Ограничение прав помещиков в отношении крепостных крестьян: КРЕПОСТНОЕ ПРАВО • Большая российская энциклопедия

185 лет облегчению участи крепостных: что нас вновь закабалило? — Анастасия Громова

Анастасия Громова, 14 мая 2018, 15:58 — REGNUM Крепостное право в России как вводилось, так и отменялось постепенно. 2 мая (14 мая — по новому стилю) 1833 года стало одной из важных дат — в этот день был издан указ, запрещавший продажу крепостных с публичного торга.

Николай Неврев. Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого. 1866

Кроме того, указом запрещалось переводить крестьян в дворовые, отбирая у них наделы и продавать и уступать крепостных по дарственным записям, разделяя семьи. Семьей, согласно закону, считались отец, мать, их незамужние и неженатые дети, а также братья и сестры без родителей.

До этого указа был ряд других попыток если не отменить крепостное право, то как минимум облегчить участь крестьян. По указу 1827 ᴦода помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. В том же году вышел закон, запрещающий отдавать крепостных на заводы. В 1828 году было ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, а в 1841 ᴦоду дворянам, не имевшим имений, было запрещено покупать крестьян без земли.

Константин Маковский. Жница. 1871

Что касается продажи людей «с молотка», что часто приводилось в пример как доказательство сходства рабства и крепостного права, то указ от 14 мая 1833 года был не первым. В 1808 году появился указ о запрете торговли крепостными на ярмарках, однако он практически не соблюдался: если помещиков или маклеров ловили с поличным при подобной торговле, то они уходили от ответственности, заявляя, что не продают крепостных, а сдают внаем.

С практикой торговли людьми на ярмарках, «в благоустроенном государстве нетерпимой», и с молотка боролись и до императоров Александра I и Николая I. Указом от 5 августа 1771 года Екатерина II запретила про­дажу крепостных без земли при конфискациях (то есть за долги помещика) и «с молотка» на аукцио­нах, но в 1792 году эта практика указом императрицы вернулась.

Указ Екатерины разрешил продавать крепостных за помещичьи долги с публичного торга, но без «молотка».

Дело в том, что имущество разорившихся дворян часто реализовывалось на специальных аукционах, в том числе и крепостные — их продавали наравне с утварью и скотиной. Что касается разлучения семей, то практика была официально введена в 1696 году, когда Петр I своим указом дозволил дворянам забирать крестьянских отроков в свои усадьбы, в дворовые.

Алексей Корзухин. Крестьянские девочки в лесу. 1878

Вопрос о переходе перевода крестьян от состояния крепостного до состояния свободного поднимался неоднократно. Всего в царствование Николая I было образовано девять специальных секретных комитетов для выработки поэтапного подхода.

Проблема была в том, что европейские страны более и менее успешно уже не одну сотню лет шли по капиталистическому пути развития. Кто с буржуазной революцией, кто без, но Англия, Пруссия, Франция и другие страны уже ушли или начинали уходить от феодализма.

Россию, несмотря на постепенное развитие промышленности, от модернизации удерживало прежде всего состояние крестьянства, с его нерешенными и обостряющимися проблемами.

Рассматривался не только вопрос об отмене крепостного права, но и возможность перехода от общинного землевладения к частной подворной собственности (и даже вообще «отмена» общины). Всего в царствование Николая I было принято более 100 законов о крестьянстве, а секретные комитеты пытались осторожно предложить решения по отмене крепостного права.

Комитетами было намечено три этапа этого процесса: на первом предполагалось ограничить работу крестьян на помещика тремя днями в неделю, на втором этапе крестьяне оставались «крепкими земле», но их повинности четко регламентировались законом, а на третьем этапе крестьяне получали право свободного перехода от одного владельца к другому, надельная земля продолжала считаться собственностью помещика, но крестьяне могли арендовать ее по договоренности с ним на определенных условиях.

Дальше обсуждений дело не пошло.

Василий Перов. Тройка. 1866

А крестьянский вопрос продолжал оставаться одним из острейших в правительственной политике второй четверти XIX века. Само крестьянство постоянно «напоминало» о себе возраставшими с каждым десятилетием бунтами.

Уже в первый год царствования Николая I произошло 179 крестьянских волнений, из которых 54 были усмирены с помощью воинских команд. В 1826—1835 гг. было зарегистрировано 342 крестьянских волнения, в 1836—1845 гг. — 433, а в 1846—1855 гг. — 572.

12 мая 1826 года в связи с многочисленными крестьянскими волнениями, сопровождавшимися упорными слухами о близкой «воле», был обнародован царский манифест, грозивший карами за распространение этих слухов и неповиновение. Но, несмотря на грозные документы, решать вопрос было необходимо. И, по большому счету, на его решение затратили почти сто лет — ведь окончательно гражданские права и свободы каждый житель России получил только после 1917 года.

Личная или не личная собственность на землю, как бы ни преувеличивали значимость этого вопроса, в действительности — вторична, что было доказано столыпинской реформой и ее итогами. Ведь основной вопрос был и есть в естественном и неотчуждаемом праве человека быть человеком. Что тебя не назовут скотиной и не убьют или не покалечат, основываясь на некоем «превосходстве».

Клавдий Лебедев. Продажа крепостных на аукционе. 1919

По сути, равноправие как политическое, так и экономическое было установлено, по моему скромному мнению, только Декретом об уничтожении сословий и другими законами, принятыми в первые годы советской власти.

Именно тогда было заявлено преодоление социального и национального неравенства, недопущение эксплуатации человека человеком, создание для всех равных возможностей для продвижения к верхам общества, к образованию и любым культурным ценностям. Конечно, был и «перекос» в сторону рабочих и крестьян, но вполне закономерный и, в конце концов, справедливый.

Другой вопрос, а что с правом быть человеком сейчас, спустя 185 лет после запрета разлучать семьи при продаже и «стучать молотком» при продаже человека? Почти 200 лет показали удивительное: все завоевания СССР были сданы, и теперь в погоне за навязанными ценностями человек сам позволит занести над своей головой «молоток» и бросит своих детей. Всего-то надо было поманить морковкой потребления и достатка — и побегут сами, расталкивая локтями друг друга.

Вновь пробужденный современным капитализмом зверь в человеке несет в себе куда большее рабство, чем крепостное право. Просто продаемся дешевле. И еще вопрос, а кто больший крепостной: торгующий собой за «айфоны» на кадровых ресурсах и унизительных собеседованиях наш деградирующий современник или крестьянин, тяжким трудом кормивший страну и сотни лет боровшийся за свое право быть человеком?

Чем отличается рабство от крепостного права?

Что такое рабство?

Раб, или «говорящая вещь», целиком и полностью принадлежал своему хозяину. Это было закреплено законом и примерами могут служить законодательства Древнего Рима, Византийской империи, британских американских колоний и США в 1619–1865 годах и т.д. Раб, являясь объектом права, был неправомочен: в суде за поступки раба отвечал его хозяин. Как и любое другое имущество, раба можно было купить, продать, подарить или завещать. Хозяин сам определял степень и меру наказания своего раба и не был ответственен за смерть своего раба. Лишенный права собственности, раб целиком и полностью и содержался своим хозяином. Не распространялся на рабов и институт брака: их отношения не были юридически закреплены и могли существовать только по доброй воле своего хозяина. Единственное, что было постоянным в их жизни — это каждодневный, тяжелый труд.

Когда в России появилось крепостное право?

Крепостное право или «закрепощение» (прикрепление к земле) крестьян в России складывалось постепенно, на протяжении более двух столетий и какого-либо единого «закона о крепостных» не существовало.

Закрепощение крестьян началось с ограничения в 1497 году их права перехода от одного землевладельца к другому, а завершилось податной реформой Петра I 1718-1724 годов, окончательно прикрепившей крестьян к земле. По сути своей, крепостное право было следствием специфики землевладения в России: аристократия получала в собственность землю за успешное исполнение воинской повинности. Крестьяне были обязаны работать на аристократа-помещика, выполняя трудовую повинность на его землях (оброк и барщина).

Какие права были у крепостных?

Крепостной крестьянин, в отличие от раба, сам представлял себя в суде, отвечая за свои преступления. Крепостной обладал правами частной собственности (имел своё хозяйство) и полным правом вступать в брак и заводить семью, их дети были законны и наследовали имущество, но рождались крепостными. До 1765-го крестьяне могли жаловаться на помещиков лично государю (позже только через местные власти).

Так называемые государственные крестьяне — крепостные, трудящиеся на землях, принадлежащих императорской казне, не подчинялись помещикам. Соборное уложение 1649 года лишило крестьян последней возможности получить свободу, так как давало помещикам право разыскивать «беглых» бессрочно. Позже, уже в конце XVII века появилась практика продажи, обмена или дарения крепостных стали обычным делом, у государства не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать. В 1721 г. Петр I в одном из своих указов осудил продажу людей «яко скотов» и распорядился «оную продажу пресечь; а ежели невозможно того будет пресечь, то бы хотя по нужде продавали целыми фамилиями». Увы, но в этой ситуации распоряжение государя не имело результата: по-прежнему крепостных продавали, дарили, меняли…

Какой была жизнь крестьян?

Тем не менее, законодательство защищало крепостных от чрезмерной жестокости помещика и привлекало их к ответственности за убийства и изувечение крестьян. Печально знаменитая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова) была приговорена к пожизненному заключению в монастыре за убийства десятков крепостных, капитан Иван Турбин за убийство беглой крестьянской девушки был отправлен на каторгу — примеров действительно много. Но, к сожалению, крепостным постоянно доводилось терпеть суровые наказания в виде порки и избиений. Более того, с 1760 года помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь, а с 1765 года — на каторгу. Ситуация несколько улучшилась в XIX веке. С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупить свободу и землю. Как пишет историк Борис Миронов, всего за первую половину XIX века коллективно и индивидуально от крепостного права освободились около 10% помещичьих крестьян. Законодательно помещик являлся своеобразным посредником между крепостными и государством: одной из главных задач помещика был контроль над отработкой крестьянами податей и повинностей — выплатой налогов государству. В случае недоимок, власти могли взыскать их с хозяина или даже наказать его. В трудные времена, закон обязывал помещиков поддерживать своих крестьян. Помещикам было выгодно поощрять предпринимательскую деятельность своих крепостных: чем богаче становился крестьянин, тем больший оброк он платил своему барину. Поэтому помещики давали крепостным ссуды, отпускали на промысел. Некоторые крестьяне становились весьма богатыми людьми.

Можно ли отождествлять рабство и крепостное право?

Отвечая на этот вопрос, с большей долей уверенности можно сказать, что нельзя. Объединяющим фактором являлся факт ограничения свободы человека. Но жизнь крестьянина существенно отличалась от жизни раба: он имел права и некоторую свободу выбора, пусть и ограниченную. Тем не менее, нельзя не упомянуть факт существования самого настоящего рабства в истории нашей страны, которое носило название «холопства». Существовала эта категория несвободного населения в период с X-XI веков в Киевской Руси, и отменено холопство было лишь при Петре I. В заключение, стоит сказать, что сравнение крепостного права и рабства проблематично, поскольку крепостничество (на примере России) не было однородным явлением, оно постоянно видоизменялось, в отличие от рабства в классическом его понимании. Фактически, можно увидеть тенденцию вытеснению института рабства крепостным правом, на примере отечественной и европейской.


Система поместья | Western Civilizations I (HIS103) – Биль

Цель обучения

  • Проиллюстрировать иерархию поместной системы, описав роли лордов, дворян и крепостных

Ключевые моменты

  • Владелец поместья содержался за счет своих земельных владений и пожертвований крестьянского населения. Крепостные, занимавшие землю, принадлежащую помещику, были обязаны обрабатывать землю, а взамен получали определенные права.
  • Крепостное право было статусом крестьян в поместной системе, а вилланы были наиболее распространенным типом крепостных в Средние века.
  • Villeins арендовали небольшие дома с землей или без нее; в рамках их контракта с лордом они должны были провести некоторое время, обрабатывая землю.
  • Виллены не могли уехать без согласия лорда и согласия нового лорда, в поместье которого они должны были переехать. Из-за защиты, которую вилланы получали от поместья лорда, обычно было нежелательно уезжать, если только домовладелец не оказывался особенно тираническим.
  • Усадебная система состояла из трех типов земель: вотчинных, зависимых и свободных крестьянских земель.
  • Усадебные постройки можно было найти по всей средневековой Западной и Восточной Европе: в Италии, Польше, Литве, странах Балтии, Голландии, Пруссии, Англии, Франции и германских королевствах.

Термины

поместье

Вся земля, не обязательно вся физически связанная с поместьем, которая была сохранена лордом поместья для его собственного использования и поддержки, под его собственным управлением.

крепостных

Крестьяне в условиях феодализма, особенно связанные с манориализмом. Это было состояние рабства, которое развилось в основном в Средневековье в Европе.

villein

Самый распространенный тип крепостных в Средние века. У них было больше прав и более высокий статус, чем у низших крепостных, но они существовали с рядом правовых ограничений, которые отличали их от свободных людей.

свободные люди

Мужчины, которые не были крепостными в феодальной системе.

Манориализм был существенным элементом феодального общества и был организующим принципом сельского хозяйства, зародившимся в дачной системе Поздней Римской империи. Манориализм широко практиковался в средневековой Западной Европе и некоторых частях Центральной Европы и постепенно был заменен появлением рыночной экономики, основанной на деньгах, и новых форм аграрного контракта.

Манориализм характеризовался передачей юридической и экономической власти лорду поместья. Лорд получал экономическую поддержку за счет своего прямого владения землей в поместье (иногда называемом феода ), так и из обязательных отчислений крестьянского населения, подпадавшего под юрисдикцию сеньора и его двора. Эти обязательства могли оплачиваться несколькими способами: трудом, натурой или, в редких случаях, деньгами. Усадебные постройки можно было найти по всей средневековой Западной и Восточной Европе: в Италии, Польше, Литве, странах Балтии, Голландии, Пруссии, Англии, Франции и германских королевствах.

Главной причиной развития системы была, пожалуй, и ее величайшая сила: стабилизация общества во время разрушения римского имперского порядка. При снижении рождаемости и численности населения труд был ключевым фактором производства. Сменявшие друг друга администрации пытались стабилизировать имперскую экономику, замораживая социальную структуру на месте: сыновья должны были следовать за отцами в их торговле, советникам запрещалось уходить в отставку, а колоны, земледельцы, не должны были покидать землю, к которой они присоединялись. к. Земельные работники были на пути к тому, чтобы стать крепостными. Когда германские королевства сменили римскую власть на Западе в V веке, римских землевладельцев часто просто заменяли готскими или германскими, с небольшим изменением основной ситуации или перемещения населения. Таким образом, система манориализма укоренилась в средневековых обществах.

Каждое поместье состояло из трех категорий земель:

  • Владение, часть, непосредственно контролируемая лордом и используемая в интересах его семьи и иждивенцев;
  • Зависимые (крепостные или крепостные) владения, несущие обязательство, что крестьянское хозяйство поставляет господину определенные трудовые услуги или часть своей продукции; и
  • Свободная крестьянская земля без такого обязательства, но в остальном подчиненная помещичьей юрисдикции и обычаям и причитающаяся денежной ренте, установленной на момент аренды.

Дополнительные источники дохода лорда включали плату за пользование его мельницей, пекарней или винным прессом или за право охотиться или кормить свиней в его лесу, а также судебные доходы и разовые платежи при каждой сдаче арендатора. С другой стороны, управление поместьями требовало значительных расходов, что, возможно, было причиной того, что небольшие поместья, как правило, меньше полагались на владение землей.

Крепостное право было статусом крестьян при феодализме, особенно относящимся к манориализму. Это было состояние рабства, которое возникло в основном в средние века в Европе.

Крепостные, которые занимали участок земли, должны были работать на хозяина поместья, которому принадлежала эта земля, и взамен имели право на защиту, справедливость и право использовать определенные поля в поместье для поддержания собственного существования. Крепостных часто заставляли работать не только на полях господина, но и на его рудниках, в лесах и на дорогах. Поместье составляло основную ячейку феодального общества, а помещик и его крепостные были связаны юридически, экономически и социально. Крепостные составляли низший класс феодального общества.

Крепостной копает землю, c. 1170 г. н.э. «Рытье», деталь из Хантерской псалтири, библиотека Университета Глазго М. С. Хантер.

Многие негативные компоненты манориализма и феодализма в целом вращаются вокруг кабалы крепостного, его отсутствия социальной мобильности и его низкого положения в социальной иерархии. Однако крепостной имел некоторые свободы в рамках своих ограничений. Хотя общеизвестно, что крепостной владел «только своим животом» — даже его одежда по закону была собственностью его господина, — он все же мог накапливать личную собственность и богатство, и некоторые крепостные становились богаче своих свободных соседей, хотя это случалось редко. Зажиточный крепостной мог даже купить себе свободу. Крепостной мог выращивать любые культуры, которые он считал подходящими на своих землях, хотя крепостные налоги часто приходилось платить пшеницей. Излишки урожая он продавал на рынке.

Помещик не мог лишить своих крепостных собственности без законных оснований, должен был защищать их от набегов разбойников или других помещиков и должен был поддерживать их благотворительностью во время голода. Многие такие права были обеспечены крепостным в поместном суде.

Вильен (или злодей ) был самым распространенным типом крепостных в Средние века. Вильены имели больше прав и более высокий статус, чем самые низкие крепостные, но существовали в соответствии с рядом юридических ограничений, которые отличали их от свободных людей. Виллены обычно арендовали небольшие дома с землей или без нее. В соответствии с договором с помещиком, хозяином поместья, они должны были проводить часть своего времени, работая на полях лорда. Вопреки распространенному мнению, требование часто не было очень обременительным и часто было только сезонным, как, например, обязанность помогать во время сбора урожая. Остальное время крестьяне занимались обработкой своей земли для собственной выгоды.

Как и другие типы крепостных, дворяне должны были оказывать другие услуги, возможно, в дополнение к выплате арендной платы деньгами или продуктами. Виллены были привязаны к земле и не могли отойти без согласия своего сеньора и согласия сеньора, в поместье которого они предполагали переселиться. Виллены, как правило, могли владеть своей собственностью, в отличие от рабов.

Деревенство не было чисто однонаправленными эксплуататорскими отношениями. В средние века земля в поместье лорда обеспечивала средства к существованию и выживание, а статус виллана гарантировал доступ к земле и защищал урожай от кражи мародерствующими грабителями. Землевладельцы, даже если они имели на это законное право, редко выселяли дворян из-за ценности их труда. Деревенство было предпочтительнее, чем быть бродягой, рабом или безземельным рабочим.

Во многих средневековых странах крестьянин мог получить свободу, сбежав из поместья в город или район и прожив там более года, но это действие влекло за собой потерю прав на землю и средств к существованию в сельском хозяйстве, непомерно высокая цена, если только помещик был особенно тираническим или условия в деревне были необычайно тяжелыми.

Вспашка французского поля (французская герцогская усадьба в марте Les Très Riches Heures du Duc de Berry, c. 1410). На переднем плане крестьянин вспахивает поле плугом, запряженным двумя волами; человек лидер с длинным шестом. Виноделы обрезают виноградную лозу в загоне и обрабатывают почву мотыгой, чтобы проветрить почву. Справа мужчина опирается на мешок, предположительно, чтобы нарисовать семена, которые он потом посеет. Наконец, на заднем плане пастух берет собаку, которая пасет его стадо. На заднем плане замок Лузиньян (Пуату), собственность герцога Беррийского. Справа на картине над башней Пуатье виден крылатый дракон, представляющий фею Мелюзину.

Источники

История Европы | Резюме, войны, карта, идеи и колониализм

история Европы , история европейских народов и культур с доисторических времен до наших дней. Европа — более неоднозначный термин, чем большинство географических выражений. Его этимология сомнительна, как и физические размеры области, которую он обозначает. Его западные границы кажутся четко очерченными береговой линией, однако положение Британских островов остается двусмысленным. Для посторонних они кажутся явно частью Европы. Однако для многих британцев и некоторых ирландцев «Европа» в основном означает континентальную Европу. На юге Европа заканчивается на северных берегах Средиземного моря. Тем не менее, для Римской империи это было mare nostrum («наше море»), внутреннее море, а не граница. Даже сейчас некоторые задаются вопросом, является ли Мальта или Кипр европейским островом. Наибольшая неопределенность лежит на востоке, где естественные границы, как известно, неуловимы. Если Уральские горы отмечают восточную границу Европы, то где она лежит к югу от них? Можно ли, например, Астрахань считаться европейской? Вопросы имеют не только географическое значение.

Эти вопросы приобрели новое значение, поскольку Европа стала больше, чем географическое выражение. После Второй мировой войны много было слышно о «европейской идее». По существу, это означало идею европейского единства, сначала приуроченную к Западной Европе, но к началу XIX в.90-е, кажется, способны наконец охватить Центральную и Восточную Европу.

Единство Европы — древний идеал. В некотором смысле она была имплицитно предвосхищена Римской империей. В Средние века она была несовершенно воплощена сначала империей Карла Великого, а затем Священной Римской империей и Римско-католической церковью. Позже ряд политических теоретиков предложили планы европейского союза, и Наполеон Бонапарт, и Адольф Гитлер пытались объединить Европу путем завоевания.

Однако только после Второй мировой войны европейские государственные деятели начали искать способы мирного объединения Европы на основе равенства, а не господства одной или нескольких великих держав. У них было четыре мотива: предотвратить дальнейшие войны в Европе, в частности, путем примирения Франции и Германии и помощи в сдерживании агрессии со стороны других; отказаться от протекционизма и политики «нищего соседа», которая практиковалась в период между войнами; соответствовать политическому и экономическому влиянию новых мировых сверхдержав, но на гражданской основе; и начать цивилизовать международные отношения, вводя общие правила и институты, которые будут определять и продвигать общие интересы Европы, а не национальные интересы входящих в нее государств.

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

В основе этой политики лежит убеждение, что у европейцев больше общего, чем разъединяющего, особенно в современном мире. По сравнению с другими континентами Западная Европа мала и чрезвычайно разнообразна, разделена реками и горами, изрезана заливами и ручьями. Он также густонаселен — мозаика разных народов с множеством языков. Очень широко и неадекватно ее народы можно разделить на нордический, альпийский или кельтский и средиземноморский типы, а большую часть их языков отнести либо к романским, либо к германским. В этом смысле европейцев больше всего объединяет их разнообразие; и, может быть, именно это сделало их такими энергичными и воинственными. Хотя плодородные почвы и умеренный климат им исключительно благоприятны, они уже давно доказали свою воинственность. За последовательными волнами вторжений, в основном с востока, последовали столетия соперничества и конфликтов как внутри Европы, так и за ее пределами. Многие европейские поля были полями сражений, и многие европейские города, как говорят, были построены на костях.

Тем не менее, европейцы также были в авангарде интеллектуальной, социальной и экономической деятельности. Как мореплаватели, исследователи и колонисты, они долгое время господствовали над большей частью остального мира и оставили в нем отпечаток своих ценностей, своих технологий, своей политики и даже своей одежды. Они также экспортировали как национализм, так и оружие.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Тогда, в 20-м веке, Европа была близка к самоуничтожению. Первая мировая война унесла более 8 миллионов жизней европейцев, Вторая мировая война унесла более 18 миллионов жизней в боях, бомбардировках и систематическом нацистском геноциде, не говоря уже о 30 миллионах погибших в других местах.

Помимо погибших, войны оставили неизгладимые раны, как психологические, так и физические. Но если Первая мировая война обострила национализм и идеологический экстремизм в Европе, то Вторая мировая война имела почти противоположный эффект. Обожженный ребенок боится огня; и Европа была сильно сожжена. Через пять лет после окончания войны министр иностранных дел Франции Робер Шуман, подстрекаемый Жаном Монне, предложил Германии первый практический шаг к европейскому единству, и канцлер ФРГ Конрад Аденауэр согласился. Среди других участников этого первого шага были государственные деятели Альсид де Гаспери и Поль-Анри Спаак. Все, кроме Монне, были выходцами из языковых и политических границ Европы: Шуман из Лотарингии, Аденауэр из Рейнской области, де Гаспери из северной Италии, Спаак из двуязычной Бельгии. Таким образом, разнообразие Европы способствовало ее стремлению к объединению.

Статья посвящена истории европейского общества и культуры. Для обсуждения физической и человеческой географии континента см. Европа. Для истории отдельных стран см. конкретных статей по названию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *