии был впервые возведен в 9 г. н.э.89, а затем восстановлен между 1045-1050 гг. н.э. после того, как пожар уничтожил первоначальное здание.

Новгород был одним из крупных центров Древнерусского Византийская культура, самый северный форпост Византии, к востоку от Балкан. Она контролировала земли от Северного Ледовитого и Белого морей на севере до Урала. Горы на востоке. Он располагался на крупном перекрестке восточноевропейских водные пути, соединявшие Балтику с Черным и Средиземным морями, и Восточная Европа и Скандинавия до христианской Византии и мусульманского Ближнего Востока. Новгород также имел прочные связи с Западной Европой — почти так же, как Санкт-Петербург. В Петербурге в восемнадцатом, девятнадцатом и двадцатом веках.


Первоначально находился в ведении архиепископа Киевского, Новгородского. был частью восточной византийской церкви. Его первым епископом был грек, но его преемник в 1036 году нашей эры был коренным русским. Его официальная дата преобразования была нашей эры. 988 г., но археологические данные показывают, что местное язычество и комбинации языческо-христианские ритуалы все еще использовались там в двенадцатом и тринадцатые века. В конце шестнадцатого века были записаны проповеди которые критиковали языческие и языческие обычаи — примерно через 500 лет после обращения. В 1071 году большая часть населения Новогорода поддержала языческого лидера против христианский епископ и князь, вышли на улицы и устроили беспорядки.

К четырнадцатому веку население Новгорода составляло около 30 000 человек. В это же время было подсчитано, что в Париже было население 80 000 человек; Лондон 35 000–40 000; в то время как Милан, Венеция, Флоренция и В Неаполе было по 50 000 человек. Любек, Валенсия и Лиссабон были такого же размера, как Новгород. Киев, первая столица России, насчитывал 40 000 жителей. начало тринадцатого века. Москва со временем переросла и Новгород, и Киев. в размерах, но в этот период она насчитывала всего 20 000 человек.

Новгород пережил монгольские нашествия 1040-1238 гг. н.э., в отличие от Киева, сотрудничая с ними и становясь их зависимыми данниками. В период своего расцвета, с двенадцатого по пятнадцатый век, Новгород был известной как «Республика (или Царство) Святой Софии» — город-государство во главе с его архиепископ, который председательствовал на совете лордов и других правящих группах. До этого Новгородом управляли князья (состоящие в родстве с правителями Киев) через городскую управу, но после разрушения Киева и отступления монголов, Новгород управлялся через городскую управу или вече, открытое для всех. свободные люди, хотя в этом всегда преобладали бояре (дворянские землевладельцы) и торговцы.

Князь Новгородский избран вольными людьми город, а его прежняя военная, судебная и экономическая власть перешла к участники вече, уникальное устройство в России. Вече выбрало законодательные, исполнительные и администраторы, включая лорд-мэра город. В конце концов, в течение пятнадцатого века, многочисленные подразделения власть и фракции, созданные вечем, их поддержка и покровительство со стороны Возникновение княжеств Польши, Литвы и Московского государства привело к Падение города и присоединение его к Московии.

Берестяные грамоты свидетельствуют о широко распространенной полуграмотности среди простых людей. Несмотря на личный характер этих документов (любовь письма и жалобы среди них) многие были бы написаны писцами или священнослужителей от имени отправителя. Они также подтверждают, что язык, используемый жителей была местной формой последней фазы языка предков древние славяне, смесь восточных и западных славян с некоторыми характеристики южных влавских или словенских, и очень отличаются от обычных Русский или украинский язык, на котором говорят в Киеве.

Мы также знаем гораздо больше о социальной иерархии в город и его влияние на политику из раскопанных жилых домов. Феодалы или бояре находились на социальной вершине, потому что они владели землей. земли, хотя жили они большей частью в городе в усадебных комплексах, которые также размещались слуги и ремесленники. Многие из них выстроились вдоль главных улиц г. город. Торговцы контролировали и зарабатывали деньги на междугородней торговле и покупали земля тоже. Затем было духовенство — совершенно другая политическая иерархия. в союзе с боярами. Простые люди, чернорабочие, ремесленники, работники физического труда, лавочники, разносчики, крестьяне-фермеры и рабы (в основном преступники) были на дне социального положения и были известны как «черный» народ.

Вече было боярско-купеческой олигархией, додемократические формы правления, и такая, которая полностью отличалась от любые другие формы правления в России в то время, которые обычно самодержавный и абсолютистский. Завоевание Московского государства в 1478 году нашей эры закончилось. независимости Новгорода и резко ослабили его связи с Западной Европой. Они были восстановлены два века спустя, при Петре Великом. и императрицы Елизаветы и Екатерины, и основание и развитие города Санкт-Петербурга.

Археологические остатки ремесленных промыслов Новгорода были значительными, отражая его сильную торговую и производственную экономику и его сложные и умелые торговцы. Много разных деревянных музыкальных инструменты были раскопаны со струнами, трубами и погремушками — и значительно расширил знания о средневековой музыке. Артефакты из церквей включают резные посохи из слоновой кости, декоративные металлические книжные переплеты, тарелки, чашки и курильницы. Вышитые саваны и повседневный текстиль, а также эмалированные изделия и украшения византийского происхождения.

Обнаружены свидетельства существования новгородских скрипториев. Этот церковная библиотека выпускала рукописи, украшенные иллюминацией и миниатюрами которыми торговали в монастырях Восточной Православной Церкви. Примеры из собственных новгородских школ иконописи и фрески и многие архитектурные детали были восстановлены.

Новгород был богатым и утонченным городом ученого, торговля и ремесла, подобные городам-государствам эпохи Возрождения на западе. Европа, а также соприкасающийся с ней и продукт восточно-византийской мир.

Дополнительная литература Бирнбаум, Х. 1996. Новгород в центре внимания: Избранные очерки. Колумбус, Огайо: Славица Издатели. Рыбина Е. 2000. Новгород. В средневековой археологии: энциклопедия, изд. П. Дж. Крэбтри, 239–241. Нью-Йорк: Издательство Гарленд. Янин, В. Л. 1990. Археология Новгорода. Scientific American 262 (2): 84-91. Янин В.Л. и др. 1992. Археология Новгорода, Россия. Линкольн, Великобритания: Общество средневековой археологии. Серия монографий 13.

Виктор Васнецов – Об искусстве и эстетике

Виктор Васнецов (1848-1926) был русским художником, иллюстратором, дизайнером и архитектором, работавшим в основном в Москве. Его ранние картины были в основном на современные темы, иногда с участием городской бедноты, но примерно с 1880 года он специализировался на сценах из русской истории и легенд, сочетая тщательно проработанные детали с чувством романтики мифа. [Иан Чилверс в The Oxford Dictionary of Art  (1988, 1997, 2004)] Он сыграл важную роль в создании русской фольклорной и романтической национальной живописи.

Виктор Васнецов, Автопортрет, 1868 г., Wikimedia Commons [Public Domain]Родился в далекой деревне Лопял Вятской губернии Российской империи. Васнецов был внуком иконописца и сыном православного священника с любовь к философии и наукам. Васнецов учился в Вятской семинарии (ныне город Киров), а затем учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Для всех его работ характерны сдержанные, приглушенные цвета и ощущение холодной, сырой погоды. Тем не менее, они просто восхитительны. Ознакомьтесь с некоторыми из них ниже:

 

Переезд Виктора Васнецова, Википедия

 

Ковер-самолет Виктора Васнецова, Википедия

 

Крещение князя Владимира, фреска из Киевского собора Виктора Васнецова, Википедия [Владимир Великий ( 958-1015) был князем исторического русского города Новгорода и великим князем Киева, нынешней столицы Украины. Он был обращенным в христианство из славянского язычества. От 9С 80 по 1015 год он был правителем Киевской Руси — разрозненной федерации восточнославянских племен, существовавших с 9 по середину 13 века, культурных предков современных русских, украинцев и белорусов. Здесь Владимир Великий изображен во время обряда крещения, обряда посвящения в христианство.]

 

Богатыри Виктора Васнецова, Википедия западноевропейскому странствующему рыцарю. Слово «богатырь» происходит от турецко-монгольского «багатур» — почетного титула, буквально означающего «богатырь», «доблестный воин» или «храбрый». На этой картине Васнецов изобразил трех знаменитых богатырей из фольклора Киевской Руси — Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича.]

 

Богатырь на распутье Виктор Васнецов, Википедия

 

Царь Иван Грозный Виктор Васнецов, Википедия Все Руси. Его личность была сложной, и его наследие сложно. Он был набожен и умен, покровительствовал торговле и искусствам, но страдал психическим заболеванием и впадал в приступы гнева. В одном из таких припадков он убил своего второго сына и избранного наследника Ивана Ивановича.]

 

Четыре всадника Апокалипсиса автора Виктор Васнецов, Википедия [«Четыре всадника Апокалипсиса» — персонажи, описанные в последней книге Нового Завета в Библии — Откровении (глава 6, стихи 1-8). Белый конь — это Завоевание, красный конь — Война, черный конь — Голод, а бледный конь — Смерть. В христианской эсхатологии (той ветви богословия, которая имеет дело с окончательными вопросами, будущим состоянием, конечными временами) эти четыре толкования интерпретировались самыми разными способами.

 

Птицы радости и печали — Сирин и Алконост Виктора Васнецова, Wikimedia Commons [Сирин и Алконост — загадочные девы-птицы из русского фольклора.]

 

Лягушка-царевна Виктора Васнецова, Wikimedia Commons [Русская сказка. Читать здесь.]

 

Алёнушка Виктора Васнецова, Wikimedia Commons [Русская сказка. Читать здесь.]

 

«Спящая царевна» Виктора Васнецова, Wikimedia Commons [Русская сказка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *