Ольга уроки и погосты – «» («») «»

Погост, дань и урок

  Княгиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.

  Приведя древлян к покорности, Ольга наложила на них «дань тяжкую». Размеры дани в «Повести временных лет» не указаны, но составитель «Летописца Переяславля Суздальского» поясняет, что киевская княгиня обязала их платить с «дыма» по две шкурки черной куницы, по две «веверице» (белки), еще какое-то количество мехов и мед. При этом «две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным«.

  Княгиня Ольга начала введение новой системы сбора налогов в государстве. «Повесть временных лет» говорит: «И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая уставы и уроки; и сохранились ее становища (места стоянок княжеской дружины) и ловища (места великокняжеской охоты)». Отныне с независимостью древлян было покончено. Размер дани с подчиненных волостей правительница строго ограничила и определила порядок ее выплаты. Сбор податей с населения производился на хорошо укрепленных погостах, где существовал штат княжеской администрации, в задачу которого входила охрана «крепостицы». Люди княгини вели прием и учет дани, им надлежало встречать и обеспечивать всем необходимым великокняжеский поезд, который обычно возглавлял кто-нибудь из воевод.

  В 947 году княгиня отправилась в Новгородскую землю, основала там погосты и определила «оброки» по Ловати, Мсте и Луге, а затем прошла вдоль Днепра и Десны. «Уставление» Ольги призвано было изменить сам порядок взимания дани, обеспечить более точное соблюдение «уроков». Вместе с тем, введение «повоза» окончательно не уничтожило «полюдья», которое существовало на отдельных территориях вплоть до XII века. Реформа Ольги в целом освободила княжескую власть от ежегодного объезда славянских и других подвластных Киеву земель и создала условия для превращения объединения племен под эгидой Киева в действительное государство.

  За исключением Древлянской земли, дани, которые устанавливала Ольга, оказались менее обременительными для подвластных Киеву племен. Автор «Жития святой княгини Ольги» отметил, что она «обходя всю Русскую землю, дани и уроки легкие установила«. Снижение налогового гнета сопровождалось упорядочиванием взимания даней и податей, что привело, в итоге, к росту поступлений в государственную казну. В этом историки видят проявление мудрости Ольги как правительницы.

  Посещая земли подданных, княгиня Ольга останавливалась в оборудованных специально для ее пребывания «становищах». Одни историки видят в них опорные пункты, где княгиня, ее свита и дружина могли получить кров, фураж и продовольствие. Другие считают, что это были некие сакральные места, где киевляне, продвигаясь по покоренным ими землям, совершали моления и требы, приносили жертвы своим богам, прося их об успехе общего дела. Нередко вблизи становищ располагались «ловища», — также бывшие личными княжескими владениями.

в раздел

Княжение в Новгороде Владимира Святославича


www.rushrono.ru

Княгиня Ольга установила «уроки».Что это означало?

че-то типа налогов, по-моему

Речь о чем? О Слове о полку Игореве? В контексте это как звучит?

я не историк,но мне кажется что речь идёт о вариации слова «оброк»,то есть дань

Фиксированный размер дани.

Не знаю точно, связано ли это и с княгиней Ольгой, но раньше уроком называлось нечто вроде испытания, которое человек должен был пройти для чего-то или во искупления чего-то. Например, в чем-то он провинился, ему дают «урок», чтобы он своим полезным делом искупил вину.

Вроде бы сроки и размер налогов.

урок это точные размеры сбора дани, а погост это место сбора дани ( отвечала эвелина сенгатуллина, ученица 6 класса)

touch.otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: княгиня ольга чем прославилась

Княги́ня О́льга, в крещении Еле́на († 11 июля 969) — княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 до примерно 960 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси. После расправы с древлянами Ольга начинает активно заниматься внутренней политикой древнерусского государства. Вместо полюдья Ольга установила четкие размеры дани для земель, находившихся под властью Киева. Ольга установила «уставы и уроки» , «становища и ловища» , «погосты» . Погосты – место сбора дани, как бы становились небольшими центрами княжеской власти. Смысл реформ княгини Ольги заключался в нормировании повинностей, централизации власти, ослаблении племенной власти. Долгое время Ольга приводила в действия эту реформу, оттачивая её механизмы. Эта работа не принесла ей славы, не обросла легендами, зато имела большое значение в становлении русского государства. Теперь русское хозяйство имело административно – хозяйственную систему. Во внешней политике, во время правления Ольги было затишье. Не было крупных походов, нигде не лилась русская кровь. Завершив внутригосударственные дела, Ольга решила позаботиться и о престиже Руси на мировой арене. И, если Ольгины предшественники Рюрик, Олег, и Игорь завоевывали авторитет для Руси с помощью силы, военных походов, то Ольга предпочитала пользоваться дипломатией. И, тут особое значение приобрело крещение Ольги в православие. « Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее на свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа» . Княгиня приняла православие и стала первой правительницей – христианкой на Руси. Историки спорят, где же приняла Ольга веру православную, в Киеве или в Константинополе? Скорее всего, в Киеве Ольга только ознакомилась с христианством, а непосредственное крещение приняла уже в Византии, куда её сопровождал киевский священник Григорий. Сам Византийский Император стал крестным отцом русской княгини . Такое положение дел резко повышало престиж Киева и возвышало княгиню среди прочих представителей других государств. Получить в крестники Византийского Императора дорогого стоит. Крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси, но её внук, Владимир Святославович продолжит дело княгини .

Ольга (1945-1969) — жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов. * Впервые установила чёткий порядок сбора дани («полюдья») путём введения уроков и погостов * Поездка в Византию *975) и принятие христианства под имением Елена * В 968 руководила защитой Киева от печенегов

Княгиня Ольга – жена князя Игоря – по обычаю того времени жестоко отомстила древлянам за смерть своего мужа. Предания повествуют, что после убийства Игоря древляне выбрали лучших мужей и отправили их к Ольге с предложением выйти ей замуж за их князя Мала. Первая делегация послов была сброшена по приказанию Ольги вместе с ладьей в яму и засыпана землей. Вторая делегация была сожжена в бане. Собрав поход против древлян, княгиня Ольга появилась у города Искоростеня и, справив тризну (поминки) по мужу, приказала уничтожить его жителей. Затем началась долгая, длившаяся почти год, осада Искоростеня. Только хитростью Ольге удалось уничтожить город. Княгиня потребовала дань от каждого двора: по 3 голубя и 3 воробья. Обрадованные столь небольшим размером дани, жители Искоростеня поспешили выполнить желание княгини и принесли птиц. Ольга приказала привязать к их лапкам тлеющую паклю и выпустить на волю. Неся с собой огонь, птицы вернулись в гнезда и таким образом подожгли весь город. После взятия Искоростеня Ольга с дружиной пошла по селам и городам, устанавливая размер дани. Относительно происхождения Ольги летописи расходятся во мнении. Согласно одним, Ольга – простая девушка из города Пскова, встретившая князя Игоря на охоте и полюбившаяся ему с первого взгляда. Но возможно, что Ольга – дочь князя Олега, и имя свое приняла в его честь. После смерти мужа княгиня Ольга правила княжеством до достижения совершеннолетия ее сыном Святославом. В этом ей помогали двое воевод: Асмуд и Свенельд. Ольга принимала активное участие в управлении государством и во время походов ее сына Святослава. Я познаю мир. История русских царей Княгиня Ольга Особую страницу вписала Ольга в историю христианства на Руси. Она была первой на Руси княгиней-христианкой. На склоне лет язычница Ольга захотела стать христианкой и в 957 году отправилась в Царьград, чтобы принять христианство от греческого патриарха. Император Византии Константин Багрянородный стал ее крестным отцом. В крещении Ольга приняла имя Елена в честь матери императора Константина. Вернувшись в Киев, Ольга хотела обратить в христианскую веру своего сына Святослава, но Святослав боялся показаться смешным пред своими дружинниками-язычниками и отказался от крещения. За годы княжения Ольги расширились международные связи Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором Оттоном I. В характере Ольги сочетались незаурядный ум и энергия, какие бывают у выдающихся государственных деятелей. Так что не случайно предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь – Святой, а история – Мудрой. Умерла княгиня Ольга в 969 году, запретив перед смертью справлять по себе языческие поминки. Русская православная церковь впоследствии причислила Ольгу к лику Святых.

потому что она приняла первая крещение чем сама русь

После смерти князя Игоря остался его малолетний сын Святослав, но он был мал чтобы править и поэтому от его имени стала править вдова Игоря Ольга. Она отомстила древлянам тем, что установила точный размер дани — уроки и места её сбора — погосты, и теперь дань собирали назначенные для сбора люди. Это была первая реформа — важное изменение в жизни людей.

touch.otvet.mail.ru

Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга? Каково их значение?

приняла христианство установила точный размер дани-уроки и места её сбора — погосты христианство приняла в 957 г. значение укрепила авторитет княжеской власти прекратила беспощадные поборы с зависимых земель

Она приняла христианство ⛪️ установила размер дани уроки и погосты дань собирали специальные люди

.Ольга установила четкий порядок сбора дани: ввела уроки- точную меру дани и погосты — места сбора дани, также первой приняла христианство на Руси.

Княгиня Ольга установила точный размер дани – уроки и места ее сбора – погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Сначала княгиня Ольга отомстила за своего мужа древлянам, после того как проблема с ними была решена она ввела административно финансовую реформу! Ольга волновалось что налогоплательщики могут всбунтоватся и не платить дань поэтому в каждом округе ввела погосты где собиралась дань! Также Ольга ввела четко фиксированый налог ! 2.Ольга установила четкий порядок сбора дани: ввела уроки- точную меру дани и погосты — места сбора дани, также первой приняла христианство на Руси.

touch.otvet.mail.ru

Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга? Какого их значение!

Княгиня Ольга установила точный размер дани – уроки и места ее сбора – погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Сначала княгиня Ольга отомстила за своего мужа древлянам, после того как проблема с ними была решена она ввела административно финансовую реформу! Ольга волновалось что налогоплательщики могут всбунтоватся и не платить дань поэтому в каждом округе ввела погосты где собиралась дань! Также Ольга ввела четко фиксированый налог ! 2.Ольга установила четкий порядок сбора дани: ввела уроки- точную меру дани и погосты — места сбора дани, также первой приняла христианство на Руси.

Княгиня Ольга установила точный размер дани – уроки и места ее сбора – погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Сначала княгиня Ольга отомстила за своего мужа древлянам, после того как проблема с ними была решена она ввела административно финансовую реформу! Ольга волновалось что налогоплательщики могут всбунтоватся и не платить дань поэтому в каждом округе ввела погосты где собиралась дань! Также Ольга ввела четко фиксированый налог ! 2.Ольга установила четкий порядок сбора дани: ввела уроки- точную меру дани и погосты — места сбора дани, также первой приняла христианство на Руси.

.Ольга установила четкий порядок сбора дани: ввела уроки- точную меру дани и погосты — места сбора дани, также первой приняла христианство на Руси.

хахаххаха санёк

Ольга установила четкий порядок сбора дани: ввела уроки- точную меру дани и погосты — места сбора дани, также первой приняла христианство на Руси.

Княгиня Ольга установила точный размер дани – уроки и места ее сбора – погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Сначала княгиня Ольга отомстила за своего мужа древлянам, после того как проблема с ними была решена она ввела административно финансовую реформу! Ольга волновалось что налогоплательщики могут всбунтоватся и не платить дань поэтому в каждом округе ввела погосты где собиралась дань! Также Ольга ввела четко фиксированый налог !

touch.otvet.mail.ru

Кто ввёл Уроки и Погосты.?

Впервые административно-территориально деление на Руси установила княгиня Ольга поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница) . В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях) , а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. После распространения христианства слово стало обозначать деревню с церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Начиная с XIX века слово стало использоваться в основном в значении «кладбище».

ПОГОСТ, первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

Уроки ввела княгиня Ольга

touch.otvet.mail.ru

Княгиня Ольга: устроение земли (первые консервативные реформы в русской истории): sergeytsvetkov — LiveJournal

«Уставы и уроки»

Предание гласит, что, разорив Искоростень, Ольга совершила объезд «Деревьской земли» «с сыном своим и дружиною, уставляюще уставы и уроки; и суть становища ее и ловища». Это известие, вероятно завершавшее эпическое сказание о мести, летописец дополнил своим собственным сообщением о том, что годом позже «иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте погосты и дани и по Лузе оброки и дани; ловища ея суть по всей земле; знаменья [владельческие знаки] и места и погосты, и сани ее стоят в Плескове и до сего дне, и по Днепру перевесища и по Десне, и есть село ее Ольжичи и доселе. И изрядивши возвратися к сыну своему Киеву…»


Княгиня Ольга устраивает погосты и облагает данью Новгородскую землю. Миниатюра Радзивилловской летописи иллюстрирует слова текста: «Иде Олга к Новугороду, и устави по Мьсте погосты и дани, и по Лузе оброки и дани и ловища еа… И изрядивши възратися ко сыну своему к Киеву и пребывше с ним в любви». Художник изображает Ольгу, облагающую данью подданных (слева) и сидящих на княжеских столах Святослава и Ольгу (справа).

Подобная география Ольгиных разъездов безусловно не имеет ничего общего с действительностью, будучи всецело плодом «народного краеведения» — источника, как правило, всеведущего, но крайне ненадежного. Внезапный перенос места действия в Новгород — после семи десятков лет полного забвения этого города, его истории и даже самого его имени (только «словене» дважды всплывают в сообщениях о походах Олега и Игоря на греков) — выглядит очевидной вставкой позднего происхождения, тем более что не названы какие-то особые причины, по которым Ольге необходимо было посетить «словенский» Север сразу же после объезда «Деревьской земли». Вообще, согласно летописной концепции происхождения Русской земли, «уставлением» погостов и даней по Мсте и Луге надлежало бы заняться Рюрику и Олегу, и в высшей степени странно, что наводить элементарный административный порядок в Новгородско-Псковских землях приходится Ольге. Непонятно также, почему погосты, оброки и дани нужно «уставлять» только по Мсте и Луге, игнорируя другие окраины Русской земли.

И.Я. Фроянов попытался спасти историческую достоверность этого летописного фрагмента при помощи сообщений аль-Гарнати и аль-Марвази о меновой торговле у югры. Будучи «народом диким, обитающим в чащах, не имеющим сношений с людьми, боящимся зла от них», это финноугорское племя выработало своеобразные правила торговли: чужеземные купцы оставляли свои товары под священным деревом и уходили; спустя некоторое время они возвращались и находили рядом вещи, принесенные югрой для обмена. Если купцов устраивала ценность предлагаемых вещей, они забирали их. По мысли Фроянова, погосты поначалу имели сакральное, а не хозяйственное значение — это были специально отведенные места для встреч местных финноугорских племен с чужеземцами. Ольга якобы превратила их в места сбора дани, куда приезжали сборщики и приносило дань местное население. Таким образом, опираясь на существовавшие традиции финноугорских племен, она обозначила сакрально защищенные места сбора дани, что соответствовало прежде всего интересам местного населения, чувствовавшего потребность в сакральной защите при встречах с чужаками (Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. СПб, 1996. С. 427). Это остроумное построение, однако, внутренне противоречиво. Во времена Нестора под погостами, скорее всего, уже понимали не места сбора дани, а волостные центры (в язык средневековых черемис слово погост («пагиах») вошло именно в значении «волость»). Затем, сомнительно, чтобы финноугорское население искало и находило «сакральную защиту» на погостах — учреждениях исконно славянских. К тому же в окрестностях Мсты и Луги жили другие угрофинские народности — весь (вепсы) и водь (Пименов В. В. Вепсы: Очерки этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1969. С. 18–52), которые, возможно, не были такими ксенофобами, как югра. Во всяком случае, ни древнерусские, ни скандинавские средневековые источники не отмечают у финноугорских племен Восточной Прибалтики и Северо-Западной Руси обычаев, подобных вышеописанным.

Сведения о посещении Ольгой «словенского» Севера киевский летописец, скорее всего, почерпнул из новгородско-псковских преданий XI–XII вв. Между тем последние не содержат и зерна исторической правды, что хорошо видно на примере сообщений новгородских летописей об убийстве Игоря «вне града Коростеня близь Старыя Русы». Как уже говорилось, формированию подобных географических представлений способствовало отождествление новгородской Деревской пятины с «Деревьской землей», благодаря чему северорусские земли и оказались единственно упомянутыми окраинами, которые удостоились Ольгиного присутствия.

Кроме того, есть все основания считать, что фраза «устави по Мьсте погосты и дани и по Лузе оброки и дани» является плодом некоего недоразумения, возникшего в процессе переписки и редактирования «Повести временных лет». В Новгородской I летописи младшего извода гидроним «Луза» совсем отсутствует, а в Архангелогородской летописи вместо «по Мьсте» стоит: «помости и погости», и, например, Эверс отдавал предпочтение именно этому варианту, полагая «в высочайшей степени невероятным, чтобы великая княгиня предприняла означенные учреждения по Луге, так далеко на севере» (цит. по: Соловьев С.М. Сочинения. История России с древнейших времен. Кн. I. Т. 1. М., 1993. С. 301, примеч. 212). А. Л. Никитин указывает на другую возможность искажения текста: «Скорее всего,, отождествить «Дерева» с Деревской пятиной «краеведу» помогло выражение “по мьсте”, т. е. “совершив месть”, что было воспринято в качестве указания на гидроним “Мсту”, подвигнув на создание всего фрагмента», а «уже сложившаяся к началу XII в. легенда о происхождении Ольги из Плескова северного, а не Дунайского, позволила домыслить остальное» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 39, 213).

Излишнее доверие к известию «Повести временных лет» о погостах и прочем приводило к тому, что историки стали усматривать здесь указание на широкие административно-государственные реформы, почти что революционные преобразования, будто бы проведенные Ольгой после подавления «древлянского» мятежа. Но суть данного фрагмента Повести состоит отнюдь не в перечислении Ольгиных «реформ». Подлинный его смысл отлично уловил Н. М. Карамзин: «Историки наши несправедливо думали, что Ольга распорядила в государстве звериную, птичью и рыбную ловлю: здесь говорится о местах, где княгиня забавлялась ловлею, местах известных и в Несторово время под именем Ольгиных».

Объезд княгиней «Деревьской земли», которым заканчивается сказание о мести, побудил летописца представить читателям своеобразную краеведческую справку о достопамятных местах, связанных с именем Ольги. Таких реликвий или именных «Ольгиных» достопримечательностей в средневековой Руси и в самом деле имелось в избытке. Помимо сведений на этот счет «Повести временных лет» известно, что Ольгино имя носила одна из днепровских переправ: «по Днепру перевоз ея и до ныне словеть». Источники XV в. сообщают об Ольгиной горе близ Пскова. В XVII в. Ольгин камень — внушительных размеров валун — лежал на берегу Волги, в версте от устья Мологи. Другой камень с «Ольгиным следом» — выбитым углублением в виде человеческой ступни — находился на легендарной родине святой княгини — у деревни Выбуты под Псковом (Карамзин Н.М. История государства Российского, 5 изд. СПб. 1842. Кн. I. Т. 1, примеч. 377, стб. 104–105). В XIX в. жители Овручского уезда (в бывшей Древлянской земле) показывали любопытствующим туристам и этнографам целый комплекс местных достопримечательностей: «Ольгину долину», «Ольгину гору», «Ольгин колодец» и т. д.

Таким образом, первоочередные государственные мероприятия Ольги были направлены на «уставление» уроков и оброков (известие об учреждении погостов можно не принимать во внимание, поскольку оно относится к мифическому путешествию княгини по Новгородской земле). Под этими терминами вообще понимались различные подати, имеющие точное количественное выражение или измерение, в том числе и нормированная дань. В более поздних памятниках встречаются выражения: «дани по уроку», «а дань имати по оброку». Следовательно, в распоряжениях Ольги не было никаких революционных новшеств. Напротив, «киевская княгиня вводила не столько новые порядки, сколько возвращалась к старым, традиционным, демонстрируя приверженность старине, освященной временем. И главной ее мерой в этом направлении было восстановление (а в некоторых, быть может, случаях и новое подтверждение) фиксированной дани, чему непосредственной причиной явилось восстание древлян, потрясшее Киев и едва не лишившее его прежнего положения и власти в восточнославянском мире» (Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. С. 432).

Нет ничего невероятного в том, что распоряжения эти (отказ от намерения когда-либо в будущем «примыслити большую дань») могли касаться не только «древлян» но и других данников Киева. Усилия Ольги не пропали даром. Имеется косвенное известие, что ей удалось погасить страсти, вызванные необдуманными действиями Игоря. Византийская «Записка греческого топарха» сообщает о времени, предшествовавшем княжению Владимира, что успехи «варваров» (русов), их «бесстрастность и справедливость» снискали к ним тогда всеобщее уважение, и «города и народы добровольно присоединялись к ним». Пошатнувшееся было политическое основание Русской земли вновь упрочилось.

Княжеские села. Смерды

О других государственных распоряжениях вдовствующей княгини судить нелегко за неимением конкретных данных: Ольга-правительница интересовала древнерусских книжников несравненно меньше Ольги-христианки. Однако нельзя обойти вниманием тот факт, что древнерусская летописная традиция связывает с Ольгиным именем организацию княжеских сел: «есть село ее Ольжичи и доселе». В Никоновской летописи появляется еще и некое Ольгино село в «Будутиной веси», которое, кажется, есть не что иное, как Выбутская весь — легендарная родина Ольги в Псковской земле.

Своим возникновением они были обязаны массовому захвату русами полона в разгромленной «Деревьской земле». «Древлянская» челядь была приведена на поселение под Киев и посажена на землю. Вероятно, так и появилось село Ольжичи, чье название означает «собственно, тех людей, которые принадлежали к челяди Ольги и по ее имени получили свое прозвище» (Тихомиров М.Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI–XIII вв. М., 1955. С. 31). К слову сказать, подобная практика получила распространение во многих древних обществах: пленников «сажали на землю в специальных поселках и взимали с них дань продуктами земледелия и ремесла» (Хазанов А.М. Социальная история скифов: Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М., 1975. С. 144).

В Русской земле посаженных на землю пленников стали именовать смердами. По древнерусским понятиям, они находились в рабском положении, «работали» на князя, но их эксплуатация осуществлялась в рамках даннической системы: смерды платили князю дань. Кроме того, они обязаны были в случае нужды пополнять княжескую дружину вспомогательными отрядами. Поэтому зависимое население княжеских сел не было ни рабами в классическом понимании этого слова, ни крепостными крестьянами. Наделяя свою челядь орудиями труда и землей из находившегося в его владении земельного фонда, князь смотрел на смердов как на свою собственность. Дети смердов наследовали вместе с юридическим состоянием своих отцов и их добро — как полученное от князя, так и благоприобретенное. Но если смерд умирал бездетным, князь забирал в казну его пожитки, собственно возвращал их себе — подлинному владельцу смердьего имущества. В отличие от челядина, находившегося в домашнем услужении, смерд нес материальную ответственность за противоправные проступки, но судился только княжим судом; обладая крайне низким социальным статусом, он вместе с тем пользовался иммунитетом от посягательств «сильных людей» и членов княжеской администрации. Происхождение смердов из княжеских пленников, наделенных средствами производства и обязанных содержать князя и его двор за счет своего хозяйства, обусловило характерную двойственность смердьего состояния: крайне низкий социальный статус при значительном материальном достатке (обеспечивавшем возможность приобретать вооружение), высокой степени юридической защищенности и широких экономических правах.

Устройство Ольгой княжеских сел положило начало формированию на Руси частновладельческой княжеской вотчины. В. О. Ключевский проницательно заметил, что «самая идея о праве собственности на землю, о возможности владеть землею, как всякою другою вещью, вытекла из рабовладения… Эта земля моя, потому что мои люди, ее обрабатывающие, — таков был, кажется, диалектический процесс, с которым сложилась у нас юридическая идея о праве земельной собственности» (Ключевский В.О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 279).

В третьей четверти Х в., при княгине Ольге, земледелие в Русской земле сделало заметные успехи. В общинных хозяйствах и княжеских селах появились излишки зерна. От Льва Диакона узнаем, что князь Святослав добивался (и добился) у греков разрешения для русских купцов привозить в Константинополь хлеб на продажу.

В исторической литературе высказывалось мнение, что в число государственных мероприятий Ольги следует внести отмену полюдья, ибо начиная с этого времени источники больше не упоминают объездов русскими князьями подвластных земель. Однако этому предположению противоречит обилие местностей, связанных с Ольгиным именем: пускай и не все они расположены в действительных границах Русской земли середины Х в., но едва ли их распространение получило бы такой широкий географический размах, будь Ольга домоседкой. Всего вероятнее, что родоплеменной обычай полюдья исчез не благодаря чьему-то волевому решению, а вследствие постепенного изменения самого строя древнерусской жизни.
_____________________________________________________________________________
Любителям исторического чтения предлагается моя новая книга исторических миниатюр «Карлик Петра ВЕЛИКОГО»
Вышла моя книга «Последняя война Российской империи» (см. описание книги и цены)
Мой сайт Забытые истории — всемирная история в очерках и рассказах

sergeytsvetkov.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *