Ольга жена олега вещего олега: кем они на самом деле были по национальности — Кириллица — энциклопедия русской жизни

кем они на самом деле были по национальности — Кириллица — энциклопедия русской жизни

2020-02-04 11:55:53

Майя Новик

Сторонники скандинавского происхождения княжеской власти на Руси считают, что и Вещий Олег, и княгиня Ольга были норманнами, так как их имена якобы произошли от мужского шведского имени Хельги. Но давайте посмотрим, что о родословной этих древних русских правителей говорят летописи.

Князь Олег – действительно русский

«Повесть временных лет» описывает Вещего Олега как новгородского князя, который после смерти Рюрика занял его место и стал воспитывать его сына Игоря. Он обложил данью народы, убил киевских князей Дира и Аскольда, заманив их в ловушку, и взошел на киевский престол, продолжив объединять славянские племена. У автора летописи сомнений по поводу национальности Олега не было. Он называет его только русским: «А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет…» – пишет летописец.

А вот Иоакимовская летопись утверждает, что Олег приходился Рюрику шурином – братом жены Ефанды, дoчери князя Урмaнскoгo, которого приверженцы норманнской теории относят к скандинавам. Так где же правда?

Если углубиться в топонимику Руси, то становится ясно, что урманом называли густые дебри на юге страны. Топоним «урман» до сих встречается на картах Причерноморья. В словаре Д. Н. Ушакова «урман» означает «хвойный лес».

Из статьи историка Лидии Павловны Грот «О летописных урманах и о титуле «князь Урманский» мы можем узнать, что во времена Вещего Олега на землях современной Польши и Пруссии, рядом с государством славян-ободритов, существовало древнее славянское княжество Вармия (Warmia; на латыни — Varmia, на старопрусском – Wormjan). Самым древним названием княжества было Урмия (Ormland), то есть правили в нем «урманские» князья.

Очевидно, что и Олег, и его сестра Ефанда, жена Рюрика, были западными славянами. Но как же тогда слова летописца о том, что Олег был «русским»? Оказывается, он тоже был прав, ведь речь шла о Балтийской Руси.

Литовский историк Теодор Нарбутт так определял ее местонахождение: «…На восток до Куришгафа; по всему восточному побережью, на север – до древней Югрии, на запад – до провинций Пруских Скиров и Сударгов». Он же писал, что река Неман прежде именовалась Русью. Ее восточный рукав называли Руссь, Руснит, Русна, или Русения, а западный – Варрус; такое же название имело древнее поселение на реке, в переводе с литовского — Варяжская Русь.

Что до попыток норманнистов связать между собой слова «норманны» и «урман», то их еще в XVII веке поставил на место Василий Никитич Татищев, указавший, что «мурема», «маурема» по-скифски означает «поморие» – приморская, многоводная земля: «…Отчего доднесь поморие северное около Двины и Колы имянуют Мауремани и Мурмани, яко и град Муром… от множества болот или от народа, пришедшаго с моря, имя получил».

Княгиня Ольга

Согласно «Повести временных лет» Ольга была уроженкой Пскова, а житие святой уточняло, что она появилась на свет в селении Выбуты под Псковом. Житие упоминает, что Ольга была незнатного варяжского рода, то есть из славян-ободричей или из руси.

Иоакимовская же летопись сообщает, что Ольга была знатного славянского рода. Звали ее в девичестве Прекрасой, просто позже Олег, выбрав ее в невесты Игорю, дал ей свое имя.

Таким образом, мы видим, что ни Вещий Олег, ни княгиня Ольга никакого отношения к норманнам не имели, а по происхождению были славянами – русью или варгами (варягами). И версия об их якобы норманнских корнях зиждется исключительно на том, что их имена — Олег и Ольга — вроде бы восходят к скандинавскому Хельги. Но было ли такое имя у шведов или норвегов?

Все началось с Хельги. А началось ли?

Вернемся к работам Лидии Грот, которая, будучи гражданкой Швеции, тщательно изучила памятники того времени. Выводы своего исследования она опубликовала в статье «Об имени Хельги: с него все началось».

Грот выяснила, что единственный литературный памятник с упоминанием данного имени – это могильный камень с рунами в Смоланде (Ноббельсхольм). Он представляет собой гранитный столбик, на котором высечена надпись: «Гуннкель установил этот камень в память своего отца Гуннара, сына Роде. Хельги, его брат сделал для него саркофаг и похоронил его по христианскому обряду в Англии, в Бате». Камень украшен христианским крестом и стоит на границе трех поселений. Шведский ученый Рагнар Кинандер полагает, что он имеет отношение к саркофагу, который был найден в XIX веке в соборе Св. Петра в Лондоне и в котором покоится викинг Гуннар. Кинандер датирует саркофаг серединой XI века, а камень – второй половиной XI века.

Это подтверждают шведские именословы – имя Гуннар фиксируется в рунических надписях только с XI века. Есть предположение, что камень появился еще позже – в XII веке. В пользу этого говорит тот факт, что устанавливал его христианин, а распространение христианства в Швеции связывают с походом короля Норвегии Сигурда Крестоносца в 1123 году. И то весьма немногие в те годы соглашались креститься.

Как же тогда могут происходить языческие имена русских князей Олега (который в 879 году сел на княжение) и Ольги (которая родилась около 893 года) от имени христианина-викинга, жившего в XI – XII веках?

Олег и Ольга – русские имена

О том что имена Олег и Ольга были истинно русскими, свидетельствует тот факт, что в летописях есть множество их вариантов. Например: Олъгъ, Олегъ, Олгъ, формы падежей — Олгомь и Олгови; Ольгá (Хронограф XVII века) и Ельга; Вольга, Волья, Волгъ, есть и такие как Легъ, Лга, Лжичи, Олжичи, Ольжичи.

Имена Олег и Ольга в разных вариантах встречаются в топонимике всей Руси. Это Волга – великая русская река, текущая с севера в Каспий, это Вологда и Волхов (города и реки), река Воложка – приток Вятки, река Волгарица с притоком Малая Волгарица. В XVI веке в Каргапольском уезде в озеро Лача впадали реки Волга и Воложка. Под Москвой в реку Нудоль впадает река Вельга. В Прионежье имеются сразу несколько рек Вилга.

По России течет множество рек с названиями Ольшанка, Елшанка, Ильшанка. Есть и реки, носящие имя Елга, – это притоки Цильни, Стерли и Вятки. Ипатьевская летопись упоминает реку Олег. А под Курском расположен город Льгов.

В бассейне реки Лабы (Чехия) имеется река Влга. И наконец, однокоренным с именами Вольгá/Олег и Вóльга/Ольга является имя древнего языческого божества славян Волоса/Велеса. Таким образом, очевидно, что имена князя Олега и княгини Ольги появились на Русской равнине в древние времена и являются истинно русскими.

Читайте наши статьи на Дзен

и-Ольга | Центр Льва Гумилёва

Назовите только имена «Олег», «Ольга» — и миф, как невод, властно потащит вас, как малую рыбу, в жестокие объятия неназываемого рыбака. Олег создал Киевскую Русь Ex Nihilo — будто Бог Ветхого Завета. Как Варуна вытянул страну из чёрной дыры небес. А Ольга в народном сознании несла в себе архетип Митры.

Кей Шах Хосров

Появление царской власти для общества — это всегда травма и шок. Священная власть внушает ужас и бесконечное восхищение. Цари, пришедшие из Ниоткуда. Они ещё и раздваиваются. Множатся.

Лингвистика («царица всех наук» согласно Теодору Шумовскому) помогает нам лучше понять историю, мифологию и этнографию.

Шумовский соотнёс и дешифровал момент основания города Киева со временем правления иранского шахиншаха Хосрова . В честь него построили и назвали будущую столицу Украины. Персидские купцы и иранский экспедиционный корпус, бившийся в Степи с тюрками-хазарами.

«Кей Шах Хосров». Дальше народное сознание расчленило оккупационную инославную надпись на легендарных братьев-первооснователей: на Кия, Щека и Хорива. И дорисовала княжну Лебедь. Ведь без женщин мы, куда?

Так был построен Киев. И так пришёл Рюрик.

С братьями Синеусом и Трувором.

«Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (шведское — sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (шведское — thru varing). Рюрик был настолько инороден для Новгородской Земли, что образ его распался на три части, словно у балтийского князя отросли ещё головы. Как у Змея-Горыныча. В создателях государственного порядка народы-языцы угадывают абсолютное зло, предвидят насилие и уничтожение прежнего тысячелетнего домостроя. Ведь все государства строятся на принуждении. Сначала Зло ненавидят, потом эвфемизируют (перетолковывают на «правильный» понятный лад) — начинают искать в пришлом Драконе, в проснувшемся Вулкане привлекательные черты. А после обожествляют.

 

Ольгова пандемия

Совершенно уникальная мифо-историческая ситуация возникла при создании Киевского каганата. Пандемия, эпидемия «олегов» накрыла Равнину. Творец Киевского каганата Олег Вещий по праву является основателем Руси в нынешнем историко-географическом значении этого слова. Рюрик считался региональным новгородским князем, «полевым командиром» из Рюрикова городища. А вот Олег захватил для сына Рюрика Игоря (или для себя самого) Смоленск, Киев, Чернигов, Волынь, Крым и много чего ещё. И утвердил столицу нового государства в Киеве. По-сему жизнь на Равнине вполне могла бы делиться на «до» и «после» Олега. Это прекрасно поняли жители Равнины — многочисленные славянские, финские, тюркские и балтские племена. Именно его фигура окружена самым большим количеством легенд, ведь Олег — это наш Ромул. Основатель, если не Рима, но Киевского каганата.

Его имя пытались отождествить со скандинавским «Хельга», что в переводе означает Святой. Из имени Олега родился и герой русских сказок Вольга. «Волга», «Волхов» и «волхв» — это уже с финских диалектов — «Белый», «Белая». Что вполне тождественно «Святому» и «Вещему». Ведь Рюрик «с родственниками и дружиною» и со своим «мажордомом» Олегом мог бы быть и финским князем (такая точка зрения высказана Татищевым на основании Иоакимовской летописи и господствовала во времена Екатерины Великой).

Кем бы по национальности ни являлся Хельга-Вольга — он навсегда остался в памяти народной Иным, Странным, инопланетным. Везучим и притягательным оккупантом. Святым Злом.

 

Боги

Французский историк религии Жорж Дюмезиль интересно писал, что арийские боги при создании Рима отобразились в его первых царях. В первую очередь структурно. Ромул воплощение образа Варуны — жестокого громовержца, хитроумного интригана и паука сетей, петлей и капканов для своих врагов. Нума Помпиллий — словно Митра, даровал Риму справедливый солярный закон, детоизобилие и миропорядок. Тулл Гостилий прославился в войнах, как и непобедимый бог-воин-Индра.

При проявлении Киевской Руси одни князья запомнились лишь по летописным сводам. Зато другие воплотили в себе архетип, миф и, как мы увидим далее, иерархию арийских богов. Например, про Рюрика известно, что «он пришёл». А больше — практически ничего. Про Игоря, что он был сын Рюрика, убитый древлянами и соправитель Олега (практически до своей смерти). Про Ярополка, что он сын Святослава, убитый Владимиром.

Но назовите только имена «Олег», «Ольга», «Святослав», «Владимир» — и миф властно потащит вас, как невод малую рыбу в жестокие объятия неназываемого рыбака.

Олег создал Киевскую Русь Ex Nihilo «из ничего», будто Бог Ветхого Завета. Как Варуна вытянул страну из чёрной дыры небес. А равноапостольная княгиня Ольга организовала в стране справедливый порядок, систему налогообложения «по беле с дыма», институт тиунов, транспортные коридоры для торговли и передвижения войск. И, о, да, Святая Ольга (заметим по-ходу, что имя-титул её такие же как и у Вещего Олега) привнесла на Русь православное христианство. Т.е. с мифо-структуралистской точки зрения (по Дюмезилю) Ольга в народном сознании несла в себе архетип Митры.

И даже жестокая казнь древлян по своей неумолимости, дотошности, тщательности и нарочитой кровавости скорее напоминает митраистское жертвоприношение Сомы (у индусов) или священного Быка (у поздних римлян). На розовых костях и чёрной шкуре коего устанавливается миропорядок Правителя-Солнце. А на похоронах самой Ольги — тело княгини «сияло, яко Солнце».

Празднуют «День Святой Ольги» 3 января, что соответствует Зимнему Солнцестоянию и Ялде (зороастрийскому Дню Рождения Митры). В Ялду свежие фрукты накрываются посреди зимы. На зимний солнцеворот родилось и солнце христианского мира.

 

Ночь и День

Олег, как ночь Одина и Варуны и именно из ночного небытия государь достал в историю Русское великое княжество. Олег — быстрый натиск, лихой захват, колдовство и атаманская власть над варяжской дружиной, над «мужским союзом» царя-колдуна, правителя-шамана. Тайный разговор с мёртвыми конями, путешествия за далёкие моря, смена масок и путаница священных предметов. На ладьи ставятся колёса, щиты вешаются на ворота. Неизвестно, где умер, куда пропал (и вообще откуда взялся) волшебник-конунг. Сколько он прожил, и когда, наконец, вернётся?

Сумерки Олега сменились днём Ольги. Той, что в отличии от Олега по мнению люда «от нашей земли», «своя», «от людей», родная, ответственная за процветание, рождение, принесшая стране христианство.

Владимира и Святослава — их бого-мифические роли мы рассмотрим отдельно.

В данном эссе — только про Олега и Ольгу! Они для нас, как два крыла Священного, хлопнувшего по Равнине чудо-перьями.

 

Отец и Дочь, Сестра и Брат

О родословной Ольги известно примерно столько же, сколько и об Олеге. Т.е. практически ничего определённого. Кроме того, что по впечатлению летописцев она «отсюда» и «своя». По одним сведениям княгиня «варяжского рода» из Пскова, по другим — из старинного болгарского (следовательно тюркского) аристократического колена Болгарской Плиски. Есть ещё одна легенда-мостик, «нитка Ариадны» для понимания магического лабиринта, в коем родилась наша Русь.

Якобы Ольга славянка Прекраса. А имя ей дал (своё имя), почти что «окрестил», «проинициировал» никто иной, как вещий Олег. Ольга — жена Игоря, сына Рюрика. Олег «мажордом» Рюрика и опекун Игоря. Но Олег и Ольга связаны странной структурной и почти что мистической связью. Помимо идеи «именования» Ольги Олегом, существует и летописная версия прямой родственной связи двух святых (одного в язычестве, другого в христианстве) князей.

Типографская летопись пишет, что Ольга — дочь Олега, а Олег Игорю был тестем. Вот она казалась бы разгадка «тайн киевского двора»: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга».

Но чешские историки подкидывают новые дрова в печи наших прозрений. Якобы последним правителем знаменитого Моравского княжества (подарившего славянам государственное самосознание и кириллицу) числился Олег Моравский (по уверениям польских и чешских историков «русский изгнанник») — брат княгини Ольги. И шурин Игоря?

И вряд ли речь здесь идёт об актуальном брате княгини. (Что его тоже князь Олег «про-именовал»-«про-звал», «погоняло навесил»?) Видимо — всё о нём же. Об Олеге Вещем. Это же так символично для героя из Священного Царства. Царя из Ниоткуда. Князя-пограничника эпох и миров. Быть основателем одного великого государства и завершателем дел другого.

Хронологически было бы правильно для Олега Моравского — закончить, «закрыть» одно Княжество и начать строить Новое-Небывалое. Но миф, он не живёт по-человеческой воле и логике. Он зеркален, как нескончаемые Ольги-Олеги, воссевшие в священном «ольговем веце» на славянские престолы. Светило Священного воссияло на Востоке Славянства и закатилось на его Западе.

 

Цареубийство

Между появлением брата-близнеца Ольги в Моравии и исчезновением Вещего «Хельги» стоит странная и мистическая утрата короля-шамана. Миф о смерти князя от змеи, выползшей из черепа коня бесконечно поэтичен. Он растёт гуслярскими корнями из змеиных и лошадиных скифских былин. А крона песни об Олеге — исландская сага об Орваре Одде и стихи Александра Пушкина. Будто бы аркан Варуны, сплетённый из гадюк, укусил своего собственного владыку.

Смерть царя несёт в себе мораль, т.е. отсылает нас уже к миру людей. Потому что Священное, оно не то чтобы аморально. Оно внеморально. Оно — иное.

Поэтому гибель князя от зверя — «коня своего» — это личина, маска закрывающая собою образ более глубинный и страшный — миф о цареубийстве или изгнании государя.

Философ Рене Жирар почти математически, оперируя структурными законами мифа, доказал, что сказка о Ромуле, пропавшем в грозу, скрывает за собой убиение первого рекса. Зигмунд Фрейд, прозревший под конец жизни глубины этнопсихологии, сделал психоанализ тайного успения евреями пророка Моисея. И всего последующего пути избранного народа, как искупления за грех казни ветхозаветного вождя и пророка.

Трагическое изгнание царя Эдипа и, связанные с ним неврозы и комплексы, описали те же Жирар и Фрейд в своих лучших книгах. Гибель или изгнание творца Руси, вот что стоит за подлинной песней «О вечном Олеге». А скифская змея из черепа — не более чем мещанский эвфемизм. Дескать не Священный ты, Вольга, ты наш — из плоти и крови, «такой как все». И тебя жалит смерть раздвоенным жалом…

Новгородская первая летопись помещает могилу конунга в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море». Как это было интересно? И умер и ушёл за море? То ли за Балтийское, то ли за Каспийское. Человек-фрактал.

 

Далай-Далай!

Автора, всю жизнь изучающего Сакральное, его географию и историософию, более всего интересует в нашей «волшебной теореме» именно повторяемость, раздвоение, близнечность варяжского князя. А также «близнечность» Олега и Ольги, как с точки зрения структурной мифологии, так и этимологии имён.

Они как Юпитер и Юнона, как Деус и Диана, как двуликий Янус. Хельга-Святой (Вещий) и Ольга Святая.

Не знаю, как с точки зрения истории, новой и старой хронологии, но с точки зрения мифологии Ольга-Олег — это одно и тоже! Это Святое поделенное пополам, расколотое по половому признаку. Святое перетолкованное людьми на гендеры и страты, на родственную таксономию: князь, княгиня, шурин, брат, отец, крёстный, мужчина, женщина. Чистое Священное презентующее себя Мирскому через Близнечность и Повторяемость.

Лучше всего понимание Священного даётся через молитвенное эхо, медленное перебирание чёток и старорусских лестовок. Так отцы-исихасты проговаривая имя Бога, пробуждали в сердце неисповедный свет и незримые энергии. Бесконечное звучание-воспроизведение тантрической мантры «Ом» творит с йогами чудеса.

Священная повторяемость хорошо сохранилась в народных песнях. Чаще всего они повествуют о любви, как наиболее близком и ясном каждому проявлению божественного.

«Люли-люли», «люли-люли» — вот мантра русского народа, ответ на все вопросы и ключ ото всех замков. «Люли-люли».

А цыгане цвякают, как цикады «цуки-цуки», «цуки-цуки». Девушка плачет… Мордатый «роман» сходит с ума и рвёт алую рубаху. Цуки-цуки!

Автор яростных и пряных даргинских хитов «Вкус любви» и «Только ты», неподражаемый Тайгиб Тайгибов разжигает чувственную страсть посредством аккордеона словами-близнецами: «Далай-Далай-Да-лай!». А песня переводится просто: «Я не могу без тебя!»

Далай-Далай!

Zig Zag Orchestra — это такой ответ приштинских косоваров на Кустурицу. Парижские кабаре это сразу пронюхали. Не путинофила, цыганолюба и сербохвала же всё время «пиарить» по линии балканской музыки? Нынче в Париже «албанский сезон». В репертуаре «Зиг-загов» есть удивительная песня-заклинание JORGJICA времён ещё югославской эстрады. JORGJICA «выносит» и сводит с ума именно повторяемостью-проговариваемостью. JORGJICA-JORGJICA.

Почти как «Далай-Далай!»

Что обозначает JORGJICA мне выяснить пока не удалось. Все знакомые — сербы, они, если и знают албанский — никогда в жизни в этом не признаются. Можно только догадываться по клипу Zig Zag Orchestra. Там — море сливовицы, танцы, соблазнительная официантка и беспредельные маковые поля. Рай, а не песня! Любовь — она ведь, как опьянение, как наркотик, как раздвоение с потерей ударений. JORGJICA-JORGJICA. В первом слове ударение на начальный слог, во втором на предпоследний.

Это ведь и специальный приём в стиле сублиминальной рекламы и 25 кадра. Рекламщики наличие «скрытого» кадра, как правило отрицают. Но интуиция и этнография приходят гражданам на помощь. Конечно «что-то такое» есть! Ещё «дедушка кино» Сергей Эйзенштейн вместе с лингвистом Марром и психологом Выготским планировали открыть творческую научную лабораторию по изучению способов и механизмов восприятия, древнего «пралогического сознания» и его влияния на кино и поведение масс. Их эксперименты в самом начале засекретили и заморозили.

 

На речке — на речке

Но у каждого талантливого режиссёра есть свой ключ и свой 25 кадр для зрителя. Как правило он связан с использованием священного арсенала магов и волшебников древности.

Георгий Данелия наиболее принятый русским сознанием и подсознанием грузинский режиссёр. Наш народ считает его, почти как княгиню Ольгу, «своим». Тактика «внедрения» (выражение из фильма Нолана «Начало») у Данелии одинаковая. Во всех его фильмах поётся «На речке, на речке на том бережочке мыла Марусенька белые ножки…». Эта песня открыла режиссёру дорогу в Страну Матерей. Шипящее «на речке — на речке», это такой пароль «сим-сим», сходу его понять нельзя, потому что по-грузински комбинация слов ничего не значит, да и по-русски, в принципе тоже. Ну «на речке», ну и что? Зато тюрки, прослушивая милую сказку, могут и присвистнуть. По-татарски она звучит, как «Нур эчке» — «внутренний свет».

И над Русью ветвится и множится

Вавилонского плата кайма…

Возгремит, воссияет, обожится

Материнская вещая тьма!

(Николай Клюев)

 

Вот тебе и на речке — на речке. Йордица-йордица. Выходит Данелия просто подыскал правильные священные рефрены-припевы к сердцу зрителя. На Руси в стране Маруси (Священной Матери и Богородицы) перекликаются на невидимом языке из сердца вещей тьмы. На наречии любви наши люди (в первую голову женщины) будто мусульманские суфии или соловьиные стаи вплетают лазурные волны в еловой смолы русла и кисельные берега.

На речке — на речке. Люли-люли.

 

Муж и Жена

А теперь вернёмся к Ольге-Олегу. В нашем исследовании нам не хватало лишь любовной линии между героями. Мы выяснили, что они могли быть отцом и дочерью, братом и сестрой, крестником и крёстной (в языческом смысле). И здесь уместны разные грани братской, отеческой и инициатической любви. Могли ли они быть любовниками или даже мужем и женой? Конечно могли. Структурное исследование не просто подталкивает к этой мысли, но и прямо указует на неё. Ну а народные песни-заговоры утверждают лишь одно:

Сакраментальная повторяемость Ольга-Олег, Ольга-Олег — это и есть знак и образ явления божественной любви. Это заклинание Священного, породившее Русь.

 

Царь и Птица

Ну и последнее. Чтобы мы слишком не радовались, не умилялись. (Ещё бы, американцы за 20 лет с лишком приучили нас к «хэппи эндам»). Запустим сцену из «жизни за царя». Только декорацией будет не Московская, а Киевская Русь. Когда Ольга мстила древлянам за убийство мужа Игоря, в ход пошли Огненные Птицы. Якобы она собрала дань от каждого дома синицами и голубями. Потом войны-кмети привязали к каждому пернатому по куску серной пакли и подожгли. Очумелые птицы полетели домой и сожгли древлянский град Искоростень. Надо полагать — это было чудовищное зрелище. Если оно действительно было…

Технически такой процесс экспорта пылающих птах представить сложно.

По всей видимости мы опять имеем дело с архетипами. Видимо город сожгли, но не столь экзотично. Стрелами или по итогам штурма. А огненные птицы — это покровители династии Рюриковичей. Рюрик-Рарог — рдяный сокол, кровавый дракон и огненный вихрь. Он будто чувашский и мордовский Куйгараш (огнедышащая змея-сова) привносит в дом сначала обилие и достаток, а после пожар и разорение. Эти птицы летят из Страны Скифских Грифонов, хранящих сокровища Царя Небесного. Они приносят на перьях золотой песок и алмазную стружку, они же развозят на себе эпидемии, моры и пожары.

В нашем структурном уравнении не хватало их — непременных аспектов мифа: Царь, Птица, Смерть. Король-Птицелов, Судьба-Палач, Дева-Птица.

Вижу череп с брагой хмельною,

Бычьи розовые хребты,

И валькирией надо мною,

Ольга, Ольга, кружишь ты.

(Николай Гумилёв)

 

Пернатый Отец

Царь — он по природе своей Лев. Когда Льва убирают ударами меча, тесака или стрелы, как правило на охоте, в засаде, исподтишка — в дело вступают крылатые. Они поливают дома убийц с небес кипящим птичьим молоком. Они будто стада куйгарашей, саранчи и василисков выводят посевы, морят и угоняют скот, заражают колодезную и речную воду бациллами чумы, холеры и тифа.

Никто и никогда не уходил от их справедливого возмездия. За каждый ножевой шрам на львиной коже — по сожжёному терему. У Священного собственные меры и резервуары Справедливости. Между царём и птицей колыхаются алхимические моря смерти.

Птицы изводят за царей, а цари за птиц. Чингисхан за убийство Послов (а послы символически — царские птицы и вестники) уничтожал города и страны со всеми жителями в придачу. Но происхождением слов цари и птицы срастаются в единый первообраз. Амбассадор (посол) и Государь (царь) происходят от одного староперсидского титула «Аспадар». Он обозначает «Всадник-Господин». И расчленяется на два скифских корня: «ас» и «падар» — отец асов, ариев, скифов, сарматов и русаков.

Т.е. «во время оно» Священное было единым и над Евразией царил (царила?) Государь-Птица.

Много после Священное раскололось на Вестников и Царей. А в мифе об Ольге князья и птицы вновь собрались за одно.

 

Резюме

Согласно Рене Жирару при вторжении Священного в Мирское происходит «жертвенный кризис». Мирской (основанный на выполнении строгих правил и обрядов) миропорядок рушится. Священное прорывается в мир и реорганизует, прожигает и раскалывает его. Топливом революции является, как правило — жертвоприношение царя и народа. «Ольгова революция» X века не была никаким исключением.

Ну, а после, из крупиц космической соли в серебряном пепле рождаются футуристические цветы ещё неопознанной жизни. Не было — не было на свете Руси, а вот теперь она есть. И ничего с этим не поделать. Есть — и всё! Родилась Русь — ребёнок Священного. Святой Ольги и Вещего Олега.

Цуки-Цуки!

Люли-Люли!

Олег-Ольга.

Эльга! Эльга! Звучало над полями…

JORGJICA-JORGJICA.

 

Павел Зарифуллин

Иллюстрации — Вячеслав Ларионов, алхимические гравюры и старые русские летописи

Правая.ру

Владимир Киевский и Ольга, первые христианские правители Руси

Ольга (Хельга, укр. Ольга), бабушка Владимира Великого, родилась в Пскове около 890 г. Вышла замуж за князя Игоря Киевского, а после его смерти она была регентом их сына Святослава. Она провела административные и финансовые реформы в Киевской Руси и была одним из первых обращенных в христианство среди варяжских или скандинавских правителей Руси, территории, где доминировали викинги в глубине славянских земель. В 957 г. она посетила Константинополь, где, по некоторым сведениям, она была крещена, хотя по другим данным, она была христианкой за несколько лет до своего визита в столицу Восточной Римской империи. Ее крещение не означало обращения ни ее народа, ни даже ее собственной семьи, поскольку язычники сплотились вокруг ее сына, сопротивлявшегося ее усилиям научить его христианской вере. Умерла Ольга в 969 году, а 11 июля она почитается в Украинской и Русской Церквях как Исапостол 9.0006 , Равноапостольный.

Владимир (укр. Владимир) родился в 956 г., младший сын Святослава Киевского и правнук Рюрика, традиционного основателя династии Рюриковичей, правившей Киевской Русью и ее правопреемниками княжествами, и Российского государства . Владимир стал князем Новгородским в 970 году. Через два года, после смерти Святослава, разгорелась ожесточенная борьба между тремя его сыновьями: Ярополком, князем киевским, Олегом и Владимиром. Олег (или Олед) был убит, а Владимир был вынужден бежать к своему родственнику Хокону Сигурдссону из Норвегии. Вернулся в 980 г. при поддержке скандинавов захватил города Полоцк и Смоленск, предательски убил Ярополка при взятии Киева, тем самым сделав себя господином всей Киевской Руси. Успешный военачальник, он расширил контроль России от юго-востока Польши до долины Волги.

Хотя христианская вера завоевала немало новообращенных среди народов Киевской Руси еще со времен Ольги, Владимир оставался убежденным и даже ревностным язычником, брал многочисленных жен и наложниц и воздвигал капища языческим богам. Возможно, он пытался реформировать славянское язычество, продвигая бога-громовержца Перуна как верховное божество. В 983 г., после одного из своих удачных военных походов, Владимир и его войско сочли нужным принести богам человеческую жертву. Был брошен жребий, показывающий, что юноша по имени Иоанн должен быть принесён в жертву. Его отец Федор, христианин, усиленно сопротивлялся замыслу армии, обличая языческих богов. «Ваши боги — просто дерево», — сказал он. «Сейчас он здесь, но завтра может сгнить в небытие. Ваши боги не едят, не пьют, не говорят и сделаны руками человека из дерева, тогда как есть только один Бог, которому поклоняются греки, и он сотворил небо и землю. А ваши боги? Они ничего не создали, потому что они были созданы сами. Никогда я не отдам своего сына чертям! Затем разъяренная толпа убила Федора и Иоанна, и они почитаются Православной Церковью как первомученики российские.

Это происшествие, возможно, имело какое-то продолжительное влияние на Владимира, потому что к концу десятого века, объединив всех восточных славян под своей властью в Киеве, по политическим, а также по интеллектуальным и духовным причинам, он хотел знать, что было истинным религия. Русская Первичная Летопись описывает отправку Владимиром эмиссаров в разные части света по очереди. Его эмиссары не были впечатлены булгарами-мусульманами, которые не имели радости и запрещали употребление алкоголя. Не впечатлил их и иудаизм, ибо евреи-хазары живут в изгнании со своей земли, а Владимир приложил немало усилий для создания империи и не хотел рисковать ее потерять. Католицизм немцев был непривлекательным, их богослужение лишено красоты. Но когда делегация, наконец, посетила Константинополь и присутствовала на Божественной литургии в великом храме Святой Премудрости Святой Софии, они воскликнули: «Мы не знали, на небе мы или на земле! Бог обитает там среди людей. Мы не можем забыть эту красоту». В 988 Владимир отправил шеститысячное войско к византийскому императору Василию Второму, нуждавшемуся в военной помощи, прося взамен руки сестры Василия Анны. Император согласился при условии, что Владимир станет христианином. В том же году Владимир был крещен епископами из Империи. Но император тогда не захотел выполнять свою часть соглашения, так что Владимир напал на Крым, в результате чего император уступил, и княгиня Анна стала женой Владимира. Ее сопровождали в Киев священники из имперской столицы. Когда царская чета вернулась в Киев, народ последовал примеру и настоянию своего князя и крестился.

Несмотря на сомнительные и откровенно политические обстоятельства своего обращения, Владимир был искренен в своей приверженности новой вере. Он отпустил своих прежних жен и наложниц, изменил свою жизнь и публично уничтожил идолов (главного идола Перуна в Киеве он избил и бросил в реку). Он стал горячим сторонником христианской веры, построил множество церквей и монастырей, расширил судебные и образовательные учреждения, помогал бедным и поддерживал греческих миссионеров среди своего народа. Евангелизация Киевской Руси шла быстро, отчасти потому, что Владимир в значительной степени полагался на физическое принуждение, наказывая тех, кто сопротивлялся крещению. Возникшая Украинская (и Русская) Церковь оставалась под юрисдикцией Константинополя, но оставалась дружественной по отношению к Западу.

Последние годы жизни Владимира были омрачены восстанием его сыновей и бывших языческих жен, и он погиб в походе против одной из них на Берестове, под Киевом, 15 июля 1015 года. восточных церквей как Isapostolos , как и его бабушка Ольга.

составлено из Новая Книга Праздников и Памятников и других источников

Сбор

Всемилостивый Боже, привела еси рабу Твою княгиню Ольгу в храм и великолепием Божественной Литургии явила внуку ее Владимиру славу Царства Небесного Твоего: Милостиво даруй нам, поминающим их днесь, плодиться в добрых делах и достигнуть славного венца святых Твоих; через Сына Твоего, Иисуса Христа, Господа нашего, живущего и царствующего с Тобою, и Святого Духа, единого Бога, ныне и во веки веков. Аминь .

Нравится:

Нравится Загрузка…

Славный Бенедикт на Tumblr

Правительницы в русской истории

Ольга Киевская (ок. ) Регент: 945-964) . Жена князя Игоря, сына Рюрика, князя Новгородского, основателя и первого правителя династии Рюриковичей — первой правящей русской династии. Брак борется за инициацию Олегом Вещим, князем Новгородским, родственником Рюрика и основателем Киевской Руси. После смерти Олега Игорь принял власть над Киевской Русью. У Игоря и Ольги был один известный выживший сын Святослав. В 945 Князь Игорь пошел к племени древлян собирать дань, и древляне убили его. После его смерти княгиня Ольга взяла власть в свои руки и стала регентом, так как ее сыну было всего 3 года. Княгиня отомстила за смерть мужа: закопала заживо сватов из древлян, пришедших к ней с предложением выдать Ольгу замуж за их князя Мала, затем заманила их самых знатных мужчин в баню, заперла двери и подожгла здание, горящее их живыми. После этого она отправилась в землю древлян собирать дань. Принцесса попросила, чтобы каждый дом преподнес ей в подарок голубя. Затем она привязала горящие бумаги к лапкам голубей и отпустила их домой. В результате весь город был уничтожен огнем. Как правитель Ольга установила систему сбора дани, которую иногда считают первой легальной налоговой системой в Восточной Европе.

Она приказала создать центры торговли и налогообложения, разделила земли на административные единицы, которыми управляли представители княгини, и установила фиксированные размеры дани с подробным графиком их сбора. Княгиня Ольга также считается инициатором первого каменного градостроительства на Руси. Она была первой правительницей Руси, принявшей христианство, и крестилась в Константинополе в Византийской империи. Ее сын Святослав не поддержал ни решение матери, ни ее усилия по распространению христианства на Руси и боялся потерять уважение войска из-за новой веры Ольги, однако после ее смерти он похоронил свою мать по христианским обычаям. Это будет внук Ольги, Владимир I (также известный как Святой Владимир, Владимир Великий или Владимир Прекрасное Солнце), который в 9 г.88 г. сделал христианство официальной религией Руси. Ольга была канонизирована как одна из первых святых Русской Православной Церкви и поэтому известна как Святая Ольга.

София Литовская (1371-1453) из Дома Рюриковичей (годы правления: 1425-1432) Единственная дочь правителя Великого княжества Литовского Витовта Великого и жена Василия I, великого князя Московского, из Дома Рюриковичей. Возможно, она познакомилась со своим будущим мужем, когда он гостил в доме ее отца, будучи еще наследником своего отца, прославленного Дмитрия Донского. Софья вышла замуж за Василия в 139 г.1 и имел с ним не менее 9 детей: 5 сыновей и 4 дочери. Их старшая дочь Анна была замужем за Иоанном Палеологом, впоследствии византийским императором. Трое их сыновей умерли от чумы, а младший и последний сын Василий родился, когда Софье было 44 года, роды были тяжелыми, она заболела незадолго до родов и была буквально при смерти. На протяжении всего замужества Софья была хорошей помощницей мужу как в государственных, так и в хозяйственных делах. Она владела огромным количеством земель и умело управляла ими. Во время своего правления Василий I продолжал воссоединение русских земель, имея при этом дело с Золотой Ордой, поскольку Русь в то время находилась под ее господством. Брак Софьи с Василием помог закрепить союз между ее мужем и Великим княжеством Литовским и использовать его в качестве защиты от жестоких нападений Золотой Орды, хотя союз оказался непрочным, и в какой-то момент они вели войну друг против друга.

Софья пыталась выступать посредником между мужем и отцом. После смерти Василия в 1425 году Софья стала регентом их 10-летнего сына Василия II. Ее муж Василий завещал жене много земель в пожизненное владение, что обеспечило Софье большой доход и сделало ее еще более состоятельной дамой. Она также заручилась поддержкой своего отца притязаний Василия II на престол, поскольку это оспаривал его дядя Юрий Звенигородский. Однако в 1430 году Витовт умер, и с этого времени началась непрекращающаяся борьба за престол между Василием II и его дядей, где Софья будет стойко бороться за права своего сына. Софья устроила женитьбу сына и во время свадебных гуляний вырвала у двоюродного брата Василия золотой пояс, так как этот пояс принадлежал Дмитрию Донскому, и Софья считала, что право на него имеет только ее сын. Когда ее сын в какой-то момент уступил трон своему дяде, она финансировала и организовала общественное недовольство против правления Юрия, и Василий II вернул ему трон; Юрий предпринял вторую попытку и сумел во второй раз завоевать престол, взяв Софью в заложники, выслав ее из Москвы, но Василию II удалось снова занять престол, Юрий умер, а Софья вернулась.
Тогда беды не закончились. Когда ее сын попал в плен к Золотой Орде, Софья собрала огромную сумму денег в качестве выкупа; когда Василий II был схвачен его двоюродным братом, сыном Юрия, он был ослеплен и стал известен как Василий Слепой, но все же сумел занять свой трон, а его мать помогла мобилизовать его сторонников. В 1451 году, когда ее сын был в отъезде, Орда напала на Москву, и Софья организовала оборону города, успешно сорвав их нападение. Высокоблагочестивая и преданная Русской Православной Церкви София покровительствовала и опекала монастыри и храмы, в том числе знаменитый Вознесенский женский монастырь в Кремле. Там она приняла постриг незадолго до своей смерти, оставив своему сыну и многочисленным внукам свои обширные земли, а также несколько религиозных артефактов. Внук Софьи, Иван III (он же Иван Великий), положил конец господству Золотой Орды над Русью, собрал русские земли, значительно расширив подвластную ему территорию, и провел действенные реформы, положившие начало могучему государству.

Елена Глинская (ок.1508-1538) из Дома Рюриковичей (годы правления: 1533-1538) Дочь князя Василия Глинского, дворянина Великого княжества Литовского, и его жены, сербской княжны Анны Якшич. Ее дядей был могущественный и богатый Михаил Глинский, поднявший вооруженное восстание против Сигизмунда I, великого князя литовского. Восстание потерпело неудачу, и семья Глинских отступила в Россию, где Михаил служил Василию III Руси (сыну Ивана III Великого). В 1525 г. Василий III решил развестись со своей бесплодной женой Соломонией Сабуровой, с которой он был женат 20 лет и не имел детей, и жениться на Елене Глинской. Согласно летописям, он выбрал Елену «из-за красоты ее лица и ее юного возраста». Елена была красивой, живой, обаятельной и хорошо образованной (знала немецкий и польский языки, говорила и писала на латыни). Василий был так очарован ею, что даже нарушил древнюю русскую мужскую традицию и сбрил бороду. Несмотря на сильную оппозицию Русской православной церкви, Сабурова была вынуждена принять постриг, и говорят, что она прокляла за это Дом Рюриковичей.

Василий женился на Елене, и она подарила ему долгожданного сына Ивана в 1530 году, а затем еще одного сына Юрия в 1532 году. Василий был вне себя от радости и души не чаял в своей жене и сыновьях, но во время охоты он заболел и умер в 1533 году. На смертном одре Василий назначил регентский советник своего трехлетнего сына Ивана IV, пока он не созреет, чтобы править. Боярам из совета пришлось доложить Елене. Однако довольно скоро Елена отняла у совета всю власть (в том числе и у своего дяди, который был в нем) и взяла власть в свои руки. Во время своего регентства она оспаривала притязания своих шуринов Юрия Ивановича и Андрея Старицкого, чтобы защитить права своего маленького сына на престол от его дядей. Борьба закончилась их заключением в тюрьму в 1534 и 1537 годах соответственно (оба умерли в тюрьме). Елена провела денежную реформу, которая ввела в государстве единую денежную систему и некоторые новые денежные единицы, одна из которых знаменита
копейка
. Во внешних делах Елене удалось подписать перемирие с Литовским княжеством на выгодных для России условиях в 1537 году после трехлетней войны с ним, одновременно эффективно нейтрализовав Швецию. Она построила новую оборонительную стену вокруг Москвы, предприняла попытку изменить систему самоуправления, предвосхитившую реформы Ивана IV. Известно, что она посетила несколько монастырей. Однако ее правление почти постоянно оспаривалось боярами. Некоторые конфликты в правительстве были вызваны тесными связями Елены со своими сторонниками, боярином по имени Иван Овчина-Телепнев-Оболенский (по слухам, ее любовником) и митрополитом Даниилом. Ее дядя Майкл раскритиковал ее и ее правление и был заключен в тюрьму, где умер от голода. В 1538 году Елена скоропостижно скончалась и была поспешно похоронена. Ходили слухи, что ее отравили Шуйские — бояре, узурпировавшие власть после ее смерти. Судебно-медицинские исследования ее останков, проведенные в 20 веке , подтверждают тезис об отравлении Елены. После смерти Елены ее сын Иван IV остался один, а регентство чередовалось между несколькими враждующими боярскими семьями, борющимися за власть. С уважением обращаясь на публике, но униженный и оскорбленный Шуйскими наедине, иногда не получая ни еды, ни новой одежды, Иван развил безжалостный и подозрительный характер, рос с ненавистью к боярскому сословию.
В 13 лет он созвал на собрание бояр, осудил их за пренебрежение к нему и народу, а главу рода Шуйских бросил на растерзание стае голодных охотничьих псов, которые растерзали его. Этот поступок часто рассматривается историками как акт мести за его мать Елену. В 1547 году Иван IV был коронован как первый царь всея Руси, установив царство Российское. Сложный и противоречивый правитель во время своего правления превратил Россию из средневекового государства в зарождающуюся империю. В истории он больше известен как Иван Грозный.

Софья Алексеевна (1657-1704) из Дома Романовых (годы правления: 1682-1689) Также известна как Царевна Софья. Третья выжившая дочь царя Алексея из Дома Романовых от его первой жены Марии Милославской. Она была единственной из своих сестер, воспитанных Симеоном Полоцким, который также обучал своих братьев, наследников царя Алексея царевича Алексея и царевича Федора. Она выросла образованной, сообразительной, упрямой и политически подкованной. После смерти царя Алексея его сын Федор III правил всего 6 лет и умер от слабого здоровья. Царь Алексей оставил после себя две семьи от двух своих жен, каждая из которых могла похвастаться по крайней мере одним наследником мужского пола после смерти Федора III. От Милославской был еще сын Иван, а от второй жены Алексея, Натальи Нарышкиной, был сын Петр. Поскольку кланы двух жен Алексис находились в конфликте, София разработала свой план, чтобы обеспечить власть себе и своей семье. Выдвигая дело о своем слабом брате Иване как о законном наследнике престола, Софья в 1682 г. попыталась убедить патриарха и бояр в том, что их недавнее решение короновать Петра следует отменить. После быстрого и единодушного отклонения судом этого предложения Софья обратилась за помощью и поддержкой к обескураженным военным отрядам, стрельцам. Несправедливое лишение Ивана прав послужило катализатором для и без того недовольных и разочарованных войск и побудило стрельцов к яростному противодействию «несправедливому» избранию Петра. После убийства нескольких членов семьи Нарышкиных боевые действия прекратились, и стрельцы получили свои первоначальные требования. Слабый и неумелый Иван был коронован как старший царь как Иван V, а Петр, которому было всего 10 лет, младший царь как Петр I. Софья взяла на себя роль регента для молодых царей и построила двойной трон для соправителей с прорезанным отверстием. в задней части этого. София сидела за троном и слушала, как цари разговаривают с дворянами, снабжая их информацией и рассказывая, как отвечать на вопросы. Она устроила замужество за Иваном V, надеясь контролировать его наследников и, таким образом, остаться у власти, но в браке родились только дочери. В годы своего регентства Софья провела улучшение исчисления и сбора податей, приняла меры по искоренению государственного взяточничества и коррупции, совершенствованию крестьянского прописного законодательства, пыталась реорганизовать армию, способствовала развитию промышленности и поощряла поселение иностранных ремесленников в России. Она подписывала все указы, и ее изображение появлялось на всех русских монетах, она поощряла рост издательств. Заинтересованная архитектурой в стиле барокко, Софья активно пропагандировала его. При ней была основана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России. Важнейшими вехами ее внешней политики стали Вечный мир 1686 г. с Польшей на выгодных для России условиях,Нерчинский договор с Китаем (первый договор, когда-либо подписанный Китаем с западной державой), и крымские походы против Турции, которые не увенчались успехом и вызвали недовольство населения ее правлением. Ее сводный брат Петр подрастал, и в 1689 году ему исполнилось 17 лет. Нарышкины ожидали, что Софья уйдет в отставку теперь, когда Петр стал достаточно взрослым, чтобы управлять собой. Тем временем Петр, не доверявший своей сводной сестре, бежал в подмосковный укрепленный монастырь. Софья позвала его, но он отказался идти к ней. Затем она попыталась сплотить стрелецкие полки, дворянство и население, но ее мольбы о поддержке не были услышаны. Вместо этого все больше и больше армейских чиновников покидали ее, чтобы служить Петру. Власть ускользала из ее рук, и вскоре у нее не было выбора, кроме как отказаться от престола. Петр приказал арестовать ее вместе с ее сторонниками и заточил Софью в Новодевичий монастырь. Один из ее главных сторонников и министр иностранных дел Василий Голицын (по слухам, ее любовник) был сослан. Софья еще имела своих сторонников и в 169 г.8, когда Петра не было в стране, стрельцы попытались восстановить Софью на престоле, но потерпели неудачу. Их восстание было жестоко подавлено, многие стрельцы были замучены, казнены или сосланы. Софью заставили принять постриг, держали в строжайшем уединении с другими монахинями, которым не разрешалось видеться с ней, кроме как в день Пасхи. Она умерла в Новодевичьем монастыре через 6 лет. Ее сводный брат Петр стал известен как Петр Великий, один из самых выдающихся правителей в истории России, завершивший превращение России в крупную империю и ставший первым русским императором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *