К приумножению пользы и славы целого государства …
Служить отечеству спомоществованием в науках
Цельность характера
Государственное и полезное учреждение
О исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наук
Первые годы в Академии
К исправлению академического Регламента
О худом состоянии Академии наук
Гимназия, университет и престиж научного дела
Нерадение о академических департаментах
Плачевное состояние финансов
Оного упадку и недостатков происхождение и причины
Регламент не служит будущим временам
Обучение молодежи
Кто руководит Академией наук?
Академические излишества
Способ к оных отвращению и к исправлению всего корпуса
Основные принципы будущего Регламента
Какими должны быть академические департаменты
Академическая власть
Академический «стат» и Табель о рангах
Академические расходы. Академическое собрание и его члены
Почетные члены Академии наук
Академические заседания: обыкновенные
Издание трудов Академии наук
Академические заседания: публичные
Петербургский университет – брат Академии наук
Гимназия – «кладовая» Университета
За то терплю, что стараюсь защитить труды П[етра] В[еликого]
Примечания
Великий русский ученый
Основоположник новой русской поэзии
Реформатор русского языка
М. В. Ломоносов и рукописная книжность Русского Севера
М.В. Ломоносов в памяти потомков
В памяти потомков
Празднования юбилеев М.В. Ломоносова в Академии наук
2011 год: 300-летие со дня рождения Ломоносова
Музей М.В. Ломоносова в Академии наук
Именем М.В. Ломоносова названы
Памятные медали
Примечания
О проекте
Продиктованные свободным волеизъявлением, оды Ломоносова выходили редко и нерегулярно. Проходили годы, когда Ломоносов од не писал. Первый период интенсивного одописания относится к первым годам петербургской жизни Ломоносова, когда за два года (1741–1743) им было написано пять од, второй – к 1746–1748 гг., третий – к 1761–1763 гг. В каждый новый период оды Ломоносова предстают в узнаваемом, но вместе с тем в новом облике. При определенном взгляде, это неизменное восхождение вверх. Уже в оде «На прибытие императрицы» (декабрь 1742 года) Ломоносов, казалось бы, достиг мыслимой вершины жанра, но новый период 1746–1748 годов показал, что подлинное раскрытие возможностей пиндарической оды произошло в этих одах, проникнутых возможной для поэзии гармонией. Следующие три оды 1751–1754 года, при всем своем совершенстве, повторяют уже достигнутое: после од 1746–1748 годов высокая ода получить развития не могла. Но наступил 1757 год, а вместе с ним началась война с Пруссией. Пафосом оды 1757 года впервые становится не похвала России и монархине, не радость и благодарение за разлитое в государстве блаженство, а отношение поэта-гражданина к начавшейся войне.
В этой и в следующих пяти одах Ломоносова панегирик перерастает в гражданственное выступление. Наибольшей славой из од Ломоносова пользовались Хотинская ода (А.П. Шувалов называл ее в числе лучших его произведений) и оды 1747 и 1748 гг. В оде 1747 г., написанной в год утверждения Регламента Академии наук, по словам А.Ф. Мерзлякова, «дышит небесная страсть к наукам». Уже в XVIII веке она стала хрестоматийной и образцовой. Как пример совершенства ее фрагменты приводит Г.Р. Державин в своем «Рассуждении о лирической поэзии…» (1811).
Страница 96
М.В. Ломоносов и Академия наук
Изображение идеала просвещенного правления и идеальной русской государственности принадлежат к ведущим темам од Ломоносова, что позволяет рассматривать их как своего рода политическую программу.
Вопреки сложившемуся еще в XIX веке представлению, Ломоносов писал оды не по заказу, а по собственному побуждению. Не сохранилось ни одного документа, связанного с распоряжением Академической канцелярии написать Ломоносову оду, не содержится сведений о работе над одами и в его академических отчетах.
Ода Ломоносова была скорее свободным выражением верности, чем вынужденным панегириком, служебным заказом. Ее социальную функцию определяют строки Хотинской оды: «Прости, что раб твой к громкой славе <…> Придать дерзнул некрасный стих В подданства знак твоей державе». Большую часть своих од Ломоносов издавал самостоятельно на собственный счет отдельными изданиями, на титуле которых указывалось имя автора: «от всеподданнейшего раба Михайла Ломоносова» или «всеподданнейшей раб Михайло Ломоносов подносит». В действительности же, согласно этикету, оды и другие панегирики императорскому лицу подносил не поэт, а третье лицо, как правило, меценат. После 1751 года это был, по-видимому, И.И. Шувалов, до этого времени – М. И. Воронцов. Подносимые оды во многом определяли положение Ломоносова в обществе, доставляли ему покровителей, что в свою очередь определяло привилегированность его положения в Академии наук, но это было поощрением заслуг, а не расплатой за должность.
Жанр оды Ломоносов творчесте
Михаил Васильевич Ломоносов акаита мугове кукура мабхуку энйика. Памабаса аке, нянзви хуру Русский акавимба лирический Жанр пакати ари ода.
Мост од Михаил Васильевич аканга чокуита кугадза ямамбо зваканйорва. Избрал оды поминкам Иоанна IV Антоновича, Петра III, Анны Иоанновны, Екатерины II, уйе вамве. An chinokosha asingabati kugadza raimiririra Жанр ячо ода. Ломоносов акафукидза звокуфуридзирва, уйе мумве номумве зваакасика вари вакванисе звикуру уйе рина мавара мавара анорондедзера памутемо-куртуазный баса дзеватонги. В неримве оды Михаил акаиса аке чионо пфунгва, вачитарисира ремангвана ракека ванху русский.
Михаил Васильевич Ломоносов сомунху нянзви. Ломоносов памусоро мутауро
Звинонзи пасина мубвунзо, кунзи баба Русская сайензи цика. В ose maindasitiri, umo Michael akanga achishanda, akanga asiya inopenya zvisaririra uye kuunza nyika Zvakawanikwa zhinji.