Очень краткий пересказ герой нашего времени: Герой нашего времени — краткое содержание

Краткое содержание «Герой нашего времени»: пересказ романа Лермонтова

Содержание

  1. Основные персонажи
  2. Пересказ в тезисах
  3. Краткое содержание по главам
  4. Предисловие
  5. Часть первая
  6. Бэла
  7. Максим Максимыч
  8. Журнал Печорина
  9. Тамань
  10. Часть вторая
  11. Княжна Мери
  12. Фаталист
  13. Основная идея романа

Краткое содержание «Героя нашего времени» Лермонтова описывает суть произведения, сюжет и основную авторскую мысль. В сюжете романа демонстрируются пороки, которые были присущи современникам автора. Нравы молодых людей, характеры которых прослеживаются и в кратком содержании произведения «Герой нашего времени», имеют массу сходств с поведением молодежи и в наше время.

Интересны не только фабула и сюжет «Героя нашего времени», но и то, как построен роман. Начинается он от имени автора, продолжается в форме рассказа Максим Максимыча, а после повествование ведется от имени самого главного героя.

Основные персонажи

Главные герои

  • Рассказчик – путешествует по Кавказу, собирает интересные истории и знакомит с ними читателя.
  • Григорий Печорин – офицер знатного рода, с состоянием. Ему быстро наскучивает все, чем бы он ни занимался. Эгоистичный, беспринципный, умеет влиять на окружающих.
  • Максим Максимыч – военный. Встретил главного героя в крепости, именно он пересказывает автору историю о Бэле. Доверчивый, искренний, но твёрдого нрава.
  • Бэла – черкешенка. Красавица, веселая и простая.
  • Мери – юная княжна. Ищет хорошую партию, верит в любовь и благородство людей.

Другие персонажи

  • Казбич – торговец-черкес. Ревнивый, гневливый, хитроумный и жадный.
  • Грушницкий – молодой юнкер. Не отличается умом, гордец, тщеславен, небогат.
  • Вера – замужняя женщина, бывшая возлюбленная Печорина. Принимает его таким, какой он есть, знает о всех недостатках.
  • Вулич – сербский военный. Отчаянный и смелый, верит в судьбу.
  • Доктор Вернер – обаятельный приятель Печорина. Схож с ним по характеру, понимает его.
  • Азамат – младший брат Бэлы. Любит деньги и роскошь.

Пересказ в тезисах

На Кавказе рассказчик встречает штабс-капитана Максима Максимовича. Пожилой мужчина рассказывает ему историю о своём сослуживце Григории Печорине и красавице Бэле.

Григорий влюбляется в черкешенку на свадьбе её сестры. Крадет и постепенно завоевывает сердце красавицы. Девушка проникается к нему чувствами, живя в лагере русских офицеров. Ревнивый Казбич, который планировал жениться на Бэле, крадет и убивает её.

Вторая история. На гостином дворе встречаются старый капитан и Григорий. Печорин ведёт себя холодно. Старик обижается, но виду не показывает. Григорий уезжает в Персию. Капитан передаёт его записки рассказчику.

Третья история. Григорий оказывается в Пятигорске. Встречает Грушницкого — знакомого юного служивого. Тот влюбляется в Мери, которая сначала отвечает ему взаимностью. Герой встречает бывшую возлюбленную Веру и возобновляет с ней отношения. Однако для отвода глаз ухаживает за Мери. Грушницкий вызывает Григория на дуэль, но сам погибает от его выстрела. С целью потешить самолюбие, Печорин влюбляет в себя юную княжну. Вера признается во всем мужу, они покидают город. Григорий грубо ведёт себя с Мери, которая рассказывает ему о своих чувствах. Он отвергает предложение княгини Лиговской о женитьбе на ее дочери.

Четвёртая история. В казачьем полку Печорин спорит о судьбе с сербом Вуличем. Тот не верит, что ему суждено умереть в тот вечер, и на спор стреляет себе в висок: выходит осечка, Тем не менее, этой же ночью его таки убивает пьяный казак. Печорин размышляет о судьбе, предопределении и фатализме.

Краткое содержание по главам

Ниже представлено по главам краткое содержание романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

Предисловие

Рассказчик обращается к молодому поколению, сетуя, что тем, кто читает книгу, обычно нет дела до нравственности и критики, поэтому предисловиями они не интересуются. Он расстраивается, что публика в России пока молода и простодушна и не может понять весь скрытый смысл произведения, который передает писатель.

Далее автор поведывает, как подвергся нападкам из-за того, что многие решили, что им навязывают бесстыдное поведение героя нашего времени. Однако другие при этом нашли некоторые черты в себе или знакомых. Автор объясняет, что никакого оскорбления эта книга не подразумевала.

Героем нашего времени изображен не конкретный человек. Это обобщенный персонаж, в котором собраны воедино негативные качества современников. И если герой так задел публику, не значит ли это, что каждый нашел в нем что-то от себя и возмутился?

Повествователь не ставил цели изобличить все пороки человечества, а лишь желал нарисовать современный образ. Как исправить эти пороки в себе, люди должны решать самостоятельно.

Часть первая

Бэла

Рассказчик путешествует по горам Кавказа и на одном из перевалов сводит знакомство со штабс-капитаном. Им предстоит путь до Ставрополя. Но начинается снежная буря, и попутчики, решая переждать ее, прячутся на ночлег. У огня пожилой мужчина рассказывает интересные истории о службе.

В крепость к ним перевели офицера. Молодой и состоятельный Григорий Александрович Печорин никогда ранее не бывал на Кавказе. Вел себя странно, то на кабана один ходил, то вздрагивал от стука ставни. Однако, по всей видимости, был не беден и имел много дорогих вещей.

Как-то раз Максим Максимыча и Печорина позвали на бракосочетание к местным жителям. Там Григорий впервые увидел Беллу, младшую сестру невесты. Девушка была юна и прекрасна. По обычаю, она приветствовала всех присутствующих и обратила внимание на русского офицера. Однако кроме Печорина, на черкешенку положил глаз местный торговец Казбич.

В доме было очень душно. Выйдя оттуда, капитан стал свидетелем спора между сыном князя Азаматом и Казбичем. У торговца имелся замечательный конь, который приглянулся княжичу. Он просил отдать или продать его, но Казбич не соглашался. Тогда Азамат предложил ему обмен на сестру Бэлу. Торговец дает категорический отказ.

Позже капитан рассказал о произошедшем Печорину. Тот задумал план. Каждый день, когда Азамат приходил в крепость, Григорий заводил разговор о коне Казбича. С каждым разом княжий сын становился грустнее, и в очередной раз Печорин пообещал достать ему жеребца, если Азамат привезет к нему Бэлу.

Казбича зазвали в крепость, и он оставил коня на улице. В этот момент Азамат привез Бэлу. Печорин отдал ему коня, и княжич сбежал на нем в неизвестном направлении. Торговец был в отчаянии, не имея возможности догнать похитителя, и ушел, затаив обиду.

Печорин поселил девушку в смежной комнате. Сначала она не подпускала его, но постепенно привыкала к новому положению. Григорий решил инсценировать свой отъезд, провоцируя Бэлу на признание. В это время Казбич убивает отца девушки.

Роман Бэлы и Григория постепенно развился. Капитан проникся к ней отеческими чувствами, так как своей семьи у него не было, но все чаще Печорин начал пропадать на охоте, игнорируя Бэлу. Девушка стала тихой и грустной, думая, что он ее больше не любит. Капитан решился на разговор с Григорием, и тот признался, что он быстро увлекается и быстро остывает. Так произошло и с Бэлой.

В это время в лагерь прокрался Казбич и пока никто не видит украл Бэлу. Девушка успела поднять крик, за ними началась погоня, в числе преследователей был Печорин. По пути коня Казбича ранили, черкес упал и скрылся в горах. На земле остались лежать лошадь и Бэла с кинжалом в спине. Через два дня девушка умерла.

Рассказчик и капитан прощаются в одном из местных городов без надежды на встречу.

Убийство Бэлы
Максим Максимыч

По дороге рассказчик останавливается во Владикавказе на постоялом дворе, где встречает Максим Максимыча. Неожиданно становится известно, что в этом же месте остановился Печорин. Штабс-капитан просит лакея доложить немедленно Григорию, что он здесь и очень ждет встречи. Но Печорин не торопится приходить. Почти целый день Максим Максимыч сидит на лавке и ждет прихода старого знакомого, но тот так и не появляется.

Наконец, штабс-капитан отбывает по делам службы и возвращается Печорин. Повествователь находит его миловидным, но схожим с тридцатилетней барышней по повадкам. Его походка, манера держаться выдают человека светского, аккуратного и сдержанного, возможно даже скрытного. Рассказчик видит, что Печорин спешно собирается уезжать, отвлекает его и напоминает о Максим Максимыче. В это время штабс-капитан возвращается на постоялый двор, где видит Григория. Старик бежит обниматься к нему, как к старому товарищу, но молодой человек лишь сдержанно протягивает руку. Он почти ничего не рассказывает о себе, лишь немного меняется в лице при упоминании о Бэле. После, не уделив Максим Максимычу ни минуты, садится в коляску и уезжает, по его словам, в Персию.

Старый капитан обижен и расстроен. С рассказчиком начинает разговаривать грубо, считает, что молодежи ничего не надо, и уже собирается уходить. В ответ повествователь просит передать ему записки Печорина, которые тот не захотел забирать. Штабс-капитан отдает бумаги.

Журнал Печорина

Рассказчик узнает, что по дороге из Персии Печорин скончался. Однако радуется тому, что теперь может поведать об истории его души, которую Григорий раскрыл на страницах своего журнала.

Тамань

Главный герой прибывает в Тамань. На постой его определяют к местному старожилу. Григорий приходит в избу ночевать, но встречает лишь слепого мальчика, который показался ему странным. Молодой человек не смог сомкнуть глаз и последовал за слепым.

Мальчик приходит на берег реки, где встречает девушку. Они ожидают лодку, на которой приплывает неизвестный по имени Янко. Он выгружает из лодки мешки. Печорин приходит обратно в избу незамеченным.

Утром Григорий уходит по служебным делам. Возвратившись в избу, находит там глухую хозяйку и рядом с ней прекрасную юную девушку, похожую на русалку. Печорин пытается выяснить у мальчика, куда тот ходил ночью, но мальчик не сознается.

Девушка ходит вокруг Григория, неожиданно целует его и зовет на свидание к реке. Тот приходит, они садятся в лодку и отплывают от берега на безопасное расстояние. Печорин понимает, что происходит что-то не то. Девушка хватает его, и пытается сбросить с лодки, со словами: “Ты видел! Ты донесешь!”. Григорий сам сталкивает ее в воду. Она скрывается в волнах. Печорин возвращается на берег. Там он вновь видит вчерашнюю сцену с мальчиком, только девушка вся мокрая, так как недавно выплыла из реки.

Печорин и ундина

Когда пришвартовывается Янко, мальчик отдает ему какие-то вещи, а девушка рассказывает, что их видели. Контрабандист просит передать торговцам, что больше приплывать не будет, забирает девушку и удаляется.

Утром Печорин уезжает. Оказывается, что вещи, которые передал мальчик Янко, принадлежали ему.

Часть вторая

Княжна Мери

Григорий поселяется в Пятигорске, где встречает юнкера Грушницкого, которого называет своим другом. Как-то раз на прогулке Грушницкий видит княжну Мери и влюбляется в неё. Печорин от скуки начинает дразнить девушку. Он не знакомится с ней напрямую, но делает всё, чтобы она его заметила.

Григорий сводит знакомство с врачом Вернером – умным и уважаемым человеком, который, однако, любил тайны и сплетни. Со стороны он предугадывает вероятные события в любовном треугольнике.

В город приезжает бывшая любовница Печорина Вера, к которой он все ещё испытывает чувства. Женщина тоже не остыла к Григорию, но она замужем за другим. Молодые люди начинают тайно встречаться. Печорин предстаёт здесь совершенно другим человеком, весь его цинизм и эгоизм испаряется. С Верой они договариваются, что он будет ухаживать за Мери для отвода глаз.

Грушницкий объявляет Григорию, что в княжьем доме его боле не рады видеть. Однако Печорин решил повернуть дело другим образом. На балу он ангажирует Мери на танец, а затем защищает её от пьяного офицера. Мать девушки смотрит на него теперь по-другому. Печорин становится вхож в дом Лиговских.

В один визит Григорий, будто бы случайно, рассказывает Мери, что Грушницкий небогат, и та теряет к нему всякий интерес. День за днём девушка влюбляется в яркого и харизматичного Печорина. Выясняется, что Вера больна чахоткой и просит его прекратить встречи. Раздосадованный Григорий решает влюбить в себя Мери окончательно, чтобы насолить любовнице и показать, что быстро забыл её.

Печорин и Мери

Вера видит, что Мери неравнодушна к Печорину, и требует у мужчины обещания, что он никогда не женится на княжне. Герою уже наскучили обе дамы. Он начинает вести себя вызывающе, чем ещё больше привлекает юную княжну.

Город бурлит слухами о романе Мери и Григория. Княгиня Лиговская в ожидании предложения руки и сердца для дочери. Но Печорин жаждет услышать, как девушка первая открывается ему в чувствах. Он провоцирует её поцелуем в щеку. Наконец, Мери сознается Печорину, что любит. Он отвечает, что его неправильно поняли, и сам он не испытывает к девушке никаких чувств.

Девушка сгорает от стыда и обиды. Печорин же в своих записках говорит на отвлечённые темы: о гадалках и о том, что ему пока ещё рано жениться.

В доме Лиговских назначен бал, на который Григорий приходит, чтобы повидаться с Верой. Однако её, как и Мери, там не оказывается. Он покидает дом, и по дороге его нагоняет Грушницкий, уверенный, что Печорин собирается на тайную встречу с княжной.

Юнкер зол и вызывает бывшего товарища на дуэль. Секундантом со стороны Григория стал доктор Вернер. Перед возможной смертью Печорин много размышляет о жизни, о том, что не сделал, по сути, ничего хорошего, а лишь мучал всех и убивал словом и делом. Он говорит, что любил только себя, и ни одна живая душа не смогла ему этого простить. Теперь же понимает, что от него в этом мире ничего не останется.

Дуэлянтов пытается примирить Вернер, но Грушницкий не поддаётся на его слова. Попытки урегулировать конфликт Печориным тоже не вызывают отклик у бывшего товарища. В результате Григорий убивает юного юнкера. Дело пытаются представить таким образом, будто бы Грушницкий пал от рук черкесов.

Вера понимает, что произошло на самом деле, и рассказывает мужу о Печорине. Тот в спешном порядке увозит супругу из города. Печорин гонится за ними, но не успевает, только загоняет коня.

В городе распространяются слухи о прошедшей дуэли. Печорина отправляют на новое место службы. Он приезжает попрощаться с Лиговскими, княгиня предлагает ему руку своей дочери. Григорий отказывается от выгодной партии и наедине оставляет Мери о себе самое неприятное впечатление, унизив ее и оскорбив чувства девушки.

Фаталист

Печорин приезжает на стоянку в казачью станицу. Вечером казаки собираются, беседуют о жизни и службе. На одной из таких встреч идёт разговор о судьбе и предопределении. Сербский военный Вулич заявляет, что он фаталист, а значит, верит в судьбу и готов доказать свою правду прямо сейчас. Вулич хватает заряженный пистолет, говорит, что сегодня не его день смерти, и стреляет себе в голову. Происходит осечка.

Печорин пристально смотрит в глаза Вуличу и говорит, что тот умрет именно сегодня. Серб злится и уходит. По дороге он встречает пьяного казака, который развлекается тем, что рубит пополам свиней. Вулич погибает от его сабли.

Утром казак трезвеет и теряет остатки разума. Он баррикадируется в избе и обещает убить каждого, кто туда зайдёт. Печорин, под впечатлением от произошедшего, пробирается в убежище казака незамеченным. От верной смерти его спасают другие военные, подоспевшие на помощь.

Печорин размышляет о том, что после таких событий легко стать фаталистом. Но не все так просто, и делать выводы по одному дню неправильно.

Максим Максимыч, которому он рассказывает о произошедшем, поддерживает его и объясняет везение Вулича с пистолетом возможной неисправностью оружия. Они сходятся во мнении, что всё происходит так, как полагается по судьбе.

Основная идея романа

Краткое содержание романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова не раскрывает полноты языка, речевых оборотов и авторского стиля. Суть краткого пересказа содержания по главам в том, чтобы вычленить основные действия в сюжете романа и донести до читателя его идею. Это первое произведение автора с психологическим уклоном в прозе. Рекомендуется читать роман Лермонтова в полном объеме.

В произведении демонстрируется, как в одном человеке уживаются совершенно разные личности: образованный юноша с отличным воспитанием, способный на любовь, в то же время не уважает чувства других, морально унижает и может убить. Печорин никак не найдет себя в этом мире, его эксперименты не останавливают даже гибель и страдания близких людей. В романе Лермонтова «Герой нашего времени», краткое содержание которого вы прочитали, окружающие офицера полностью отражают его личность. Разочарованность в мире, потеря интереса к жизни, подверженность страстям – все это описание ровесников Лермонтова. Автор в «Герое нашего времени» пишет о том, к каким неисправимым последствиям приводит потребительское отношение к людям, игра в любовь и потакание собственным прихотям.

«Герой нашего времени» кратко по главам за 20 минут — 16 отзывов

Краткое содержание романа «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова — это возможность за 20 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным действиям. Роман был написан Михаилом Лермонтовым в виде отдельных рассказов, которые он в итоге решил объединить в одно большое произведение.

Содержание

1. Основные персонажи
2. Краткое содержание по главам
2.1. Бэла (воспоминания Максим Максимыча)
2.2. Максим Максимыч (наблюдения рассказчика)
3. Истории из журнала
3.1. Тамань
3.2. Мэри
3.3. Фаталист
4. Тест по краткому содержанию «Героя нашего времени»
5. Видеообзор романа «Герой нашего времени»
6. 📖 Блок блиц ответов по произведению «Герой нашего времени»

Названием истории Лермонтов подчеркнул ее актуальность для своих современников. Однако философия книги не теряет важности и для наших дней.

Основные персонажи


Печорин Григорий Александрович. Главный герой романа, который обладает рядом достоинств и серьезных недостатков: обаятелен, умен, однако эгоистичен и высокомерен. Он красив внешне, считает себя индивидуальностью. Тяготится своими недостатками, но не желает с ними бороться. Персонаж служит царским офицером.

Бэла. Красивая, честная и порядочная девушка. Княжеская дочка, которая была похищена своим братом. Печорин влюбляется в нее. Исход у Бэлы печален: она погибает на руках главного героя после того, как получает ранение от Казбича, желающего мести.

Дочь княгини Лиговской (Мэри). Еще одна прекрасная девушка, обладающая гордостью, но и добротой. Печорин прилагает все усилия, чтобы влюбить ее в себя. Впоследствии Мэри очень тяжело переживает расставание с Григорием.

Максим Максимыч. Близкий друг Печорина, который становится свидетелем всех его жизненных перипетий. Он добрый и честный, хороший начальник. Тоже служит в царской армии.

Рассказчик. Персонаж, который случайно встречается с Максимом Максимычем, выслушивает и записывает от него историю жизни Григория Александровича.

Азамат. Брат Бэлы, княжич. Отличается несдержанностью, во всем ищет выгоду.

Казбич. Убийца Бэлы. Юный черкес, который был в нее влюблен.

Вулич. Знакомый Печорина, отличающийся азартностью. Он является офицером и сербом по национальности.

Вернер. Знакомый Печорина доктор. Умный и достаточно образованный.

Ундина. Девушка без имени, которая очень впечатлила Григория Александровича своей внешностью. Она бывшая контрабандистка.

Янко. Друг Ундины и действующий контрабандист.

Вера. Упоминается в романе из-за воспоминаний Печорина о прошедших деньках в Петербурге. Бывшая любовница Печорина.

Грушницкий. Соперник Печорина, который был убит им на дуэли. Юный юнкер, который отличается вспыльчивостью и несдержанностью.

Краткое содержание по главам

Бэла (воспоминания Максим Максимыча)

История начинается с того, что рассказчик-офицер во время путешествия по Кавказу встречает незнакомого попутчика. Это Максим Максимыч, с котором они находят общий язык. Максим Максимыч рассказывает интересную историю о своем друге Григории Александровиче Печорине, который в свое время тоже был за что-то сослан на Кавказ и поступил под его командование.

Этот Печорин, по словам Максима, был неплохим человеком, но из тех, с кем должны происходить разнообразные вещи. Они быстро подружились. И однажды обоих пригласили на свадьбу – дочка местного князя выходила замуж. Там произошла встреча Григория и младшей дочери князя Бэлы. Печорину так понравилась девушка, она так сильно отличалась от ранее встреченных им женщин, что он решил похитить ее из княжеского дома.

Мысль о похищении возникла в голове Печорина благодаря Максиму Максимычу. Тот подслушал на свадьбе разговор брата Бэлы и молоденького княжича Казбича, которому тоже приглянулась девушка. Младший брат Бэлы уговаривал Казбича отдать ему своего великолепного коня, готов был даже выкрасть девушку ради этого, однако княжич отказался. Печорин же наоборот воодушевился идеей.
Печорин пообещал брату Бэлы увести лошадь у Казбича в обмен на сестру. Мальчишка согласился. Максим Максимыч не одобрял такого поведения, однако Григорий все равно осуществил свой план. Брат Бэлы привез девушку в крепость, где ожидал Печорин. Пока Григорий отвлекал Казбича, мальчик забрал коня и исчез, опасаясь жестокой мести горца. Казбич утрату лошади и свершившийся обман переживал очень тяжело, что в итоге должно было иметь последствия.

Бэла жила в крепости и, конечно же, тяготилась своей участью. Она не отвечала на ухаживания Печорина, скучала по дому, желала вернуться туда. В конце концов, настойчивость молодого человека возымела успех, и Бэла полюбила его. Однако к тому моменту чувства Печорина стали угасать, из-за чего он начал тяготиться ролью возлюбленного Бэлы.

Печорину было постоянно скучно, из-за чего он часто и надолго покидал крепость, оставляя Бэлу в одиночестве. Через некоторое время появился Казбич и украл девушку. Услышав ее крики, Печорин и его друг бросились в погоню. Горец понимал, что не сможет оторваться, поэтому он смертельно ранил Бэлу и бросил, а сам сбежал. Девушка скончалась на руках у Печорина через несколько дней. Григорий тяжело пережил ее смерть и больше никогда о девушке не заговаривал.

Печорина переводят в другую часть по службе и Максимом Максимычем они встретятся через долгих пять лет.

Максим Максимыч (наблюдения рассказчика)

Несмотря на то, что Максим и его попутчик быстро расстаются и каждый отправляется своей дорогой, через время судьба сталкивает их снова. Максим восторженно рассказывает о том, что снова повстречался с Печориным. Он разузнал, что тот теперь в отставке и собирается ехать в Персию. Максим Максимыч очень хотел бы пообщаться со старым другом, разузнать побольше, однако Григорий не горел желанием общения, чем сильно обидел бывшего начальника.

Промаявшись всю ночь, наутро Максим Максимыч попытался снова поговорить с Григорием Александровичем. Однако был принят очень холодно. Печорин показательно был равнодушен, из-за чего Максим Максимыч очень сильно опечалился.

Рассказчик в это время знакомится с Григорием Александровичем лично и передает читателям свои впечатления от внешности Печорина, его манер и общего вида. По его словам, Печорин был среднего роста, обладал красивым лицом с выразительными чертами, которые обычно нравятся женщинам. Рассказчик писал, что Печорин хорошо держал себя, искусно говорил. К одежде Григория тоже не было возможности придраться. Она подчеркивала его стройность, выглядела достойно. Однако все впечатление перекрывали глаза, которые глядели холодно и надменно. Его взгляд был слишком проницательным. По словам рассказчика, Печорин был чрезвычайно скрытым и недоверчивым, на что указывало почти полное отсутствие жестов во время разговора.

Печорин оставил после себя неизгладимое впечатление и очень заинтересовал рассказчика. Однако мужчина быстро уехал и не дал узнать себя получше.

Увидев заинтересованность Григорием, Максим Максимыч, как пишет читателям рассказчик, передал ему журнал, а точнее дневник Печорина. Долгое время дневник просто лежал у рассказчика и не использовался. Однако Печорин быстро и неожиданно погибает от болезни в возрасте всего лишь двадцати восьми лет. После этого рассказчик решается опубликовать некоторые истории из дневника. Этот журнал является наблюдением разума над терзаниями души. Главный вопрос, на который Печорин пытается найти ответ в своих записях: до какой степени человек способен самостоятельно распоряжаться собственной судьбой?

При этом рассказчик обращается к читателям и просит их проявить снисхождение и доброту к главному герою. Ведь, несмотря на то, что в Печорине зрело множество недостатков и пороков, он честно и неприкрыто описывал их в дневнике.

Истории из журнала

Тамань

Во время деловой поездки Печорин вынужден остановиться в не очень хорошем месте. Григорию кажется, что там очень «не чисто». В домике живут глухая старуха и слепой мальчишка. Домишка находится на берегу моря.

Той же ночью Печорину становится любопытно, так как он замечает, что парнишка куда-то уходит. Он его преследует до пункта назначения – морского берега. Там Печорин наблюдает, как слепой встречается с молодой девицей. Вскоре к ним подплывает мужчина на лодке, и они вместе выгружают какие-то грузы.

Утром Печорин снова видит девушку и решает разузнать у нее о ночном происшествии. Однако девушка только смеется и не отвечает прямо, поэтому Григорий не узнает от нее ровным счетом ничего. Тогда Печорин запугивает девушку тем, что расскажет о ночном происшествии властям и выдаст им свою догадку о контрабанде. Через некоторое время Григорию придется очень сильно пожалеть о своих словах, ведь они практически убьют его.

Вечером, уже ближе к ночи, новая знакомая зовет главного героя встретиться на морском берегу. Печорин слегка опасается последствий, но все равно соглашается. Они вместе на лодке отплывают подальше в море. Неожиданно девушка бросается на Григория и пытается выкинуть его из лодки. Однако Печорину удается удержаться и скинуть саму девушку, назвав ее Ундиной. После этого Григорий возвращается на берег.

Затем главный герой снова посещает ночью берег и видит очередную встречу контрабандистов. Однако в этот раз девушка, которая пыталась его утопить, уплывает вместе с мужчиной. Мальчишка остается сам. Почти сразу же Печорину приходится уехать оттуда, но он жалеет о том, что все так получилось. Любопытство Григория привело к подобному исходу, хотя он не хотел мешать ни девушке с мужчиной, ни тем более слепому мальчику.

Мэри

История начинается с того, что Печорин прибывает в небольшой городок Пятигорск восстановиться после полученного ранения. Здесь он встречается со своим давним другом – юнкером Грушницким. Мужчина тоже занимался лечением после получения ран. Как пишет в своем дневнике Печорин, с виду они были хорошими друзьями, однако он чувствовал, что однажды мужчинам придется столкнуться на узкой тропинке и тогда быть беде.

В Пятигорске пролечивались многие знатные особы, но самыми заметными были Лиговские – княгиня и ее великолепная дочь Мэри. Юнкер Грушницкий конечно же сразу был очарован прелестями девушки и стал искать любые возможные способы познакомиться с ней. Он хотел нанести официальный визит в дом, но его не приглашали. Молодая девица не изъявляла желания близкого знакомства, хоть юнкер старался предстать в лучшем свете. Ей казалось, что мужчину разжаловали из-за запрещенной в то время дуэли.

В свою очередь Печорин подчеркнуто холодно избегал общества Лиговских и не спешил заводить знакомства с ними. Он не спешил наведаться с визитом к знатным особам, чем вызывал немалое их удивление и, конечно же, интерес. От своего нового знакомого доктора Вернера, с которым он сдружился во время лечения, Печорин узнает о недоумении княгини и ее дочери.

Лечение в Пятигорске нагоняло на Григория скуку. Поэтому в попытке избавиться от нее, он решает завладеть сердцем юной княжной Мэри. Он прекрасно понимает, что вызовет этим ревность своего друга Грушницкого, который был от девушки без ума. Однако он полагает, что такое положение дел только увеличивает интригу и повышает интерес к происходящему.

Из бесед с доктором Печорин узнает, что у княгини Лиговской гостит какая-то женщина. Доктор подробно описывает ее, и Печорин понимает, что у Лиговских гостит его бывшая любовь из Петербурга – Вера. Они встречаются, и в душе Григория снова загораются давно забытые чувства. Вера предлагает Печорину чаще появляться в доме княгини Лиговской и для виду ухаживать за ее дочерью Мэри. По ее словам, это позволит им постоянно быть на глазах друг у друга и при этом не вызывать слухов или подозрений в обществе. Он соглашается. Он надеется хоть немного побороть скуку.

После спасения молодой княжной из рук выпившего военного, Печорин удостаивается приглашения в дом. Однако во время визита Григорий проявляет полное равнодушие к девушке, чем очень сильно злит ее. Мэри не понимает его чувств и намерений, что еще больше добавляет задора в игру Печорина. У него имеется интересный план по обольщению столь неопытного создания.
Мэри без ума от Печорина, а молодой юнкер надоедает ей все больше. Она становится холоднее с ним, вне зависимости от его попыток привлечь внимание девушки. Грушницкий посчитал, что причина ее холодности – очарование Печориным. Грушницкий ревнует и подчеркнуто не общается с бывшим другом.

Юнкер в гневе придумывает обидную месть. Он задумывает устроить дуэль с Печориным, однако выдать тому незаряженный пистолет. Ему кажется, что это быстро поставит бывшего друга на место, сделает его общим посмешищем. На беду Грушницкого, Григорий подслушивает его рассказ о планах мести. В ответ он придумывает собственный.

В это же время Мэри серьезно влюбляется в Печорина. Вера начинает ревновать Григория к юной княжне, поэтому берет обещание, что он ни за что не женится на Лиговской.

Во время одной из совместных прогулок Мэри признается Григорию в любви, однако ответа не получает. Тогда она спрашивает его еще раз, хочет ли он связать узы с ней. На что он равнодушно отвечает: «Зачем?». Тогда девушка спешно возвращается к себе в комнату. Печорин же наслаждается своей победой – он влюбил в себя Мэри из чистого самолюбия.

В это время город стремительно заполняется слухами о том, что Печорин собирается жениться на княжне Лиговской. Григорий сразу понимает, кто их распускает. В свое время доктор Вернер его предупредил о том, что княгиня будет ждать свадьбы. Впрочем, Печорин недвусмысленно опровергает такие разговоры, ведь свою свободу он ценит превыше всего остального.

Печорин и Вера продолжают периодически видеться. В один из вечеров, когда город заинтересован приездом фокусника, она приглашает мужчину к себе на тайное свидание. Уходя от нее через балкон, Печорин видит в окне ниже Мэри, которая тоже не пошла на представление. Он спрыгивает на землю и оказывается в толпе мужчин, среди которых узнает юнкера. Однако те делают вид, что приняли его за вора и начинается потасовка. Печорину удается сбежать. На следующий день Грушницкий громко заявляет о том, что ночью видел у Мэри любовника и им является Печорин.

Григорий оскорбляется и вызывает Грушницкого на дуэль. Он предлагает Вернеру стать его секундантом, рассказав о подлом плане юнкера. Тот соглашается.

Участники дуэли собираются в условленное время в условленном месте. Грушницкий, согласно придуманному им плану розыгрыша, предлагает стреляться с шести шагов. Печорин же хочет устроить дуэль на краю скалы, чтобы даже минимальная рана стала смертельной. Труп же будет списан на работу черкесов.

Первым по жребию выпадает стрелять Грушницкому. Перед юнкером становится сложнейший выбор: признаться в задуманном им розыгрыше или стать убийцей. Однако отступать офицеру нельзя, поэтому он стреляет и ранит Григория в ногу.

Теперь наступает очередь Печорина, который велит Грушницкому прислушаться к голосу совести. Однако на лице бывшего друга нет даже тени раскаяния, он настаивает на продолжении дуэли. Тогда Печорин сообщает секунданту, что его пистолет забыли зарядить. Второй секундант возмущается таким предположением и отказывается менять пистолеты. Однако Грушницкий неожиданно признает правоту Печорина и, пребывая в смятении, продолжает настаивать на продолжении дуэли. Григорию приходится стрелять.

Труп Юнкера ложится на совесть черкесов, как все и надеялись изначально. Вера быстро узнает о дуэли и рассказывает мужу о своей большой любви к Григорию Печорину. Муж, конечно же, недоволен таким поворотом, поэтому сразу же забирает ее из Пятигорска. Женщина только успевает оставить записку, которую находит Печорин. Он пытается догнать возлюбленную из Петербурга, но терпит неудачу. Именно в это время Григорий осознает, что единственной подходящей ему девушкой все это время была Вера. В отличие от остальных, она принимала его таким, какой он есть.

Несмотря на все предосторожности, подозрения об участии Печорина в дуэли все же достигают вышестоящего руководства. В связи с этим его ссылают на Кавказ. Перед отъездом он посещает Лиговских, где выслушивает причитания и удивления княгини. Та не понимает, почему он не хочет свадьбы с ее дочерью. Печорин же просит беседы с Мэри наедине. Он сообщает девушке, что все это время просто так играл с нею. Княжна лишь говорит, что ненавидит его.

Фаталист

Последняя часть истории начинается с того, что батальон Печорина стоит в одной из казачьих станиц. Вечерами офицеры развлекаются игрой в карты и однажды у них зашел разговор о судьбе. Суть беседы была в следующем: предопределена ли судьба человека на небесах, а также его рождение и смерть. Беседа быстро переросла в спор, и офицеры разделились на две группы – за и против.
Один из офицеров, серьезный фаталист, решил устроить пари. Печорин его принял. Смысл пари заключался в том, что если ему сегодня суждено умереть – он умрет, а если нет, то нет.
Вулич хватает пистолет и стреляет. Остальные смотрят в ожидании, однако случается осечка. Перед тем, как офицер совершил выстрел, Печорин внимательно разглядывал фаталиста и отметил на нем лик смерти. Он сообщил Вуличу о том, что мужчине предстоит умереть. Когда же этого не случилось, Печорин не успокоился. А тем временем читатель понимает, что офицер отвел руку, а пуля пробила шляпу на стене. Это значило, что оружие было заряжено.

Утром после пробуждения Печорин узнает последние новости. Был найден офицер, которого ночью зарубили. Им оказался Вулич. Пьяный казак ночью убил мужчину. Убийцу быстро находят, однако он запирается в доме не собирается выходить и сдаваться. У него пистолет, поэтому никто не решается войти в дом, боясь получить пулю. Однако в этот момент у Печорина мелькает странная мысль.

Печорину внезапно хочется поиграть с судьбой, как и Вуличу. Поэтому он без страха залазит в окно, а казак, естественно, стреляет, но промахивается. Убийцу арестовывают и уводят, а Печорина начинают считать настоящим героем.

После этого случая Григорий долго сомневается, стоит ли ему стать фаталистом. Он возвращается на Кавказ и делится историей и своими мыслями с Максимом Максимычем. Он спрашивает у начальника, верит ли тот в судьбу. Максим Максимыч только качает головой. Мужчина говорит, что оружие иногда дает осечки, а зарубленного Вулича конечно жалко, но ничего не поделать. На этом беседа заканчивается. Как и весь роман.

Тест по краткому содержанию «Героя нашего времени»

Вот и подошло к концу наше краткое содержание произведения «Герой нашего времени». Очень надеемся, что вы читали его внимательно, запоминали детали и время не было потрачено впустую. Чтоб понять насколько хорошо вы поняли суть произведения — мы сделали небольшой тест на семь вопросов.

Небольшой, но весьма каверзный. Пройти его сможет только тот, кто внимательно читал краткое содержание. Айда отвечать на вопросы и делиться результатами с друзьями в комментариях и социальных сетях.

Видеообзор романа «Герой нашего времени»

Очень краткое содержание романа «Герой нашего времени» ровно за 1 минуту 14 секунд, а потом разбор по косточкам: персонажи и основные главы. Самое главное — это подписаться и нажать на колокольчик :).

📖 Блок блиц ответов по произведению «Герой нашего времени»

📕 Когда был написан «Герой нашего времени»?

Впервые произведение «Герой нашего времени» увидело свет в 1839 году. Считается первым в русской прозе лирико-психологическим романом. Впервые издается в Санкт-Петербурге тиражом в 1000 экземпляров.

📗 Кто написал произведение «Герой нашего времени»?

Приехали :). Давайте перечитывать краткое содержание заново. Но если времени нет, то запомните, пожалуйста, три слова: Михаил. Юрьевич. Лермонтов :).

📘 Почему Печорин герой нашего времени?

Печорин — это вымышленный образ офицера русской армии, который сочетает в себе черты характера героя романтизма и при этом в отношениях с другими персонажами похож на лишнего человека, который не нашел себе применения. Вот такое объединение диаметрально противоположных черт характера и дает образ героя — противоречивого, лирического и слегка несчастливого.

📙 Есть краткое содержание других школьных произведений?

Конечно есть! Мы вообще отдельный раздел со школьными произведениями запилили. Он пополняетя почти ежедневно — приходите, читайте, учитесь хорошо :).

Кто из героев помогает Печорину украсть Бэлу? Как это происходит?

Похитить Бэлу помогает собственный брат Азамат, которому Печорин обещает лошадь Казбича. Азамат привез девушку в крепость, где находился Печорин. И пока Печорин занимался отвлечением Казбича, брат Бэлы забрал обещанного коня. Девушка оказалась заперта в крепости.

Почему Ундина хотела утопить Печорина?

Потому что Печорин раскрыл место встречи контрабандистов и задавал ей вопросы, которые угрожали их безопасности. Он делал это не специально и не ставил цели сдать их властям, но девушка все равно испугалась и решила перестраховаться.

Кто из героев носит кольцо с именем княжны Мери?

Кольцо с именем княжны Мери носит Грушницкий, который страстно влюблен в нее.

Кого Печорин убивает на дуэли?

Печорин убивает на дуэли Грушницкого. Дуэль была организована для того, чтобы высмеять Печорина перед остальными, однако тот раскусил план Грушницкого.

Сколько лет главным героям романа Герой нашего времени?

Печорину на момент событий из повести «Бэла» – 23 года. Затем через 5 лет он снова встречается с Максим Максимычем – ему уже 28 лет. Максиму Максимычу в романе 50 лет. Бэле в повести всего лишь 16 лет. Ее брат Азамат на год младше. Княжне Мери на момент повести тоже около 16 лет. Грушницкий младше Печорина – ему около 20 лет. Доктору Вернеру 40 лет.

Какие отношения у Печорина и Веры? Любил ли Печорин Веру?

Отношения Веры и Печорина проходят красной линией, через все произведения. По основным постулатам становится понятно, что главные герои знакомы давно и давно испытывают друг другу если не чувство привязанности и любви, то какой-то глубокой симпатии, которая тем не менее в свое время не смогла перерасти во что-то большое.

Во-второй раз Печорин и Вера встречаются в Пятигорске, где между ними вспыхивает чувство с новой силой. Не смотря на то, что Вера уже находится в браке, с помощью Печорина и чувств, которые она к нему испытывает, женщина осознает, что она несчастлива в браке. Молодые люди начинают тайно от всех встречаться.

Во многом это произошло благодаря тому, что Печорин находился на грани депрессии и остро нуждался в близком человеке, который подставит ему плечо. Уже спустя какое-то время Печорин пытается вызвать чувство ревности у Веры и откровенно флиртует с княжной Мери.

Вера терзается и решается открыться мужу, рассказывая ему о том, что влюблена в Печорина. Супруги ссорятся, но принимают решение спешно уехать вместе подальше от Печорина. Вера пишет ему прощальное письмо.

С одной стороны это похоже на эгоистичный шаг Веры, которая описывает свою жертву и взамен надеется, что Печорин сделает аналогичный шаг, который позволит ей быть счастливой. С другой стороны — она искренне любит Печорина и просто хочет быть с ним вместе.

Любил ли Печорин Веру? После прочтения этого письма Печорин раздумывает броситься вдогонку, но быстро отказывается от этой идеи. Вцелом у него нет особо терзаний из-за своего поступка, скорее хаос и пустота, которая была присуща главному герою и в другие моменты. Плюс ревность, которую он хотел вызвать у Веры просто, чтоб потешить свое самолюбие. Разве так поступают с любимыми? Несмотря на это можно с уверенностью утверждать, что Вера была особенно женщиной в жизни Печорина.

Каким было отношение Печорина к Ундине?

В главе “Тамань” Печорин знакомится и совершенно очаровывается необычной и внешне очень привлекательной девушкой. Это Ундина. Нет, это не настоящее ее имя, такое прозвище Печорин дает девушке за длинные русалочьи волосы и еще потому, что она отказалась называть свое настоящее имя.

Сам Печорин говорит о том, что она не была “писаной красавицей”, однако имела правильные черты лица и привлекала его своей энергий, магнетизмом и скрытностью. Как оказалось у скрытности была обратная сторона медали — девушка связана с контрабандистами. Всего восемнадцати лет отроду, а уже состоит в преступной группировке, как бы сейчас сказали. Печорин намекает девушке, что может выдать ее порочную связь и она решает пригласить его на свидание, притворившись, что испытывает к герою самые теплые и нежные чувства.

Усыпив бдительность Печорина она чуть не утопила его, чудом только удалось главному герою выбросить ее за борт. Осознавая, что Печорин может сдать ее полицейским, как только доберется до берега Ундина растворяется в ночи вместе с контрабандистами и связным мальчиком Янко.

В чем Ундина превосходила Печорина?

Ундина почти превзошла Печорина в физической силе, когда чуть не выкинула его из лодки, пытаясь утопить во время “романтического свидания”. И уж точно она во много раз превосходила главного героя в манипуляции и маскировке своих чувств.

Ведь когда Печорин узнал, что Ундина связана с контрабандистами ей в считанные мгновенья удалось его очаровать и убедить в том, что ее интерес к нему искренний и неподдельный. За это Печорин чуть не поплатился жизнью.

Печорин и Бэла. Какие у них были отношения?

Отношения Печорина и Бэлы — это проекция самого Лермонтова отношений того времени между светский аристократом, ловеласом и дворянином и девушки живущей по закону гор, которую, по сути выменяли на коня.

Печорин на Кавказе — личность противоречивая. С одной стороны о нем отзываются как о смелом, увлекающемся и умном человеке, для которого слова о чести и мундире не пустой звук. С другой же стороны как и все представители этого сословия того времени он не лишен пороков: эгоизм, честолюбие, душевная черствость.

Черкес Азамат, который с ума сходит о мысли обладания хорошими лошадьми, готов отдать Печорину свою сестру, юную Бэлу. Естественно, что у самой Бэлы никто не спрашивает ее мнение. Несмотря на возражение Максим Максимыча о том, что так делать не стоит “обмен” все же состоялся и по словам самого Печорина с этого момента Бэла не будет принадлежать больше ни одному мужчине.

Испытывал ли Печорин что-то к Бэле или это просто был синдром охотника? Как видно из дальнейшего повествования, недолгий период благосклонности и подарков, в результате которого Бэла стала испытывать чувства к Печорину, очень быстро закончился. Бэла ему надоела и он искал повода уйти от нее куда-то хотя бы ненадолго. Бэла же напротив, настолько искренне и сильно влюбилась в Печорина, что это стало причиной ее смерти от рук Казбича. Когда Печорин узнал о случившемся он сначала был безучастен, а потом даже засмеялся. Вряд ли это был смех расстроенного мужчины. Очевидно, что безответная любовь Бэлы и ее смерть стали просто случайными эпизодами в жизни Печорина.

Герой нашего времени Лермонтова (часть I)

Несколько лет назад я прочитал Герой нашего времени русского писателя Михаила Лермонтова, и этот роман стал одним из удивительных чтений в моей жизни – не только это абсолютно замечательная книга, но она вдохновила меня начать читать больше русских вещей. До этого момента я был немного ошеломлен огромным объемом некоторых наиболее известных статей  в русской литературе – плюс к тому еще и отчество .

Лермонтов оставил после себя стихи, пьесы, картины и только один роман, когда был убит на дуэли в возрасте 26 лет. Его ранняя смерть представляет собой ужасную потерю для литературы, и мы можем только догадываться о том, какую карьеру мог бы сделать этот удивительный человек. наслаждались бы, если бы он дожил до глубокой старости. Когда я подобрал свою ветхую подержанную копию Герой нашего времени, , она годами лежала на моей полке заброшенной. Я, наконец, обратился к нему по двум причинам:

1) Это было идеальное время. Я читал Набокова, и он перевел мою версию Герой нашего времени.

2)  Герой нашего времени  упомянут, хотя и кратко, в замечательном французском фильме Un Coeur en Hiver . Это не давало мне покоя.

Как оказалось, эти два пункта важны, но об этом позже.

Одной из моих целей на 2010 год было перечитать Герой нашего времени , но перед этим я решил прочитать научно-популярную книгу о Лермонтове. Эта книга была Лермонтов: Трагедия на Кавказе Лоуренс Келли (мой последний пост). Вооружившись этим бэкграундом, я вернулся на Герой нашего времени . Книга Келли действительно является хорошим дополнением к Герой o f Наше время , поскольку помещает роман в контекст жизни Лермонтова. Келли отмечает, что Лермонтов влюбился в Кавказ во время своих детских поездок в этот регион, и многие персонажи в Герой Наш Время идентифицированы как люди, с которыми Лермонтов встречался на Кавказе в периоды ссылки. Лермонтов написал роман в 1839 году, всего за два года до своей смерти в 1841 году.

Герой нашего времени Действие происходит в дебрях Кавказа в 1830-х годах и начинается с путешествий неназванного русского рассказчика. В тяжелом путешествии по пересеченной местности и суровым погодным условиям рассказчик встречает выносливого старого солдата Максима Максимыча. Обстоятельства заставляют двух мужчин вместе, и в конце концов рассказчик, жаждущий истории от старшего, приводит Максима к рассказу фантастической истории. В то время как рассказ Максима представляет собой один из пяти разделов романа Лермонтова, Герой нашего времени на самом деле представляет собой сборник из пяти рассказов, действие которых происходит на Кавказе и все в той или иной степени касаются очень романтической фигуры молодого офицера по имени Печорин.

Пять секций:

Bela

Maksim Maksimich

Taman

Принцесса Мэри

Фаталист.

В первом рассказе рассказчик и Максим вместе застревают в прокуренной лачуге, и Максим рассказывает историю о бесшабашном молодом офицере по имени Печорин, который с помощью ее брата похищает дикую черкешенку Бэлу. В обмен на помощь брата Печорин крадет ценную лошадь, принадлежащую отъявленному бандиту. Максим описывает трагедию, которая разворачивается между Печориным, Бэлой и бандитом.

Именно через рассказ Максима мы знакомимся с героем Печориным, а в следующем разделе книги Максим Максимыч Печорин ненадолго появляется в трактире, прежде чем выбросить свои тетради и отправиться в очередное приключение в Персия. Рассказчик достает тетради, и последние три главы книги взяты из этих тетрадей и рассказывают о некоторых красочных приключениях Печорина.

Печорин — удивительно сложный персонаж, и в лучшей главе книги Княжна Марья  Темные мотивы Печорина раскрыты в мельчайших подробностях. Застряв на курорте Пятигорск, Печорин довольно жестоко развлекается с высокопоставленной княгиней. В то время как она является объектом внимания другого молодого человека, Печорин продолжает играть с девушкой в ​​опасную игру в кошки-мышки, что в конечном итоге приводит к дуэли.

Длинные описания пейзажей усыпляют, но лермонтовские описания местности невероятны:

«Мрачные и таинственные бездны зияли черными, и туда скользили туманы, кружась и извиваясь, как змеи, по бороздам близлежащих скал, как будто зная и боясь приближения дня».

и:

«Солнце уже начало скрываться за снежным хребтом, когда я въехал в Койшаурскую долину. Мой возница-осетин без устали подгонял лошадей, чтобы до наступления темноты добраться до вершины горы Койшаур , и пел песни во весь голос. Какое восхитительное место, эта долина! Со всех сторон возвышаются неприступные горы, красноватые утесы, увитые зеленым плющом и теснящиеся купами платанов; рыжевато-коричневые пропасти с полосками воды и далеко вверху золотая бахрома снегов; внизу река Арагва, вливаясь в другую, безымянную, реку, которая бесшумно вырывается из черного ущелья, полного мрака, тянется серебряной нитью и блестит, как чешуя змеи».

 Автору также удается описать сокровенные тонкости человеческой мотивации. Дуэль с патетическим персонажем Грушницкого становится для Печорина упражнением в человеческом поведении. Ставки вполне могут быть жизнью и смертью, но Печорину, кажется, просто любопытно посмотреть, как поступит Грушницкий. В другом месте Печорин с удовольствием играет с княжной Марьей и понимает, что « она проведет бессонную ночь и будет плакать», Печорин признается, что испытывает почти омерзительный интерес к этой перспективе, отмечая: « Бывают моменты, когда я понимаю вампира.

Моменты перед дуэлью раскрывают нигилистическую философию Печорина по отношению к жизни, смерти и всему, что между ними. Это человек, который живет безрассудно и полноценно, понимая свое преходящее присутствие на планете.:

«Я просматриваю в памяти все свое прошлое и невольно задаюсь вопросом: зачем я жил, для чего я родился? … И все же эта цель должна была существовать, и мое предназначение должно было быть высоким, потому что я чувствую в своей душе безграничную силу. Но я не угадал этого предназначения, я увлекся соблазном пустых и неблагодарных страстей. Из их горнила я вышел твердым и холодным, как железо, но навсегда утратил пыл благородных стремлений — лучший цветок жизни. И сколько раз с тех пор я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие палача, я бы обрушился на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я никогда ни от чего не отказывалась ради тех, кого любила. Я любил для себя, для собственного удовольствия; Я только удовлетворял причудливую потребность своего сердца, жадно поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания, — и никогда не мог насытиться. Так человек, измученный голодом и усталостью, засыпает и видит перед собой богатые яства и игристые вина; он с наслаждением пожирает воздушные дары фантазии и, кажется, чувствует облегчение; но как только он просыпается — видение исчезает. Он остался с удвоенным голодом и отчаянием!»

В этом диком краю Печорин, во многом байронический герой, вечно скучает и, как искатель новых приключений, бешено мчится и дает волю вдали от ограничений удушающей петербургской культуры. Другое дело, что он делает с этой свободой.

Подробнее в части II….

«Герой нашего времени» Михаила Лермонтова

«Герой нашего времени» — это приключенческая история, действие которой происходит среди гор Кавказа и исследование характера байронического героя Печорина. Автор утверждает в своем предисловии, что он создал «составной портрет, составленный из всех пороков, которые процветают в зрелом возрасте среди нынешнего поколения». Литературная задумка романа в том, что он составлен из дневников боевого офицера Печорина. Другой персонаж, Макс Максимыч, завладел дневниками Печорина и передал их, в конце концов, неназванному писателю, ответственному за доставку их нам, с некоторыми дополнительными комментариями. В конструкции есть немного матрешки.

Я прочитал оригинальный перевод классики Лермонтова и поэтому пропустил предисловие Владимира Набокова. Ребекка Стэнтон выдвинула интересный аргумент, что Набоков, как и Лермонтов и некоторые его персонажи, пытается диктовать читателям реакцию на роман. Также ознакомьтесь с его «Тщетными заботами», где вы найдете интересную серию постов, посвященных различным аспектам этого основополагающего произведения русской литературы XIX века.

Одним из интересных аспектов романа являются параллели между автором и его персонажами. Как и многие другие авторы, Лермонтов опирался на события и конкретный опыт своей жизни, чтобы создать людей (военнослужащих, служащих на Кавказе), населяющих его роман. Лермонтов ведь был русским военным офицером, служившим на Кавказе. Лермонтов даже пишет: «Другие с большой проницательностью заметили, что автор написал свой портрет и портреты своих знакомых».

Однако одним из событий, на которые опирался Лермонтов, была его смерть через года после завершения романа. И Лермонтов, и его персонаж Грушницкий были втянуты в дуэль в результате шутки, которую они сыграли над коллегой. Оба убиты. Хотя я бы не стал приписывать искусству Лермонтова какой-либо предвосхищающей ценности, совпадение характеристик его жизни и художественной литературы дает некоторое подтверждение того, что описанные им приключения не являются полностью фантастическими. Роман дает нам усиленное требованиями художественности, несомненно, представление о жизни русского офицера, служащего на Кавказе. Только ради этого стоит прочитать.

Лакомые кусочки русского фольклора и описания «типичного» русского мировоззрения завораживают как своей экзотикой, так и знакомостью для современного читателя.

Меня невольно поразила способность русского человека приспосабливаться к обычаям народа, среди которого он живет. Я не знаю, заслуживает ли это умственное качество порицания или похвалы, но оно доказывает невероятную гибкость его ума и наличие того ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит, что зло неизбежно или невозможно уничтожить.

Но в романе есть нечто большее, чем его способность удовлетворять вуайеризм туристов, увлекающихся историей и культурой. Цель Лермонтова, как он сам говорит, — выделить того, кто был «героем» того времени. Конечно, образ харизматичного, этически двусмысленного и в конечном счете неудовлетворенного героя, которого изображает Лермонтов, присутствует в творчестве Брайона, а также в наших ежедневных новостях. Другими словами, герой лермонтовского времени есть герой и нашего времени.

Другим приятным аспектом романа является шендийская натура безымянного рассказчика (вторая по величине, после самого Лермонтова, матрешка, сложенная в романе). Он пишет что-то вроде:

Может быть, все же вы хотели бы узнать концовку истории Белы? Во-первых, это не роман, а сборник путевых заметок, и, следовательно, я не могу заставить штабс-капитана рассказать историю раньше, чем он действительно начал ее рассказывать. Поэтому вы должны немного подождать или, если хотите, перелистнуть несколько страниц. Хотя я не советую вам делать последнее, потому что переправа через гору Крестов (или, как ее называет эрудированный Гамба, le mont St. Christophe) достойна вашего любопытства.

Такие вещи, наверное, не всех забавляют, но меня щекочет.

Лермонтов также приправляет свой рассказ ссылками на литературу и авторов со всего мира. Байрон, очевидно, оказывает сильное влияние и упоминается несколько раз. Есть много других:

История души человека, даже самой мелкой души, вряд ли менее интересна и полезна, чем история целого народа; особенно когда первое является результатом наблюдений зрелого ума над собой и написано без всякого эгоистического желания вызвать сочувствие или удивление.

«Исповедь» Руссо имеет именно этот недостаток — он читал ее своим друзьям.

На данный момент я рискую расшифровать все свои многочисленные основные моменты, но я даже не дал подробного описания структуры и истории. Матрешки: Лермонтов, рассказывающий историю писателя-путешественника, рассказывающий историю Макса Максимыча, завладевшего дневниками Печорина, воспроизведенными затем в романе. Чтобы добраться до Печорина, читатель сначала проходит через рассказ о том, как писатель-путешественник встретил Макса, и рассказ о том, как Макс встретил Печорина и завладел его дневниками. Детали интересны, но нет нужды подводить итоги.

Что касается Печорина, то он мужик. Он распутничает, дерется, пьет и рассказывает истории. В качестве контрапункта и для того, чтобы сделать его немного более интересным, у нас есть доступ к его личным мыслям через его дневники. Они раскрывают самоанализ и сомнение в значимости любого из его стремлений или достижений. Его завоевания мужчин и женщин составляют приключение, а его размышления о значении всего этого придают глубину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *