Ольга княгиня месть древлянам: Сказания о Русской земле. «Месть княгини Ольги древлянам»

Содержание

Средневековая Русь

Древляне должны были ожидать мести от родных Игоря от Руси из Киева, Игорь оставил сына-младенца, Святослава, да жену Ольгу; воспитателем (кормильцем) Святослава был Асмуд, воеводою — знаменитый Свенельд. Ольга не дожидалась совершеннолетия сына и отомстила сама древлянам, как требовал закон. Народное предание, занесенное в летопись, так говорит о мести Ольгиной. Убив Игоря, древляне стали думать: «Бот мы убили русского князя, возьмем теперь жену его Ольгу за нашего князя Мала, а с сыном его, Святославом, сделаем, что хотим». Порешивши таким образом, древляне послали двадцать лучших мужей своих к Ольге в лодье. Узнав, что пришли древляне, Ольга позвала их к себе и спросила, зачем они пришли? Послы отвечали: «Послала нас Древлянская земля сказать тебе: мужа твоего мы убили, потому что он грабил нас, как волк, а наши князья добры, распасли Древлянскую землю, чтобы тебе пойти замуж за нашего князя Мала?» Ольга сказала им на это: «Люба мне ваша речь; ведь, в самом деле, мне мужа своего не воскресить! Но мне хочется почтить вас завтра пред своими людьми; теперь вы ступайте назад в свою лодью и разлягтесь там с важностию; а как завтра утром я пришлю за вами, то вы скажете посланным: не едем на конях, нейдем пешком, а несите нас в лодье! Они вас и понесут».

Когда древляне ушли назад в свою лодку, то Ольга велела на загородном теремном дворе выкопать большую, глубокую яму и на другое утро послала за гостями, велев сказать им: «Ольга зовет вас на великую честь». Древляне отвечали: «Не едем ни на конях, ни на возах и пешком нейдем, несите нас в лодье!». Киевляне сказали на это: «Мы люди невольные; князь наш убит, а княгиня наша хочет замуж за вашего князя», — и понесли их в лодье, а древляне сидя важничали. Когда принесли их на теремный двор, то бросили в яму как есть в лодье. Ольга нагнулась к ним и спросила: «Довольны ли вы честью?». Древляне отвечали: «Ох, хуже нам Игоревой смерти!». Княгиня велела засыпать их живых и засыпали. После этого Ольга послала сказать древлянам: «Если вы в самом деле меня просите к себе, то пришлите мужей нарочитых, чтоб мне придти к вам с великою честью, а то, пожалуй, киевляне меня и не пустят». Древляне выбрали лучших мужей, державших их Землю, и послали в Киев. По приезде новых послов Ольга велела вытопить баню, и когда древляне вошли туда и начали мыться, то двери за ними заперли и зажгли избу: послы сгорели.
Тогда Ольга послала сказать древлянам: «Я уже на дороге к вам, наварите побольше медов в городе, где убили мужа моего, я поплачу над его могилою и отпраздную тризну». Древляне послушались, свезли много меду и заварили. Ольга с небольшою дружиною, налегке, пришла к Игоревой могиле, поплакала над нею и велела своим людям насыпать высокий курган, а когда насыпали, то велела праздновать тризну. Древляне сели пить, а Ольга велела отрокам своим служить им; когда древляне спросили Ольгу: «А где же наша дружина, что посылали за тобою?», то она отвечала: «Идут за мной вместе с дружиною мужа моего». Когда древляне опьянели, то Ольга велела отрокам своим пить за их здоровье, а сама отошла прочь и приказала дружине сечь древлян. Перебили их 5000; Ольга возвратилась в Киев и начала пристроивать войско на остальных древлян.
На следующий год Ольга собрала большое и храброе войско, взяла с собою сына Святослава и пошла на Древлянскую землю. Древляне вышли навстречу; когда оба войска сошлись, то Святослав сунул копьем в древлян, копье пролетело между ушей коня и ударило ему в ноги, потому что князь был еще ребенок. Свенельд и Асмуд сказали тогда: «Князь уже начал; потянем, дружина, за князем!» Древляне были побеждены, побежали и затворились по городам. Ольга с сыном пошла на город Искоростень, потому что здесь убили мужа ее и обступила город. Коростенцы бились крепко, зная, что они убили князя и потому не будет им милости, когда сдадутся. Целое лето простояла Ольга под городом и не могла взять его, тогда она придумала вот что сделать: послала сказать в Коростень: «Из чего вы сидите? Все ваши города сдались мне, взялись платить дань и спокойно теперь обрабатывают свои поля, а вы одни хотите лучше помереть голодом, чем согласиться на дань». Древляне отвечали: «Мы рады были б платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа?». Ольга велела им сказать на это: «Я уже отомстила за мужа не раз: в Киеве и здесь, на тризне, а теперь уже не хочу больше мстить, а хочу дань брать понемногу и, помирившись с вами, пойду прочь». Древляне спросили: «Чего же ты хочешь с нас? Ради давать медом и мехами». Ольга отвечала: «Теперь у вас нет ни меду, ни мехов и потому требую от вас немного: дайте мне от двора по три голубя, да по три воробья; я не хочу накладывать на вас тяжкой дани, как делал мой муж, а прошу с вас мало, потому что вы изнемогли в осаде».
Древляне обрадовались, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали их к Ольге с поклоном. Ольга велела им сказать: «Вы уже покорились мне и моему дитяти, так ступайте в свой город, а я завтра отступлю от него и пойду назад к себе домой». Древляне охотно пошли в город, и все жители его очень обрадовались, когда узнали Ольгино намерение. Между тем Ольга раздала каждому из своих ратных людей по голубю, другим — по воробью и велела, завернув в маленькие тряпочки серу с огнем, привязать к каждой птице и, как смеркнется, пустить их на волю. Птицы, получив свободу, полетели в свои гнезда, голуби по голубятням, воробьи под стрехи, и вдруг загорелись где голубятни, где клети, где вежи, где одрины, и не было ни одного двора, где бы не горело, а гасить было нельзя, потому что все дворы загорелись вдруг. Жители, испуганные пожаром, побежали из города и были перехватаны воинами Ольги. Таким образом город был взят и выжжен; старейшин городских Ольга взяла себе; из остальных некоторых отдала в рабы дружине, других оставила на месте платить дань.
Дань наложена была тяжкая: две части ее шли в Киев, а третья — в Вышгород к Ольге, потому что Вышгород принадлежал ей.
Таково предание об Ольгиной мести: оно драгоценно для историка, потому что отражает в себе господствующие понятия времени, поставлявшие месть за убийство близкого человека священною обязанностию; видно, что и во времена составления летописи эти понятия не потеряли своей силы. При тогдашней неразвитости общественных отношений месть за родича была подвигом по преимуществу: вот почему рассказ о таком подвиге возбуждал всеобщее живое внимание и потому так свежо и украшенно сохранился в памяти народной. Общество всегда, на какой бы ступени развития оно ни стояло, питает глубокое уважение к обычаям, его охраняющим, и прославляет, как героев, тех людей, которые дают силу этим охранительным обычаям. В нашем древнем обществе в описываемую эпоху его развития обычай мести был именно этим охранительным обычаем, заменявшим правосудие; и тот, кто свято исполнял обязанность мести, являлся необходимо героем правды, и чем жесточе была месть, тем больше удовлетворения находило себе тогдашнее общество, тем больше прославляло мстителя, как достойного родича, а быть достойным родичем значило тогда, в переводе на наши понятия, быть образцовым гражданином.
Вот почему в предании показывается, что месть Ольги была достойною местию. Ольга, мудрейшая из людей, прославляется именно за то, что умела изобрести достойную месть: она, говорит предание, подошла к яме, где лежали древлянские послы, и спросила их: «Нравится ли вам честь?» Те отвечали: «Ох, пуще нам Игоревой смерти!». Предание, согласно с понятиями времени, заставляет древлян оценивать поступок Ольги: «Ты хорошо умеешь мстить, наша смерть лютее Игоревой смерти». Ольга не первая женщина, которая в средневековых преданиях прославляется неумолимою мстительностию; это явление объясняется из характера женщины, равно как из значения мести в тогдашнем обществе: женщина отличается благочестием в религиозном и семейном смысле; обязанность же мести за родного человека была тогда обязанностию религиозною, обязанностию благочестия.
Характер Ольги, как он является в предании, важен для нас и в других отношениях: не в одних только именах находим сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племен. Как Олег, так и Ольга, отличаются в предании мудростию, по тогдашним понятиям, т. е. хитростию, ловкостию: Олег хитростию убивает Аскольда и Дира, хитростию пугает греков, наконец, перехитряет этот лукавейший из народов; Ольга хитростию мстит древлянам, хитростию берет Коростень; наконец, в Царе-граде перехитряет императора. Но не за одну эту хитрость Олег прослыл вещим, Ольга — мудрейшею из людей: в предании являются они также как нарядники, заботящиеся о строе земском; Олег установил дани, строил города. Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хозяйственной распорядительности. Предание говорит, что немедленно после мести над древлянами Ольга с сыном и дружиною пошла по их земле, установляя уставы и уроки: на становища ее и ловища, т. е. на места, где она останавливалась и охотилась, указывали еще во времена летописца. Под именем устава должно разуметь всякое определение, как что-нибудь делать; под именем урока — всякую обязанность, которую должно выполнять к определенному сроку, будет ли то уплата известной суммы денег, известного количества каких-нибудь вещей или какая-нибудь работа.
После распоряжений в земле Древлянской Ольга пошла на север к Новгороду, по реке Мсте установила погосты и дани, по реке Луге — оброки и дани; ловища ее, говорит летописец, находятся по всей Земле, везде встречаются следы ее пребывания, места, которые от нее получили свое имя, погосты, ею учрежденные; так, во времена летописца показывали ее сани во Пскове, по Днепру и Десне — перевесища, или перевозы; село ее Ольжичи существовало также во времена летописца. Мы знаем, что русские князья в ноябре месяце отправлялись с дружиною к подчиненным племенам на полюдье и проводили у них зиму: обязанность племен содержать князя и дружину во время этого полюдья называлась, кажется, оброком. Обычай полюдья сохранился и после, при тогдашнем состоянии общества это был для князя единственный способ исполнять свои обязанности относительно народонаселения, именно суд и расправу; разумеется, что для этого князь не мог останавливаться при каждом жилье: он останавливался в каком-нибудь удобном для себя месте, куда окружное народонаселение и позывалось к нему для своих надобностей.
Естественно, что для большего удобства эти места княжеской стоянки, гощения, эти погосты могли быть определены навсегда, могли быть построены небольшие дворы, где могли быть оставлены княжие приказчики (тиуны), и, таким образом, эти погосты могли легко получить значение небольших правительственных центров и передать свое имя округам; впоследствии здесь могли быть построены церкви, около церквей собирались торги и т. д. Хотя летописец упоминает о распоряжениях Ольги только в земле Древлянской и в отдаленных пределах Новгородской области, однако, как видно, путешествие ее с хозяйственною, распорядительною целию обнимало все тогдашние русские владения; по всей Земле оставила она следы свои, повсюду виднелись учрежденные ею погосты.
Как женщина, Ольга была способнее ко внутреннему распорядку, хозяйственной деятельности; как женщина, она была способнее к принятию христианства. В 955 году, по счету летописца, вернее в 957, отправилась Ольга в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевкте. При описании этого события летописец основывается на том предании, в котором характер Ольги остается до конца одинаким: и в Константинополе, во дворце императорском, как под стенами Коростеня, Ольга отличается ловкостию, находчивостию, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Император, говорит предание, предложил Ольге свою руку; та не отреклась, но прежде требовала, чтоб он был ее восприемником; император согласился, но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону восприемник не может жениться на своей крестнице: «Ольга! ты меня перехитрила!» — воскликнул изумленный император и отпустил ее с богатыми дарами. Император Константин Багрянородный оставил нам описание приемов, сделанных русской княгине при византийском дворе; церемонии, соблюденные при этих приемах, не могли польстить честолюбию Ольги: в них слишком резко давали чувствовать то расстояние, которое существовало между особами императорского дома и русскою княгинею; так, напр[имер, Ольге давали место наряду с знатными гречанками, она сама должна была выгораживаться из их среды, приветствуя императрицу только легким поклоном, тогда как гречанки падали ниц. Из этих известий о приеме Ольги мы узнаем, что с нею был племянник, знатные женщины, служанки, послы, гости, переводчики и священник; вычислены и подарки, полученные Ольгою и ее спутниками: один раз подарили ей с небольшим сорок, в другой — около двадцати червонцев. Известия о подарках очень важны; они могут показать нам, как мы должны понимать летописные известия, где говорится о многих дарах, о множестве золота, серебра и проч.
О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царь-город язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою. Мы видим, что везде в Европе, как на западе, так и на востоке, варвары, несмотря на то, что опустошали области Империи и брали дань с повелителей обоих Римов, питали всегда благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают постоянно отношения народов необразованных к образованным. Это уважение варваров к Империи способствовало также распространению между ними христианства. Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также и любопытство посмотреть чудеса образованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии. Как вследствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там! После этого странно было бы, чтобы Ольга, которая считалась мудрейшею из людей, не захотела побывать в Византии. Она отправляется туда. Что же прежде всего должно было обратить ее внимание? Разумеется то, что всего резче отличало греков от Руси — религия; известно, что греки обыкновенно сами обращали внимание варварских князей и послов на свою религию, показывали им храмы, священные сокровища; разумеется, при этом и основные догматы веры были объясняемы искусными толковниками. Если многие из мужчин, воинов русских, принимали христианство в Греции, то нет ничего удивительного, что обратилась к нему Ольга, во-первых, как женщина, в характере которой было к тому менее препятствий, чем в характере князей-воинов, во-вторых, как мудрейшая из людей, могшая, следовательно, яснее других понять превосходство греческой веры перед русскою. Но, кроме этого, трудно отвергать, что Ольга была уже в Киеве знакома с христианством и предубеждена в его пользу, это предубеждение в пользу христианства могло сильно содействовать к принятию его в Царе-граде, но от предубеждения в пользу до решительного шага еще далеко. Есть известие, что Ольга еще в Киеве была расположена к христианству видя добродетельную жизнь исповедников этой религии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве, но не исполнила своего намерения, боясь язычников. Принимая первую половину известия, мы не можем допустить второй: опасность от язычников не уменьшалась для Ольги и в том случае, когда она принимала крещение в Константинополе; утаить обращение по приезде в Киев было очень трудно, и при том Ольга, как видно, вовсе не хотела таиться — это было несовместно ни с ревностию новообращенной, ни с характером Ольги; не. хотела она таиться и равнодушно смотреть, как сын ее, вся семья и весь народ остаются в язычестве, следовательно, лишаются вечного спасения. Так, по возвращении в Киев Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства, но он и слышать не хотел об этом; впрочем, кто хотел креститься, тому не запрещали, а только смеялись над ним. В этом известии мы находим прямое указание, что христианство распространялось в Киеве, тогда как прежние христиане из варягов могли принимать греческую веру в Константинополе. Над принимавшими христианство начали смеяться в Киеве, но на прежних христиан при Игоре, как видно, не обращали внимания; следовательно, хотя не было явного преследования, однако насмешки были уже началом преследования и знаком усиления христианства, чего обращение Ольги могло быть и причиною и следствием; можно заметить, что новая религия начала принимать видное положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждебное внимание выразилось насмешками. Борьба начиналась: славянское язычество, принятое и руссами, могло противопоставить христианству мало положительного и потому должно было скоро преклониться пред ним, но христианство само по себе без отношения к славянскому язычеству встретило сильное сопротивление в характере сына Ольгина, который не мог принять христианства по своим наклонностям, а не по привязанности к древней религии. Ольга, по свидетельству летописи, часто говорила ему: «Я узнала бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то также станешь радоваться», Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольга возражала: «Если ты крестишься, то и все станут то же делать». Святославу нечего было отвечать на это; не насмешек дружины боялся он, но собственный характер его противился принятию христианства. Он не послушался матери, говорит летописец, и жил по обычаю языческому (творил норовы поганские). Эта самая невозможность отвечать на возражение матери должна была раздражать Святослава, о чем свидетельствует и летопись, говоря, что он сердился на мать. Ольга даже ожидала больших опасностей со стороны язычников, что видно из ее слов патриарху: «Народ и сын мой в язычестве; дай мне бог уберечься от всякого зла!».
Мы видели, что предание провожает Ольгу в Константинополь и заставляет мудрейшую из всех людей русских перехитрить грека: тогда не знали лучшего доказательства мудрости. Предание провожает мудрую княгиню и домой, в Киев, заставляет ее и здесь постыдить греческого императора, охотника до даров и вспомогательного войска, и отомстить ему за то унижение, которому подвергались руссы в константинопольской гавани и которое, как видно, лежало у них на душе. Мы знаем из Игорева договора, что греки, опасаясь буйства русских и воинских хитростей с их стороны, выговорили себе право не впускать их в город до тех пор, пока в точности не узнают характера новоприбывших, имена которых должны были находиться на княжеском листе; эти меры предосторожности, как видно, очень раздражали русских, и вот в предании Ольга мстит за них императору. Когда Ольга, говорит летопись, возвратилась в Киев, то царь греческий прислал сказать ей: «Я тебя много дарил, потому что ты говорила мне: возвращусь на Русь, пришлю тебе богатые дары — рабов, воску, мехов, пришлю и войско на помощь». Ольга велела отвечать ему: «Когда ты столько же постоишь у меня на Почайне, сколько я стояла у тебя в гавани цареградской, тогда дам тебе обещанное».
Ольга воспитывала сына своего до возраста и мужества его, говорит летописец.

Вдовья месть – Статьи

Первая месть

В летописях Ольга сразу появилась как невеста Игоря, сына Рюрика и воспитанника Олега Вещего. Повесть временных лет сообщает, что невеста была взята из Пскова. Иоакимовская летопись утверждает, что Ольга была взята князем Олегом из Изборска. Как бы то ни было, на историческую арену она выходит лишь после смерти своего мужа в 945 году.

«Мщение Ольги против идолов древлянских». Ф. А. Бруни. (wikipedia.org)

Первая месть древлянам была совершена прямо у ворот Киева, где находилась сама Ольга с сыном Святославом. Древляне прислали 20 послов на переговоры по поводу женитьбы Ольги на деревском князе Мале в надежде заполучить великий Киев (официальному правителю Святославу на тот момент было всего три года). Княгиня начала переговоры: «Любезна мне речь ваша, мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами…». Сама правительница приказала вырыть огромную яму, куда на следующий день её подданные и сбросили огромную ладью со всей делегацией древлян. «И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

Вторая месть

Сразу после этого княгиня, задумав новую расправу, приказала послать в древлянскую землю за «лучшими мужами», чтобы, увидев доблесть и мужество, киевляне без боязни отдали её замуж чужому правителю. Так и случилось: вскоре древляне прислали в Киев лучших мужчин, которых Ольга любезно встретила и пригласила отдохнуть с дороги в специально заготовленной бане. Здесь их и ждала гибель. «И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все».

Вторая месть Ольги древлянам. (wikipedia.org)

Третья месть

После подожженной бани Ольга решила сама отправиться в Деревскую землю. Она заранее послала туда своего гонца со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Придя в земли древлян, на месте гибели Игоря Ольга приказала своим людям насыпать высокий холм, а после совершать поминальную тризну. Киевляне, пришедшие с княгиней, специально прислуживали древлянам и подливали им побольше вина. Вскоре древляне, уже пьяные, спросили у Ольги о том, куда же делась их предыдущая дружина, которая и сгорела в киевской бане. Она ответила, завуалированно намекая на их смерть: «Идут за мною с дружиною мужа моего». Не поняв намёка, хозяева продолжили пировать, а вскоре Ольга приказала своим киевлянам зарубить пьяных древлян, и 5 тысяч их было зарезано.

Четвертая месть

Наконец Ольга отправилась обратно в Киев и собрала новую мощную дружину для основательного похода против врагов. В этом походе, как говорится в Повести временных лет, участвовал и маленький Святослав. Побежденные древляне попрятались в свои города, и Ольга с дружиной окружила один из них, Искоростень, жители которого и убили её мужа. Она не могла взять штурмом стены города целый год и решила пойти на хитрость: Ольга убедила древлян, что уже не мстит за убитого мужа, а просто желает взять дань.

Древляне спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Однако Ольга попросила по три голубя и три воробья с каждого дома, уверив захваченных в своей милости. И снова красноречие княгини сыграло решающую роль. Обрадованные жители Искоростеня собрали птиц и отправили Ольге, которая пообещала на следующий день отступить и снять засаду. Вместо этого, раздав каждому воину по птице, она приказала привязать к ним трут (высушенный гриб трутник, зажигающийся от искры при высекании огня) в платочке и нитку. В сумерках княгиня приказала выпустить птиц. «Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись — где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань».

Четвёртая месть Ольги древлянам. (wikipedia.org)

После череды отмщений княгиня Ольга стала править в Киеве в качестве регента при своем сыне Святославе. В 955 году она побывала в Византии, где приняла христианство и была крещена императором Константином Багрянородным. Важнейшим ее внутриполитическим достижением было введение уроков (строго ограниченного размера дани) и погостов (мест их сбора), что явилось первой денежной реформой в русской истории.


Сборник: Григорий Потёмкин

Фаворит Екатерины II руководил присоединением к России Крыма. Он основал на полуострове ряд городов.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

А были ли деревни?

А были ли деревни?

Миф о потёмкинских деревнях гласит: во время путешествия Екатерины II по Крыму в 1787 году князь Григорий Потёмкин хотел представить регион в лучшем виде. Он воздвиг бутафорские поселения, где собрал специально привезённых крестьян. Миф этот живёт почти 250 лет.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Таврический вояж Екатерины II

Таврический вояж Екатерины II

2 января 1787 года после молебна в грандиозное путешествие «в полуденный край» отправилась невиданная по роскоши экспедиция во главе с Екатериной Великой.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVIII век

Григорий Потёмкин

Григорий Потёмкин

Фаворит Екатерины II, генерал-фельдмаршал. Что ты знаешь о нём?

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Разрушитель порядка

Разрушитель порядка

Суворов, служивший под началом Потёмкина, дал ему краткую, но ёмкую характеристику: «Великий человек — велик умом, велик и ростом».

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

А были ли деревни?

Миф о потёмкинских деревнях гласит: во время путешествия Екатерины II по Крыму в 1787 году князь Григорий Потёмкин хотел представить регион в лучшем виде. Он воздвиг бутафорские поселения, где собрал специально привезённых крестьян. Миф этот живёт почти 250 лет.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Таврический вояж Екатерины II

2 января 1787 года после молебна в грандиозное путешествие «в полуденный край» отправилась невиданная по роскоши экспедиция во главе с Екатериной Великой.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVIII век

Григорий Потёмкин

Фаворит Екатерины II, генерал-фельдмаршал. Что ты знаешь о нём?

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Разрушитель порядка

Суворов, служивший под началом Потёмкина, дал ему краткую, но ёмкую характеристику: «Великий человек — велик умом, велик и ростом».

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

История первого советского маньяка

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Екатерина Арагонская: история испанской принцессы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Каким руководителем был Юрий Андропов?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Холодная война

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кнут и пряник маршала Тито

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Протопоп Аввакум как главный идеолог старообрядчества

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Бонапарт: история взлёта и падения

  • Статьи
  • Европа
  • XIV-XIX вв.

Договор с дьяволом: сколько стоит продать душу?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

История первого советского маньяка

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Что, если бы Пабло Эскобар выжил

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Накануне 22 июня 1941 года

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Статьи
  • Африка

Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Мария Стюарт, её мужья и любовники

  • Статьи
  • Азия
  • XIX век

Как начищенные сапоги русских моряков из плена спасли

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 435663
История первого советского маньяка
  • 📚 Статьи
  • 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
  • 📚 Статьи
  • 👀 238720
«Коктейль Молотова»
  • 📚 Статьи
  • 👀 74654
Екатерина Арагонская: история испанской принцессы
  • 📚 Статьи
  • 👀 62279
Каким руководителем был Юрий Андропов?
  • 📚 Статьи
  • 👀 61186
Холодная война
  • 📚 Статьи
  • 👀 57418
Кнут и пряник маршала Тито
  • 📚 Статьи
  • 👀 55859
Протопоп Аввакум как главный идеолог старообрядчества
  • 📚 Статьи
  • 👀 54707
Бонапарт: история взлёта и падения
  • 📚 Статьи
  • 👀 53096
Договор с дьяволом: сколько стоит продать душу?
  • 📚 Статьи
  • 👀 488563
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
  • 📚 Статьи
  • 👀 459247
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 435663
История первого советского маньяка
  • 📚 Статьи
  • 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
  • 📚 Статьи
  • 👀 362083
Что, если бы Пабло Эскобар выжил
  • 📚 Статьи
  • 👀 273240
Накануне 22 июня 1941 года
  • 📚 Статьи
  • 👀 238720
«Коктейль Молотова»
  • 📚 Статьи
  • 👀 209689
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
  • 📚 Статьи
  • 👀 148721
Мария Стюарт, её мужья и любовники
  • 📚 Статьи
  • 👀 147179
Как начищенные сапоги русских моряков из плена спасли

Ольга Киевская: Мстительная святая.

Королева викингов с топором. | Ник Ховард | Историческая справка Ольга Киевская: мстительная святая. Королева викингов с топором. | Ник Ховард | Исторический запрос | Medium Опубликовано в

·

Чтение: 5 мин.

·

28 апреля 2022 г.

Королева викингов с топором.

Святая Ольга Михаил Нестеров

Год 945 н.э. Игорь Киевский после попытки вымогательства дани был только что убит древлянами. Наследник престола Святослав был еще ребенком. Регентство перешло к овдовевшей царице Ольге.

Ольга правила Киевским княжеством до тех пор, пока ее сын не был готов занять престол в 964 году. Она прославляется как первая женщина-правительница… и писатель. Я пишу о спорте, кино, комиксах, истории, профессиональной борьбе, еде, музыке.

Еще от Ника Ховарда и The History Inquiry

Ник Ховард

в

Пять лучших пап в истории

https://www.britannica.com/biography/Saint-John-XXIII#/media/1/304923/17082

6 минут чтения·11 января 2022 г.

Ник Ховард

900 04 в

Миф о Prima Nocta

Одного из самых ужасающих средневековых законов, вероятно, не существовало 003

Влияние Египта на Древнюю Грецию

Нерассказанная история двух великих деятелей древности

·Чтение на 4 мин·17 ноября 2021 г.

Ник Ховард

в

Толедо: почему стоит посетить этот великий древний город

Город, полный истории и красоты

·Чтение 4 мин. · 9 мая

Просмотреть все от Ника Ховарда

Рекомендовано на Medium

Неприлично

10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком

Август в Северной Вирджинии, жаркий и влажный. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…

·4 минуты чтения·16 февраля 2022 г.

Zulie Rane

in

Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) платформы социальных сетей

900 41 В октябре 2022 г. в течение всего Фиаско Илона Маска, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона. Примерно в то же время я также вышел из…

·8 мин. чтения·19 апреля

Списки

Выбор персонала

311 историй·79 сохранений

Истории, которые помогут вам повысить уровень на работе

19 историй·36 сохранений

Самосовершенствование 101

20 историй·80 сохранений

Продуктивность 101

20 этажей·77 сохранений

Aleid ter Weel

в

10 вещей, которые нужно сделать вечером вместо этого О просмотре Netflix

Привычки без устройств для повышения продуктивности и счастья.

·5 минут чтения·15 февраля 2022 г.

Эрик Сентелл

в

«Почему вдруг стало так много трансгендеров?»

Сила и опасность общественной видимости

· чтение за 6 минут·18 апреля

Гаррик Макфадден

в

Определение: Уок

9000 3

«Не верьте, вот улики, где Бруклин ? Видеть, что? Должен принять все это, малыш, поверь в это» — Definition By Black Star Verse by…

· 9 минут чтения · 10 мая

The PyCoach

в

Вы используете ChatGPT неправильно! Вот как быть впереди 99% пользователей ChatGPT

Освойте ChatGPT, изучив технику быстрого доступа.

·7 мин чтения·Мар 17

Смотреть больше рекомендаций

Статус

Карьера

Текст в речь

Ольга Киевская и использование медовухи как оружия

Ольга Киев отомстил за убийство ее муж. Во время одной части ее мести сюжет, кажется, что она использовала мед, чтобы победить армию своего врага.

Есть несколько версий этой истории, в которых говорится, что медовуха была отравлена ​​«ядовитым медом», и что солдаты были выведены из строя таким образом, а не просто из-за пьянства.

Итак, что за история? Кем была Ольга Киевская? Почему она хотела отомстить? Как она отомстила? Какое место в рассказе занимает мед или мед?

Как Ольга Киевская побеждала врагов медом


Ольга Киевская жила в десятом веке (она родилась между 890 и 925 годами нашей эры – это не точно!). Она вышла замуж за князя Игоря Киевского, и у них родился сын.

Ольга Киевская
(Иллюминации Радзивилловской летописи)

Они жили в местности, известной как «Киевская Русь» — территория, включавшая в себя части современной России и современные Беларусь и Украина.

Это была довольно свободная конфедерация людей, управляемая династия Рюриковичей – основана Рюриком (свекром Ольги). Географически он простирался на юг до Черное море.

Это район, где Рододендрон ponticum , и известно, что мед из нектара, собранного с этого растение ядовито – его иногда называют «бешеным медом».

Проблемы начались с конфликта между киевскими Русь и древляне.

Киевская Русь взяли верх и заставили древлян платить дань (этакая налог на защиту). Однако кажется, что во время правления Игоря древляне перестали платить некоторое время дань, вместо этого платя местному военачальнику.

Игорь, полон решимости заставить древлян снова начали платить, поехали в свою столицу, Искорескен. Он был убит (очевидно, в ужасной мода), оставив Ольгу вдовой с трехлетним сыном.

Следовательно, поскольку ее сын была слишком молода, чтобы править, она стала регентом, управляя страной. Ольга искала мести, и увидела ее возможность в «требовании» выйти замуж за принца Мала – убийца.

В ее процессе месть — в том числе заживо закопать двадцать древлянских переговорщиков или дипломатов, и сжег заживо очередную партию древлянских эмиссаров в бане. Однако именно третий этап связанные с мед.

Она отправила запрос принцу Малу (который казался не зная о кончине его предыдущих эмиссаров!) просит, чтобы она посетила Искорескен оплакает мужа на месте его гибели и устроит похороны праздник.

На данный момент есть два версии рассказа. Наиболее часто цитируемая версия гласит, что она послала древлянам инструкции приготовить большое количество медовухи, которую употребляли на пиру, но, приказала своим людям оставаться трезвыми, и тогда они легко могли убить 5000 древлянских солдат, которые все были в пьяном угаре.

Вторая версия — люди Ольги забрали собственного меда, перебродившего из «бешеного мёда». Древляне и пьяны, и одурманены! Или Кстати, очень плохо получилось у древлян.

Неизвестно, был ли мёд на самом деле ферментировался из «бешеного меда», но в любом случае медовуха играла значительную роль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *