Хозяйственный и общественный строй гомеровской Греции — Студопедия
Поделись с друзьями:
Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.
Представление о данном этапе в истории Древней Греции можно составить по поэмам известного поэта «Илиада» и «Одиссея». В это время население было объединено в довольно примитивные сельские общины, занимавшие небольшую территорию и почти изолированные от соседских общин. Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое городом. Основная масса населения города — земледельцы, скотоводы, весьма немногочисленные ремесленники и торговцы.
В это время земля еще составляла племенную собственность и предоставлялась членам родов формально лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако наделы представителей знатных и богатых отличаются по своим размерам и качеству, а базилевсы (родоплеменные вожди) получают еще особый надел — теменос.
Гомеровский период—это период военной демократии. Государства еще не было, а управление обществом осуществлялось с помощью следующих органов. Для этого периода характерно: разложение родоплеменных отношений, забывания письменности, сокращение численности населения, распространения пиратства.
Басилеи и знатные составляли верхний, тонкий слой гомеровского общества. Большую же часть населения представлял «демос», народ, состоящий из средних и мелких землевладельцев, ремесленников и рабов. Товарно-денежное хозяйство порождало земельную мобилизацию, скопление земель в руках аристократии. Участки средних и мелких землевладельцев, клеры, переходили в руки аристократии, а их владельцы обезземеливались и беднели. Однородная масса демоса расслаивалась, и земельная община разлагалась. Одна часть демоса превращалась в средних и мелких землевладельцев, другая разорялась, а третья становилась ремесленниками и купцами.
Свободные землевладельцы чрезвычайно привязаны к своим клерам, заботятся об их орошении, унаваживают их и обрабатывают землю силами собственной семьи с помощью немногих рабов.Часть свободного населения, обременённая военными походами и поборами, беднела, разорялась и попадала в разряд фетов. Фетами в гомеровской Греции назывались бедные люди, потерявшие связь с родом. Феты не имели собственных очагов, не принадлежали к роду и фратрии и вследствие этого были совершенно беззащитны.
В разряд фетов попадали обедневшие члены роди, покинувшие род или изгнанные из него, потомки покорённого населения, чужестранцы и т. д. Им ухудшении социально-экономического положения свободного населения указывало развитие нищенства. Измождённые, оборванные с палкой в руках и с сумой за плечами нищие бродили по селам и городам, от одного дома к другому, прося подаяния.
Нищие не имели своего угла. Летом они жили и ночевали под открытым небом, зимой же ютились в «медном доме» (кузнице), служащем одновременно постоялым двором и клубом для простого народа. Часть фетов опустилась до положения бродяг, ютившихся в кузницах или проживавших под открытым небом. Другая же часть становится подёнщиками, работавшими в ойкосах басилеев и получавших плату натурой.
Положение подёнщиков в гомеровской Греции считалось очень низким, почти безвыходным. На эту работу люди шли уже в самом крайнем случае. Только смерть считалась хуже наёмной работы.
Вызванная экономическим ростом Греции социальная дифференциации создавала условия, благоприятные для развития ремесла, отделившегося от сельского хозяйства. Раньше всего отделилось от сельского хозяйства кузнечное дело — «старинная металлургия»; изготовление металлического оружия, панцыри, железные мечи, копий, наконечников к ним, стрел, боевых колесниц т. е. полное вооружение греческого воина. Всё это требовало опыта и искусства.
В горнах обрабатываются медь, олово, серебро, золото и железо. В отношении употребления железа гомеровская эпоха представляет прогресс по сравнению с эгейской, не знавшей железа.
Иногда ремесленников «приглашали на дом, куда они приходили со своими инструментами и работали из материала заказчика.
Из ремесленников Гомер упоминает: кузнецов, плотников, кэжевников, горшечников, ткачей, золотых и серебряных дел мастеров (золотоискусников) и многих других. К ремесленникам также причислялись певцы, лекаря, глашатаи и прорицатели. Строгого разделения труда и специализации профессий в гомеровском обществе всё же ещё не существовало. Плотник мог поочерёдно выступать в роли столяра и судостроителя, а также изготовителя повозок и мебели. Кожевник изготовлял кожаные одежды, щиты и мячи для игры. Кузнец делал из бронзы копья, железные инструменты, выполнял некоторые ювелирные работы и т. д.
Древняя общинная организация, сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перестает отвечать потребностям времени. Повсюду в Греции VIII—VI вв. до н. э. происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкизм). Древние формы объединения родов — филы и фратрии — еще некоторое время продолжают сохранять свое значение в этих объединениях, но вскоре уступают место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках. Так, на базе родовых и сельских общин возникли новые социально-политические организмы — полисы. Образование раннерабовладельческого общества и государства в форме полисного строя составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период.
Гомеровское общество уже знает рабство. Появление рабства как специальной категории знаменовало полный переворот во всём строе Социальной жизни, в отношении людей к земле и друг к другу.
С рабством связано разложение родового строя, образование частной собственности, классов и государства.«На пороге достоверной истории, — пишет Энгельс, — мы уже всюду находим стада как обособленную собственность глав семейства совершенно так же, как и произведения искусства варварской эпохи, металлическую утварь, предметы роскоши и, наконец, людской скот — рабов. ..
Для человека низшей ступени варварства раб был бесполезен. Поэтому американские индейцы обращались с побеждёнными врагами совсем не так, как с ними поступали на более высокой ступени развития. Мужчин они убивали или же принимали как братьев в племя победителей; женщин они брали в жёны или как-нибудь иначе принимали в число членов своего племени вместе с их уцелевшими детьми.
Рабочая сила человека на этой ступени не даёт ещё заметного избытка над расходами по её содержанию. С введением скотоводства, обработки металлов, ткачества и, наконец, полеводства положение изменилось.
Для надзора за скотом требовалось теперь больше людей, для этой цели можно было воспользоваться военнопленным врагом, который к тому же мог размножаться, как тот же скот. Рабство и своём развитии проходило несколько этапов, начиная от домашнего, или патриархального, рабства до рабства классического.
В первом случае раб использовался в качестве домашней прислуги, или челяди, а во втором—в качестве рабочего орудия, живой говорящей машины.
Середину между патриархальным и классическим рабством занимает рабство народов древневосточных монархий, каким было, по-видимому в рабство на Крите и в Микенах.В гомеровской Греции существовало главным образом домашнее рабство. У перворазрядных басилеев имелись рабы, использовавшиеся в качестве домашних слуг— поваров, конюхов, виночерпиев, экономов и т.д. или рабочих в домашних мастерских.
В женских мастерских при гинекеях, служивших помещениями для женщин, работали искусные мастерицы —сидонянки или финикиянки, специализированные на определенный видах труда. Рабский труд применялся и в сельском хозяйстве, земледелии и скотоводстве, на виноградниках и оливковых посадках.
В некоторых случаях рабы получали от своих господ небольшие земельные наделы, дом и даже жену, словом, всё, что «хорошие господа имеют обычай давать своим верным слугам».Вначале недференцированный труд рабов- слуг постепенно начинал диференцироваться. В эпосе упоминаются рабы—коровники, свинари, пахари и т.
Каждая раба — мастерица выполняла одну определённую работу, что уже предполагало специализацию и разделение труда. Говоря о рабах, Гомер не забывает указать и на отрицательные стороны труда рабов, на их незаинтересованность в выполняемой ими работе. Между мелкими владетелями и их рабами сохранились ещё патриархальность и простота отношений. Те и другие вместе живут, вместе едят и спят.
Но в дворцах басилеев эти патриархальные отношения начинали исчезать. Различие между рабами и свободными становится резче.
Главным источником получения рабов как в гомеровской, так и в послегомеровской (классической) Греции служили войны. Военнопленные или непосредственно попадали в руки рабовладельцев, или же перекупались торговцами, перепродававшими их всем желающим. Были известны случаи, когда рабов выменивали на вино, быков, шкуры, медные железо.
Главными поставщиком рабов среди средиземноморских народов издревле были финикийцы. Финикийцы пользовались дурной славой купцов, ничем по пренебрегавших ради выгоды. Финикийцы скупали военнопленных или же захватывали людей, по преимуществу женщин, всякими хитростями и обманом. Стоимость живого товара определялась, в зависимости от его качества от 8 до 20 быков.
Классовые противоречия в гомеровском эпосе выступают уже с полной отчетливости и резкостью. Военно-родовая знать противопоставляла массе «худородных» и «дурных» людей. В отличии от них знать величает себя «благородными», «хорошими», «жирными»и «тучными» людьми, ведущими свой род от богов.
Помимо экономического и правового неравенства различие между аристократией и народом сказывалось и во внешнем обращении басилеев друг с другом, с одной стороны, и в их обращении с простым народом — с другой.
Высокое положение знати выражалось не только во внимании и почестях, оказываемых басилеям при жизни, но и в почестях, воздаваемых им после смерти, во время торжественных похорон.
В процессе разложения военной демократии значение агоры уменьшалось. Фратрии и филы превращались в аристократические учреждения, руководимые представителями немногих влиятельных родов.
По мере утраты названными учреждениями:своего значения и влияния политическое руководство переходило к аристократическому Совету (булэ), возглавляемому царём. Булэ имеет свою историю. Первоначально булэ, подобно римскому сенату эпохи царей, было чисто родовым советом, в котором участвовали главы всех родов. Но это был совет не стариков, а наиболее видных представителей родовой знати. Первобытная демократия еще сохранялась, и Народные собрания играли в общественной организации значительную роль. Организацию возглавлял базилевс — одновременно военачальник племени, верховный судья и верховный жрец. Фактически он действовал совместно с представителями родоплеменной знати. Должность базилевса была выборной, но со временем при ее замещении стали отдавать предпочтение сыну умершего базилевса, и должность закрепилась как наследственная.
Впоследствии же состав булэ сузился и аристократизировался. В булэ могли заседать лишь представители наиболее влиятельных и богатых родов, филобасйлеи и им подобные главы крупных родов или родовых союзов. Совет обычно собирался во дворце главного басилея и за трапезой обсуждал поставленные царём вопросы. Царь выслушивал советы «старцев разумных», принимали присягу и затем по собственному усмотрению проводил или не проводил в жизнь их решения.
Значение булэ повышалось по мере усложнения задач управления и увеличения общности интересов между филами иродами. Чем больше аристократия богатела, отделялась от народа и превращалась в замкнутый класс эксплоататоров, тем больше вырастало значение булэ. Царь перестал играть руководящую роль, за ним сохранилась лишь должность верховного жреца.
Таким образом, гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов; именно из них впоследствии образовались первые города-государства — полисы.
Историческое развитие Древней Греции на рубеже IX—VIII вв. до н. э. характеризуется глубокими изменениями. На смену родовому строю приходит рабовладельческий, что сопровождается развитием института частной собственности. Многие рядовые земледельцы лишаются своих наделов, которые сосредоточиваются в руках родовой знати. Формируется крупное землевладение. Порождается долговая кабала. Развитие ремесленного производства и торговли ускоряло процесс социально-имущественного расслоения.
К VIII в. царская власть в большинстве греческих общин уже совершенно исчезла. И процессе образования классов и усиления роли аристократии складывалось государство, которое должно было закрепить множившиеся отношения и обеспечить господство аристократии под массой свободных и полусвободных людей и рабов.
Появление государства ознаменовало, важнейший этап в истории греческого общества. Оно ускорило разложение родового строя, способствовало экономическому, политическому и культурному развитию классового общества, расслоению общества на богатых и бедных, установлению новых правовых порядков, созданию новых должностей и т. д.
Греческое государство в своём формировании прошло несколько стадий, начиная от аристократического строя гомеровской эпохи до отчетливо выраженного классового рабовладельческого государства классической Греции, явившись определённой фазой в истории античного государства и государства вообще.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
79-82 – Древняя Греция в гомеровский период
ГЛАВА IV.
Общественный и государственный быт греков до V века
если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите статью Гомеровская Греция
79. Родовой быт
По всей вероятности, греки явились в страну, где прошла вся их история, через фессалийскую долину. В ту эпоху Древняя Греция была еще покрыта густым лесом, а её долины заняты болотами и озерами. Сначала переселенцы должны были вести полубродячий образ жизни своих арийских предков, и только с ростом населения леса все более и более вырубались, болота осушались, и земледелие стало брать верх над скотоводством. Это было еще время господства родового быта, когда не было государств, а существовали только общины родственников (действительных или мнимых), носившие название родов. Каждый такой род вел свое происхождение от общих предков, поклонялся одним и тем же богам и управлялся старейшиной, пользовавшимся властью отца в семье. Этот старейшина был для рода вождем, судьей и жрецом, предстателем перед родовыми богами. Род состоял из отдельных семейств под управлением отцов, с которыми старейшина совещался во всех важных случаях и которые тоже стояли во главе домашнего культа – почитания умерших родителей. Родичами считались все, имевшие общих мужских предков, да и вообще родство признавалось лишь через мужчин. Вступая в брак, женщина должна была отрекаться от прежних своих богов и от прежней родни, чтобы принять богов и родню мужа. Вне родовых связей человек был беззащитен, потому что только род мог оказать ему помощь и покровительство. Родичи мстили всякому чужаку за обиды, увечья или смерть, причиненные одному из их среды, или заставляли уплатить выкуп взамен заслуженной кары. Когда уже образовались государства, родовой быт еще продолжал существовать и в рамках нового строя; особенно долгое время сохранял он свое древнее религиозное значение.
80. Образование ранних государств
По мере того, как число родичей возрастало и связь между отдельными семьями становилась менее тесною, родовой быт мало-помалу начинала разлагаться и уступать место более сложному общественному устройству. Роды распадались на новые роды или соединялись между собою для образования более обширных союзов, носивших название фил. Каждая такая фила заключала в себе несколько родов и составляла общину, тоже имевшую общего главу и общий культ. Несколько фил (обыкновенно очень небольшое число, например, три‑четыре) срасталось в маленькое государство, занимавшее большею частью очень незначительную территорию – долину реки, горную террасу и т. п. В образовании таких государств должны были играть роль и войны, которые вели между собою отдельные общины из-за обладания землею. Население самых ранних государств жило в разбросанных поселках и такой порядок вещей в западной части Греции продолжался до V века, но на обоих берегах и островах Эгейского моря очень рано выработался столь характерный для исторической Греции тип государства‑города (πολις). Города возникали, когда происходило слияние нескольких деревень в одно поселение больших размеров, которое окружалось стеною для защиты от внешних нападений. Развитие городов обусловливалось главным образом участием в торговле: вот почему ранее всего городская жизнь и развилась по берегам и островам Эгейского моря, где впервые греки были втянуты в общий круговорот восточной торговли.
Амфора 950-900 до Р. Х. с росписью характерного для гомеровской Греции протогеометрического стиля
81. Быт гомеровской Греции
Поэмы Гомера рисуют нам ранний быт мелких древнегреческих государств в следующих чертах. Во главе государственной общины стоял царь, называвшийся по‑гречески басилевс. Цари происходили из родов, которые вели свое происхождение от богов; наследование переходило от отца к старшему сыну. Царь, как в старину родовладыка, был для своего народа и военным вождем, и высшим судьей и верховным жрецом. Знаком царского достоинства был жезл (скипетр), откуда эпитет царей – скиптроносцы. В важных случаях царь должен был совещаться со старейшинами (геронтами): это были преемники старых родовладык, а теперь они составляли думу (буле) царя, помогавшую ему своим советом и содействием в делах управления и суда. Для обнародования решений, принятых царем с его советом, или для того, чтобы получить общее согласие на какую‑либо важную меру, царь через своих глашатаев созывал весь народ на вече (агора, экклесия), которое выражало свое согласие или несогласие лишь криком, сравниваемым у Гомера с шумом морских волн. В гомеровский период единственными занятиями греков были еще скотоводство и земледелие, а торговлею они еще не занимались. Для обогащения, впрочем, служила им и война. Сражались на колесницах, бросая в неприятеля длинные копья, или врукопашную при помощи меча или кинжала. Вооружение греков было такое же, каким пользовались народы Малой Азии, – между прочим шлемы, латы, щиты и поножи, сделанные из меди (железо вошло в употребление позднее).
82. Образование общественных неравенств
В гомеровскую эпоху греческое общество является уже расчлененным на сословия. В древнейший период каждое племенное государство состояло у греков, как и вообще это было у арийцев, из равноправные членов, над которыми стоял лишь царь. Когда главным источником богатства было скотоводство, большая часть земли была в общем пользовании. С переходом к хлебопашеству из общего владения отдельным хозяйствам стали выделят особые участки (клеры), мало-помалу превратившиеся в частную собственность своих владельцев. В то время, как одни богатели, сосредоточивая в своих руках все больше и больше земли, другие, наоборот, беднели и теряли землю. Так произошло распадение общины на крупных землевладельцев и на безземельный люд. Первые составили в гомеровской Греции сословие благородных, которые уже у Гомера называются лучшими людьми. Благородство именно и состояло в происхождении из хорошего рода, предком которого считался бог или герой. В этой аристократической среде особенно поддерживались родовые связи, родовые предания, родовой культ. Между тем, как простолюдины (феты) выходили на войну простыми пехотинцами, благородные выезжали на колесницах, позднее верхом на лошадях. Старейшины благородных участвовали в царском совете, одни благородные держали речи перед народом на вече. Простой народ вследствие такой перемены попал в полную экономическую и политическую зависимость от землевладельческой знати. Некоторые простолюдины потеряли даже личную свободу и превратились в рабов, в какое положение попадали и взятые в плен на войне. (Если одно племя завоевывало землю другого, то также нередко превращало покоренных в крепостных, как это случилось, например, с фессалийскими пенестами или критскими мноитами).
Древнегреческая демократия
Автор: History.com Editors
Обновлено: | Оригинал:
Leemage/Universal Images Group/Getty ImagesВ 507 году до н. , «народ» и kratos , или «власть»). Это была первая известная демократия в мире.
Эта система состояла из трех отдельных институтов: экклесии, суверенного руководящего органа, который писал законы и диктовал внешнюю политику; буль, совет представителей десяти афинских племен и дикастерия, народные суды, в которых граждане рассматривали дела перед группой присяжных, выбранных по жребию. Хотя эта афинская демократия просуществовала всего два века, ее изобретение Клисфеном, «отцом демократии», было одним из самых устойчивых вкладов Древней Греции в современный мир. Греческая система прямой демократии проложила бы путь представительным демократиям по всему миру.
ПОДРОБНЕЕ: Почему Греция считается родиной демократии
Кто мог голосовать в Древней Греции?
Leemage/Universal Images Group/Getty ImagesМраморный рельеф, изображающий афинян, увенчанных демократией, с надписью закона против тирании, принятого афинянами в 336 г. до н.э.
«При демократии, — писал греческий историк Геродот, — существует, во-первых, самая великолепная из добродетелей — равенство перед законом». Действительно, демократия Клисфена уничтожила политические различия между афинскими аристократами, долгое время монополизировавшими процесс принятия политических решений, и представителями среднего и рабочего класса, составлявшими армию и флот (и чье зарождавшееся недовольство было причиной Клисфен впервые представил свои реформы).
Однако описанное Геродотом «равенство» ограничивалось небольшой частью афинского населения Древней Греции. Например, в Афинах в середине 4 в. насчитывалось около 100 тыс. граждан (афинское гражданство ограничивалось мужчинами и женщинами, родители которых также были афинскими гражданами), около 10 тыс. метойков, или «иностранцев-резидентов», и 150 тыс. рабов. Из всех этих людей в состав демоса входили только граждане мужского пола старше 18 лет, то есть только около 40 000 человек могли участвовать в демократическом процессе.
Остракизм, при котором гражданин мог быть изгнан из Афин на 10 лет, был в числе полномочий экклесии.
Экклесия
Афинская демократия была прямой демократией, состоящей из трех важных институтов. Первой была экклесия, или Собрание, суверенный орган управления Афин. Любой член демоса — любой из этих 40 000 взрослых граждан мужского пола — мог посещать собрания экклесии, которые проводились 40 раз в год в зале на склоне холма к западу от Акрополя, называемом Пникс. (Каждую сессию Ассамблеи посещало всего около 5000 человек; остальные служили в армии или на флоте или работали, чтобы прокормить свои семьи.)
На собраниях экклесия принимала решения о войне и внешней политике, писала и пересматривала законы, а также одобряла или осуждала поведение государственных чиновников. (Остракизм, при котором гражданин мог быть изгнан из афинского города-государства на 10 лет, входил в число полномочий экклесии.) Группа принимала решения простым большинством голосов.
Буль
Вторым важным учреждением был буль, или Совет пятисот. Буле представляла собой группу из 500 человек, по 50 человек от каждого из десяти афинских племен, которые служили в Совете в течение одного года. В отличие от экклесии, буле собирались каждый день и выполняли большую часть практической работы по управлению. Он контролировал государственных служащих и отвечал за такие вещи, как военные корабли (триеры) и армейские лошади. Он касался послов и представителей других городов-государств. Его основная функция заключалась в том, чтобы решать, какие дела будут рассматриваться экклесией. Таким образом, 500 членов буля диктовали, как будет работать вся демократия.
Позиции на буле были выбраны по жребию, а не путем выборов. Это было связано с тем, что теоретически случайная лотерея была более демократичной, чем выборы: в конце концов, чистая случайность не могла зависеть от таких вещей, как деньги или популярность. Система лотереи также препятствовала созданию постоянного класса государственных служащих, у которых могло возникнуть искушение использовать правительство для продвижения или обогащения. Однако историки утверждают, что выбор в буль не всегда был делом случая. Они отмечают, что богатые и влиятельные люди — и их родственники — входили в состав Совета гораздо чаще, чем это могло бы быть в действительно случайной лотерее.
Дикастерия
Третьим важным учреждением были народные суды, или дикастерии. Каждый день более 500 присяжных выбирались по жребию из числа граждан мужского пола старше 30 лет. Аристотель утверждал, что из всех демократических институтов дикастерия «вносит наибольший вклад в силу демократии», поскольку присяжные обладают почти неограниченной властью.
Полиции в Афинах не было, поэтому сами демосы возбуждали дела, выступали за обвинение и защиту и выносили вердикты и приговоры по правилу большинства. (Кроме того, не существовало правил о том, какие дела можно рассматривать в судебном порядке или что можно и нельзя говорить в суде, и поэтому афинские граждане часто использовали дикастерии, чтобы наказать или смутить своих врагов. )
Присяжные заседатели получали заработную плату за свою работу, чтобы эта работа была доступна всем, а не только богатым (но, поскольку заработная плата была меньше, чем зарабатывает средний рабочий за день, типичным присяжным был пожилой пенсионер ). Поскольку афиняне не платили налогов, деньги на эти платежи поступали за счет таможенных пошлин, взносов союзников и налогов, взимаемых с метойков. Единственным исключением из этого правила была leitourgia, или литургия, которая была своего рода налогом, который богатые люди добровольно платили, чтобы спонсировать крупные общественные начинания, такие как содержание военного корабля (эта литургия называлась trierarchia) или производство спектакль или хоровое выступление на ежегодном городском фестивале.
Конец афинской демократии
Около 460 г. до н. э., под властью полководца Перикла (генералы были одними из немногих государственных чиновников, которые избирались, а не назначались) афинская демократия начала развиваться в то, что мы бы назвали аристократией: правило того, что Геродот называл «один человек — лучший». Хотя демократические идеалы и процессы не сохранились в Древней Греции, с тех пор они оказывали влияние на политиков и правительства.
Современные представительные демократии, в отличие от прямых демократий, имеют граждан, которые голосуют за представителей, которые создают и принимают законы от их имени. Канада, Соединенные Штаты и Южная Африка являются примерами современных представительных демократий.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – ЯЩИК ИСТОРИИ
Древние греки были частью наций, где люди были разделены на основе социализма – означает классы. Одни классы превосходили другие, другие уступали. Высшие классы пользовались некоторыми особыми правами и льготами по сравнению с низшими. Эти социальные классы описаны ниже по образцу, начиная с самого высокого класса и заканчивая самым низким в древнегреческой социальной иерархии:
Афины – Высший класс
Метеки – Средний класс:
Вольноотпущенники – Низший класс:
Рабы
Афины – Высший класс: Высшим классом в древнегреческой иерархии был Высший класс. Люди этого класса обладали высшей властью и положением в обществе. Чтобы принадлежать к высшему классу, нужно родиться в Афинах, поскольку права этого класса могли быть унаследованы только на наследственной основе. Высший класс символизировал хороший гражданский характер, хороший художественный вкус и высокосоциальных людей.
Люди из этого класса занимались всей государственной работой, философией и литературой, а также войной. Афиняне всегда имели рабов для выполнения своих материалистических работ, чтобы сэкономить свое драгоценное время, которое они должны были использовать в административных целях. Высший класс можно также символизировать как класс досуга. Они уделяли время важной деятельности, связанной с управлением королевством.
Метеки — средний класс: это был следующий класс в социальной иерархии Древней Греции. Эти люди не были афинянами, а приехали в Афины, чтобы осесть. Они приехали в Афины, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Такие люди подходили для среднего класса. Они были свободными людьми, они не были рабами, но обладали очень небольшими правами по сравнению с высшим классом. В основном они занимались торговлей и производством.
Вольноотпущенники – Низший Класс: Вольноотпущенники были следующим классом в Древнегреческой Социальной Иерархии и включали в себя тех людей, которые когда-то были рабами, но каким-то образом были освобождены их владельцем любым способом. Это была категория людей низшего сословия, но они не принадлежали к Афинам, то есть они не были ни Афинами, ни получали гражданство в своей жизни, какие бы деньги они ни зарабатывали. Это были люди, обладавшие наименьшим количеством привилегий, но все же получившие их мало, по сравнению с рабами, не имевшими привилегий.
Рабы: Это самый низкий класс, на самом деле уровень, потому что греки никогда не считали его классом. Этих людей либо спасли с войны, какие-то уголовники, либо даже купили на людях. Эти люди обладали нулевыми правами или полномочиями. Они даже не обладали правом на собственную жизнь. Очень небольшое количество греков было рабами, в остальном большинство рабов были не греками. Им пришлось заплатить выкуп, чтобы купить свою свободу и стать свободными.
Социальная структура
Политика и политические иерархии являются важной и неотъемлемой частью страны. Древняя Греция состояла из различных городов, которые были более или менее политически независимыми и в то время были известны как полисы. География страны способствовала раздроблению древней Греции на различные мелкие и крупные независимые единицы, которые политически приняли форму независимо действующих городов. В этих городах были видны различные разновидности политики, от монархии и демократии до олигархии.
Этот тип особого политического понимания был следствием разделения страны на различные города-государства. Крупнейшие города страны включали Афины и Спарту. Оба этих города имели свою собственную систему управления и политику. Политическая иерархия в Древней Греции состояла из следующих иерархических политических уровней:
Монархия
Олигархия
Тирания
Демократия
Греческое общество в основном было разделено между Свободными людьми и Рабами, которые принадлежали свободным людям.