Олег поход на константинополь: Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда

Содержание

Зачем князь Олег на Царьград ходил

Петр Романов, РИА Новости

Когда, с кем  и где впервые начали торговать русские,  точно не скажет никто. Скорее всего, на берегах Черного моря, где задолго до Рождества Христова  возникли сначала финикийские, а затем и милетские,  то есть греческие, колонии, которые успешно торговали с окрестными племенами. Колонии покупали хлеб, кожи, шерсть, лен, строевой лес (дуб, вяз, ясень), смолу,  воск и мед, а сбывали вино, оливковое масло, шерстяные ткани, одежду, глиняную посуду и различные предметы роскоши.

Далее греческие товары шли к Балтике, причем везли их как сами греки, так и славяне, занимавшие в IX веке бассейны рек Днестра, Днепра, Западной Двины, Западного Буга, озера Ильмень и верхней Оки. К этому времени восточные славяне,  объединившись под княжеской властью, представляли уже грозную военную силу и начали сами во многом диктовать условия торговли и Византии, и  хазарам, чьи владения мешали торговому выходу русских к Каспийскому морю.

Главным защитником торговых и внешнеполитических интересов Древней Руси стал в ту пору князь Олег, прозванный в народе вещим, то есть кудесником, волхвом, чародеем. Первоначально Олег — князь из рода Рюриков — правил в Новгороде,   а затем, собрав войско из варягов и славян, пошел на Киев, подчиняя себе по дороге различные славянские племена. Захватив Киев, Олег не раз громил хазар, а в 907 году предпринял поход на греков. Войско состояло из варягов, ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей и других племен, населявших тогда древние русские земли. По словам летописца, кораблей у Олега было 2000, а на каждом корабле по 40 человек. Верить в абсолютную точность летописных исчислений, конечно, не обязательно, но даже с определенными поправками получается, что князю удалось собрать немалое по тем временам войско.

При приближении русских к Константинополю (на Руси его, как известно, обычно называли Царьградом) греки заперлись в городе, а вход в гавань перекрыли.

Тогда князь приказал сойти всем на берег и уничтожать на глазах неприятеля все вокруг. Психологом Олег был действительно незаурядным. Летописи рассказывают об удивительной по тем временам военной операции.  Князь велел поставить свои суда на колеса и под парусами двинулся к городу. Можно представить, какое впечатление столь необычная атака произвела на защитников.

Современники редко задумываются над тем, ради чего велись те стародавние войны. Ответ как бы подразумевается: ради добычи, земли, славы. Все это верно, но неполно. Даже в те далекие времена не меньшую ценность представляли политические и торговые союзы. Наши предки были гораздо мудрее, чем мы их иногда себе представляем. Хитроумный князь Олег заставил византийцев не только заплатить огромную дань, но  и подписать договор,  дававший русским право торговать в Византии беспошлинно. 

Летопись подробно описывает ход переговоров. Первоначальные требования русских были следующими: все приходившие с Руси в Царьград помимо беспошлинной торговли могли там бесплатно брать съестных припасов из расчета на месяц, мыться в банях, а для обратного пути запасаться у греческого царя якорями, канатами, парусами и тому подобным. Византийский император принял условия, но с поправкой: все эти привилегии распространяются лишь на торговых людей, а не на всех русских. Кроме того,  русские должны были дать обещание не грабить окрестные села, жить в городе компактно в одном месте, чтобы император всегда мог послать чиновника переписать имена вновь прибывших торговцев. Входить в город русские должны были только через одни ворота без оружия, причем в сопровождении императорского слуги  и не более 50 человек сразу.

Все эти опасения были Олегу понятны,  а потому без колебаний приняты. Договор по обычаю того времени скрепили клятвами. Византийцы клялись на кресте, а Олег клялся на своем оружии и Перуном — высшим для него божеством. На дорогу византийцам пришлось сшить для всех кораблей Олега новые шелковые и полотняные паруса и позволить русским прибить в знак победы на вратах Царьграда свои щиты. Олег возвратился в Киев с огромной добычей: золото, дорогие ткани, экзотические для Руси овощи и фрукты, вина и украшения.

А главное — договор.

Торговое соглашение 907 года фиксировало лишь принципиальные договоренности и потому нуждалось в ряде дополнений. Уже в 911 году Олег направил в Константинополь посольство, чтобы максимально детализировать договор: лишних трений русские не желали, напротив, добрососедские отношения с Византией открывали для Руси большие возможности.

Новое соглашение, любопытный документ древнего международного права,  предусматривало, в частности, следующее. При разборе дела о преступлении следовало основываться не на слухах, а на точных показаниях. Если кто-то из участников разбирательства в чужих показаниях сомневался, то обязан был поклясться по обрядам своей веры, что свидетели лгут. Если же в результате оказывалось, что показание правдиво, то усомнившегося казнили. Это условие значительно облегчало решение спорных вопросов: хитрить и интриговать становилось опасно.

Документ предусматривал и чрезвычайные ситуации. Оговаривалось, например, что, в случае убийства русского или грека, преступник (если  его застигнут на месте) должен быть тут же казнен. Если убийца с места преступления скроется, то все его имущество (за вычетом определенной доли в пользу ни в чем не повинной жены преступника) поступает родственникам жертвы. Если бежавший никакого имущества не оставлял, то считался под судом и в розыске до тех пор,  пока не будет пойман и казнен. Договор предусматривал, что, если русский украдет у грека — или наоборот — и вор будет пойман на месте, хозяин украденного, в случае сопротивления вора, имеет право его безнаказанно убить. Если вор сдавался без сопротивления, с него за украденное брали втрое больше. Штраф предусматривался даже за обычную драку. Если провинившийся или его родственники не могли заплатить положенного, виновного раздевали донага  —  это означало, что он отдал последнее. Все эти пункты говорят о том, насколько серьезно обе стороны подходили к соглашению, пытаясь по мере сил уберечь мир и согласие от неприятных неожиданностей и недоразумений.

Древний договор ничуть не менее дотошен, чем современные документы. Договор разъяснял даже правила поведения обеих сторон в случаях, если что-то происходило с их торговыми судами. Предписывалось: если греческий корабль будет выброшен на чужую землю, а там окажутся рядом русские, то они обязаны охранять корабль с грузом и помочь доставить судно в безопасное место. Русские также брали на себя обязательство снимать греческие корабли с мели и помогать греческим мореплавателям, если случится буря.

О том, насколько выросло доверие между русскими и греками, свидетельствует такой пункт договора 911 года: «Если русскому или греку случится быть в какой-нибудь стране, где будут невольники из русских или греков, то он должен выкупить их и доставить в их страну, где ему будет выплачена выкупная сумма. Военнопленные также возвращаются на родину. Если русские невольники будут приведены на продажу к грекам или наоборот, то они отпускаются на родину».  Столь благородные условия распространялись, впрочем, лишь на участников договора, принципиальными аболиционистами ни греки, ни русские не были.

Документ предусматривал: если раб будет украден или убежит, а господин его будет жаловаться, то раб должен быть возвращен. Русские купцы имели право искать своего раба в Константинополе где угодно. Тот из греков, кто отказывался позволить русским произвести у себя дома обыск, автоматически признавался виновным в краже раба и сурово наказывался.

Поскольку многие русские купцы стали постоянно проживать в Константинополе, договор предусматривал и такую ситуацию: если кто-то из русских, находящихся в Византии, умирал, не успев распорядиться своим имуществом, оно обязательно отсылалось его родственникам на Русь. Если взявшийся доставить имущество утаивал его или не возвращался с ним на Русь, то по жалобе русских он мог быть насильно возвращен на родину. Точно такие же правила распространялись и на греков, осевших на Руси.

Это был солидный документ, подписанный серьезными людьми, думавшими не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне.

По тем временам известный торговый путь из варяг в греки, то есть из Скандинавии и Балтики в Византию через славянские земли, был очень непростым.

О средней и южной части этого пути византийский историк, император Константин Багрянородный рассказывал следующее: славянские племена  зимой рубили лес в горах и строили лодки, в том числе лодки-однодеревки, то есть из одного большого ствола. Весной, когда лед на Днепре таял, они сплавляли суда в Киев. Здесь «плавсредства» дооборудовали (ставили уключины и весла из старых лодок), грузили товар и поджидали другие суда, чтобы уже большим охраняемым караваном отправиться в дальнейший путь вниз по реке. Подойдя к опасным порогам на Днепре, большая часть экипажа выходила на берег, а остальные с помощью шестов или вброд проводили судна между камнями. Около четвертого, самого опасного  порога, как пишет летопись, часть военной дружины обязательно занимала оборонительные позиции на случай нападения степных кочевников — печенегов, а все остальные разгружали суда и на расстояние «6000 шагов» переносили товар на плечах. Лодки же тащили волоком либо на руках по берегу. Затем суда вновь спускали на воду и грузили товар.
  Доплыв до острова Святого Григория,  приносили богам жертву  в благодарность за успешную переправу через пороги. Достигнув устья Днепра, караван обычно останавливался, чтобы привести суда в порядок и приготовиться к переходу по Черному морю в Византию.

И здесь видна солидность и деловая хватка, все делалось с умом. То ли и вправду варяги  со своим  «порядком» помогли, то ли древние славяне и сами были не таким уж «беспорядочным» народом, как представлялось придирчивому летописцу.

Любопытно, что князь Олег, положивший начало упорядоченной торговле с Византией,  сыграл важнейшую роль и в том, что именно православие  стало господствующей религией в России. Вслед за  торговым обменом между славянами и греками начался обмен культурный и идеологический. Летописи свидетельствуют, что направленные Олегом  в 911 году в Константинополь послы, успешно закончив деловую часть переговоров, задержались в Византии по просьбе императора. Он не только богато одарил их, но и «приставил к ним мужей, которые водили их по церквам, показывали богатства и излагали учение Христовой веры».

Так что, как видим, дорога к храму проходила через рынок.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Блог Петра Романова

Поход Олега на Константинополь. Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега

Поход Олега на Константинополь

 Причины, побудившие Олега атаковать Константинополь, нам уже известны по предыдущим набегам русов на столицу Византии: с одной стороны — это стремление нового владыки Днепровской Руси добиться от империи признания своего статуса и тем самым подтверждения и продления действия «русско»-византийского договора; с другой — нежелание имперских властей находиться в союзных отношениях с язычниками и предоставлять им торговые и какие-либо иные льготы. Непосредственным поводом к конфликту, если судить по тексту договора, были какие-то стычки между русами и греками, в которых дело доходило до «удара мечом».

Поход Олега на Константинополь обстоятельно описан в «Повести временных лет». Разительным контрастом с осведомленностью летописца выглядит «заговор молчания», которым окружено это событие в византийской литературе. Впрочем, одно косвенное свидетельство все же имеется. У Льва Диакона находим известие, что император Иоанн Цимисхий грозил князю Святославу Игоревичу участью его отца, который «презрел клятвенный договор», — это, конечно, явный намек на предыдущее византийско-«русское» соглашение, нарушенное Игорем в 941 г.

К сожалению, подробность летописного рассказа отнюдь не гарантирует точности сообщаемых им сведений. Прежде всего это касается хронологии. «Повесть временных лет» датирует поход Олега на Царьград 907 г. К этому же времени она приурочивает проведение предварительных переговоров с греками, результаты которых получают юридическое оформление только в 911 г., когда второе, «расширенное» посольство князя Олега подписывает знаменитый договор. Причины этой дипломатической задержки оставлены без каких-либо объяснений. Образовавшийся временной разрыв летописец просто заполнил «пустыми годами». Трудно сказать, какие соображения двигали им в данном случае[221]. Но на самом деле оба события произошли в одном и том же году, свидетельство чему можно найти в самой же «Повести». В статье, помеченной 907 г., Олеговы послы ведут переговоры с «царьма грецкими», братьями «Леоном и Александром». Между тем это сообщение может быть верно только по отношению к 911 г., потому что именно в этом году император Лев VI Мудрый назначил Александра своим соправителем. Таким образом, стояние «руси» под стенами Константинополя, скорее всего, продолжалось весь август 911 г. и закончилось 2 сентября, в день подписания договора.

Не большей надежностью, чем выставленная дата, отличается и вся статья 907 г. Это и немудрено, ведь летописец, по сути, сложил гимн во славу вещего князя, в лице которого Русская земля восторжествовала над греками. Верить гимнам на слово было бы, разумеется, наивно. Читая повествование о заморских подвигах Олега, следует помнить, что соотношение между историей и поэзией здесь примерно таково, как между «Илиадой» и настоящей осадой Трои.

Реконструкция вооружения воина из Таганчи

Эпическая грандиозность задуманного Олегом похода становится очевидной с первых же строк. Ему будто бы удается собрать огромный флот — 2000 «кораблей». Эта фантастическая цифра нужна летописцу, конечно, только для того, чтобы отправить вместе с Олегом всех его «толковинов» (союзников) — «множество варяг, и словен, и чюдь, и кривичи, и мерю, и де-ревляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тиверцы» (причем последние четыре славянских племени, согласно самому же летописному повествованию, еще не «примучены» киевскими князьями под дань). Но даже эта армада «кораблей» не способна вместить всех Олеговых «воев», которых, заметим, уже набирается 80 000 (из расчета по 40 человек в ладье — число, указанное в летописи), поэтому другая их часть «поиде» к Царьграду сушей, «на конех», хотя конных дружин у русов и восточных славян тогда еще не существовало.

 Мобилизовав под стяги Олега всю Русскую землю, летописец, однако, не сумел как следует распорядиться этим бесчисленным воинством. Оно тает буквально на наших глазах. Первой исчезает конная рать, поскольку договор Олега требует от греков дань только на «мужей» в «кораблях». А затем как сквозь землю проваливаются все варяго-финно-славянские «толковины», вместо которых внезапно появляется «русь», чьи интересы только и оказываются учтены на переговорах с «царями». Такой оборот дела убеждает в том, что на самом деле морская кампания 911 г. была проведена силами Олеговой дружины; ополчение восточнославянских племен в набеге не участвовало[222].

Вооружение русского воина из погребения X в., открытого в Таганче близ Канева

Византийская конница

В свете сказанного десятикратно сокращенное количество «кораблей» Олега будет выглядеть наиболее вероятной цифрой. Кстати говоря, именно так и поступил недоверчивый редактор Комиссионного списка Новгородской I летописи.

 Описание военных действий у стен Царьграда вновь ставит вопрос о действительном отношении всей летописной статьи 907 г. к «преданьям старины глубокой» и тем более к «воспоминаниям участников похода». Замечено, например, что рассказ о грабежах и разбоях «руси» в окрестностях Константинополя («и повоева около города, и много убийств створи грекам, и палаты многы разбита, а церкви пожгоша; а их же имяху полонянникы, одних посекаху, другыя же мучаху, иныя же расстреляху, а другыя в море вметаша, и ина многа зла творяху русь грекам, елико же ратнии творят») составлен из сообщений двух византийских источников — Продолжателя хроники Георгия Амартола и Жития Василия Нового — о нападении на Константинополь князя Игоря в 941 г.[223] Это дало повод ряду исследователей утверждать, что договор 911 г. «не имеет никаких намеков на враждебные отношения между русскими и греками»[224]. В этих рассуждениях есть своя доля правды, однако полностью отрицать достоверность летописного сообщения о жестокостях русов было бы неверно. В средневековой и, в частности, древнерусской литературе существует множество описаний реальных событий с использованием (подчас дословным) античных, библейских и проч. «образцовых» текстов[225]. Между тем текст Олегова договора сохранил явственные следы того, что мечи русов и на этот раз обагрились кровью мирного населения Византийской империи. Его «главы» открываются заявлением о прекращении насилия: «По первому слову да умиримся с вами, греки», а на предварительных переговорах императоры Лев и Александр потребовали от русов впредь не «творить пакости в селах и в стране нашей».

Византийские воины

Но процитированные критические замечания верны в том отношении, что никакой «русско-византийской войны», то есть полномасштабных военных действий, в 911 г. действительно не было. Олег приплыл к Константинополю не для того, чтобы воевать с Византией; демонстрация военной силы должна была склонить греков к заключению мирного договора. Стратегический замысел Олега состоял в том, чтобы прорваться в бухту Золотого Рога (византийский флот в это время был задействован в морских операциях против арабов в Средиземноморье). Это уязвимое место византийской твердыни было известно русам еще с 860 г. Тогда им удалось застать город врасплох. Но теперь по каким-то причинам внезапного нападения не получилось, и вход в бухту был надежно перекрыт протянутой между обоими берегами цепью. И все же Олег осуществил маневр, благодаря которому 542 года спустя Мехмед II въехал победителем в храм Сятой Софии. В этом месте своего рассказа летописец опять прибегает к поэтизации истории: «И повеле Олег воям своим колеса изделати и поставити на колеса корабли, и при попутном ветре подняли парусы… и идяше к граду». Полуостров, отделяющий внутреннюю гавань Константинополя от моря, покрыт виноградниками, пашнями и довольно горист; чтобы заставить двигаться здесь поставленные на колеса ладьи, нужен ветер такой необыкновенной силы, который скорее сорвал бы все предприятие, нежели помог ему осуществиться. Но в самом факте переброски ладей по суше в бухту Золотого Рога нет ничего невероятного. Конечно, суда вряд ли были поставлены на колеса — скорее их уложили на круглые вальки и тянули волоком. Древесину в необходимом количестве можно было добыть без труда — фракийские леса подступали тогда к самому Константинополю.

 Успех этого маневра ошеломил греков. Увидев вражеские суда плавающими посреди бухты, считавшейся недоступной, императоры-соправители согласились начать переговоры с Олегом. К этому шагу их вынудило также покаянное настроение, охватившее население столицы. Вдруг вспомнили, как за несколько лет перед тем, в 904 г., имперские власти отказались помочь Фессалоникам, подвергшимся осаде со стороны арабов. Жители Фессалоник были возмущены тем, что их бросили на произвол судьбы, и пророчили, что святой Димитрий, покровитель города, обязательно накажет Константинополь за это предательство. И вот теперь в столице на каждом углу слышалось: «Это не Олег, но сам святой Дмитрий послан на нас Богом». Противиться небесной каре было немыслимо. Дальнейшая неуступчивость правительства к требованиям варваров, которые стремились всего-навсего иметь выгодный торг на константинопольском рынке, грозила привести к открытому мятежу. Оба эти обстоятельства — захват Олегом территории Золотого Рога и напряженная обстановка внутри города — и обеспечили незабываемый дипломатический успех послам «от рода русского».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава XXIV Ледяной поход — бой 15 марта у Ново-Дмитриевской. Договор с кубанцами о присоединении Кубанского отряда к армии. Поход на Екатеринодар

Глава XXIV Ледяной поход — бой 15 марта у Ново-Дмитриевской. Договор с кубанцами о присоединении Кубанского отряда к армии. Поход на Екатеринодар 15 марта — Ледяной поход — слава Маркова и Офицерского полка, гордость Добровольческой армии и одно из наиболее ярких

ГЛАВА LVIII Причины первого Крестового похода и число первых крестоносцев. — Характеристические особенности латинских принцев. — Их поход в Константинополь. — Политика греческого императора Алексея. — Завоевания Никеи, Антиохии и Иерусалима франками. — Освобождение гроба Господня. — Первый король Ие

ГЛАВА LVIII Причины первого Крестового похода и число первых крестоносцев. — Характеристические особенности латинских принцев. — Их поход в Константинополь. — Политика греческого императора Алексея. — Завоевания Никеи, Антиохии и Иерусалима франками. — Освобождение гроба

Глава 12 Поход на Константинополь

Глава 12 Поход на Константинополь В конце концов, русские войска перешли Балканы через другие перевалы — Чурьякский, Умургашский и т.д. Особенно трудным переход стал для артиллерии. Вследствие большой крутизны подъема и гололедицы, лошади тащившие орудия и зарядные ящики,

Константинополь

Константинополь Переход через Черное море продлился менее недели, хотя мне казалось, что мы месяцами боролись с бурями.Константинополь — Истанбул — сказочный, яркий, цветистый! После бурных ночей Черного моря бухта Мода при входе в Мраморное море представилась

Поход рыцарства, или собственно Первый крестовый поход

Поход рыцарства, или собственно Первый крестовый поход Историки традиционно отсчитывают начало Первого крестового похода с отправления в путь рыцарского войска летом 1096 г. Впрочем, в состав этого войска входило также немалое количество простонародья, священники,

Глава 2 Поход князя Игоря Рюриковича на Константинополь

Глава 2 Поход князя Игоря Рюриковича на Константинополь Осмелюсь спросить: а если противник явиться в большом числе и полном порядке, как его встретить? Отвечаю: захвати первым то, что ему дорого. Если захватишь, он будет послушен тебе.Сунь-Цзы»Искусство войны»В 941 году

6.2. Казанский поход Ивана Грозного — это и есть Египетский поход «античного» царя Камбиса

6.2. Казанский поход Ивана Грозного — это и есть Египетский поход «античного» царя Камбиса • КАМБИС ИДЕТ НА ЕГИПЕТ, ВЫПОЛНЯЯ СВОЕ ОБЕЩАНИЕ, ДАННОЕ В ЮНОСТИ. МОЛОДОЙ ЦАРЬ ИВАН IV ГРОЗНЫЙ НАЧИНАЕТ ВОЙНУ С КАЗАНЬЮ.По Геродоту, МОЛОДОЙ Камбис обещает своей матери, что когда

Глава 2 Поход князя Игоря Рюриковича на Константинополь

Глава 2 Поход князя Игоря Рюриковича на Константинополь Осмелюсь спросить: а если противник явиться в большом числе и полном порядке, как его встретить? Отвечаю: захвати первым то, что ему дорого. Если захватишь, он будет послушен тебе. Сунь-Цзы «Искусство войны» В 941 году

Поход 860 г. на Константинополь

Поход 860 г. на Константинополь  Тридцатилетие, протекшее после нападения русов на Амастриду, осталось в истории Таврической Руси темной эпохой, о которой не сохранилось никаких сведений, кроме указания константинопольского патриарха Фотия на то, что русы в это время были

907, 912 Походы Олега на Константинополь. Заключение договоров с греками. Смерть Олега

907, 912 Походы Олега на Константинополь. Заключение договоров с греками. Смерть Олега Согласно летописям, Олег подошел к стенам столицы Византии с флотом в две тысячи судов и осадил ее. Воины Олега поставили свои суда на колеса и, подняв паруса, двинулись к укреплениям

ПОХОД ОЛЕГА НА ЦАРЬГРАД

ПОХОД ОЛЕГА НА ЦАРЬГРАД В год 6415 (907{49}). Пошёл Олег{50} на греков, оставив Игоря{51}в Киеве; взял же с собой множество варягов{52} и славян, и чуди, и кривичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев{53}, известных как толмачи{54}: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми

Часть вторая Первый Кубанский поход («Ледяной поход»)

Часть вторая Первый Кубанский поход («Ледяной поход») …Мы уходим в степи. Можем вернуться только, если будет милость Божья. Но нужно зажечь светоч, чтобы была хоть одна светлая точка среди охватившей Россию тьмы. Из письма М. В.

«Они шли на Константинополь…»

«Они шли на Константинополь…» Клич «На Византию!..» был брошен. Огромное количество храбрых варяго-россов потянулось в Киев. Подготовка к морскому походу была закончена быстро, струги и ладьи загрузили продовольствием и оружием. Варяжских витязей Аскольда и Дира подняли

21.

 ПОХОД ОЛЕГА НА ЦАРЬГРАД И ДОГОВОР С ГРЕКАМИ

21. ПОХОД ОЛЕГА НА ЦАРЬГРАД И ДОГОВОР С ГРЕКАМИ Из «Повести временных лет» по «Лаврентьевскому списку», СПБ 1910.В лето 6415[19]. Иде Олег на грекы, Игоря оставив Киеве; поя же множество варяг, и словен, и чюдь, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и

6. Поход на Константинополь

6. Поход на Константинополь Появление норманнских войск на берегу Адриатического моря не могло не обеспокоить Алексея. Вот уже три месяца император наблюдал, как по дорогам, идущим с севера, к границам его империи стекаются бесчисленные разрозненные и беспорядочные

23. КАК ДРЕВНИЙ ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД СТАЛ ПОСТАВЩИКОМ ДЛЯ КИЕВА ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ, ПЕРВЫЙ ИЗ КОТОРЫХ АСКОЛЬД ОРГАНИЗОВАЛ ПЕРВЫЙ БАНДИТСКИ – КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ПОХОД В КОНСТАНТИНОПОЛЬ

23.  КАК ДРЕВНИЙ ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД СТАЛ ПОСТАВЩИКОМ ДЛЯ КИЕВА ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ, ПЕРВЫЙ ИЗ КОТОРЫХ АСКОЛЬД ОРГАНИЗОВАЛ ПЕРВЫЙ БАНДИТСКИ – КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ПОХОД В КОНСТАНТИНОПОЛЬ Со своими подопечными Рюрик поступил по императорски.Вот что далее записал монах

Путешествие по миру викингов: В поисках Константинополя

Викинги жаждали Константинополя, но так и не смогли пробить его стены. Только став личной охраной византийского императора, нордические воины отхватили часть его богатства.

Автор: Кристофер Кляйн

Обновлено: | Оригинал:

Michael Hampshire/National Geographic/Getty Images

Эпические путешествия викингов на Британские острова, в Исландию, в Северную Америку и на запад, как правило, затемняют тот факт, что скандинавские воины также отважились далеко зайти в на восток через Европу и часть Азии. В то время как датчане и норвежцы плыли на запад, шведские воины и торговцы плыли в противоположном направлении, первоначально соблазненные высококачественными серебряными монетами, отчеканенными Аббасидским халифатом, растянувшимся по Ближнему Востоку.

Эти викинги, которые пересекли Балтийское море и спустились через Восточную Европу, получили клеймо «Русь» — возможно, происходящее от «ruotsi», финского слова, обозначающего шведов, означающего «команда гребцов», и термина, от которого Россия получила свое название. По мере того как русы мигрировали вниз по рекам Днепр и Волга, они основывали поселения вдоль торговых путей к Черному и Каспийскому морям и покоряли коренное славянское население на территории современной России, Белоруссии и Украины.

К середине 9ХХ века в Багдаде появились русские купцы. Столица Аббасидского халифата, возможно, была крупнейшим городом в мире с населением более миллиона человек, но она не смогла захватить воображение викингов, как Константинополь, столица Византийской империи, которая, как говорили, таила в себе еще большие богатства.

«Шелк и золото — большие приманки», — говорит Джон Хейвуд, который описал подвиги скандинавских рейдеров на четырех континентах в своей книге « Северяне: Сага о викингах», 79 г. н.э.3-1241 . «Слышали бы русы рассказы о богатствах Константинополя. Большой привлекательностью в торговле был шелк, который был очень престижным продуктом, ради которого они торговали с византийцами рабами, мехами, пчелиным воском и медом. Константинополь также был одним из немногих мест, где еще хранились золотые монеты, которых не хватало по сравнению с римским периодом».

Расположение Константинополя на берегу пролива Босфор, отделявшего Европу от Азии, позволило ему стать процветающим торговым перекрестком, крупнейшим городом Европы и богатейшим городом мира. Большие сокровища требовали надежной защиты. Константинополь, самый сильно укрепленный город в мире, был окружен рвом и тремя параллельными стенами. Кроме того, железная цепь, которую можно было натянуть через вход в городскую гавань, защищала его от нападения с моря.

Неизвестно, когда русы впервые достигли Константинополя, но это было до 839 года, когда представители русов прибыли к франкскому двору в составе византийской дипломатической миссии. В июне 860 года русы предприняли внезапную атаку на Константинополь в то время, когда город оставался практически незащищенным, поскольку византийский император Михаил III со своей армией сражался с Аббасидским халифатом в Малой Азии, а византийский флот сражался с арабскими пиратами на Средиземное море.

Джим Бранденбург/ Minden Pictures/Getty Images

Граффити викингов оставляют шрамы на балюстраде собора Святой Софии. 

Во время того, что греческий патриарх Фотий назвал «ударом молнии с неба», русы грабили предместья Константинополя и совершали прибрежные набеги вокруг Мраморного моря, в которых сжигали дома, церкви и монастыри и вырезали слуг патриарха. Однако они ни разу не пытались прорваться через городские стены, прежде чем внезапно уйти в августе. Византийцы поверили божественному вмешательству, но русы, вероятно, ушли, чтобы убедиться, что они смогут вернуться домой до наступления зимы. 0003

Средневековый русский источник подробно описывает второе нападение на Константинополь в 907 году, когда флот из 2000 кораблей столкнулся с железной цепью, блокирующей вход в гавань. Находчивые викинги ответили десантированием, вытащив свои корабли на берег, прикрепив колеса и протащив их по суше, прежде чем поместить их обратно в воду на другой стороне цепи, прежде чем они были отброшены византийцами. Однако византийских отчетов о нападении викингов в 907 году не существует, и Хейвуд отмечает, что эта история могла быть придумана как способ объяснить последующее торговое соглашение между русами и византийцами.

В 941 году русы предприняли разрушительное нападение на Константинополь. Когда византийская армия и флот снова покинули город, флот из 1000 кораблей обрушился на Константинополь только для того, чтобы быть уничтоженным 15 старыми дромонами, оснащенными греческими огненными прожекторами, которые подожгли корабли викингов. Отягощенные своими доспехами, русы, избежавшие пламени, прыгнув в море, погрузились в водную кончину. Другие загорелись во время плавания. Когда наконец прибыло византийское подкрепление, русы отплыли домой.

Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Варяжская гвардия

Полвека спустя викинги будут наняты для защиты Константинополя, а не для нападения на него. Когда византийский император Василий II столкнулся с внутренним восстанием в 987 году, Владимир Великий дал ему 6000 наемников-викингов, известных как варяги, чтобы отличить коренных скандинавов от русов, которые к середине 10 века ассимилировались с местными славянами и потеряли свою самобытность. . Впечатленный свирепостью, с которой викинги сражались с мятежниками, император учредил элитную Варяжскую гвардию для защиты Константинополя и в качестве своей личной охраны. Без местных связей или семейных связей, которые могли бы разделить их лояльность, и неспособности говорить на местном языке, варяги оказались гораздо менее коррумпированными, чем греческие стражи Василия.

«Они были очень хорошо вознаграждены», — говорит Хейвуд о варягах. «Им давали шелк для повседневной носки. Если вы скандинав в то время, у вас все хорошо, если на вашей одежде есть шелковая отделка. Они получают увеличенную долю добычи. Именно эта струйка зажиточных наемников, возвращающихся домой, распространяет образ Константинополя как земли обетованной сказочных богатств».

Варяжская гвардия сражалась во всех крупных византийских кампаниях — от Сицилии до Святой земли — до тех пор, пока Константинополь не был захвачен крестоносцами в 1204 году. Посетители одного из самых известных мест города, ныне известного как Стамбул, могут увидеть, что викинги оставили свои знак на Константинополе — буквально. По крайней мере, две рунические надписи, вырезанные на мраморных стенах собора Святой Софии, могли быть выгравированы членами Варяжской гвардии.

ЩИТ ОЛЕГА НА ВОРОТАХ КОНСТАНТИНОПОЛЯ « ОЛЕГ ПРОРОКИЙ» , славянские племена и многочисленные финские племена (чудь, меря, весь и др.), населявшие территорию древней Руси и платившие дань Олегу, подлежали призыву в военные походы Олега.

Поэтому, расширив свои владения для сбора дани, Олег вскоре почувствовал себя достаточно сильным, чтобы предпринять поход на Константинополь.

Монах-летописец, кажется, двоится в изображении Олега как воюющего князя.. С одной стороны, монах-летописец пишет как патриот своей земли, как бы гордясь Олегом как могущественным правитель Руси, который даже смог взять на себя великую Византийскую империю. С другой стороны, его как христианина отталкивает варварство Олега. Он даже утверждает, что люди называли Олега «вещим» только потому, что были невежественными язычниками.


Ф или 6411 год [903 г. н.э.]. Пока Игорь рос, он сопровождал Олега и слушался его. Жену ему привезли из Пскова, и звали ее Ольгой.
На 6415 год [907 г. н.э.]. Олег ушел в поход на греков, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собою множество варягов, словенцев, чуди, кривичей и меря, а также радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов и дулебов. Он также взял с собой тиверцев, известных своими навыками переводчиков. Греки называли их всех вместе «Великая Скифия». Олег выступил со всеми этими воинами на корабле и на коне; всего было 2000 кораблей. Когда он прибыл в Константинополь, греки перекрыли пролив Босфор и заперлись в городе. Олег высадился, приказал своим людям вытащить корабли на берег и сразился за пределами города, убив многих греков, разрушив множество дворцов и сожг церкви. Из тех, кого они взяли в плен, одних изрубили на куски, других замучили или убили стрелами; третьи утонули в море. Много другого зла русы сделали грекам, как обыкновенно воины делают своим врагам.

Олег приказал своим воинам сделать колеса и поставить корабли на колеса. Когда подул попутный ветер, они подняли паруса и поскакали к городу. Увидев это, греки устрашились и послали к Олегу весть: «Не губи нашего города. Мы заплатим любую дань, которую вы попросите». Олег отозвал своих воинов, и они [греки] тогда принесли ему еды и вина, от которых он отказался, ибо оно было отравлено. Греки исполнились страха и сказали: «Это не Олег, а святой Димитрий, которого Бог послал наказать нас». Затем Олег приказал платить дань своим 2000 кораблям по 12 гривен на человека; на каждом корабле было по 40 человек.

Греки согласились на это, и стали призывать к миру, чтобы русы не разоряли земли греков. Отойдя от города на небольшое расстояние, Олег начал мирные переговоры с греческими императорами Львом и Александром. Он отправил в город Карла, Фарлофа, Вермуда, Рулава и Стемида с таким посланием для них: «Заплатите мне дань». Греки сказали: «Мы дадим вам все, что вы пожелаете». Олег приказал своим людям на 2000 кораблях давать по 12 гривен за уключину, а дань прибавлять по городам Руси, прежде всего Киеву, затем Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и другим городам, так как этими городами управляют князья, подвластные Олегу. Он также заказал следующее:

«Когда русы прибудут [в Константинополь], они могут взять столько провизии, сколько пожелают. Если [русские] купцы прибудут, то они могут брать месячные провизии сроком на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и фрукты. Бани должны быть приготовлены для них так часто, как они того пожелают. Всякий раз, когда русы отправятся домой, император должен снабдить их продовольствием, якорями, канатами, парусами и всем прочим, что им может понадобиться в пути».

Греки согласились на это, но император и вся его знать добавили:

«Если русы прибывают без намерения торговать, им не брать месячной провизии. Князю Руси запретить своим людям — русам, пришедшим сюда, — совершать насилие в наших селах и вообще в нашей стране. Приезжающие сюда русы должны селиться возле храма св. Мамонта. Туда послать представителя Империи, и имена их записать, и тогда пусть возьмут свои месячные провизии – сперва граду Киевскому, потом Черниговскому, потом Переяславскому, потом иным городам. Они должны войти в город только через одни определенные ворота, без оружия, в сопровождении уполномоченного Императора, группами по 50 человек в каждой. Они могут торговать столько, сколько сочтут нужным, и им не нужно ни с чего платить налоги».

Императоры Лев и Александр помирились с Олегом, согласившись платить дань. Дали взаимные обеты: они [императоры] крест целовали, а Олега и его людей привели на место, чтобы на русский манер поклясться обеты: клялись оружием своим, своим богом Перуном, и Волосом, своим богом скотов, утвердив мирный договор.

Олег тогда приказал: «Сшить паруса из шитого шелка для русов, а паруса для словенцев шелковые», что и было сделано. Олег повесил свои щиты на городские ворота в знак своей победы и удалился из Царьграда. Паруса у словенцев были сорваны ветром, и они сказали: «Мы будем использовать свои собственные брезентовые паруса; не для словенцев использовать шелковые паруса».

Олег вернулся в Киев, привезя золото, вышитые шелка, фрукты, вино и всевозможные украшения. Олега называли «вещим», ибо народ был тогда непросвещенным язычником.

На 6420 год [912 г. н.э.]. Олег послал своих людей заключить мир и заключить договор между греками и русами со словами:

«По прежнему договору, заключенному при императорах Льве и Александре: Мы, из рода русского – Карлы, Инегельд, Фарлоф, Веремуд, Рулаф, Гуди, Руальд, Карн, Фрелав, Риуар, Актеву, Труан, Лидул, Фост и Стемид – посланные Олегом, великим князем Руси, и лучезарными боярами, подвластными ему, к тебе , Льва, Александра и Константина, великих самодержцев при боге и греческих императорах, за сохранение и свидетельство многолетней дружбы между христианами и русами, по желанию нашего князя и по повелению всех Русь под его властью. Наши лучезарные вожди, более всего желая сохранить и засвидетельствовать перед Богом непреходящую дружбу между христианами и русами, справедливо решили утвердить эту дружбу, как твердый обет, не только на словах сказанных, но и письменно, как твердая клятва, присягающая нашим оружием, свидетельствующая о ней и подтверждающая ее в соответствии с нашей верой и нашими принципами.

«Вот разделы договора, которому мы посвятили себя в вере Божией и в дружбе: наше первое слово — примириться с вами, греками, дабы мы имели любовь друг к другу со всеми наших сердцах и по доброй воле, и согласиться с тем, что те, кто находится под властью наших великих князей, не могут, поскольку это в нашей власти, поддаться искушению подорвать или нарушить ее. Вместо этого мы постараемся, насколько это в наших силах, сохранить постоянную и непоколебимую дружбу с вами, греками, на будущие годы и на все времена, выразив ее и зафиксировав в письменной форме с обетом. Так и вы, греки, должны иметь ту же постоянную и непоколебимую дружбу, в будущие годы и во все времена, к нашим великим русским князьям и ко всем, кто находится под властью нашего великого князя.

«Относительно разделов договора о злых деяниях договоримся о нижеследующем:

«Когда они явным образом засвидетельствованы, да будут считаться истинными эти деяния…
* * *
«В подтверждение неизменной любви, которая должна быть между вами, христианами, и русами, мы составили сей мирный договор, записанный Иваном, в двух рукописях, одну для вашего Государя, а другую подписанную нашей рукой. Утвердил ты ее обетом чтимым крестом и святой единосущностью Троицы твоего единственного истинного Бога, как божественной твари. По нашему убеждению и нашему обычаю ни одна из установленных статей договора о мире и дружбе не должна быть нарушена ни нами, ни кем-либо из нашей страны. 2 сентября 6420 года от сотворения мира [т.е. 912 г. н.э.].

Император Лев удостоил русских послов подарками – золотом, шелками и драгоценными тканями – и поручил своим людям показать им красоту церквей, золотых дворцов и богатства в них: много золота, шитые шелка, драгоценные камни и предметы страстей Господа нашего: терновый венец, гвозди и багряница; они также показали мощи святых, которые научили их своей вере и показали им истинную веру. Затем они с великими почестями провожали их на свою землю. Послы, которых послал туда Олег, возвратились к нему и рассказали ему обо всем, что говорили оба царя, как они заключили мирный договор между землей греческой и землей русской, и что обеты не должны быть нарушены, ни греками, ни русами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *