Краткое содержание по главам «Очарованный странник» Лесков
Краткое содержание по главам
«Очарованный странник» Лесков
ГЛАВА I
Судно, идущее по Ладожскому озеру от острова Ковевца к Валааму, по пути причаливает у Корелы, и пассажиры из любопытства едут на лошадях в этот пустынный и бедный, хотя и очень старый русский поселок. Отправившись дальше, пассажиры рассуждают, зачем “неудобных в Петербурге людей” ссылать далеко, когда совсем рядом есть такое место, где апатия населения и скупая, невзрачная природа одолеют всякое свободомыслие. Кто-то из пассажиров, путешествующий здесь часто, рассказывает, что в раз- ное время сюда действительно ссылали, да только все ссыльные долго тут не выдерживали. Один, например, повесился. “И прекрасно сделал”, — заметил пассажир, “склонный к философским обобщениям и политической шутливости”. Другой, по всей видимости купец, человек религиозный, возражает — ведь самоубийцы целый век будут мучиться. За них даже никтомолиться не может.
И тут против обоих оппонентов выступил пассажир, на которого как-то не обращали внимания, что было странно. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в по-слушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому нашему сопут-нику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого”.
Видно было, что это человек бывалый, много повидавший. Держался он смело и самоуверенно, хотя и несколько развязно. Он заявил, что есть такой человек, который облегчает положение самоубийц. Это попик-пьяница в одном селе московской епархии, который молится за самоубийц. Его было чуть не расстригли. Говорят, что уже было решение лишить его места. Попик от горя даже перестал пить и решил покончить с собой — в таком случае владыко сжалится над его семьей и даст дочери жениха, который и займет его место.
А епископ однажды после трапезы задремал и видит, будто к нему в келью входит преподобный Сергий и просит пожалеть недостойного попика. Епископ решил, что это был просто сон, и ничего делать не стал. Вот он снова ложится спать, и снится ему, как воинство под темным знаменем волочет за собой толпу скучных теней, и все они кивают грустно владыке и просят: “Отпусти его! — он один за нас молится”. Епископ призывает к себе этого самого попика, и тот сознается, что да, действительно молится за самоубийц. Владыко благословил попика и опять его на место отправил. В процессе разговора выяснилось, что разговорчивый пассажир всего лишь инок, а когда-то был конэсером, то есть он знаток лошадей и состоял при ремонтерах для их руководствования, отобрал и отъездил не одну тысячу коней. Пассажир говорит, что в своей жизни многое испытал, ему довелось быть и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и его увечили. А в монастырь пришел всего несколько лет назад. “Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть”, — говорит он. Тут все подступили к нему с просьбой рассказать о своей жизни. Тот согласился, но только рассказывать он будет с самого начала.
ГЛАВА II
Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин начал свой рассказ с того, что он происходит из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Мать его умерла при родах, отец его был кучером, и вырос мальчик при отце на кучерском дворе. Вся его жизнь проходила на конюшне, он полюбил лошадей и хорошо их изучил. В одиннадцать лет его стали использовать как форейтора, а поскольку физически он был еще довольно слаб для дальней дороги, то его привязывали ремнями к седлу и к подпругам. Это было очень тяжело, в дороге, бывало, он даже терял сознание, но постепенно привык. У форейторов была дурная привычка — стегать кнутом того, кто загораживает дорогу. Вот так однажды Иван, когда вез графа в монастырь, убил одного старика, спавшего на возу. Граф уладил дело с игуменом, отправив осенью в монастырь обоз с овсом, мукой и сушеными карасями. А ночью приходит к Ивану во сне тот монах, которого он засек, и плачет. Он сообщает Ивану, что тот был у матери моленып сын и обещанный. То есть мать обещала его Богу. “Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и тогда ты вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”, — сказал монах и исчез.
Через некоторое время граф с графиней решили повезти дочь в Воронеж к врачу. В селе Крутом остановились покормить коней, и снова появился тот монах и посоветовал Ивану поскорее проситься у господ в монастырь — они его отпустят. Иван не захотел. Вместе с отцом они запрягли лошадей и поехали, а там была очень крутая гора, сбоку обрыв, где погибало много народу. При спуске лопнул тормоз, и весь шестерик понесся вниз к обрыву. Отец спрыгнул с козел, а Иван бросился на дышло и повис на нем. Передовые лошади сгинули в пропасти, а экипаж остановился, упершись в коренников, которых Иван дышлом подавил. Тут вдруг он опомнился и от страха и сам полетел вниз. Но чудом остался в живых — сорвался на глиняную глыбу и скатился, как на салазках. Граф предложил Ивану, у которого прозвище было Голован, просить все, что захочет, а он по глупости попросил гармошку, да тут же и бросил ее.
ГЛАВА III
У себя в конюшне Голован завел парочку голубей. Появились птенчики. Одного Голован сам случайно задавил, лаская, а второго съела кошка, которая повадилась лазать к голубям. Он ее поймал и отрубил ей хвост. Оказалось, что это кошка графининой горничной, Голована повели в контору к немцу-управителю, велели высечь и поставили бить камешки молотком для дорожек в саду. Этого он уж стерпеть не мог и решил повеситься. Пошел с веревкой в лес, все наладил, соскочил с сука — и упал на землю, а над ним стоит цыган, который и перерезал веревку. Тот позвал его с собой. “А вы кто такие и чем живете? Вы ведь небось воры? …А при случае вы, пожалуй, небось и людей режете?” Именно все так и было. Иван подумал-подумал, махнул рукой, заплакал и пошел в разбойники.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
Краткое содержание произведения Очарованный странник Лесков
По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <…> я в лошадях знаток и при ремонтёрах состоял для их руководствования», — говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.
Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь, куда татары пригоняют конские косяки.
Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтёров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещёные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.
В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь — человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.
Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.
По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остаётся при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.
Несколько путников следуют по дороге в Валаам и ведут беседу. Среди них есть один человек в монашеской рясе по физическому виду не очень напоминающий монаха. Его зовут Иван Северьяныч. По дороге он рассказывает свою жизненную историю, как всю жизнь ему предречено умирать, но не погибнуть.
Однажды в детстве он, принадлежащий к дворовым людям графа К, ради смеха забил до смерти ехавшего на возу монаха. Ночью во сне убиенный напророчил Ивану, что тот будет много раз погибать и не погибнет. А в конце станет монахом. Как не странно, но пророчества начали сбываться. Сначала он спас своих хозяев и был ими поощрен. Но после того, как он отрубил хозяйской кошке хвост, его сильно выпороли и отправили тяжело работать. Иван хотел повеситься, но не получилось, его спас цыган, и они вместе убежали.
Вскоре Иван Северьяныч опять попадает в немилость, отдав дочь барина, которую нянчил, ее матери. Он убегает в степь и устраивается на службу к татарам, так как очень любит лошадей. Через некоторое время его берет тоска по родине, и Иван ищет возможность вернуться домой. По дороге он встречает много путников, но никто не хочет иметь дело вместе с беспаспортным Иваном. Придя домой Ивана, отец Илья отлучает от причастия на три года, но впоследствии покаяния Северьяныч получает разрешение от графа устроиться на службу по конской части.
Во время службы у графа Иван часто пьянствует и, чтобы собрать хоть какие-то деньги, отдает каждый раз их хозяину на сбережение. Последней каплей терпения становится продажа князем любимого коня Ивана Дидоны. Он идет в трактир, где беспробудно пьет с новым знакомым, а после тратит все деньги на цыганку Грушеньку. Вернувшись домой, Иван рассказывает графу о цыганке и узнает, что хозяин тоже не раз к ней заглядывал, потом выкупил и поселил в их доме.
В городе Иван подслушивает, как князь разговаривает с бывшей любовницей о женитьбе Ивана и Груши. Груша же, услышав все это, просит Ивана ее утопить. Не в силах ей отказать, он берет сей грех на душу, а потом уходит от князя в поисках своей смерти. Но, как назло, ни земля, ни вода его не принимают, и тогда Иван отправляется на войну. Там он также не только не умирает, но еще и отличается в военном деле. После отставки Иван работает в справочном бюро и артистом, но нигде не находит себе места и отправляется в монастырь. Там он занимается любимым делом и работает при лошадях и ждет прихода смерти.
Очарованный странник » MobyLives
Искусство новеллы 39: Очарованный странник » MobyLives22 апреля 2016 г.
Джонатан Гиббс
Титул : Очарованный странник
Автор : Николай Лесков
Впервые опубликовано : 1873
Количество страниц : 210
Первая линия : Начальник сказал мне: «Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневец до Валаама, зайдя в Корейскую гавань для обслуживания».
Можно подумать, что новелла не слишком плутовская. Новелла должна быть более сдержанной и держаться в большем напряжении, чем это позволяет опрометчивая, плутовская форма авантюризма. И все же Кандид новелла? Только в том случае, если длина является окончательным критерием, а центральный принцип этого проекта заключается в том, что в новелле есть нечто большее, чем просто длина. Если
Николай Лесков Очарованный странник длиннее, чем Кандид , почти такой же линейный по сюжету и такой же разрозненный по сюжету. Его объединяет повествование — титулованный странник рассказывает историю своей жизни группе попутчиков на лодке, пересекающей Ладожское озеро между Санкт-Петербургом и финской границей. Мы все еще там, на лодке, 210 страниц спустя, слушаем, но мы вернулись через его 53 года и привели себя в курс дела. это не 9Однако 0003 полностью линейный. Это менее скучно и больше соответствует природе повествования; как он вскакивает в предмет общего интереса — мораль самоубийства — и затем переходит к другому — ломке и дрессировке лошадей; предмет, столь же центральный для культуры там и тогда, как вы думаете, как футбол или футбол сегодня.
Мы время от времени возвращаемся в рамочное повествование, то в начале, то в конце главы, но на самом деле это одинокий рассказ 53-летнего Ивана Северьяныча о своих испытаниях и невзгодах, начиная с крепостного детства в Орловском в на юго-запад страны, на порабощение татарами в казахской степи, на любовь, и на службу, и на воинскую честь, и на монашество, и… ну, почти все. В этом-то и дело. Его попутчики думают о нем как о богатырь (фигурка из русской легенды, эквивалент странствующего рыцаря) и стоит настаивать на доверии к нему как к сказочнику:
Но при всем его непритязательном добродушии не надо было слишком присматриваться, чтобы увидеть, что он, как говорится, был около . Держался он храбро, обладал самоуверенностью без лишнего чванства, а когда говорил, то теплым, хорошо отработанным басом.
Это чувство надежности имеет решающее значение, потому что, читая с такого расстояния, в его истории и его личности есть элементы, которые могут встать на дыбы и укусить вас за лодыжку. Есть монах, изуродованный колесом телеги, жутко замученный священник, люди, забитые до смерти. К тому же кошка.
Когда я добрался туда, я открыл ловушку и швырнул ее мордой в свой ботинок, чтобы она не могла добраться до меня своими когтями, а затем я держал ее за задние лапы и за хвост своими левой рукой, а правой взял хлыст со стены, а потом сел на кровать. Теперь я начал выбивать из нее дневной свет. Я ударил ее, должно быть, раз сто пятьдесят, и хорошие сильные удары, пока ее сопротивление полностью не сломлено.
Вот с кем мы имеем дело; которого нам предлагается рассмотреть как заколдованного рассказчика, не прочь влюбиться в красивую цыганку, и… ну, но мы оставим это вам, чтобы узнать.
Лесков, если он вообще известен, известен как великий неизвестный русский писатель, навсегда забытый в пользу своих соотечественников-тяжеловесов. Д.С. Мирский 1962 История русской литературы говорит об этом:
Англо-саксонская публика определилась, чего она хочет от русского писателя, и Лесков в эту идею не вписывается. Но тот, кто действительно хочет знать больше о России, должен рано или поздно признать, что Россия не вся содержится в Достоевский и Чехов […] Тогда они, может быть, приблизятся к Лескову, который общепризнан русскими как самый русский из русских писателей.
Сегодня это звучит так же верно, как и в 1962 году, согласитесь. Может быть, вы могли бы добавить , что Достоевский, Чехов и Толстой на меньше русских из-за их универсальности и из-за того, что нам легко их читать сто с лишним лет спустя. Этот Лесков — Лесков из
Но это само по себе поучительно. Странность России как страны для жителей Запада сейчас, безусловно, больше, чем когда-либо после падения коммунизма. BBC может адаптировать Война и мир для телевидения, и почти все будут аплодировать, но подобная книга наверняка оставит зрителей ошеломленными и озадаченными… но, возможно, в конце концов поумнеет. Читать Путина в Толстом — это фантастика, но читать его в Лескова — вовсе не прыжок.
Книга, однако. Это не всегда захватывало меня во время чтения, но тогда это плутовство для вас, поскольку оно не предъявляет читателю никаких требований, кроме порочной привлекательности анекдота и его мгновенной силы освещать мир, к добру или к злу. Сила рассказчика двояка: сначала в магнетизме повествования, а затем в глубоком содержании рассказанного.
Вальтер Беньямин , как известно многим студентам, использует Лескова как путь к искусству Рассказчика в одноименном эссе, и его упоминание о новелле здесь стоит подробно процитировать, так же как и для того, чтобы отличить это из романа как и все:
Роман отличается от всех других форм прозаической литературы — сказки, легенды, даже повести — тем, что он не исходит из устной традиции и не переходит в нее. Это отличает его, в частности, от рассказывания историй. Рассказчик берет то, что он рассказывает, из опыта — своего собственного или рассказанного другими. А он, в свою очередь, делает это опытом тех, кто слушает его рассказ. Писатель самоизолировался. Родиной романа является одинокий человек, который уже не в состоянии выразить себя, приводя примеры своих самых важных забот, сам не дает советов и не может советовать другим. Писать роман — значит доводить несоизмеримое до крайности в изображении человеческой жизни.
Он больше ничего не говорит о новелле, но я согласен с тем, что форма исходит из устной традиции в отличие от романа, но что в ее современных проявлениях она ведет переговоры с культурным миром, который романы помогли сформировать, в способом, которого не могли легенды, сказки и тому подобное. Новелла Уортона или Чехова обращена как назад, к рассказанной истории, так и вбок, к той уникальной перспективе личности, которую разворачивает роман.
Лесков ближе к сказке, чем к роману, и, может быть, именно поэтому он — или кажется нам — таким характерно русским. Это была бы чудесная книга для чтения вслух; найти человека, способного это прочитать. На странице поверхностное натяжение прозы часто бывает слабым — мы здесь не для этого, — хотя есть места, где переводчик, Ян Драйблатт , начинает сиять, например, когда Грушенька, танцующая цыганка, описывается как «извивающаяся из стороны в сторону, гибкая, как змея, и можно было почти слышать, как мозг внутри нее переливается из кости в кость. ” Конечно, я говорю это без русского, но как английская проза, это улучшение по сравнению с версией, которая у меня есть в Ричарда Пивера и Ларисы Волокнонской
Так что да, Лескова я не знал, разве что через Вениамина, и теперь знаю. Я начала читать другие его рассказы. Мрачность тоже присутствует, равно как и отсутствие интереса к психологии. Вот что делает его таким тревожным. Нас не просят сопереживать персонажам, которых он создает, или понимать их. Они не нуждаются в нас для этого.
Джонатан Гиббс является автором книги Randall, или The Painted Grape , опубликованной Galley Beggar Press, и читает лекции по творческому и профессиональному письму в Университете Святой Марии, Твикенхем. Он пишет в Твиттере как @Tiny_Camels и ведет блог Tiny Camels.
MobyLivesСводка «Зачарованный странник» ❤️ | Сочинение
Рассказ Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» написан в 1872-1873 гг. Произведение вошло в цикл авторских сказаний, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается фантастической формой повествования – Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечиями и т. д.
Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, последующие – повествование о жизни главного героя, написанное в стиле жития, включающее пересказ детства и судьба героя, его борьба с искушениями.
Главные герои
Флягин Иван Северьяныч – главный герой произведения, монах «с малого за пятьдесят», бывший консер, рассказывающий историю своей жизни.
Грушенька — молодая цыганка, полюбившая князя, которого Иван Северьяныч убил по ее
просьбе. Его голова была безответно влюблена в нее.
Другие герои
Граф и графиня – первый баяр Флягин из Орловской губернии.
Барин Николаевский, у которого Флягин служил няней маленькой дочери.
Мать девочки, которую выхаживали Флягин и ее второй муж-офицер.
Князь — владелец суконной фабрики, на которой Флягин служил кейдером.
Евгения Семеновна — любовница князя.
Сводка
Глава первая
Пассажиры теплохода «плыли по Ладожскому озеру от острова Коневец до Валаама» с остановкой в Кореле. Среди путешественников заметной фигурой был монах, «богатырь-черноволосый» — бывший консер, который был «знатоком в лошадях» и обладал даром «бешеного укротителя». Спутники спросили, почему мужчина стал монахом, на что тот ответил, что многое сделал в своей жизни по «родительскому обещанию» — «всю жизнь пропадал, и не мог погибнуть».
Глава вторая
«Бывший Конесер Иван Северьяныч, господин Флягин» в сокращении
рассказывает спутникам долгую историю своей жизни. Человек «родился в крепостных» и был «из дворовых людей графа К. Орловской губернии». Его отец был кучером Северианом. Мать Ивана умерла при родах, «потому что я родился с необыкновенно большой головой, оттого и звали меня не Иваном Флягиным, а просто Голованом». Мальчик много времени проводил с отцом в конюшне, где научился ухаживать за лошадьми. Со временем Ивана «посадили» в шестерку, которой руководил его отец. Однажды, управляя шестеркой, богатырь в пути «смеха ради» мельком увидел смерть монаха. В ту же ночь покойник явился к Голованю в видении и сказал, что Иван был матерью «обетованного Богу», а затем сказал ему «
В то время, когда Иван путешествовал с графом и графиней в Воронеж, богатырь спас панов от смерти, за что получил особую милость.
Глава третья
Голован завел голубей в своей конюшне, а кот Графини пошел охотиться на птиц. Однажды, разозлившись, Иван избил животное, отрезав кошке хвост. Узнав о происшествии, богатырь был приговорен «на плеть и потом из конюшни вниз и в село Аглицы на прогулку молотом камни бить». Иван, для которого это наказание было невыносимым, решил покончить жизнь самоубийством, но цыган-разбойник не дал мужчине повеситься.
Глава четвертая
По просьбе цыганки Иван украл из барной стойки двух лошадей и, получив немного денег, пошел к «заседателю показать, что он убегает». Однако дьяк выписал на серебряный крест серебряный крест и посоветовал ему ехать в Николаев.
В Николаеве некий барин нанял Ивана нянькой к своей маленькой дочери. Герой был хорошим воспитателем, заботился о девушке, тщательно следил за ее здоровьем, но сильно скучал. Как-то во время прогулки в лимане они встретили мать девочки. Женщина стала со слезами просить Ивана отдать ей дочь. Герой отказывается, но она втайне от мастера уговаривает его приводить девушку каждый день в одно и то же место.
Глава пятая
На одной из встреч на лимане появляется нынешний муж женщины — офицер, и предлагает выкуп за ребенка. Герой снова отказывается, и между мужчинами завязывается драка. Внезапно появляется разгневанный джентльмен с ружьем. Иван отдает матери ребенка и убегает. Офицер поясняет, что не может оставить Голована с собой, так как он без паспорта, а богатырь будет рад степи.
На ярмарке в степи Иван становится свидетелем того, как знаменитый степной коневод Хан Джангар продает своих лучших лошадей. За белую кобылу два татарина даже устроили поединок — хлестали друг друга плетьми.
Глава шестая
Последним был продан дорогой жеребенок карака. Татарин Савакири тут же принялся устраивать дуэль — отрубиться с кем-нибудь за этого жеребца. Иван вызвался выступить за одного из ремонтников на дуэли с татарином и, используя свой «хитрый трюк», «загубил» Савакирея насмерть. Ивана хотели схватить за убийство, но богатырю удалось сбежать с азиатами в степь. Там он пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Чтобы Иван не убежал, татары «ощетинили» его — разрезали кожу на пятках, надули конский волос и зашили кожу. После этого герой долго не мог ходить, но со временем приспособился передвигаться на щиколотках.
Глава седьмая
Ивана отправили к хану Агашимоле. У богатыря, как и у предыдущего хана, было две жены-татры, Наташа, от которых были и дети. Однако к своим детям мужчина не испытывал родительских чувств, поскольку они были некрещеными. Живя с татарами, мужчина очень скучал по родине.
Глава восьмая
Иван Северьянович говорит, что к ним приходили люди разных религий, пытались проповедовать татар, но они убили «мозайнеров». «Асиаитов к вере надо приводить со страхом, что трясется от страха, и проповедуют им бога мира». «Азият кроткого бога без угрозы никогда не уважит и проповедников побьет».
В степь пришли и русские миссионеры, но покупать Головань у татар не захотели. Когда время одного из них убито, Иван хоронит его по христианскому обычаю.
Глава девятая
Однажды хивинцы пришли к татарам покупать лошадей. Чтобы запугать степняков, гости показали силу своего огненного бога – Талафа, подожгли степь и, пока татары не поняли, что произошло, исчезли. Посетители забыли коробку, в которой Иван нашел обычный фейерверк. Назвав себя Талафоем, герой начинает огнем пугать татар и заставляет их принять христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкий грунт, который протравил вшитую в пятки пятку. Когда его ноги зажили, он запустил большой фейерверк и тихо сбежал.
Выйдя через несколько дней к русским, Иван переночевал только у них, а потом пошел дальше, так как они не хотели принимать человека без паспорта. В Астрахани, начав сильно пить, герой попадает в тюрьму, откуда его отправляют в родную губернию. Дома овдовевший мантровый граф выдал Ивану паспорт и уволил его.
Глава десятая
Иван стал ходить по ярмаркам и советовать простым людям, как выбрать хорошего коня, за что его угощали или благодарили деньгами. Когда его «слава сквозь огни прогремела», к герою явился князь с просьбой раскрыть его тайну. Иван пытался научить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар, и нанял Ивана на три года к себе в кадеры. Периодически у героя случаются «выходы» — мужчина сильно выпил, хотя и хотел покончить с этим.
Глава одиннадцатая
Однажды, когда князя не было, Иван опять пошел пить в трактир. Герой очень переживал, так как при нем были деньги барина. В трактире Иван знакомится с человеком, обладавшим особым талантом — «магнетизмом»: он мог от любого другого человека «пьяную страсть в одну минуту свести». Иван попросил его избавиться от зависимости. Мужчина, гипнотизируя Голована, доводит его до опьянения. Из кабака выставляются уже совсем пьяные мужчины.
Глава двенадцатая
От действий «магнетайзера» у Ивана стали появляться «гнусные рожи на ногах», а когда видение прошло, человек бросил героя одного. Головань, не зная, где находится, решил постучать в первый же попавшийся дом.
Глава тринадцатая
Иван открыл двери цыганам, и герой оказался в другом кабаке. Головань уставился на молодую цыганку-певицу Грушеньку и спустил ей все княжеские деньги.
Глава четырнадцатая
После помощи магнетайзера Иван больше не пил. Князь, узнав, что Иван истратил свои деньги, сначала рассердился, а после успокоился и сказал мне, что он «дал за эту Грушу пятьдесят тысяч рублей», лишь бы она была с ним. Сейчас цыган живет в его доме.
Глава пятнадцатая
Князь, устраивая свои дела, редко бывал дома, у Груши. Девушка скучала и ревновала, а Иван мог ее развлечь и утешить. Все, кроме Груши, знали, что в городе у князя была «другая любовь — от дворянской, секретарской дочери Евгении Семеновны», от которой у князя была дочь Людочка.
Однажды Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, в этот же день здесь побывал князь.
Глава шестнадцатая
Случайно Иван оказался в уборной, где, спрятавшись, подслушал разговор князя с Евгенией Семеновной. Принц сказал женщине, что хочет купить суконную фабрику и скоро собирается жениться. Грушеньку, о которой мужчина совсем забыл, планирует выдать за Ивана Северьяныча.
Головин был занят делами завода, поэтому долго не видел Грушеньку. Вернувшись назад, я узнал, что князь куда-то увёз девушку.
Глава семнадцатая
Накануне свадьбы появляется князь Грушенька. Девушка рассказывает Ивану, что князь спрятался в «укрепленном месте и поставил сторожей строго охранять мою красоту», но она убежала.
ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ
Как оказалось, князь тайно вывел Грушеньку в лес к пчеле, приставив к девушке трех «молодых, здоровых девиц», которые следили, чтобы цыганка не сбежала. Но как-то, играя с ними в жмурки, Грушенька ухитрилась их обмануть – вот она и вернулась.
Иван пытается отговорить девушку от самоубийства, но она уверяет, что не сможет жить после свадьбы принца — она будет страдать еще больше. Цыганка просила убить ее, угрожая: «Ты не убьешь, — говорит, — меня, я в отместку всем вам стану твоей же позорной женщиной». И Головин, столкнув Грушеньку в воду, выполнил ее просьбу.
Глава девятнадцатая
Головин, «сам не понимая», бежал оттуда. По пути он встретил старика – его семья была опечалена тем, что их сына взяли в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына. Просившись отправить воевать на Кавказ, Головин пробыл там 15 лет. Отличившийся в одном из сражений Иван на похвалу полковника ответил: «Я, ваше благородие, не добрый малый, а великий грешник, и ни земля, ни вода меня не приемлет» и рассказал свою историю.
За отличие в бою Ивана произвели в офицеры и отправили с Георгиевским орденом в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако вскоре его исключили из труппы, так как он вступился за молодую актрису, ударив обидчика.
После этого Иван решает уйти в монастырь. Теперь он живет в послушании, не считая себя достойным старшего бдения.
Глава двадцать
В конце спутники спросили Ивана: как он живет в монастыре, не соблазнил ли его бес. Герой ответил, что у него было искушение предстать в образе Грушеньки, но он уже преодолел его. Как-то Головань зарубил явившегося беса, но тот оказался коровой, а в другой раз из-за бесов человек сбил все свечи возле иконы. За это Ивана посадили в подвал, где герой обладал даром пророчества. На корабле Головань отправляется «в паломничество на Соловки к Зосиме и Савватии», прежде чем поклониться до смерти, а затем отправиться на войну.
«Очарованный странник вновь ощутил озарение эфирного духа и впал в тихую сосредоточенность, которую никто из собеседников не позволил прервать себе каким-либо новым вопросом».