Миф олимп краткое содержание для читательского дневника. Мифы Древней Греции: Олимп
Моя судьба » Молитвы » Миф олимп краткое содержание для читательского дневника. Мифы Древней Греции: Олимп
История Зевса – верховного бога греческой мифологии.
Многие веровали в Зевса, как в единственного и главного бога еще до прихода христианства, а самые ужасные природные катастрофы объяснялись его гневом.
Небеса в греческой мифологии олицетворяли очень важную часть мира, а тот, кто управляет небом и есть хозяин всего и вся. Зевса всячески почитали, как справедливого управителя и людей и богов.
Среди богов Зевс занимал наивысшею ступень иерархии, т.е по сути он был царем среди богов.
Как владыка небес Зевс мог управлять молнией и громом. Именно молния стала символом власти и могущества Зевса. Этим объясняется еще одно имя Зевса – Громовержец, так греки пытались объяснить такое природное явления как молния.
Миф о рождении Зевса
По легенде Зевс не был богом с самого начала, амиф о рождении Зевса
, начинаются с того, что Зевс бросает вызов своему отцу – Кроносу. Кронос был очень могущественным, он повелевал самыми сильными из божеств – Титанами. (Титаны считались самыми первыми божествами, которые заселили землю, но они были не особо умными, агрессивными, хотели лишь брать и потреблять.) Когда Кронос решает продлить свой род он вынужден вступить в связь со своей сестрой из рода Титанов – Рейей.
Изначально все боги являются родственниками, а потому инцест в мифах довольно распространенное явление.
У Кроноса и его жены Реи появляется следующее поколение богов. В будущем это поколение назовут – олимпийцы.
В их число входят Аид, Посейдон и Зевс.Кронос изначально не хотел иметь детей, так как не желал отдавать статус верховного правителя. Он боялся того, что его сын будет сильнее и лучше, что, в конце концов, он его свергнет. Из-за боязни все потерять, Кронос решил поступить кардинальным образом. Сразу же после рождения, он заживо заглатывал своих детей. Конечно, дети не могли умереть (так как были бессмертными богами) но уже не представляли угрозы для Кроноса.
В то время каннибализм в древней Греции был чем-то из ряда вон выходящим, этот акт считался уделом дикарей.
Рея была в ужасе, Кронос поглотил уже пятерых ее детей, а сейчас она снова беременна. Чтобы ее дети остались на свободе, Рея придумывает план. Она убегает в тайное убежище и рождает там сына. Именно этому сыну предстоит стать царем богов – Зевсом. Но Кронос уже ждал свою жену дома, чтобы поглотить только что рожденное дитя. Поэтому рея заворачивает в пеленку камень и несет его Кроносу.
Своего сына Рея решает спрятать на острове Крит в тайной пещере. (После эта пещера станет святилищем для поклонения Зевсу.) Но тяжело спрятать кого-то от самого Кроноса, каждый раз, когда маленький Зевс плакал, люди, что охраняли его, били в специальные щиты, что висели вдоль стен пещеры. Звон этих щитов не давал Кроносу услышать плачь своего сына.
Миф о рождении Зевса гласит, что маленький бог жил в пещере до наступления зрелости. Взрослея, Зевс проходит обучение, набирается мудрости и силы – становится настоящим мужчиной. Все это делается для достижения своей цели, которую Зевс сам для себя поставил – свергнуть своего жестокого отца и захватить власть над миром.
Краткий миф о Зевсе — свержение Кроноса
Зевс знает, что ставки очень высоки, если он победит, то станет верховным правителем мира, а если проиграет, то навечно попадет в Тартар.
(Тартар – нижний уровень царства Аида, именно сюда низвергались проклятые т. е те кто как-то оскорбил богов.)
Кронос восседал на горе Олимп.
Гора Олимп в древнегреческой мифологии была домом богов. Однако она существует и на самом деле. Это самая высокая точка в Греции, гора возвышается над уровнем моря почти на 3 километра. Сами греки действительно верили, что на этой горе обитают боги.
Именно на вершине Олимпа, Зевс разрабатывает план отвоевывания трона у своего отца Кроноса и его могучих Титанов. Зевс решает освободить своих братьев, проглоченных Кроносом и заручиться их помощью. За это время братья Зевса, находясь в животе Кроноса, также повзрослели и обрели силу богов. Чтобы освободить своих братьев Зевс сварил ядовитое зелье. Проникнув в покои Кроноса, Зевс подливает ему в чашу яд. Выпив его, Кронос начинает плохо себя чувствовать, вскоре он изрыгает камень, что дала ему Рея вместо Зевса.
По легендам, этот камень лег в основу самого почитаемого в древней Греции места – дельфийского храма, пристанища оракула. Дельфы – святилище, куда приходили люди со всей Греции, чтобы поклониться и попросить помощи у богов. Этот камень, который низверг из себя Кронос и по сей день находится в самом центре дельфийского храма.
По легенде вслед за камнем, Кронос извергнул пятерых съеденных ранее детей. Зевс, как хороший правитель, обладал отличным умом и навыками вдохновлять и убеждать других. Благодаря этим навыкам он смог объединить своих родичей и создать коалицию. Но даже вместе им не хватало сил, чтобы сразиться с Титанами.
Тогда Зевс вспомнил о позабытых Кроносом, циклопах и сторуких Гекатонхейров. Кронос боялся их мощи, а потому упрятал их в тартаре.
Зевс понимал, что заручившись их помощью, победа будет за ним. Спустившись в Тартар, он находит Гекатонхейров и разговаривает с ними на равных и с почтением, он просит у них помощи для свержения своего отца. Будучи тронутыми таким почтением Гекатонхейры согласились помочь молодому Зевсу.
После Зевс также освободил и циклопов. Взамен они подарили Зевсу власть повелевать молнией и громом.
Силы определены, сам бой состоится в Фессалии, равнине лежащей меж гор Отрис и Олимп.
Начинается грандиозная битва, Зевс с молнией в руках, его братья, циклопы и Гекатонхейры сражаются с самыми сильными божествами – Титанами.
(В Фессалийской долине до сих пор находят следы грандиозных сражений.)
Вскоре наступает решающий момент, битва между отцом и сыном. С вершины горы Олимп Зевс поражает армию отца сильными ударами молний. Сторукие Гекатонхейры откалывали огромные куски гор и швыряли их в титанов. Земля под их ногами раскалывалась, а звуки битвы были слышны на весь мир.
Ученые выяснили, что древний мир в то время, пережил настоящую катастрофу. На территории острова Санторине около 3 т.л. назад случилось сильнейшее извержение вулкана. Его мощь можно сравнить с пятью десятками тысяч хиросимских бомб. Извержение такой силы уничтожило большую часть греческого мира, а выжившие могли объяснять эту катастрофу как гнев богов.
Битва богов продолжается, а Зевс начинает выигрывать. Но у титанов было что предпринять. Из глубин Тартара они вызывают Тифона.
Тифон – ужасающее чудовище невероятных размеров.
Бой Зевса и Тифона был не долгим, чудовище не выдерживает столь мощных ударов молний и низвергается обратно в Тартар вместе с оставшимися титанами. Там им предстоит провести вечность.
Победа Зевса сделала его повелителем мира и царем среди остальных богов. Однако спокойствие и мир были не долгими, вскоре у Зевса появляется новый враг в лице близкого человека.
Зевс и его жена Метис
Мифы древней Греции гласят, что греческие боги вовсе не безгрешны, у каждого есть как сильные, так и слабые стороны, и боги не исключение.
Одна из самых слабых сторон Зевса была его любвеобильность и страсть к женщинам. По легендам Зевс превращался в различных животных, людей, мужей женщин. Все это делалось для того, чтобы соблазнить юных красавиц и вступить с ними в связь.
Первой привлекла внимание Зевса юная богиня Метис. Вскоре Зевс взял ее в жены.
Метис – жена Зевса, по легендам она отличается невероятной красотой, а само ее имя в переводе означает «мудрая»
Но его чувства омрачаются страшным пророчеством, которое должно лишить его власти. Зевсу предсказали, что его жена, родит ему ребенка, который отнимет у него трон. Подобно своему отцу Зевс испугался своего будущего наследника. Но Зевс не хотел быть как его отец, он поклялся, что на этот раз все будет по-другому. Чтобы сдержать свою клятву, он проглатывает свою жену. И снова любовь проиграла жажде власти.
Пока Метис находилась в плену, Зев мог пользоваться всеми ее интеллектуальными способностями. Зевс стал умнее, мудрее и хитрее, чем был раньше.
Зевс и Гера – новая жена Зевса
Так как Метис не стало, Зевсу потребовалась новая жена.
Подобно своему отцу, Зевс решает взять жену из собственной семьи. Ею стала его сестра – богиня Гера.Гера была не похожа на остальных, она была очень могущественна. Можно сказать, чтоЗевс и Гера
были ровней.
Но Гера также была и довольно ревнива. Зевс же продолжал увеличивать число своих возлюбленных.
Миф о Зевсе гласит, что среди его любовниц были как смертные, так и богини. Каждая связь Зевса и его любовниц заканчивалась беременностью. Они родили более сотни детей от Зевса.
Такая распущенность Зевса могла объясняться тайным желанием самих Греков. Мечтая о многих девушках, они думали, что всемогущий бог уж точно не упустил бы такую возможность.
Вскоре все больше городов древней Греции желали породниться с самим богом. Они объявляли, что в их городе есть девушка беременная от самого Зевса. В результате этого, рождались основатели местных правящих династий. Сами же города стали называть в честь рожденных детей Зевса: Афины, Фивы, Магнезия, Македония.
Однако , не рада любовным похождениям мужа. Гере не нравилось то, что ее унижают на глазах других богов, однажды она не вытерпела и поклялась, что отомстит Зевсу за его многочисленные измены.
Собрав остальных олимпийцев, Гера подговаривает их поднять восстание против Зевса. Она сказала, что несправедливо, что Зевс главный и если все олимпийцы объединятся, то смогут его низвергнуть.
Олимпийцы собираются и заковывают Зевса в цепи, пока тот спал. Проснувшись, Зевс обнаруживает, что закован. Такой подлости от родственников, которых он ранее спас, он не ожидал.
Зевс всегда боялся такого восстания, ведь не один смертный не мог бы бросить ему вызов. Но объединившись, олимпийские боги вполне могли его низвергнуть.
Вскоре к скованному Зевсу пришла помощь в виде старых союзников – Гекатонхейров. Услышав о том, что Зевс в беде, они приходят к Зевсу на помощь. Они разбивают сковывающие цепи, а олимпийцы разбегаются в страхе.
Пережив этот заговор, Зевс начинает мстить. Свою жену Геру он подвесил на золотых цепях, между небом и землей. Сын Аполлон и брат Посейдон были приговорены к тяжкому труду (им нужно было построить непреступные стены Трои.)
Древние греки не могли объяснить возникновение Трои (постройку такого уровня в то время невозможно было соорудить) а миф объяснял ее возникновение.
Гнев Зевса и всемирный потоп
По легенде, все, кто поднял восстание против Зевса, получили заслуженное наказание, однако гнев Бога обрушился и на людей. Всемирный потоп приписывают гневу Зевса.
В древней Греции люди очень боялись гнева Зевса. Ведь совершая плохой поступок, Зевс мог поразить их своей молнией.
Гесиод писал, что если бы не страх перед Зевсом, то люди превратились бы в зверей, и слабые подчинялись сильным. Таким образом, Зевс принес в мир порядок и справедливость.
Когда в мире происходили природные катастрофы, греки верили, что их насылал Зевс чтобы покарать злодеев. Часто при этом придумывались истории о том, что так разгневало бога.
По легендам Зевс впадал в бешенство, если люди поедали себе подобных. Однажды увидев, как люди поедают себе подобных, Зевс впал в ярость и поклялся уничтожить все человечество при помощи всемирного потопа.
Девять дней и ночей льет сильнейший дождь, затапливая всю землю. Вода достигает вершины горы Парнас, которая возвышалась на два с половиной километра. По всей земле умирают люди. Когда дождь, наконец, закончился, остались лишь двое смертных. Они выжили потому, что построили ковчег.
Эти истории удивительным образом переплетаются между собой, параллель с ветхим заветом более чем очевидна. Тем самым можно сказать, что разные народы мира объясняли столь ужасное природное явление по-разному.
Свержение Зевса – приход Христианства
Миф о Зевсе гласит, что он смог справиться с восстанием олимпийцев, однако не смог справиться с другим соперником Иисусом Христом.
В 1 веке н.э учение Иисуса Христа распространится по всему миру низвергая власть верховного греческого божества.
Христианство дало людям надежду. Надежду на спасение после смерти. У людей появилась вера в то, что после смерти их ждет вечная жизнь. Поэтому у Христианства было столь много последователей.
Власть Зевса над людьми с распространением новой религии по средиземноморским странам, постепенно угасала. Народ, который его почитал, в конце концов, сам же его отверг.
В древней Греции только сила судьбы была более могущественна, чем Зевс. Даже сам верховный бог не мог бы противиться судьбе. Как бы он не хотел ее изменить или избежать он все равно подчиняется ее воле.
До прихода Христианства
миф о Зевсеправил всем греческим миром на протяжении тысяч лет. Зевс был самым грозным, и почитаем среди всех олимпийских богов. Он один среди немногих божеств, оставивших большой след в истории человечества: Геракл, Аид, Медуза — истории о них приоткрывают окно в давно забытый мир.
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его — богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей — Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар — пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть — все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей — удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.
Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ — защитница правды и враг обмана.
Зевс хранит порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы — мойры, живущие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и подчиниться ему. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.
Есть и еще на Олимпе богиня судьбы — это богиня Тюхэ, богиня счастья а благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс, сошлет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но как редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!
Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.
Высоко на светлом Олимпе (1) царит Зевс, окруженный множеством богов… Прекрасные Оры (2) охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю.
Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом (3). Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его — богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа…
Пируют боги… подносят им амврозию и нектар — пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы (4) услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло,….
С сестрой своей Артемидой , и златая Афродита , и могучая дочь Зевса Афина , и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом . Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его — богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ . Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей — Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида , всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед , любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар — пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть — все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей — удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.
Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида . Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ , наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ — защитница правды и враг обмана.
Зевс хранит порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы — мойры , живущие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и подчиниться ему. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры. Есть и еще на Олимпе богиня судьбы — это богиня Тюхэ , богиня счастья а благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс, сошлет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но как редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!
Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.
Греческая гора Олимп находится в Фессалии. Ее название, как полагают, означает «округлость», так как вершина, на которой, согласно мифам, восседали боги, была круглой, удобной для заседаний. Там, на вершине Олимпа, появились новые дворцы для Зевса и других богов. Их построил и украсил знаменитый бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса Гефест. Он яке сделал и золотые кареты для богов. И представители нового поколения богов-олимпийцев, победители титанов, выезжали с горы только на золотых колесницах. Но чаще боги оставались дома, творили свои великие дела и наслаждались покоем.
В царстве Зевса все как в раю: над головой всегда голубое небо, всякая непогода обходила стороной Олимп. Ни дождя, ни снега, ни буйных ветров не знали олимпийцы. На самой вершине царило вечное лето, там всегда было тепло и уютно, воздух напоен приятными ароматами. Сам Зевс восседал на золотом троне, возле его подножия устраивались две богини — богиня мира Эрейна и богиня победы Нике.
Когда боги собирались в пиршественном зале, то жена Зевса, богиня Гера, сидела рядом с мужем. Возле Геры располагалась ее посланница, богиня радуги легкокрылая Ирида, она всегда была готова отправиться в любой уголок земли, чтобы выполнить поручение своей повелительницы. На столе у богов амврозия и нектар — самая благословенная еда и питье, дарующие вечную молодость, здоровье и бессмертие. Неслучайно поэтому, у богов всегда было хорошее расположение духа. Этому способствовали также танцующие богини хариты (у римлян грации) и музы. У них легкие движения, они водили хороводы, негромко пели, стараясь доставить всем олимпийцам приятное. И боги, ничем не раздражаемые, в спокойной обстановке вершили судьбы мира и людей. При этом они не забывали, кто среди них главный, и смотрели на Зевса, ожидая его приказаний.
Зевс был полон достоинства, понимал, что он всемогущий, он главный судья всему окружающему. Он мог даровать достойным людям счастье, удачу, а на недостойных готов был наслать болезни и даже смерть. Он знал, кого и как наказать. У ворот его дворца стояли два сосуда: в одном дары добра, в другом — зла.
Зевс не всегда был благодушен и добр. Если он замечал того, кто нарушал раз и навсегда заведенный порядок, то пощады не жди. Бог мигом сдвигал брови, и на небе появлялись черные тучи, он взмахивал рукой, и раздавались удары грома, а следом сверкали молнии, это означало, что грядет буря. Эти бури приносили на землю многие несчастья. И люди боялись гнева Зевса.
Зевсу помогала управлять всеми делами богиня Фемида, стоящая на страже закона и порядка, она же обладала даром предсказательницы. Помогала Зевсу также его дочь, богиня Дикэ — защитница правды и враг обмана. Именно Дикэ докладывала Зевсу о тех, кто не соблюдал законы. Но хотя Зевс посылал людям счастье и несчастье, все же судьбу людей определяли неумолимые богини судьбы — мойры (у римлян парки), также жившие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Мойры — это невидимые темные силы, они одни знали, что предназначено богу или человеку, и нет такой силы и власти, которая способна была бы что-нибудь изменить в намеченной линии жизни.
Мойра Клото пряла жизненную нить человека, определяя срок его жизни. И когда нить обрывалась, то кончалась и жизнь. Другая мойра, Лахесис, заведовала жребиями, которые выпадали человеку, она вынимала их не глядя. А третья мойра, Атропос, заносила все, что назначили в жизни человеку ее сестры, в длинный свиток судьбы, и это становилось неизбежно.
Так царил окруженный сонмом богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.
Античный миф. Олимп. Вопросы и задания на странице 13-14
1. Что такое миф? Как менялось представление о нём?
Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.
Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности.
Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь
2. С чем было связано возникновение преданий и легенд? Кто распространял их в Древней Греции?
В основном это были служители храмов древнегреческих богов. Потом так же распространением занимались и сами жители.
3. На основе чего создавал свои поэмы древнегреческий поэт Гомер?
«Илиада»- на основе троянской войны
«одиссея»- на остове того, как Одиссей после троянской войны возвращался домой
4. Какие понятия связанные с окружающим миром и человеком объясняются в мифе «Олимп»
Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и первых богов. В эту эпоху человек начинает понимать свою значимость. Греки стараются поместить его на Олимп. В принципе он не бог, а герой.
5. Какие события предшествовали рождению главного «бога — Зевса?
По древнегреческой мифологии, воцарению на горе Олимп бога-громовержца Зевса и его рождению, предшествовала целая череда интересных и в тоже время весьма кровавых событий.
Первым божеством, символом неба, был Уран, который отличался огромной плодовитостью, но ненавидел и боялся своих детей. Поэтому каждого рожденного ребенка Уран прятал обратно во чрево матери-земли, богини Геи.
И тогда Гея уговорила своего очередного ребенка, Крона (Кроноса) оскопить Урана, что тот и сделал острым серпом. Несмотря на то, что Уран остался жив, он утратил право быть верховным богом и им стал Крон.
Но и этот бог очень не любил собственных детей, потому что ему было предсказано встретить смерть от одного из них. Поэтому Крон своих детей проглатывал. Гак он проглотил например Посейдона, Геру и Лида. Но жена Крона, Рея, решила спасти хоть кого-то и поэту сбежала на остров Крит, где и был рожден и до поры спрятан маленький Зевс.
Л когда Зевс вырос, он победил своего отца и освободил проглоченных братьев и сестер.
6. Кто были родителями Реи, матери Зевса? Как вы думаете, почему для древних людей это было необычайно важно?
Родителями Реи (бабушкой и дедушкой Зевса) были Уран Гея. Для древних людей было важно, так как родители Реи были более могущественнее других богов Олимпа и очень почитались.
Previous postРоман «Обломов» Гончарова кратко
Next postО литературе Древней Руси. Из «Повести временных лет». Расселение славян. Кий, Щек и Хорив. Дань хазарам. Стр. 64-65
История горы Олимп | Classical Wisdom Weekly
Эдвард Уилан, автор статей, Classical Wisdom
Гора Олимп, расположенная в хребте Олимп на севере Греции, является одной из самых высоких гор во всей Европе. Сегодня гора находится в Национальном парке, но когда-то эта заснеженная гора считалась домом всемогущих греческих богов.
Что такое гора Олимп?
Со времен Гомера гора Олимп считалась домом богов в греческой мифологии, якобы созданная самими олимпийскими богами. Согласно легенде, титаны, которые были старшими богами, сражались с младшими богами, олимпийцами, за контроль над миром. Когда молодые боги победили титанов, они отпраздновали свою победу, построив гору. Облачные пики считались экраном, созданным божествами, чтобы спрятаться от любопытных глаз людей.
Каким был Олимп?
Для греков гора Олимп была домом, действительно подходящим для богов. С прекрасным климатом круглый год, это был настоящий рай. Он был окружен воротами из облаков, которые, в свою очередь, охранял Бог Времен года. Через эти ворота олимпийские боги спускались на землю, чтобы принять жертвы или время от времени вмешиваться в дела людей.
Собрание 20 богов на Олимпе, картина Рафаэля
Лучшее описание дома богов содержится в эпической поэме Илиада . Там он описывает большой дворец на Олимпе, включая троны Зевса, отца богов, и его жены Геры. Дворец Зевса был главным сооружением на Олимпе. Столы и другая мебель были сделаны богом Гефестом, и на самом деле они были сложными автоматами, которые приносили еду и питье, когда это требовалось. Боги встретились в Пантеоне, недалеко от дворца Зевса; это было место, где боги собирались перед троном отца богов. Боги земли, рек, морей и нимфы также собирались, чтобы услышать приказы Зевса и его приговоры.
У каждого бога, жившего на горе Олимп, был свой дворец из золота, драгоценных камней и драгоценных камней. На горе есть несколько вершин, и, естественно, дворец Зевса находился на самой высокой вершине. Многие отмечают сходство между гомеровской версией Олимпа и древнегреческим акрополем, который представлял собой цитадель на возвышенности с видом на город.
Кто жил на горе Олимп?
Все 12 олимпийских богов жили на горе, включая Зевса, Геру, Посейдона, Артемиду, Афину, Афродиту и Деметру. Там жили все великие божества, за исключением Аида, бога смерти, у которого было свое собственное царство и который никогда не посещал других олимпийских божеств.
Считалось, что все Девять Муз жили у подножия Горы. Они отвечали за искусство и время от времени развлекали олимпийских богов.
Поражение Тифона
Вскоре после того, как Боги построили Олимп, на них напал монстр Тифон. Он был огромным существом с сотней драконьих голов, и все они дышали огнем. Этот монстр был сыном Геи, олицетворением Земли. Когда Тифон напал на дом богов, все они бежали, кроме Зевса, Афины и Диониса. Тифон и Зевс вступили в катастрофическую битву, но Отец олимпийцев вышел победителем. Он смог победить Тифона, поразив каждую из его 100 голов громом или молнией. Позже Зевс бросил чудовище в бездну Тартара или похоронил его под горой Этна на Сицилии.
Зевс сражается с Тифоном из 4 века до н.э. Ваза
Как боги живут на Олимпе
Боги в основном развлекались на Олимпе. Считалось, что на горе они устраивали большие пиры, пили нектар и ели амброзию. Последнее было важно, так как помогало им оставаться бессмертными. Когда они были дома, они часто наблюдали за судьбой людей. У многих богов были любимые герои и люди, которых они пытались поддержать. Гомер изображает богов наблюдающими за болью и страданиями людей в лучшем случае с безразличием, а чаще всего с удовольствием. В «Илиаде» боги очарованы Троянской войной; одни показаны поддерживающими греков, а другие — троянцев.
Миф о Беллерофонте
В то время как Зевс постановил, что ни один человек не может подняться на гору Олимп под страхом смерти, Беллерофонт пытался проникнуть в дом богов. Согласно легенде, он был коринфским героем, прославившимся тем, что убил чудовище Химеру. Беллерофонт был любимцем богини Афины, и она помогла ему поймать крылатого коня Пегаса. Однако он так возгордился, что захотел присоединиться к олимпийцам, акт высокомерия или оскорбление божеств. Когда он летел к святым горам, Зевс послал муху, чтобы ужалить Пегаса. Когда муха ужалила мифического коня, она сбросила Беллерофонта, который упал на землю и умер.
Священный город Дион
У северо-восточного подножия горы находился священный македонский город Дион. Он был посвящен Зевсу и другим олимпийским богам. Это был важный ритуальный центр, полный дворцов, храмов и вилл. Он процветал с 5 века до нашей эры до христианизации Греции в 4 веке нашей эры.
Гора Олимп – Греция – Священная земля
Гора Олимп существует и как физическая гора, и как метафорическое место. Греческая и римская мифология представляла его как дом своих 12 основных богов и богинь, и на протяжении всей истории несколько вершин в Греции, Турции и на Кипре назывались Олимпом. Сегодня гора, наиболее широко связанная с этой древней религией, расположена в 100 км к юго-западу от города Салоники на северо-восточном побережье Греции. Гора Олимп в настоящее время сталкивается с экологическими проблемами, включая развитие туризма и незаконную вырубку леса. Однако он сохраняет такое же устрашающее присутствие, какое было у древних греков, которые видели в нем могущество сил, более могущественных, чем человеческие существа.
Земля и ее жители
Гора Олимп была одной из многих гор, наделенных духовной силой в дохристианскую эпоху в Греции и Риме. Его название в переводе с греческого означает «светящийся», возможно, имея в виду типичную для него снежную пыль с ноября по май. Его самая высокая вершина, Митикас, достигает 9 570 футов, что делает Олимп самой высокой горой в Греции и самой высокой горной цепью, которая тянется на север в Болгарию и на юг в Турцию. Митикас имеет круглую форму, отмеченную острыми пиками, глубокими оврагами и рекой Эниппеас. Средиземноморский климат преобладает на нижних уровнях горы, поддерживая белые скалы, кустарниковую растительность и лавры, сосны и фруктовые деревья; выше 6500 футов экология становится альпийской.
Гора Олимп была значима в греческой мифологии как зона великой силы, место встречи неба и земли. Древние греки верили, что Зевс, царь богов, и его семья божеств жили на горе Олимп, но они рассматривали гору скорее как образное пространство для этих богов и богинь, чем как фактическое место на земле. Зевс завоевал территорию в битве с титанами, собирая облака и швыряя молнии. Облака, окутывающие гору, постоянно напоминают о связи между землей и небом.
В греко-римской традиции природные элементы считались предками более персонифицированных богов и богинь. Помимо благоговения перед горами — сочетания благоговения и небольшого страха — люди также видели проявления божественного в пещерах, истоках крупных рек и горячих источниках. Священные рощи были обычным явлением в греческие и римские времена, и путешественники делали в этих местах подношения по пути. Много таких мест существовало в предгорьях и на нижнем уровне горы Олимп. Самым высоким жертвенным местом была вершина Пророка Илии на высоте 9,196 футов. Отшельники и монахи долгое время жили в пещерах и лесах, расположенных на нижних возвышенностях горы.
Горы занимали центральное место в греческом обществе со времен неолита. Десятки деревень возникли в предгорьях Олимпа в эпоху железного века (примерно с 12 в. до 8 в. до н. э.), до классической эры Греции. Изоляция горных деревень помогла сохранить язык и фольклор на протяжении столетий политических изменений. Одним из самых примечательных является Дион на северной стороне. С пятого по второй век до нашей эры в городе проводился девятидневный праздник в честь Зевса. Эти девять дней, известные как Олимпия Зевса, почтили каждую из его девяти дочерей, Муз, театральными представлениями и спортивными соревнованиями. Говорят, что Александр Македонский из Македонии — современного политического региона, который включает гору Олимп на своей южной границе — отправился в Дион, чтобы принести жертвы Зевсу, прежде чем он отправился в свою кампанию по расширению Македонской империи.
С приходом христианства многие из старых религиозных и культурных обычаев, связанных с горой Олимп, были скрыты или включены в новую религию. Пренебрежение христианами «языческой» религии было ярко продемонстрировано в 2006 году, когда археологи, проводившие раскопки в Дионе, обнаружили 2200-летнюю статую Геры, которая использовалась в качестве наполнителя для городских стен, построенных ранними христианами. Однако нижние уровни горы по-прежнему использовались для духовного созерцания. В XI веке святой Дионисий Галикарнасский построил святыню на одной из нижних вершин, Агиос Илиас. Как и во многих европейских странах, местная культура все еще несет в себе следы языческого священного ландшафта, хотя в случае с горой Олимп рекреационная оценка в значительной степени заменила духовное почитание.
Хотя ее значение изменилось, гора Олимп осталась важным географическим местом и символом для греков. Волны захватчиков в римский и византийский периоды прошли мимо нее, но со всеми политическими изменениями, которые ее окружали, сама гора осталась относительно нетронутой. Его пересеченная местность служила убежищем для жителей деревни, солдат-отступников и преступников. Однако греческая горно-деревенская культура резко изменилась после Гражданской войны в Греции, закончившейся в 19 г.49. Многие люди покинули свои отдаленные деревни и перебрались в прибрежные города, в том числе в деревни вокруг горы Олимп. Такая миграция поощрялась растущей экономикой в крупных городах и чрезмерной обработкой горных районов, что приводило к эрозии почвы и обезлесению.
По мере того, как постоянные поселения вокруг горы Олимп опустели, гора стала больше привлекать приключенческих туристов. Первыми известными альпинистами, достигшими самой высокой вершины Митикаса, были швейцарские альпинисты Фред Буассонас и Даниэль Бови Бови, а также их местный гид Христос Каккалос в 1919 году.13. С тех пор гора стала обычным одно-двухдневным походом для юных путешественников. Большинство туристов начинают свое восхождение в городе Литохоро на восточной стороне горы в регионе Македония, месте на трансъевропейском пешеходном маршруте E4.
Другая основная деятельность человека вокруг горы Олимп — археология; Дион и другие древние деревни широко раскапывались с 1920-х годов. Одной из впечатляющих находок стало древнее кладбище, обнаруженное в 1985 году у подножия горы Олимп, в 4,5 км к юго-западу от Диона. Дион и другие раскопанные деревни также дали много информации о городском планировании, укреплениях и храмах от классического греческого до раннехристианского периода. Есть важные византийские церкви и монастыри, а также языческие святыни. Однако сама гора осталась нетронутой профессиональными археологами. Альпинисты регулярно сообщают, что видели следы храмов и алтарей, керамические тарелки и монеты на более низких уровнях. На более высоких уровнях никогда не было строений человека из-за трудностей, связанных с восхождением.
В то время как для подавляющего большинства греков сегодня гора Олимп важна из-за ее экологической ценности или как место для путешествий, небольшое число людей возрождает ее духовную связь. Население Греции на 95% состоит из православных христиан, но с середины 1990-х годов наблюдается рост числа людей, тяготеющих к дохристианской греческой философии или практикующих неоязычество. «Религия 12 богов», также известная как Додекатеон или движение эллинов, была запрещена в Греции до 2006 года. Каждый год несколько сотен человек (700 в 2004 году) собираются на горе Олимп для участия в молитвах и ритуалах, включая бракосочетание и крещение. . В то время как некоторые буквально верят в древних богов, другие являются рационалистами, выступающими за возврат к принципам критического мышления, восходящим к древнегреческой мысли и отсутствующим, по их мнению, в современной греческой жизни. Для этих людей изучение древнегреческой религии является одним из способов воссоединить греческий народ с его наследием.
Текущие проблемы и усилия по сохранению
Гора Олимп имеет высокий приоритет для сохранения Греции из-за ее значительного биоразнообразия. В 1938 году он стал первым из 10 национальных парков Греции. В 1981 году ЮНЕСКО объявила национальный парк Олимп биосферным заповедником. Как и другие греческие горы, гора Олимп имеет высокий уровень эндемичных видов из-за своей географической изоляции и потому, что Греция расположена на пересечении трех континентальных массивов суши. Гора содержит 138 редких видов растений и является важным местом гнездования хищных птиц. В греческих национальных парках есть основная территория, в которой разрешены только исследования и умеренная развлекательная деятельность. В окрестностях разрешены дороги, охота и инфраструктура для кемпинга и пеших прогулок. В то время как его природные богатства уже защищены его статусом национального парка и биосферного заповедника, правительство Греции недавно подтвердило его культурную ценность, представив «более широкий регион горы Олимп» для рассмотрения в качестве объекта всемирного наследия.
Основными угрозами для района являются туризм и скалолазание. Из-за того, что многие деревни заброшены или население стареет, мало жителей, которые могут рассказать о местном ландшафте. Большинство людей, которые исследуют гору, являются путешественниками-авантюристами; они занимаются скалолазанием, катанием на лыжах или плотах, но не имеют местных гидов. Отсутствие постоянных жителей является препятствием для развития экологически ответственного туризма и руководящих принципов сохранения, потому что мало кто заинтересован в долгосрочном уходе за землей. Те, кто остается, часто считают государственные законы навязчивыми и бесполезными с экономической точки зрения.
Несмотря на статус охраняемой территории центральной зоны, незаконная охота (часто с использованием ядовитых приманок) и лесозаготовки продолжают лишать гору ее природных ресурсов. Особенно пострадали хищные птицы, такие как орлы и грифы. В парке не хватает надлежащего персонала и опыта для предотвращения такой деятельности. Лесные пожары также представляют опасность в этих горных районах; Гора Олимп сильно пострадала в 1998 году. Наконец, полигон у подножия горы беспокоит тех, кто ищет рекреационных или духовных впечатлений на горе.
В 2005 году чиновники решили проложить грунтовую дорогу, ведущую к военному учебному центру во Врисопулесе, на горе. Природоохранные организации опасались, что эта дорога станет первым шагом к строительству горнолыжного курорта во Врисопулесе, и их оппозиция приостановила реализацию плана. Однако в работе находятся и другие проекты дорожного покрытия, и чем больше дорог с твердым покрытием, тем легче доступ для лесозаготовителей, охотников, застройщиков и туристов. Вместе эти проекты создадут горный ландшафт с интенсивным движением, в котором даже посетители с самыми лучшими намерениями будут беспокоить дикую природу и растения.
Федеральное правительство рассматривает совместное министерское решение, которое установит новые границы парка. На основании Специального экологического исследования, завершенного в 2003 году, границы национального парка Олимп будут расширены и официально обозначены в трех зонах: основной, буферной и внешней зонах, причем в каждой зоне будут разрешены различные виды деятельности. Хотя это новое законодательство станет важным шагом в защите горы Олимп, необходимо также проделать дополнительную работу, чтобы привлечь местных жителей к усилиям по сохранению. В настоящее время они не имеют права голоса в регулировании или правоприменении, в то время как туризм и развитие играют большую роль в их экономике. Таким образом, жители заинтересованы в сохранении природы, но они должны чувствовать, что вовлечены в этот процесс. Дополнительная поддержка сообщества также поможет управляющим парками контролировать незаконную деятельность, создавая атмосферу уважения и привлекая местных жителей к действиям по защите.
Источники
Бернбаум, Эдвин. Священные горы мира . Беркли: University of California Press, 1998.
Грей, Мартин. «Гора Олимп.» Священные места: места мира и силы .
Костопулу С. и И. Кирицис. «Восприятие местным населением устойчивого развития туризма в охраняемых горных районах: пример горы Олимп, Греция». В документе S «Устойчивое планирование и развитие» (Материалы первой международной конференции по устойчивому планированию и развитию, остров Скиатос, Греция, 1–3 октября 2003 г. ), под редакцией Э. Бериатоса и др., 47–58. Бостон: WIT Press, 2003. 9.0005
Мандраку, Александра. «Гора Олимп под угрозой». Катимерини, 24 марта 2005 г.
Миллер, Джон. «Возвращение эллинов». Worlds of Difference (отчет с аудио и текстом), 2004 г.
Ривз, Джеймс Б. Религия в Римской империи . Малден, Массачусетс: Blackwell Publishers, 2007.
Смит, Хелена. «Клянусь Зевсом!» The Guardian (Лондон), 1 февраля 2007 г.
Смит, Хелена. «Греческие боги готовятся к возвращению». The Guardian (Лондон), 5 мая 2006 г.
Цикас, Джордж. «Олимп 2001». Орейватейн .
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. «Большая область горы Олимп». Центр всемирного наследия ЮНЕСКО .
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. «Гора Олимп.» Справочник биосферных заповедников МАБ .
Валаорас, Джорджия. «Сохранение и развитие горных районов Греции».