Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища» :: школьное сочинение на Сочиняшка.Ру
Владимир Александрович Серов (1910–1968), советский художник, картину «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища» написал в 1945 году. На создание этого произведения художнику потребовалось два года. Работа представляет собой масштабное полотно — 288 × 492 см. Техника написания: масло.
Жанр картины: историческая живопись. Идея картины появилась у художника во время войны. Обращение к героическому прошлому отечественной истории было продиктовано тяжёлыми испытаниями, выпавшими на долю русского народа в Великой Отечественной войне. Александр Невский — знаковая фигура в истории России, он не знал поражений в битвах. Его образ был источником вдохновения и веры в победу над врагом. Изображение князя, въезжающего в Псков с победой, перекликалось с фильмом «Александр Невский», созданным за два года до начала войны.
Композиция картины определённо диагональная: санный путь, по которому въезжает Невский, идёт по линии диагонали. Всё движение сосредоточено вдоль этого пути, он задаёт мощную динамику картине. Центр композиции — князь Александр Невский на вороном коне.
На полотне изображён зимний пасмурный день в древнем Пскове. Горожане с ликованием встречают победителя.
На переднем плане слева — рыхлый белый снег, по которому проложен санный путь. Справа — пёстрая толпа псковитян, состоящая из представителей всех сословий, взрослых и детей. Люди в едином порыве восторженно встречают русское войско во главе с Невским. В толпе выделяется богато одетая боярышня, немолодая женщина в простой одежде, обнявшая двух мальчиков, седой старик с посохом и сумой. Бородатые мужчины забрались на звонницу, где монах от души бьёт в колокола, созывая народ на великое торжество.
По обеим сторонам дороги, как водится, бегут ребятишки.
Средний план включает композиционный центр — фигуру Александра.
По правую сторону князя идут пешие пленники — тевтонские рыцари. Их лица бледны и мрачны.
На заднем плане виднеются заснеженные крыши домов, белые стены храма под голубыми куполами и крепостная стена города. Фон — затянутое облаками небо.
Цветовая палитра полотна по насыщенности напоминает краски «Боярыни Морозовой» Сурикова. На снежном фоне разноцветные одежды, только настроение картин разное. У Серова — торжество. Снег очень белый, недавно выпавший. Чёрный конь особенно выделяется на снегу, привлекая внимание зрителя. Самое яркое пятно — красная с золотом княжеская накидка.
Свет пасмурного дня рассеянный, теней нет, но картина от обилия снега кажется светлой.
Идея произведения: непобедимость русского народа — «кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!».
Картина хранится в Русском музее (Санкт-Петербург). В 1945 году исход войны был уже очевиден: немцев гнали. Работа Владимира Серова была созвучна моменту, пробуждала национальную гордость и вдохновляла уставших от войны людей.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища
Серов Вл. А.
1910, село Эммаус Тверской губернии– 1968, Москва
1945
Произведение словно продолжает сюжет написанной в блокадном Ленинграде картины „Ледовое побоище» (1942), в которой художник в динамичной насыщенной композиции показал яростную сечу, произошедшую на льду Чудского озера в субботу 5 апреля 1242 года. Как повествует Симоновская летопись (конец ХV века): «Обратились враги в бегство <…> Гонялись за ними как по воздуху и некуда было им убежать». После сражения войско во главе с князем Александром Ярославичем вступило во Псков. Князь, дружина, воины под победными хоругвями торжественно движутся, словно рассекая ликующую толпу. Рядом с конем полководца сопровождаемые дюжими дружинниками „знатнейшие пленники“ (числом пятьдесят). Стар и млад приветствуют победителей радостными кликами и колокольным звоном. В масштабной многофигурной композиции в традициях „хоровой картины», конечно же, ощутимо влияние полотен В. И. Сурикова.
В произведениях, созданных Серовым и другими художниками в годы войны и по ее завершении, вполне выражена идея, прозвучавшая в стихах Демьяна Бедного: „Я верю в свой народ несокрушимою тысячелетней верой“. Образ воина, искусного дипломата, правителя (легендарный и канонизированный), святого благоверного великого князя Александра Невского — один из самых почитаемых в нашем Отечестве. В 1942 году указом Президиума Верховного Совета СССР были учреждены военные ордена, среди них — Александра Невского. Командиры Красной Армии за мужество, умелое командование, обеспечивавшее успех их частей, награждались этим орденом. // Анатолий Дмитренко. Большая картина. СПб., 2006. С. 232-233.
Великий князь Александр Невский (1220/1221 (?) – 1263)
Сын переяславль-залесского и новгородского князя Ярослава Всеволодовича, внук великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1236–1251 — князь новгородский, с 1252 — великий князь владимирский. Одержал победу над шведами в 1240 году (Невская битва) и разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере в 1242 году (Ледовое побоище), приостановив католическую экспансию на Русь. В противостоянии с Западом опирался, в частности, на поддержку Золотой Орды, в отношении которой проводил осторожную и по-своему дальновидную политику подчинения. За этот, по сути, союз с монголо-татарами он нередко подвергался критике в историографии. Официально канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверного на Соборе в 1547 году.
Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 66.
5 апреля 1242 года дружина Александра Невского разбила на льду Чудского озера войско немецких крестоносцев Ливонского ордена. По своим масштабам Ледовое побоище уступало не только Невской битве, но и другим сражениям той эпохи, где Русь и Литва громили крестоносцев (Раковорскому, под Шауляем). Однако участие святого Александра Невского придало этой победе, одержанной православным воинством над немцами-католиками, важное символическое значение. В годы Великой Отечественной войны тема в очередной раз приобрела актуальность. В картине Серова, написанной в 1945 году, Александр Невский и его дружина ассоциируются с победоносной Советской Армией и ее маршалами. (П. К.)
Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 69.
«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:
Ледовое побоище, 1242 – Искусство битвы
(Убедитесь, что вы нажали F5 или View Show)
Анимация не отображается должным образом?
Александр Невский против Германа фон Буксхёвдена: Армия крестоносцев под командованием Германа пытается атаковать русскую армию под Невским. Сможет ли удар рыцарей Германа разгромить ополчение Невского с одной атаки? Также известна как битва на Чудском озере.
Значение
.
История, особенно военная история, больше всего интересуется тем, что на самом деле произошло и почему в данное время и в данном месте. Таким образом, хотя рассказ о том, как рыцари-крестоносцы провалились под лед и утонули, почти наверняка является выдумкой, тот факт, что русские летописцы добавили это к своим рассказам, а советские фильмы сохранили этот миф, имеет историческое значение. Чтобы понять место этой битвы в русском национальном дискурсе, нужно понять, почему Сергей Эйзенштейн, директор 19-го38 Советский фильм «Александр Невский» решил включить культовое изображение тевтонских рыцарей, падающих под лед. Сетон, биограф Эйзенштейна, утверждает, что вдохновением для этой сцены послужил «Потерянный рай» Мильтона (1978: 381). Островски объясняет, что
.
Подобно тому, как «Хрустальная стена Неба… разверзлась» и воинство сатаны упало в «бездонную пропасть» «бездны расточительной», так и ливонские рыцари провалились сквозь лед в «бездонные глубины» мелкой Озеро Чудь. Иными словами, «традиционная интерпретация» «ледовой битвы», скорее всего, была результатом кинематографической интерпретации Эйзенштейном Битвы в небесах из «Потерянного рая» Мильтона. (2006: 312)
,
Параллели многое говорят нам о глубоком и горьком представлении русского национального дискурса об иноземном захватчике. Понятно, почему советская пропаганда времен Второй мировой войны вызывала образ Невского в борьбе с западным захватчиком того времени, в данном случае с нацистской Германией. Также понятно, как такие представления и образы поддерживают себя во времени, учитывая частые нашествия на русские земли на протяжении всей истории.
Анализ
.
900:05 Боевой план Германа основывался на шоке от атаки его рыцарей, чтобы сломить решимость среднего русского солдата остаться на поле боя. Убедить врага в том, что поле боя негостеприимно, заставить его бежать, как правило, является основным элементом победы, а не убивать каждого вражеского солдата, поэтому эта тактика не была полностью фантастической.
Примечания
.
Цифры в этой битве несколько различаются, но согласитесь, что крестоносцев было значительно меньше. Я принял номера Николь (1997: 41, 90), хотя это и не одно из лучших его произведений. Его версия событий отличается от других источников, таких как размещение казахских конных лучников на стороне русских; он помещает их на правое крыло, в то время как все другие источники помещают их на левое крыло, поскольку они стреляли в небронированную правую сторону датских рыцарей на правом крыле крестоносцев (Dickie, 2006: 105; Jestice, 2007: 166).
Если вы знакомы с советской киноверсией битвы, вас могут удивить события, изображенные в этой анимации. В «Ледовом побоище Александра Невского: создание легенды» Островский (2006) предлагает информативное объяснение того, как со временем менялись рассказы о битве, кульминацией которых стал вымысел о рыцарях, пробивающих лед. Рассказы об этой битве перепутаны со сведениями о другом сражении на льду в 1016 г. (Ostrowski, 2006: 29).1). Хотя это и не упоминается, русский опыт провала под лед в результате попадания французской пушки в битве при Аустерлице в 1805 году, возможно, также повлиял на русский дискурс.
– Джонатан Уэбб
.
Консультации по работам
.
Дикки, Иэн. «Пейпус, 1242 год». В Битвах Средневекового Мира 1000-1500. Лондон: Эмбер, 2006.
.
Джестис, Филлис Г. «Чудское озеро, 1242». В 900:30 Сражения крестовых походов 1097-1444 гг. Лондон: Янтарь, 2007 г.
.
Николь, Дэвид. Чудское озеро 1242: Ледовое побоище . Лондон: Оспри, 1997.
.
Островски, Дональд. «Ледовое побоище Александра Невского: создание легенды». История России 33 (2006): 289-312.
.
Сетон, Мари. Сергей М. Эйзенштейн . Лондон: Деннис Добсон, 1978.
.
Урбан, Уильям. Тевтонские рыцари: Военная история . Лондон: Гринхилл, 2003.
.
Изображения
.
Александр Невский: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Alexander_nevsky.jpg
.
Рыцари-крестоносцы: http://www.dbaol.com/armies/army_148a_figure_1.htm
.
Легкая пехота крестоносцев (эстонцы): http://www.dbaol.com/armies/army_148a_figure_1.htm
.
Карта Прибалтики: https://en.wikipedia.org/wiki/Teutonic_Order
.
Карта мира: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_map_projections
.
Российская легкая конница: http://www.dbaol.com/armies/army_129_figure_1. htm; http://www.dbaol.com/armies/army_130_figure_1.htm
.
Российская легкая пехота: http://www.pressdat.com/mtw2/Novgorod/Spear_Militia.html; http://www.pressdat.com/mtw2/Novgorod/Archer_Militia.html
.
.
Темы1200-е годыАлександр Невскийатака из оборонительной позициикавалериякрестоносцыВосточная Европаобход обоих фланговГерман фон Буксховденконный лучникрыцарьземлялегкая пехотаСредневековьесовременная РоссияСеверный крестовый походпроникновение в центррусские9 сезон
некоторые ПЕЙЗАЖИ: Ледовое побоище
В разделах, посвященных пейзажу и музыке, в моей книге Замерзший воздух, я писал о сложности перевода физических форм скал в музыку. Однако в году Александр Невский (1938 год), Сергей Эйзенштейн и
Именно это и пытался сделать Сергей Прокофьев, как видно из этого фрагмента диаграммы из книги Эйзенштейна « Film Sense » (1948). На полной развернутой странице показана сцена «рассвета тревожного ожидания», предшествующая знаменитой ледовой битве, с кадрами из фильма, нотной записью, диаграммами визуальных эффектов фильма и линейным представлением того, как звук и изображение движутся вперед. . В этом кадре форму утеса отражает нисходящее арпеджио партитуры G#. Я встроил отрывок этой последовательности из оригинального фильма выше, чтобы вы могли увидеть, как это работает. В версии фильма
переиздан в 1995 с новым счетом, этот нисходящий
Фраза «скала» менее очевидна и фактически появляется в следующем кадре.
Действительно ли это звуковое соответствие помогает нам представить крутизну обрыва? Идею раскритиковали Ганс Эйслер и Теодор Адорно . Как пишет Питер Верго в своей книге «Музыка живописи » (2010), они «справедливо высмеивали идею о том, что скалу можно изобразить музыкально». Диаграмма Эйзенштейна показывает соответствие между формой утеса и визуальный внешний вид партитуры, но то, что мы на самом деле слышим при прослушивании музыки, не обязательно соответствует тому, как нотная запись появляется на странице.
Я пытался вспомнить, когда я видел Александра Невского с живым оркестром — кажется, в Королевском фестивальном зале где-то в девяностых? Возможно, я просто неправильно помню, как смотрел переизданную версию фильма, когда он прибыл в Лондон. Наблюдая за этой сценой сейчас, я поражен этими прекрасными снимками ледяного поля в стиле Сугимото. Первую из них, появившуюся после нескольких крупных планов солдат, также можно увидеть на 9-м плане.Диаграмма 0046 Film Sense
, сопоставленная с плоской музыкальной перспективой. В некоторых примечаниях к выпуску фильма Criterion Collection описывается, как были созданы визуальные эффекты для Ледового побоища.‘ Необыкновенная декорация Невского была снята первой — во время лето — в подмосковной деревне. Оператор Эдуард Тиссе использовал фильтр, чтобы предложить зимний свет; деревья были окрашены в голубой цвет и посыпанный мелом; искусственный горизонт был создан из песка.