Ода на день восшествия на престол елизаветы ломоносов: . . . , , 1746 (« …»).

«Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» – читать онлайн

Все краткие содержания произведений Ломоносова

«Ода на день восшествия…» была написана М. В. Ломоносовым после 13 августа 1747 г., когда императрица Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив ассигнования на ее нужды. Здесь же поэт прославляет мир, опасаясь новой войны: Австрия, Англия и Голландия, боровшиеся тогда с Францией и Пруссией за Австрийское наследство, втягивали в европейскую схватку и Россию, требуя отправки русских войск к берегам Рейна. В этой оде поэт прославляет Елизавету и «тишину», излагая программу мирного развития страны, где первое место отводит поощрению наук и знаний.

На нашем сайте вы можете также прочитать краткое содержание и анализ этой оды Ломоносова

 

Ломоносов. Ода на день восшествия. Анализ

 

 

 

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют,
И класы[1] на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.

Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ее зефира тише,
И зрак[2] прекраснее рая́[3].

Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец[4];
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.

Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час[5],
Когда от радостной премены[6]
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда ты крест несла[7] рукою
И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!

 

 

Чтоб слову с оными сравняться,
Достаток силы нашей мал;
Но мы не можем удержаться
От пения твоих похвал.
Твои щедроты ободряют
Наш дух и к бегу устремляют,
Как в понт пловца способный ветр
Чрез яры волны порывает;
Он брег с весельем оставляет;
Летит корма меж водных недр.

Молчите, пламенные звуки[8],
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена.

Ужасный чудными делами
Зиждитель мира[9] искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека[10],
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.

В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В стенах внезапно укрепленна
И зданиями окруженна,
Сомненная Нева рекла:
«Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?»

Тогда божественны науки,
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки,
К сему монарху говоря:
«Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды».
Монарх к себе их призывает,
Уже Россия ожидает
Полезны видеть их труды.

 

 

Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К несносной скорби наших душ
Завистливым отторжен роком[11],
Нас в плаче погрузил глубоком!
Внушив рыданий наших слух,
Верьхи Парнасски восстенали,
И музы воплем провождали
В небесну дверь пресветлый дух.

В толикой праведной печали
Сомненный их смущался путь;
И токмо шествуя желали
На гроб и на дела взглянуть.
Но кроткая Екатерина[12],
Отрада по Петре едина,
Приемлет щедрой их рукой.
Ах если б жизнь ее продлилась,
Давно б Секвана[13] постыдилась
С своим искусством пред Невой!

Какая светлость окружает
В толикой горести Парнас?
О коль согласно там бряцает
Приятных струн сладчайший глас!
Все холмы покрывают лики;
В долинах раздаются клики:
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.

Великой похвалы достоин,
Когда число своих побед
Сравнить сраженьям может воин
И в поле весь свой век живет;
Но ратники, ему подвластны,
Всегда хвалы его причастны,
И шум в полках со всех сторон
Звучащу славу заглушает,
И грому труб ея мешает
Плачевный побежденных стон.

Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.

Толикое земель пространство
Когда всевышний поручил
Тебе в счастливое подданство,
Тогда сокровища открыл,
Какими хвалится Инди́я;
Но требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Сие злату́ очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.

Хотя всегдашними снегами
Покрыта северна страна,
Где мерзлыми Борей[14] крылами
Твои взвевает знамена;
Но бог меж льдистыми горами
Велик своими чудесами:
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет
И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.

Коль многи смертным неизвестны
Творит натура чудеса,
Где густостью животным тесны
Стоят глубокие леса,
Где в роскоши прохладных теней
На пастве скачущих еленей
Ловящих крик не разгонял;
Охотник где не метил луком;
Секирным земледелец стуком
Поющих птиц не устрашал.

Широкое открыто поле,
Где музам путь свой простирать!
Твоей великодушной воле
Что можем за сие воздать?
Мы дар твой до небес прославим
И знак щедрот твоих поставим,
Где солнца всход и где Амур
В зеленых берегах крутится,
Желая паки возвратиться
В твою державу от Манжур.

Се мрачной вечности запону
Надежда отверзает нам!
Где нет ни правил, ни закону,
Премудрость тамо зиждет храм;
Невежество пред ней бледнеет.
Там влажный флота путь белеет,
И море тщится уступить:
Колумб российский[15] через воды
Спешит в неведомы народы
Твои щедроты возвестить.

Там тьмою островов посеян,
Реке подобен Океан;
Небесной синевой одеян,
Павлина посрамляет вран.
Там тучи разных птиц летают,
Что пестротою превышают
Одежду нежныя весны;
Питаясь в рощах ароматных
И плавая в струях приятных,
Не знают строгия зимы.

И се Минерва ударяет
В верьхи Рифейски копием[16];
Сребро и злато истекает
Во всем наследии твоем.
Плутон в расселинах мятется,
Что россам в руки предается
Драгой его металл из гор,
Который там натура скрыла;
От блеску дневного светила
Он мрачный отвращает взор.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наеди́не,
В покое сладки и в труде.

Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.

 

1747



[1] Класы (устар.) – колосья.

[2] Зрак (церк.-книжн., поэт. устар.) – взгляд, взор.

[3] …рая́… – то есть ра́я.

[4] Войне поставила конец… – Подразумевается мир в Або (1743 г.), положивший конец войне со Швецией.

[5] Сей день и тот блаженный час. – Елизавета вступила на престол 25 ноября 1741 года.

[6] Радостна премена... – дворцовый переворот 1741, приведший Елизавету на трон.

[7] Крест несла – явившись в казармы Преображенского полка с крестом в руке, Елизавета привела к присяге гренадеров как государыня.

[8] Пламенные звуки – шум войны.

[9] Зиждитель мира – бог.

[10] Петра I.

[11] Завистливым отторжен роком… – Петр I умер в год основания Академии наук (1725).

[12] Екатерина – Екатерина I (1684–1727), жена Петра I, российская императрица с 1725 года.

[13] Секвана – латинское название реки Сены.

[14] Борей – в греческой мифологии бог холодного северного ветра.

[15] Колумб Российский – Возможно, имеется в виду Витус Беринг (1681–1741), русский мореплаватель; возглавил экспедицию, изучавшую берега Дальнего Востока и Америки.

[16] И се Минерва ударяет // В верьхи Рифейски копием… – Наука познает недра Уральских гор.

 

Тема урока: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». | Учебно-методический материал по литературе (9 класс):

 Чоповская

  1. Объяснение темы: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Добрый день. Тема нашего урока: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Славная биография Ломоносова ныне хорошо известна каждому школьнику. Закончив обучение в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Германии, Ломоносов 8 июня 1741 года прибыл в Петербург. Здесь началась его блестящая академическая и писательская деятельность.

По словам Пушкина, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения… Историк, ритор, механик, химик, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт Московский университет. Впрочем, он сам был, по глубокому и верному замечанию Пушкина, «первым нашим университетом».
     

    Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины.

В 1757 году ученый написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором изложил знаменитую теорию «трех штилей». В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль: «высокий» — церковнославянские слова и русские, «средний» — русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, «низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

            Каждому стилю соответствуют свои жанры: «высокие» — героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи; «средние» — драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии; «низкие» — комедии, эпиграммы, песни, басни.

 

Россия в XVIII веке стала догонять ведущие европейские страны. Петр I мощной державной рукой двинул страну по пути европейской цивилизации. Петровские реформы разбудили нацию, всколыхнули ее внутренние силы. Это было время, когда, по словам Пушкина, «Россия молодая/В бореньях силы напрягая,/ Мужала с гением Петра». Поэтому Петр I стал для Ломоносова образцом идеального просвещенного монарха.

          Когда Петр I умер (1725 г.), Ломоносову было всего 14 лет, и он еще жил в глухом поморском селе Денисовка Архангельской губернии. Трудным, тернистым путем «архангельский мужик» восходил к вершинам науки и искусства. Он стал одним из крупнейших ученых 18 века и замечательным поэтом, стремился распространять просвещение.

         В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность. В это верил и Ломоносов.

        «Ода на день восшествия…» написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на её нужды. Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.

Прежде чем мы перейдем непосредственно к анализу текста оды, необходимо сказать несколько слов о том, что же это за странный жанр для нашего времени.

Когда школьники знакомятся с этим жанром, их охватывает недоумение: как же так? Наши великие русские поэты по отношению к царям вели себя как льстецы. Для того чтобы понять, как же так получилось, и отнестись к нашим классикам с должным уважением, давайте вспомним о том, что жанр ода принадлежит к литературному направлению классицизм, а тот, в свою очередь, базируется на идеологии эпохи Просвещения.

Французские просветители: Вольтер, Дидро, породившие его, — полагали, что к наибольшему благу для народа приведет просвещенная монархия. То есть, во главе государства должен стоять просвещенный царь и разумно руководить подданными. Проблема только в том, что монархи необязательно оказывались просвещенными. Поэтому поэты придумали жанр оды, когда монарха восхваляют за те черты характера, которые хотели бы видеть в нем. Расчет при этом такой: послушает человек, какой он милосердный, мудрый, просвещенный, и решит, что резонно поступать именно так.

Теперь обратимся к оде. Рассмотрим, что М.В. Ломоносов хочет донести до Елизаветы 1.

Начало оды удивляет. Вроде поэт должен прославлять императрицу, а он прославляет какую-то тишину. Что имеет в виду Ломоносов, говоря о тишине? Ответ в 3 строфе:

Тебя в Россию возвратила,

             Войне поставила конец;

То есть, тишина – это мир, отсутствие войны. В данном случае имеется в виду окончание войны со Швецией 1741-1743 года.

Но идея мира в оде шире. Обратим внимание на строки:

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

             На целый запад и восток.

То есть, для правителя важно не расширение границ государства, а счастье его подданных. (Согласитесь, мысль, не потерявшая актуальность.)

И черты характера императрице приписываются соответствующие: кротость, смиренность.

 Душа ее зефира тише,

              И зрак прекраснее рая.

Только кроткий царь ради своей гордыни не будет губить своих подданных.

Наконец, в 6 строфе звучит основная идея оды, ради которой он решил написать свое произведение. Ломоносов – ученый, создатель Российской Академии Наук- прославляет науку. Обратите внимание на масштаб происходящего:

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет лира восхищенна

             Гласить велики имена.

В 7 строфе появляется новый персонаж, который сразу не называется по имени, а упоминается как человек с большой буквы, его послал в Россию сам Зиждитель, т. е. творец. Зиждитель, по мнению М.В. Ломоносова, почтеннее Марса и Нептуна. Этот человек – Петр I, он строит новую Россию, новый город, и именно он подпишет указ об учреждении Академии наук. Организует академию уже Екатерина I.

Обратите внимание, как в девятой строфе науки превращаются в живых существ. В классицизме это распространенный прием. У наук есть руки, которые простирают их к Петру в знак почтения.

Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки

Оплакав смерть Петра Великого и кратко упомянув о Екатерине, автор в оде возвращается к Елизавете Петровне, которая важна ему как дщерь Петра, продолжательница дела отца.

Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство муз усугубляет

             И к счастью отверзает дверь.

Вернувшись к образу Елизаветы, Ломоносов возвращается к знакомой нам мысли ценности мира и недопустимости войны.

В 13 строфе удивительные строки:

И шум в полках со всех сторон

Звучащу славу заглушает,

И грому труб ее мешает

             Плачевный побежденных стон.

То есть воинская слава для Ломоносова затмевается не плачем о своих погибших, а стоном побежденных, которые такие же люди.

И опять про науку. Автору важно уверить Елизавету I и читателя, что наука России необходима. Логика тут проста: богатство страны огромно и освоить его можно с помощью науки. Для описания просторов государства автор использует семь строф (с 15 по 21) и ведет описание с позиции творца и человека, созерцающего творение.

Но бог меж льдистыми горами

Велик своими чудесами:

Там Лена чистой быстриной,

             Как Нил, народы напояет…

Где густостью животным тесны

             Стоят глубокие леса, …

Широкое открыто поле,

              Где музам путь свой простирать!

Две последние строфы оды (самые цитируемые) посвящены человеку, который с помощью науки овладеет сотворенными богатствами. Но почему в них возникают Исаак Ньютон, названный Невтоном, и Платон? Для Ломоносова важна идея создания научной школы российских ученых. Дело в том, что в те времена дворянских детей учили кучер Вральман, кондитер Дефорж, парикмахер Бопре. Слова иностранец и ученый были почти синонимами, хотя эти люди учеными никак не являлись. Для Ломоносова было важно вырастить российских исследователей.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

             Российская земля рождать.

Реже цитируют предпоследнюю строфу, которая написана в ином стиле. Здесь Ломоносов обращается к каждому человеку, пытаясь убедить его в том, что не только ради служения отечеству, а ради собственной пользы, хорошо заниматься наукой.

Обратите внимание, как меняются слова, которые использует писатель. Было: ободренны, раченьем, рождать. А сейчас: помеха, трудности, несчастной случай.

Он обращается к нам как старший друг, убеждая, что науки необходимы.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

             В покое сладки и в труде.

Наконец, в завершении текста, как и положено по канонам оды, возвращается он к образу Елизаветы, в очередной раз прославляя ее.

Таким образом, основные идеи, изложенные в оде, – это прославление мира и отрицание войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека, прославление Петра I, Екатерины и Елизаветы, а самая главная идея – прославление науки и ее величайших возможностей.

Композиция оды, которую он выстраивает для воплощения замысла, такова:

— идея мира;                                — Елизавета;

— Елизавета;                                — идея мира;

— Петр;                                         — величие России;

— науки;                                       — науки.

То есть Ломоносов как бы проходит два круга, чтобы окончательно убедить в своих идеях читателя.

Итак, мы с вами познакомились с одой М.В. Ломоносова на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, и надеюсь, вы убедились в том, что Ломоносов, безусловно, не только достойный ученый, но и превосходный философ, политик, поэт. И идеи этой оды актуальны и поныне.

Всего доброго. Благодарю за внимание.

краткое изложение и анализ произведения

Произведение, которое мы будем рассматривать, имеет более длинное и информативное название: «Ода ко дню восшествия на Всероссийский Престол Ея Величества Императрицы Елизаветы Петровны 1747». Он написан в честь самого главного для всей страны праздника. В этой статье мы рассмотрим, что хотел сказать Ломоносов в своем произведении — «Ода ко дню восхождения». Краткое изложение и анализ этой работы помогут нам понять посыл ученого. Итак, приступим.

Ломоносов, «Ода ко дню вознесения». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает славу России, богатство ее земель и морей, счастливые села, крепкие города, урожаи. После этого он переходит к образу Елизаветы. Ломоносов описывает ее как красивую, добрую, щедрую, спокойную, закончившую войну на русской земле. Он говорит, что в мирной России наука развивается, и времена хорошие. Все это описано с применением различных метафор и других литературных приемов, которыми полна ломоносовская ода «На день восхождения».

Продолжим краткое содержание сообщением автора о том, как трудно ему подобрать слова, способные рассказать о великих делах монархии. Но она так вдохновляет Ломоносова, что похвала ускользает от него.

Далее ученый отмечает заслуги Петра Великого: военные победы и развитие науки. Он оплакивает смерть императора и превозносит его дочь, получившую престол.

Автор также описывает бескрайние богатые просторы России, отмечает, что в ней рождаются великие умы. Ломоносов говорит о роли науки в жизни людей и призывает их к этому.

В последней части он возвращается к «источнику милосердия» — Элизабет. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний защищает и благословляет ее.

Анализ оды М. В. Ломоносова на день воцарения императрицы Елизаветы Петровны

Как, наверное, заметили читатели, автор восхваляет государя за мирное время. Однако это не так. Он только таким образом пытался донести до императрицы свое мнение, что России хватит воевать, крови пролито много, пора наслаждаться миром.

Почему он пишет об этом? В то время встал вопрос, будет ли Россия участвовать в войне вместе со странами, воевавшими против Франции и Пруссии. Автор, как и многие другие, против этого. Он хочет, чтобы Россия развивалась. Поэтому можно сказать, что его похвальная ода носит политический характер, его собственная программа мира.

Тем не менее, у Императрицы были заслуги. Она начала вести мирные переговоры со Швецией. Этот момент не забыл упомянуть в хвалебной песне Ломоносов («Ода ко дню восхождения»). Краткое содержание показывает нам, как ученый и писатель хвалит Елизавету за развитие науки. Это связано с тем, что в 1747 г. императрица увеличила количество средств на нужды Академии. После этого поступка ученому была написана известная ода.

Приемы, используемые в произведении

Основным литературным средством, используемым в одежде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удалось красиво возвеличить свою страну, ее правителя, призвать к миру и развитию. В мирное время он называет тишину возлюбленной, войну — огненными звуками.

Также автор использует многочисленные эпитеты: «щедрая рука», «земные красавицы», «великая дочь», «глубокие леса», «нежный голос», «жестокая судьба».

Сравнения встречаются и в произведении: «душа ее зефир тише», «земной шар прекраснее рая».

Благодаря олицетворению Ломоносов одушевляет различные явления: «молчи… звуки», «вихри, не смейте реветь», «Марс боялся», «Нептун казался».

Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода

Ломоносов был истинным патриотом своей страны. Он всячески хвалил ее, болел за нее всем сердцем. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что этот жанр позволял ему петь все, что казалось ему важным. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему ему удалось донести свой взгляд на развитие России. В то же время Ломоносов, «Ода на Вознесение», выдержал в своем творчестве классическую строгость языка. Краткое содержание показывает нам, какое важное автору удалось отразить в своей одежде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво донести до правителя свои идеи и взгляды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *