Ода стихотворение ломоносова: Ода на день восшествия на престол… 1748 года — Ломоносов. Полный текст стихотворения — Ода на день восшествия на престол… 1748 года

Ода на день восшествия на престол… 1748 года — Ломоносов. Полный текст стихотворения — Ода на день восшествия на престол… 1748 года

ОДА
на день восшествия на престол
Ея Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны
1748 года

Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, Богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном Вышнего пылает,
Да счастием Твоим венчает
Его средину и конец.

Да движутся светила стройно
В предписанных себе кругах,
И реки да текут спокойно
В Тебе послушных берегах;
Вражда и злость да истребится,
И огнь и меч да удалится
От стран Твоих, и всякий вред;
Весна да рассмеется нежно,
И земледелец безмятежно
Сторичный плод да соберет.

С способными ветрами споря,
Терзать да не дерзнет борей
Покрытого судами моря,
Пловущими к земли Твоей.
Да всех глубокий мир питает;
Железо браней да не знает,
Служа в труде безмолвных сел.
Да злобна зависть постыдится,
И славе свет да удивится
Твоих великодушных дел.

Священны да храпят уставы
И правду на суде судьи,
И время Твоея державы
Да ублажат раби Твои.
Соседы да блюдут союзы;
И вам, возлюбленные Музы,
За горьки слезы и за страх,
За грозно время и плачевно
Да будет радость повседневно,
При Невских обновясь струях.

Годину ту воспоминая,
Среди утех мятется ум!
Еще крутится мгла густая,
Еще наносит страшный шум!
Там буря искры завивает,
И алчный пламень пожирает
Минервин с громким треском храм!
Как медь в горниле, небо рдится!
Богатство разума стремится
На низ, к трепещущим ногам!

Дражайши Музы, отложите
Взводить на мысль печали тень;
Веселым гласом возгремите
И пойте сей великий день,
Когда в Отеческой короне
Блеснула на Российском троне
Яснее дня Елисавет;
Как ночь на полдень пременилась,
Как осень нам с весной сравнилась,
И тьма произвела нам свет.

В луга, усыпанны цветами,
Царица трудолюбных пчел,
Блестящими шумя крылами,
Летит между прохладных сел;
Стекается, оставив розы
И сотом напоенны лозы,
Со тщанием отвсюду рой,
Свою Царицу окружает
И тесно вслед ее летает
Усердием вперенный строй.

Подобным жаром воспаленный
Стекался здесь Российский род,
И, радостию восхищенный,
Теснясь взирал на Твой приход.
Младенцы купно с сединою
Спешили следом за Тобою.
Тогда великий град Петров
В едину стогну уместился,
Тогда и ветр остановился,
Чтоб плеск всходил до облаков.

Тогда во все пределы Света,
Как молния, достигнул слух,
Что царствует Елисавета,
Петров в себе имея дух,
Тогда нестройные соседы
Отчаялись своей победы
И в мысли отступали вспять.
Монархиня, кто Россов знает
И ревность их к Тебе внимает,
Помыслит ли противу стать?

Что Марс кровавый не дерзает
Руки своей простерти к нам,
Твои он силы почитает
И власть, подобну небесам.
Лев ныне токмо зрит ограду,
Чем путь ему пресечен к стаду.
Но море нашей тишины
Уже пределы превосходит,
Своим избытком мир наводит,
Разлившись в западны страны.

Европа, утомленна в брани,
Из пламени подняв главу,
К Тебе свои простерла длани
Сквозь дым, курение и мглу.
Твоя кротчайшая природа,
Чем для блаженства смертных рода
Всевышний наш украсил век,
Склонилась для ее защиты,
И меч Твой, лаврами обвитый,
Не обнажен, войну пресек.

Европа и весь мир свидетель,
Народов разных миллион,
Колика ныне добродетель
Российский украшает трон.
О как сие нас услаждает,
Что вся вселенна возвышает,
Монархиня, Твои дела!
Народов Твоея державы
Различна речь, одежда, нравы,
Но всех согласна похвала.

Единым гласом все взываем,
Что Ты — Защитница и Мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать.
Когда воспеть щедроты тщимся,
Безгласны красоте чудимся.
Победы ль славить мысль течет,
Как пали Готы пред Тобою?
Но больше мирною рукою
Ты целый удивила свет.

Весьма необычайно дело,
Чтоб всеми кто дарами цвел:
Тот крепкое имеет тело,
Но слаб в нем дух и ум незрел;
В другом блистает ум небесный,
Но дом себе имеет тесный,
И духу сил недостает.
Иной прославился войною,
Но жизнью мир порочит злою
И сам с собой войну ведет.

Тебя, Богиня, возвышают
Души и тела красоты,
Что в многих разделясь блистают,
Едина все имеешь Ты.
Мы видим, что в Тебе единой
Великий Петр
с Екатериной
К блаженству нашему живет.
Похвал пучина отворилась!
Смущенна мысль остановилась,
Что слов к тому недостает,

Однако дух еще стремится,
Еще кипит сердечный жар,
И ревность умолчать стыдится:
О Муза, усугубь твой дар,
Гласи со мной в концы земные,
Коль ныне радостна Россия!
Она, коснувшись облаков,
Конца не зрит своей державы,
Гремящей насыщенна славы,
Покоится среди лугов.

В полях, исполненных плодами,
Где Волга, Днепр, Нева и Дон,
Своими чистыми струями
Шумя, стадам наводят сон,
Седит и ноги простирает
На степь, где Хину отделяет
Пространная стена от нас;
Веселый взор свой обращает
И вкруг довольства исчисляет,
Возлегши локтем на Кавказ.

«Се нашею, — рекла, — рукою
Лежит поверженный Азов;
Рушитель нашего покою
Огнем казнен среди валов.
Се знойные Каспийски бреги,
Где, варварски презрев набеги,
Сквозь степь и блата Петр прошел,
В средину Азии достигнул,
Свои знамена там воздвигнул,
Где день скрывали тучи стрел.

В моей послушности крутятся
Там Лена, Обь и Енисей,
Где многие народы тщатся
Драгих мне в дар ловить зверей;
Едва покров себе имея,
Смеются лютости борея;
Чудовищам дерзают вслед,
Где верьх до облак простирает,
Угрюмы тучи раздирает,
Поднявшись с дна морского, лед.

Здесь Днепр хранит мои границы,
Где Гот гордящийся упал
С торжественныя колесницы,
При коей в узах он держал
Сарматов и Саксонов пленных,
Вселенну в мыслях вознесенных
Единой обращал рукой.
Но пал, и звук его достигнул
Во все страны, и страхом двигнул
С Дунайской Вислу быстриной.

В стенах Петровых протекает
Полна веселья там Нева,
Венцом, порфирою блистает,
Покрыта лаврами глава.
Там равной ревностью пылают
Сердца, как стогны все сияют
В исполненной утех ночи.
О сладкий век! О жизнь драгая!
Петрополь, небу подражая,
Подобны испустил лучи».

Сие Россия восхищенна
В веселии своем гласит;
Москва едина, на колена
Упав, перед Тобой стоит,
Власы седые простирает,
Тебя, Богиня, ожидает,
К Тебе единой вопия:
«Воззри на храмы опаленны,
Воззри на стены разрушенны;
Я жду щедроты Твоея».

Гряди, Краснейшая денницы,
Гряди, и светлостью лица,
И блеском чистой багряницы
Утешь печальные сердца
И время возврати златое.
Мы здесь в возлюбленном покое
К полезным припадем трудам.
Отсутствуя, Ты будешь с нами:
Покрытым орлими крилами,
Кто смеет прикоснуться нам?

Но если гордость ослепленна
Дерзнет на нас воздвигнуть рог,
Тебе, в женах благословенна,
Против ее помощник Бог.
Он верьх небес к Тебе преклонит
И тучи страшные нагонит
Во сретенье врагам Твоим.
Лишь только ополчишься к бою,
Предъидет ужас пред Тобою,
И следом воскурится дым.

1748 г.

Ода торжественная Ея Императорскому Величеству — Ломоносов. Полный текст стихотворения — Ода торжественная Ея Императорскому Величеству

Ода торжественная Ея Императорскому Величеству
Всепресветлейшей Державнейшей великой
Государыне Императрице Екатерине Алексеевне,
самодержице всероссийской на преславное
Ея восшествие на Всероссийский
Императорский престол июня 28 дня 1762 года.

Внемлите все пределы света
И ведайте, что может Бог!
Воскресла нам Елисавета:
Ликует церьковь и чертог.
Она! или Екатерина!
Она из обоих едина!
Ее и бодрость и восход
Златой наукам век восставит
И от презрения избавит
Возлюбленный Российский род.

Российский род, коль ты ужасен
В полях против своих врагов,
Толь дом твой в недрах безопасен:
Ты вне гроза, ты внутрь покров.
Полки сражая, вне воюешь;
Но внутрь без крови торжествуешь.
Ты буря там, здесь тишина.
Умеренность тебе в кровь бранну,
В главу, победами венчанну,
От трех в сей век Богинь дана.

Петра Великого Супруга,
Взведенная самим на Трон,
Краса и честь земного круга
И слава скиптров и корон,
Прехраброму сему Герою
Среди пылающего строю
Дает спасительный совет,
Военно сердце умягчает;
И, мир прияв, облобызает
Разжженный яростью Магмет.

Елисавета царством мирным
Российские мягчит сердца
И как дыханием зефирным
Взираньем кроткого лица
Вливает благосклонность в нравы,
В войнах не умаляя славы.
Возложенный себе венец
Победой, миром украшает,
Трофеями превозвышает
Державы своея конец.

В сии прискорбны дни природным
Российским истинным сынам
Ослабу духом благородным
Дает Екатерина нам.
Мы, кротости Богинь навыкнув
И в счастье, ими данно, вникнув,
Судьбину тщимся отвратить.
Уже для обществу покрова
Согласно всех душа готова
В Ней Дщерь Петрову возвратить.

Слыхал ли кто из в свет рожденных,
Чтоб торжествующий народ
Предался в руки побежденных? —
О стыд, о странный оборот! —
Чтоб кровью купленны Трофеи
И победителей злодеи
Приобрели в напрасный дар
И данную залогом веру?
В тебе, Россия, нет примеру;
И ныне отвращен удар.

Любовь Твоя к Екатерине,
Екатеринина к Тебе
Победу даровала ныне;
И Небо верной сей Рабе
Без раздробляющего звуку
Крепит благословенну руку
На наших буйных сопостат.
О коль видение прекрасно!
О коль мечтание ужасно!
Что смотрит сей, что слышит град?

Не мрак ли в облаках развился?
Или открылся гроб Петров?
Он взором смутен пробудился
И произносит глас таков:
«Я мертв терплю несносну рану!
На то ли вселюбезну Анну
В супружество Я поручил,
Дабы чрез то Моя Россия
Под игом области чужия
Лишилась власти, славы, сил?

На то ль, чтоб все, труды несчетны
И приобретенны плоды
Разрушились и были тщетны
И новы возросли беды?
На то ль воздвиг Я град священный,
Дабы, врагами населенный,
Россиянам ужасен был
И вместо радостной столицы
Тревожил дальные границы,
Которы Я распространил?»

О Тень великая, спокойся:
Мы помним тьмы Твоих заслуг;
Безмолвна в вечности устройся:
Твой труд меж нами жив вокруг.
Не предадим Твоей любови,
Не пощадим последней крови:
Спешим Отечество покрыть
Вослед премудрой Героине,
Любезной всем Екатерине,
Любезны Ей и верны быть.

Что чаяли вы, Невски Музы,
В великий оный громкий час?
«Согласны мыслей всех союзы
Веселый возвышали глас!»
Как звали ревностну присягу?
«Благословенную отвагу!»
Что зрели, как закрылся день?
«Нам здешние брега и волны
Величества, приятства полны
Сквозь тонкую казались тень!

Среди избраннейших Героев
Между блистающим ружьем,
Среди непобедимых строев
Сверкает Красота мечем
И нежность пола уважает,
И тою храбрость украшает,
Обеими сердца влечет.
Всяк видя, следуя за Нею,
Гласит устами и душею:
Так шла на Трон Елисавет!»

Гряди, Российская отрада,
Гряди, желание сердец,
И буди от врагов ограда,
Поставь опасностям конец;
И оправдай Елисавету,
Всему доказывая свету,
Что полная Триумфов брань
Постыждена поносным миром,
И сопостат, почтен Кумиром,
От нас приемлет в жертву дань.

Уже нам дневное светило
Свое пресветлое лице
Всерадостным очам явило
Лучей прекрасных во венце.
Туманы, мраки разгоняя
И радость нашу предваряя,
Поля, леса, брега живит;
В росе, в струях себя являет.
Ему подобный к нам сияет
Избавившей Богини вид.

В удвоенном Петрополь блеске
Торжественный подъемлет шум,
При громком восхищаясь плеске
Отрадой возвышает ум;
Взирая на свою избаву,
На мысль приводит прежню славу.
В церьквах, по стогнам, по домам
Несчетно множество народу
Гремящу представляет воду,
Что глас возносит к небесам.

Теперь злаумышленье в яме,
За гордость свержено, лежит:
Екатерина в Божьем храме
С благоговением стоит,
Хвалу на Небо воссылает
И купно сердце всех пылает
О целости Ея и нас;
Что Вышний крепкою десницей,
Богиню нам подав Царицей,
От гибели невинных спас.

Услышьте, Судии земные
И все державные главы:
Законы нарушать святые
От буйности блюдитесь вы
И подданных не презирайте,
Но их пороки исправляйте
Ученьем, милостью, трудом.
Вместите с правдою щедроту,
Народну наблюдайте льготу,
То Бог благословит ваш дом.

О коль велико, как прославят
Монарха верные раби!
О коль опасно, как оставят,
От тесноты своей, в скорби!
Внимайте нашему примеру,
Любите их, любите веру:
Она — свирепости узда,
Сердца народов сопрягает
И вам их верно покоряет,
Твердее всякого щита.

А вы, которым здесь Россия
Дает уже от древних лет
Довольство вольности златыя,
Какой в других державах нет,
Храня к своим соседам дружбу,
Позволила по вере службу
Беспреткновенно приносить;
На то ль склонились к вам Монархи
И согласились Иерархи,
Чтоб древний наш закон вредить,

И вместо, чтоб вам быть меж нами
В пределах должности своей,
Считать нас вашими рабами
В противность истины вещей?
Искусство нынешне доводом,
Что было над Российским родом
Умышлено от ваших глав
К попранью нашего закона,
Российского к паденью Трона,
К рушению народных прав.

Обширность наших стран измерьте,
Прочтите книги славных дел
И чувствам собственным поверьте:
Не вам подвергнуть наш предел.
Исчислите тьму сильных боев,
Исчислите у нас Героев
От земледельца до Царя
В суде, в полках, в морях и в селах,
В своих и на чужих пределах
И у святого олтаря.

О коль Монарх благополучен,
Кто знает Россами владеть!
Он будет в свете славой звучен
И всех сердца в руке иметь.
Тебя толь счастливу считаем,
Богиня, в коей признаваем
В единой все доброты вдруг:
Щедроты, веру, справедливость,
И с постоянством прозорливость,
И истинный Геройский дух.

Осмнадцать лет Ты украшала
Благословенный дом Петров,
Елисавете подражала
В Монарших высоте даров,
Освобождая утесненных
И ободряя оскорбленных,
Склонила высоту небес
От злой судьбы Тебя избавить,
Над нами царствовать поставить
И отереть нам токи слез.

Науки, ныне торжествуйте:
Взошла Минерва на Престол.
Пермесски воды, ликовствуйте,
Шумя крутитесь в злачный дол.
Вы в реки и в моря спешите
И нашу радость возвестите
Лугам, горам и островам;
Скажите, что для просвешенья
Повсюду утвердит ученья,

Создав прекрасны храмы вам.
А Ты, о Отрасль вожделенна,
Спасенная от сильных рук,
Будь жизнь Твоя благословенна,
Прекрасна посреде наук;
Дражайший Павел наш, мужайся,
В объятьях Рождьшей утешайся
И бывши скорби забывай.
Она все бури успокоит,
Щедротой, ревностью устроит
Тебе и нам прекрасный рай.

Герои храбры и усерды,
Которым промысл положил
Приять намерения тверды
Противу беззаконных сил
В защиту нашей Героине,
Красуйтесь, веселитесь ныне:
На вас лавровые венцы
В несчетны веки не увянут,
Доколе Россы не престанут
Греметь в подсолнечной концы.

1762 г.

Поэт, императрица и возвышенное

Один из способов борьбы с зависимостью — попытаться заменить пагубное занятие другим, более здоровым. В последнее время по вечерам, чтобы не играть в World of Warcraft , я перевожу русские стихи.

Сейчас я работаю над стихотворением с очень длинным названием. На английском языке: «Ода императрице Анне, блаженной памяти, на победу над турками и татарами и на взятие Хотина, год 1739.». Стихотворение тоже многословно, выдерживая бурные похвалы и полеты фантазии на протяжении двадцати восьми строф по десять строк.

Когда я впервые начал исследовать веб-сайт The Arcade , я был удивлен и рад обнаружить, что автор оды, Михаил Васильевич Ломоносов, оказался предметом статьи Гэри Маркера, которую можно найти в первый выпуск журнала Республики писем . Ломоносов фигурирует там как «первый в России человек эпохи Возрождения», эрудит, «опубликовавший монографии по физике, геологии, химии, оптике, классике, языку и истории» и полиглот, умевший читать по-французски, по-немецки, по-латыни и по «скандинавским языкам». ».

Маркер изображает Ломоносова как «продукт отсталости», то есть как человека, одержимого убеждением, что Россия сильно отстала от более развитых государств Западной Европы. Его многочисленные достижения можно объяснить тем, что в первые советские годы называлось догнать и перегнать , волей «догнать и перегнать». Это чувство запоздалости также привело его к утопическому видению «науки» ( nauka ), работающей рука об руку с имперской властью для создания современного, просвещенного государства. .

Возможно, «Ода на взятие Хотина» не ставит «раннесовременную науку» в центр своего внимания, но поддерживает аргумент Маркера. Ломоносов не просто написал панегирик правящему монарху. Он изобрел новый жанр. Как показал Харша Рам, ода Хотина заложила шаблон для всех будущих высказываний русского «императорского возвышенного».

Поэт начал с формы пиндарической оды, ранее возрожденной и переработанной западноевропейскими писателями, такими как Николя Буало и Иоганн Кристиан Гюнтер, а затем попытался произвести аналог на родном языке, несмотря на то, что русский был народный язык с короткой, ограниченной историей как средство литературного выражения.

Во-первых, он заменил старую силлабическую систему стихосложения, изначально заимствованную из польского языка, ударной системой, гораздо лучше приспособленной к русской морфологии и синтаксису. (Этот жест оказался решающим: четырехстопный ямб, использованный в «Оде на взятие Хотина», стал к XX веку стандартным русским поэтическим размером, родственным пятистопному ямбу в английском языке.)

Он также придумал «высокий стиль». ( высокий штиль ) путем смешения современных русских слов с терминами, заимствованными из славянского, древнего богослужебного языка, используемого в русской православной церковной службе. Другими словами, Ломоносов фактически установил государственную религию имперской России в качестве дискурсивного привратника, открывающего доступ к классическому возвышенному Пиндара и Лонгина.

Наконец, само величие он отождествлял не столько с горами и другими природными явлениями, сколько с царями и царицами, помазанниками Божьими на земле. В его поэме зрелище имперского правления, распространяющегося на Азию, стало поводом для самоуничижения и благоговейного благоговения: в нем было такое же страшное величие и соблазнительное чудо, как извержения вулканов, грозы и открытое море.

Любой, кто следит за текущими событиями, знает, что в последнее десятилетие Россия вновь стала мировой державой. Более того, даже беглое прочтение таких газет, как Аргументы и факты , Известия и Литературная газета обнаружат существование резко антизападной точки зрения, основанной на национализме, религиозности и исторических обидах. Другие страны регулярно упрекают за их ревизионистское стремление исказить прошлое и представить Россию в дурном свете. В частности, Соединенные Штаты подвергаются нападкам за вмешательство в дела Балкан и Кавказа.

Кевин М.Ф. Платт пишет — также в Republic of Letters — что россияне сегодня склонны представлять себя наследниками великой имперской традиции, включающей как романовскую, так и советскую эпохи. Разрывы игнорируются в пользу преемственности. Одни и те же люди отбивались от Наполеона и Гитлера. Точно так же после унижений 1990-х они считают себя готовыми к еще одному блестящему периоду новой славы.

Делясь своими любительскими попытками читать русскую поэзию восемнадцатого века, я размышляю над тем, что означало для России представление о том, что она вступает в современность. На каких условиях он будет это делать, с какими целями? Как бы выглядело современное российское государство и на каком языке можно было бы его описать? Стоит задуматься и о старом имперском культе: чем он похож или отличается от сегодняшних официальных российских представлений о себе или тех, которые можно найти на независимых литературных и культурных сайтах, таких как OpenSpace.ru? Эти вопросы слишком велики, чтобы на них можно было ответить прямо, но они составляют основу моих усилий.

Я тоже очарован стихотворением Ломоносова как стихотворением. Для кого-то вроде меня, увлеченного авангардными произведениями от Гертруды Стайн до Рэйчел Зольф, «Ода на взятие Хотина» кажется отчужденной, но в то же время захватывающей. Открывается порывом: «Восторг, внезапный, разумом овладел, / На вершину высокой горы ведет / Где ветер забыл шуметь; / В глубокой долине тишина. . . ». Я был на крючке; Я должен был продолжать читать. Почему меняется время? Колебания между высотой и глубиной? Почему восторг заключает в тюрьму, а не освобождает? Что дальше?

В помощь ученику. Анализ «Ода ко дню восшествия Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны на всероссийский престол» Ломоносов

Дети

М. В. Ломоносов — великий ученый и поэт. Он стал светилом науки в 18 веке. и по сей день его произведения не забыты. Поэзия для Ломоносова — не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного лица, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала основным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из самых известных произведений Ломоносова стала ода «На день вознесения Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Радость царей и царств земных,

Возлюбленная тишина

Блаженство сел, город забора,

Если ты полезен и красен!

Когда она взошла на престол,

Как Всевышний дал ей венец,

Я вернул тебя в Россию,

Война закончилась.

Он послал человека в Россию

То, что не было слышно из века в век.

Сквозь все преграды он поднял

Голову, я победами увенчаюсь,

Россия, варварством попранная,

Вознесенная до небес со мной.

Описывая Петра I, Ломоносов обращается к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще большую торжественность оде.

Ода «На день вознесения Елизаветы Петровны» является не только похвалой императрице, но и назиданием ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, великая страна, она могучая, мудрая и живет мирно, но главное, что такое будущее возможно, если Россия есть святая держава, существование которой невозможно без просвещенного монарх. Отступая в эпоху Петра I, Ломоносов как бы говорит Елизавете, что она должна брать пример с отца и продолжать его великие дела, в частности, способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

… Божественные науки

Сквозь горы, реки и моря,

Взгляни на горы выше,

Взгляни широко в свои поля,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, скрытое в них,

Наука будет откровенна

Что расцветает от твоего великодушия.

Такой огромной стране, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь до Дальнего Востока, нужны образованные люди. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

Эх ты ждала

Отечество из недр его,

И хочет увидеть тех,

Что зовет из заграницы!

Дерзай, теперь осмелев,

Покажи своей речью

Что умеют владеть Платоны

И догадливые Ньютоны

Русскую землю рожать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что земля русская способна дать умы, равные тем, «которых он из чужих стран призывает!» Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Люди, которые умеют не только впитывать науку, но и сеять ее плоды. Строки становятся естественным продолжением оды:

Науки юношества питают,

Радость старикам подают

В счастливой жизни украшают

В несчастном случае заботятся;

Радость в домашних трудностях

И в дальних странствиях не помеха.

Наукой пользуются везде, —

Среди народов и в глуши,

В городском шуме и одиночестве,

Сладки в покое и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только сам по себе неинтересен и скучен, он еще ведет ту же жизнь. Без знаний человек не способен духовно развиваться, поэтому, воспевая науку, автор прославляет и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения — главная мысль оды, это связующая нить. Наука и знания связывают не только поколения, но и народы. Знание – это фундамент всего.

Ода Ломоносова больше, чем просто литературное произведение — это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасным примером того, что потомки следовали его заветам, является Государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

«Ода ко дню восшествия Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны на Всероссийский престол»

Ломоносов

М. В. Ломоносов — великий ученый и поэт. Он стал светилом науки в 18 веке. и по сей день его произведения не забыты. Поэзия для Ломоносова — не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного лица, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала основным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из самых известных произведений Ломоносова стала ода «На день вознесения Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Радость царей и царств земных,

Возлюбленная тишина

Блаженство деревень, город за забором,

Если ты полезный и красный!

Когда она заняла трон,

Как Всевышний дал ей корону,

Я вернул тебя в Россию,

Война закончилась.

Он отправил человека в Россию

То, что не слышно испокон веков.

Через все препятствия, которые он преодолел

Голова, я буду увенчан победами,

Россия, попираемая варварством,

Вознесся со мной на небеса.

Описывая Петра I, Ломоносов обращается к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще большую торжественность оде.

Ода «На день вознесения Елизаветы Петровны» — это не только похвала Государыне, но и назидание ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, великая страна, она могучая, мудрая и живет мирно, но главное, что такое будущее возможно, если Россия есть святая держава, существование которой невозможно без просвещенного монарх. Отступая в эпоху Петра I, Ломоносов как бы говорит Елизавете, что она должна брать пример с отца и продолжать его великие дела, в частности, способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

… Божественные науки

Через горы, реки и моря,

Руки протянуты в Россию…

Вот горы выше,

Посмотрите широко в свои поля,

Где Волга, Днепр, где течет Обь;

Богатства, спрятанные в них,

Наука будет откровенна

Это расцветает вашей щедростью.

Такой огромной стране, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь до Дальнего Востока, нужны образованные люди. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

Ох дождались вы

Отечество из недр,

И хочет увидеть тех,

Какие звонки из дальнего зарубежья!

Дэйр, теперь осмелев,

Шоу со своей речью

Чем могут владеть Платоны

И сообразительные Ньютоны

Земля русская рожать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что земля русская способна дать умы, равные тем, «которых он из чужих стран призывает!» Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Люди, которые умеют не только впитывать науку, но и сеять ее плоды. Строки становятся естественным продолжением оды:

Науки юношества питают,

Радость старым подается

В счастливой жизни украшают

В случае аварии они позаботятся;

Радость от домашних трудностей

И в дальних странствиях не помеха.

Наука используется везде, —

Среди народов и в пустыне,

В городском шуме и одиночестве,

Они сладки в покое и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только сам по себе неинтересен и скучен, он еще ведет ту же жизнь. Без знаний человек не способен духовно развиваться, поэтому, воспевая науку, автор прославляет и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения — главная мысль оды, это связующая нить. Наука и знания связывают не только поколения, но и народы. Знание – это фундамент всего.

Ода Ломоносова больше, чем просто литературное произведение — это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасным примером того, что потомки следовали его заветам, является Государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

/// Анализ произведения Ломоносова «Ода на день восшествия Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны на Всероссийский престол в 1747 году»

Не всем известно, что Светильник науки 18 века Михаил Ломоносов тоже был хорошим поэт. То, что человек может быть гениален в таких разных областях, вызывает только восхищение. В основном он писал гражданские и политические тексты.

Произведение «В день Вознесения Елизаветы Петровны» жанр оды. Жанру соответствует торжественный тон всего стихотворения. Автор восхваляет великую царицу и даже дает ей советы.

Ода начинается с прославления мира, которое было достигнуто благодаря приходу на княжение Елизаветы Петровны. Автор называет это время «Любимой тишиной». Войны, которые так часто вела Россия, утихли, и люди могли вздохнуть спокойно. Мирное время давало ощущение блаженства деревням и ограде городов.

В оде автор воспевает не только Елизавету, но и Петра I. Он представлен как идеальный правитель, который новыми реформами вывел Россию из состояния варварства. Петр воинственен, в отличие от Елизаветы, но военные победы принесли славу ему и государству. Таким образом, Ломоносов философски подходит к теме войны и мира.

В поэме Ломоносов не только восхваляет гуманность царицы, но и дает ей наставления. Как ученый он хочет видеть свою страну просвещенной, а для этого правитель должен сам быть просвещенным и способствовать развитию культуры и науки. Прибегая к образу Петра, автор как бы намекает царице брать пример с отца, всегда поддерживавшего науку.

Большое значение имеют описания природных богатств России: высокие горы, широкие поля, полноводные реки. Все они содержат секреты, которые может открыть только просветленный ум. Поэтому стране так нужны образованные люди. Ломоносов уверенно говорит, что на российской земле много способных личностей, которым просто нужно помочь взлететь. И это одна из задач мудрого монарха.

Много умных слов сказано автором в оде о важности и необходимости науки. Ломоносов доказывает, что наука нужна всем: и юношам, и старикам. В молодости она помогает найти себя, познать мир, а в старости дарит радость. Знания могут украсить счастливую жизнь и спасти в трудных случаях. И в домашних делах наука может быть отрадой, и в скитаниях не может быть помехой. И среди людей, и в одиночку человеку нужна наука.

Ломоносов был так чувствителен к просвещению не только потому, что сам был ученым, но и потому, что считал, что знания воздействуют на человеческую душу. Ведь знания расширяют кругозор человека, указывают верный путь. Человек, не имеющий знаний, скучен даже самому себе. Поэтому так важно стремиться стать образованным.

Ода не только восхваляет Елизавету, но и содержит мудрые советы. Автор обращается к королеве, дает ей указания, как стать еще лучше. Наставления Великого Ученого полезны не только правителям, но и простым людям.

Это стихотворение — мудрое послание, которое Михаил Ломоносов оставил царице, своим современникам и будущим поколениям.

Личность М.В. Ломоносов уникален. Его по праву можно назвать человеком эпохи Возрождения, хотя он жил почти на два века позже. Вся многогранная и разнообразная деятельность Ломоносова была проникнута верой в безграничные возможности человека, его волю и разум. Особое место в ней занимало литературное творчество.

Как известно, М.В. Ломоносов — автор «теории трех тишин», на долгие годы определившей разделение русской литературы на жанры. Сам Ломоносов пробовал себя во многих поэтических жанрах. Он был одинаково успешен как в высокой поэзии, так и в сатире. Следуя обычаю своего времени, М.В. Ломоносов обращался к русским монархам с одами, которые отличались глубоким общественным содержанием, так как их основным смыслом не было восхваление. Ломоносов писал о том, что беспокоило его как патриота и гражданина. Характерна в этом отношении «Ода на день восшествия Ее Величества на всероссийский престол Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны в 1747 году».

Приуроченная к очередному дворцовому празднику, эта ода явилась прямым откликом на изменения, касающиеся Академии наук, членом которой был Ломоносов. В 1747 г. был утвержден ее новый устав, улучшилось положение отечественных ученых. В своей оде Ломоносов защищает программу дальнейшего развития русской науки и в то же время воспевает мир, «тишину», отвечая таким образом на попытки некоторых западных держав втянуть Россию в войну против Франции и Пруссии. Ода начинается призывом к «тишине», покою:

Возлюбленная тишина!

Если ты полезный и красный!

Поэт воспевает прелести мирной жизни, плавно переходя к ближайшей теме — восшествию Елизаветы на престол. Именно с воцарением новой императрицы Ломоносов связывает свои надежды на установление мира. Поэт выражает надежду, что дочь Петра I станет его достойной преемницей. Он сравнивает достоинства дочери и достоинства отца. Так появляется в произведении образ «Человека» — Петра Великого, и ода превращается в рассказ о судьбах России.

Петр в образе Ломоносова — просвещенный государь, заботящийся о благополучии своих подданных. Этот идеализированный образ должен был служить примером для русских царей. Поэт вспоминает о подвигах Петра, сумевшего «поднять страну свою до небес», о военных походах. Отдельные строки оды посвящены созданию Российского флота:

И с трепетом возомнил Нептун

Глядя на российский флаг…

Внезапно укрепленный в стенах

И в окружении зданий

Сомнительная Нева объявление:

«Или я теперь забыт

И склонился с этого пути,

Что раньше я лил? »

Тогда науки божественны

Руки протянуты в Россию. ..

С точки зрения поэта смерть Петра I стала для России невосполнимой утратой. Отныне Элизабет, его дочери, предстоит заниматься наукой. За мудрое правление императрицы и внимание к наукам русская земля, по словам поэта, вознаградит сторицей.

Мы прославим твой дар до небес

И мы поставим знак твоей щедрости…

Но богатство земли русской таится не только в ее недрах. Земля богата талантами, самородками. Именно они прославят императрицу, Россию своими делами и открытиями.

Таким образом, посвящая оду Елизавете Петровне, Ломоносов разворачивает перед ней целую программу полезных дел. Он говорит о необходимости освоения просторов России и развития отечественной науки. В оде содержится не столько прославление просвещенного монарха (именно этого требовали каноны классицизма), сколько прославление наук, призыв к Елизавете ввести просвещение по всей России.

  1. Как вы думаете, почему ода стала одним из основных жанров литературного творчества М. В. Ломоносова?
  2. Ломоносов предпочитал героические темы в своих художественных произведениях, утверждал славу и могущество Российского государства, восхвалял победы русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, народном образовании. Ода отвечала задаче прославления государства и его достойнейших государственных и военных деятелей. В поэме «Разговор с Анакреоном» Ломоносов объяснил это литературное пристрастие следующими словами:

    Хоть нежностью сердца я любви не обделен, Героями вечной славы я больше восторгаюсь.

    Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать песни о любви, две из которых дошли до нашего времени, главной задачей для него было воспитать в своих согражданах чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности с использованием примеры отечественных героев. Жанр оды позволил тогда в большом произведении соединить лирику и публицистику, высказаться по вопросам государственной важности, и сделать это, по мнению известного исследователя русской литературы XVIII века А. В. Западов, сильно, образно, красиво.

  3. Какая, на Ваш взгляд, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны на Всероссийский престол 1747 года»? Как связаны с ним другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?
  4. Ведущей темой «Оды ко дню восшествия на Всероссийский престол…» является тема России, ее настоящего и будущего, восхваления ее величия, богатства, то есть тема патриотическая. Оно раскрывается через ряд подчиненных тем, конкретизирующих отношение автора к родине и ее народу. Среди них образы Петра I и императрицы Елизаветы Петровны, олицетворяющие Россию и осуществляющие прогрессивные преобразования, тема войны и мира (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красоты и огромных природных богатств России, также тема молодого поколения, символизирующая его будущее процветание.

  5. Попробуйте описать образ императрицы, созданный Ломоносовым в оде. Сравните его с образом Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.
  6. Прославление монарха является одной из отличительных черт классицистской оды, так как его образ символизирует силу и единство государства, для русских классиков это просвещенный монарх, покровительствующий закону, науке, видящий цель своего деятельность по хорошим предметам. Так изображена в оде жена Елисавета Петровна. Ее образ носит парадный, торжественный характер. Как классик, Ломоносов в образе монарха запечатлел свое видение власти и того, кто стоит на ее вершине. Императрица в оде Ломоносова прекрасна и величественна (зрение прекраснее рая), она останавливает войны во имя мира русских. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II) вполне соответствовало их художественному изображению в портретах классиков. Создавая образ российского монарха, художники придерживались формулы «Ели-завет — это Петр сегодня», имея в виду возобновление и продолжение петровских реформ после десятилетия бироновщины в царствование Анны Иоанновны. Передовая часть русского общества надеялась на дальнейшее развитие петровского дела в мирное время.

    Щелчки слышны в долинах:

    «Великая Петрова дочь Щедрость отцов превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью открывает дверь».

    Известен портрет Елизаветы Петровны И. Вишняковой (1743 г.), который экспонируется в ГТГ. Императрица величественно возвышается над миром, уподобляясь незыблемой пирамиде. Она царственно неподвижна, что подчеркивается коронационным одеянием, мантией. Образ самодержца дополняют такие атрибуты власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и доброжелательная улыбка, обращенная к его подданным. Кажется, слова Ломоносова относятся к этому образу Елизаветы:

    Тебе одному принадлежит эта слава, Монарх, Твоя великая сила, О, как благодарна тебе!

    И обращение, свойственное торжественному одическому стилю:

    Взгляните на горы вверху, Взгляните на свои широкие поля…

  7. Какое отношение выразил Ломоносов к Петру I? Какие художественные приемы, характерные для классицизма, использовались в изображении Петра? Как они влияют на восприятие читателя?
  8. Как уже было сказано, Петр I для русских классиков — идеальный просвещенный государь, заботящийся об укреплении Российского государства, его военной мощи, развитии наук и искусств. Таким он изображен в оде «В день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.». В его образе прослеживается четкая направленность на античность, присущая созданию образа героя. Чтобы показать силу и величие Петра I и его деяний, автор использует сравнение с богом войны Марсом, который «убоялся, напрасно меч его в руках Петра»; Нептун удивляется, когда смотрит на созданный Петром флот («российский флаг»). Вообще в оде часто упоминаются античные реалии — имена богов, муз, Парнаса, с которыми сравнивает собрание муз на русской земле философ Платон. В то же время Ломоносов усматривает в облике Петра Великого божественную волю, волю «творца мира», которая прославляет творца, пославшего человека в Россию:

    То, что было неслыханно веками. Через все преграды он Голову поднял, победами увенчав, Русь, хамство растоптав, Вознес с собою на небо.

    Конечно, ломоносовские оды выражают искреннее восторженное отношение к Петру, хотя и идеализированное. Поэт как бы забывает, какой ценой было достигнуто его преображение. Материал с сайта

  9. Как изображена Россия в оде? Что привлекает внимание поэта? Какими эпитетами и сравнениями он воссоздает образ Родины?
  10. Сравнивая Россию с другими странами, их собственностью, Ломоносов отдает приоритет России. Эти горы высокие, поля широкие, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, огромный простор земли, богатство, которым гордится Индия. К богатству России относятся густые леса и разнообразный животный мир. Словно знакомя императрицу с ее необъятными владениями, Ломоносов прославляет Россию. И здесь иногда трудно различить объект восхваления в оде — Эли-Савету Петровну или необъятную страну под ее подданством. Эти два образа иногда сливаются в одном в восприятии читателей, что свидетельствует о приоритете для поэта образа великой родной державы и ее блага.

    Мы прославим твой дар небесам, И положим знак твоей щедрости, Где восходит солнце и где Амур Крутится в зеленых берегах, Желая вернуть паки В твою власть из Маньчжура.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *